|
|
|
|
|
|
|
Достижения позднеантичного кораблестроения ярко проявились во время проведения транспортной операции по переброске византийских войск в Северную Африку в 533 году, в начале компании против Королевства вандалов и аланов. Всего в ней было задействовано 500 транспортных судов с экипажем в 30 тыс. моряков и 92 боевых кораблей охранения с экипажем и морской пехотой общей численностью в 2 тыс. человек. Операция заняла июнь-август и завершилась высадкой 15-ти тысячного экспедиционного корпуса в районе мыса Капут Ваде ( Рас Капудия или Бон) 31 августа 533 года.
Пунктирными линиями на карте указаны пунийские и римские дороги. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 27 Февраля, 2009 - 19:38:13 |
|
|
|
|
|
|
Транспортные суда, по свидетельству Прокопия, имели грузоподъемность от 3 тыс. до 50 тыс. медимнов ( примерно от 157,6 т. до 2626,5 т., соответственно, если принимать за объем медимна воду).
Вопрос с наличием мелких и средних транспортных судов в этот исторический период, в общем, хорошо изучен по ряду подводных археологических находок в Средиземноморье у берегов Италии и Турции, относящихся к последней четверти VI - первой четверти VII вв.
Как правило, это были однопалубные высокобортные суда с одной, либо двумя мачтами, имевшие отличные мореходные характеристики.
Изображение купеческого судна из собрания Подводного археологического музея в Бодруме, Турция. Первая четверть VII века. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 27 Февраля, 2009 - 20:01:22 |
|
|
|
|
|
|
Реконструкция торгового судна итальянскими учеными. Арпхеологический музей Остии.
Подобные суда вполне были способны длительное время использоваться для перевозки пехоты.
Сечение дано по мидель шпангоуту.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 27 Февраля, 2009 - 20:06:08 |
|
|
|
|
|
|
Кроме 10 тыс. пехотинцев, корпус имел и 5 тыс. всадников, причем, варвары-федераты и кони были приняты не в Константинополе, а уже после выхода эскадры в поход, во время захода в район Перинта, находившегося на фракийском побережье. Тем самым власти постарались избежать пусть даже кратковременного присутствия варваров в столице.
Кроме собственно 5 тыс. коней, как известно, кочевники имели минимум по одному запасному коню. Более того: армия имела и гужевой транспорт в виде мулов.
Принимая все это во внимание, а также примерный минимальный комплект мулов на десять пехотинцев, можно указать цифру примерно в 10 тыс. коней и 1 тыс. мулов. Реально цифра эта была куда большей, т.к. учитывался падеж во время продолжительного плаванья.
Мул или лошак Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 27 Февраля, 2009 - 20:36:48 |
|
|
|
|
|
|
Таким образом, общий минимальный вес животных, не считая корма и воды, а также сопровождающих их кавалеристов, заботящихся о своих животных, составлял, примерно 5400 тонн. исходя из среднего веса коня (около 500 кг.) и мула (около 400 кг.).
Следовательно, можно ориентировочно указать на наличие во флоте 8-10 крупнотоннажных кораблей около 50 тыс. медимнов, каждый, которые использовались для перевозки кавалерии и гужевого транспорта.
Наличие столь крупных кораблей может показаться не совсем объективным в 30-е годы VI века, хотя имеются непровержимые археологические доказательства наличия крупнотоннажного флота раньше: - в период ранней империи, например, был доставлен 326-ти тонный обелиск, плюс блоки базы, из Египта в Большой цирк Рима. Позже, при императоре Клавдии, корабль был затоплен в Остии и использован для возведения волнолома с маяком. Собственно, это, фактически, единственное крупнотоннажное морское судно античности, которое удалось частично изучить. И это было далеко не самое крупное судно того времени.
Взять хотя бы, к примеру, знаменитые римские "суперлинкоры" - эннерисы, имевшие 210 весел в три ряда.
Enneris. Реконструкция итальянских специалистов. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 27 Февраля, 2009 - 20:48:53 |
|
|
|
|
|
|
Крупные корабли имели не только водяные насосы в виде помп или ковшового типа для откачки воды, но и систему гашения бортовой качки, аналогичную современной.
- в ранневизантийский период все эти достижения продолжали сохранять и использовать. Достаточно рассмотреть вопрос доставки заготовки купола мавзолея Теодориха великого в Равенну http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=5 .
Так что же могли представлять собой крупнейшие транспортные суда Велисария?
Вероятней всего, это были многокилевые уплощенные суда с усиленным набором корпуса, соотношением длины к ширине, как 3 1/3 к 1. Могли нести одну, максимум две мощные мачты и, ориентировочно, иметь около 150 - 180 весел. Часть фальшбортов была съемной и на судах имелись аппарели для приема на борт и высадки конницы и грузов. Что касается их полного водоизмещения, то цифры здесь могут несколько расходиться, т.к. вышеуказанная максимальная грузоподъемность в 2626,5 т. является лишь разницей между весом пустого и груженного судна. Цифра может получиться очень значительная.
Схема корпуса одного из римских судов с озера Неми, являющаяся стандартной для крупнотоннажных кораблей. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 03 Марта, 2009 - 00:07:58 |
|
|
|
|
|
|
Внешний, достаточно упрощенный вид реконструкции одного из немийских кораблей, которые не несли мачт. Один из них, фактически, - управляемая баржа, но, по конструкции корпуса, они аналогичны друг другу.
С мачтой, веслами и отсутствием подавляющей части надстройки можно себе представить внешний вид одного из крупных транспортных кораблей Велисария во время компании 533-534 гг. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 03 Марта, 2009 - 00:30:03 |
|
|
|