|
|
|
|
|
|
|
Купол святой Софии Константинопольской
Когда стоишь под куполом Софии и смотришь на него снизу, то возникает ощущение его мощи и непоколебимости, однако на протяжении полутора тысяч лет он пережил несколько серьезных разрушений и не менее масштабных реставраций, причем как каменной кладки, так и древней мозаики, покрывавшей всю огромную полусферу.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 18 Января, 2009 - 02:14:14 |
|
|
|
|
|
|
Первый купол, более плоский, нежели тот, к которому мы привыкли, покрыл новопостроенное здание храма, освященное в 537 году. Однако в 558 году в результате землетрясения рухнула несущая восточная арка и часть примыкающего к ней купола, после чего купол был перестроен заново и ему придали более выгнутую форму, а барабан, почти отсутствовавший до того, был несколько повышен. Второй раз купол пострадал в десятом веке. На этот раз обвалилась западная арка с прилегающей четвертью купольного свода. В третий раз снова упала восточная арка со своим сегментом купола. Случилось это в четырнадцатом столетии. Храм долгое время простоял закрытым, и только в 1346-1353 гг. купол удалось восстановить. В таком виде он, в целом, и сохранился до наших дней. Во времена Османской империи проводились косметические ремонтные работы, осыпавшиеся участки штукатурили и расписывали краской, имитируя древний мозаичный узор. Поновления производились братьями Фоссати в 1847-1849 гг., затем еще раз после землетрясения 1894 года, снова в 1910 году и далее силами Дирекции Вакуфов уже незадолго до превращения храма в музей 1934 году.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 18 Января, 2009 - 16:05:57) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 18 Января, 2009 - 02:15:26 |
|
|
|
|
|
|
Стыки гигантских каменных «заплаток» купола, если приглядеться, заметны. Соответственно отличаются друг от друга фрагменты орнаментальной мозаики, покрывающей ребристую поверхность купольного свода. Сохранилось 1000 кв.м. его мозаичной кладки VI века (53% от первоначальной площади, составлявшей 1900 кв.м). Из них 280 кв.м. относятся к реставрации Х века (15 % от первоначальной площади), а 560 кв. м. – ко второй реставрации XIV века (29 % от первоначальной площади), потери составляют 60 кв.м. (3% от первоначальной площади купольного свода). В 1993 году началась бесконечная реставрация мозаичной поверхности купола. Между 29 и 40-м ребрами свода были собраны леса. Всего купол разделен идущими от карниза сорока ребрами, с окошками в низком барабане между каждой их парой. Нумерация ребер начинается от восточной стороны и далее идет по часовой стрелке. В указанной зоне реставрации оказались участки VI и XIV веков, а так же фрагмент позолоченного медальона в зените, украшенного арабской каллиграфической надписью, выполненной известным мастером Мустафой Изет Эфенди во время реставрации Фоссати 1847-49 годов. Кстати, медальон сильно пострадал от перепада влажности, были сделаны пробные расчистки в разных местах, но следов мозаики под турецкой записью не обнаружили. Далее леса переместились к участку между 20-м и 30-м ребрами купола, где расположены зоны VI и X столетий, а так же поздних записей по позолоте XIX века.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 18 Января, 2009 - 02:18:58) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 18 Января, 2009 - 02:16:50 |
|
|
|
|
|
|
Мозаики VI века (558-562 гг.) С севера и юга купольного свода двумя клиньями сходятся к центру сохранившиеся мозаики VI столетия. Эти участки свода выложены из крупных (35 см. в длину и 6 см в толщину) кирпичей. Грунт под мозаику – известковый, с добавлением дробленого кирпича. На свежий грунт перед набором смальты наносился предварительный рисунок краской. Смальта ровная, высокого качества, из непрозрачного стекла. В наборе присутствуют красный, синий и зеленый цвет, а так же золотая и серебряная смальта. Размер золотых кубиков фонов 6 х 7 мм, и укладывалась она из расчета 180 шт. на 100 кв. см., серебряные кубики имеют тот же размер, но уложены почему-то реже: 160 шт. на 100 кв. см.
Мозаики Х века (989-995 гг.) Зона мозаичной кладки в западной части куполаподробно изучалась с лесов в 1999 году. Здесь купол, по сравнению с участками VI века, сложен из похожих по размеру (35х5 см.) кирпичей и имеет ту же толщину кладки. Кладка ровная, но относительно VI века, более разреженная, так для золота применяется норма 160 шт. на 100 кв. см., для серебра она осталась прежней, среди золотой смальты встречается используемая повторно. В целом, кубики золота более матовые, коэффициент отражения их, по сравнению с золотой смальтой VI века, понизился на 10 %.
Мозаики XIV века (1346-1353 гг.) Покрывает большую область с восточной стороны купола и демонстрирует явный упадок. Потеря мастерства, острая нехватка средств и материалов явственно отразилась в это грубой имитации более ранних образцов мозаичной кладки. Кирпич в сводах здесь тоньше (35х3,5 см), слой раствора равен толщине самого кирпича. По прежнему перед началом работы на сырую поверхность наносился подготовительный рисунок, но кладка очень неряшлива. Грунт местами не выровнен, расположение кубиков смальты нерегулярное. Местами ряды кубиков просто пропущены, и эти места закрашены краской, все цвета смальты уложены разрежено (среднее количество 140 шт. на 100 кв. см.). В целом, ощущается острая нехватка золотой смальты, коэффициент отражения ее, по сравнению с золотой смальтой VI века, понизился на 25 %. Серебряные кубики во многих местах заменены грубо наколотым сероватым мрамором, уложенным из расчета 40 шт. на 100 кв. см.
Поздние реставрационные вмешательства Все они сводились к созданию каллиграфического медальона в зените купола (после 1710 г.) и поздних записей Фоссати, и позже, Дирекции Вакуфов. При Фоссати фон дописывался темперной или масляной охрой по гипсовой штукатурке, далее наносилась сусальная позолота и через трафарет набивался рисунок мозаичных кубиков с последующим покрытием сверху лаком. При второй реставрации фон выкрашивался клеевой желтой краской, ей же замазывались проплешины в позолоте братьев Фоссати, по этому фону наносился более крупный, по сравнению с тем, что наносили Фоссати, орнамент.
Современная реставрация. Красочные области обрабатывались поливиниловым спиртом и растворенным в воде пигментом. Золото консервировалось специальными химикатами, а смальта укреплялась в местах, где это было нужно, при помощи специальных растворов или клея.
Фото: под куполом св.Софии (вид с лесов) Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 18 Января, 2009 - 02:43:43) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 18 Января, 2009 - 02:20:24 |
|
|
|
|
|
|
Фото: стык между зоной XIV века (слева) и VI века (справа) над юго-восточным пилоном св. Софии. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 18 Января, 2009 - 02:24:08 |
|
|
|
|
|
|
Фото: заклейка и укрепление мозаики в проемах окон купола Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 18 Января, 2009 - 02:25:43 |
|
|
|
|
|
|
Фото: проверка кубиков на прочность. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 18 Января, 2009 - 02:31:27 |
|
|
|
|
|
|
Те, что выпадают - клеят на специальный состав. Самое оно для женских рук. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 18 Января, 2009 - 02:32:31 |
|
|
|
|
|
|
А то, что держится - закрепляют специальным составом от Polaroid Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 18 Января, 2009 - 02:38:15) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 18 Января, 2009 - 02:33:48 |
|
|
|
|
|
|
Золотое правило турецкой реставрации: "некуда спешить". Эту конструкцию уберут, думаю, не раньше 2010 года. И то не факт. Хорошо что вообще делается хоть что-то, и при этом, достаточно квалифицировано. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 18 Января, 2009 - 02:41:03 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Цитата:Эту конструкцию уберут, думаю, не раньше 2010 года. И то не факт. |
Вы просто неистребимый оптимист, однако.
Материал хороший. Достать бы материал по куполам из книги Гаспара Фоссати "Храм Св. Софии в Константинополе", Петроград, 1915, АО "Биохром" - вот где материал из первых рук. И, опять же, - в первыю очередь по куполам.
Пояса бетона, из которых он возведен, перевязаны облегченной плинфой с очень большими верхними и нижними гранями. Если не ошибаюсь 700 мм х 700 мм . Чем выше пояс - тем легче бетон из-за наполнителя, в т.ч. пемзы. Вообще конструкция купола - отдельный разговор.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 18 Января, 2009 - 21:38:39 |
|
|
|
|
|
|
христич Цитата:конструкция купола - отдельный разговор |
Каким образом восстанавливался купол, ведь пояса, как Вы пишете, бетона были неизбежно нарушены как минимум, два раза. И бетон, как видите, не помог. Купол обрушивался дважды по оси наибольшего распора, не помогли даже системы полусфер.
(Отредактировано автором: 18 Января, 2009 - 22:25:25) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 18 Января, 2009 - 22:24:33 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Вот подробности-то работ 1847-1849 годов и имеются у Гаспара в его книге.
Бетон, на самом деле, не помог чуть большее количество раз. Но не надо забывать, что купол выдержал куда большее количество очень сильных, я бы сказал, сильнейших ударов земной стихии. Не надо далеко ходить: источники просто пестрят о сильнейших землетрясениях, наносивших Константинополю огромные разрушения. И лишь в единичных случаях упоминают повреждения в храме Св.Софии. И еще реже, соответственно,- повреждения купола.
Т.е. качество этого архитектурного элемента - на высочайшем уровне. Вопрос в другом. Со временем секрет римского бетона был утерян и так толком не раскрыт и в наше время*. А ремонтные работы производились в поздние периоды, когда применялись несколько другие, худшие материалы. Как купол выдерживал последующие землетрясения при неоднородности своего корпуса? Вот что поразительно. Это же СОПРОМАТ, а она, эта наука вещь более чем серьезная. ------------ *Хотя, казалось бы, какие могут быть проблемы при современном уровне научно-технического развития. Может, несмотря на точные данные о составляющих, проблема в технологии изготовления? Так это тоже решаемо. Может, по-настоящему руки не у кого не доходили? Ведь, повторяю, столкнувшись с технологией соединения крупногабаритных архитектурных элементов лично у меня возникло очень много вопросов, на которые маститые дяди в своих трудах дают просто детские ответы, ссылаяь друг на друга. Да тот же глубокоуважаемый (это действительно от всего сердца) Роберт Оустерхаут. А так как работал и с литьем, и с минералогией, то никаких америк для себя не открывал. Просто автоматически возникал серьезный пессимистический вопрос, за ним, естественно - следующий, ну и т.д. Думаю, с раскрытием секрета римского бетона аналогичная ситуация: вопрос вскрывался либо поверхностно, либо не доводился по каким-то причинам до конца. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 18 Января, 2009 - 23:16:21 |
|
|
|
|
|
|
Copy by Giuliano da Sangallo of Cyriaco's drawings of the interior and exterior of Agia Sophia, the nymph Cymodocea, and columns. Vatican City, Biblioteca Apostolica Vaticana, Barb. lat. 4424.
(Добавление) http://nauplion.net/CP-NuremChron.html И от хроника Нюрберга 1493г.
----- ALD |
|
Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 31 Января, 2009 - 20:49:40 |
|
|
|
|
|
|
ald Спасибо большое. Знаменитые иллюстрации. У Джулиано да Сангалло имеется еще панорама Константинополя, карта Буадельмонте рядом с которой - детские каракули, но видел лишь фрагмент. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 02 Февраля, 2009 - 10:44:34 |
|
|
|