Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » О статьe Роберта Оустерхаута­ «Архитектура, искусство и­ идеология Комнинов в монастыре­ Пантократора» [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Краткое изложение статьи Роберта Оустерхаута «Архитектура, искусство и идеология Комненов в монастыре Пантократора»

(сборник Byzantine Constantinople: Monuments, Topograpy and Everyday Life. см оригинал: http://books.google.ru/books?id=tG0p_sZH-fEC&dq=pantokrator+zeyrek+restoration+Zeynep+Ahunbay&output=html&source=gbs_summary_s&cad=0)
Автор пытается рассмотреть сохранившееся убранство монастыря Пантократора как программно-идеологическое произведение, его интересует «…какие посылы оно должно было передавать публике, жившей в 12-м веке?»
Автор замечает, что описанные в типиконе мозаика стен не сохранилась, и делает объектом своих исследований уникальные наборно-мозаичные полы монастырского собора. Хотя техника opus sectile не редкость в 12-м веке, но сложным по технике многофигурным полам Пантократора нет прямых аналогий среди сохранившихся памятников Европы и Византии.
Раскрытые и укрепленные в 1950-х годах Виантийским Институтом Америки, полы Пантократора подробно описаны в 1963 году A.H.S. Megaw в листках Dumbarton Oaks.
С тех пор мечеть переместилась из средней церкви в южную, и полы скрылись под настилом и коврами. Роберт Оустерхаута (далее Р.О.) отмечает, что ни он сам, ни живущие ныне исследователи не видели их в полноте обзора, и вынуждены пользуються старыми фотографиями.
Пространство наоса южного храма разделено рисунком полов на 9 квадратов, в которых большие плиты и круги порфира и зеленого antic verde объединены плетеной тройной лентой из разноцветного мрамора. Большие круглые плиты выломаны и использованы невесть где, но сохранился окружающий их узор из вьющихся побегов и картушей, с изображением птиц, зверей и мифических существ, расположенных по углам от каждого большого круга. Между колоннами с севера и юга лежат плиты обрамленые более простым узором, тогда как с востока и запада плиты окружают ленты с изображением земных и морских животных в небольших медальонах.
Далее, к западу, у входа в наос лежит большой порфировый круг с необычным для храмового убранства рисунком. Мозаика вокруг плиты изображает зодиакальный круг из 16-ти сегментов – 12 знаков зодиака расположены группами по три, между ними находятся персоналии четырех времен года в виде бюстов на темном мраморном фоне, обрамленные изображением связанных узлом колонн. Знаки зодиака изображены на чередующемся темном и красном мраморном фоне.
У противоположной стороны, около самой вимы другой большой диск окружен в четырех сторон сценами из жизни библейского Самсона, вписанными в картуши по углам. Прямоугольные плиты слева и справа от этих больших дисков украшены лентами с изображением пасторальных и охотничьих сцен, а внешние ленты несут изображения земных и морских животных. Расчистки Института открыли рядом новые изображения животных и рыб, а так же дополнительные сцены охоты и пасторали.
Этот пол южного храма современен первоначальной его постройке Иоанном II Комниным, начатой 1118 годом. Во второй фазе, при Мануиле I Комнине , пол был продолжен на север в центральный храм св. Михаила, через пробитую аркой стену, вокруг Камня Помазания, положенного под проходом арки, и до приготовленной гробницы Мануила под западным куполом посреди среднего храма. В оформлении набора использован тот же тип орнамента, все фигуры обеих полов подчинены оси «восток – запад» и предназначены для обозрения с запада. Автор отмечает, что при видимом сходстве, узор поздней части пола более груб, Р.О. образно сравнивает некоторые его элементы с печеньем, нарезанным из теста при помощи пекарной формочки.
Итак, после краткого обзора полов, автор анализирует причины создания подобного ни на что не похожего памятника. В целом, по роскоши, пол вполне соответствует вкусам того времени и высоким требованиям к оформлению императорских построек. Но тем не менее иконографически пол рассматривается Р.О. в двух направлениях – как отголосок раннехристианского зодчества и как выражение «идеологии Комненов».
Сюжеты полов Пантократора вполне (по мнению автора) могут быть найдены в раннехристианских мозаиках, и в более позднее время – в мозаике полов Большого императорского дворца. Обилие животных символизируют гармонию мира («космоса»), мифологические животные, их битвы символизируют собой воплощение имперского духа и подспудно – идеологию силы и власти. Фигура Самсона встречается в мозаиках пола церкви в Мопсуэстии, а зодиак, символизирующий мировую гармонию или ход годового цикла – встречается на мозаиках нескольких палестинских синагог.
Появление подобных антикизирующих сюжетов в монастыре 12-го века Р.О. оригинально объясняет приемственностью зданий. По его данным, храм построен на месте позднеантичного дома (oikos). По предположению Пола Магдалино, из неких источников известно, что это здание носило название Hilaras. То, что в кладке стен собора много кирпичей с древними клеймами – известный факт, очевидно, что при постройке монастыря разобрали на кирпич какое-то очень древнее здание рядом со стройкой (не считая соседнего храма Полиевкта и использованных при строительстве сполий).
Так же автор сравнивает среднюю церковь, названную в типиконе heroon, с подобными ранними сооружениями.

Что же до комненовского идеологического влияния, то автор видит его в наличии зодиакального круга, и связывает его возникновение с увлечением Мануила I , как и многих интеллектуалов того времени, астрологией. (Правда, непонятно, причем тут Мануил, когда заказчик мозаик южного храма Иоанн Комнин, я не в курсе его увлечений, да и о них мало известно).
Самсон же рассматривается в свете сравнения деяний императоров (а Комниы были хорошие воины и азартные охотники) с подвигами Самсона. К тому же это было время увлечения всевозможными древними героями, в том числе и ветхозаветными, да и отец героя эпоса Дигениса Акрита в книге сравнивается с Самсоном. Рядом с зодиаком сохранились жалкие остатки, мо мнению, A.H.S. Megaw, батальных сцен. Там вполне могло быть известное изображение Александра Македонского на грифонах.
Далее Автор пытается увязать надгробие Мануила, не сохранившуюся мозаику в арке над ней с изображением жен-мироносиц на Гробе и Камня Помазания, короче, Р.О. сворачивает на параллели среднего храма с перестроенным крестоносцами храмом Гроба Господня (тоже о двух куполах). (Создается впечатление, что Мануил – этакий патриарх Никон.). В прочем, автор признается, что Патократор - очень сложный памятник, со многими напластованиями и загадками.

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 01 Ноября, 2008 - 11:22:32
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Фото: вид пола южного храма с хор:
Прикреплена картинка:
att-490c14e733cb2East.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 01 Ноября, 2008 - 11:35:51
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Фото: план полов Пантократора
Прикреплена картинка:
att-490c154d51425lan_.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 01 Ноября, 2008 - 11:37:33
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Фото: Угловой квадрат пола южного храма
Прикреплена картинка:
att-490c15d218170____.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 01 Ноября, 2008 - 11:39:46
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Фото: круг с зодиаком:
Прикреплена картинка:
att-490c16044df8ediak.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 01 Ноября, 2008 - 11:40:36
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Круг с Самсоном:
Прикреплена картинка:
att-490c1636936admson.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 01 Ноября, 2008 - 11:41:26
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Полы Мануила с Камнем Помазания:

(Добавление)
Все плиты повыламывали...
Прикреплена картинка:
att-490c1658b6b73____.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 01 Ноября, 2008 - 11:42:00
христич


Севаст
Откуда: Москва


byzantofil

Отличная статья. Спасибо, что потратили время для ее освещения на русском языке и переброску иллюстраций.

В Dumbarton Oaks имеется, в частности, потрясающая византийская коллекция, составной частью которой является фотобанк. К сожалению, очень многие объекты, которые отражены в виде фотографий, не сохранились. Это говоря дипломатическим языком. Говоря прямо - уничтожены.

Фотографии полов кафоликона монастыря Христа Пантократора, которые Роберт Оустерхаут использовал в своей статье, в своем оригинале цветные, но даты съемки не знаю.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 02 Ноября, 2008 - 23:20:24
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Описания полов, которые Роберт Оустерхаут использовал в своей статье более или менее копируют описания оных из статьи-отчета Артура Миго о деятельности Американского института Византийских исследований в Стамбуле (A.H.S. Megaw в листках Dumbarton Oaks № 17 за 1963г. - на форуме была ссылка на сканы этих листков в свое время). Сильное повреждение полов с запада связано с постройкой турками платформы вдоль западной стены. Зодиак уцелел лишь потому, что оказался на проходе. Американцы подняв платформы, обнаружили кучу мраморных фигурок из лент окантовки - забавные (есть рисунки) скаты, осьминоги, рыбки разных видов. Глаза и плавники были вырезаны по мрамору методом гравировки. Там же были найдены обломки фигурок охотников и животных. О форме укладки плит и окантовок можно было судить только по отпечаткам на застывшем растворе основы, на которую они были уложены. Раскопки в алтаре открыли следы уничтоженного трехступенчатого синтрона высотой 91 см. от уроня пола, поэтому нижний ярус облицовки на его месте из плит проконесского мрамора в апсиде Миго считает турецкой заплаткой, на обороте нескольких из них обнаружились знакомые рельефы храма св. Полиевкта.
В статье Миго много говорится о осколках витражей, реконструкции их рисунка (были и изображения святых - найден осколок розового стекла с фрагментом носа и глаза); о плитах из алтарной преграды, о раскопках и находках в крипте под вимой и проч. Кроме того, в статье Миго рассказывает о работе по восстановлению монастыря Липса и исследованиях в монастыре Хора.

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 03 Ноября, 2008 - 16:59:58
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Несколько подробностей из отчета Миго по Пантократору.

В ходе исследования основания снесенного синтрона, были обнаружены два колодца справа и слева у стен апсиды диаметром 40-50см.. Как оказалось, они ведут в крипту под алтарем. Крипта представляет собой полукруглое неоштукатуренное сводчатое помещение, выложенное из кирпича «в елочку». Посредине крипту вдоль с запада на восток разделяет глухая каменная стена. Оба половины оказались завалены мусором, на самом дне – пол, закапанный раствором (крипта не предназначалась для использования , скорее ее функцией была поддержка пола алтаря и не отделывалась начисто). Дадее шел толстый слой углей от хвороста (следы жизнедеятельности турецких сукновалов и сапожников, обосновавшихся в храме после 1453 года) вперемешку с обломками мрамора, фрагментами полов (найдены фигурки из полос окантовки плит), черепками посуды и кусочками фресковой росписи, кубиками смальты и осколками витражей. Турки, собственно, сами-то обнаружили эти колодцы, только разобрав синтрон при переделке храма в мечеть, и свалили (видимо, при уборке изрядно загаженного здания) в них весь накопившийся от прежних «жильцов» мусор.
Из наиболее интересных находок в крипте стоит отметить: мраморный реликварий в виде маленького саркофага , по размерам соответствующий пустому хранилищу в алтаре, обломки плиты престола (небольшие фрагменты), сломанный медальон-кабошон из позолоченного серебра с образом Спасителя Пантократора, выполненный в технике перегородчатой эмали, фрагмент еще одной эмали на золоте – 14-тисантиметровая полоса с фрагментом Богородичной надписи («…ту, к которой припадаем за спасением…»), выполненной белой эмалью по серо-синему фону, скорее всего от оклада иконы, обломок мраморного фиала, осколки сосуда из горного хрусталя, а так же стекла витражей со свинцовыми перемычками между ними.
В основном, среди осколков присутствуют стекла пяти цветов: темно-синие (24%), бесцветные (24%), янтарно-желтые (18%), изумрудно-зеленые (13%) и пурпурно-красные (16%). Стекла высокого качества, без пузырьков и, кроме некоторых пострадавших от огня фрагментов, хорошо сохранились. В основном, все найденные осколки стекол расписаны весьма устойчивой глазурью. Преобладают орнаменты, но есть и фрагмент человеческого лица (см. выше).
В ходе исследований были найдены скреплявшие стекла свинцовые перемычки Н-образной и полукруглой формы, некоторые перемычки сдвоены и усилены тонким (4-5 мм. в диаметре) железными стержнем посредине. Подобным образом были армированы все витражные панели, дополнительно они вставлялись в несущие рамы.
Следы крепления витражных рам ясно прослеживаются на мраморных колонках алтарных окон южной церкви – сверху вниз с отступом в 22 см. от внешнего края идут отверстия от штырей крепления.
Высота некогда забранных витражами окон – 8 метров, ширина среднего оконного проема 1,4 м., боковых – 1 метр!
Артур Миго много места в статье уделяет описанию орнаментов и палитре узоров на стеклах, приводит варианты реконструкции орнамента витражных окон.

Рис.1 Мраморные панели и реликварий из Южного храма
Прикреплена картинка:
att-4912aadcf3424uary.jpg


(Отредактировано автором: 07 Ноября, 2008 - 07:13:45)

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 06 Ноября, 2008 - 11:29:16
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Рис. 2 Раскопки в алтаре Южного храма. 1. Основание синтрона. 2. Хранилище реликвария 3. Южный колодец крипты
Прикреплена картинка:
att-4912ac699cb8fonon.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 06 Ноября, 2008 - 11:35:53
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Рис. 3 Свод крипты после расчистки ее от мусора (западная стена) и осколок мраморного фиала. Если следовать Ousterhout-у, рисунок кладки говорит о выкладке сводов без опалубки.
Прикреплена картинка:
att-4912ad9d8ec51west.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 06 Ноября, 2008 - 11:41:01
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Рис. 4 Находки в крипте. Осколки сосуда из горного хрусталя и две эмали.
Прикреплена картинка:
att-4912af154d98aband.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 06 Ноября, 2008 - 11:47:17
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Осколки стеклянной посуды из крипты:

Прикреплена картинка:
att-4912aff1656130504.jpg


(Отредактировано автором: 06 Ноября, 2008 - 11:54:16)

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 06 Ноября, 2008 - 11:50:57
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Витражные стекла Пантократора. Роспись по стеклу:
Прикреплена картинка:
att-4912b0420deec0504.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 06 Ноября, 2008 - 11:52:18
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » О статьe Роберта Оустерхаута­ «Архитектура, искусство и­ идеология Комнинов в монастыре­ Пантократора» [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0083 ]   [ Gzip выкл. ]