Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Заградительная цепь [Страниц (1)]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
христич


Севаст
Откуда: Москва


1) ЦЕПЬ ЗАЛИВА ЗОЛОТОЙ РОГ - цепь, соединявшая элементы бонового заграждения в горле залива Золотой Рог, защищавшего якорную стоянку в заливе и препятствовавшего подходу вражеских кораблей к золоторожским участкам морских стен Константинополя, в т.ч. XIII региона (Галаты). Самое раннее сохранившееся упоминание датировано 717 годом, т.е. в начале правления Льва III Исавра (717-741 гг.). Устроена в связи с угрозой нашествия мусульман, резко возросшей летом этого года.
Состояла из четырех частей.
Жвако-галсовая часть с лебедкой, не сопряженная с бонами, находилась в башне Бонос золоторожского участка морских стен, в IV регионе.
Коренная, соединявшая боны, перекрывала горло залива.
Якорная, также не сопряженная с бонами, была намертво закреплена в Цепной башне золоторожского участка морских стен Галаты http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=66&start=4#1228145266 , восточней военных верфей и порта Эсартиса (Вифария) XIII региона. Позже, к XIII веку, башня выполняла функции прикрытия более поздней верфи Галаты, возведенной поблизости.
И, вероятней, страховочная, сопряженная одним концом с ближайшим к башне Бонос боном и сторожевым кораблем.
Звенья цепи имеют т.н. "контрфорс" или срединную перемычку, что увеличивает ее прочность примерно на 20% по сравнению с обычным исполнением.
Для пропуска кораблей посредством лебедки стравливался жвако-галсовый участок цепи, который, под своим весом провисал и уходил под воду. При этом коренной участок, под воздействием сильнейшего течения со стороны Черного моря, начинал дрейфовать в глубь залива. Но, в связи с недостаточной скоростью дрейфа, он частично буксировался сторожевым кораблем.
Операция перекрытия залива проходила в обратном порядке. Действия сторожевого корабля облегчали выборку жвако-галсовой части цепи.
Во время боевых действий боны, со стороны якорной стоянки, т.е. со стороны залива, охранялись специальным отрядом кораблей, вооруженных "греческим огнем". Успех охранных мероприятий бонов во многом способствовал успешной обороне Константинополя. И наоборот: потеря контроля над ними резко осложняла оборону города (1453 год) или вела к его падению (1204 год).
После захвата Константинополя в 1453 году, цепь, как трофей, была сохранена султаном Мехмедом II Завоевателем. Ныне больший ее фрагмент находится в Военном музее Стамбула, а меньший - около церкви Св.Ирины на территории музея Топкапы.
2) БОСПОРСКАЯ ЦЕПЬ - цепь, соединявшая элементы бонового заграждения в горле пролива Боспор при выходе в Пропонтиду (Мраморное море), которое блокировало движение по проливу. Сооружено около 1170 года при императоре Мануиле I Комнине
(1143-1180 гг.).
Устройство - аналогичное золоторожскому боновому заграждению.
Жвако-галсовая часть находилась либо в проездной башне Св.Варвары (II регион), либо в одной из башен вблизи Манганского монастыря (I регион) пропонтидского участка морских стен Константинополя.
Якорная часть была намертво закреплена в башне Дамалиса (Аркла, Св. Николая) на одноименном островке вблизи азиатского побережья.
Система бонового заграждения Боспора подразумевает наличие второго участка между башней Дамалиса и азиатским побережьем, по которому, однако, информация отсутствует.
После захвата Константинополя латинянами в 1204 году, боспорский боновый участок был демонтирован и передан в дар крестоносцам для укрепления порта г. Сен-Жан Д Арк (Акра, Галилея, совр. Израиль).
В 1291 году, после падения города - трофей мамлюкского султана Египта Бейбарса.

Военный музей. Стамбул.
Прикреплена картинка:
att-47a8c12d876ae____.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 05 Февраля, 2008 - 23:01:59
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Она же. Как сохранилась-то?
Прикреплена картинка:
att-47a96417d7cb7Horn.jpg

Всего записей: 2323 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 06 Февраля, 2008 - 10:39:03
христич


Севаст
Откуда: Москва


byzantofil
Выше - фрагмент цепи. Стамбульский археологический музей.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 06 Февраля, 2008 - 11:22:23
христич


Севаст
Откуда: Москва


byzantofil
Ознакомьтесь.

Вот что еще: зафиксировано единственное преодоление боновых заграждений залива Золотой Рог. Точно не помню ( надо смотреть), но произошло это в IX, либо в X веках.
Младший сын одного из норвежских конунгов некоторое время служил в гвардии. Позже ситуация повернулась так, что пришлось бежать из Константинополя с горсткой своих земляков.
Уходили они на дракаре. Ребята разогнались и, перед столкновением с боном, бросились на корму. Корабль быквально вылетел на бон, после чего часть из них также стремительно бросились на нос, а часть, выскочив на бон, протолкнула корабль в Пропонтиду. Византийские корабли охранения к месту действа подошли слишком поздно.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 07 Февраля, 2008 - 12:35:27
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Познавательно, однако!

Всего записей: 2323 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Февраля, 2008 - 15:17:37
христич


Севаст
Откуда: Москва


Боспор. Башня Дамалиса.
Множество раз перестраивалась. Последняя капитальная перестройка - в 1942-1943 годах. Позже осторовок и часть помещений превратили в элитный ресторан, который действует и ныне, но добраться туда можно лишь на морском такси, т.к. регулярные рейсы отсутствуют. Меньшие площади сооружения используются для размещения навигационного оборудования. Насколько знаю, никаких археологических исследований на островке не проводились. Турки называют ее Девичьей башней и связывают с ней две легенды - а-ля армянский Ахтамар.
Слева на заднем плане - Первый (акропольский) холм Константинополя. Если смотреть за створ (вертикально стоящий треугольный белый щит), то взгляд падает на Манганский монастырь и Манганский дворец. От них остались лишь мощные субструкции, скрытые зеленью.

Прикреплена картинка:
att-47ab75809d88b____.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 08 Февраля, 2008 - 00:17:52
христич


Севаст
Откуда: Москва


В своей статье о цепи, которая ушла в Словарь, указал традиционно утвердившееся место крепления цепи: башня Св.Евгения. Иногда указывается проездная башня Неорий. Но в статье, ее первоначальном варианте, которую выставил здесь (см.выше), все-таки вставил название башни Бонос , но под вопросом.
Думаю, что вопрос надо снять и вот по каким причинам:
- механизм травления цепи должен быть довольно громоздким, исходя из массы цепи с бонами и силы течения (очень значительного в этом районе). Т.е. барабан, на который она должна наматываться, должен быть огромным. Барабан должен был расположен ГОРИЗОНТАЛЬНО. Другого варианта нет. Это усугубляет размеры башни, в которой он был расположен. И это даже исходя из варианта, если там находилась усиливающая передача, дающая эффект усиления тяги при более низкой скорости;
- приморские башни, в среднем, менее масштабные сооружения, чем, например, в среднем, башни внутренней сухопутной стены. А если учесть то, что там еще и проезные ворота должны быть, то какой же масштаб такой башни должен быть? Тогда она должна приближаться к половине объема Золотых ворот, не меньше. Таких башен на побережье нет и не было. Т.е. БАШНЯ С ЦЕПЬЮ ВОРОТ НЕ ИМЕЛА;
- но мы-то совершенно точно знаем, что башня Св.Евгения была проездной! И потом: проездные башни Неорий и Св.Евгения находилась в ГЛУБИНЕ портов Неорий и Просфорий, соответственно, и это естественно, т.к. все пристани, в таком случае, в смысле путей сообщений, были расположены удобно. Вот только тогда протягивать цепь с бонами, рассекая часть гавани и оставляя без прикрытия (!?) порт Просфорий, находящийся восточней, согласитесь, как-то не очень здорово;
- и еще - само название башни Бонос. Цепь-то, ее средняя часть, находилась на бонах...
ВЫВОД: проездные башни Св. Евгения, а также Неорий и башня Бонос - разные башни. Башня Бонос выполняла функции не только башни как таковой, но и помещения, в котором находился механизм ее регулирования.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 14 Сентября, 2008 - 22:28:02
христич


Севаст
Откуда: Москва


Константинополь. Фрагмент цепи заградительного бонового участка залива Золотой рог у стены храма Св. Ирины. Фото конца XIX века.
Прикреплена картинка:
att-48d0a9414ba20ist1.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 17 Сентября, 2008 - 10:52:49
христич


Севаст
Откуда: Москва


Стамбульский морской музей. Фрагмент цепи заградительного бонового золоторожского участка.
Прикреплена картинка:
att-48dcb89ad75b2____.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 26 Сентября, 2008 - 14:25:30
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Заградительная цепь [Страниц (1)]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0275 ]   [ Gzip выкл. ]