Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Большой дворец [Страниц (3): [1] 2 3 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
христич


Севаст
Откуда: Москва


БОЛЬШОЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ (СВЯЩЕННЫЙ ДВОРЕЦ) - дворцовый комплекс, располагавшийся в I-ом регионе Константинополя юго-западней ипподрома и южней храма Св.Софии.
Начал возводиться в 324 году императором Константином Великим (306-337 гг.) и открыт в день официального основания Второго Рима 11 мая 330 года.
Практически до начала XIII века, т.е. в течение почти девятиста лет, перестраивался и расширялся. Максимальное расширение произошло при Василии I Македонянине (867-886 гг.), а крупнейшее позднее возведенное сооружение - Новый Верхний дворец (Х век), объединенное с Вуколеоном единой системой укреплений и ставший цитаделью в цитадели.
Первоначально имел фору неправильного семиугольника ( форма которого позже, при его расширении, была, примерно, сохранена) граничащего на севере с Августеоном и банями Зевксиппа, на западе - с ипподромом, на юге, и юго-востоке склонами холмов, спускающихся к пропонтидскому участку морских стен, и на востоке - городскими кварталами. Вся территория была обнесена стенами с многочисленными башнями, в т.ч., проездными. Большой дворец соединялся с ипподромом, кафисма которого, фактически, являлась его составной частью и с храмом Св.Софии.
Позже, роль его южных и юго-западных стен стали играть городские морские стены.
Комплекс являл собой автономный район города, предназначенный для проживания имератора со своей семьей, дворцового гарнизона и обсуживающего персонала.
Внутреннее пространство занимали дворцы, в т.ч.: Халка (330 г.), Сигма (между 823 и 843 гг.), Дафна (330г.), Трулло (IV век.) , Триконх (между 829-841 гг.), Вуколеон (между 419 и 450 гг.), Новый Верхний дворец (до 967 г.), Лавсиак (до 812 г.), Скила (330 г.), Камил, Месопат и Мусик ( все три - между 829-841 гг.), Эрос (330 г.), Юстиниан (694 г.), Кенургий, Пентакувикл и Орел ( все - между 866 и 885 гг.); церкви -Св.Стефана (330г.), Св.Феодора Тирона (V век), Св. Агафии (IV век), Св. Агафоника, вошедшая во дворцовый комплекс при Василии I (330 г.), Богородицы (Фаросская)(IV век), Свв. Апостолов (IV век), Архангела Михаила ( между 829 и 841 гг.), Новая церковь ( между 866 и 885 гг.), Св. Ильи Пророка (до 865 г.), Св. Петра; часовни, в т.ч. Св. Павла (между 866-885 гг.), Св. Анны, дворцовая (между 867 и 911 гг.), Св.Климента (между 866 и 885 гг.) и другие; сады, крупнейший из которых - Месокипий (между 866 и 885 гг.), открытые искусственные водоемы и цистерны; хозяйственные, служебные постройки и казармы. Имелись специальные дворы для общения с представителями партий ипподромов. Очень часто к более раннему дворцу пристраивалось новое здание, либо несколько новых залов. Названия дворцовых сооружений могли происходить от названий залов в них расположенных (Дафна); либо название основного зала во дворцах носили названия самих сооружений (Сигма).
Кроме того комплекс имел: тюрьмы - Халка, Слоновья, Нумер и Вуколеона; Циканистр - ипподром для поло - конной игры в мяч; несколько бань; свои собственные мастерские; арсенал (Эрос); пристань (скалу) Вуколеон и библиотеку.
На территории комплекса располагался Фарос - городской маяк (между 566 и 577 гг.), при императоре Михаиле III (840-867 гг.) ставший служить и конечной станцией светового телеграфа. Для удобства здания и сооружения соединялись крытыми галереями, либо были окружены портиками. Имелись водопровод и канализация с водяным смывом нечистот.
Дворцовые постройки, церкви, часовни, галереи и портики, а также своды ряда проездных ворот были украшены изумительными мозаиками, росписями, мрамором и цветным камнем. В интерьерах широко применялись витражи, бронза, серебро и золото. Крыши многих зданий были крыты свинцом и золоченной бронзой. В садах и дворах имелись многочисленные замысловатые фонтаны. Высаживались экзотические виды растений, разводились экзотические виды птиц. Кроме открытых водоемов существовали небольшие пруды из ртути, в которых плавали копии водоплавающих птиц. Комплекс Большого дворца был наполнен статуями, свезенными и свозимыми со всей империи.
Захват крестоносцами Константинополя в 1204 году положил начало конца Большого дворца: дворцовые церкви и часовни были разграблены; металлические статуи, элементы декора и кровли - переплавлены; плиты пола, облицовки и колонны выламывались и продавались на Запад.
В 1261 году, после освобождения города от оккупантов, комплекс, как и весь Константинополь представлял удручающее зрелище. Практически, кроме нескольких восстановленных церквей и сооружений, Большой дворец, вплоть до захвата города турками, не восстанавливался.
После падения империи в 1453 году, уцелевшие церкви на его территории были превращены в мечети. Турки также использовали некоторые участки его стен при возведении Топкапы - резиденции султана.
В настоящее время на территории комплекса Большого императорского дворца имеются несколько бывших церквей в той или иной степени сохранности, несколько руин и Музей мозаик, обнаруженных во время немногочисленных раскопок, а также изолированные популяции экзотических птиц.


Дафна
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=32

дворцовые бани, включая Ойкономейон (Икономион)
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=49&start=3

дворцовые ворота
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=66

дворцовые стены
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=33


Вуколеон
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=39

Кафисма
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=31

Кенургий
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=49&start=1#1200943415

Консисторион
http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=49&start=3

Магнавра
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=49&start=2#1227251059

Мистирий
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=49&start=1#1200943415

перестиль с мозаиками
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=49&start=1#1200943415

портик схолариев
http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=49&start=3

Сигма
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=49&start=1#1200943415

Трулло (Трулльский дворец)
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=49&start=2#1229960837

Фарос Большого дворца
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=49&start=2#1229981750

Халка
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=49&start=1#1200943415

Хрисотриклиний
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=49&start=2#1229960837

Храм Богоматери Фаросской
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=49&start=2#1229960837

Циканистр
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=49&v=l#1229938076

Эрос
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=49&start=1#1200943415










Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 21 Января, 2008 - 22:23:35
христич


Севаст
Откуда: Москва


Константинополь. Комплекс Большого императорского дворца.
Неизвестный дворец между Музеем мозаик и восточной трибуной ипподрома. Экстерьер. Западный фасад.
Прикреплена картинка:
att-479b6030967bd._.1.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 26 Января, 2008 - 19:30:40
христич


Севаст
Откуда: Москва


Константинополь. Комплекс Большого императорского дворца.
Он же. Экстерьер. Южный фасад.
Прикреплена картинка:
att-479b60f8e7139._.2.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 26 Января, 2008 - 19:34:00
христич


Севаст
Откуда: Москва


Константинополь. Комплекс Большого императорского дворца.
Неизвестная церковь к юго-востоку от вышеуказанного дворца. Экстерьер. Вид с северо-запада на нартекс.
Прикреплена картинка:
att-479b61ea29eaejpg3.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 26 Января, 2008 - 19:38:02
христич


Севаст
Откуда: Москва


КЕНУРГИЙ - дворцовое здание с одноименным залом, входившее в комплекс Большого дворца в Константинополе. Возведено после 867 года при императоре Василии I Македонянине (866-886 гг.), находился северней Хрисотриклиния. Центральный зал представлял в плане квадрат, перекрытый сводчатым потолком слабовыраженной парусности, западная и восточная стены были прорезаны огромными арочными окнами с великолепными витражами. С южной и северной сторон примыкали два смежных зала. Они отделялись от Кенугрия двумя арками, имеющими одну общую колонну, имели сводчатые потолки в виде полуцилиндров, сочлененные параллельно. Рисунок возведения подобных цилиндрических сводов (по Р. Остерхауту) можно использовать как наглядную иллюстрацию процесса возведения сводов Южного и Северного залов. На переднем плане - сочленение двух арок, покоящихся на общей колонне. Само сочленение цилиндрических сводов лежало на семи арках, поддерживаемых восемью колоннами. Таким образом, зал рассекался колоннами по оси на два равных нефа, две из которых (первая и последняя) были высечены из змеевика и несли по одному крылу трех арок: двух внешних и одной из внутренних продольных, находившихся под сочленением сводов. Второй зал, по своей конструкции, был зеркальным отображением первого. Оба зала имели двускатные кровли, а центральный, вероятней, невысокую купольную тыквенного типа, т.е. рассеченную на вертикальные доли. Кровля была крыта свинцом. Из шестнадцати колонн восемь были высечены из змеевика, а восемь - из оникса. Колонны были покрыты рельефами и относились к ордеру columna caelata. На четырнадцати колоннах были изображены животные среди виноградных лоз, а две из оникса имели рельеф в виде борозд, соответствующих направлению слоев и подчеркивающих структуру камня. Все колонны относились к сполиям, т.е. были взяты из более ранних светских построек, причем, две последние относились к IV веку. В сопридельных залах своды и арки были покрыты мозаиками, на которых стратиги подносили императору модели завоеванных городов и крепостей, а также отражались ежедневные заботы василевса на благо империи. На мозаике потолка был изображен зеленый крест, вокруг которого распологалась императорская семья в коронах. Сыновья императора держали в руках свитки с Заповедями, а дочери - книги с Божественными Законами. Все персонажи свободными руками как бы тянулись к кресту. По периметру тянулась мозаичная благодарственная надпись от детей к родителям и от родителей - детям. Выше оконных проемов, тоже по периметру, тянулась широкая мозаичная полоса растительного орнамента на золотом фоне, отсекавшая мозаичную часть от стен, украшенных полированными мраморными плитами. На полу находилась композитная мозаика из цветного камня и смальты. В середине зала, в кругу из змеевика, находилось изумительное изображение павлина - символа вечности мироздания. От центрального круга в углы зала исходили зеленые лучи, пересекающие на своем пути второй большой зеленый круг, вписанный в квадрат зала. В каждом углу находилось по одному изображению орла. Лучи, достигнув их, образовывали изящные медальоны.
Во время латинской оккупации Кенургий был разграблен и после освобождения Константинополя в 1261 году, как и весь дворцовый комплекс не восстанавливался, превратившись к моменту падения империи в 1453 году в руины.




(Добавление)
ХАЛКА – парадный вестибюль Большого дворца.
За внешними воротами http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=66&start=1#1221050790 , соединявшими территорию дворцового комплекса с Августеоном, створки которых были покрыты широкими металлическими полосами, начинался полукруглый двор, огороженный массивной, но, скорее всего, ажурной по своему исполнению, бронзовой решеткой.
Двор переходил в собственно Халку - ротонду под сферическим куполом, покрытым медной, либо бронзовой, отсюда и название, позолоченной черепицей.
Строительство комплекса Халки было начато в 324 году при императоре Константине I (306 – 337 гг.).
В середине центрального зала, под куполом, лежала плита из порфира (рота) – место императора во время торжественных церемоний. В 941 году на этой плите император Роман I (920 – 944 гг.) сжег все долговые расписки константинопольцев.
Копозиционно рисунк пола, состоящего из разноцветных мраморов, соответствовал форме роты, т.е. являлся концентрическим.
Стены также были облицованы мрамором, а в верхней своей части были покрыты мозаиками, переходящими в грандиозную подкупольную картину.
Мозаики Халки воспроизводили победы византийского оружия над королевствами вандалов и остготов, а также триумф Велисария, передающего трофеи и пленных императору Юстиниану и Феодоре, изображения которых, в окружении ликующих приближенных, являлись узлом копозиции.
Халка не однажды страдала во времена бунтов константинопольской черни, в том числе в 498 году против императора Анастасия I (491 – 518 гг.) и в 532 году против императора Юстиниана I (527 – 565 гг.).
Последний, в 538 году, восстановил здание в еще большем блеске.
Вероятно, к этому же периоду относится появление чудотворного надвратного образа Христа в Халке, уничтоженного императором-иконоборцем Львом V (813 – 820 гг.), но позже восстановленного монахом-иконописцем Лазарем в середине IX века.
В правление императора Василия I (866 – 886 гг.) Халка вновь была отреставрирована и стала служить местом заседаний императорского суда.
В июне 913 года в Халке произошел бой между мятежниками во главе с полководцем Константином Дукой и дворцовой гвардией.
В 959 году триклиний использовали для прощания с почившим императором Константином VII (911 – 959 гг.).
Внутренние малые бронзовые ворота вели, через портик схолариев http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=49&start=3
, на территорию Большого Дворца.
Над воротами Халки первоначально имелась надвратная часовня Христа Спасителя, сооруженная при императоре Романе I (920 – 944 гг.).
В 971 году, при императоре Иоанне I Цимисхии (969 – 976 гг.), часовня была перестроена в храм, примыкающий к воротам. При постройке этого храма использовались материалы специально разобранного для этого Икономиона, крупнейшей бани Большого дворца, построенной императором Константином Великим. В храме Христа Спасителя на Халке хранились христианские реликвии, вывезенные Иоанном Цимисхием из походов на Восток; в 976 году этот храм стал его усыпальницей.
Кроме того, Халкой называлась одна из тюрем Большого дворца, расположенная рядом.
Крестоносцы, оккупировавшие Константинополь в 1204 – 1261 годах, нанесли дворцу непоправимый урон: мраморная облицовка и бронзовая крыша были сняты, выломаны мозаики пола. Халка, как и весь Большой дворец, после освобождения Константинополя от латинян была заброшена и к 1453 году превратилась в руины.
В настоящее время заканчиваются работы по созданию археологического музея под открытым небом после проведения раскопок пропилей и собственно ворот Халки (см. http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=49&start=2 ).

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 16 Февраля, 2008 - 15:37:57
христич


Севаст
Откуда: Москва


СИГМА - одно из зданий Большого дворца в Константинополе с полуцилиндрическим сводом, опиравшимся на 15 колонн из бело-желтого мрамора с фиолетовыми прожилками. В плане здание напоминало греческую букву «сигма» – откуда и его название. Возведено в правление императора Феофила (821 – 842 гг.). Перед внешней колоннадой Сигмы находился двор, в центре которого стоял бронзовый фонтан в виде чаши с краями покрытыми серебром. Чаша фонтана, наполненная орехами и миндалем, через устройство в виде золотой шишки наполнялась вином и медом. Этот фонтан именовался Чашей Триконха, по названию находящегося рядом здания. Кроме того, во дворе Сигмы напротив друг друга стояли еще два беломраморных фонтана в виде львов, из раскрытых пастей которых изливалась вода, а также беломраморный престол с ведущими на него ступенями. На нем стоял один из императорских золотых тронов, украшенный драгоценными камнями. За троном была сооружена изящная арка на двух колоннах. Двор служил для приемов представителей димов (партий ипподрома), которые сопровождались танцами, пением и выступлениями акробатов. Приглашенных на прием угощали из Чаши Триконха

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 19 Февраля, 2008 - 21:18:20
христич


Севаст
Откуда: Москва


Большой дворец в границах до правления Василия I Македонянина ( 867 - 886 гг.).
Хотя сам дворец указан в границах до 867 года, на плане присутствует Новая церковь на месте старого Циканистра и Новый циканистр, который был перенесен Василием в период его царствования позже 867 года, и находился между старыми дворцовыми и морскими стенами на территории, которая была им выкуплена у частных лиц и включена в дворцовый комплекс. Функцию новых дворцовых стен стали выполнять морские стены пропонтидского участка.
Месторасположения триклиниев указано, в большинстве своем, приблизительно из-за слабой археологической изученности объектов и затрудненности их идентифицирования.
Прикреплена картинка:
att-47dea3203beeb___8.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 17 Марта, 2008 - 19:58:08
христич


Севаст
Откуда: Москва


ЭРОС – триклиний константинопольского Большого дворца. Первоначальное название получил от статуи Эроса (Эрота, Купидона, Амура), находившейся в нем. Изображала крылатого бога любовного влечения в виде подростка с луком и стрелами. Скульптура, вероятно, была работой известного греческого ваятеля Праксителя (390 г. до Р.Х. – последняя треть IV века до Р.Х.), в общих чертах повторившего собственное более раннее изваяние Эрота (первый «Эрот» погиб в римском пожаре в 80 году от Р.Х.). Долгое время статуя Эрота находилась во владении предков обедневшего сицилийского патриция Гая Гея в городе Мессине, но в семидесятые годы I века до Р.Х. Гай был вынужден продать статую за ничтожную сумму в 1600 сестерциев римскому наместнику Сицилии, взяточнику и казнокраду Гаю Верессу, и она была перевезена в Рим по окончании службы Вересса на острове. Позже статуя Эрота оказалась в Константинополе. Вероятно, она погибла во время одного из многочисленных землетрясений в столице империи. Внешний вид статуи Эроса описать невозможно, поскольку ни одна из сохранившихся до нашего времени многочисленных греческих и римских скульптур Эроса не является достоверно известной копией произведения Праксителя.
При императоре Феофиле (822 – 842 гг.), между 830 годом и 841 годом, триклиний был восстановлен и стал использоваться как дворцовый арсенал, однако сохранил при этом свое название. Интерьер был украшен фресками, изображавшими всевозможное оружие.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 19 Мая, 2008 - 21:39:55
христич


Севаст
Откуда: Москва


МИСТИРИЙ – «тайный»; зал в одном из дворцов на территории комплекса Большого императорского дворца в Константинополе. Находился к юго-востоку от триклиния Сигма. Возведен, предположительно, архитектором Тетрасером в годы царствования императора Феофила (821 – 842 гг.), а по другой версии, в правление императора Юстиниана II (685 – 695 гг. и 705 – 711 гг.). Этот зал представлял собой помещение с конхой – полукуполом, перекрывающим полуцилиндрическую нишу на западной стороне здания. С южной стороны Мистирий отсекался аркой на двух колоннах от смежного помещения. Мистирий славился необычайными акустическими свойствами: при тихом произношении каких-либо слов у одной из боковых стен они были четко слышны у противоположной.


Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 27 Октября, 2008 - 15:16:54
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Развалины здания комплекса Большого Дворца:
Прикреплена картинка:
att-4906bf3bcd1f1tii2.jpg

Всего записей: 2323 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 28 Октября, 2008 - 10:28:59
христич


Севаст
Откуда: Москва


Константинополь. Большой Дворец.
Часть комплекса, вскрытая во время проведения археологических раскопок с середины XX века.
Исследовалась старейшая часть дворцового комплекса, сооруженная до царствования императора Василия I Македонянина, IX век.
На переднем плане - два стула колонн.
Прикреплена картинка:
att-490acd8816815___1.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 31 Октября, 2008 - 12:19:04
христич


Севаст
Откуда: Москва


Константинополь. Большой Дворец.
Субструктуры зданий. Видны своды подвальных переходов, выполненные из плинфы.
Прикреплена картинка:
att-490ace1112f4b___2.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 31 Октября, 2008 - 12:21:21
христич


Севаст
Откуда: Москва


Константинополь. Большой Дворец.
На субструктуре здания сохранились фрагменты напольного покрытия в виде мраморной плитки.
Прикреплена картинка:
att-490acf3f8fe07___3.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 31 Октября, 2008 - 12:26:23
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Перестиль с мозаиками Большого императорского дворца в Константинополе.

Перестиль с прилегающей к нему аулой раскопан в 1935-38 гг. Он находится южнее современной Глубой мечети у ипподрома. Мозаики полов перестиля были созданы в 6-м веке в ходе реконструкции более раннего здания перестиля (4-5 вв.). Датировка мозаик произведена по керамике, найденной в подготовительной засыпке.
Мозаика была обнаружена с трех сторон открытой колоннады перестиля.
Состояние полов было мягко говоря, неважным. Засыпка просела в некоторых местах и поверхность мозаик изогнулась корытом. Кубики покрыла корка желтоватого налета, мозаичный набор сохранился жалкими островками. В 50-е годы над раскопом соорудили крышу, но это не спасало полы от разрушения. Печальное прозябание мозаик закончилось в 1983 году. Начались работы по спасению, консервации и реэкспонированию полов перестиля (на европейские, разумеется, средства). Мозаики дублировались прозрачной пленкой и снимались с древней основы, их укладывали грунтом вверх на фанерные листы в перестиле храма Св. Ирины. Изнанка заливалась новым двухсантиметровым слоем раствора, а затем мозаика дублировалась на металлические панели с сотовой структурой и расчищалась от налета и грязи.
На месте расположения полов была подготовлена новая ровная поверхность, настелен деревянный пол, сверху слой гравия, и на них уложены в нужном порядке панели с мозаикой и притянуты длинными саморезами к деревянной основе. Над раскопом соорудили новый павильон. Так как площадь павильона меньше той площади, что занимали полы, то часть панелей развешано по стенам.
Исследования показали, что мозаика была набрана в грунт, уложенный на 30-ти сантиметровую засыпку из крупных кусков колотого камня. Как оказалось, обитатели Большого Дворца мозаиками любовались не больше пары-тройки сотен лет, после чего перестиль был капитально перестроен. Северо-восточная сторона, некогда открытая, превратилась в закрытый коридор, а северо-западная сторона была заменена монументальной дверью с мраморными ступенями, ведущими во двор. Остатки мозаичных полов, по-видимому, уже тогда поврежденных, были залиты толстым слоем раствора, смешанного с камнями и осколками мрамора. Поверх этой засыпки уложили новые полы из плит проконисского мрамора длиной 2 – 2,5 м. и 1 – 1,5 м. шириной.
Новым полам досталось не меньше - они долго были в использовании, несут следы чинок. В конечном счете, судя по следам, здание перестиля было уничтожено пожаром.
--------
Основной блок мозаик см. http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=43&start=3
Там же http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=43&start=4 см. вариант их датировки

Рис.1 План Большого Дворца с обозначеним места перестиля с мозаичными полами.


Прикреплена картинка:
att-4920274ba1457____.jpg



Отредактировано куратором: христич, 08 Ноября, 2009 - 15:24:34

Всего записей: 2323 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Ноября, 2008 - 16:59:39
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Большой дворец [Страниц (3): [1] 2 3 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0395 ]   [ Gzip выкл. ]