|
|
|
|
|
|
|
Предлагаю собрать материалы по мраморным амвонам V-VI веков. Для начала прилагаю выдержку из книги Из книги Л. Г. Хрушковой «Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья (IV-VII века)»:
Амвоны Среди мраморов, вывозившихся из Проконнеса в Восточное Причерноморье, были и детали амвона того типа, который называют константинопольским. Это массивная конструкция, состоящая из приподнятой на четырех колонках платформы, огражденной с двух сторон парапетом. С двух других сторон к платформе вели лестницы, закрытые плитами. Реже бывали амвоны попроще, с одной лестницей, в этом случае другой его конец был закругленным. Амвон устанавливался на массивный цоколь, и археологи нередко находят если не сам амвон, то остатки цоколя или хотя бы его следы на полу. Амвоны располагались сообразно продольной оси церкви, ближе к алтарной части, иногда они бывали смещены к северу или, чаще, к югу. Они соединялись с алтарной преградой проходом, тоже огражденным балюстрадой, который в ранневизантийской церкви назывался солеёй. Такие амвоны занимали много места, их длина могла достигать 7-8 м, чаще они использовались в крупных, богато украшенных церквах. На амвоне шла первая часть литургии, литургия оглашенных, здесь размещались дьякон, чтецы и певцы. Декорация плит и парапетов включала символические мотивы: крест, хриз-му, павлин, виноградную лозу, произрастающую из сосуда, - евхаристический символ и т.п. Широкий экспорт стандартных форм амвонов, алтарных преград, столов много способствовал унификации литургических устройств в византийском ареале. В настоящее время известно несколько десятков таких амвонов, которые находят всюду, куда вывозили проконнесский мрамор. В общей массе мраморных фрагментов археологи легко распознают массивные куски плит от лестниц с острыми углами, овальные части парапетов, трехчетвертные в сечении колонки. Выполнять реконструкции по найденным кускам помогает почти целый амвон, найденный раскопками в центре Стамбула, в анонимной церкви А в районе Бейязит, который сейчас находится в лапидарии около Св. Софии, он датируется юстиниановской эпохой. И второй амвон, собранный целиком, - тот, который затонул вместе с грузом мрамора близ Сиракуз (этот амвон приобрел особую известность, его часто публикуют. Sodini, 1989. Р. 183. Fig. 12; Duval, 1999. P. 18. Fig. 21) П. Якобс в своей диссертации систематизиро¬вал данные о большом количестве ранневизантийских амвонов, хотя его сводка не является полной. В грузинском селе Хоби, справа от входа в часовню Дадиани, расположены три хорошо сохранившиеся плиты. Они принадлежали лестнице амвона. Об этом говорит и их конфигурация, и обратная сторона крайней справа плиты. Из интерьера часовни видно, что плита делится на две части линией, повторяющей форму ступеней: верхняя, бывшая на виду, ровная и гладкая, а та, что была под лестницей, оставлена необработанной. Две из трех плит идентичны по размерам и декору, но по своей конфигурации они находятся в зеркальном положении по отношению друг к другу. Очевидно, что они закрывали две лестницы с одной стороны. Их размеры: ширина 0,97 м, высота с одной стороны 1, 96 м, с другой 0,8 м. У первой от входа плиты утрачен верхний угол. Декорация плит состоит из многократных мулюр и расположенного в центре "длинного" рельефного креста. Размеры третьей плиты те же, но ее орнаментация и характер обработки рельефа несколько иные. В центральном поле помещена обобщенная фигура павлина. Из одного куска мрамора с плитами амвона были высечены и профилированные столбики. Частями амвона были также две одинаковые плиты с профилировкой и изображениями византийского креста на сфере, которые служат облицовкой дверного проема часовни. Их высота 0,72 м, что, скорее, соответствует высоте парапета амвона, но не алтарной преграды, плиты которой были в высоту от 1 м и более. Таким образом, от амвона в Хоби недостает плит самого парапета, столбиков, на которых он был утвержден, и одной плиты лестницы. Но и тех деталей, которые сохранились, вполне достаточно, чтобы реконструировать хорошо известный амвон константинопольского типа. Несколько фрагментов амвона открыли раскопки Цандрипшской базилики в Абхазии. Здесь нет крупных деталей, как в Хоби, но сохранились части лестниц, полукруглого парапета и два столбика. Они позво¬лили сделать реконструкцию амвона того же типа. Оба эти амвона, из Хоби и Цандрипша, по стилю плит и многочисленным аналогиям, несомненно, датируются временем Юстиниана. (КОНЦ СТАТЬИ)
Прилагаю фото: Доцементированный амвон базилики А (ныне - у Св. Софии):
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 22 Декабря, 2007 - 14:12:48 |
|
|
|
|
|
|
Фрагмент амвона из Никеи (в местном музее):
(Добавление) Приглашаю выкладавать фаши фото. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 22 Декабря, 2007 - 14:15:37 |
|
|
|
|
|
|
Прошу долить первую неудачно созданную тему и добавляю еще несколько фото: амвон базилики А (ныне - у Св. Софии): Прикреплена картинка:
Отредактировано куратором: христич, 25 Февраля, 2009 - 16:03:56 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 22 Декабря, 2007 - 14:29:56 |
|
|
|
|
|
|
амвон базилики А (ныне - у Св. Софии) - деталь. Как вы заметили - это уже другая, более сохранившаяся сторона. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 22 Декабря, 2007 - 14:31:04 |
|
|
|
|
|
|
И еще один фрагмент амвона, но другого, лежащий среди обломков атриума базилики св. Софии второй (Феодосия): Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 22 Декабря, 2007 - 14:32:54 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Очень интересно. Давайте эту подтему развивать. И побольше информации к иллюстрациям. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 22 Декабря, 2007 - 18:57:42 |
|
|
|
|
|
|
только вторую страничку (неудачно созданную) удалите |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 23 Декабря, 2007 - 10:23:53 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Пытался, но пока почему-то ничего не получается. Попробую еще раз после длительной паузы. Вероятней проблема с моей чугункой. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 23 Декабря, 2007 - 11:32:19 |
|
|
|
|
|
|
Константинополь. XI век. Ныне - в Южной Италии, г.Торчелло. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 15 Января, 2008 - 21:42:19 |
|
|
|
|
|
|
деталь амвона из базилики на острове Aya Nikola рядом с Olu Deniz, Турция Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 41 : Дата рег-ции: Авг. 2007 : Отправлено: 15 Января, 2008 - 22:32:12 |
|
|
|
|
|
|
Деталь либо амвона, либо алтарной преграды. Лицевая сторона. Вторая половина VI века. Мрамор. Стамбульский археологический музей.
Турки приспособили его для создания места для омовения: видны штробы для прокладки водопроводной трубы и отверстия под выводы для кранов. А заодно и уничтожили символ "неверных", по которым эти штробы прошлись. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 18 Января, 2008 - 13:03:06 |
|
|
|
|
|
|
То же. Оборотная сторона. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 18 Января, 2008 - 13:11:38 |
|
|
|
|
|
|
Странная конструкция. Не берусь даже судить, что это. С датировкой согласен. |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 18 Января, 2008 - 23:41:10 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Чего уж тут странного... Хорошо, что на известь не извели. Кстати, попадалась англоязычная статья по поводу амвона в кафоликоне Пантократора. Суть ее в том, что из него турки соорудили себе трибуну для идеологической обработки трудящихся. Я ее рассматривал: похоже, автор прав. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 19 Января, 2008 - 11:52:14 |
|
|
|
|
|
|
Трибуна эта называется минбар, и служит для пятничной проповеди. Важный элемнт любой мечети. Минбар в Пантократоре уникален. Низ облицован кусками мрамора со стен алтаря, стенка с севера - панель из храма мч. Полиевкта, это факт, и доказано на все 100. Далее - над платформой возвышаются четыре спаренные, с популярным в византии узором "узел" колонки. Пишут, что, они мол, от кивория. Не знаю, но я внимательно их рассматривал, и заметил сохранившуюся на одной из колонн металлическую петельку. Она находится снаружи, и поэтому, вряд ли турецкого происхождения. Делаю вывод (и не я один) что это фрагменты алтарной преграды. А вот пирамидальный верх я считал турецким, пока не заметил на нем изображение креста. Он может быть как раз от кивория над престолом. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 19 Января, 2008 - 14:22:37 |
|
|
|