Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Руины базилики Санта Мария­ Формоза в г. Пула [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Руины базилики Санта Мария Формоза в г. Пула

В южной части исторического центра Пулы, одного из важнейших городов хорватской Истрии, находятся руины некогда величественной христианской базилики VI века - Санта Мария Формоза. Наряду с комплексом Евфразиевой базилики в Порече, остатки церкви Марии Формозы являются самым важным ранневизантийской церковной архитектуры на территории современной Хорватии.

История постройки базилики связана с именем равеннского архиепископа Максимиана (546-556), строителя известной равеннской церкви Сан-Витале. Мудрый администратор, проводник политики Юстиниана, Максимиан стремился распространять имперское влияние в Северной Адриатике при помощи культурно-церковной экспансии. Будучи сам уроженцем Истрии, Максимиан принял решение воздвигнуть в Пуле, городе, где он когда-то был рукоположен в сан диакона, величественную базилику, не уступавшую ни в чем знаменитым базиликам равеннским.

На фото: Архиепископ Максимиан (по левую руку от Юстиниана). Мозаика в алтаре церкви Сан-Витале, Равенна.
Прикреплена картинка:
att-507d5865138f8anus.jpg


(Отредактировано автором: 16 Октября, 2012 - 16:52:23)

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Октября, 2012 - 16:51:49
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


В результате к югу от исторического центра Пулы, на месте, где некогда стоял языческий храм богини Минервы, был выстроена роскошная трехнефная базилика (32 на 19 м.).
Базилика была наглядным символом доминирования Равеннской архиапископии в Пуле. Вплоть до XII века эти земли находились в феодальном владении известной равеннской церкви Сан Апполинаре. Богато украшенный мрамором, мозаиками и гипсовой лепниной, храм получил характерное название Санта Мария Формоза, т. е. Св. Марии Прекрасной. Возможно, что для украшения базилики были использованы древние колонны из римской постройки, а так же ряд изделий византийских резчиков из императорских каменоломен Мармары. Полы были выложены сплошным мозаичным ковром различного рисунка, мозаика покрывала не только нефы, но и полы в пастофориях. На сводах, судя по уцелевшему фрагменту, находились мозаичные изображения и фрески.

На фото: реконструкция внешнего вида базилики. Вид с запада.
Прикреплена картинка:
att-507d592434651West.jpg


(Отредактировано автором: 16 Октября, 2012 - 17:40:05)

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Октября, 2012 - 16:55:00
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


На фото: реконструкция внешнего вида базилики. Вид с востока.
Прикреплена картинка:
att-507d597ded569tars.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Октября, 2012 - 16:56:29
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


От равеннских церквей Мария Формоза отличается и тем, что сложена она не из кирпича, а из серого камня. Центральный неф, образованный двумя рядами колонн (по десяти в ряд) завершала пятигранная апсида. Боковые нефы заканчивались квадратными снаружи и круглыми внутри пастофориями-цветками, расширенными изнутри за счет пяти ниш-лепестков. Ритм хода колонн и внутренних арок повторялся на внешних стенах чередованием пилястр.

Оригинальным явлением стали два крестообразных в плане мавзолея-близнеца, пристроенных к апсидам боковых нефов. О том, что это именно погребальные часовни говорит то, что еще в XVI веке в одной из часовен сохранялся каменный саркофаг. На сегодняшний день южный мавзолей сохранился практически полностью, в то время как северный практически исчез — возможно некоторые его остатки встроены в кладку примыкающего вплотную к базилике жилого дома.

На фото: вид руин базилики сверху и ее план.
Прикреплена картинка:
att-507d5a8fd3d56plan.jpg


(Отредактировано автором: 16 Октября, 2012 - 17:28:07)

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Октября, 2012 - 17:01:03
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


В целом, часовни напоминают подобное сооружение в Равенне — бывшую капеллу Святого Креста, известную как мавзолей Галлы Плацидии. Отличие часовен Формозы — в наличии полукруглой апсиды вместо рукава креста, уменьшение размеров южного и северного рукавов и ограниченное членение наружных стен пилястрами. Так же меньший по размерам четырехгранный купол часовни в Пуле облегчен разгрузочными арками, в то время, как в равеннской постройке такого нет. Нет и окошек в торцах северного и южного рукавов — в мавзолее Галлы Плацидии они смещены в центр фронтонов и имеют малый размер и прямоугольную форму. В ходе недавних работ по замене черепицы, в сводах часовни базилики Марии Формозы были обнаружены глиняные амфоры, уложенные в раствор горлышками вниз — распространенная практика в строительстве для облегчения сводов.

На фото: Южная погребальная часовня при базилике Марии Формозы (слева) и т. наз. мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (справа).
Прикреплена картинка:
att-507d5b22d6003idia.jpg


(Отредактировано автором: 16 Октября, 2012 - 17:04:47)

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Октября, 2012 - 17:03:30
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


На фото: несколько видов погребальной часовни при базилике Марии Формозы:
Прикреплена картинка:
att-507d5bdfb61a7full.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Октября, 2012 - 17:06:39
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Изнутри уцелевшая южная часовня базилики Марии Формозы не столь роскошно украшена, как ее равеннский аналог. Возможно, что каменные оконные рамы имеют оригинальное происхождение. Стыки коробового свода украшены лепными гипсовыми гирляндами, произрастающими из корзинок с фруктами. Подобный сюжет можно наблюдать среди мозаик мавзолея Галлы Плацидии. Сходясь к центру, четыре ленты замыкаются лавровым венком в зените свода. В точке перехода стен в своды сохранились фрагменты резгого карниза, выполненного из известняка.

Два окна с южной стороны были заложены в XIV веке, стены оштукатурены и расписаны в стиле поздней готики. От это росписи ныне остались лишь отдельные фрагменты. В своде апсиды был раскрыт единственный сохранившийся фрагмент древней мозаики — фрагмент популярной в Западной части империи композиции Traditio Legis с фигурами юного безбородого Христа и апостола Петра. Мозаика была снята со свода и ныне хранится в Археологическом музее Истрии.

На фото: свод купола южной погребальной часовни.
Прикреплена картинка:
att-507d5c4ca4ac1svod.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Октября, 2012 - 17:08:28
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


На фото: гипсовая лепнина VI века: венок в замке свода купола (справа), и основание гирлянд - корзина с фруктами (слева). В рамке - подобный сюжет в мозаичном исполнении, мавзолей Галлы Плацидии, Равенна.
Прикреплена картинка:
att-507d5d861bf54ails.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Октября, 2012 - 17:13:42
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


На фото: фрагмент композиции Traditio Legis с фигурами юного безбородого Христа и апостола Петра. Мозаика свода апсиды южной погребальной часовни базилики Марии Формозы.


Прикреплена картинка:
att-507d5e38497fcrist.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Октября, 2012 - 17:16:40
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Судьба самой базилики печальна. Постепенно храм ветшал, местность вокруг со временем оказалась сильно заболочена, и сама церковь все чаще упоминалась уже не Мария Формоза, а Санта Мария Канетти - Мария Тростниковая, из за обильно растущих вокруг нее камышей. Пожар 1242 года нанес базилике сильные повреждения, но окончательно ее добила венецианская оккупация Пулы: новые хозяева принялись растаскивать все, что уцелело из древнего убранства. Есть мнение, что массивные колонны-сполии были вывезены в 1547 году архитектором Дж. Сансовино и использованы для украшения зданий библиотеки Сан-Марко и Зала Четырех дверей (Sala Delle Quattro Porte) дворца Дожей в Венеции. Рассказывают, что алебастровые колонки надпрестольного кивория в соборе Сан-Марко так же вывезены из базилики Санта Мария Формоза. Но эта история с колонками сомнительна, а что до колонн Sala Delle Quattro Porte, то их фактура не похожа на мрамор найденной в Пуле не так давно во время раскопок разбитой семиметровой колонны — возможно, одной из двадцати колонн нефа Марии Формозы. То, что колонны вывезли, сомнений нет, но куда их пристроили — не совсем ясно. Среди колонн на фасаде библиотеки Marciana подобных колонн не заметно, впрочем их там столько, что возможно, среди них нашлось место и колоннам из Пулы (кстати, часть колонн Пулы венецианцы вывезли и из знаменитого римского амфитеатра).

На фото: разбитая колонна на территории базилики Санта Мария Формоза. Возможно, одна из 20 колонн, поддерживавших ее своды. Вес около 6 тонн, высота 7 метров, диаметр основания - более метра. Сетка на колонне - это просто тень от ограды.
Прикреплена картинка:
att-507d603710254_023.jpg


(Отредактировано автором: 16 Октября, 2012 - 17:43:33)

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Октября, 2012 - 17:25:11
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Так или иначе, но в XVI веку базилика лежала в руинах и по документам 1697 года ее камень используется для ремонта муниципального дворца в форуме. К 60-м годам XVIII века, судя по акварельному рисунку, еще сохранялись обе часовни и алтарная апсида а к 1847 году, по сообщению очевидца, нетронутой осталась лиши одна часовня и центральная апсида. К сегодняшнему дню остатки апсиды полностью исчезли, и кроме южной погребальной часовни и и остатков кладки северного пастофория сохранился лишь низ северной стены базилики, долгое время использовавшийся как ограда монастырского сада.

На фото: Остатки апсиды и две погребальные часовни. Акварель 60-х годов XVIII века.
Прикреплена картинка:
att-507d60b2b6097rell.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Октября, 2012 - 17:27:14
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


На фото: открытые в ходе раскопок фрагменты мозаичного пола северного нефа и реконструкция типа узора (по фрагменту справа):
Прикреплена картинка:
att-507d618cd9fb9aics.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Октября, 2012 - 17:30:52
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


На фото: открытые в ходе раскопок фрагменты круглого мозаичного пола пастофория северного нефа и реконструкция полного рисунка узора:
Прикреплена картинка:
att-507d61fd508b2rium.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Октября, 2012 - 17:32:45
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


В настоящее время ведутся разговоры о музеефикации руин базилики Санта-Марии Формоза, создана концепция объекта, предусматривающая трассирование фундаментов и создания лазерной трехмерной визуализации базилики. См. видео: http://www.youtube.com/watch?v=UYDW6CKCPTo

На фото: проект организации музейного пространства базилики Санта-Мария Формоза с частичным воссозданием северной стены и трассированием фундаментов:
Прикреплена картинка:
att-507d627bce8f2oj_1.jpg


(Отредактировано автором: 16 Октября, 2012 - 17:47:26)

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Октября, 2012 - 17:34:51
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


А так базилика могла бы выглядеть в современном окружении:

Прикреплена картинка:
att-507d634f55f52oj_2.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 16 Октября, 2012 - 17:38:23
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Руины базилики Санта Мария­ Формоза в г. Пула [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0047 ]   [ Gzip выкл. ]