|
|
|
|
|
|
|
НЕИЗВЕСТНАЯ ПОСВЯТИТЕЛЬНАЯ КОЛОННА НА СПИНЕ БОЛЬШОГО ИППОДРОМА
В труде турецкого путешественника Эвелия Челеби (1611-1682(?)гг.), в разделе Стамбула* натолкнулся на довольно интересное описание сохранившегося на тот период времени (между 1630 и 1640 гг.) колонны, находившейся на спине Большого ипподрома Константинополя.
Автор, в общем-то, всё описывает очень точно, но ему, иногда, трудно подбирать определения. Изложу своими словами и в своей интерпретации: на ипподроме имеется высокая колонна из цветных камней ( либо облицованная цветными камнями). В середине её имеется металлический стержень (либо труба) соединяющийся с ёмкостью на её вершине. Это точно не обелиск Феодосия, который описывается отдельно. У ван Аэлста http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=30&start=2 ничего подобного на гравюре нет. Зато ниже, на турецкой, 1537-1538гг., слева от обелиска Феодосия что-то подобное имеется. Но не факт, что это не колонна Юстиниана без абака.
Вот текст перевода на английский: Fifteenth talisman. The great work in the Atmeidan (Hippodrome), called Milyon-par (Millium?**), is a lofty column, measuring a hundred and fifty cubits {arsh'hi) of builder's measure. It was constructed by order of Kostanevliya efendi. 19 tn, of various coloured stones, collected from the 300,000 cities of which he was king, and designed to be an eternal monument of his i)ower, and at the same time a talisman. Through the middle of it there ran a thick iron axis round which the various coloured stones were placed, and they were all keijt to<>-ether by a magnet, as large as the cupola of a bath {hammâm), fixed on its summit. It still remains a lasting monument ; and its builder, the head architect Ghiirbârîn by name, lies buried at the foot of it.
Короче говоря - посмотрите и, по возможности, дайте своё резюме. А вот моё: на ипподроме, на спине, имелись бассейны. В частности, имелся бассейн в середине которого возвышалась посвятительная колонна одной из императриц со статуей (см. колонна Ирины http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=64 ). Вероятно, имелась колонна с бассейном на абаке, в котором, в свою очередь, находилась чья-то посвятительная статуя. По-другому объяснить пока это не могу. Во всяком случае, повторюсь, автор очень правдиво описывает памятники старины, хотя, после этого, и нагромождает на описания всевозможные предания и суеверия. -------------- * Эвелия Челеби. Книга путешествий. Лондон, 1834, стр. 18-19 (42-43). Перевод Риттера Йозефа фон Хаммера. ** Это догадка издателя. Нет, это не Милий. Милий у него описывается отдельно. И потом: речь идёт о территории Ипподрома
(Добавление) MEDDAH сообщил: Фон Хаммер работал с Венским списком, который признан не лучшим. И переводы его не считаются идеальными.
(Добавление) BYZANTOFIL сообщил: Честно говоря, не знаю что это. 150 аршин - приличная высота, более 100 м., тут Челеби явно преувеличивает. Разноцветными камнями вполне может быть мрамор-конгломерат из сцементированной древней цветной гальки (см. саркофаг в Арх. музее и массивную колонну-сполию в одной из стамбульских мечетей, если надо, я найду ее фото). Почему cupola of a bath - обязательно ванна? Вполне возможно, что наверху колонны было навершие, напомнившее Челеби купола, которыми перекрыты хамамы (ведь там использовано это слово?). Насчет стержня, якобы, притягивающего камни колонны - ничего не могу сказать, непонятно.
(Добавление) ХРИСТИЧ сообщил: Поприкидывал, и у меня получается тоже, что материал колонны представлял собой брекчию, т.е. наши мнения совпадают. Что касается навершия капители, то, возможно, там действительно был бассейн. Но статуя стояла не на колонне (получалось, что колонна на колонне), а на пьедестале. В противном случае терялось зрительное восприятие с трибун. Что касается высоты памятника, то, естественно, здесь преувеличение. У Челеби с глазомером были проблемы.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 29 Октября, 2010 - 13:52:19 |
|
|
|
|
|
|
Кстати, возникает закономерный вопрос: а зачем, собственно, так усложнять памятник, помещая его в середину бассейна, да ещё с проточной водой (а вода должна была быть обязательно проточной)?
Да, присутствует фактор эстетики. Не без этого. Но он вторичен и является чем-то вроде отделочно-декоративного слоя по стене. Так в чём же суть такой "заморочки"?
Всё заключается в защитной функции воды по отношению к здравствующему лицу, скульптурное изображение которого выставлялось. При этом вода в обязательном порядке должна была быть проточной и не только из-за жаркого климата, превращающего её небольшой непроточный объём за короткий срок в зловонную лужу. Проточная вода, окружая скульптуру, уносила с собой и отрицательную энергию, которая на неё направлялась, выводя из-под удара "оригинал".
И если непосредственно в Городе относительно высокая колонна, либо само местонахождение скульптуры на невысокой колонне, но на ограниченной площади, которая препятствовала скоплению около неё большого количества людей и, исходя из этого, резко снижало негативное влияние, было позволительно, то нахождение в сердце многотысячной толпы могло привести к печальным последствиям. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 29 Октября, 2010 - 22:51:27 |
|
|
|
|
|
|
О "Ванне" на колонне. Все-таки позволю себе усомниться. Скорее речь о полукруглой базе под статую. Не думаю, что Челеби имел в виду некую емкость под словом "хамам", в его-то время. В турецких банях, насколько я знаю, нет или не было в то время крупных емкостей. В центре хамама имеется каменный помост с подогревом ("Гебек-таш"), после прогрева и массажа на котором посетители моются из шаек или просто из-под краников в нишах по периметру перекрытого сферическим куполом зала. Ванн просто нет. В современном (правильном) хамаме - душ, но не бассейн.
Насчет "разноцветных камней". Во внутреннем дворе т. наз. "Новой мечети" Стамбула (Yeni_camii), слева и справа от входа находятся две колонны-сполии из разноцветной гальки, сцементированной окаменевшим илом (конгломерат). Действительно, красивый камень, немудрено, что на Челеби он произвел впечатление:
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 01 Ноября, 2010 - 12:47:47) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 01 Ноября, 2010 - 12:32:57 |
|
|
|
|
|
|
Крупнее, с базой (кольцо-стяжка - замечательная, кстати, работа): Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 01 Ноября, 2010 - 12:36:52) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 01 Ноября, 2010 - 12:33:57 |
|
|
|
|
|
|
И совсем уж крупно: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 01 Ноября, 2010 - 12:35:13 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil По поводу брекчии:Цитата:...и у меня получается тоже, что материал колонны представлял собой брекчию, т.е. наши мнения совпадают. | (см. выше).
По поводу ёмкости на колонне. К вопросу о самом её факте нахождения на абаке можно подойти с другой стороны.
Не в курсе ни одного факта о том, что барабанны колонн были пронизаны, словно детская пирамидка, единым пироном (здесь - единым металлическим стержнем) снизу вверх. Почему не применяли подобную технологию при возведении колонн? Во-первых, технология изготовления стержня подобной длины чрезвычайна трудоёмка. Она подразумевает его ковку по частям, а затем сваривание по частям же с помощью той же ковки. Либо соединения отдельных частей с помощью заклёпок, а затем, опять же, их проковку. При этом сохраняется заливка межбарабанных пространств свинцом с традиционным соединением их пиронами. Таким образом, ствол колонны, кроме традиционного соединения, был связан и новым, сквозным, тоже залитым свинцом. Аналог этого соединения - Останкинская телебашня, барабаны которой связаны натянутыми металлическими тросами. Менее известный пример - скульптура Родины-Матери на Мамаевом кургане в Сталинграде. При этом цена барабана такой колонны стремительно "прыгает" в голубую высь.
Несмотря на то, что подобная технология маловероятна из-за дороговизны (тогда хотя бы иногда, но нечто похожее возводили), полностью исключить такой абсолютно революционный шаг в архитектуре колонн нельзя.
Теперь рассмотрим вариант трубы. Здесь прохождение подпидки резервуара на абаке - необходимый шаг. Труба, кстати, могла быть одноканальной (в таком случае сам памятник являлся, фактически, фонтаном с отводом воды в районе цокольной части); либо труба имела два канала (сечением напоминавшая цифру "8", такие находки имеются) - ввода и вывода, т.е. циркулировала незаметно для взгляда со стороны.
Теперь мы снова подошли к исходной точке анализа. Наличие трубы, которая, повторяю, являлась параллельно и дополнительным гигантским пироном, усиливающим конструкцию, подразумевает наличие ёмкости в верхней части сооружения.
Наверняка турки позже эту колонну снесли (позже 1640 года), а, вернее - разобрали на сполии: очень уж красиво смотрится. Что они там масштабное, в смысле мечетей, построили после этой даты? Вот среди элементов этого сооружения и необходимо искать барабаны колонны. Причём, наверняка, для кратности, они разобранный ствол преобразовали в две колонны. Я бы, на их месте, "воткнул" их где-нибудь при входе. Можно рассмотреть султанские дворцы. Можно - важнейшие мечети города. Голубая мечеть не подходит. Сулеймание, Беязид, Фатих и Рустампаша -тоже, т.к. возводились до разрушения колонны. Лалели, Нуоросмание и Ортакёй - значительно позже её разрушения. А вот Ени-Джами - очень даже может быть. (Фотографии выше - Ваши?). Но здесь необходимо учесть то, что в любой из вышеперечисленных объектов эти сполии могли попасть позже в процессе восстановления или реконструкции.
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 02 Ноября, 2010 - 16:41:33 |
|
|
|