Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Хачкары [Страниц (4): [1] 2 3 4 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
христич


Севаст
Откуда: Москва


ХАЧКАР (арм. խաչքար, "хач-кар", дословно «крест-камень»)

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 26 Мая, 2009 - 20:58:14
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Прежде чем выложить фото хачкаров хотелось бы сделать небольшой исторический экскурс в историю возникновения и причины развития у армян-антихалкидонитов хачкаров.

Иконоборческие проявления у армян-антихалкидонитов.

Мотивы появления иконоборчества в Византии, как известно, были самыми разными, имели не одну предпосылку и причину к ее возникновению, но у армян-антихалкидонитов иконоборческие проявления развились на почве их монофизитства. Надо отметить, что иконоборческая тенденция лежит в самой основе первоначального монофизитства. Как и у всех православных народов, иконы у армян, конечно же были, но проблема иконопочитания у них возникла несколько раньше, нежели в Византии, как следствие борьбы с Халкидонским Собором и его постановлениями, и была по-своему решена еще в VI в., когда католикос-монофизит Моисей II (574-604 гг.) запретил принимать от ромеев иконы, книги и святые мощи, ибо тогда возобладало мнение, что поклонение иконам отдает духом несторианства, как поклонение человеческой плоти. Нашлись монахи, призывавшие к замазыванию икон в церквах. Моисей должен был для успокоения издать приказ, «чтобы никто не осмеливался портить иконы в церквах». На протяжении последующих веков у армян иконы то отвергались, то принимались и, в конце концов, иконопочитание в национальной Армянской Церкви осталось, но в том ослабленном понимании, которое вполне одобрили бы и франкские каролингские богословы, вставшие в оппозицию VII Вселенскому Собору (787 г.). Ибо у франков иконы в церквах развешивались не для поклонения, а для воспоминания благочестивой любви; это украшения, а для невежд – научение. Исходя из своих атихалкидонитских догматических соображений, и стараясь воплотить свои монофизитские мысли и идеи в искусстве, армяне украшали свои храмы иконами и фресками скорее в качестве декоративного оформления, а потому расписывали их светскими арабесками, фигурами зверей и птиц. Часто же храмы были без всяких изображений. Как и у иконоборцев, у армян особенно чтились кресты. Весь акцент творческой мысли армян-монофизитов выразился в возделывании (соответственно в наиживейшем почитании) крестов, вместо икон и фресок. Кресты делались с особым искусством и из самых редких материалов, раскрашивались, украшались драгоценными камнями. Старались снабжать кресты частицами подлинного Креста Господня, был даже создан особый обряд помазания крестов освященным елеем. А праздников, посвященных св. Кресту, в национальной Армянской Церкви - целых четыре. Здесь будет не лишним процитировать специальное увещание католикоса Саака III, обращенное к куропалату Смбату Багратуни, тогда, около 693 г., только что вставшему во главе Армении. Оно стало восприниматься как богословское завещание Саака III, очень почитавшегося в Армении еще при жизни, а после смерти и тем более почитавшегося во святых. Увещавая Смбата стать для всей Армении хранителем веры святых отцов, в качестве второго по важности признака правости армянской веры (после исповедания одной природы во Христе и отвержения Томоса св. Льва, но без прямого упоминания Халкидона) Саак называет уклонение от свойственного только «язычникам» и «еретикам» почитания каких-либо изображений, кроме креста. В частности, он пишет: «…оставайся всегда непреклонным в истине и не растлевайся их [т.е. «всех тех, кто разрушает Предание святых отцов»] иконопоклонством и всем прочим, ибо Бог даровал нам в качестве образа (иконы) для поклонения крест Божий, чтобы мы поклонялись Богу посредством святого креста, как и все христиане и святые отцы от апостолов вплоть до наших дней. Ведь Сам Бог запретил всякий другой образ (икону), сказав: Какое подобие ты видишь во Мне? (ср.: Ис. 40, 18)…». Тут и уместно проводить параллель с некоторыми армянами-аристократами Империи, занимавшими высшие должностные посты в Византии, сочувствовавших иконоборцам и задавших тон второй иконоборческой волне в начале IX столетия. На историческую арену этого времени выступают Лев Армянин и Иоанн Грамматик, талантливый полководец и выдающийся ученный.

Само поклонение кресту (имеется ввиду тот мощный акцент, который был задан армянами в средних веках) в Армении возводится армянскими церковниками ко времени св. Григория Просветителя, который по всему пространству тогдашней Армении устанавливал кресты: на вершинах гор, холмов, в селех, городах, у дорог, на территории бывших языческих храмов и т.д. Однако, что интересно, подобные мероприятия происходили и в Грузии при св. Нине, просветительнице Иверии (установлении ею крестов на территории Грузии), хотя такое усиленное почитание (как в среден армян) хачкары в Грузии не получили. Что наглядным образом может быть свидетельством догматического разногласия между антихалкидонитами и халкидонитами.

Хачкары средних веков от 6 по 15 вв.


Прикреплена картинка:
att-4a1cfecde15ee_big.jpg


(Отредактировано автором: 02 Июня, 2009 - 17:35:19)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 27 Мая, 2009 - 12:50:21
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


арм. хачкар в Иране
Прикреплена картинка:
att-4a1d007f0746ciran.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 27 Мая, 2009 - 12:57:35
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Дилиджан, Армения
Прикреплена картинка:
att-4a1d00dc74b47ross.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 27 Мая, 2009 - 12:59:08
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Нахичеван, кладбище хачкаров
Прикреплена картинка:
att-4a1d01530a8d6____.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 27 Мая, 2009 - 13:01:07
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Гегард
Прикреплена картинка:
att-4a1d01ccbca32152.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 27 Мая, 2009 - 13:03:08
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


..
Прикреплена картинка:
att-4a1d021fcc321151.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 27 Мая, 2009 - 13:04:31
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


хач-кар с распятием
Прикреплена картинка:
att-4a1d026be6619150.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 27 Мая, 2009 - 13:05:47
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


....
Прикреплена картинка:
att-4a1d02acbf02d149.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 27 Мая, 2009 - 13:06:52
Germain


Анфипат
Откуда: Одеса, Україна


Ромкла. Хачкар, современник Нерсеса Шнорали на стене собора.


Прикреплена картинка:
att-4a1da69577ebfar1_.jpg


-----
Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2)

Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 28 Мая, 2009 - 00:46:13
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Отлично, Герман.

Прикреплена картинка:
att-4a1e10296f9f2146.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 28 Мая, 2009 - 08:16:41
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Хач-кар у храма Кармравор в Аштараке (вторая пол. 7 в.); Арутюнова-Фиданян относит его к числу халкидонитских храмов Армении
Прикреплена картинка:
att-4a1e10f623aa4144.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 28 Мая, 2009 - 08:20:06
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Ряд хач-каров


Прикреплена картинка:
att-4a1e1136ec8de145.jpg


(Отредактировано автором: 28 Мая, 2009 - 08:22:59)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 28 Мая, 2009 - 08:21:10
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


...
Прикреплена картинка:
att-4a1e11f22374b148.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 28 Мая, 2009 - 08:24:18
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


.......
Прикреплена картинка:
att-4a1e126503811147.jpg

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 28 Мая, 2009 - 08:26:13
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Хачкары [Страниц (4): [1] 2 3 4 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0122 ]   [ Gzip выкл. ]