Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Византийская механика;­ строительство; транспорт;­ горное дело; металлургия;­ металлообработка; сельское­ хозяйство; естественные науки. [Страниц (4): « 1 2 [3] 4 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Foteini


Ипат


Друзья, объясните, пож, каковы особенности кладки "тычок-ложок"? это только "панцирная" кладка? Существовала ли она в античности?

Всего записей: 41 : Дата рег-ции: Авг. 2007 : Отправлено: 14 Января, 2008 - 22:09:16
христич


Севаст
Откуда: Москва


Foteini
КЛАДКА

Кладка "в-тычок-в-ложок", она же "однорядная перевязка", она же "вприжим". Существовала с античных времен.

С ее помощью сооружались не только панцирные стены, когда возводились две стены, а затем пространство между ними забутовывалось камнем (сухая забутовка), либо утрамбованной землей (как правило это - гражданские постройки), либо забутовывалось камнем и заливалось жидкой связующей массой ( известью или позже - цементом, еще позже - опять известью). Земляная забутовка не характерна для фортификационных сооружений.
В Византии, фактически, также применялась разновидность панцирной кладки. Т.е. была аналогичная технология, но внешне, да и по внутреннему сечению это выглядело иначе. (Это касается стен из плинфы и камня). После возведения фундамента, как правило из камня, возводились панцирные стены, которые забутовывались, а затем заливались связующей массой. Когда завершали слой камня, его чередовали со слоем плинфы по всему горизонтальному сечению стены, но без забутовки. Причем, плинфу экономили, и слой связующей массы, подчас, превышает толщину плинфы. Классическая плинфа - 450х300х10. Но толщина может доходить до 25 мм. После завершения слоя плинфы его опять перекрывали слоем камня и т.д. Сооружение хорошо держало нагрузки, в т.ч. удары землетрясений.
Позже, в VII веке, появился т.н. лонгобардский кирпич, внешние габариты которого близки к современному.



Прикреплена картинка:
att-478bb59b83bf1ck_1.gif

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 14 Января, 2008 - 22:18:51
Foteini


Ипат


Христич, спасибо огромное за оперативную помощь. Скажите, а такой вот вид кладки можно назвать "тычок-ложок"?

на картинке - Северо-Западный храм в Хиппос-Суссите, Галилея
Прикреплена картинка:
att-478bc9297f4541080.jpg


(Отредактировано автором: 14 Января, 2008 - 23:42:45)

Всего записей: 41 : Дата рег-ции: Авг. 2007 : Отправлено: 14 Января, 2008 - 23:42:17
христич


Севаст
Откуда: Москва


Foteini
Назвал бы ее "хаотической". Если посмотреть на задний план, то левое крыло сохранившнйся кладки можно отнести к "рядовой" (положение верхнего кирпича копирует положение нижнего), а правое...даже и не знаю к чему. Видимо, к "тяп-ляп". Вы так в своей работе и пишите: "...кладка небрежного типа...".

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 15 Января, 2008 - 11:10:51
христич


Севаст
Откуда: Москва


Филин
Я и взял общепринятый термин "Поздняя Восточная Римская империя"...
Но не настаиваю: действуйте по своему усмотрению.

1) как ни удивительно, я тоже знаком с виноделием, включая чисто теоретические навыки ( проходил технологию изготовления) и практические ( у дедушки был виноградник, ну и разумеется, свое вино). Так вот: то, о чем Вы написали - брак продукта из-за передавливания прессом. Вы-то сами хотели, чтобы у Вас был брак продукта ?

2) основной объем производимого вина ( товарного) в Византии практически всегда приходился на крупные хозяйства. А если рассмотреть весь период с/х деятельности, то большая, подавляющая часть его - в тени крупных, либо укрупняющихся хозяйств. Я же об этом в статье написал. Были временные периоды, когда масса мелких хозяйств резко возрастала, например, когда славяне оседали на землях империи, либо после византийской "реконкисты" против арабов. Но, в первом случае, оставались поместья в Азии, а во втором - в Европе (это, разумеется, очень грубо, но в общем - это так). Ну и т.д. Можно с этим познакомиться у Лемерле, Тепковой-Заимовой, есть материал у Сюзюмова и Удальцовой, Хараниса, Липшиц, Осторгорского и проч.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 18 Января, 2008 - 21:53:19
христич


Севаст
Откуда: Москва


ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ - унаследованные византийцами естественнонаучные знания от античного периода не только бережно сохранялись, но накапливались и развивались. Однако, их развитие в Византии имело особенность: развивавлись те, которые были связаны с практическим применением, т.к. во главу ставилось исследование и издание признаных научных классиков античности, комментариев к ним. Таким образом византийцы способствовали сохранению древних научных знаний, дошедших до наших дней.
Вторая характерная особенность чисто византийского подхода к научным работам заключается в эксцерпторном (в виде извлечений) издании научных трудов античности.
В ранневизантийский период исследования базировались не на философии, присущей античному периоду, а на объяснении, например, тех или иных явлений природы исключительно на основе теологии.
Гуманитарные дисциплины развивались самостоятельно, при этом дифференцируя и все более отдаляясь от философии.
Особо следует отметить в этот период развитие математики и геометрии, которые резко выделились на фоне развития других наук. Здесь следует особо выделить Феона Александрийского, его дочь Ипатию, Анфимия Тралльского, Евтокия Аскалонского, Исидора Милетского, Симпликия и Иоанна Филопона.
Большого прогресса достигли работы по астрономии, что было связано, в первую очередь с астрологией и мореплаванием. Необходимо упомянуть заслуги Феона Александрийского, Паппа Александрийского, Прокла Диадоха, Иоанна Филопона, Стефана Александрийского и Синесия Киренского. К этому периоду относится и наибольшее количество трудов по астрологии ( Ритория, Гефестиона Фиванского, Иоанна Лида, Юлиана Лаодикейского и Павла Александрийского).
Очень большое внимание уделялось в это период физике, включавшей в себя, помимо собственно физики, минералогию, географию, ботанику, зоологию и медицину (комментарии Иоанна Филопона, Фемистия и Симпликия).
Механика делилась на чисто теоретическую и практическую науки. Необходимо указать на работы Анфимия Тралльского, Исидора Милетского, Паппа Александрийского и Калинника.
В развитии оптики необходимо отметить Анфимия Тралльского и Олимпиодора.
Изучение ботаники и зоологии, в большей мере, также носило чисто практическое применение в сельском хозяйстве, медицинских целях и ветеринарии (Винданий Анатолий, Кассиан Басс, Апсирт Вифинский, Медицинский аноним), а литература вне ее превратилась в чисто развлекательную, описывающую экзотику дальних стран (Тимофей Газский, Евтекний, Аноним).
Особое место занимает труд Косьмы Индикоплова "Христианская топография". Она отражает в себе географию, астрономию, ботанику, зоологию, теологию и записки путешественника.
Развитие алхимии теснейшим образом переплеталось с минералогией, ткачеством, живописью, горным делом, металлургией и металлообработкой (Псевдо-Демокрит, Синесий Александрийский, Илиодор, Феофраст, Архелай, Иерофей, Прокл Афинский). Развитие алхимиии в купе с механикой повлекло создание одного из самых эффективных видов оружия - т.н. "греческого огня".
Успешно развивалась и медицина: ранневизантийский период характерен бережным сохранением и использованием не только теоретических, но и практичеких достижений римского периода (Оривасий Пергамский, Аэций Амидский, Александр Тралльский, Феофил Монах, Стефан Афинянин, Павел Эгинский, Палладий, Павел Никейский). Последнее резко отличает более позднее развитие византийской медицины, как науки.
Средневизантийский период характерен концентрацией научной мысли практически только в Константинополе, что было обусловлено "кризисом городов" в VII - VIII веках. Разрушение полисов, частичное уничтожение, либо увод в плен жителей и частичная миграция подорвали, в частности, научную деятельность в крупных городах империи. Второй значительной особенностью этого периода явилась окончательная победа и, практически, безраздельное господство теологической концепции в процессе исследовательской деятельности.
Византийские ученые продолжали активно работать над проблемами математики и геометрии. В первую очередь необходимо отметит вклад Льва Математика, Иоанна Дамаскина, Арефа Кесарийского, Михаила Пселла. Вместе с тем увеличивается количество работ связанных с рассмотрением мистического смысла чисел. С начала XII века отмечено использование арабских (индийских) цифр, что послужило прогрессивным фактором дальнейшего развития этих наук.
Астрономия и астрология, продолжали занимать свои твердые позиции в системе научной деятельности (Лев Математик, Сикидит,Феодегий, Пихаил Пселл, Симеон Сифа, Аноним, Иоанн Каматир). В школах астрономия являлась предметом, входившим в квадривиум.
Несмотря на господство геоцентрической идеи Клавдия Птолемея, продолжает рассматриваться теория гелиоцентрической - Аристарха Самосского (Михаил Италик).
Физика продолжала включать в себя всю совокупность наук о природе, но ее окончательно стали рассматривать в виде вспомогательной науки при изучении религиозной метафизики (Симеон Сиф, Михаил Пселл, Евстратий Никейский, Иоанн Дамаскин, Лев Математик, Михаил Эфесский, Иоанн Цец).
Развиваются исследования по механике и оптике (Лев Математик), которые успешно применялись в военном деле.
Развитие географической мысли в Византии также было тесно связано с теологией (Иоанн Дамаскин, Аноним, Симеон Сиф, Евстратий Никейский, Евстафий Фессалоникийский), однако часть исследователей (Михаил Пселл), придерживались достаточно независимых взглядов.
Алхимия, ее развитие, продолжало оставаться на грани оккультного (Михаил Кирулай, Михаил Пселл, Лев Математик).
В медицине, несмотря на ее общий высокий уровень развития и продолжение процесса сохранения и переиздания трактатов предыдущих периодов и издания новых (Николай Калликл, Феодосий Афинский, Михаил Пселл, Николай, Иерофил, Медицинский Аноним, Мелетий Фригийский, Феофан Нонн, Симеон Сиф ), наблюдается некоторый регресс в хирургии.
Развитие естественнонаучных знаний в поздневизантийский период, на фоне коллапса империи, переживает свой ренессанс. Несмотря на гегемонию столицы в научных изысканиях, значительную роль начинают играть Фессалоники и Мистра.
В исследованиях, базировавшиеся до этого почти исключительно на теологической основе, все шире применяется философия.
В математике и геометрии достигаются значительные успехи (Никифор Григора, Иосиф Вриенний, Георгий Акрополит, Георгий Пахимер, Максим Плануд, Аноним). Происходит процесс слияния античного наследия с достижением ученых Индии, происходящий за счет арабского влияния.
Развитие астрономии и астрологии ярко проявляется в трудах Димитрия Триклиния, Феодора Метохита, Никифора Григора, Варлаама Калабрийского, Григория Хиониада, Георгия Хрисококка и Исаака Агрира. Но исследования, несмотря на ряд поправок, не выходили их птолемеевских рамок.
Продолжаются работы по физике (Неофит Продромин, Максим Плануд, Мануил Фил), механике (Никифор Григора).
Серьезные работы по комментированию географических трудов древности производится Георгием Гемистом Плифоном.
Понятие единства мира шире распространяется и на алхимию (Аноним). Но, к сожалению, поздневизантийский период ее развития практически не изучен.
Продолжает развиваться и медицина (Неофит Продромин, Димитрий Папагомен, Максим Плунд), находясь, однако, под значительным влиянием демонологии.
Падение империи вызвало массовую иммиграцию уцелевших представителей научных кругов на Запад, тем самым стимулировав процесс Возрождения.





Система мира по Птолемею
Прикреплена картинка:
att-4790f8df5dc6dspto.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 18 Января, 2008 - 22:00:13
христич


Севаст
Откуда: Москва


ИАТРОСОФ - медицинский труд, характерный для поздневизантийского периода. Состоял из сборника медицинских трактатов передыдущих эпох и включал в себя наблюдения из собственного опыта врача. Использовался для скорейшего нахождения информации о болезни, либо травме, симптомах и способах лечения.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 19 Января, 2008 - 17:41:43
христич


Севаст
Откуда: Москва


BYZANTOFIL
По поводу чего рыдал турок-то?

ХРИСТИЧ
Говорил, что новые объекты строить научились, а реставрировать старые - нет, т.к. нет специалистов. Привлекают к работам, мягко говоря, людей с недостаточными знаниями. Как я посмотрел - просто со знаниями строителей. Ну Вы же видели во что превратили колонну Маркиана, ее стул, который обтянули строительной монтажной сеткой и из разбрызгивателя нанесли бетон.

Кстати, у Вас имеется книга Роберта "Византийские строители"?

И еще. У меня серьезный вопрос по поводу соединений крупногабаритных элементов строительных конструкций. Вот, как пример, внизу фриз от пропилей базилики Св.Софии Феодосия, что в раскопе у нартекса, Вы знаете.
На верхней плоскости мы видим два гнезда под пироны диаметром около 100 мм и глубиной примерно 120 -130 мм. К каждому с тыльной стороны проведены V- образные желобки-воздуховоды.
В них, опять же, Вы в курсе, вставлялись бронзовые, либо стальные пироны всевозможных форм (реже они были из дерева) и заливались свинцом для адгезии с мраморной поверхностью и продотвращения окисления камня. Так? Так. Идем дальше.
Есть варианты, когда вместе с пиронами заливалась и вся поверхность блока и сверху, на эту прослойку, устанавливался следующий. В этом варианте должен быть карниз.
Предварительно, часть пирона, которая должна была войти снизу в ответное гнездо карниза тоже заливалась в цилиндрическую свинцовую рубашку.

Вопрос: а зачем воздуховоды? Они нужны лишь при закрытом литье для выхода воздуха. В противном случае металл может дать раковины, дать выплеск, что опасно для производителя работ, сочлинение не будет иметь адгезии с поверхностью камня, короче - брак. Так? Так.
А как же они могли делать закрытое литье, если гнезда не сквозные? Нет сквозных гнезд. Зачем тогда воздуховоды? От нечего делать высечены, либо, чтобы, когда постройка была разрушена, блоки красиво смотрелись? При открытом литье они теряют всякий смысл. Как происходил процесс заливки свинца?

BYZANTOFIL
По поводу заливки свинца я , увы, не специалист. Книгу "Византийские строители" я скачал и переплел, пока не дошли глаза почитать. А насчет колонны Маркиана: а это точно сетка? Мне показалось это просто насечка крест-накрест по раствору.
Кстати, я скинул на Рапиду книгу Жилля (на английском), см. ссылку в разделе книг.

ХРИСТИЧ
Вот информация, которая, впрочем, мне не очень понравилась.
Заливку производили следующим образом (перечисляю в порядке очередности):
- переворачивали верхний блок, вставляли пирон и заливали его в гнезде свинцом;
- переворачивали верхний блок в исходное положение и водружали на нижний;
- через каналы (не хочу их называть воздуховодами, т.к. они в данном варианте выполняют роль литников) вливали свинец, который заполнял нижнее гнездо на нижнем блоке и фиксировал в нем ответную часть пирона.

"Узкие" части этого варианта:
- мягко говоря, не совсем удобно туда-сюда переворачивать многотонные блоки;
- во время этих действий можно погнуть ответную часть пирона, верхняя часть которого уже зафксирована;
- литник должен иметь соответствующее сечение. Литники имеют сечение в виде перевернутого равнобедренного треугольника с боковыми сторонами по 30 мм. Протяженность литников разная, но около 300-400 мм, каждый. Во время заливки свинца, масса камня, даже предварительно разогретого паяльной лампой (а ведь камень может лопнуть) достаточно быстро снижает его температуру. В результате происходит резкое снижение текучести металла и закупорка литника;
- нет воздуховодов. Это самая главный "минус" этого варианта. Грани плит подогнаны достаточно хорошо, воздух пропускают, но этого явно недостаточно, чтобы металл занимал внутреннюю полость эффективно. В любом случае получается хотя и слабая, но воздушная пробка, которая замедляет движения металла - потеря текучести, т.е. остывание - уже реальная пробка из металла - гнездо на нижнем блоке залито плохо, брак - ответная часть пирона не зафиксирована.
А ведь свинцом были не только залиты пироны в гнездах снизу и сверху, но и залита ВСЯ поверхность соприкосновения двух блоков.
Хочу сразу оговориться: эта технология - позднеримско- ранневизантийская.



Прикреплена картинка:
att-47a49e62e5311__.1.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 02 Февраля, 2008 - 19:46:26
христич


Севаст
Откуда: Москва


ПОРФИР
Египет. Гора Порфир ( ныне- Гебель абу Духан) у Хургады.
Есть следы добычи египетского порфира, но они незначительны. Местонахождение реального карьера так и не выяснено.

По-гречески порфир первоначально назывался "лептосефос" (в этом случае - смысловая нагрузка буквально "имеющий мелкие светлые пятнышки").
Прикреплена картинка:
att-47c7232d41eed____.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 29 Февраля, 2008 - 00:10:05
христич


Севаст
Откуда: Москва


Египет. Гора Порфир. Брак материала (блок лопнул по спайке уже на конечном этапе работы, либо в начале транспортировки).
Прикреплена картинка:
att-47c726b91e7e3jpg3.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 29 Февраля, 2008 - 00:25:13
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


А где в таком случае порфир добывался в Италии ?

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 29 Февраля, 2008 - 16:04:04
христич


Севаст
Откуда: Москва


byzantofil
В Северной Италии, в провинции Трентино - Альто-Адидже (последняя - австрийская Южная Тироль, населенная австрийцами и удерживаемая Италией). Это традиционное название области. Она состоит из двух провинции. На юге провинция Трентино, а на севере, на границе с Австрией - Альто-Адидже.
Порфир добывается в районе административного центра провинции Трентино - г. Трентино.
Добывается со времен Римской республики.
На фотографии очень хорошо виден утес с выходом материала различных оттенков. Выделяется малиново-темно-красный участок. Его еще иногда называют "мясным". Отходы красного порфира идут на брусчатку и облицовочную плитку, а хороший материал - на скульптуры и на элитный облицовочный материал.
Из-за продолжающихся горных работ римско-византийские каменоломни не сохранились. Вообще можно перед ребятами просто шапку снять: порфир в среднем примерно на 20% тверже гранита.
Качественный египетский порфир значительно уступает качественному итальянскому по насыщенности цвета и красоте.
А в Византию египетский стал ввозиться из-за потери этого региона и временного (на несколько столетий) прекращения промышленной добычи.

Вот почему вызывает удивление беломраморная вставка ноги одного из персонажей "Тетрархов" (см. стр.1 соответствующего подраздела): при решении задачи государственной важности (украсить стену собора Св.Марка отреставрированным барельефом), когда недостающий фрагмент был выполнен из мрамора, хотя буквально под боком был заброшенный порфирный карьер.
Одно из трех: либо о нем была информация утеряна; либо хотели сэкономить (что маловероятно); либо по каким-то политическим причинам туда не было доступа.
Прикреплена картинка:
att-47c86dce7f70d____.jpg

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 29 Февраля, 2008 - 23:40:46
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ
Давно хотел кратко написать о технике знаменитой перегородчатой эмали. Появилась она в Византии, по видимому, с востока, скорее всего из Персии или Ирана. Первые произведения относящиеся к 9 веку еще довольно грубы и примитивны, фигуры выполнены в стиле детского рисунка (мощевик с крышкой из Метрополитен Музеума), но со временем техника эмали совершенствовалась, и к 12-му веку достигла совершенства. Техника прижилась в провинциях империи, но все же не достигала совершенства столичных мастерских. Эмали грузинские довольно совершенны, но с местными особенностями. Эмаль Киевской Руси довольно примитивна, но по своему хороша. Разницу между местной и столичной работой можно увидеть в знаменитых бармах из Рязани (Оруж. Палата). Центральный медальон с Богородицей - византийский. Хорошая устойчивость паст, тонкая работа, полутона личного. Боковые эмали - местные, грубого рисунка, паста местами выкрошилась, потеряла цвет. Тем не менее сохранившиеся в России и на Украине эмали - это вершина домонгольского ювелирного искусства.
Описание техники изготовления даю по книге немецкого монаха Теофила (он владел техникой византийской эмали, видимо через греческих мастеров).
1. Отбивается тонкая золотая пластинка, вырезается по размеру, загибаются бортики по краю.
2. На пластину наносится рисунок иглой. Из тонких листов вырезаются плоские перемычки, по высоте равные бортикам, выгибаются по рисунку и приклеиваются мучным клеем на пластину, образуя разбитый на отдельные ячейки рисунок, складки одежд и пряди волос формируются так же гнутыми полосками, поставленными на ребро.
3. Прогрев пластины. Перемычки сплавляются с основой. Основа готова.
4. Отбираются цветные стекла нужного цвета (смальта или специальные стекольные массы для эмали). На медной пластине отобранные образцы расплавляются. Цель - проверка одинаковой температуры плавления всех образцов стекла для работы, они должны расплавиться одновременно.
5. Раскаленные кусочки стекла бросают в воду. Они тут же трескаются на мелкие кусочки. Их растирают в порошок в ступке и раскладывают порошки по баночкам.
6. Порошки смачиваются водою до образования стеклянной пасты разных цветов. Косо срезанным гусиным пером, как совком, берется паста нужного цвета и при помощи тонкой проволочки ей осторожно заполняются ячейки на пластине будущей эмали.
7. После заполнения всех ячеек пластину укладывают на металлический лист, закрывают сверху металлической вогнутой крышкой с отверстиями и помещают в горн, засыпав раскаленными углями.
8. После первого плавления пластине дают медленно остыть, вынимают из печи, промывают, и так как при обжиге эмаль проседает, снова заполняют ячейки пастой и повторяют обжиг. И так до полного заполнения всех ячеек эмали.
9. Окончательно сплавленную эмаль шлифуют закрепив в воске: сначала грубым бруском до проявления рисунка всех золотых перемычек, потом тонким бруском с кирпичной пылью, смоченной водой, и наконец, полируют хвощем и куском козьей шкуры до зеркального блеска. Эмаль готова.

Пример1. Богоматерь. Византийская эмаль 11 века. На полях есть утраты стеклянной пасты.
Прикреплена картинка:
att-47e044c03aec6____.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 19 Марта, 2008 - 01:40:00
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Византийская механика;­ строительство; транспорт;­ горное дело; металлургия;­ металлообработка; сельское­ хозяйство; естественные науки. [Страниц (4): « 1 2 [3] 4 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0062 ]   [ Gzip выкл. ]