Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Купол Святой Софии­ Константинопольской. [Страниц (2): « 1 [2] ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Михайло


Анфипат
Откуда: Україна, Київ


Цитата:
Сохранилось 1000 кв.м. его мозаичной кладки VI века (53% от первоначальной площади, составлявшей 1900 кв.м). Из них 280 кв.м. относятся к реставрации Х века
Из них -- это из остальных 47%?

Всего записей: 262 : Дата рег-ции: Янв. 2008 : Отправлено: 03 Февраля, 2009 - 16:08:43
христич


Севаст
Откуда: Москва


Михайло

Давайте будем разбираться.

1. Было первоначально 1900 м2 мозаик VI века - 100%

2. Осталось от первоначальных 1000 м2 ~ 53%
в т.ч.
отреставрировано в Х веке 280 м2 ~ 14%
прочие мозаики VI века 720 м2 ~ 39%

3. Не сохранилось 900 м2 мозаик VI века ~ 47%


Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 03 Февраля, 2009 - 23:02:33
Михайло


Анфипат
Откуда: Україна, Київ


христич Совсем запутали

У Вас так:
Цитата:
1. Было первоначально 1900 м2 мозаик VI века - 100%
2. Осталось от первоначальных 1000 м2 ~ 53%
в т.ч.
отреставрировано в Х веке 280 м2 ~ 14%
прочие мозаики VI века 720 м2 ~ 39%
3. Не сохранилось 900 м2 мозаик VI века ~ 47%


У уважаемого Бизантофила по-другому:
Цитата:
Сохранилось 1000 кв.м. его мозаичной кладки VI века (53% от первоначальной площади, составлявшей 1900 кв.м). Из них 280 кв.м. относятся к реставрации Х века (15 % от первоначальной площади), а 560 кв. м. – ко второй реставрации XIV века (29 % от первоначальной площади), потери составляют 60 кв.м. (3% от первоначальной площади купольного свода).


То есть я так понял, что 53% -- осталось 6-го века, еще 15% -- 10-го, еще 29% -- 14-го, еще 3% утеряно, итого 100%. Или я неправильно понял? Ведь рестиаврации 10-го и 14-го веков -- это уже не есть мозаика 6-го века?

(Добавление)
Цитата:
Покрывает большую область с восточной стороны купола и демонстрирует явный упадок. Потеря мастерства, острая нехватка средств и материалов явственно отразилась в это грубой имитации более ранних образцов мозаичной кладки.


Простите за офф-топ, о куполе спорить не буду -- Вы знаете, что пишете. Но вообще, смотря на образцы мозаики 14-го века (тот же монастырь Хора), мне всегда казалось, что это вершина, а не упадок, мозаичного искусства, по сравнению хоть с 6-м, хоть с 10-м веками?


(Отредактировано автором: 04 Февраля, 2009 - 15:24:22)

Всего записей: 262 : Дата рег-ции: Янв. 2008 : Отправлено: 04 Февраля, 2009 - 15:23:47
христич


Севаст
Откуда: Москва


Михайло
Давайте разбираться еще раз, а то я, действительно, текст не правильно понял.

1900 м2 - 100 % мозаик VI века
в т.ч.
1000 м2 - 53 % - мозаики VI века
280 м2 - 15 % - реставрация X века
560 м2 - 29 % - реставрация XIV века
60 м2 - 3 % - утеряно
---------------------
Под реставрацией 44% в VI и XIV веках подразумевают частичное восстановление тех площадей мозаик, которые пострадали во время землетрясений и иконоборческих вакханалий. Т.е. площади возобновлялись не все, а фрагментарно, как шкура леопарда.

Процентное соотношение вкраплений, если говорить объективно, можно считать мозаиками, которые относятся к этим векам. Но точно определить их достаточно тудоемко. Проще рассматривать ту площадь, которая подверглась реставрации. Например, те 560 м2 в XIV веке. А сколько там фрагментов VI и XIV веков?
---------------------
Качество отреставрированных площадей мозаик уступает качеству VI века, несмотря на явный ренессанс мозаичного искусства в поздневизантийский период. Причем, при сохранении технологии. Качество материала тоже снизилось.
По последнему не могу Вам точно дать ссылки, но можно глянуть у R.Farioli Campanati (по ранневизантийскому периоду); Underwood и Demus - по более поздним периодам, хотя и там, и там есть сравнительная информация по другим периодам.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 04 Февраля, 2009 - 21:39:02
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Михайло
Цитата:
Простите за офф-топ, о куполе спорить не буду -- Вы знаете, что пишете. Но вообще, смотря на образцы мозаики 14-го века (тот же монастырь Хора), мне всегда казалось, что это вершина, а не упадок, мозаичного искусства, по сравнению хоть с 6-м, хоть с 10-м веками?


Проблема в том, что Вы судите о мозаичном искусстве по монастырю Хора и ему подобным. Украшение монастыря Хора мозаиками производилось на личные средства заказчика, человека весьма не бедного. А многострадальный купол Св. Софии восстанавливали на средства собранные где только можно и полученные со специального налога, да и разворовать могли вполне. Известен один случай, когда деньги на реставрацию Софии, данные одним из русских князей, попросту потратили на другие цели. Золотая смальта самая дорогая. Ну и где ее столько взять, этой смальты в XIV веке при казенной реставрации. Вот и выворачивались, выбирая из равалин старую смальту и разбавив ее чем попало, кое-как редко вдавливали ее в раствор, да и людей наняли попроще, толковых мозаичистов осталось мало, а с чего им быть много- заказов-то нет.
А честно, то мозаики Хоры для меня лично - не вершина мозаичного искусства, а просто этап его ренессанса. Миф какой-то создали из этих мозаик...

(Отредактировано автором: 04 Февраля, 2009 - 23:01:03)

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 04 Февраля, 2009 - 23:00:09
Михайло


Анфипат
Откуда: Україна, Київ


христич
Спасибо, теперь понятнее. И все же, я правильно понял, что 53% осталось от 6-го века, так сказать, нетронутыми?

Цитата:
Т.е. площади возобновлялись не все, а фрагментарно, как шкура леопарда.

Это как, если восточная или западная часть вся упала? Или целые части, которые находили, назад вставляли?

Цитата:
А честно, то мозаики Хоры для меня лично - не вершина мозаичного искусства, а просто этап его ренессанса. Миф какой-то создали из этих мозаик...


Если честно, то для меня мозаики Хоры (пусть не все, но Пантократор, Деисус) -- почти вершина. Выше нее -- для меня -- Деисус из Св. Софии. Он хоть раньшего времени, но тоже 2-я половина 13 века. Это -- вершина, равной которой не было ни при Юстиниане, ни в 10-м веке. Я не разбираюсь в искусстве мозаики, но мне кажется, что уровень сложности Деисуса из Св.Софии -- намного выше всего, что было до этого (даже на пальцах тени сделаны). Ну и лично мое мнение о Хоре создалось по фотографиям мозаик, а не по мифам.
Хотя это все, конечно, мое мнение, а у меня вполне могут быть проблемы с художественным вкусом

-----
І прийшли ми тоді в Греки. І повели нас туди, де ото вони служать Богові своєму, і не знали ми, чи ми на небі були, чи на землі.

Всего записей: 262 : Дата рег-ции: Янв. 2008 : Отправлено: 05 Февраля, 2009 - 18:42:33
христич


Севаст
Откуда: Москва


Михайло

Итак, продолжим.
Цитата:
Это как, если восточная или западная часть вся упала?


Те части, которые полностью обрушились, относятся к 3% безвозвратных потерь мозаичного покрытия.

Цитата:
Или целые части, которые находили, назад вставляли?


Нет, такого, разумеется не было, т.к. технически невозможно из-за степени разрушения упавших фрагментов.

А вот отреставрировать фрагменты, из которой высыпалась смальта - можно, т.к. в слое раствора, крепившегося к зданию специальными монтажными гвоздями, вбивавшимися в еще влажную массу, остаются следы от спинок смальты, по которым можно очень точно определить рисунок. Что и происходило. Причем, слой раствора, у которого нарушилась адгезия с корпусом здания, укреплялся все теми же гвоздями. Но уже, естественно, насухо.

Есть факты реставрации мозаик, но не самой смальты, которая удержалась на растворе, а именно отошедшего слоя раствора. Технология, описывая очень упрощенно, заключалась в следующем: аккуратно простукивалась мозаика, определяя по "бухтению" отошедшие от кладки места; вбивались монтажныные гвозди (в местах вгона в пузырь смальта снималась, а потом возвращалась на место).


(Добавление)
Цитата:
Хотя это все, конечно, мое мнение, а у меня вполне могут быть проблемы с художественным вкусом


Чудак Вы человек: ну и правильно, что высказали СВОЕ мнение. И вовсе не из-за того, что о вкусах не спорят. Восприятие у каждого разное. Другое дело, что оно у многих людей входит в определенные рамки, а у других - нет.

Если отвлечься от архитектуры, то подобная ситуация очень часто приводила к научным открытиям.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 06 Февраля, 2009 - 23:54:45
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Купол Святой Софии­ Константинопольской. [Страниц (2): « 1 [2] ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0337 ]   [ Gzip выкл. ]