|
|
|
|
|
|
|
фото: пример использования набранных из разных мест мраморов и порфира в выкладке позднего пола в наосе монастырского храма Спаса (Хора), Стамбул: Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 08 Января, 2009 - 00:20:24) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 08 Января, 2009 - 00:19:29 |
|
|
|
|
|
|
В стамбульском Археологическом музее хранится несколько образцов повторно использованных изделий из мрамора, в частности, саркофаги с заново вырезанными орнаментами в соответствии со вкусами новых времен, панели алтарных преград, а так же надгробные плиты. В Лувре можно увидеть мрамор второго века, константинопольского происхождения, превращенный в стелу с изображением одного из святых воинов. Согласно Сирилу Манго, морской фасад дворца Буколеон занимали также известные сполии. В XIV веке Золотые ворота Константинополя были украшены раннехристианскими и античными мраморными рельефами*, что соответствовало эстетическим взглядам правящей династии, закрепленными на стенах в два ряда. К тому времени древние камни воспринимались как талисманы, и их размещение на городских воротах носило в представлении современников характер некой защитной магии. Не стоит так же забывать о том, что в обществе того времени ощущалась ностальгия по античности, особенно это заметно в искусстве погребальных памятников. Несколько позже, в начале XV столетия, неподалеку была возведена башня, известная ныне, как Мермеркюле, нижняя часть которой была сложена из, скорее всего, повторно использованных блоков мрамора, т. к. подобная практика, как мы видим, существовала к тому времени даже в Константинополе. Производство кирпича в Византийской империи не прекращалось никогда, особенно интенсивно он использовался при Комнинах в кладке стен с характерным скрытым рядом и в кладке барабанов и сводов куполов, избегая при этом использования уже бывших в употреблении материалов в ответственных зонах построек – апсид, северных и южных сводов, куполов. Старые блоки известняка и старый кирпич употреблялись при ремонте городских стен, и неизвестно, функционировали ли известняковые карьеры близ Константинополя после VII столетия**. Вне Константинополя ситуация с повторным использованием материалов развивалась в зависимости от доступности таковых и масштабов нового строительства. Использование мрамора и пригодного к шлифовке иного камня было все еще значительным. В частности, ранневизантийские капители широко использовались повторно в строительстве не только в таких крупных античных городских центрах как Афины или Салоники, но и в церквах городов, развившихся в более поздний период, таких, как Арта; или в селениях, подобно Меркабе. При этом строительный материал умышленно завозился с некоторого расстояния, а не изготавливался здесь же на месте. Часто некоторая «священность» древних мраморов была причиной того, что в отличие от используемых в обычном виде сполий, последние обрабатывались заново, часто с изнанки, и затем уже в таком виде использовались в новых зданиях. Вот несколько примеров подобного использования: В церкви Успения в Никее алтарная облицовка была выполнена заново в XI веке из старых плит мрамора, обработанных в соответствии со вкусами того времени. В Траянополисе погрудное изображение Христа было вырезано на обратной стороне платформы древнего амвона, подобно изображению Богоматери из собрания Дамбартон Оакс, изваянному на обороте древней плиты парапета VI столетия. Так же и в Гюрню (северная Писидия) старый колончатый саркофаг послужил платформой амвона в X - XI вв., а в Ксантосе средневизантийская алтарная преграда была целиком собрана из материалов более древней христианской базилики: панели, «связанные» колонки и архитрав темплона, вырезанные из древних колонн – все это были вторично использованные материалы. Церковь Успения в Скипу целиком выстроена из камней античного Орхомена, и если в монастыре Осиос Лукас споли непосредственно были использованы только в основании темплона церкви Богоматери, то во внутренней облицовке повторно использованные мраморные плиты встречаются в двух монастырских храмах повсеместно. В Афинах встречаются вторично использованные фрагменты эпистилиев, колонок и панелей темплонов. Античные саркофаги в средневизантийский период порой шли в распилку на плиты алтарных преград (в храмах Богоматери Влахернской в Эли, Панагия в Мелос-Кепос) или на киот иконы (Панагия Караконесия). Иногда сами эпистилии и колонки древних алтарных преград шли в переделку и использовались как обрамления окон и дверей (Арта и ее окрестности), что явно свидетельствует о дефиците мрамора. В целом, стоит различать сполии включенные в состав построек в виде строительного материала или в переоформленном виде от тех сполий, что включались в кладку построек как амулеты, «символическая магия», например античные рельефы в кладке стен церкви «Малая Митрополия» в Афинах. -------- * Укрепленные пропилеи Золотых ворот стен Феодосия украшали античные барельефы. См. http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=21&start=1 **Статья, повторяю, все-таки о мраморах.
фото: церковь «Малая Митрополия» в Афинах: Прикреплена картинка:
Отредактировано куратором: христич, 08 Января, 2009 - 17:50:56 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 08 Января, 2009 - 00:22:36 |
|
|
|
|
|
|
Фактически, использование сполий - это феномен*, широко распространенный так же во всем средневековом Средиземноморье, в особенности, в Египте, Тунисе и Италии. Сполии можно увидеть в мечетях Каира, Туниса, Гафсы и Каируана, несколько интересных примеров можно встретить в Норманнской Италии, но самый поразительный пример – это собор Св. Марка в Венеции, где древнее ядро храма XI столетия было расширено два века спустя, и при этом в оформлении фасадов было использовано большое количество вывезенных из Византии (и в частности, как трофеи из захваченного Константинополя) сполий, при этом, грань между новыми и древними камнями на стенах Сан Марко часто малозаметна. -------- *Феномен - что-то из ряда вон выходящее, редко встречающееся, но никак не имеющее широкое распространение во временном и географическом отношениях. Применение сполий охватывает множество архитектурных памятников разных народов и эпох.
фото: стена собора Сан Марко со стороны Пьяцетты, сплошь облицованная вывезенным из Византии вторичным мрамором. На переднем плане - два столпа из константинопольского храма Св. Мч. Полиевкта, пример "магизма" в использовании сполий. Венеция. Прикреплена картинка:
Отредактировано куратором: христич, 08 Января, 2009 - 17:57:00 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 08 Января, 2009 - 00:32:52 |
|
|
|
|
|
|
Что до изготовления саркофагов после IX столетия, то часто мрамор использовался в них лишь частично, и ограничивался лишь передней стенкой, которая вполне могла быть и древнего происхождения, такие сполии весьма ценились в XI – XII столетиях. Так, семейство Гатталузи на Лесбосе, находясь под впечатлением от византийского погребального обряда, использовало повторно древние саркофаги и их фрагменты. Даже в Константинополе, в начале XIV века для саркофага брата императора Андроника II – Константина, погребенного в Студийском монастыре, была изготовлена передняя панель из красноватой беледжикской брекчии со сценой Оплакивания Христа (Положения во гроб). При восстановлении каменного убранства в Македонии и Фессалии (амвоны в Серах и Охриде XIII столетия) так же могли быть применены многократно использованные фрагменты. Насмотря на это, добыча нового камня для украшения храмов вполне могла бы продолжаться в течении всего Византийского периода. Древний карьер на Хиосе, где добывался мрамор Порта Санта, явно был временно открыт для отделки собора Неа Мони.
фото: интерьер кафоликона монастыря Неа Мони, о. Хиос. Стены облицованы панелями разновидности местного мрамора Порта Санта:
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 08 Января, 2009 - 00:38:14) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 08 Января, 2009 - 00:35:04 |
|
|
|
|
|
|
Серьезное церковное строительство во второй половине Х – первой половине XI века происходившее во Фригии, и в особенности на Афоне, центральной Греции и Мани настолько обширно, что вполне могло бы потребовать карьерной добычи нового камня. Но что до Фригии, то несмотря на обилие средневекового камня, никаких новых карьеров открыто не было и камень повсеместно использовался повторно. В Греции же наиболее загадочный случай – это полуостров Мани, на землях которого в XI веку почти не осталось древних построек, пригодных для разборки и, тем не менее, местные камнерезные мастерские производили в избытке архитектурные фрагменты в середине XII столетия, в связи с чем возникает вопрос – каким образом одними лишь повторно используемыми мраморами удавалось удовлетворить повышенный спрос на сырье для этих мастерских? Вряд ли бы его хватило бы для всех построенных и украшенных резным камнем церквей в районе Мани*. В храме Свт. Николая в Платце (Мани) нижняя часть стен выложена из камня добытого неподалеку, а Артур Миго отмечает использование в XI столетии пурпурного известняка местного происхождения, добытого специально для создания полихромной кладки церкви Спаса в Гарденице и Свв. Воинов в Ано Вуларио. В XII столетии, в Беотии, для монастырей Преп. Мелетия и Богоматери Живоносный Источник в Дервеносалеси, основанных Преп. Мелетием Младшим (бывшем, подобно Преп. Савве Освященному, неутомимым строителем) в карьерах Каконискири добывался твердый известняк, который шел для изготовления саркофагов и плит полов. Колонны XII века в Сан Мариино в Милессине не выглядят сполиями**, а в Мистре, на протяжении XV-XIV веков, добывался местный мрамор для саркофагов здешних церквей – Богоматери Пантанассы, Свв. Феодора и Димитрия. Карьер находился за храмом Богоматери Одигитрии в долине Эротас. Письменные источники изредка упоминают о добыче нового камня. Так, в житии св. Марии Младшей говорится, что неподалеку от возводимого ею храма, где она и надеялась упокоиться после своей кончины, был разработан новый карьер. Один из редких примеров открытия крупного карьера Византийского периода – это каменоломни на склонах меловых холмов близ деревни Мурфатлар в Румынии. Хотя мы не имеем подтверждения тому в письменных источниках, скорее всего на этих византийских карьерах трудились болгары из региона Плиска-Мадара-Преслав, где ко второй половине XII века имелись прочные традиции добычи камня. Иногда камень добывался для переработки в гипс, из которого отливали элементы храмового убранства, таковы, к примеру, киоты икон и карнизы в монастырях Протат и Ватопед на Афоне или оконные рамы кафоликона монастыря Осиос Лукас. В Эпире, регионе небогатом мрамором, гипс широко использовался для отделки поверхностей, особенно в Арте. ------------ * Автор не учитывает возможность ввоза сполий из других районов. **Действительно, заново обработанная сполия, не выглядит как сполия. Но функционирование карьеров не стоит однозначно отметать. Требуется лишь уточнить ассортимент выпускавшейся продукции, который к этому времени очень значительно сократился. Уточнение это на местах добычи крайне затруднено в сязи с тем, что в более поздние времена добыча вновь открывалась и в большинстве карьеров следы работ предыдущих периодов уничтожены.
Фото: литые из гипса оконные рамы кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде, Греция: Прикреплена картинка:
Отредактировано куратором: христич, 08 Января, 2009 - 18:10:00 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 08 Января, 2009 - 00:38:59 |
|
|
|
|
|
|
Таким образом, в заключение, мы можем сказать, что добыча камня в Византийской империи велась с IV до VII столетия, продолжая тем самым традиции камнедобычи Рима и находилась она, несмотря на ряд независимых карьеров и частных арендаторов, под жестким контролем государства. В последующие века добыча камня почти не велась, за исключением единичных случаев во Фригии в X-XI столетиях, или, подобно Мани, в небольших карьерах, рассчитанных на местный рынок, а так же в целях добычи небольшого количества материала специфической структуры. Использование сполий в таких крупных городах, как Константинополь, Афины и Салоники а также в более отдаленных прибрежных районах, становится общим правилом. Это могли быть цельные изделия – колонны, базы, капители, саркофаги, а так же фрагменты – панели облицовки и плиты наборных полов.
фото: повторно используемые фрагменты мраморов в облицовке стен монастырского собора Спаса (Хора). Стамбул. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 08 Января, 2009 - 00:44:41) |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 08 Января, 2009 - 00:41:32 |
|
|
|
|
|
|
Использование сполий – это феномен средневековья*, отмеченный так же и в западной Европе и в исламском мире, и в основе его лежит множество причин. Конечно, часто главной причиной использования сполий была нехватка материалов или желание заполучить их по сходной цене**, но часто их применение было призвано привнести в новое здание не только красоту, но и некую сопричастность древности, нисхождение к корням. Третьей причиной использования сполий является проявление средневекового магизма. Древние камни расценивались как некие талисманы и им приписывались некие охранные свойства. Комбинации таких сполий с новыми камнями составляли немаловажную основу строительства. Развитие строительства в греческих городах не располагавших большим количеством древних построек***, возведение храмов и монастырей вдали от побережья – все это требовало ограниченной местной добычи нового строительного камня. В то же время, независимо от того, использовался новый ли, или повторно добытый камень, византийская скульптура с X по XIV век в своем разнообразии являет удивительное единство стиля и совершенство человеческих форм, подобных тем, что мы видим на византийской иконе, писаной красками. Византийская скульптура, подобно византийской иконе выражает единство Православного мира, и отсвет ее пламени не меркнет. На закате Империи ее экономическое влияние было уже не то, что в IV-VI столетиях, а в то время, когда на Западе активно возрождалось искусство скульптуры и обработки мрамора, в поглотившей Византию Османской империи повсеместное использование древесины в строительстве привело к окончательному упадку обработки камня**** и мастер-камнерез уступил свое место резчику по дереву. ---------- * По поводу "феномена" - см. выше. ** Основная причина - огромное количество "бросового" материала при очень скромном объеме строительных работ. ***Шутка. ****Уровень камнеобработки у османов никогда не претерпевал упадка. Автор сравнивает уровень поздневизантийской камнеобработки с раннеосманским ( и поздними его образцами). Уровни эти не стоит сравнивать.
Прикреплена картинка:
Отредактировано куратором: христич, 08 Января, 2009 - 18:19:22 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 08 Января, 2009 - 00:47:15 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Очень хорошо. Повторяю, дам свои дополнения сегодня (уже сегодня) днем, но отдельно, в виде ссылок, а то как-то некрасиво влезать в статью. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 08 Января, 2009 - 00:49:25 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Готово.
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 08 Января, 2009 - 18:21:03 |
|
|
|
|
|
|
Очень хорошо, полезные комментарии. |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 09 Января, 2009 - 00:55:17 |
|
|
|