|
|
|
|
|
|
|
теперь можно только представлять погибшее великолепие...* ----------- Обратите внимание на техническое исполнение внутреннего угла помещения: плоскости стен не сходятся под углом в 90 градусов друг к другу, а соединяются дугообразно. Этим достигается общий оптический эффект восприятия мозаичной картины, без её "провалов" на флангах. Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 21 Февраля, 2010 - 23:49:33)
Отредактировано куратором: христич, 23 Февраля, 2010 - 22:36:20 |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 21 Февраля, 2010 - 23:49:14 |
|
|
|
|
|
|
Всем этим произведениям, как ранее известным, так и вновь открытым, посвящено интересное исследование Карло Чеккелли, в котором они сопоставляются с древнейшими христианскими декоративными фресками и фигурными мозаиками IV и V вв., найденными вне Милана. Уточняя даты до отдельных десятилетий, Чеккелли относит большие сцены в нишах октогона, к 60—70-м годам IV в.; «портретные» же изображения патриархов и пророков он связывает с писаниями Амвросия и считает вероятным их исполнение в период его епископства (374—397 гг.). Но есть основания отнести мозаики и росписи баптистерия к более позднему времени, как это делает также В. Н. Лазарев (V в.) и делал А. М. Шнейдер. Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 21 Февраля, 2010 - 23:51:26 |
|
|
|
|
|
|
Однако, при всех расхождениях в датировках, предложенных в публикации, получается, что основной комплекс Сан Лоренцо построен в один из периодов, когда ариане имели огромное влияние. Арианской принадлежностью легче объяснялась бы оригинальная центрическая конфигурация церкви, столь отличавшаяся от общепринятой в православно-католических общинах того времени вытянутой в глубину «базиликальной» формы. Первоначальной принадлежностью арианам объяснилась бы и постройка в Милане нового баптистерия — арианского, который мог быть обращен в мавзолей сразу после перехода комплекса к католикам. Общий вид комплекса Сан Лоренцо: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 21 Февраля, 2010 - 23:52:59 |
|
|
|
|
|
|
В пользу отнесения Сан Лоренцо к третьей четверти IV в. говорят и общие исторические соображения, изложенные наиболее обстоятельно у Чеккелли. Создание столь сложного комплекса легко представить себе в столичном Милане третьей четверти IV в., когда впереди еще были десятилетия для довершения великолепных интерьеров, и, наоборот, очень трудно допустить его создание в немногие годы между концом епископства Амвросия (397 г.) и бегством двора в Равенну (в первые годы V в.), который после этого покровительствовал строительной деятельности уже в новой резиденции, а не в покинутом и угрожаемом Милане. После сломки современных зданий удалось установить, что все пространство между главным зданием и античной колоннадой, выходившей на прежнюю дорогу, было уже в позднеримское время занято квадрипортиком, от которого сохранились части фундаментов, и двухэтажными жилыми корпусами клира по боковым сторонам квадрипортика.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 21 Февраля, 2010 - 23:54:04 |
|
|
|
|
|
|
Таким образом, в позднеримское время Сан Лоренцо предварялся обширным атрием с колоннами, отграниченными по бокам высокими жилыми корпусами; фасадом его служил парадный портик из шестнадцати коринфских колонн. В глубине атрия, за его колоннами, возвышалось главное здание, гладко оштукатуренное и расчлененное большими арочными окнами, характерными для поздне-римской архитектуры Милана, Равенны, Рима, а также многих районов римской Галлии и балканских провинций. Новым элементом здания оказались четыре высокие многоярусные башни, не только фланкировавшие фасад, но и видневшиеся также в глубине, по бокам Сант Ипполито. При реставрации интерьера были подробно исследованы опорные пилоны купола; оказалось, что их усиление произошло не в XII в., как предполагалось, а только в XVI в., при изменении плана в октогон. Незначительные контрфорсы боковых полукружий тоже были первоначальными, а романская перестройка сказалась главным образом на частичной закладке больших позднеримских окон да на замене первоначальных колонн во внутренних экседрах восьмигранными столбами. Значит, позднеримские группы подкупольных опор и старые башни несли еще в течение четырех веков (т. е. с XII по XVI в.) романский купол, его высокий барабан и сложные тромпы, т. е. конструкцию, вероятно гораздо более тяжелую, чем первоначальное покрытие, созданное римскими строителями, не забывшими еще традиционных методов. Древнейшее и, вероятно, каменное покрытие Сан Лоренцо могло быть облегчено применением специфических для Италии легких материалов. На фото: романская колокольня, пристроенная к комплексу Сан Лоренцо: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 21 Февраля, 2010 - 23:57:20 |
|
|
|
|
|
|
Две античные колонны в алтаре капеллы Сант Ипполито: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 21 Февраля, 2010 - 23:59:02 |
|
|
|
|
|
|
Еще более сложным является вопрос о первоначальной форме покрытия. Предполагаются различные варианты: купол на сферических парусах (по аналогии со Св. Софией); крестовый (или парусный) свод. Сан Лоренцо считался лучшей, великолепнейшей церковью Милана, им восхищались авторы VIII в. Новейшие раскопки показали, что даже притолоки окон были покрыты стуками или мозаиками, стены были облицованы ценными сортами мрамора, а своды, купола и апсиды сверкали прекрасными мозаиками до самого пожара, погубившего замечательный памятник в 1072 г.
Реконструкция его продолжалась долго, по-видимому, больше ста лет. Начатая на рубеже XI и XII вв., когда романский стиль уже достиг в долине По своего полного развития, она была завершена в первые десятилетия XIII в., когда в Италию уже начали проникать элементы готики — в виде аркбутанов и других технических приемов. Если судить по очень интересным изображениям Сан Лоренцо в живописи и рисунках XVI в. по общеизвестным рисункам Леонардо да Винчи и по результатам новейших исследований, то романский Сан Лоренцо представляется как здание, сохранившее не только план, но — в своей нижней части — и основные черты позднеримского интерьера. Хотя первоначальные колонны экседр были заменены восьмигранными столбами, но основной квадрат с четырьмя раскрытыми в обход большими экседрами по-прежнему составлял основу его композиции. На фото - современный интерьер Сан Лоренцо после перестройки XVI века: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 22 Февраля, 2010 - 00:01:42 |
|
|
|
|
|
|
Купол Сан Лоренцо после перестройки XVI века: Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 22 Февраля, 2010 - 00:02:59 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Молодец. Отлично преподнесённый интереснейший материал. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 23 Февраля, 2010 - 22:41:59 |
|
|
|
|
|
|
христич Цитата:Обратите внимание на техническое исполнение внутреннего угла помещения: плоскости стен не сходятся под углом в 90 градусов друг к другу, а соединяются дугообразно. Этим достигается общий оптический эффект восприятия мозаичной картины, без её "провалов" на флангах. |
Это на мой взгляд общая для мозаичных грунтов метода - закругление углов для лучшего восприятия мозаик и мягкости блеска - всегда мягкое скругление. |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 24 Февраля, 2010 - 12:27:50 |
|
|
|
|
|
|
byzantofil Цитата:...для лучшего восприятия мозаик... |
Цитата:Этим достигается общий оптический эффект восприятия мозаичной картины, без её "провалов" на флангах. |
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 24 Февраля, 2010 - 15:19:36 |
|
|
|
|
|
|
христич точно! золотые слова... |
|
Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 24 Февраля, 2010 - 16:31:26 |
|
|
|