Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Мрамор и его добыча в Византии (­ VII-XV вв.) [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


эта статья входит в сборник Angeliki E. Laiou, editor. The Economic History of Byzantium from the Seventh through the Fifteenth Centuries. In three volumes. Washington, D.C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection. 2002. и доступна в оригинале в Сети. Бегло ознакомившись с ней, со временем убедился, что материал довольно любопытный, и пожалуй стоит того, чтобы его перевести на русский язык. Прошу простить за возможную кривизну, а косяки и неточности прошу исправлять не стесняясь.

Мрамор и его добыча в Византии (VII-XV вв.)
Жан Пьер Содини

Ранневизантийский период* отмечен массовой разработкой карьеров**, и связано это со строительным бумом, охватившим империю, и в первую очередь, с постройкой Константинополя, новой величественной столицы Восточной Римской империи***.
Несомненно, что карьеры Эгейского региона и Малой Азии существовали и активно разрабатывались еще со времен Рима, новый же центр силы лишь усилил добычу камня, и она прерывалась лишь однажды, во время кризиса второй половины третьего века.
Проконисские мраморные карьеры (Мармара) были заложены при императоре Адриане**** и находились в ведомстве имперского казначейства. Косвенно эти данные подтверждают найденные многочисленные фрагменты скульптур. Экспорт резного мрамора, в частности в Лептис Магна а так же характерные для конца второго – начала третьего века саркофаги «с гирляндами» являются показателями производственной активности карьера.
Преобразование Диоклетианом Никомедии в столицу тетрархии было сигналом к окончательному закреплению за Проконисскими карьерами впоследствии новой задачи – одеть столицу, но теперь уже Константинополь, в мрамор, да так, чтобы блеск ее достигал даже окраин Средиземноморья.
-------------------------------------------------------
* Точнее - позднеримский, т.к. общепринятая дата отсчета начала Поздней восточно-римской империи (Византии) считается с 395 года - начала единоличного правления императора Аркадия, которому Феодосий Великий дал в управление восточные провинции.
** Подавляющее большинство месторождений разрабатывалось открытым, карьерным способом, но часть - подземным, в штольнях.
*** Как такового непрерывного строительного бума в ранневизантийский период не было. Несмотря на более сильную и стабильную экономику Востока империи после IV века и продолжение, в несравнимо больших масштабах строительства, чем на Западе, следует отметить периоды с, примерно: 405 по 423 годы; конец 40-х годов того же столетия; 30-50-е годы VI века; со второй половины 628 года по начало 634 года.
**** При Адриане началась наиболее интенсивная добыча. Позже получили название Пресвятой Девы Марии или Богородицы

фото: современная добыча проконисского мрамора в карьерах Мармары.
Прикреплена картинка:
att-49650fa71ca12Site.jpg


(Отредактировано автором: 08 Января, 2009 - 00:48:52)


Отредактировано куратором: христич, 09 Января, 2009 - 12:37:02

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Января, 2009 - 23:25:11
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Проконисские карьеры славились своей универсальностью, они производили широкий спектр продукции, связанной с программой городского строительства в правление императора Феодосия и его династии – здесь были изготовлены детали триумфальных арок на форуме Тавра и знаменитой колонны Феодосия.
Карьеры Мармары массово производили стволы колонн по стандартным размерам, в комплекте с базами и капителями. Что до последних, то преобладал коринфский ордер, представлен он широко и позволяет проследить трансформацию стиля на примере мастерски изготовленных капителей этого типа, начиная со второго века.

фото: Изделия из проконисского мрамора: барабан колонны (см. СТАТУИ АВГУСТЕОНА
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=14&start=7 )
и фрагмент амвона. Стамбул.
Прикреплена картинка:
att-49651045d41b5____.jpg



Отредактировано куратором: христич, 08 Января, 2009 - 13:04:18

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Января, 2009 - 23:27:49
христич


Севаст
Откуда: Москва


byzantofil
Правку и дополнения дам завтра. Спасибо за материал. В поисковик тему поставил.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 07 Января, 2009 - 23:28:12
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Резной мрамор Проконисских карьеров широко экспортировался, на местах даже изготавливались копии «под Мармару», от довольно точных, до грубых стилевых имитаций из разных других типов камня.*
Кроме самых распространенных предметов экспорта (коринфские и корзиночные капители, плиты ограждения с вырезанной хрисмой посредине и крестами по бокам) иногда находят и другие – например части кивориев и амвонов. Можно проследить интересные провинциальные изменения исходной формы и типа, например, на примере веерообразного амвона из ротонды Св. Георгия в Салониках и подобных ему амвонов из Филипп и Нового Анхиала и ряд других, типичных для Фригии.
Мраморные столешницы престолов и столы с закругленным с одной стороны концом доски, использовавшиеся в базиликах V-VII веков, так же производились в карьерах как Мармары, так и Алики. Как правило, в Алики для их изготовления использовался более мелкозернистый цветной мрамор, или даже брекчия.
Карьеры радужно-переливчатого камня (видимо, оникса) в Докимеоне свидетельствуют о широкой добыче камня до середины третьего столетия, после чего с 235-236 годов с блоков внезапно исчезают клейма контролировавших добычу имперских чиновников. Там же, в Докимеоне, добывался светлый мрамор. Оба сорта камня весьма ценились в протовизанийский период, насмотря на трудности их транспортировки из-за удаленности карьеров Докимеона от берега моря. Добыча продолжалась на протяжении всего этого времени, ряд грубо обработанных и наполовину обтесанных блоков лежат посреди развалин карьера до сих пор.
В ряде карьеров обнаружены места установки маятниковых пил**. На стене одной и каменоломен найдено вырезанное в камне имя Юстиниана***, причем в полном виде, а не монограммой.
В целом, уровень добычи мрамора во Фригии не уступал карьерам Мармары.
Большое количество сортов камня, ценимых и римлянами и византийцами, добывалось в Малой Азии: лиловый гранит из Троады (из него были изготовлены колонны Троадского портика в XII регионе Константинополя)****, камень Сангарийский, Лаодикийский, Афродизийский (в карьере на стене обнаружено изображение креста вписанного в круг, а также большое количество полуфабрикатов, относящихся к ранневизантийскому времени), камни из Приены, Эфеса и Теоса (т. наз. «африканский» мрамор), мрамор из Иасоса (т. наз. «карийский» или chipollino rosso, использовашийся в отделке храма св. Апостолов в Константинополе, и, в виде сполий, с монастыре Хора), мрамор Милассийский, Гераклийский, Сардийский и Галатийский.
Камень добывали на островах Эгейского моря: Тасосе (карьеры в Вати и Алики), Паросе, Наксосе, Скиросе и Хиосе (сорт «Порта Санта»).
К ним стоит добавить известные карьеры на поуострове Эвбея: близ г. Каристос (сорт cipollino antico) и в районе Халкида (брекчия).
В карийских каменолмнях на стене обнаружено изображение креста. Карийский мрамор использовался, согласно письменным источникам, в отделке храма св. Софии в Константинополе и церкви св. Стефана в Газе.
------------------------
* Иммитация т.н. "павлиньего глаза" в проконесском же мраморе - редко встречающегося нарушения параллельных темных прожилок в виде павлиньего "глаза" на перьях хвостового оперения. Классический пример - сохранившиеся колонны и их фрагменты арки Феодосия Великого. По другой версии - иммитация срубленных сучков на древесном стволе.
** Для распиловки использовались, в частности, пилы, полотна которых не имели зубцов. Распиловка ( и последующий роспуск блоков) производились с помощью добавления влажного песка определенной зернистости. Привод в действие осуществлялся не только с помощью живой силы людей и животных, но и с помощью водяных и ветряных мельниц.
***При императоре Юстиниане I Великом (527-565 гг.), с 534 по конец 50-х годов, приходится максимальный пик строительного бума не только в ранневизантийский период, но и за всю историю империи.
****Мраморная лиловая брекчия Троады

фото: заброшенный карьер лилового гранита в Троаде.
Прикреплена картинка:
att-4965112cf292fdent.jpg



Отредактировано куратором: христич, 30 Марта, 2009 - 14:42:26

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Января, 2009 - 23:31:40
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


фото: пласты Карийского мрамора (слева) и он же после обработки (справа), т.наз. cipollino rosso
Прикреплена картинка:
att-496511e2b2191____.jpg


(Отредактировано автором: 07 Января, 2009 - 23:35:00)

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Января, 2009 - 23:34:42
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Вид Каристоса (Эвбея, Греция) от старой каменоломни, где добывался мрамор cipollino antico или cipollino verde (слева) и колонны из этого мрамора (справа)
Прикреплена картинка:
att-496512f6e484e____.jpg


(Отредактировано автором: 07 Января, 2009 - 23:40:23)

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Января, 2009 - 23:39:18
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Карьеры Алики особенно богаты всевозможными христианскими граффити на стенах, это 44 изображения крестов, фигурок людей и животных, а так же следы денежных подсчетов, плохо читаемых и не расшифрованных по сей день.
Мрамор из Алики использовался при постройке арки Галерия в Салониках (229-303 гг.), в Дельфах (базилика VI в. в Гимнасии)*. В начале IV века он экспортировался в Рим и Эфес, а с начала VI века – в Антиохию, Киренею и Пелусий. Белый мрамор Фракии и Филипп имел более локализованный рынок сбыта.
----------------------
* А также при перестройке Большого ипподрома в Византии в 203 году при императоре Септимии Севере (см. информацию о фрагментах западной и восточной трибунах http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=30&start=2 ).
фото: белый мрамор из Алики:
Прикреплена картинка:
att-496513b8aed42i_11.jpg



Отредактировано куратором: христич, 08 Января, 2009 - 14:46:49

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Января, 2009 - 23:42:32
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


фото: добыча мрамора на Тасосе (слева) и белый мрамор Тассоса (Алики) справа:
Прикреплена картинка:
att-4965145106a41rble.jpg

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Января, 2009 - 23:45:05
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Зеленая брекчия из Ларисы (т. наз. «verde antico»), гиметийский и пентелийский белый мрамор, серпентин из Крокеи близ Спарты, красный тенарийский, карийский «cipollino» и зеленая фессалийская брекчия – все эти сорта широко использовались.

фото: каменоломня verde antico близ Ларисы, Греция (слева) и знаменитый verde antico после обработки (справа). Кстати, в Москве во всей красе им можно полюбоватся в ГМИИ им. Пушкина, этим мрамором, добытым из древних карьеров. облицованы стены парадной лестницы.
Прикреплена картинка:
att-4965155769ac6tico.jpg


(Отредактировано автором: 07 Января, 2009 - 23:49:47)

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Января, 2009 - 23:49:27
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


В Африке, в частности в карьерах Шемту, римская система маркировки блоков исчезает с 201 г., последнее свидетельство их функционирования – клад из 1 647 монет, датированных концом правления императора Гонория (395-423 гг.), найденный в этих местах.
Единственная христианская надпись, датируемая предположительно, концом IV века, обнаружена в одном из карьеров Египта, где кроме того использовалась маятниковая пила.
В Египте находятся богатые запасы гранита, наиболее известный сорт добывался в римской колонии Мон Клаудиана (Mons Claudianus), а также порфира* из Mон Порфиретики (Mons Porpyritis). В Вади Хамамат добывался базанит, а также брекчия, с конца VI века уже не добываемая (в описании Константина Родосского константинопольского храма св. Апостолов она названа «гекатоталитос»).
В это же время прекратилась добыча порфира в Mон Порфиретика**, исходя из датировки найденной в карьерах керамики, и это несмотря на то, что потребность в подобном камне была: порфиром, или «Римским мрамором» были украшены покои Большого дворца в Константинополе, где рождались дети императора, а так же тронная зала.
------------------------
* Порфиры также относятся к гранитам и, в отличе от мрамаров, являются официальным общепризнанным продуктом извержения, хотя и имеются факты палеонтологических находок в нем. К собственно порфирам, или "римскому мрамору", могут относиться: красный и темно-красный андезит; красный диоритовый порфир и собственно красный, либо темно-красный кварцевый порфир, содержащий, в основном кварц, ортоклаз, слюду и полевой шпат (в виде белесых вкраплений). Т.е. граниты попали в статью о мраморах.
** См. http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=3&start=3


фото: каменоломни гранита в Mons Claudianus, Восточная пустыня, Египет:
Прикреплена картинка:
att-4965160dc2809gypt.jpg



Отредактировано куратором: христич, 08 Января, 2009 - 17:13:08

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Января, 2009 - 23:52:29
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


фото: порфировая каменоломня в Египте (слева) и статуя тетрархов из красного императорского порфира (Венеция, Сан Марко):
Прикреплена картинка:
att-4965169f379a3____.jpg


(Отредактировано автором: 08 Января, 2009 - 00:01:46)

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 07 Января, 2009 - 23:54:55
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Из западноевропейских мраморов в Константинополе известен лишь черно-белый пиренейский, найденный при раскопках в стамбульском районе Сараджхане. Этот мрамор упоминает Павел Силенциарий в описании Св. Софии, а Константин Родосский в связи с храмом Свв. Апостолов в Константинополе.
Пристрастие византийцев к разноцветному камню известно. Помимо облицовочных работ, многие сорта многоцветного мрамора шли на изготовление колонн подобно фригийскому пестрому мрамору (колонны церкви Свв. Сергия и Вакха и храма Свв. Апостолов в Константинополе). Широко использовалась и фессалийская брекчия (колонны храмов Св. Софии, Студийского монастыря и тех же Свв. Сергия и Вакха, плиты ограждения в базилике «В» в Филиппах, базилике Ап. Иоанна в Эфесе, и крестообразной базилике на о. Тассос). Так же фессалийская брекчия использовалась для изготовления амвонов (Св. София в Салониках и амвон из т.н. «груза Марцамеми II» - набора храмового убранства, состоявшего из амвона, колонн с капителями и крышки престола, поднятого с перевозившего их и затонувшего на глубине 8 метров корабля у берегов Сицилии).
Груз «Марцамеми II» интересен с точки зрения его состава. По материалу он неоднороден: базы, стволы и капители колонн изготовлены из проконисского мрамора, амвон из фессалийской брекчии, а крышка престола - из малоазийского пентелийского мрамора. Было ли судно загружено всем этим сразу, или делало в пути остановки, постепенно формируя имеющийся набор из разных источников? Первое кажется более вероятным. Известны случаи разового приобретения подобных полных комплектов. Так, строитель базилики в Порече, архиепископ Евфразиан, согласно письменным источникам, приобрел мраморные детали в Константинополе (хотя, скорее всего, купил он их в Равеннском порту, где все это можно было приобрести по сходной цене, но не всегда набор получался однородным по виду).
Подлинные же, целиком заказанные в Константинополе наборы можно увидеть в базилике Ахейропоэтис в Салониках, а так же в Равенне: в храмах Св. Виталия и Св. Аполинария «в Порту».
Из различных письменных источников следует, что первоначально карьеры находились под пристальным контролем государства, часто в ведении казны, и цены на камень регулировались правительственными или императорскими указами, наподобие «Эдикта о ценах» Диоклетиана. Подобно рудникам, в карьерах использовался труд рабов и заключенных (damnati ad metalla), в житиях Святых упоминаются случаи ссылки христиан на каторжные в карьеры, например, ссылка Св. Климента в каменоломни Инкермана в Крыму.
Однако со временем формировалась свободная рабочая сила, управление некоторыми каменоломнями переходило в зону частного предпринимательства*, появилялись артели камнерезов. С конца IV века на базах, колоннах и капителях (особенно из карьеров Мармары) появляются метки мастеров-камнерезов**, это явление широко распространяется на протяжении всего VI века.
Не стоит, однако, сравнивать такие метки с официальными клеймами императорских чиновников на серебряных изделиях того же времени. Чаще всего, метки не камне – это одна или несколько букв, составляющих номер или абрревиатуру имени мастера, крестчатые монограммы не употреблялись вовсе.
Хотя не все карьеры и мастерские находились в имперской собственности, крупные строительные проекты, такие, как постройка св. Софии при Юстиниане или возведение форумов, управлялись непосредственно императором. Это относится и к изготовлению крупных строительных деталей в составе «императорского дара», например 32-х колонн из карийского мрамора, посланных императрицей Евдоксией для строительства собора в Газе, или капители с монограммами Юстиниана и Феодоры, вместе с базами и колоннами отправленные в дар строящемуся храму св. Иоанна в Эфесе.
Но существовал и свободный рынок: сохранился рассказ Иоанна Златоустого о неком монахе с Тассоса, посланного в Константинополь для закупки блоков проконисского мрамора и растратившего полученные на это средства. А в начале седьмого века некий епископ Тенаи в Визацене купил амвон и киворий у капитана корабля (надо отметить, что на обратном пути, сгрузив основной товар, многие капитаны кораблей охотно брали на борт каменные изделия в виде балласта).
Рынки камня, подобно Марморате в Риме, существовали так же в Равенне, Карфагене, Антиохи, Кесари Палестинской и в Александрии.
Всегда, кроме мраморных карьеров, существовали местные каменоломни строительного камня. Например, недалеко от Константинополя добывался строительный известняк, использовавшийся для возведения городских стен и фундаментов зданий. Плиты его так же шли на передние стенки саркофагов, изготовленных в конце IV – начале V веков. Везде, где это возможно, дорогой мрамор заменяли более дешевым местным камнем, мало-мальски поддающимся полировке (розовый известняк северной Сирии, или битумный сланец Неви-Муса в центральной Иордании, широко используемый в VII веке из-за недостатка Эгейского мрамора.
Ренневизантийский период в целом явился возвращением к римской иерархической системе добычи и обработки камня, импульс к развитию которой исходил из Константинополя***.

Карьеры Алики прекратили функционировать где-то с 615-620 годов в результате нашествия славян, либо после землетрясения. Фригийские карьеры тоже пришли в упадок, и были частично восстановлены лишь в X-XI веках.
В мраморных деталях в это время наблюдается тенденция к упрощению форм. Капители украшаются простыми бисерными каймами с монограммой в центре (капитель времен Юстина II в из бань Яловы, или капитель с монограммой Фоки в музее Афиона), в правление Ираклия появляются первые капители, использованные повторно. Резьба плит алтарных преград становится более просто и плоской (плиты VII-VIII вв. из церкви Успения в Никее с изображениями крестов и монограммой ктитора Иакинфа, а так же его монограмма на недавно обнаруженной там же притолоке дверной коробки). Можно также привести в виде примера монограммы Константина V на плитах ограждения в церкви Св. Ирины, появившиеся после серьезной реконструкции храма в VIII веке).
Согласно А. Бергеру, вместе с мощами св. Евфимии девы из Халкедона в бывший Дворец Антиохов были перенесены детали мраморного убранства (алтарной преграды и солеи) из старой халкедонской базилики VI века. Таким образом, впервые в Константинополе прибытие почитаемых мощей сопровождалось не добычей нового мрамора для сооружения достойного хранилища, а использованием сполий.
В то же время использование мрамора императорами никогда не прекращалось. Наиболее красноречиво об этом свидетельствуют каталоги с подробным описанием материала и типа императорских гробниц вплоть до X столетия. Согласно традиции император выбирал сорт камня для своего саркофага в день коронации. Образцы подобного выбора можно было видеть в мавзолеях при храме Св. Апостолов в Константинополе.
-----------------
* Сдача в аренду месторождениу полезных ископаемых, включая и каменоломни, известны с эпохи эллинизма. В частном же порядке (напрямую владельцами, либо тоже через арендаторов), эксплуатировались месторождения и на частных землях.
**...являющихся бригадирами артелей. Т.е., это - знаки артелей, подтверждающие качество продукции и несшие обязательства перед заказчиком до истечения гарантийного срока.
***Являлся сохранением сложившихся позднеримских отношений в производстве и реализации архитектурных строительных элементов из природного камня.

фото: императорский порфировый саркофаг во дворе Археологического музея, Стамбул:

Прикреплена картинка:
att-496519cca34dbrcof.jpg



Отредактировано куратором: христич, 08 Января, 2009 - 17:31:30

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 08 Января, 2009 - 00:08:28
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Использование красного порфира для императорских саркофагов прекращается при Маркиане (450-457)*. Его приемник, Лев I, покоится уже в зеленом египетском порфире, а для гробницы Анастасия использован аквитанский мрамор, широко применявшийся чуть позже для украшения храмов Св. Полиевкта, Св. Софии и Свв. Апостолов в Константинополе. Далее идут саркофаги греческого мрамора (из них одиннадцать – из фессалийского), мрамора с островов (проконисского), саркофаги из мрамора малоазийского (семь – из сангарийского, два из иераполийского, два из карьеров Докимеона, один из вифинского мрамора, и последние два – из брекчии, так же малоазийского происхождения). Из других саркофагов, разбросанных по городу, известны экземпляры из фессалийского, проконисского, сангарийского и вифинского камня.
-----------
* С большей степени вероятности, т.к. не все порфировые саркофаги или их фрагменты возможно относительно точно датировать.


фото: императорский саркофаг из монастыря Пантократора; зеленый фессалийский мрамор. Храм Св. Софии, Стамбул.

Прикреплена картинка:
att-49651ab915f17arco.jpg



Отредактировано куратором: христич, 08 Января, 2009 - 17:37:08

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 08 Января, 2009 - 00:12:25
byzantofil


Севастократор
Откуда: Москва


Мрамор продолжал играть важную роль, и декоративную и символическую в отделке зданий Большого Дворца. Перечисляя постройки императора Феофила на территории Дворца, продолжатель Феофана отмечает портик из карийского мрамора. Вообще, цветной камень на портики использовался часто, достаточно вспомнить Троадский портик, или возведенный при Маврикии Влахернский). Для подобных построек в дело шел докимеонский, родосский, проконисский, фессалийский мрамор, камень с Тассоса и Тенароса.
Для Новой церкви Василия I два фиала в атриуме были изготовлены из порфира и сангарийского мрамора, для дворца Кенургион Василий использовал восемь фессалийских колонн и восемь колонн из докимеонского оникса, из последних шесть были покрыты искусной резьбой (подобные им фрагменты хранятся в Археологическом музее Стамбула, так же близкие аналогии можно видеть в витых колоннах алтарных кивориев VI века)*. Пол тронного зала украшал набор из карийского и фессалийского мрамора, центральную часть занимало изображение павлина.
В акте от 1202 года о передаче генуэзцам церкви при так называемом дворце Вотаниатов, в описании последней упоминается зеленый мрамор, несомненно, фессалийская брекчия.
Со временем связь между мрамором и знанием места его происхождения нарушилась. Порфир и фессалийская брекчия превратились в подобие талисманов, анонимный документ 1491 года утверждает, к примеру, что мраморы св. Софии – не что иное, как споли из дворца царя Соломона.
Константинополь изобиловал мраморами, и постепенно превратился в рынок сполий, новый мрамор более не добывался, и в дело шли в большом количестве камни из руин древних зданий. Правда, Константинополь экспортировал мрамор в Преслав или Киев, но объемы этих поставок не шли ни в какое сравнение с масштабами былых морских перевозок камня вплоть до VII столетия.
Михаил Пселл, несколько преувеличивая, пишет, что когда Роман III Аргир задумал превзойти Юстиниана в роскоши при постройке столичной церкви богоматери Перивлепты, то «он все перекопал в поисках красоты». В лучшем случае, императоры пускали в повторную обработку доступные материалы. Феофил выломал капители из так называемого дворца Василиска, Михаил III пустил в распил саркофаг Константина V Копронима на плиты для облицовки храма Богоматери Фаросской, а Василий I ободрал мрамор из мавзолея Юстиниана для украшения своей Новой базилики и храма Богородицы на Форуме.
Иоанн Цимисхий использовал сполии из функционировавших до времен правления Никифора II Фоки Ойкономионских бань (бывшего дворца дочери имп. Аркадия Марины), для постройки церкви Спаса над воротами Халки, а Исаак II Ангел (1185-1204) обобрал манганский дворец для украшения храма Михаила Архангела в Анаплу.
Воздвигнутая в 907-908 годах семейством Липсов монастырская церковь изобилует ранневизантийскими капителями и резными фрагментами панелей из находившейся неподалеку церкви мученика Полиевкта. Там же в облицовке была использована погребальная стела из Кизика. В монастыре Пантократора тоже есть несколко сполий их храма Полиевкта, несколько ранневизантийских капителей находятся в храме Св. Феодоров (Вефа Килиссе Джами), храме Богоматери Кириотиссы (Календерхане Джами) и в бывшем монастыре Св. Андрея Критского. В последнем, сохранилась мраморная дверная коробка ранневизантийской эпохи (сейчас в Археологическом музее Стамбула). Церковь Спасителя Хора украшают капители XI века, повторно использованные при перестройке ее в XIV веке, наряду с ранними, вырезанными из мрамора ложными дверями.
Стенные облицовки поздних церквей изготовлены из сполий старых построек, в полах повторно были использовались круги и прямоугольники красного порфира и зеленой фессалийской брекчии.
-----------
* Были использованы колонны-сполии более раннего периода - см. http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=49&start=1#1200943415

фото: круги из зеленого и красного порфира в оформлении места коронации поздних императоров Византии (омфалий). Храм св. Софии, Стамбул:
Прикреплена картинка:
att-49651bb8cdd89alos.jpg



Отредактировано куратором: христич, 08 Января, 2009 - 17:43:14

Всего записей: 2324 : Дата рег-ции: Дек. 2007 : Отправлено: 08 Января, 2009 - 00:16:40
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Общеисторический форум » История архитектуры » Мрамор и его добыча в Византии (­ VII-XV вв.) [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0061 ]   [ Gzip выкл. ]