|
|
|
|
|
|
|
МУСЕЙОН - константинопольский храм муз. Вероятней, идентифицируется с остатками ротонды под Мирейлеоном (см. http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=13&start=15 ). Расположен северо-восточней форума Быка, на территории IX городского региона. Возведён между 324 и 330 годами. В плане представляет собой колоссальную ротонду, имеющей внешний диаметр первого яруса 41,8 метра, что уступает лишь внешнему диаметру римского Пантеона - 43,3/43,5 метра. Внешний диаметр второго яруса - около 37,3 метра. Максимальная толщина стен первого яруса составляет 6,2 метра; второго - около 3,85 метра. Стены возведены по классической римкой технологии оpus cementicum/оpus mixtum (заполнение римским цементом мальтой пространства между двумя кладками с последующей облицовкой стен декоративными материалами). Толща стен рссечена чередующимися четырьмя прямоугольными и четырьмя полукруглыми нишами (апсидами). Последние, в отличие от ниш, были перекрытых конхами (полукруглыми сводами). По периметру внутреннего диаметра ниши и апсиды перекрывались аркадами. Из четырёх прямоугольных ниш две являются проходными по оси север-юг. Т.е. здание ротонды имело сквозной проход, что очень необычно для таких сооружений и резко отличает её от других аналогичных построек. Главный, северный, вход представлял собой портик, обращённый в сторону Месы, который несли четыре колонны. Второй завершался 7-8-ми ступенчатой полукруглой в плане лестницей, по обеим сторонам которой были возведены открытые портики. Таким образом можно с уверенностью утверждать, что южный, второстепенный вход был не запасным и не вспомогательным, а служил именно выходом из Мусейона. В глубине "слепых" ниш, имелись парные мраморные колонны, усиливаюшие аркады, на которые, в т.ч., опирался верхний барабан здания. Пять баз от них сохранились в нишах восточного сектора ротонды. Барабан был прорезан восемью оконными аркадными проёмами, соответствующие по своим вертикальным осям осям ниш и апсид первого яруса. Оконные проёмы выполняли, в первую очередь, роль естественного освещения помещения; придавали, визуально, экстерьеру большую лёгкость и снижали общий вес сооружения. Судя по сохранившимся лестницам в толще первого яруса, подкупольное пространство было охвачено хорами. Сам купол, скорее всего, представлял собой правильный конус, в отличие от практически аналогичной в плане, но чуть меньшей ротонды Св. Елены в пригороде Рима (см.- http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=13&start=28#1213124321), которая, как и Пантеон, была перекрыта полусферическим куполом. Диаметр основания купола Мусейона составлял 29,60 метра. Черепичное покрыте покоилось на деревянных стропилах. Такое различие связано со сжатыми сроками строительства зданий и сооружений Нового Рима, а также экономии средств и неравнозначимости построек. Внешние стены были облицованы плитами проконесским мрамором. Часть облицовки нижнего яруса сохранилась. Интерьер также был украшен мрамором: полы выстланы плитами и плитами же были облицованы стены до уровней крыльев аркад. Выше, включая барабан подкупольного пространства и оконные проёмы были, вероятней, украшены мозаиками. В самом зале были выставлены статуи муз ( см. http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=14&start=10 ). После антиэллинских эдиктов Феодосия Великого, в 391 году, Мусейон, как языческий храм был ликвидирован, статуи были переданы государству (установлены в Малом Сенате), а помещение, скорее всего, - церкви. Южный вход закладывается. Позже, в результате стихийных бедствий, здание, возведённое, как и многие сооружения этого периода в Городе без должного качества, руинировало. До VIII века на части сохранившегося первого яруса, уже значительно скрытого культурным слоем, возводится храм, вокруг которого складывается монашеская обитель, разорённая позже иконоборцами. Между 920 и 925 годами участок приобретает император Роман I Лакапин (920-948 гг.). Частично сохранившийся первый ярус ротонды перестраивается в дворцовую цистерну с купольными перекрытиями на 70-ти колоннах-сполиях http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=58&start=3 . После 948 года, после возрождения монастыря, цистерна переходит в его владение. Окончательно остатки ротонды (как цистерны) были заброшены после неоднократных пожаров, практически уничтоживших комплекс зданий бывшего монастыря Мирейлеон в оттоманский период. Во время трагической "реставрации" Мирейлеона в 1964-1966 годах большая часть ротонды была вскрыта, но, к сожалению, исследования её были неудовлетворительными.
Общий план Мусейона по линии север-юг. Внизу видны остатки главного входа с колоннами портика. Выше - южный вход с лестницей и остатками боковых портиков.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 03 Апреля, 2010 - 20:24:08 |
|
|
|
|
|
|
МУСЕЙОН
Планы ротонд мавзолея (мартирия) Св. Елены (сверху) и ротонды константинопольского Мусейона (снизу). Цифрами указаны внутренние диаметры помещений, примерно соответствующие диаметрам куполов: 20,18 метра и 29,60 метра, соответственно. Сооружение этих двух зданий производилось, практически, одновременно: в 327/330 году и, также соответственно, между 324 и 330 годами.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 03 Апреля, 2010 - 23:06:57 |
|
|
|
|
|
|
МУСЕЙОН
Фрагмент раскопа ротонды.
Восточная часть ротонды с остатками императорского дворцы. Видны купольные перекрытия цистерны Х века.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 03 Апреля, 2010 - 23:12:38 |
|
|
|
|
|
|
МУСЕЙОН
Южный вход с лестницей. Отчётливо виден замурованный дверной проём, причём, он, судя по кладке, замуровывался дважды: нижняя часть, более ранняя, относится, к периоду конца правления Феодосия Великого, верхняя - к Х веку, времени перестройки сохранившейся части ротонды в цистерну.
Слева и справа от входа - сохранившиеся мраморнын плиты первоначальной облицовки здания. Слева, под кладкой Х века, характерная кладка оpus cementicum/оpus mixtum, относящаяся к IV веку, но никак не к V веку, когда стала применяться "византийская" кладка чередования оpus cementicum/оpus mixtum с кирпичными прослойками. Датировка " V век" не выдерживает никакой критики, ни с точки зрения строительной технологии, ни с точки зрения факта полного соответствия ротонды Мусейона ротонде мавзолея Св. Елены, возведённого около (начато) 327/330 года.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 03 Апреля, 2010 - 23:16:05 |
|
|
|
|
|
|
МУСЕЙОН
Мавзолей Св. Елены. Гравюра по плану и рисунку Пиронезе. XVI век.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 03 Апреля, 2010 - 23:34:48 |
|
|
|