|
|
|
|
|
|
|
ХАЧКАР (арм. խաչքար, "хач-кар", дословно «крест-камень») |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 26 Мая, 2009 - 20:58:14 |
|
|
|
|
|
|
Прежде чем выложить фото хачкаров хотелось бы сделать небольшой исторический экскурс в историю возникновения и причины развития у армян-антихалкидонитов хачкаров.
Иконоборческие проявления у армян-антихалкидонитов.
Мотивы появления иконоборчества в Византии, как известно, были самыми разными, имели не одну предпосылку и причину к ее возникновению, но у армян-антихалкидонитов иконоборческие проявления развились на почве их монофизитства. Надо отметить, что иконоборческая тенденция лежит в самой основе первоначального монофизитства. Как и у всех православных народов, иконы у армян, конечно же были, но проблема иконопочитания у них возникла несколько раньше, нежели в Византии, как следствие борьбы с Халкидонским Собором и его постановлениями, и была по-своему решена еще в VI в., когда католикос-монофизит Моисей II (574-604 гг.) запретил принимать от ромеев иконы, книги и святые мощи, ибо тогда возобладало мнение, что поклонение иконам отдает духом несторианства, как поклонение человеческой плоти. Нашлись монахи, призывавшие к замазыванию икон в церквах. Моисей должен был для успокоения издать приказ, «чтобы никто не осмеливался портить иконы в церквах». На протяжении последующих веков у армян иконы то отвергались, то принимались и, в конце концов, иконопочитание в национальной Армянской Церкви осталось, но в том ослабленном понимании, которое вполне одобрили бы и франкские каролингские богословы, вставшие в оппозицию VII Вселенскому Собору (787 г.). Ибо у франков иконы в церквах развешивались не для поклонения, а для воспоминания благочестивой любви; это украшения, а для невежд – научение. Исходя из своих атихалкидонитских догматических соображений, и стараясь воплотить свои монофизитские мысли и идеи в искусстве, армяне украшали свои храмы иконами и фресками скорее в качестве декоративного оформления, а потому расписывали их светскими арабесками, фигурами зверей и птиц. Часто же храмы были без всяких изображений. Как и у иконоборцев, у армян особенно чтились кресты. Весь акцент творческой мысли армян-монофизитов выразился в возделывании (соответственно в наиживейшем почитании) крестов, вместо икон и фресок. Кресты делались с особым искусством и из самых редких материалов, раскрашивались, украшались драгоценными камнями. Старались снабжать кресты частицами подлинного Креста Господня, был даже создан особый обряд помазания крестов освященным елеем. А праздников, посвященных св. Кресту, в национальной Армянской Церкви - целых четыре. Здесь будет не лишним процитировать специальное увещание католикоса Саака III, обращенное к куропалату Смбату Багратуни, тогда, около 693 г., только что вставшему во главе Армении. Оно стало восприниматься как богословское завещание Саака III, очень почитавшегося в Армении еще при жизни, а после смерти и тем более почитавшегося во святых. Увещавая Смбата стать для всей Армении хранителем веры святых отцов, в качестве второго по важности признака правости армянской веры (после исповедания одной природы во Христе и отвержения Томоса св. Льва, но без прямого упоминания Халкидона) Саак называет уклонение от свойственного только «язычникам» и «еретикам» почитания каких-либо изображений, кроме креста. В частности, он пишет: «…оставайся всегда непреклонным в истине и не растлевайся их [т.е. «всех тех, кто разрушает Предание святых отцов»] иконопоклонством и всем прочим, ибо Бог даровал нам в качестве образа (иконы) для поклонения крест Божий, чтобы мы поклонялись Богу посредством святого креста, как и все христиане и святые отцы от апостолов вплоть до наших дней. Ведь Сам Бог запретил всякий другой образ (икону), сказав: Какое подобие ты видишь во Мне? (ср.: Ис. 40, 18)…». Тут и уместно проводить параллель с некоторыми армянами-аристократами Империи, занимавшими высшие должностные посты в Византии, сочувствовавших иконоборцам и задавших тон второй иконоборческой волне в начале IX столетия. На историческую арену этого времени выступают Лев Армянин и Иоанн Грамматик, талантливый полководец и выдающийся ученный.
Само поклонение кресту (имеется ввиду тот мощный акцент, который был задан армянами в средних веках) в Армении возводится армянскими церковниками ко времени св. Григория Просветителя, который по всему пространству тогдашней Армении устанавливал кресты: на вершинах гор, холмов, в селех, городах, у дорог, на территории бывших языческих храмов и т.д. Однако, что интересно, подобные мероприятия происходили и в Грузии при св. Нине, просветительнице Иверии (установлении ею крестов на территории Грузии), хотя такое усиленное почитание (как в среден армян) хачкары в Грузии не получили. Что наглядным образом может быть свидетельством догматического разногласия между антихалкидонитами и халкидонитами.
Хачкары средних веков от 6 по 15 вв.
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 02 Июня, 2009 - 17:35:19) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 27 Мая, 2009 - 12:50:21 |
|
|
|
|
|
|
арм. хачкар в Иране Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 27 Мая, 2009 - 12:57:35 |
|
|
|
|
|
|
Дилиджан, Армения Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 27 Мая, 2009 - 12:59:08 |
|
|
|
|
|
|
Нахичеван, кладбище хачкаров Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 27 Мая, 2009 - 13:01:07 |
|
|
|
|
|
|
Гегард Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 27 Мая, 2009 - 13:03:08 |
|
|
|
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 27 Мая, 2009 - 13:04:31 |
|
|
|
|
|
|
хач-кар с распятием Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 27 Мая, 2009 - 13:05:47 |
|
|
|
|
|
|
.... Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 27 Мая, 2009 - 13:06:52 |
|
|
|
Germain
Анфипат Откуда: Одеса, Україна
|
|
|
|
Ромкла. Хачкар, современник Нерсеса Шнорали на стене собора.
Прикреплена картинка:
----- Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2) |
|
Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 28 Мая, 2009 - 00:46:13 |
|
|
|
|
|
|
Отлично, Герман.
Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 28 Мая, 2009 - 08:16:41 |
|
|
|
|
|
|
Хач-кар у храма Кармравор в Аштараке (вторая пол. 7 в.); Арутюнова-Фиданян относит его к числу халкидонитских храмов Армении Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 28 Мая, 2009 - 08:20:06 |
|
|
|
|
|
|
Ряд хач-каров
Прикреплена картинка:
(Отредактировано автором: 28 Мая, 2009 - 08:22:59) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 28 Мая, 2009 - 08:21:10 |
|
|
|
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 28 Мая, 2009 - 08:24:18 |
|
|
|
|
|
|
....... Прикреплена картинка:
|
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 28 Мая, 2009 - 08:26:13 |
|
|
|