Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "А" Ч.1 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Абак (abacus) – «доска»; 1) счетная доска, разделенная на полосы или столбцы, по которым перемещались счетные метки; 2) игорная доска в некоторых древних настольных играх; 3) поставец, столик мозаичной работы с углублениями для ценной посуды; 4) гипсовая или мозаичная декоративная панель для облицовки стен; 5) плита над капителью колонны.

Абазги (абасги) – древний народ, предки современных абхазов. С поздней античности народ абазгов делился на три группы: собственно абазги, занимавшие земли от реки Псоу до Бзыби, саниты, жившие от реки Бзыби на юг до Диоскуриады, и апсилы, размещавшиеся у устья Кодори. В византийских письменных источниках об абазгах впервые упомянул в 423 г. церковный писатель V в. епископ Феодорит Киррский. Абазгам принадлежали области вдоль черноморского побережья от Псоу на северо-западе до устья Ингури на юге (границы между Мингрелией-Имеретией и Абхазией); на севере и востоке Кавказский хребет, тянущийся на северо-запад, отграничивал абазгов от равнин Кубани и Терека. Лазика, хотя и находилась за пределами древней и современной Абхазии, в VIII – Χ вв. принадлежала Абхазскому царству, известному по византийским летописям с VI в. Независимость от Византии абазги завоевали в 790 г., тогда же ими была захвачена Лазика.

Абу Таглиб (Абу Таглиб Фадлаллах ал-Гаданфар) – эмир Мосула в 967 – 979 гг. по прозвищу «Лев», из династии Хамданидов. Вел войны с Византией. В 973 г. пленил византийского доместика Мелия, умершего в плену. Проиграл войну императору Иоанну I Цимисхию (969 – 976 гг.) и вынужден был выплачивать дань Византийской империи. После смерти Иоанна Цимисхия, Абу Таглиб поддержал мятеж византийского полководца Варды Склира, претендента на константинопольский трон в 976 – 979 гг. Вследствие поражения от буидского правителя Адуд ад-Даулы, в 978 г. бежал в Армению, а затем в крепость Хисн Зияд, резиденцию Варды Склира в Восточной Анатолии. Его дальнейшая судьба неизвестна.

Авары (обры) – союз кочевых народов, главным образом тюркоязычных, родственных гуннам. В русских летописях именовались обрами. Основным этническим компонентом была часть жужаней, переселившихся из Центральной Азии на Запад и включивших в свой союз племена Западной Сибири, Приуралья и Поволжья. В 550 – 562 гг. вышли на Северный Кавказ. В это время авар насчитывалось всего около 50 тыс. человек, в их числе 10 тыс. воинов. Характерной чертой внешности аварских воинов были длинные волосы, заплетенные в косы. К 565 г. авары, разгромив и подчинив кутригуров на Дунае, вышли к границам Византии. Хан авар направил посольство из трехсот своих соплеменников к императору, потребовав уплаты ежегодной дани, но незадолго до этого восшедший на византийский престол Юстин II на официальной встрече с послами 21 ноября 565 г. ответил аварам решительным отказом. В 567 г. под руководством хана Баяна в Паннонии образовалось государство Аварский каганат, сохранив за собой земли до Восточного Приазовья. Авары совершали набеги на славян, франков, лангобардов, грузин, а также на Византию. Каганат держался лишь на военном подчинении различных племен и подкупе племенной верхушки. В 626 г. авары вмешались в затяжную ирано-византийскую войну и вместе с подвластными славянами осадили Константинополь, но византийцы нанесли аварам поражение. Чувствительными для авар были поражения со стороны болгар, образовавших в 680 г. собственное ханство, франков и союза славянских племен, созданного в 623 г. князем Само. К концу VII в. авары были вытеснены из Северного Причерноморья; ослабло и их влияние в Подунавье. Окончательное поражение Аварский каганат потерпел в конце VIII в., когда войска франков под предводительством Карла Великого разгромили крупнейшие крепости авар, в том числе столицу каганата – Ринг. После падения каганата авары стали данниками моравских племен. В начале X в. земли, на которых проживали авары, были покорены венграми и имя авар исчезло из истории.

Авва – «отец»; на христианском Востоке так называли настоятелей монастырей или известных своей мудростью и благочестием старцев-подвижников.

Аввакии – особая система каменных прилавков на площади Фарос в Константинополе. Название произошло от абака – используемого в ту пору торговцами примитивного счетного утройства. Для строительства аввакий использовались материалы разрушенной гробницы императора-иконоборца Константина V Копронима (720 – 775 гг.).

Август (augustus) – «священный»; один из титулов римских императоров. В Византии, начиная с VII в., императоры использовали греческий аналог этого латинского слова – «севаст».

Августа (augusta) – «священная»; официальный титул византийской императрицы, матери или жены правящего императора. Этот титул присваивался через особую церемонию коронования.

Августал (префект августал) (praefectus Augustalis) – титул наместника Египта с IV в. В византийскую эпоху было два августала: Верхнего и Нижнего Египта.

Августамника (Augustamnica) – римская и ранневизантийская провинция с центром в Ринокоруре в Нижнем Египте, в диоцезе Египет префектуры Восток.

Августеон – центральная площадь Константинополя, названная в честь августы Елены, матери императора Константина Великого.

Августин (Августин Аврелий) (Aurelius Augustinus) – блаженный, выдающийся христианский богослов, один из отцов Западной Церкви. Родился в 354 г. в городе Тагаст в африканской провинции Нумидия, умер в 430 г. в городе Гиппон в провинции Нумидия, во время осады города вандалами. В молодости был ритором и вел «языческий» образ жизни, затем примкнул к секте манихеев, в которой провел около десяти лет. В результате знакомства с Амвросием, епископом Медиоланским, обратился к христианству и принял крещение в 387 г. В 391 г. был рукоположен во пресвитера, а в 395 г. стал епископом города Гиппон, и оставался на этой кафедре до своей смерти. Боролся с ересями донатизма и пелагианства, а также с манихеями. Автор многочисленных богословских сочинений, диалогов, проповедей, посланий. Наиболее известны из них: автобиографическая «Исповедь», посвященная изучению процесса становления личности христианина, а также знаменитый трактат «О граде Божием», до сих пор не переведенный полностью с латыни на русский язык. В этом трактате, написанном в 413 – 426 гг., блаженный Августин обосновал концепцию человеческой истории, предопределенной Божественным провидением, и описал идеальную модель христианского общества, как общины избранных, объединенных любовью к Богу.

Авзоний (Decimus Magnus Ausonius) – латинский грамматик, ритор и поэт IV в. Родился около 310 г. в Бурдигале (совр. Бордо) в Галлии, умер около 394 г. В начале своей карьеры Авзоний был учителем грамматики и риторики в родном городе. С 365 г. обучал наукам будущего императора Грациана (367 – 383 гг.), в 379 году был консулом в Риме. После убийства Грациана в 383 г., Авзоний вернулся на родину в Галлию. Поэтическое дарование Авзония высоко оценивалось современниками.

Авидос (Абидос) – 1) византийский портовый город в самом узком месте пролива Дарданеллы, на его азиатской стороне. В нем ежегодно устраивалась ярмарка, а также была таможня, которая контролировала движение кораблей к Константинополю и взимала пошлины; 2) византийская фема, названная по имени ее главного города, созданная в царствование императора Василия II Болгаробойцы (960 – 1025 гг.). Занимала территории по обеим сторонам Геллеспонта. Главной задачей стратига Авидоса была защита пролива от вторжений вражеских кораблей и охрана побережья.

Авит (Marcus Maecilius Flavius Eparchius Avitus) – император-узурпатор в Западной Римской империи в 455 – 456 гг. При поддержке вестготов был объявлен императором в Галлии, но вскоре свергнут Рехимером, магистром армии Западной империи. После этого Авит стал епископом и занял кафедру города Плаценции на севере Италии (совр. Пьяченца), где через непродолжительное время скончался.

Авит Вьенский (Альцим Экдиций Авит) – епископ города Вьен, известный латинский писатель и поэт конца V – начала VI вв., один из видных противников арианской ереси на Западе. Родился в 450 г., умер в 518 г. Был автором большого числа несохранившихся до наших дней эпиграмм, а также прозаических наставлений и большого сборника писем, из которого сохранилась лишь малая часть. Некоторые из этих писем представляют развернутые богословские трактаты. Славу ему принесло эпическое произведение на тему библейских книг Бытие и Исход – «Поэма о подвигах духа», описывающая события Священной истории начиная от сотворения мира. Авит ревностно защищал православную веру от ариан в беседах с представителями остготской королевской семьи, способствовал возрастанию авторитета римского папы в Западной Церкви.

Авксентиева гора (Скопа) – возвышенность приблизительно в двенадцати километрах к юго-востоку от Халкидона, на которой в средневековье находилось, по меньшей мере, шесть монастырей. Зачинателем монашества на этой горе был святой Авксентий, который поселился там отшельником в середине V в. Местные жители в знак благодарности за многочисленные исцеления и духовную помощь построили для святого Авксентия келью на вершине горы, куда к нему стекался народ со всей Вифинии. Слава святого привлекала к нему многих последователей-монахов, желавших вести жизнь подвижников. Святой Авксентий был духовным наставником Стефаниды, бывшей горничной императрицы Пульхерии, основательницы первого женского монастыря на Скопе. Монастырь Трихинарии («Власяницы») был построен Стефанидой в 460 г. В 473 г. в этой обители были захоронены мощи скончавшегося святого Авксентия. Самым выдающимся последователем Авксентия был святой Стефан Новый, под чьим руководством в 730 – 740 гг. была основана обитель Святого Авксентия. Однако уже в 760 г. по приказу императора-иконоборца Константина V Копронима этот монастырь был разрушен, а его монахи частью разогнаны, а частью заключены под стражу. В числе заключенных оказался и сам святой Стефан, от которого император требовал признать решения иконоборческого собора 754 г., поскольку мнение Стефана имело большой вес среди иконопочитателей. Стефан в резкой форме отказался от предложения императора и продолжал настаивать на необходимости почитания икон. В 764 г., после продолжительного изгнания, он был возвращен в столицу, и казнен по приказу Константина V. О существовании монастырей на Авксентиевой горе известно до XIII в., но после смерти святого Стефана они уже не играли заметной роли в духовной жизни империи. Впрочем, в 1189 г. менее года патриаршую кафедру в Константинополе занимал Леонтий Феотокрит, бывший игумен монастыря Святых апостолов на холме Авксентия.

Аврелианы – квартал Константинополя, примыкавший к стене Феодосия в юго-западной части города, в самом обширном районе Константинополя – Эксакионии.

Австр (auster) – См. Нот.

Автаркия – «самодостаточность»; присущий византийцам принцип ведения хозяйства, основанный на стремлении обеспечить свои нужды собственными средствами. К сделанному «для себя» византийцы относились более уважительно, чем к покупному. Крестьяне старались сами для себя изготавливать ремесленные изделия, их жены пряли ткани и шили одежду. С другой стороны, многие городские монастыри, например, имели не только сады в своих стенах, но даже хлебные поля. Подобные приоритеты характерны для всех экономических систем, основанных на мелком производстве с применением традиционных, несложных орудий, в условиях нестабильного рынка, затрудненных и медленных коммуникаций.

Автодеспотон – самоуправляемый монастырь, освобожденный от уплаты налогов и независимый от церковных и светских властей. Как правило, такие монастыри основывались императорами, определявшими их особый статус в ктиторских типиконах (уставах). Автодеспотоном был, например, константинопольский монастырь Богородицы Эвергетиды (Благодатной), основанный в начале XII в. императрицей Ириной Дукеной, а также монастырь Христа Пантократора (Вседержителя), основанный императором Иоанном II (1091 – 1143 гг.) в 1136 г. Статус автодеспотонов могли получать и другие монашеские обители, но только в виде особой милости государя, юридически закрепленной хрисовулом.

Автокефалия – «самовозглавление»; право каждой Поместной Православной Церкви самостоятельно, без утверждения каким либо вышестоящим церковным иерархом, избирать на своих соборах своего предстоятеля, а также самостоятельно решать иные вопросы церковного управления.

Автократор – самодержец, греческий аналог латинского титула «император».

Автопсия – один из принципов античной и ранневизантийской историографии, предполагающий преимущественное описание в исторических трудах тех событий, которым автор лично был свидетелем, либо даже принимал в них непосредственное участие. Основоположником метода автопсии был греческий историк Фукидид. Византийские историки IV – VII вв., прежде всего светские: Аммиан Марцеллин, Прокопий Кесарийский, Агафий Миринейский, Приск Панийский, Феофилакт Симокатта следовали этому методу в своей работе.

Автоургия – доходное хозяйственное предприятие: солеварня, оливковая роща, керамическая мастерская, мельница и тому подобное.

Агаряне (исмаилиты) – «происходящие от Агари»; первоначально так византийцы именовали арабов, полагая, что их родоначальницей была рабыня и наложница патриарха Авраама, родом из Египта. Агарь имела от Авраама сына Исмаила, но после рождения Исаака у Сары, законной жены Авраама, Агарь и ее сын были изгнаны в пустыню и ушли на юг Палестины. Исмаил стал родоначальником арабского народа, поэтому арабов называли еще и исмаилитами. С XI в. агарянами и исмаилитами византийцы стали именовать не только арабов, но и турок, принявших мусульманство.

Агапий Манбиджский – епископ сирийского города Манбидж на Евфрате в середине X в., христианский писатель и историк. Был автором «Книги титулов», охватывающей события от сотворения мира до VIII в. Это сочинение сохранилось в переводе на арабский язык.

Агапит – святой, римский папа в 535 – 536 гг., активный участник важнейших политических и религиозных событий своего времени. Был хорошо образован, в Риме собрал вокруг себя кружок интеллектуалов, дружил с Кассиодором, ученым и вельможей при дворе остготских королей, и даже мечтал создать христианский университет. Стараниями Агапита в Риме появилась первая христианская библиотека, ставшая, кроме того, крупным издательским центром. По повелению остготского короля Агапит в 535 г. отправился в Константинополь с целью отклонить императора Юстиниана от военного похода в Италию. В столице Византии Агапит участвовал в диспуте с константинопольским патриархом Анфимом Трапезундским, противником постановлений Халкидонского собора; диспут состоялся в присутствии императора, и своим последствием имел низложение патриарха. Вскоре Агапит умер в Константинополе, немного не дожив до начала организованного им собора, осудившего Анфима.

Агапы – «вечери любви»; общие трапезы христиан, на которых в первые века христианства совершалось таинство евхаристии, в подражание тайной вечере Иисуса Христа, поэтому иначе агапы назывались вечерями Господними. При этом каждый участник агапы мог приносить пищу с собой и, таким образом, в собраниях христиан общение с Христом соединялось с общением между членами общины. Ритуал «преломления хлеба» тогда означал как агапы, так и евхаристические священнодействия. Однако с течением времени дух многих общин ослаб, нравы подверглись порче, а сами общины расслоились по имущественному признаку. В связи с этим евхаристию стали совершать в храмах в более строгой и торжественной обстановке, агапы же приобрели характер благотворительных обедов для бедных членов общины. С IV в. усиливается критика в отношении агап: Григорий Богослов называл их «местами обжорства», Иоанн Златоуст опасался возможности на агапах «удовольствию разлиться в грех», Августин называл агапы «развратными и расточительными собраниями». Поместный собор в Лаодикее в 360 г. постановил: «не должно в местах Господних или в храмах устраивать так называемые агапы». Трулльский собор в конце VII в. повторил это запрещение. Однако и после этого агапы не исчезли совсем, сохранившись в частности в обычае поминальных трапез и праздничных архиерейских приемов до нынешних времен.

Агафий Миринейский – византийский историк и поэт VI в. Родился в городке Мирины, в малоазийской области Эолида около 536 г., умер не позднее 582 г. Был сыном ритора Мемнона, вскоре после рождения Агафия переехавшего с семьей в столицу империи. Первоначальное образование получил в Александрии, потом в Константинополе, где посвятил себя юридической карьере, а на досуге занимался литературным творчеством. Получил широкую известность как автор эпиграмм, преимущественно эротического характера, из которых 101 стихотворение сохранилось до наших дней. Кроме того, Агафий был автором сочинения «О царствовании Юстиниана» в пяти книгах, продолжавшего исторические работы Прокопия Кесарийского и написанного под сильным влиянием стилистики предшественника. Сочинение Агафия охватывает временной период с 552 по 558 гг. и содержит описания войн с готами, вандалами, франками и гуннами, а также персидских войн. Работа Агафия является ценным источником информации по истории, религии и этнографии современного ему периода. В ней, например, содержатся сведения об указе императора Юстиниана о закрытии неоплатонической Академии в Афинах в 529 г. Это событие некоторыми историками расценивается как важная веха, знаменующая завершение периода античности и начало средневековья.

Агафон – римский папа в 679 – 681 гг., достойный преемник непримиримого борца с ересью монофелитства, святого римского папы Мартина (649 – 655 гг.). По просьбе представителей императора Константина IV Погоната (654 – 685 гг.) послал своих представителей в Константинополь для решения спорных богословских вопросов, вручив им свое послание, где подтвердил и обосновал верность Православию иерархов Запада. По прибытии римских легатов в столицу Византии, предполагаемое богословское собеседование неожиданно превратилось в Шестой Вселенский собор, состоявшийся в 680 – 681 гг. и осудивший ересь монофелитства. Послание папы Агафона сыграло на Соборе ключевую роль, а на заседаниях тон задавали его легаты.

Агенты (agentes in rebus) – сотрудники для поручений в различных государственных службах, в штате магистра оффиций. Иначе именовались магистрианами.

Агиасма – святыня. В общеупотребительном значении ныне агиасмой или великой агиасмой называют воду великого освящения, совершаемого в праздник Крещения Господня (Богоявления). Иногда агиасмой именуется и вода малого освящения, а также мирро.

Агиография – жизнеописания святых. Наряду с определенной стереотипностью изображений героев и событий, схематизмом и идеализаций положительных персонажей и приблизительностью хронологических датировок сюжетов, в агиографических трудах обычно отмечается интерес к бытовым и психологическим деталям. В этом отношении агиография дополняет, уточняет и индивидуализирует описание исторических фактов, что очень важно для осмысления эпохи. Жития святых также замечательны точностью в терминологии в отличие от исторических произведений своего времени. Например, титулы и должности в византийских житиях воспроизводились не описательно и фигурально, а дословно.

Агиориты – «святогорцы»; монахи Святой Горы (Афона).

Агнелл Равеннский (Agnellus) – аббат монастыря в Равенне, итальянский историк IX в. Около середины IX в. написал «Книгу понтификов Равеннской Церкви» по образцу официальной хроники деяний римских пап («Liber Pontificalis»). При написании своего труда Агнелл использовал материалы архива Равеннской архиепископии, переписку архиепископов, хронику равеннского архиепископа VI в. Максимиана, а также выдержки и цитаты из произведений римских пап, латинских историков и учителей Западной Церкви. Основной идеей Агнелла было настойчивое противопоставление равеннских архиепископов римским папам, как самостоятельных церковных деятелей. Труд Агнелла представляет целостное произведение; это апологетика союза Равеннской Церкви с западно-римскими, византийскими и франкскими императорами, написанная легким образным языком, наполненная притчами и легендами, описаниями памятников искусства, личными воспоминаниями автора. По мастерству историка и художественному качеству книга Агнелла относится к лучшим достижениям средневековой итальянской литературы, является важным источником по истории византийского Равеннского экзархата.

Агнец Божий – образ жертвенного ягненка, символизирующий чистоту и кротость; символ Иисуса Христа, основанный на пророчестве Иоанна Крестителя, в котором Христос назван «Агнцем Божиим, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). На византийских иконах Агнца изображали как Богомладенца, лежащего на жертвенной чаше в руках Иоанна Крестителя. Такая иконографическая композиция называлась «Ангел пустыни». Агнца также изображали в образе ягненка с нимбом и крестом.

Агонистики – «борцы»; представители непримиримого крыла в еретическом сектантском течении донатизма в Северной Африке. Раздраженные преследованиями со стороны властей с целью возвращения их в лоно Вселенской Церкви, множество селян Нумидии и Мавритании в IV в. стали вести бродячий образ жизни, оставив свои жилища. По-сути, агонистики вели партизанскую войну против православных христиан и представителей власти, не брезгуя страшными насилиями и грабежами. Посланные против них правительственные войска не сумели их окончательно усмирить, и только с нашествием вандалов движение агонистиков совершенно затухло.

Агора – городской рынок, центр общественной жизни в греческих городах.

Агораном – рыночный смотритель.

Аграрий – небольшое грузовое судно. Красный аграрий (имевший красный корпус и паруса) служил личным транспортным средством византийским императорам до правления Льва VI (870 – 912 гг.). Он использовался чаще всего для коротких переходов по морю вблизи столицы, в том числе на азиатский берег Мраморного моря, где находился ряд царских дворцов. На красном аграрии императора сопровождал только ближний круг придворных сановников, остальные чиновники рангом пониже плыли вслед за государем на черном аграрии. Соответственно моряки красного агрария именовались «русиями», а черного агрария – «маврами». Августа (императрица) для себя и своего окружения также имела особые красный и черный аграрии. Император Лев VI сменил тип «государева судна» с агрария на более вместительный дромон и все сопровождавшие государя лица стали плавать с ним на одном корабле.

Агридий – хутор, отделившийся от общины. В XIII – XV вв. агридиями стали именовать зависимые от землевладельцев поселения.

Агрикультура – одна из важнейших отраслей экономики Византии, в которой на протяжении всей истории империи была занята основная экономически активная часть ее населения. Восточные провинции Римской империи в целом превосходили западные по уровню развития сельского хозяйства, за исключением итальянских и африканских. В продолжение традиций эллинистического периода и римского владычества, на территории Восточной Римской империи (Византии) развивалось виноградарство и садоводство; под эти культуры земледельцы с течением времени отводили все большие площади. Множество виноградников было в Греции, на островах Эгейского моря и Сицилии, во многих итальянских областях; особенно в средние века славилось вино, производимое на острове Хиос и в итальянской провинции Эмилия-Романия (округ Равенны). Кроме того, виноград выращивался во Фракии, на западе Малой Азии, на африканском побережье Средиземного моря. Главными центрами оливководства были Африка, Греция, Сирия и Палестина. Эти отрасли агрикультуры считались наиболее доходными и соответственно облагались довольно высокими налогами. Значительное место в сельскохозяйственном производстве занимали зерновые культуры, главным образом пшеница и ячмень, в меньшей степени – овес и просо. В ранневизантийское время главными житницами империи были Египет и Северная Африка, после их отвоевания у вандалов в VI в. Менее важным поставщиком хлеба была Фракия. С VII в., в связи с утратой Константинополем африканских провинций, преобладающее значение получил ввоз зерна из Северного Причерноморья, через Херсонес Таврический. Повсеместно в империи, в том числе и в городской черте было распространено огородничество. В ближневосточных и африканских землях важное место занимало выращивание фиников, а в Киликии и том же Египте достаточно широко была распространена культура льна. Животноводством и птицеводством занимались повсеместно, но преобладающие виды скота и птицы сильно различались в разных частях империи в зависимости от особенностей кормовой базы. Например, свиней выращивали только в районах, где произрастали дубовые рощи, поскольку главным кормом домашних свиней в Византии были желуди. В Греции с античных времен были сильны традиции производства меда, а с VI в. там началось культивирование шелковичного червя. Для возделывания почвы и сбора урожая употреблялись преимущественно бычьи упряжки и плуги, бороны и жатки, а также ручные сельскохозяйственные орудия. Для обработки сельхозпродуктов повсеместно применялись ветряные и водяные мельницы, прессы для отжима оливкового масла. Виноградный сок давили в основном голыми ногами, но в крупных винодельческих хозяйствах применялся давильный пресс. Отличительной особенностью Византии было длительное сохранение мелкого землевладения в значительных объемах, многие крестьяне владели земельными участками на праве частной собственности. Однако существовал там и слой земельных арендаторов. Довольно крупные земельные наделы имела Византийская Церковь, но в целом эти владения значительно уступали объемам земель, принадлежащих Западной Церкви. До начала VII в. в Византии продолжался процесс роста крупных светских и церковных землевладений, однако в результате периода затяжных войн и вражеских нашествий крупно-товарное сельхозпроизводство было в значительной степени разрушено почти повсеместно. К концу VII в. мелкие крестьянские хозяйства в Византии вновь начали доминировать. С рубежа IX – X вв. мелкое крестьянское производство вступило в полосу кризиса и все большее распространение в империи стало получать крестьянское землевладение на парическом праве. Парики были лично зависимы от частных землевладельцев, государства или монастырей, и своей земли не имели. За право обрабатывать господскую землю парики платили ренту. Эксплуатация париков была главным источником доходов от крупной земельной собственности в X – XV вв. В период латинской оккупации, аграрные отношения, установленные захватчиками, своеобразно сочетали западноевропейские формы феодализма с сохранением в общих чертах византийской налоговой системы на сельхозпроизводителей и имперского земельного законодательства. В тоже время, Никейской империи за счет обширных государственных владений в Малой Азии удалось создать систему проний – земельных наделов, передававшихся византийской знати с условием несения государственной службы, прежде всего, военного характера. Позднее пронии постепенно трансформировались в наследственные владения. В поздней Византии уже подавляющую часть крестьянства составляли парики, а крупное землевладение получило бесспорное преобладание.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 01 Декабря, 2008 - 06:42:50
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "А" Ч.1 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0074 ]   [ Gzip выкл. ]