Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "И" Ч.4 [Страниц (1)]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Иоанн Диоген – византийский ритор XII в., автор сохранившейся речи к императору Мануилу Комнину.

Иоанн Дука – кесарь, брат императора Константина Χ Дуки (1059 – 1067 гг.), игравший в государстве вторую роль после императора в годы правления своего брата. Был ловким и неутомимым интриганом, действовал смело, решительно и с размахом. Со¬стоял в переписке с видным ученым и царедворцем Михаилом Пселлом, который восхищался его умом и мудростью. После смерти своего брата-императора Константина, Иоанн Дука стал воспитателем его детей, в том числе и будущего императора Михаила VII Дуки. В период правления императора Романа IV Диогена (1068 – 1072 гг.) Иоанн отошел от государственных дел и был отправлен в изгнание. Затем кесарь принимал активное участие в низвержении Дуками Романа Дио¬гена в 1071 г., и передаче самодержавной власти его воспитаннику и племяннику Михаилу VII (1060 – 1078 гг.). Во время возвышения Никифорицы, фаворита слабовольного Михаила VII, кесарю пришлось опять удалиться в Малую Азию. В 1073 г. вместе со своим сыном Андроником Иоанн участвовал в походе против мятежного франкского наемника Руселя, попал к нему в плен, и был Руселем провозглашен императором. Выкупленный из плена Михаилом, в страхе перед наказанием, Иоанн принял монашеский постриг, однако его политическая карьера на этом не закончилась. Кесарь был постоянным вдохно¬вителем всевозможных интриг и инициатором политических браков до утверждения на троне императора Алексея I Комнина (1081 – 1118 гг.). Хотя кесарь и присоединился к перевороту Комниных 1081 г., тем не менее, при дворе Алексея ему не нашлось места, поскольку Анна Далассина, мать Алексея Комнина оказывавшая на своего сына огромное влияние, страстно ненавидела род Дук. Дата смерти ке¬саря неизвестна, но умер он не ранее конца восьмидесятых гг. XI в.

Иоанн Дука Ангел – фессалоникийский император в 1237 – 1244 гг. До 1241 г. и после осени 1243 г. довольствовался официальным титулом деспота. Дата рождения неизвестна, умер в 1244 г. Старший сын императора Феодора Ангела Дуки (1224 – 1230 гг.) и Марии Петралифины. В 1230 г. Иоанн вместе со своим отцом попал в плен после поражения фессалоникийцев и западных наемников от войска болгарского царя Ивана II Асеня. После свадьбы его сестры Ирины, в 1237 г. вышедшей замуж за овдовевшего болгарского царя, Иоанн был отпущен на свободу вместе со своим отцом Феодором, ослепленным болгарами, и младшим братом Димитрием. Они вернулись к Фессалоникам, где с 1230 г. правил Мануил Дука, брат Феодора, организовали мятеж против Мануила и захватили власть в городе и окрестностях. Так как бывший император Феодор был слеп, он почел за лучшее сделать правителем в Фессалониках своего сына Иоанна, а сам обосновался в Водене. В 1239 г. свергнутый Мануил возвратился с никейским подкреплением и подчинил себе земли Фессалии. Иоанн Дука Ангел и его слепой отец были вынуждены с этим согласиться. В 1241 г., после смерти болгарского царя Ивана II Асеня, Иоанн Дука Ангел принял императорский титул, которым ранее пользовался его отец. Это вызвало резкое недовольство никейского императора Иоанна III Дуки Ватаца. Император обманом захватил в плен слепого Феодора, и в 1242 г. повел свои войска на Фессалоники. При посредничестве Феодора императору Иоанну III Дуке Ватацу удалось убедить Иоанна отказаться от императорского титула и признать свою зависимость от Никейской империи. По свидетельствам современников, Иоанн показал себя бездарным правителем. После смерти Иоанна Дуки Ангела в 1244 г., власть унаследовал его младший брат Димитрий.

Иоанн Евгеник – государственный и церковный деятель последних десятилетий византийской истории, писатель. Родился около 1400 г. в Константинополе, умер после 1456 г. там же. Был сыном диакона Георгия Евгеника, саккелия, курировавшего женские монастыри, гимнографа и главы одной из наиболее известных константинопольских школ. В молодости обучался у Георгия Гемиста Плифона в Мистре. В 1421 г. начал службу патриаршим нотарием. В 1437 г. в сане диакона участвовал в Феррарском соборе, в качестве хранителя архива в свите патриарха Иосифа II. Воспользовавшись как предлогом вспыхнувшей в городе чумой, 15 сентября 1438 г. Иоанн Евгеник первым покинул Феррару не дожидаясь решений собора. На обратном пути в Константинополь потерпел кораблекрушение. Задолго до прибытия из Италии греческой делегации, Иоанн Евгеник развернул активную пропаганду против унии, и вскоре вместе со свои родным братом Марком, митрополитом Эфесским, сделался одним из лидеров «партии» греческих патриотов. За это он неоднократно изгонялся из столицы, скитался по различным уголкам греческого мира: подолгу жил в Мистре, был номофилаксом при дворе Морейских деспотов, в 1452 г. управлял Лакедемонской митрополией. Во время нападения турок на Константинополь оказался в столице и стал очевидцем падения Византии. Оставил большое творческое наследие, многие его письма и другие произведения до сих пор не изучены и не имеют критического издания. Из литературных трудов наиболее известна «Монодия на взятие Константинополя». В ближайшие годы после написания монодии она была переведена на русский язык и стала популярна на Руси, сыграв определенную роль в формировании идеологии Русского централизованного государства.

Иоанн Епифанийский – византийский историк второй половины VI в.. Происходил из города Епифания Сирийская, был советником патриарха Григория Антиохийского, земляком и родственником историка Евагрия Схоластика. Участвовал в дипломатических переговорах с персидским шахом Хосровом II. Иоанн – автор исторического сочинения об ирано-византийских войнах семидесятых – восьмидесятых гг. VI в. и последующих событиях 589 – 591 гг. в Иране. Это сочинение сохранилось лишь в небольших фрагментах.

Иоанн Златоуст – святой, константинопольский патриарх в 398 – 404 гг., отец Церкви, блестящий оратор (отсюда его прозвище с VI в.), автор многих проповедей, панегириков, псалмов, комментариев к Библии. Родился в 347 г. в Антиохии, умер 14 сентября 407 г. около городка Команы, в провинции Понт. Был сыном магистра армии, но в раннем детстве потерял отца и воспитывался матерью-вдовой. В юности решил стать адвокатом и поступил в школу языческого ритора Либания в Антиохии. Однако через некоторое время Иоанн решил посвятить себя церковной жизни и перешел в ученики к известному антиохийскому богослову Диодору Тарсийскому. В 369 г. Иоанн стал чтецом Антиохийской Церкви, но уже в 370 г., как и многие православные церковнослужители, был вынужден покинуть город, спасаясь от преследований ариан. Четыре года он провел в монастыре, а затем два года как анахорет. После победы Православия над арианской ересью в правление императора Феодосия I (378 – 395 гг.), Иоанн вернулся в Антиохию между 378 и 380 гг. В 381 г. он стал диаконом, а в 386 г. был рукоположен в сан пресвитера и с этого времени начал активную деятельность проповедника. В течение двенадцати лет он еженедельно выступал с речами в храмах города. В проповедях ярко рисовал общественную и религиозную жизнь своего времени. К антиохийскому периоду его жизни относятся его ранние произведения: два утешающих слова к Феодору, три книги трактата «Против противников монашеской жизни», «Сравнение Царства и Священства», три книги «Стагирию», «Утешение молодой вдове» и ряд других сочинений. Написанные тогда Иоанном шесть книг «О священстве» стали настольной книгой и классическим учебником для многих поколений православного духовенства, начинающих служение Богу. Как проповедник Иоанн не признавал импровизаций, всегда тщательно готовил свои речи, разрабатывал план, оттачивал формулировки. Главной темой его выступлений были не догматические вопросы, а проблемы христианской нравственности, чрезвычайно актуальные для тогдашней паствы, по большей части состоявшей из недавних язычников. Проповеди и широкая благотворительная деятельность принесли Иоанну любовь антиохийцев и необычайную известность не только в Сирии, но и в столице империи. По инициативе влиятельного придворного евнуха Евтропия Иоанн в 398 г. был избран на константинопольский патриарший престол, и был вынужден тайно покинуть родной город, из опасений народных волнений. В Константинополе Иоанн Златоуст активно выступал против военного засилья готов в империи и против арианской ереси, способствовал изгнанию готов из столицы в 400 г. Однако при этом Иоанн Златоуст вызвал недовольство столичного клира своей реформой церковного управления. Он лишил некоторых клириков постов из-за их аморального поведения или преступлений, прекратил все траты на нецерковные цели, сократил бюджет патриаршей резиденции, прекратил официальные архиерейские обеды. Сэкономленные средства Иоанн использовал для строительства больниц и приютов для бедных, а также гостиниц для прибывающих в столицу паломников. Его критика пороков высших слоев общества, роскоши императорского двора, развращенности высшего духовенства и особенно нрава супруги императора Аркадия августы Евдоксии – вызвала недовольство константинопольского правительства. Иоанн Златоуст был низложен в 403 г., затем возвращен на патриарший престол, вновь низложен и арестован в 404 г. Сначала Иоанн Златоуст был отправлен в город Кукуз в Армении, где он провел большую часть своей ссылки. Позже император решил перевести его еще дальше – в Питиунт (совр. Пицунда) на Черном море. Во время долгого изнурительного переезда Иоанн умер в сентябре 407 г., оставив потомкам огромное и богатейшее литературное наследство.

Иоанн Зонара – византийский хронист, церковный писатель. Дата рождения неизвестна, умер после 1160 г. Был видным сановником при императорском дворе, занимал должности протоасикрита и друнгария виглы. Выражая интересы высшей столичной знати, находился в оппозиции к Комнинам, и, после воцарения Алексея I Комнина, удалился со службы в монастырь. Там Зонара «по побуждению друзей» написал всемирно-историческую хронику от «сотворения мира» до 1118 г., представляющую собой в основном пересказ античных и средневековых авторов, в том числе тех, чьи труды утеряны. Только благодаря Зонаре до нас дошли некоторые книги «Римской истории» Диона Кассия. Оригинальные сведения в хронике имеются лишь по истории Византии рубежа XI – XII вв. «История» Иоанна Зонары дошла до нашего времени в более сорока списках, что свидетельствует о ее популярности у современников. Зонара составил также комментированный сборник канонического права, писал церковные стихи. Ему долгое время необоснованно приписывалось авторство толкового словаря («Лексикона»), поэтому неизвестного составителя «Лексикона» принято именовать Псевдо-Зонарой.

Иоанн Иерусалимский – См. Жан де Бриен.

Иоанн Итал – византийский философ второй половины XI в. Родился около 1025 г. в Южной Италии, умер после 1082 г. Прибыл в Константинополь около 1049 г., слушал лекции Пселла и полемизировал с ним. По отзывам современников, имел изощренный ум и скверный характер. Получив поддержку со стороны императора Михаила VII (1060 – 1078 гг.) и некоторых светских официальных лиц, сменил Пселла на посту «ипата философов». Иоанн Итал был автором книги «Апории и решения», в которой довел воспринятое им от учителя тяготение к античному идеалистическому рационализму (прежде всего к платонизму) до прямого конфликта с православным вероучением. По приказу императора Алексея I Комнина (1081 – 1118 гг.) богословская система Итала была рассмотрена на Церковном соборе 1082 г. и предана анафеме как еретическая и склонная к язычеству. В частности, Иоанну Италу было вменено в вину отрицание воплощения Бога и принятие платоновской доктрины об идеях, отягощенное признанием предвечности идей и материи.

Иоанн Каматир – логофет дрома при императоре Мануиле I (1143 – 1180 гг.). Интригами погубил карьеру императорского фаворита Феодора Стиппиота: подброшенное Каматиром в бумаги Стиппиота подложное письмо Сицилийскому королю было причиной снятия с должности Феодора и его последующего ослепления.

Иоанн Каматир – автор двух стихотворных сочинений по астрологии («О зодиаке» и «Введение в астрономию»), посвященных императору Мануилу I (1143 – 1180 гг.). Жил в середине XII в. Астрологические предсказания Каматира часто касались природных и социальных катастроф, таких, как гражданские войны, вражеские вторжения, высыхание рек, падение сильных мира, голод, нашествия саранчи, порча вина. Пророчествуя о благоприятных событиях, он делал упор на пожалованиях владений от императора, на карьерах иностранцев, которым нередко обещал славу и богатство, получение подарков от государя, женитьбу на состоятельных женщинах и нахождение кладов. Первая книга Каматира была ориентирована на классические вкусы, вторая написана более простыми по форме стихами и содержит просторечные выражения. Установить личность Иоанна Каматира сложно, так как имя это было довольно распространенным в то время. Обычно он отождествляется с каниклием Иоанном Каматиром, ставшим болгарским архиепископом около 1183 г. Но, возможно, автором астрологических сочинений был ритор Иоанн Каматир, написавший в 1186 г. речь, обращенную к императору Исааку II Ангелу (1185 – 1195 гг.). Речь эта включает в себя важное описание символики, связанной с образом императора, и ее идеологического значения.

Иоанн Каминиат – византийский клирик и писатель. Автор рассказа о взятии Фессалоник критскими арабами 31 июля 904 г., бывший очевидцем события.

Иоанн Канан – поздневизантийский историк XV в., автор «Рассказа о войне, случившейся в Константинополе в 6930 году». Сюжетом этого повествования стала осада Константинополя войсками султана Мурада II в 1422 г. Это сочинение написано на разговорном народном языке, непосредственным свидетелем событий, далеким от ученых мудрствований.

Иоанн Каппадокийский – консул и префект претория Востока, один из ближайших вельмож императора Юстининана. Был малограмотен и низкого происхождения, но благодаря своему необыкновенному уму и проворству он быстро сделал блестящую карьеру финансиста. В апреле 531 г. Иоанн занял пост префекта претория Востока. Он не только умел полностью собирать налоги вместе с недоимками, но и постоянно изобретал новые. К числу последних относится и так называемый аэрикон. Этот сбор, вероятно, являлся штрафом за несоблюдение расстояния между домами, и приносил казне доход в 3 тыс. литр золота ежегодно. По словам современников, Иоанн «грабил людей из разных сословий во всех городах, и знатных, и ремесленников, добывая таким образом в казну много золота». Тюрьма префектуры постоянно пополнялась недоимщиками, которых подвергали жестоким пыткам. Вымогательства Иоанна Каппадокийского вызвали всеобщее недовольство среди жителей как столицы, так и провинции. Ради наживы он погубил жизни многих людей и разрушил города. Награбив за короткое время большие деньги, он предался не знающему границ пьянству. Грабя до полудня имущество подданных, остальное время он пил и предавался разврату. Изобличенный в попытке устроить заговор, Иоанн был сослан в Кизик, а имущество его частично конфисковано. Позже, несмотря на то, что Иоанн был обвинен в убийстве кизикского епископа, он получил разрешение вернуться в столицу, хотя прочие соучастники этого преступления были сурово наказаны.

Иоанн Кассиан Римлянин – святой, отец Церкви, один из основателей монашества на Западе, теоретик монашеской жизни. Родился около 350 г., умер около 435 г. В юном возрасте принял монашеский постриг, много странствовал, побывал в Палестине и Египте. Получил сан диакона в Константинополе от патриарха Иоанна Златоуста. После высылки патриарха из столицы империи, Иоанн Кассиан в составе специальной делегации отправился в Рим, чтобы просить о защите для Иоанна Златоуста у римского папы. В дальнейшем Иоанн Кассиан жил на Западе. В Массилии (совр. Марсель) он был рукоположен в сан пресвитера, а затем основал два монастыря – мужской и женский, по правилам палестинских и египетских общежительных обителей. Иоанн Кассиан Римлянин написал ряд сочинений, в которых представил полное изложение основ восточной аскетики, ознакомил западных христиан с опытом и воззрениями подвижников Востока. Эти труды использовал святой Бенедикт Нурсийский при разработке своего знаменитого монастырского устава, ставшего типовым для Западной Церкви. Из сочинений Иоанна Кассиана сохранились следующие: «О постановлениях киновитян» в двенадцати книгах, «собеседования египетских подвижников» и «О воплощении Христа против Нестория».

Иоанн Киннам – секретарь императора Мануила I, историк, выходец из знатной константинопольской семьи. Родился после 1143 г., умер около 1203 г. В должности императорского грамматика сопровождал Мануила I Комнина в ряде военных походов на Балканах в шестидесятых гг. XII в. Продолжив «Алексиаду» Анны Комнины, Киннам в своей «Истории» достоверно и компетентно описал события правления императоров Иоанна II и Мануила I из династии Комнинов в 1118 – 1176 гг., вплоть до неудачной кампании Мануила против турок, которая закончилась поражением при Мириокефалоне и бегством византийской армии. Вероятно, Иоанн Киннам был свидетелем событий последних десяти описанных им лет, но о некоторых событиях он умалчивает. Описывая и оценивая исторические факты, Иоанн Киннам подчеркивал превосходство Византийской империи перед Западом, Православия перед католицизмом. Фигура императора Мануила I, изображена его историком в панегирических тонах. Повествование прерывается неожиданно, хотя весьма вероятно, что заканчивалось оно смертью Мануила. Есть признаки, что «История» является сокращением более обширного труда. В отличие от других византийских авторов, Киннам писал в простом стиле, подражая Ксенофонту.

Иоанн Кипариссиот (Мудрец) – византийский богослов, сторонник Варлаама Калабрийского и противник святого Григория Паламы в исихастских спорах, возглавивший после смерти Никифора Григоры движение варлаамитов. Дата рождения и смерти – неизвестны. Расцвет его деятельности пришелся на последнюю треть XIV в., скончался он после Никифора Григоры. Имел обширные познания в богословии, обладал острым умом. Написал ряд догматико-полемических сочинений против Паламы и его сторонников, в том числе пять книг против Нила Кавасилы. Наиболее известное сочинение Кипариссиота – «Паламитские заблуждения». Система доказательств Иоанна Кипариссиота включала только воззрения византийских богословов, без всякого упоминания творений отцов и учителей Западной Церкви.

Иоанн Кириот – См. Иоанн Геометр.

Иоанн Комнин – старший сын севастократора Исаака Комнина, внук императора Алексея I Комнина, племянник византийского императора Иоанна II, двоюродный брат императора Мануила I, старший брат императора Андроника I. Был хорошо образован, свободно владел арабским языком. Безрассудный, дерзкий и вспыльчивый по характеру, Иоанн унаследовал от своего отца неукротимую энергию и непомерное честолюбие. Зимой 1122 – 1123 гг. Иоанн вместе со свои отцом сбежал из Константинополя к туркам, после неудачной попытки заговора против императора Иоанна II. Вернулся в империю после примирения своего отца с императором Иоанном II в 1136 г., но заносчивый характер приводил его к постоянным ссорам со своим дядей-императором. В ходе сражения византийцев с турками на реке Лик под Неокесарией, Иоанн неожиданно изменил Иоанну II и перешел на сторону врага. Измена Иоанна оказала парализующее впечатление на византийцев, Иоанн выдал туркам все государственные тайны империи, какие были ему известны. Вскоре Иоанн перешел в мусульманство и сменил имя, получил от турок поместья и взял в жены Камеро, дочь султана Икония. Солиман-шах, родившийся в этом браке сын Иоанна и Камеро, был дедом султана Османа. Отсюда следует, что завоеватель Константинополя Мехмет II вел свое происхождение от знатного византийского князя из династии Комнинов и был прямым потомком императора Алексея I Комнина.

Иоанн Комнин – великий доместик, стратиг Фракии в начале восьмидесятых гг. XII в. В 1182 г. отказался подчиниться Андронику Комнину, будущему византийскому императору (1182 – 1185 гг.), наступавшему на Константинополь, заявив, что хорошо знает Андроника как «двуликого Януса и тирана». Скоропостижно умер в 1183 г.

Иоанн Комнин Толстый – вождь аристократического мятежа в Константинополе в 1201 г. Дата рождения неизвестна, умер в 1201 г. Поднял мятеж 31 июля 1201 г. Венчался на царство в храме Святой Софии, занял Большой дворец и установил контроль над Константинополем. В ночь на 1 августа войска, верные императору Алексею III Ангелу (1195 – 1205 гг.), морем переправились в город, разбили мятежников и восстановили власть Ангелов. Иоанн Комнин был убит. Его отрубленную голову принесли к императору и по его распоряжению подняли на веревке среди торговой площади столицы. Труп Иоанна был выставлен под открытым небом у южных ворот Влахернского дворца, а затем брошен на съедение собакам и птицам. Соучастники Иоанна подверглись арестам и пыткам в ходе дознания, все виновные в мятеже были закованы и заключены в темницы.

Иоанн Компсин – глава сепаратистского мятежа итальянской знати в Равенне и Неаполе в 616 г., направленного против византийского господства, в период, когда империя испытывала серьезные внешнеполитические трудности. Иоанн был уроженцем города Компса (совр. Конца) близ Неаполя. Дата рождения неизвестна, умер в 616 г. Выдвинулся как лидер местных аристократов в ходе заговора против экзарха Иоанна Лемигия, убитого в Равенне при неизвестных обстоятельствах. Сам Иоанн Компсин захватил власть в Неаполе, но вновь назначенный экзархом Елевферий подавил мятеж в Равенне, привел равеннский экзерсит (войско) к Неаполю и разбил отряды Компсина. Иоанн был схвачен в Неаполе и казнен. Казнены были также все мятежники, замешанные в смерти экзарха Иоанна Лемигия и его чиновников.

Иоанн Кукузель – святой, прославленный автор духовной музыки (мелург) начала XIV в., монах афонской лавры. Сохранилось «Житие святого Иоанна Кукузеля», переведенное на русский язык еще в первой половине XVIII в., а также «Краткая история об Иоанне Кукузеле, аскетствовавшем в монастыре Лавры на Святой горе».

Иоанн Куркуас – византийский полководец армянского происхождения, магистр. Происходил из богатой и знатной семьи, проживавшей в городе Докия в феме Армениак. Отец его был доместиком иканатов – командовал одним из гвардейских подразделений столицы империи. В юности Иоанн Куркуас обучался наукам у своего родственника митрополита Гангр. Иоанн стал доместиком схол не ранее 922 г. и оставался на этом посту более двадцати двух лет, в годы правления императора Романа I Лакопина (920 – 944 гг.). В 927 – 931 гг. предпринял ряд походов против мусульманских правителей Армении, в том числе неудачный поход на Двин, когда византийцы оставили на поле боя десять тысяч убитых. Тем не менее, Куркуасу удалось захватить Мелитину в 933 г. и прилегающие к ней земли, расширить границы империи до Евфрата и Тигра, овладеть сотнями населенных пунктов. В 941 г. Куркуас вытеснил из Халдии вторгнувшиеся туда русские отряды, разорившие город Амастриду. Успехи доместика Иоанна Куркуаса, снискали ему большую популярность, в народе его именовали «новым Траяном» и «новым Велизарием». Это вызвало беспокойство византийского правительства, и в 944 г. Иоанн Куркуас был отправлен в отставку. Константинопольский дом его был разграблен чернью после свержения императоров Стефана и Константина Лакапинов в том же году, в результате Куркуас оказался на грани разорения. Император Константин VII велел провести расследование и вернуть утерянное имущество Куркуасу, но корыстолюбивый эпарх города Феофил большую часть взысканного с грабителей имущества присвоил, а Иоанну вернул лишь десятую часть. Позже Иоанн Куркуас по поручению императора участвовал в обмене пленными с мусульманами у реки Ламос. Дальнейшая судьба Иоанна Куркуаса неизвестна.

Иоанн Куркуас – катепан Италии с 1008 г. до своей смерти в конце 1009 или начале 1010 гг.; выходец из византийского аристократического рода Куркуасов, армянского происхождения. Служил стратигом на острове Самос, затем, получив назначение на пост катепана Италии, прибыл в Бари в мае 1008 г. взамен погибшего в 1007 г. в сражении своего предшественника Алексея Ксипиаса. Пытаясь подавить восстание итальянских сепаратистов, вспыхнувшее в мае 1009 г. в Бари, а затем распространившееся и на другие города Апулии, Иоанн Куркуас был убит в сражении с мятежниками.

Иоанн Лествичник – преподобный, византийский богослов VII в., настоятель монастыря на Синае. Родился около 570 г., умер в 649 г. Его сочинение «Лествица, возводящая к небесам» – аскетико-дидактический трактат о ступенях на пути самоусовершенствования (отсюда заглавие) и о подстерегающих монаха нравственных опасностях. Этот трактат, вместивший в себя богатый опыт психологического самонаблюдения и обильно оснащенный повествовательным материалом, был переведен на многие языки, в том числе латинский и арабский, пользовался большой популярностью у средневековых читателей Греции, Палестины, Сирии, Грузии, Сербии, Болгарии, Руси и других государств, оказав влияние на нравственность, литературу, фольклор и иконографию изобразительного искусства этих стран.

Иоанн Лаврентий Лид – византийский ученый, чиновник и писатель VI в., занимавший видные государственные должности при дворе императоров Анастасия, Юстина и Юстиниана. Родился в Филадельфии в провинции Лидия в 490 г., умер предположительно около 565 г. Его родным языком был греческий, но также хорошо знал латынь. В 511 г. Иоанн прибыл в Константинополь и по протекции своего земляка префекта претория Зотика поступил на службу в дворцовую администрацию. В свободное время слушал лекции по философии. Провел на службе сорок лет, заслужив уважение императора Юстиниана I, который помог ему получить должность профессора. После выхода в отставку около 551 г. занялся литературным трудом. Его основное произведение «О должностях римского государства» представляет собой описание и историю римской бюрократии. Трактат содержит как исторические данные, так и сведения о современном автору положении дел. Иоанн был прекрасно знаком с латинскими источниками, а, кроме того, со знанием дела описал социальную и интеллектуальную жизнь своего времени, подверг критике современных ему высокопоставленных чиновников, в особенности Иоанна Каппадокийского. Важнейшая тема этого сочинения – мысль о преемственности между римским прошлым и византийским настоящим. Работа содержит многочисленные ученые отступления, в основном филологического характера. Сохранился также трактат Иоанна Лида «О месяцах» – история календаря и праздничных дней в империи, а также трактат «О предсказаниях», представляющий собой исторический очерк различных предсказаний и связанных с ними явлений. Благодаря последнему трактату Иоанн заслужил славу последнего астролога древнего мира. Принадлежавшие перу Иоанна Лаврентия Лида панегирики Зотику и Юстиниану, а также история персидской войны времен Юстиниана и поэтические сочинения, утрачены.

Иоанн Мавропод – в XI в. митрополит Евхаитский, византийский писатель, преподаватель риторики и педагог. Родился в конце X или в начале XI вв. в Клавдиополе в Пафлагонии, умер после 1075 г. Ближайший друг и учитель известного историка и философа Михаила Пселла, по рекомендации которого был приближен к царскому двору. Написанное Иоанном Мавроподом историческое сочинение было уничтожено по приказу императора Константина IX, который счел, что автор недостаточно похвалил его царствование.

Иоанн Малала – византийский хронист. Родился около 491 г., умер в 578 г. Видимо, сириец по происхождению. Биография Иоанна Малалы неизвестна. Иногда его отождествляют с константинопольским патриархом Иоанном III Схоластиком (565 – 577 гг.), составителем сборника церковных правил. В сохранившейся рукописи XI в., возможно, передающей позднюю переделку первоначального текста, хроника Иоанна Малалы начинается с легендарной истории египтян и доходит до 563 г. Хроника содержит много занимательных, но недостоверных преданий. Первая часть ее сосредоточена вокруг истории Антиохии, во второй – в центре внимания Константинополь. Хроника содержит интересный материал по истории Византии VI в. В средние века она была переведена на славянский и грузинский языки, причем славянский перевод X – XI вв. содержит более подробный текст, чем сохранившаяся греческая рукопись.

Иоанн Мелитинский – митрополит Мелитины, византийский поэт. Автор эпитафии Никифору Фоке и других поэтических произведений. Существует спорное отождествление Иоанна Мелитинского с Иоанном Геометром, на основании ряда сходных черт в их творчестве, но возможно, Иоанн Мелитинский просто подражал стихам Иоанна Геометра.

Иоанн Мистакон – византийский полководец второй половины VI в., фракийского происхождения. Прозвание Мистакон Иоанн получил за свои длинные усы. Имел титул патрикия, возглавлял византийские войска в Армении. Сменил Маврикия на посту магистра армии Востока в 582 г., когда Маврикий был вызван в Константинополь императором Тиверием II, где затем 14 августа 582 г. принял императорскую власть. Неудачно вел войну с персами на восточной границе, и в 584 г. был смещен со своего поста и заменен зятем императора Филиппиком. В 585 г. Иоанн Мистакон воевал против авар, дошедших в грабительском набеге до стен столицы, и сумел отогнать их. В 590 г. Иоанн командовал осадой города Двин в персидской части Армении, но изменившаяся политическая ситуация заставила его снять осаду и отвести войска из Ирана. После этого, по приказу императора Маврикия, Иоанн участвовал в войне византийцев на стороне законного иранского шаха Хосрова II против мятежного персидского полководца Бахрама. В битве на реке Баларате, притоке Тигра, в 591 г. объединенные византийские армии Иоанна Мистакона и полководца Нарсеса в союзе с персидскими отрядами Хосрова II разгромили в упорной битве войско Бахрама.

Иоанн Молчальник (Савваит) – преподобный, родился в знатной армянской семье города Никополя, в византийской Армении в 454 г., умер в 558 г. В 472 г., после смерти своих богатых родителей, Иоанн все свое богатство частично роздал бедным, частично использовал на постройку храмов, а затем удалился в монастырь. С 482 по 491 гг. занимал епископскую кафедру в городе Колония. Долгое время под видом простого монаха жил в палестинской лавре Святого Саввы Освященного; последнюю часть жизни провел отшельником в пещере.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 08 Мая, 2008 - 06:11:35
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "И" Ч.4 [Страниц (1)]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0125 ]   [ Gzip выкл. ]