Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Иоанн V Палеолог – византийский император в 1341 – 1391 гг. Сын императора Андроника III. Родился в 1332 г., умер в 16 февраля 1391 г. В год смерти отца Иоанну шел только девятый год, и до двадцати лет правление его было номинально. Вместо него, оспаривая власть друг у друга, распоряжались делами его мать Анна Савойская и регент Иоанн Кантакузин, ставший в 1347 г. императором Иоанном VI, тестем и соправителем Иоанна V. В 1352 г. Иоанн V поднял против тестя восстание, попытался захватить Адрианополь, но потерпел поражение и бежал на Тенедос. В 1354 г. с двумя тысячами наемников Иоанн внезапно возвратился в Константинополь. Народ поддержал его, а Кантакузин, во избежание кровопролития, принужден был отречься от престола и принять монашеский постриг. Однако деспот Мореи Мануил Кантакузин отбился от Иоанна V и сохранил за собой власть на византийской части Пелопоннеса. За следующие 36 лет своего самостоятельного царствования Иоанн ничем не проявил себя. Он был весьма легкомысленным человеком и не интересовался ничем, кроме красивых женщин. Между тем турки прочно утвердились в Европе. В 1359 г. они в первый раз приступили к Константинополю, но не смогли его взять, зато в 1361 г. овладели Дидимотикой, а в 1362 г. – Адрианополем. В 1365 г. султан Мурад сделал Адрианополь своей столицей. Перед лицом турецкой угрозы, весной 1366 г. Иаонн V оправился к венгерскому королю Лайошу (Людовику) I, и безуспешно просил военной поддержки. На обратном пути его захватили в плен болгары. Спас Палеолога его дядя по матери – Амадей Савойский. Во главе крестоносного войска он не только освободил василевса из плена, но и выбил османов с полуострова Галлиполи. В 1369 г. Иоанн V отправился в Рим, где официально признал филиокве и умолял папу о поддержке своей империи. Но никто из западных королей, несмотря на призывы папы, не проявил интереса к судьбе Константинополя. На обратном пути Иоанна задержали венецианцы, требовавшие от императора возвращения огромных долгов своим банкирам. Старший сын Иоанна, Андроник, исполнявший в Константинополе обязанности регента, отнесся к несчастью отца с полным равнодушием, и только вмешательство среднего сына, Мануила, который продал все, что имел, спасло Иоанна от долговой тюрьмы. Возвратившись домой, разгневанный император отстранил Андроника от престолонаследия, сделал своим наследником Мануила, а также отрекся от католичества. Между тем Османская держава набирала силу, и весной 1373 г. Иоанну V пришлось признать себя вассалом султана Мурада I. Он вместе со своим крохотным войском был вынужден принимать участие в походах султана. В 1376 г. Андроник с помощью генуэзцев и турок сверг отца с престола и заключил его в темницу вместе с братом Мануилом, а сам сделался императором. Три года спустя узники сумели бежать, получили помощь у султана и осадили Константинополь. Несмотря на то, что империи уже фактически не существовало, борьба двух партий протекала с большим ожесточением: целый месяц на улицах города шли бои, а штурм Влахернского дворца растянулся на неделю. Наконец, Иоанн изгнал сына из столицы и вновь утвердился на престоле. Затем, в результате очередного дворцового переворота в апреле – сентябре 1390 г. Иоанн V разделял престол с сыном Андроника IV Иоанном VII. В конце концов, Иоанн V умер от унижений и нервных потрясений.
Иоанн VI – константинопольский патриарх в 712 – 715 гг.
Иоанн VI Кантакузин – византийский император в 1341 – 1354 гг., полководец, историк и полемист. Родился около 1293 г. в Константинополе, умер 15 июня 1383 г. в Мистре. Представитель видного столичного аристократического рода крупных землевладельцев. В юности получил воинское образование, принимал участие в гражданской войне между Андроником II и будущим Андроником III на стороне последнего. Стал великим доместиком и обрел огромную власть и влияние при молодом монархе. После смерти Андроника III стал в 1341 г. регентом малолетнего Иоанна V Палеолога. В том же году в результате мятежа мегадукса флота Алексея Апокавка Кантакузин был вынужден бежать из Константинополя. В октябре 1341 г. феодальные магнаты провозгласили его императором. В 1347 г. Иоанн VI Кантакузин овладел Константинополем. Иоанн V номинально был объявлен соправителем Иоанна VI. В 1349 г. Иоанн VI подавил восстание зилотов. В борьбе с политическими противниками он опирался на турок-османов и позволил им укрепиться на европейском берегу. Всеобщее недовольство правлением Иоанна VI вынудило его отречься от престола и в 1355 г. принять монашеский постриг. Остаток своей продолжительной жизни Иоанн Кантакузин провел в монастырях Константинополя, Афона, Пелопоннеса. В монашестве Иоанн Кантакузин под псевдонимом Христодул написал «Истории», охватывающие период с 1320 по 1362 гг., в стилистике Фукидида. В своем труде он объяснял и оправдывал свою политику, замыслы и деяния. Труд Иоанна VI, хотя и крайне тенденциозен, тем не менее, является одним из лучших исторических поздневизантийских памятников. Автор, стоявший в центре событий, отличался большой наблюдательностью; повествование основано на подлинных документах и содержит обширный фактический материал.
Иоанн VII Грамматик – константинопольский патриарх в 837 – 843 гг., приверженец и теоретик иконоборчества. Родился в семидесятых гг. VIII в. (не позже 780 г.), умер около 860 г. Происходил из семьи Морохарзамиев, вероятно, с армянскими корнями. Отца его звали Панкратий, брата – Арсавир. Иоанн получил очень хорошее образование, был прекрасно знаком с классической литературой. Согласно свидетельству святого патриарха Фотия (858 – 867 гг. и 877 – 886 гг.), в молодости будущий иконоборец писал иконы. Кроме того, он занимался преподаванием, прославился своей ученостью и получил прозвище Грамматик. Став монахом, Иоанн служил чтецом, возможно, в монастыре Святых Сергия и Вакха в Константинополе; до 814 года получил священный сан диакона или священника. В 814 г. император Лев V Армянин (813 – 820 гг.) включил Иоанна в особую богословскую комиссию, которой был поручен сбор в Священных книгах свидетельств против иконопочитания. В этой же комиссии работал будущий патриарх-иконоборец Антоний I Кассимат (821 – 837 гг.). На основе собранных комиссией «доказательств» были сделаны определения иконоборческого Церковного собора 815 г. В это время Иоанн, по сути, стал главным идеологом и организатором второго иконоборчества. После изгнания святого патриарха Никифора с кафедры весной 815 г., Лев Армянин хотел сделать патриархом Иоанна, но этому воспротивились синклитики, поскольку кандидат императора был еще слишком молод и мало известен в придворных кругах. Тогда Лев поставил Иоанна игуменом монастыря Сергия и Вакха, и в этой должности Иоанн оставался до своей патриаршей интронизации в 837 г. Кроме того, он был учителем будущего императора Феофила (821 – 842 гг.), последнего иконоборца. По поручению императора Льва Иоанн Грамматик активно обращал иконопочитателей в иконоборчество, и немало в этом преуспел, поскольку был образован, силен в искусстве спора и в диалектике. Его попытки обратить святых к иконоборческой ереси упоминаются во многих житиях. Зимой 829 – 830 гг. Иоанн был назначен патриаршим синкеллом. Около 832 г. император Феофил посылал его с посольством к арабам. Вернувшись, Иоанн Грамматик посоветовал императору перестроить Врийский дворец по примеру дворца халифа и сам руководил работами. Вероятно, Иоанн, интересовавшийся разными науками, проводил какие-то алхимические опыты, что послужило впоследствии поводом к его обвинению в колдовстве и магии после поражения иконоборчества. В 837 г. Иоанн Грамматик стал патриархом и оставался им до 843 г., когда на предложение императрицы Феодоры восстановить иконопочитание в империи ответил категорическим отказом и, по одним свидетельствам, был сослан в некий монастырь, а по другим – добровольно удалился в свое имение в местечке Психа (что более вероятно). Среди иконопочитателей он снискал всеобщую неприязнь и получил прозвище «Иоанний», по имени одного из библейских волхвов – противников пророка Моисея. Однако со временем страсти улеглись и в одной из позднейших византийских хроник патриарх уже именовался «Великим Иоанном».
Иоанн VII Палеолог – византийский император в 1390 г. Сын императора Андроника IV и Керацы-Марии, дочери болгарского царя Иоанна Александра. Родился около 1370 г., умер в 1408 г. После подавления мятежа Андроника IV против своего отца, Андроник и его малолетний сын, будущий император Иоанн VII, были частично ослеплены, поэтому Иоанн VII всю оставшуюся жизнь видел плохо, косил и часто моргал. В 1381 г. ему была дана во владение Силимврия. В апреле 1390 г. Иоанн при поддержке султана Баязида захватил на несколько месяцев Константинополь, сверг своего деда Иоанна V и короновался. Вскоре сын Иоанна V Мануил подоспел на выручку отцу и выбил узурпатора из столицы. В 1398 г. Иоанн вновь поднял восстание, на этот раз против Мануила. Но ввиду турецкой угрозы Палеологи объединились. Мануил отправился в Европу искать поддержки против турок, а Иоанн в 1402 г. выдержал в столице осаду турецких войск. К счастью для византийцев, Баязид был отвлечен нашествием Тимура и поспешно ушел в Азию. После возвращения Мануила в 1403 г. из-за границы Иоанн получил во владение остров Лемнос и Фессалоники, а также титул императора Фессалии.
Иоанн VIII – византийский император в 1421 – 1448 гг. Сын императора Мануила II, родился в 1392 г., умер 31 октября 1448 г. Коронован еще при жизни отца в качестве соправителя. Активный сторонник унии Православной и католической церквей. В 1437 г. Иоанн вместе с патриархом и представительной делегацией православных архиереев отправился в Италию и более двух лет безвыездно провел на униатском соборе, сначала в Ферраре, а потом во Флоренции. Другие Православные Церкви, и в первую очередь Русская, отказались признать унию. В самой Византийской империи уния породила раскол и смуту. Между тем тридцатитысячная армия крестоносцев, выступившая в поход против турок по призыву папы, потерпела в 1444 г. под Варной сокрушительное поражение. Через четыре года в Константинополь пришло известие о завоевании турками Сербии, и стало совершенно очевидным, что следующая на очереди – Византия. Но Иоанн VIII не дожил до порабощения своей страны. Он умер вскоре после того, как узнал об исходе битвы на Косовом поле.
Иоанн VIII Ксифилин – константинопольский патриарх в 1064 – 1075 гг., видный византийский юрист и литератор XI в. Родился около 1010 г. в Трапезунде. Дружил с философом и историком Михаилом Пселлом, по рекомендации своего друга был приближен ко двору императора Константина IX Мономаха. Стал судьей столичного ипподрома и экзактором, позже – номофилаксом – главой юридической школы константинопольского университета. После этого до патриаршества был монахом на горе Олимп. Патриарший престол занимал вплоть до своей смерти 2 августа 1075 г. Был властным и не боялся перечить государю, был скромным в быту, но с великолепием обставлял свои выходы к народу.
Иоанн IX Агапит (Халкидоний) – константинопольский патриарх в 1111 – 1134 гг. До патриаршества был диаконом Великой Церкви, исполнял обязанности иеромнимона. Сколько-нибудь интересных сведений о нем не сохранилось.
Иоанн Х Каматир – константинопольский патриарх в 1198 – 1206 гг. До патриаршества был диаконом и хартофилаксом Великой Церкви. Отказался признать верховенство католической церкви и созывать собор, посвященный объединению христианских церквей, вне Византии. Во время штурма Константинополя крестоносцами в 1204 г. бежал из столицы. Умер в изгнании в Дидимотике во Фракии. Был известен умом и красноречием.
Иоанн XI Векк – константинопольский патриарх со 2 июня 1275 г. по 26 декабря 1282 г. До патриаршества был хартофилаксом Великой Церкви, прекрасно разбирался в богословии, по характеру был благороден и человеколюбив, чужд робости пред светской властью. Считался самым образованным и глубоким ученым своего времени, обладал гибким и изощренным умом, даром красноречия, административным талантом, высоким ростом и величавой красотой внешности. При этом выступал за слияние церквей на основе принципа «икономии» и был последователем византийского ученого Никифора Влеммида, обосновывавшего необходимость компромисса с католичеством. Занял патриаршую кафедру, после ухода с нее патриарха Иосифа I, не желавшего быть пособником императора Михаила VIII Палеолога (1261 – 1282 гг.) по введению унии в Греческой Церкви. Став патриархом, Иоанн Векк неустанно ходатайствовал перед императором за нуждающихся и несправедливо осужденных, причем проявлял в этом деле не только настойчивость, но и изобретательность, порой разыгрывая по теме просьбы небольшие театральные сцены для государя, чтобы склонить его к положительному решению. Чтобы хоть как-то оградить себя от постоянных требований царского милосердия, строптивый по характеру император Михаил VIII Палеолог (1261 – 1282 гг.) назначил один особый день в неделю для выслушивания просьб патриарха за разных лиц. После смерти Михаила VIII Палеолога, Иоанн Векк был низвергнут с патриаршего престола новым императором Андроником II (1282 – 1328 гг.), ревностным приверженцем Православия и врагом унии с латинянами. После изгнания с кафедры Векк сначала был заключен в монастырь, а затем сослан и брошен в тюрьму, где и умер в 1298 г. До нашего времени сохранились его многочисленные сочинения по теологии, с обоснованием необходимости унии, письма и духовное завещание («Testamentum Vecci»).
Иоанн XII Созопольский – константинопольский патриарх с января 1294 г. по 23 августа 1303 г. Родом из города Созополя. До патриаршества был священником и имел жену, но позже ее оставил и принял монашеский постриг в столичном монастыре Архангела Михаила и получил имя Косьма. Был прост и кроток, но совершенно чужд образованности. Не принял Лионской унии и по воле императора Михаила VIII Палеолога (1261 – 1282 гг.) был отправлен в ссылку, жил в уединенной келье на одном из Принцевых островов. Император Андроник II (1282 – 1328 гг.), узнав о его добродетелях и почитая его как святого, вызвал Косьму в Константинополь и сделал игуменом обители Богородицы Паммакаристы и своим духовником. Затем по воле императора Косьма взошел на патриаршую кафедру с именем Иоанна XII. Однако, став патриархом, Иоанн продолжил линию своего предшественника Афанасия I по наведению в Церкви жесткой дисциплины, и желанный императору мир в Церкви так и не воцарился. Властный, а порой и капризный деспотизм патриарха очень быстро настроил против него столичных клириков. К тому же, Иоанна стали обвинять в корыстолюбии, особенно после назначения его родного сына Ефрема на должность великого эконома. У патриарха начались столкновения с императором на почве личных амбиций архипастыря, крайне раздражавших Андроника II. В результате Иоанн XII Созопольский был лишен кафедры и покинул столицу сильно разгневанный. Остаток дней своих бывший патриарх провел на родине в Созополе, жалуясь на несправедливость императора и злобу своих врагов.
Иоанн XIII Глика – константинопольский патриарх в 1315 – 1319 гг. До патриаршества был логофетом дрома. Обладал обширными и глубокими знаниями как в светских науках, так и в богословии, славился бескорыстием и трудолюбием. Еще будучи мирянином, получил известность как писатель, был женат, имел сыновей и дочерей. После избрания в патриархи расстался с женой, принявшей монашеский постриг. Самому Глике император Андроник II воспретил монашество, поскольку по показаниям врачей ему нельзя было отказываться от употребления в пищу мяса. Он недолго правил Церковью. Иоанну XIII Глике в конце концов пришлось оставить патриаршую кафедру и уйти на покой по состоянию здоровья.
Иоанн XIV Калека – константинопольский патриарх с 1334 г. до 8 января 1347 г. Происходил из города Апро, был красноречив, умен, обладал отменной памятью и красивой внешностью. До патриаршества служил пресвитером в императорском дворце. Занял патриарший престол при содействии великого доместика Иоанна Кантакузина, будущего императора (1341 – 1354 гг.). Однако впоследствии Иоанн XIV разошелся с Иоанном Кантакузином как в церковной политике, так и в оценках событий государственной жизни империи. В патриаршем сане Иоанн XIV любил произносить речи и проповеди перед народом, в споре паламитов и варлаамитов о Фаворском свете, стоял на стороне противников святого Григория Паламы. Он был известен своими литературными трудами. Сохранилось собрание его проповедей, большинство из которых никогда не издавались, а также тридцать четыре документа канонического характера, в которых речь идет о браке и семейной жизни, о епархиальном управлении и монастырях.
Иоанн Аврамий – астролог и астроном, живший в Константинополе и Митилене около 1370 – 1390 гг. Занимался магией и составлял гороскопы для императоров Андроника IV (1376 – 1379 гг.) и его сына Иоанна VII (1390 г.), пытаясь предсказать исход их борьбы с императорами Иоанном V (1341 – 1391 гг.) и Мануилом II (1392 – 1425 гг.). Важнейшим результатом его трудов было издание классических текстов по астрологии. Иоанн Аврамий был автором трактатов по астрономии, в которых отверг взгляды Феодора Метохита, Никифоры Григоры и Исаака Аргира, восходящие к птолемеевской традиции, и следовал исламской традиции, вслед за Григорием Хиониадом, Георгием Хрисококком и Феодором Мелитениотом. Основанная им научная школа существовала примерно до 1410 г. Его последователями были Елевферий Зебелен, также известный как Елевферий Илиец, и Дионисий. Сохранилось несколько трудов астрономического, астрологического, медицинского, магического и риторического содержания, принадлежащих Аврамию и его школе. Аврамий и его ученики издали сочинения Птолемея, псевдо-Птолемея, Гефестиона Фиванского, Олимпиодора Александрийского и Ритория Египетского. Для этих изданий характерны грамматические поправки оригинального текста, а также измененный порядок представления содержательного материала и добавление новых деталей. В их рукописях встречаются и переводы из арабских астрологических текстов, таких как «Таинства» Абу-Машара и «Введение» Ахмеда Перса. В 1376 г. Аврамий написал трактат о соединениях и оппозициях солнца и луны, основанный на «Новых таблицах» Исаака Аргира, критически пересмотренных, поскольку этот автор, по мнению Аврамия, следовал Птолемею, а не «Персидским таблицам», ставшим популярными после Хрисококка. В этом трактате подсчеты дат, а иногда и особенностей 39 затмений между 1376 и 1408 гг. велись сравнительно, по обеим таблицам. Так Аврамий безуспешно пытался доказать, что точность описания равноденствий по «Персидским таблицам» выше, чем по таблицам Птолемея.
Иоанн Айофеодорит – фаворит Мануила I, затем наместник провинции Эллада и Пелопоннес.
Иоанн Актуарий (Захария) – главный придворный врач императора Андроника II Палеолога (1272 – 1328 гг.), последний из великих византийских врачей. Родился около 1275 г., умер после 1328 г. Обучался медицине в Константинополе, между 1310 и 1323 гг. получил должность актуария. Иоанн Актуарий переписывался с ученым Михаилом Гаврасом и преподавал астрономию будущему писателю и математику Георгию Инэоту. Одним из наставников Иоанна был Иосиф Философ, которому он посвятил трактат «De spiritu animali». Иоанн Актуарий был хорошо знаком с классическими медицинскими сочинениями, греческой литературой и философией. Трактат Иоанна о моче является образцом византийской диагностики. Он разделен на четыре части: типы мочи и их физиологические характеристики, диагностика, этиология и прогноз. В нем дается детальное описание цвета, консистенции, осадка и примесей, выявляемых при анализе мочи. Другой трактат – «Метод медицины» – посвященный другу Алексею Апокавку, в целом базируется на работах Галена, однако описывает новые методы лечения колик, возникающих в результате отравления свинцом, а также заражения власоглавом, и различные способы кровопускания. Иоанн успешно систематизировал медицинские знания своего времени, изложив материал точно и содержательно. Его труды оказались нагляднее, нужнее и полезнее для практикующих врачей, чем труды Галена, на опыт которого он опирался. Актуарий был также большим знатоком астрологии. В сочинении «О диагностике» он устанавливает критические дни болезни, связывая их с положением Луны и Солнца в Зодиаке, с зависимостью органов человека от Зодиака (эта традиция восходит к сочинениям Гиппократа). Актуарий исправил перевод на греческий язык астрологического сочинения арабского ученого Ибн Сины, которое использовал при написании одного из своих трактатов. Большая часть сочинений Иоанна Актуария не опубликована.
Иоанн Анагност – поздневизантийский автор драматического рассказа о захвате Фессалоник османами в 1430 г.
Иоанн Антиохийский – византийский историк первой половины VII в. Написал «Всемирную хронику», охватывающую события библейской истории, мифологической эпохи Греции и Рима, Римской и Византийской империи – вплоть до утверждения на троне императора Ираклия в 610 г. «Всемирная хроника» Иоанна Антиохийского сохранилась в выдержках.
Иоанн Апокавк – митрополит Навпактский, писатель и политический деятель XIII в. Дата рождения неизвестна, умер в тридцатых гг. XIII в. Выходец из знатного рода армянского происхождения, получил прекрасное классическое и богословское образование. В молодые годы Иоанн Апокавк некоторое время жил в Константинополе, а затем, сделавшись митрополитом Навпакта, принимал деятельное участие в политической, общественной и церковной жизни Эпирского государства, был вождем патриотически настроенной части православного греческого духовенства Эпира, в том числе и в областях временно завоеванных латинянами. Выступал в роли руководителя политических стремлений эпирских деспотов, их опоры в столкновениях с высшим церковным авторитетом константинопольского патриарха изгнании, за которым стоял император Никейской империи. Иоанн Апокавк оставил после себя обширную переписку, в которой в качестве литературного материала широко использовал наряду с библейскими текстами, цитаты из трудов наиболее знаменитых писателей древности: Гомера, Аристофана, Еврипида, Фукидида, Аристотеля и других. В числе его корреспондентов были эпирский деспот Феодор Комнин и афинский митрополит Михаил Хониат. Большая часть писем, канонических постановлений и эпиграмм Иоанна Апокавка до сих пор остается неизданной.
Иоанн Апокавк – родственник (сын или младший брат) мегадукса флота Алексея Апокавка, главы константинопольского правительства в 1341 – 1345 гг. Не принадлежал к знатному роду, но в 1341 г. вместе с представителем правящей императорской династии Михаилом Палеологом стал во главе города Фессалоники, восставшего против власти императора-узурпатора Иоанна VI Кантакузина. Несколько лет городские архонты удерживали влияние на политическое движение «зилотов», отстаивавшее интересы торгово-ремесленных кругов Фессалоник, удачно организовывали оборону города от войск Кантакузина и союзных ему турок. Но в июне 1345 г., после гибели Алексея Апокавка в Константинополе, Иоанн Апокавк потерял надежду на победу и решил сдать город Кантакузину. Однако ни о каком мире с Кантакузином горожане не хотели и слышать. В Фессалониках произошел кровавый бунт, в ходе которого погибли Иоанн Апокавк и сотня его единомышленников, представителей городской знати.
Иоанн Армянин – византийский полководец VI в. из армянского рода Аршакуни, патрикий. Был одним из выдающихся полководцев императора Юстиниана I Великого, служил под командованием магистра Велизария и участвовал в его африканских походах против вандалов. Иоанн Армянин был случайно убит стрелой охмелевшего византийского воина, целившегося в птицу. О его смерти глубоко скорбел сам император Юстиниан.
Иоанн Бриеннский (Иоанн Иерусалимский, Жан де Бриен) – император Латинской империи в 1229 – 1237 гг., король Иерусалимский в 1210 – 1225 гг. Родился около 1170 г., умер в 1237 г. Младший сын графа Эрарда II, которому отец прочил карьеру священнослужителя, но ставшего одним из самых известных и доблестных воинов своего времени. Иоанн Бриеннский участвовал в Третьем и Четвертом крестовых походах, в том числе принимал участие в захвате Константинополя в 1204 г. Был известен как автор рыцарских лирических песен. В 1210 г. Иоанн Бриеннский при поддержке римской курии и французского королевского двора был избран номинальным иерусалимским королем с резиденцией в Акре. Стал одним из организаторов Пятого крестового похода 1217 г., показал незаурядную личную храбрость в войнах с сарацинами в Египте. Трижды женился, в том числе на армянской принцессе Рите-Стефании в 1214 г. и на Беренгарии, сестре короля Фердинанда III Кастильского, в 1224 г. Потерял титул иерусалимского короля, выдав свою дочь принцессу и «наследницу Иерусалима» Изабеллу от первой жены Марии Иоланты за императора Фридриха II Штауфена в 1225 г. После смерти латинского императора Роберта де Куртене (1219 – 1228 гг.) Иоанн Бриеннский был избран константинопольским императором и соправителем его юного сына – латинского императора Балдуина II (1228 – 1261 гг.). В 1233 г. предпринял наступательную войну против Никейской империи, но потерпел поражение от Иоанна III Дуки Ватаца (1222 – 1254 гг.), заключившего военный союз против латинян с болгарским царем. Иоанн Бриеннский сумел, однако, отбить нападение своих врагов на Константинополь с помощью кораблей венецианцев и Ахайских франков. Вскоре после этого, 23 марта 1237 г. он умер.
Иоанн Геометр (Кириот) – византийский монах и священник Х в., поэт, автор гимнов, прославляющих Богородицу, святых, подвижников и отцов Церкви, эпиграмм и экфраз. Его перу принадлежат два цикла эпиграмм: «Разные стихотворения на религиозные и исторические темы» и «Рай». Иоанн Геометр прославился прежде всего произведениями военно-политического содержания: на смерть Никифора II Фоки и Иоанна I Цимисхия, небольшими эпическими поэмами на набег иверов, на мятеж болгар и другими произведениями. Главными мотивами поэтического творчества Иоанна было прославление мощи и славы ромейского оружия и, в тоже время, гнетущее чувство опасности и страха перед угрозами варварского мира, устремившегося на империю.
Иоанн Глика – афонский протопсалт, выдающийся византийский мелург (композитор духовной музыки) второй половины XIII в., учитель прославленных мастеров-мелургов Иоанна Кукузеля и Ксена Короны. Иоанну Глике приписывается авторство небольшого трактата о ладотональной системе октоиха.
Иоанн Дамаскин – святой, византийский богослов, философ и поэт. Родился в христианской арабской семье около 675 г. в Дамаске, умер до 753 г. в лавре Святого Саввы. Жизнеописание Иоанна Дамаскина на греческом языке, написанное иерусалимским патриархом (либо Иоанном VIII, либо Иоанном IX), сообщает, что он получил энциклопедическое образование в греческом духе вместе со своим приемным братом Косьмой Гимнографом. По-видимому, Иоанн был приближенным халифа, затем до 700 г. вместе с братом Косьмой они стали монахами в лавре Святого Саввы. Патриарх Иоанн V Иерусалимский (705 – 735 гг.) рукоположил Иоанна в священный сан. Арабское житие Иоанна было написано в конце XI в. монахом и священником Михаилом. Иоанн Дамаскин был ведущим идейным противником иконоборчества, завершителем и систематизатором греческой патристики. К новизне идей и оригинальности теорий он не стремился, верный своему девизу: «Я не скажу ничего от себя». Иоанн разработал православную теорию образа, выделив шесть типов икон: 1. естественный образ, восходящий к прототипу; 2. замысел вещей, предсуществующий в Боге; 3. человек как имитация Бога; 4. видимые образы, предназначенные для представления невидимого; 5. телесные объекты, символизирующие и предсказывающие будущее; и 6. объекты, позволяющие вспомнить прошлое. Иоанну также принадлежит авторство поучений, толкований на священные тексты, агиографических сочинений, проповедей и гимнов. В историю литературы Иоанн Дамаскин вошел как выдающийся поэт, создавший ряд знаменитых церковных песнопений. В литургической лирике он реставрировал античную просодию, довел до необычайной усложненности архитектонику канона, дополнив ее хитроумными акростихами и превратив как бы в кристаллическую структуру, действующую на воображение своей продуманностью и стройностью. Наряду с этим он был способен на выражение простого и сердечного чувства (например, в погребальном гимне «Какая сладость в жизни сей...»). Принадлежность Иоанну Дамаскину романа «Варлаам и Иоасаф» является спорной. Кроме того, он написал множество полемических трудов, в особенности против иконоборцев. Как следствие, на иконоборческом соборе в Иероне в 754 г. он был предан анафеме как пособник сарацин и богохульник. Всесторонность познаний Иоанна Дамаскина позволила ему соединить разнородный идейный материал в единую замкнутую систему. Решая задачу упорядочения наук под эгидой церковных догматов и на основе аристотелевской логики, Иоанн Дамаскин создал основы схоластического метода, позднее получившего развитие у средневековых теологов Запада, учившихся у Иоанна Дамаскина. Главное сочинение Иоанна Дамаскина – «Источник знания»; это компендиум философских и богословских сведений, состоящий из терминологического введения («философские главы»), опровержения еретических учений, в том числе мусульманского и иконоборческого, и изложения православной веры. Изложение базируется в основном на сочинениях Феодорита Киррского, однако в переработанной и расширенной форме. Это сочинение предвосхитило «суммы» западных схоластов последующих веков, латинский перевод его третьей части, осуществленный в середине XII в., оказал влияние на Петра Ломбардского, Альберта Великого, Фому Аквинского. Сочинения Иоанна Дамаскина получили распространение также в восточно-христианских странах: Грузии, Древней Руси, в странах Ближнего Востока. Высказанная Иоанном Дамаскином мысль о подчиненном положении философии по отношению к теологии повлияла на дальнейшее формулирование этого тезиса в западной схоластике (прежде всего у Петра Дамиани).
|
|