Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Юлиан Галикарнасский – епископ Галикарнаса, монофизит. Дата рождения неизвестна, умер около 520 г. Лишившись кафедры с началом репрессий против монофизитов в империи, Юлиан бежал в Александрию. Здесь он встретил другого изгнанника – Севира, бывшего антиохийского патриарха. Между Юлианом и Севиром возник спор об оттенках монофизитского учения, в результате приведший к расколу среди египетских монофизитов и одновременному избранию двух александрийских патриархов. Дальнейшая судьба Юлиана Галикарнасского неизвестна. Из его литературного наследия сохранились только несколько писем в переводах на сирийский язык и латынь.
Юлиан Отступник (Julian) – римский император в 360 – 363 гг. Племянник императора Константина Великого, христианин, перешедший в язычество, за что и получил свое прозвище. Родился в 332 г., умер в июне 363 г. Получил строгое христианское образование, но уже в юные годы занимался языческой литературой и философией. В 355 г. император Констанций II провозгласил его цезарем и послал в Галлию для защиты рейнских границ. Юлиан успешно воевал против франков и аламаннов, одержал победу в битве при Аргенторате в 357 г. В 360 г. в городе Лютеция (совр. Париж) воины провозгласили его императором, но до военного конфликта с императором Констанцием дело не дошло ввиду смерти последнего в 361 г. Юлиан, став полновластным правителем империи, провел реформы финансовой и налоговой систем, расширил права муниципальных курий, усовершенствовал армию и почту. Безуспешно пытался восстановить в империи языческие культы в государственном статусе. Был женат на сестре императора Констанция Елене, но супруга рожала Юлиану только мертвых детей. В 363 г. Юлиан предпринял поход против персидской державы, дошел до вражеской столицы Ктесифона, но не смог ее взять. В сражении с персами при Маранге, вблизи города Ктесифона на восточном берегу Тигра, он получил тяжелые раны и скончался. Сохранились речи, письма и эпиграммы Юлиана.
Юлиан Толедский – епископ города Толедо во второй половине VII в., латинский историк и агиограф. Написал «Историю короля Вамбы» и «Житие толедского епископа Ильдефонса».
Юлиан Экланский – епископ Экланский в V в., латинский богослов, сторонник пелагианства. Юлиан был автором трактатов, направленных против учения Августина Блаженного; смещен с кафедры за еретическую пропаганду.
Юлий I – римский папа в 337 – 352 гг. Известен как защитник Православия против ариан. Во время пребывания Юлия на римском престоле, в Риме проживали многие восточные епископы, изгнанные с кафедр по решению арианского собора в Августе Треворум (совр. Трир), в том числе и александрийский архиепископ Афанасий Великий. Юлиан энергично выступал ходатаем за Афанасия, в частности на Церковном соборе в Риме в 340 г.
Юлий Непот – император Западной Римской империи с 24 июня 474 г. до 28 августа 475 г. Был женат на родственнице византийской императрицы Верины, супруги византийского императора Льва I (457 – 474 гг.). Занял престол как ставленник Византии, свергнув при помощи византийских войск предыдущего императора Гликерия (473 – 474 гг.), принудил его принять духовный сан и сослал в Салону (совр. Сплит). В 475 г. сам был низложен восставшим магистром армии Орестом и бежал в Далмацию. 31 октября 475 г. Орест сделал императором своего сына-подростка, который стал именоваться Ромулом Августом (475 – 476 гг.), но в Византии Юлий Непот до конца жизни считался законным императором Запада. 9 мая 480 г. он был убит в Далмации собственными сторонниками при попытке вернуть себе власть в Италии, в результате заговора, в котором был замешан и салонский епископ Гликерий, предшественник Непота на императорском престоле.
Юродивый – «безумный»; в Православии человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, то есть видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения.
Юстин – видный сановник и военачальник времени правления византийского императора Юстиниана I. Сын Германа, двоюродного брата Юстиниана I, влиятельного царедворца, до своей внезапной кончины считавшегося будущим приемником власти стареющего императора. Сам Юстин сделал военную карьеру и к концу правления императора Юстиниана стал одним из двух реально возможных наследников императорской власти. Вторым претендентом был еще один племянник императора, по имени также Юстин. Оба Юстина заключили между собой соглашение, что тот из них, кто окажется на троне, сделает своего напарника вторым после императора лицом в империи. Ко времени смерти Юстиниана I, так и не сделавшего свой выбор, Юстин, сын Германа, находился с войском на северной границе империи, охраняя ее от опасности передвижения к землям Византии аварских орд с берегов Черного моря. Этим воспользовался его конкурент Юстин, живший в столице, и имевший за собой поддержку придворных вельмож. Быстро и без какого-либо противодействия прошла церемония коронации нового императора, но Юстина II не оставляли опасения за свое положение. Юстин, сын Германа, был отозван с поста командующего дунайской армии в Константинополь и лишился личной дружины. Вскоре, под предлогом назначения на новый пост – префекта Августала Египта, Юстина удалили из столицы. Следом за ним были посланы наемные убийцы, исполнившие свое дело. Голова убитого Юстина была послана императору в знак доказательства исполнения его воли, и Юстин II с удовлетворением поставил на нее свою ногу.
Юстин I – византийский император в 518 – 527 гг. По происхождению был неграмотным крестьянином, родом из селения Ведериана в провинции Внутренняя Дакия. Юношей отправился в Константинополь и поступил на военную службу в тагму экскувитов при дворе императора Льва I (457 – 474 гг.). Сделал головокружительную карьеру, возвысившись благодаря своим воинским талантам и житейской хитрости. Участвовал в подавлении исаврийского восстания, командовал провинциальным войском в ходе ирано-византийской войны 502 – 505 гг. В конце правления Анастасия I (491 – 518 гг.) назначен комитом экскувитов. После смерти Анаста¬сия I, ни одного из родственников умершего императора не рассматривали в Константинополе как реального претендента на престол. Могущественный препозит священной кувуклии Амантий добивался трона для своего племянника Феокрита, но войско высказалось за комита экскувитов Юстина. На его же стороне оказались сенат и народ, недовольные религиозной и социально-политической деятельностью Анастасия. Юстин немедленно казнил Амантия и Феокрита, вернул в столицу популярного в Константинополе полководца Виталиана. Юстин I решительно повернул религиозную политику государства к Православию, приказал сместить около полусотни сирийских епископов-монофизитов и начал гонения на приверженцев всех еретических направлений христианства. Около 525 г. Византия пострадала от сильнейшего землетрясения, почти полностью погибли многие города, в том числе один из самых крупных центров Востока – Антиохия. Император выделил немалые средства на их восстановление. В начале апреля 527 г. Юстин I тяжело заболел и потому назначил своего племянника Юстиниана соправителем с титулом августа, но, фактически, Юстиниан управлял империей при престарелом дяде задолго до этого. Император Юстин умер 1 августа 527 г., его власть наследовал Юстиниан I.
Юстин II – византийский император в 565 – 578 гг. Дата рождения неизвестна, умер в 578 г. Сын сестры императора Юстиниана I Вигиланции и некоего Дульциссима. Был женат на Софии, племяннице августы Феодоры. В 558 г. Юстин получил титул куропалата и постепенно начал играть при особе одряхлевшего Юстиниана ту же роль, что и сам Юстиниан в молодости играл при своем дяде. Однако собственное положение все-таки казалось ему недостаточно прочным, поэтому смерть Юстиниана до коронации Юстина II тщательно скрывали, а само венчание на царство произошло 14 ноября 565 г. не на ипподроме или поле Евдома, а во внутренних помещениях дворца, в окружении небольшого числа приближенных и стражи. Юстин II был образован, не глуп, обладая превосходной памятью, знал в лицо чиновников всех служб двора, был требователен к подчиненным, но отличался коварством и невоздержанностью в удовольствиях. В 567 – 572 гг. Юстин II отстроил в Константинополе три дворца, бани Тавра (назвав их Софиевыми в честь жены) и восстановил акведук Валента, улучшив снабжение столицы водой. Смуты и волнения не нарушали покоя империи в царствование Юстина II, но его внешняя политика была крайне неудачна: Верхнюю и Среднюю Италию захватили лангобарды, мавры трижды громили войска императора в Северной Африке, византийцы терпели поражения от вестготов в Испании и от аваров во Фракии. Наследие Юстиниана Великого стремительно пришло в упадок. Неудачи правления надломили императора: он сошел с ума, у него отнялись ноги. Под давлением супруги 7 декабря 574 г. Юстин II сделал соправителем с титулом кесаря комита экскувитов Тиверия. После этого он удалился на покой, практически совсем отказавшись от участия в управлении страной и лишь изредка присутствуя на торжествах. 26 сентября 578 г., почувствовав близость смерти, Юстин II вызвал Тиверия, передал ему венец и титул августа, а спустя восемь дней, 4 октября, умер.
Юстиниан I Великий – византийский император в 527 – 565 гг., племянник императора Юстина I. Родился в 482 или 483 гг., умер в 565 г. Получил отличное образование в столице у лучших преподавателей. Царствовал 38 лет, 7 месяцев и 13 дней. Он был невысок ростом, широкогруд, к старости облысел. Отличался хорошим здоровьем и отменной выносливостью; около 543 г. смог перенести такую страшную болезнь, как чума. Спал он мало, по ночам занимаясь всевозможными государственными делами, за что получил от современников прозвище «бессонного государя». Пищу принимал зачастую самую неприхотливую, никогда не предавался неумеренному обжорству или пьянству. К роскоши Юстиниан также был весьма безразличен, но, отлично понимая значение внешнего блеска для престижа государства, не жалел для этого средств: убранство столичных дворцов и зданий и великолепие приемов приводили в изумление не только варварских послов и царей, но и искушенных римлян. Поддерживал цирковую партию венетов, жаловал доносителей и по их проискам мог ввергнуть в опалу ближайших своих придворных. Находился под сильным влиянием своей супруги Феодоры. При этом император, как никто другой, разбирался в людях и умел обзаводиться великолепными помощниками. Юстиниан обладал феноменальной работоспособностью, умом и являлся талантливейшим организатором. Завоевал Северную Африку, Сицилию, Италию, часть Испании, успешно воевал с Ираном, не приняв, впрочем, личного участия ни в одном из походов. Провел полную кодификацию римского права, издав Институции, Дигесты и Кодекс Юстиниана. Построил храм Святой Софии в Константинополе, соорудил многочисленные храмы и монастыри в столице и ее окрестностях, заново отстроил Антиохию после катастрофического землетрясения 540 г., построил большое количество гаваней, мостов и пограничных крепостей по всей империи. Юстиниан всю свою жизнь воплощал на земле идеал: единый и великий Бог, единая и великая Церковь, единая и великая держава, единый и великий правитель. За достижение этого единства и величия было заплачено неимоверным напряжением сил государства, обнищанием народа и сотнями тыс. жертв. Римская империя возродилась, но этот колосс стоял на глиняных ногах. Уже первый преемник Юстиниана Великого, Юстин II, в одной из своих новелл сокрушался, что нашел страну в состоянии ужасающем.
Юстиниан II Ринотмет – византийский император в 685 – 695 гг. и повторно в 705 – 711 гг. Родился около 670 г. в Константинополе, умер 11 декабря 711 г. Проводил политику укрепления центральной власти, подавлял сепаратистские стремления окраинных крупных городов. Увеличил налоги. Вел борьбу против еретических движений в Малой Азии. В конце восьмидесятых гг. VII в. совершил ряд походов во Фракию и Македонию, подчиняя расселившихся там славян; часть их переселил в Малую Азию. Воевал с арабами; после поражения византийского войска в 692 г. был вынужден отказаться от Армении. В 695 г. Юстиниан II был свергнут заговорщиками (ему отрезали нос, отсюда прозвище «Ринотмет» – «безносый») и сослан в Херсонес. Оттуда он бежал к хазарам, затем в Болгарию; с помощью болгарского хана в 705 г. вернул престол. В 711 г. Юстиниан был вновь свергнут и казнен.
Язычество – общее обозначение многообразных вероучений, обожествляющих природные стихии; многобожие (политеизм), свойственное древним народам (языкам), в том числе греческой и римской культурам античного периода. В своей сущности язычество – вера не в Бога или в богов, а во всеобщий самодовлеющий природный порядок, в круговорот смертей и рождений. Боги языческих культов – лишь проявление сил самой природы. Позднее античное язычество в императорском Риме основой официальной государственной религиозности сделало обожествление правящего императора, верховного понтифика (жреца) всех языческих культов. Отказ со стороны христиан, принципиально не признававших существование иных богов кроме Христа, приносить жертвы императорским идолам расценивался властями как государственное преступление, и это периодически вызывало жестокие преследования христиан. Борьба язычества и христианства в Римской империи, знавшая десять периодов гонений в I – начале IV вв., получила решительный перелом в правление императора Константина I Великого (306 – 337 гг.) с изданием знаменитого Миланского эдикта 313 г., даровавшего христианству преимущественное положение среди всех религиозных культов империи. Император Юлиан Отступник (360 – 363 гг.), племянник Константина Великого, пытался восстановить государственное значение язычества, но не был поддержан своими преемниками. Борьба христианства и язычества в основном завершилась в правление императора Феодосия I Великого (379 – 395 гг.), в 391 – 392 гг. своими указами сделавшего христианство государственной религией Римской империи, запретившего языческие культы и закрывшего языческие храмы. Однако до конца V в. частная приверженность язычеству хоть и не поощрялась, но и не запрещалась. Попытки реставрации язычества в Западной Римской и Восточной Римской империях продолжались до правления императора Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.), в 529 г. закрывшего последний оплот язычества в Византии – неоплатоническую Академию в Афинах. При этом, некоторые остаточные элементы язычества сохранялись в Византии на протяжении всей ее истории, в том числе народные суеверия, распространенные среди низших слоев общества, интерес к астрологии и магическим заклинаниям среди представителей знати, языческие статуи, как неотъемлемая примета городской культуры, и тому подобное.
Яков Барадей (Бар-Аддаи, Цанцала) – монофизитский епископ Эдессы, посвященный в епископский сан в 534 г. отрешенным от должности епископом. От него пошла сирийская и египетская иерархия монофизитов. В 578 г. Яков предпринял путешествие из Сирии в Египет, но, не доехав до Александрии, скончался и был похоронен в монастыре Кассиана.
Яковиты – сирийские монофизиты, названные по имени Эдесского епископа Якова Барадея (Цанцалы), отделившиеся от Православной Церкви в середине VI в. До этого монофизиты в течение почти 100 лет (с 451 г.) безуспешно пытались увлечь в ересь всю христианскую Церковь. С середины VI в. яковиты имеют свой патриархат.
Ямбол – город-крепость в Юго-Восточной Болгарии на берегах реки Тунджи в исторической области Фракия. Основан Римским императором Диоклетианом в 293 г. от Р.Х. под именем Диамполис («город Зевса») недалеко от руин древнего города Кабилы, и первоначально играл роль небольшой станции на Адрианопольской дороге. В IV в. в нем появилась епископская кафедра. В годы византийско-болгарских войн Ямбол неоднократно переходил из рук в руки. В 1373 г. Ямбол был захвачен турками.
Ямбы – первоначально так именовались насмешки и заигрывания принятые в культе Деметры, по имени ее мифологической прислужницы богини Ямбы; затем ямбами стали называть особый род стихотворений, бичевавших все порочное. Для этих сатир основателем ямбической поэзии греком Архилохом был изобретен особый стихотворный размер, состоящий из одного короткого и одного долгого слога. Классические греческие трагедии писались шестистопными ямбами. Этот жанр и размер оставался популярным и в литературе Византии.
Ямвлих Халкидский – известный философ-неоплатоник конца III – начала IV вв. от Р.Х., язычник и сириец по национальной принадлежности. Родился в городе Халкида в Келесирии в середине или третьей четверти III в., умер около 325 г. в Антиохии Великой. Выходец из богатой и знатной семьи. В конце семидесятых гг. III в. был учеником Анатолия, епископа Лаодикейского и известного философа своего времени. Затем, по рекомендации своего учителя, продолжил свое образование в Риме, в школе Порфирия, ученика великого философа Плотина, и вошел в ближний круг его друзей. Однако в девяностых гг. между учителем и учеником произошел разрыв, и Ямвлих возвратился в Сирию. Более десяти лет он провел в Апомее, куда спустя некоторое время после смерти Плотина перебрался Амелий, еще один ученик великого философа, перевезший туда значительную философскую библиотеку. Во время правления на Востоке императора Галерия (305 – 312 гг.) Ямвлих отправился в Антиохию и вскоре на деньги, унаследованные от своей семьи, основал собственную философскую школу в Дафне, красивейшем пригородном районе сирийской столицы, где и прожил до своей смерти. Ямвлих писал по большей части в чеканной и афористичной манере, за исключением работ эзотерического характера. Комментарии Ямвлиха к сочинениям Платона стали базой для формирования зрелого неоплатонизма, их воздействие прослеживается также в византийской богословской литературе вплоть до работ Михаила Пселла в XI в. В них Ямвлих развивал идею «симфонии диалогов» – абсолютной непротиворечивости работ Платона, которые он считал «богодухновенными». К сожалению, эти комментарии Явлиха сохранились только в виде цитат в сочинениях его последователей. Кроме того, известен ряд сохранившихся до нашего времени трактатов Ямвлиха о Пифагоре и пифагорейском учении, эзотерическое сочинение «О египетских мистериях», а также отрывки и извлечения из других его недошедших до нас в оригинальном виде работ. Большая часть сочинений Ямвлиха сегодня известна только по названиям.
Янина – город на юге Эпира, на берегу Янинского озера, в долине, окруженной горами; центр фемы Янина. Упоминаемый в летописях с IX в., этот город неоднократно разрушался, но в XIII в. стал одним из крупнейших городов Эпирского государства.
Ярмук – река на границе между современными Иорданией и Сирией, левый приток реки Иордан. В августе 636 г. берега этой реки были местом сражения между сорокатысячной византийской армией полководца Ваана и двадцатипятитысячным арабским войском Халида ибн ал-Валида. После вторжения арабов в Сирию между противниками произошел ряд боев, не принесших решающего успеха ни одной из сторон. К середине августа их главные силы сосредоточились на северном берегу реки Ярмук. Позиции византийцев были выбраны крайне неудачно. Их отряды растянулись на несколько километров вдоль русла высохшей реки. В центре Ваан разместил пехотные части, фланги прикрывала кавалерия. Арабы также имели расчлененный боевой порядок, состоявший из тридцати шести отрядов, которые в случае необходимости можно было быстро перебросить на любой угрожаемый участок фронта. 17 августа ромеи начали наступление. Их кавалерия трижды прорывала линии арабов, но своевременный подход резервов каждый раз стабилизировал положение. На следующий день Халид перехватил инициативу. Проведя контратаку наступавших частей противника, он обратил в бегство византийских союзников – конницу арабов-гассанидов, а пехоту Ваана истребил, обойдя ее с флангов. В то же время один из кавалерийских отрядов Халида стремительным броском овладел мостом в тылу неприятеля и отрезал византийцам единственную дорогу к отступлению. Развязка наступила 20 августа, когда арабы отразили последнюю отчаянную попытку Ваана пробиться к мосту, а затем сами перешли в решающее наступление. Считается, что разразившаяся песчаная буря позволила им незаметно подойти к византийцам. Нанеся мощный удар, они обратили ромеев в бегство и сбросили остатки их армии с крутых склонов Ярмука. Потери византийцев были чрезвычайно велики, большая часть их армии погибла. Урон арабов составил около трех тыс. человек. Во многом триумфу Халида способствовал высокий боевой дух его воинов, воодушевленных идеями новой религии – ислама. Для Византии результатом сражения при Ярмуке стала полная утрата в скором времени ее владений в Палестине и Сирии, а арабам эта победа открыла путь к дальнейшим завоеваниям в Северной Африке и Малой Азии.
Яхъя Антиохийский (Яхъя ибн Саид ибн Яхъя ал-Антаки) – врач и историк, христианин по вероисповеданию, один из наиболее точных и осведомленных представителей арабоязычной историографии. Родился около 980 г., умер, предположительно, в 1066 г. Написал «Летопись», события которой в сохранившихся до нашего времени списках обрываются на 1028 г., сообщением о смерти императора Константина VIII, брата императора Василия II Болгаробойцы.
|
|