Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Эвбея (Негропонт) – второй по величине, после Крита, остров в Эгейском море, отделенный от материковой Греции узким проливом. В древности остров был заселен ионийскими и фракийскими колонистами, основавшими на нем семь городов, из которых самыми крупными были Халкида и Эритрея. Эти богатые и процветающие города основывали свои колонии в Македонии, Южной Италии и на Сицилии. С 506 по 411 гг. до Р.Х. Эвбея находилась под властью Афин, а с 338 г. до Р.Х. принадлежала Македонии. В 198 г. до Р.Х. Эвбея была покорена римлянами, затем ее унаследовали византийцы. Византийская эпоха в истории Эвбеи оставила мало следов, за исключением периода правления императора Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.), ценившего стратегическое положение Эвбеи. При нем на острове происходила активная строительная деятельность: сооружены укрепления Халкиды, построен мост через Эврипский пролив, возведен главный островной храм Святой Параскевы. В 1205 г. Эвбея была оккупирована крестоносцами Четвертого крестового похода, и остров оказался разделен на три феодальных владения под протекторатом Венецианской республики. Вскоре венецианцы сделалась полными хозяевами острова. При императоре Михаиле VIII Палеологе (1259 – 1282 гг.) византийцы сделали последнюю попытку вернуть себе Эвбею, но их войска после серии незначительных побед были вытеснены с острова латинянами.
Эвергет – благодетель.
Эвергетида – «благодетельница»; общий эпитет чудотворных византийских икон Богоматери.
Эвр (афелиот) – восточный ветер.
Эврот – река в юго-западной части Пелопоннеса, на которой стояла древняя Спарта.
Эгейское море – 1) крупная византийская фема, в состав которой входили обширные европейские и азиатские земли по берегам Геллеспонта, а также острова, в том числе: Лемнос, Лесбос, Хиос и Киклады. В правление императора Василия II Болгаробойцы (960 – 1025 гг.) эта фема была разделена на три более мелких фемы: Абидос, Хиос и собственно Эгейское море. 2) Небольшая фема, созданная при разделении прежней одноименной фемы в начале XI века. Охватывала остров Лесбос и близлежащие мелкие острова.
Эгемон – градоначальник.
Эгрегий (egregius) – «превосходный»; почетный титул, учрежденный римским императором Константином Великим для рядовых представителей служилого сословия. Мужами превосходными именовались носители титулов низшего разряда – V класса в византийской табели о рангах.
Эдесса – город (совр. Урфа) в Северной Месопотамии. До походов Александра Македонского входила в состав Персидского царства. После распада державы Александра и до первой четверти III в. до Р.Х. Эдесса входила в пределы царства Селевкидов, а затем с последней трети II в. до Р.Х. стала столицей самостоятельного Эдесского царства. В I – IV вв. Эдесское царство было объектом постоянных споров между Римом и Парфией, а затем царством Сасанидов. Эдессу при этом римляне удерживали прочно со 115 г. В ранневизантийское время Эдесса была центром провинции Осроена в диоцезе Восток. Во время ирано-византийских войн V – VI вв. Эдесса переходила из рук в руки. К концу правления Юстиниана I она входила в состав империи, но при его приемниках была потеряна, став центром одного из крупнейших арабских эмиратов. Лишь в 1032 г. Эдесса была возвращена Византии полководцем Георгием Маниаком, однако вскоре после битвы при Манцикерте 1071 г. ее захватили турки-сельджуки. Эдесса была навсегда потеряна для империи.
Эдесский Убрус (Нерукотворный Спас, Мандилий) – изображение Иисуса Христа на полотенце (убрусе, мандилии), согласно легенде, сложившейся не ранее VI в., посланное Спасителем правителю города Эдесса Абгару V Ухаме (4 г. до Р.Х. – 7 г. от Р.Х. и 13 – 50 гг.), известному в летописях как Авгарь Черный. Легенда гласила, что эдесский топарх Абгар Ухама, состоявший в переписке с Христом, пожелал иметь Его изображение и послал к Нему живописца для написания портрета. Заметив, что посланник безуспешно пытается нарисовать Его, Христос умылся и отер полотенцем лицо, отчего на этом убрусе отпечатался Его лик – «нерукотворный образ», который и был доставлен в Эдессу. Правнук Абгара не признавал христианства, поэтому в его правление изображение Спасителя было замуровано в городскую стену и заложено глиняной плитой. Много лет спустя, во время осады Эдессы весной 544 г. войсками иранского шаха Хосрова I, убрус был найден. С его чудесной помощью осажденные эдессцы смогли поджечь неприятельский вал у стен своего города, окропив его водой с иконы. Впервые «Эдесский Убрус» упоминается в «Церковной истории» Евагрия Схоластика, византийского историка VI в. По другой версии, эдесская икона Спасителя была написана местным живописцем Хананом на квадратной доске. Однако подлинность Нерукотворного образа была поставлена вне всякого сомнения на Седьмом Вселенском соборе. Образ хранился в Эдессе до середины X в., когда он был торжественно перенесен в Константинополь, и в память этого события в Церкви установлен праздник «Нерукотворного Спаса». Эдессцы расстались со святыней в 944 г. под угрозой уничтожения города во время его осады византийцами в правление императора Романа I Лакапина (920 – 944 гг.); в качестве компенсации горожане получили от императора двенадцать тысяч серебряных монет и, кроме того, были освобождены двести знатных эдесских пленников. В столице империи мандилий хранился в храме Богоматери Фаросской и выносился к народу только в дни величайших праздников. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. следы Эдесского Убруса теряются. По одним сведениям он был вывезен в Рим и хранился в храме Святого Сильвестра, по другим свидетельствам икона оставалась в Константинополе до царствования Иоанна V Палеолога (1341 – 1391 гг.), который подарил его генуэзскому командору Леонардо Монтальдо за военную помощь в династических междоусобицах. Затем якобы образ был перенесен в Геную, а позже отписан армянскому монастырю Святого Варфоломея. Позднее икона оказалась в Риме и хранится там под именем Святого Убруса. Есть и третья версия, по которой подлинный образ Спасителя утонул во время его перевозки морем в Венецию. Эта икона послужила образцом для распространенного в Православной иконографии типа, именуемого: «Нерукотворный Спас», «Спас на Убрусе», «Святой Убрус», «Спас на Холсте» и тому подобное.
Эдикт (edictum) – императорский указ, имеющий силу закона.
Эзр I Паражнакертци – армянский католикос в 630 – 631 гг., принявший халкидонское вероисповедание. В 633 г., когда византийский император Ираклий находился в Армении, он предложил главе Армянской Церкви созвать Собор и обсудить догматические разногласия армян и ромеев, желая привлечь армян в халкидонитство и закрепить с ними союз против нарастающей арабской агрессии. Собор был созван в Феодосиополе, в византийской части Армении. Сторонам удалось преодолеть догматические разногласия: армяне во главе с католикосом Эзром признали догмат Халкидонского Собора и возобновили евхаристическое общение с Православной Церковью.
Эйсдектион – вступительный взнос, который арендатор первоначально уплачивал собственнику за пользование его имением.
Экдик – должность клирика в кафедральном соборе. Экдики охраняли юридические интересы соборов и следили за дисциплиной в среде причта. Этот чин был установлен в начале V в. Первоначально избирались епископами, клиром и прихожанами для юридической защиты христиан перед государственной властью.
Экзаграмма – оплата судебных издержек.
Экзактор (эксактор) (exactor) – невысокая придворная должность, чиновника финансового управления.
Экзарх (exarchus) – крупный византийский чиновник, имевший всю полноту власти над одной из крупных окраинных административных единиц империи – экзархатом. К концу VI в. экзархом иногда называли главнокомандующего крупным войском или командующего флотом. В этом смысле, экзарх и стратиг – синонимы. Первые упоминания об экзархах относятся ко времени правления императора Маврикия. В X в. экзархом именовался дворцовый чиновник, выполнявший обязанности распорядителя церемониями, а также начальник канцелярии эпарха Константинополя. Кроме того, звание экзарха носили главы некоторых торговых корпораций византийской столицы. Наконец, экзархом назывался архиерей, облеченный властью управлять особо крупным церковным округом, уполномоченный патриарха. Титул экзарха имел глава Болгарской Церкви с IX в. до учреждения в Болгарии патриаршества.
Экзархат (Exarchatus) – особая автономная административная единица в ранневизантийское время. Экзархаты появились в правление императора Маврикия для наилучшего управления отдаленными, заморскими территориями империи, которые постоянно подвергались военным нападениям. Для организации отражения вражеских посягательств и эффективного управления без значительной помощи центра империи, преимущественно на основе собственных сил и местных ресурсов, правители экзархатов имели высшие военные и административные полномочия. Экзархи могли располагать значительным флотом и финансами, поскольку в их руках оставалась значительная часть налоговых поступлений от сбора налогов с населения. В VI – VIII вв. существовали Африканский (Карфагенский) и Итальянский (Равеннский) экзархаты.
Экзафоллон – дополнительный налог на ремонт местных укреплений: 6 фоллов на номисму государственной подати.
Экзегетика – 1) искусство толкования текстов, учение о принципах их интерпретации. 2) раздел христианского богословия, предполагающий углубленный анализ и истолкование определенного набора литературных источников, прежде всего, текстов Священного Писания.
Экзерсит (exercitus) – войско; вооруженные силы в итальянских владениях Византии в VI – VIII вв. Все войско (exercitus Italiae) подразделялось на территориальные экзерситы, которых к середине VII в. насчитывалось пять: Равеннское войско (exercitus Ravennatis), Римское войско (exercitus Romanus), Неаполитанское войско (exercitus Neapolitanus), Сицилийское войско (exercitus Siciliae) и Пентаполитанское войско (exercitus Pentapolitanus). Эти экзерситы были, по сути, военными гарнизонами крупнейших городов и крепостей в своих провинциях. Войсковые подразделения, их составлявшие, назывались нумерами (numeri) и имели в своем составе от двухсот до пятисот воинов во главе с трибунами. Комплектовались нумера, начиная с конца VI в., преимущественно из итальянского населения, из числа добровольцев, готовых служить за ругу. С конца VII в. нумера имели иррегулярный характер, поскольку военные в византийской Италии постепенно стали особым сословием. Сбор особого налога (annona militaris) для выплаты руги военным в Италии был к тому времени прекращен, и основным источником доходов военных в Равеннском экзархате стала земельная собственность. Общая численность Итальянского экзерсита составляла около тридцати двух тысяч воинов. В результате определенной материальной и духовной зависимости римского войска от папского престола, с середины VII в. главными руководителями и бесспорными лидерами для него были римские папы. Позже папский статус светского владыки и главнокомандующего военными силами в Италии признали и войска других провинций страны. С 710 г. в неримских экзерситах вошли в традицию выборы местных дуксов и других воинских начальников самим войском из своей среды. После этого избранные дуксами утверждались в должности византийским императором, остальные командиры вступали в свои права немедленно. С того же времени экзерситы отказались от несения постоянной гарнизонной службы и службы по охране городских стен и крепостей. Таким образом, византийское войско в Италии к VIII в. постепенно превратилось в местное военное ополчение (militia). Этот процесс завершился в ходе антииконоборческих восстаний в Италии в царствование Льва III Исавра, в конце двадцатых – начале тридцатых гг. VIII в. Экзерсит в последний период истории Равеннского экзархата стал привилегированной социальной группой, обладавшей правом носить оружие и избирать представителей военной администрации.
Экзокатакилы – шесть высших сановников при константинопольском патриархе, начальствовавших над шестью советами (секретами), в которых сосредоточивались дела по различным отраслям управления. Каждому экзокатакилу принадлежала особая область управления, в которую не вмешивались другие. Они составляли совет или постоянный Синод патриарха, на котором под его председательством, иногда при участии других архиереев, рассматривались и разрешались текущие дела по управлению, превышавшие власть экзокатакилов, а также жалобы на их распоряжения и представляемые ими отчеты. Первоначально к разряду экзокатакилов принадлежали только пять высших сановников патриаршего двора: великий эконом, великий сакелларий, великий скевофилакс, хартофилакс и сакеллий. В XII в. патриарх Георгий II Ксифилин (1193 – 1199 гг.) присоединил к ним и чин протоэкдика. Экзокатакилы занимали места непосредственно при патриархе, выше не только пресвитеров, но и епископов, как в храмах, так и в других собраниях. Каждому из них при богослужении предоставлялись особые места и наиболее почетные обязанности. Все они носили крестчатые фелони, отчего часто именовались «ставрофорами» (крестоносцами); их шапки или митры были украшены разноцветными крестами.
Экзорцизм – изгнание злых духов (бесов) из одержимых с помощью имени Господа и определенных действий. Со времен Христа и апостолов экзорцизм был традиционным видом деятельности Церкви, в том числе и в Византии.
Экклесиарх – монастырская должность ответственного за порядок и чистоту храма, за организацию богослужений, обеспечение их всем необходимым, а также за ход самой службы; в ведении экклесиарха иногда находились и богослужебные книги.
Эклога – краткий свод византийского законодательства, изданный императором Львом III Исавром в 726 г. Представлял собой обработку извлечений из Кодификации Юстиниана и последующих актов византийских императоров (устава о земледелии и других документов) с целью сделать законодательство менее громоздким и более доступным для населения Византии. В Эклогу включены, главным образом, нормы обязательственного, семейного, наследственного, уголовного и процессуального права. Хотя Эклога по-прежнему закрепляла рабство, в ней отражена более высокая ступень развития феодальных отношений, в частности упрощалась процедура отпуска рабов на волю. Эклога оказала влияние на некоторые законодательные памятники славянских народов.
Эконом – 1) управляющий поместьем; 2) важная церковная должность распорядителя имуществом прихода, епархии, монастыря и благотворительных церковных учреждений, установленная в IV в. Халкидонский собор в 451 г. предписал каждому епископу иметь эконома, а не заниматься самому имущественными вопросами. Второй Никейский собор в 787 г. подтвердил это правило, распространив его и на монастыри. С IX в. известна должность патриаршего эконома.
Эк-просопу – полномочный представитель императора или какого-либо важного должностного лица.
Эксакионий – самый обширный район Константинополя, к западу от Диплокиона (двойной колонны). Первоначально был пригородом Нового Рима, в нем проживали готы, служившие в столичном гарнизоне, там имелись арианские храмы, в которых богослужения велись на готском языке. В начале V в. Эксакионий, в связи с возведением стен Феодосия, вошел в городскую черту столицы. Границами его стали стены Константина, побережье Пропонтиды (Мраморного моря) и стены Феодосия. На севере Эксакионий граничил с XIV регионом, но точное расположение его северной административной границы неизвестно.
Экседра – 1) полукруглая ниша; 2) входной придел к дому.
Эксений (exenium) – «подарок от гостей»; добровольное подношение, подарок господину (владельцу земли) от зависимого сельского населения в византийских владениях в Италии в VI – VIII вв. С течением времени этот «подарок» превратился в разновидность фиксированной земельной ренты – регулярный натуральный побор, состоящий из продуктов животноводства, промыслов, реже – земледелия, взыскиваемый собственником или арендатором земли с зависимых производителей.
Эксепторы (exeptores) – особый разряд чиновников финансового ведомства Византийской империи.
Эксисот – чиновник податного ведомства.
Экскувиторы (экскувиты) (ex-cuvo – «вне помещения», «внешняя стража») – дворцовая стража в Византии, организованная, вероятно, при императоре Льве I (457 – 474 гг.) в количестве 300 человек. Впоследствии одна из тагм – частей императорской дворцовой гвардии, которая подчинялась до VIII в. комиту экскувиторов, а с VIII в. во главе экскувиторов стоял доместик.
Экскусиаст – «властитель»; византийское наименование правителей малозначительных иноземных народов, например князей аланов и авасгов.
Экскуссия (excusatio) – «власть»; налоговая льгота, дарованная императором, податная привилегия в Византии X – XV вв., заключавшаяся преимущественно в освобождении земельных владений экскуссата (лица, получившего экскуссию) и населявших их крестьян от государственных налогов (обычно экстраординарных), в исключении этих земель из сферы действия государственных чиновников: сборщиков налогов, фемных судей, военных должностных лиц. В Византии, где податной гнет был важнейшей формой эксплуатации сельского населения, экскуссия создавала особый тип привилегированного землевладения. Однако государство сохраняло за собой высшую юрисдикцию и могло ограничивать и отнимать экскуссию. В XIII – XV вв. экскуссаты получили право на сбор судебных пошлин. Существовали и иные виды экскуссии: освобождение экскуссатов от налогов на условии несения специальных повинностей (такого рода экскуссию получали императорские оружейники, лица, обслуживавшие государственную почту), освобождение кораблей от уплаты торговой пошлины.
Экскусиократор – «обладатель власти»; одно из византийских наименований правителя иноземного народа.
Эксомида – разновидность греческой туники, оставляющая открытыми правую руку и плечо; одежда ремесленников и рабов.
Экспелаторы (expellatores) – эвакуаторы, воины, организующие эвакуацию местного населения с территорий, которым угрожает вражеское вторжение в безопасные пункты: горные, лесистые местности или кастроны.
Эксплораторы (exploratores) – переодетые военные разведчики, шпионы.
Эксцепторы (exceptores) – См. Оксиграфы.
Эксцерпт (excerptio, excerptum) – извлечение, отрывок, выписка. Эксцерпты из античных авторов были характерной формой трудов многих византийских писателей.
Эктаги – судебные пошлины, которые стороны были обязаны выплачивать судьям за рассмотрения их дела. Размеры этих взносов были ничем не ограничены, и, естественно, большая сумма эктаги делала судью, как правило, более внимательным к аргументам подателя жалобы.
Эктесис – «изложение»; изданный в 638 г. вероучительный указ императора Ираклия I (610 – 641 гг.), подготовленный константинопольским патриархом Сергием I (610 – 638 гг.) в качестве основы для осуществления унии между Православной Церковью и монофизитскими церквями на Востоке. Указ отстранял споры об одной или двух энергиях во Христе и предлагал признать и утвердить новый догмат о единстве Божественной воли (монофелитство). Ранее, в 631 г. другим императорским указом предписывалось отрезать носы и уши, а также подвергать конфискации имущество монофизитов, продолжающих упорствовать в отрицании решений Халкедонского собора. Под нажимом власти в 633 г. были проведены Поместные соборы в Феодосиополе (Карине) в Великой Армении и в египетской Александрии. Унию признали монастыри Иераполя, Эмесы и Южной Сирии. Однако православный патриарх Иерусалима Софроний считал затею с унией безнадежной и резко отстранялся от монофизитов. Неудача в осуществлении унии была обусловлена, прежде всего, арабскими завоеваниями, разорвавшими восточно-христианский мир, а также непреклонностью части монофизитского духовенства и отрицательной позицией Римского престола в отношении к новому догмату. Император Ираклий I в 641 г. на смертном одре отрекся от авторства и содержания «Эктесиса». Официально действие «Эктесиса» было прекращено в 648 г., новым указом «Типос», изданным константинопольским патриархом Павлом II (641 – 654 гг.) от имени императора Константа II (641 – 668 гг.). Тогда под угрозой наказания все споры на эту тему объявлялись запрещенными, а «Эктесис» был снят со стен храма Святой Софии в Константинополе.
Экумений – епископ города Трикка в Фессалии в X в., богослов, автор толкований на тексты Священного Писания.
Экфраза – один из жанров византийской литературы; развернутое, неспешно-подробное описание какого-либо объекта: храма, дворца, поместья, города и тому подобного.
Элакатий – См. Алакатий.
Элат – «гребец»; помощник корабельного мастера (протэлата), управлявшего сифоном для метания греческого огня.
Элатикон – дополнительная подать в пользу низших сборщиков «за утомление ног» – 0,5 милиарисия с номисмы государственной подати.
Элегия – «скорбная песнь»; стихотворно-музыкальный жанр, возникший при оплакивании усопших. В византийское время элегиями назывались печальные стихи.
Элефантина – древний город на одноименном острове у первого порога Нила в диоцезе Египет на границе с Нубией.
Элефантинская тюрьма – одна из тюрем на территории Большого дворца, недалеко от Элефантинских ворот, которые и дали ей название.
Элефтер – крестьянин, не записанный в государственный кадастр и не плативший государственных налогов, как правило, живший на земле какого-либо дината.
Элия Флацилла (Aelia Flaccilla) – первая жена императора Феодосия I Великого (379 – 395 гг.), мать императоров Аркадия (383 – 408 гг.) и Гонория (384 – 423 гг.). Дата рождения неизвестна, умерла в 386 г.
Эллада – древнее и современное название Греции. В византийскую эпоху употреблялось в двух значениях: как географическое обозначение Северной и средней Греции до Пелопоннеса и как название административной области – фемы Эллада, границы которой менялись. Эта фема была образована в конце VII в., с центром в городе Лариса. Фема Эллада нередко объединялась с фемой Пелопоннес под властью одного стратига. Около середины XI в. Эллада и Пелопоннес составляли одну фему.
Элленикон – часть войска Никейской империи, состоящая из грекоязычных воинов.
Эмаль – особая стекловидная многоцветная паста, которой византийские ювелиры украшали изделия из драгоценных металлов.
Эмеса – город (совр. Хомс) в Южной Сирии, на реке Оронт; центр провинции Финикия Ливанская, в диоцезе Восток.
Эмимонт – См. Гемимонт.
Эмпорий – специально оборудованный причалами, складами и торговыми рядами рынок на берегу моря, предназначенный для ведения оптовой торговли. Как правило, эмпориям предоставлялись пошлинные и складские льготы. При благоприятных условиях эмпорий мог развиться в портовый город.
Эмпоры – купцы.
Эмфитевсис – долгосрочная аренда с правом передачи земли по наследству.
Энапограф – приписной колон.
Эней Газский – философ-неоплатоник, принявший христианство, автор сочинения «Феофраст, или О бессмертии души и воскресении». В этом трактате Эней основательно разбирает и подвергает критике теорию переселения душ (метемпсихоз), популярную в языческой философской среде и разделяемую некоторыми христианскими богословами, в частности Оригеном. Сохранились также письма Энея Газского.
Энергоны – чиновники государственной администрации, осуществлявшие управление на местах, в том числе, собиравшие налоги и осуществлявшие судебные полномочия, в Никейской империи и в поздневизантийское время.
Энкауст – византийские чернила для письма, получаемые в результате отвара измельченных дубовых чернильных орешков, с добавлением толченого древесного угля, некоторых сортов древесной коры, а также медного купороса и камеди. Эти чернила, вошедшие в употребление с V в. от Р.Х., отличались от античных глянцево-черных сажных чернил желтовато-бурым тоном и тем, что их нельзя было смыть губкой, смоченной в воде. Энкауст с пергамента при необходимости выскабливали пемзой. К XV в. энкауст в Византии вытеснили так называемые железные чернила современного типа.
Энкаустика – «выжигание»; техника изображения восковыми красками (разогретым воском с минеральными красителями). В этой технике создавались ранневизантийские иконы VI – VIII вв.
Энколпион – См. Панагия.
Энкомий – панегирик, похвальная речь; один из традиционных жанров византийской литературы. Делится на следующие традиционные части: вступление, род, воспитание, деяния, сравнения, заключение. Каждый из основных разделов содержал еще несколько традиционных подразделов, например в разделе род: народ, родина, предки, родители.
Эннодий (Magnus Felix Ennodius) – святой, епископ Павии, христианский писатель. Родился около 474 г. в Арелате (совр. Арль), умер в 521 г. Рано переселился в Северную Италию, где занимался изучением риторики, а впоследствии ее преподавал. После расстройства намечавшегося брака с богатой невестой, принявшей монашеский постриг, Эннодий решил посвятить свою жизнь Церкви, и в Милане получил посвящение в диаконский сан. В 501 – 502 гг. Эннодий был членом римского Синода, который в то время пытался уладить раздоры между Западной и Восточной Церквями. В защиту решений Синода Эннодий впоследствии написал весьма резкое и энергичное сочинение. По возвращении из Рима он выступил с похвальным словом остготскому королю Теодориху Великому, в котором прославлял не столько его воинские подвиги, сколько интерес Теодориха к культуре, искусству, наукам и богословию. В 512 или 513 гг. Эннодий стал епископом в Павии. Папа Гормизд, которому Эннодий предсказал избрание на римский апостольский престол, два раза: в 515 и 517 гг. посылал его к императору Анастасию I в Константинополь в качестве полномочного представителя на переговорах по вопросам веры. В своем литературном творчестве Эннодий пытался соединить языческие и христианские традиции. Из большого количества прозаических произведений Эннодия особенного внимания заслуживает собрание его писем в девяти книгах. Круг его адресатов был очень обширен: у Эннодия были связи при бургундском дворе, он писал утешительное послание епископам, которых вандалы изгнали из Африки, но наиболее видное место в переписке занимают послания к знатным римлянам, например к папам Симмаху и Гормизду, к бывшему консулу Фаусту и его многочисленной родне. Отчасти прозой, отчасти стихами написал Эннодий наставление двум своим ученикам: Амвросию и Беату, отправлявшимся для завершения своего образования в Рим. Перу Эннодия принадлежат также: биография Епифания, епископа города Тицина, две речи на благословение пасхальной свечи, просьба об освобождении раба и двадцать восемь кратких речей риторического характера. Сохранились также две книги стихотворений Эннодия, включающие написанные в подражание святому Амвросию довольно слабые церковные гимны. Кроме того, среди поэтического наследия Эннодия имеются брачные песни, описания путешествий, панегирик епископу Епифанию. Вторую книгу стихов составляет сто пятьдесят одна эпиграмма. Наряду с христианскими эпитафиями и надписями к разным церковным постройкам, там встречаются исполненные в духе Марциала, но без его остроумия, стихотворения против сладострастных старух, евнухов и развратников, и даже пять эпиграмм, посвященных мифу о страсти Пазифаи к быку. Написал Эннодий и собственную автобиографию в виде молитвы, которая своим содержанием напоминает «Исповедь» блаженного Августина.
Энномий – пошлина за пастбище. В XI в. энномий составлял в год одну номисму с каждых ста голов овец или коз, и один милиарисий за каждую голову крупного скота.
|
|