Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Храм Святой Софии – 1) главный храм Константинополя, сооруженный в 532 – 537 гг. во II регионе столицы Анфимием Траллским и Исидором Милетским, выдающееся произведение византийской архитектуры. Первоначальное здание храма было возведено на площади Августеон в правление императора Константина Великого между 325 и 328 гг., в результате реконструкции языческого храма базиликального типа. При императоре Констанции II, между 351 и 360 гг., храм был значительно расширен. С тех пор он принадлежал арианскому клиру и только в правление императора Феодосия I еретики были изгнаны из него буквально силой оружия между 388 и 391 гг. Во время беспорядков, устроенных сторонниками смещенного с патриаршей кафедры святителя Иоанна Златоуста, 20 июня 404 г. храм вместе с Сенатом погиб в огне пожара. В 415 г. он был восстановлен и заново освящен. Этот храм также сгорел в ходе бунта Ника в январе 532 г., а на его месте было возведено новое здание в гораздо больших масштабах. Ход строительных работ, начавшихся 23 февраля 532 г., лично курировал император Юстиниан I, ежедневно посещавший стройку, отказавшись от послеобеденного сна. По его приказу со всех концов империи свозились лучшие строительные материалы: монолитные колонны из ценных пород камня, шлифованный мрамор изысканных расцветок, кирпичи из особой пористой глины с острова Родос. Широко использовались элементы более ранних построек (сполии), в том числе из бывших языческих храмов. Для возведения куполов, кроме облегченного кирпича, использовался облегченный бетон. Общая стоимость строительства составила огромную сумму – 3200 кентинариев золота (102,400 тонны). Строительство продолжалось 5 лет 11 месяцев и 10 дней, считая со дня пожара. В нем принимало участие до 10000 рабочих и 100 мастеров. От прежней базилики сохранились элементы конструкций слева от алтаря в районе диаконника (хранилища священных сосудов). Храм был украшен 427 статуями, собранными со всего Константинополя. Святая София была освящена 27 декабря 537 г., после этого для населения столицы был дан грандиозный пир и всенародные увеселения. По поручению императора и специально ко дню освещения храма, поэт Павел Силенциарий написал и впервые публично озвучил чудесную экфразу – подробное стихотворное описание великолепия этого архитектурного творения, сохранившееся до наших дней, но до сих пор не изданное в полном объеме на русском языке. Состав клира указом Юстиниана 535 г. был определен в количестве 425 клириков и 100 привратников. Храм представляет собой трехнефную купольную базилику длинной 77 метров и шириной 71,7 метра. Возведенный на парусах купол, диаметром 31,4 метра (диаметр современного купола, после ряда проведенных восстановительных работ), объединен с базиликальной частью при помощи сложной системы полукуполов, которая придает интерьеру Святой Софии поражающее грандиозностью и великолепием гармоническое единство. Главный купол возвышается над полом на высоте 55 метров. Створки главного входа были выполнены из окаменевшей древесины Ноева ковчега, доставленной в столицу специальной экспедицией. Внутри Святая София украшена цветным мрамором и мозаиками, которые были заштукатурены турками, превратившими храм после 1453 г. в мечеть. Наружный облик Святой Софии искажен турецкими пристройками XVI – XVIII вв., в том числе четырьмя минаретами. Превращение Святой Софии в музей в 1935 г. позволило расчистить часть мозаик VI – XIII вв. в тимпанах Царских врат и юго-западного входа, в апсиде и части верхней галереи. На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI вв., символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Тимпан юго-западного входа украшен мозаичной картиной, выполненной в середине X в., представляющей сидящую на троне Богородицу с младенцем Иисусом Христом на руках; по обеим сторонам трона стоят императоры: Константин I, подносящий Им модель Константинополя, и Юстиниан I с моделью храма Святой Софии. На апсиде также изображена Богородица с младенцем Христом, при этом золотой фон мозаики является оригинальным произведением VI в., а сами образы представляют собой репродукцию первоначальных изображений, частично уничтоженных в иконоборческую эпоху. На стенах верхней галереи расположены мозаичные портреты двух императорских семей: императора Константина IX Мономаха и его жены Зои, стоящих по сторонам от Иисуса Христа, и императора Иоанна II Комнина, его жены Ирины и их сына Алексея, стоящих слева и справа от Богородицы. Там же находится верхний фрагмент мозаики второй половины XIII в., на которой Богородица и Иоанн Креститель в Судный день просят Христа Пантократора смилостивиться над человечеством (Деисус); 2) главный храм города Никея, в котором проходили Первый и Седьмой Вселенские соборы; в XIII в. храм Святой Софии в Никее был патриаршим кафедральным собором, духовным центром Никейской империи и всего православного мира; 3) один из храмов Фессалоник, возведенный, вероятно, в начале VII в. в прибрежном районе города, на месте ранней большой базилики. В определенной степени фессалоникийский храм был подражанием храму Святой Софии в Константинополе. Здание храма представляет собой трехнефную базилику с куполом на «парусах». Впервые о фессалоникийском храме Святой Софии упоминает в 795 г. Феодор Студит, находившийся в то время в ссылке в Фессалониках. Уже тогда этот храм использовался церковными властями для проведения наиболее важных мероприятий, а начиная с X в. он приобрел положение кафедрального собора митрополии. Эту главенствующую роль он продолжал играть и в период латинской оккупации города 1205 – 1224 гг., когда в нем размещалась резиденция католического предстоятеля. В 1359 г. в храме Святой Софии был погребен видный церковный деятель эпохи, впоследствии канонизированный Григорий Палама. После турецкого завоевания Фессалоник в 1430 г. и до 1525 г. в храме продолжалось православное богослужение, а затем он был превращен в мечеть. Турки пристроили к фасаду портик в османском стиле, со стрельчатыми аркадами и античными колоннами, колокольню переделали в минарет, а всю внутреннюю живописную отделку храма, несущую христианскую символику, заштукатурили. К 1912 г., когда в Фессалониках утвердилась греческая власть, много мозаик уже было утрачено, прежде всего, при пожаре 1890 г. Удалось восстановить лишь те, что покрывали купол, апсиду и свод перед апсидой. На куполе изображена сцена Вознесения: в центре – Христос поднимается в небо, представленное как разноцветный диск, поддерживаемый двумя ангелами, а вокруг него, по ободу купола, расположены фигуры двенадцати апостолов и Богоматери Оранты в окружении двух ангелов, которые указывают апостолам на возносящегося Христа. Эта мозаика состоит из частей, выполненных в разные периоды: фигура Христа – в середине VII в., а Богоматерь и апостолы выложены в XI – XII вв. На мозаике апсиды на золотом фоне представлена Богородица, сидящая на троне с младенцем Христом на коленях. Данное произведение также не является однородным по времени создания. Фигура Богородицы была выложена в 780 – 790 гг. на месте первоначального изображения большого креста. Помимо мозаик были также открыты фрески на стенах нарфика, выполненные в XI в. и в художественном отношении уступающие мозаикам. На фресках изображен ряд выдающихся представителей монашества, в том числе: святой Феодосий Великий, святой Евфимий Великий и другие аскеты; 4) один из двух важнейших храмов столицы Трапезундской империи, сохранившийся до наших дней в неплохом состоянии. Этот храм построил император Мануил I Великий Комнин (1238 – 1263 гг.), как религиозный и политический символ величия возрождаемой империи, подобие константинопольского храма Святой Софии, находившегося под властью латинян. Основное здание было возведено в 1245 – 1255 гг. на высоком берегу моря и представляло собой поставленную на высокий подиум купольную базилику, имевшую в плане не равноконечный, а латинский крест. Главный неф украсили три апсиды, из которых центральная была пятиугольной. К южному, северному и западному фасадам примыкали три больших портика. Стены были выполнены не из общеупотребительного в то время кирпича, а из тесаного светло-серого с легкой желтизной камня. Барабан купола поддерживали изящные колонны из проконесского мрамора, привезенные, вероятно, из Константинополя. И внутри и снаружи стены храма были украшены каменными рельефами, многие из которых сохранились. В их числе резной фриз над главным входом южного портала, со сценами сотворения Евы и ее искушения, грехопадением Адама и Евы, изгнания их из Эдема, а также плача по потерянному раю и убийство Каином Авеля. Дважды встречаются изображения одноглавого комниновского династического орла: над центральными окнами главной апсиды и в тимпане южного портала. Пол храма был украшен мраморными мозаиками. К выдающимся произведениям византийской живописи относятся фрески храма Святой Софии, перекликающиеся по стилю с фресками константинопольского монастыря Христа Пантократора. Мануил I предполагал, что этот храм станет династической усыпальницей Великих Комнинов, но только он сам был похоронен в Святой Софии, а в дальнейшем эта традиция не получила продолжения. В сороковых гг. XV в. у храма была построена колокольня, также сохранившаяся до нашего времени.
Храм Святых Апостолов – 1) второй по значимости храм Константинополя (после храма Святой Софии), стоявший на центральной улице Месе в XI регионе столицы империи, западнее акведука Валента, на самом высоком из холмов города. Начало его возведения положил в 330 г. император Константин I Великий (306 – 337 гг.), и незадолго до его кончины храм был освящен в 337 г., но завершилось строительство в правление императора Констанция II (337 – 361 гг.), сына Константина Великого. Именно в этом храме был похоронен основатель Константинополя. Храм задумывался как хранилище мощей всех апостолов христианской Церкви, однако на деле в нем удалось собрать лишь мощи одного из двенадцати – святого Андрея, и двух из семидесяти – святого Луки и святого Тимофея. В 356 г. в храм Святых Апостолов были перенесены из Эфеса мощи святого апостола Тимофея, а в 357 г. там же положили мощи святых апостолов Луки и Андрея. Позже храм стал местом хранения мощей и других святых, в том числе: Иоанна Златоуста, Григория Богослова, а в IX в. – константинопольских патриархов Никифора I и Мефодия I. В храме Святых Апостолов были погребены и некоторые другие патриархи Константинопольские. В числе реликвий храма была и голова святого апостола Матфея, а также Столп бичевания Христа, другие менее значимые святыни и множество драгоценностей. Первоначально здание представляло собой крестообразный мартирий, совмещенный с цистерной, рукавами которого служили трехнефные базилики, перекрытые в центре куполом под бронзовой золоченой кровлей. Здание окружала изящная позолоченная металлическая ограда. Интерьер был богато украшен мозаиками, изображавшими, в частности, деяния апостолов. Алтарь храма был сооружен над мощами апостолов, хотя крипта, как таковая отсутствовала. В 356 – 370 гг. со стороны атриума был сооружен особый мавзолей для упокоения тела равноапостольного императора Константина Великого. После землетрясений и пожара 532 г., случившегося в ходе кровавого бунта столичного населения, храм Святых Апостолов был перестроен по инициативе императрицы Федоры, жены императора Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.). Архитекторы Анфимий Траллский и Исидор Милетский отстроили его фактически заново. При этом использовались строительные материалы, оставшиеся после возведения храма Святой Софии. Новый храм строился с 536 г. и был освящен 28 июня 550 г., уже после смерти Феодоры. Он имел в плане вид креста с пятью куполами. Серебряный алтарь, с мраморным балдахином на четырех колоннах, находился под центральным куполом, имеющим световые окна. Последующие императоры этот храм украшали и реставрировали; он служил прототипом для храмового строительства по всему Востоку, в том числе и на Руси. Типовыми по отношению к константинопольскому храму Святых Апостолов были, например, частично сохранившийся мартирий Святого Симеона Столпника в Сирии и собор Святого Марка в Венеции. Храм Святых Апостолов был соединен с двумя усыпальницами, где была погребена большая часть византийских императоров и императриц. В мавзолее Константина, помимо саркофага самого Константина Великого, позднее были установлены саркофаги императоров: Констанция II, Феодосия I, Льва IV, Василия I, Никифора I, Константина VIII и Василия II, а также императриц Пульхерии и Феофано. В мавзолее Юстиниана был похоронен сам Юстиниан I, его жена Феодора, император Юстин II с супругой Софией, а также императоры Ираклий и Феофил. Последним из монархов там был погребен Константин VIII в 1028 г. В храме Святых Апостолов неоднократно проводились Церковные соборы. Например, именно там начался Седьмой Вселенский собор, но был разогнан иконоборчески настроенными войсками. В 867 г. в этом храме был проведен собор, созванный патриархом Фотием (858 – 867 гг. и 877 – 886 гг.), осудивший патриарха Игнатия (847 – 858 гг. и 867 – 877 гг.). В 1347 г. там же состоялся один из соборов, утвердивших в Византийской Церкви учение святого Григория Паламы. В 1204 г. латинские крестоносцы, взяв Константинополь, разграбили гробницы храма, вывезли оттуда все ценное: золото, драгоценные камни, мощи святых. При этом с останками императоров и императриц захватчики обращались как с мусором. После возрождения Византийской империи в 1261 г., храм Святых Апостолов был отремонтирован, однако прежние блеск и слава его осталась в прошлом. В результате землетрясений к 1422 г. здание превратилось в руины, над которыми возвышались лишь огромные порфировые саркофаги. С огромным трудом храм был вновь частично восстановлен. После взятия Константинополя турками, султан Мехмет II в 1454 г. предоставил храм Святых Апостолов в распоряжение константинопольского патриарха Геннадия II Схолария (1453 – 1456 гг.), но патриарх долго там не пробыл из-за ветхости сооружения и враждебности местного мусульманского населения; вскоре он перебрался в монастырь Богородицы Всеблаженной. В 1471 г. Мехмет II разрушил храм Святых Апостолов и построил на его месте мечеть Фатих Джами, которая и стоит там до сих пор. Описание этого храма сохранилось в поэме Константина Родосского, византийского писателя X в.; 2) христианское святилище в I регионе Константинополя, на территории Большого императорского дворца, примыкавшее к триклинию Триконх. Храм возведен в IV – V вв., сгорел в девяностые гг. V в. в правление императора Анастасия I Дикора (491 – 518 гг.), но вскоре был восстановлен. Разрушившийся в результате землетрясений храм Святых Апостолов, был повторно восстановлен при императоре Тиверии II (578 – 582 гг.), и с того времени представлял собой базилику, перекрытую полусферическим куполом; 3) христианское святилище в столичном квартале Регий (VII и IX регионы). Этот храм был разрушен землетрясением между 946 и 958 гг. в правление императора Константина VII Багрянородного (911 – 959 гг.), но вскоре восстановлен. После реставрации храм Святых Апостолов стал представлять собой крестово-купольную постройку.
Храм Святых Сергия и Вакха – одно из наиболее известных христианских святилищ Константинополя, расположенное вблизи морской стены в III регионе столицы, к юго-западу от Сфенды ипподрома и западнее дворца Вуколеон. Храм был заложен в 527 г. императором Юстинианом I Великим (527 – 565 гг.) и его женой Феодорой, и возведен не позднее 536 г. Считается, что храм Святых Сергия и Вакха был создан в знак благодарности Юстиниана этим святым, за неожиданную отмену смертного приговора будущему императору по обвинению в измене в правление Анастасия I Дикора (491 – 518 гг.). Предположительно, здание этого храма в своей основе было уменьшенной копией и своеобразной испытательной моделью храма Святой Софии, строительство которого было закончено несколько позднее. Храм Святых Сергия и Вакха представлял собой квадрат в плане и куб в объеме. Октогональное подкупольное пространство соответствовало аналогичной конструкции храма сирийского города Эзра, построенного в 518 г. Восемь подкупольных опор соединялись тройными аркадами на двух уровнях. Интерьер оживляли расширяющиеся и сужающиеся хоры, охватывающие внутреннее пространство. Как и в храме Святой Софии, ажурная резьба украшала пилоны и капители аркадных колонн, поддерживающих хоры. Роскошные мозаики VI в. покрывали внутренние стены; ныне они скрыты под толстым слоем штукатурки и побелки. С середины VI в. в храме Святых Сергия и Вакха и в смежном базиликальном храме Святых Петра и Павла размещалось представительство римского папы в Константинополе. В этих храмах папским священникам было позволено проводить богослужение по западному обряду. Вероятно, этот обычай установился со времени посольства римского папы Вигилия к Юстиниану I в 551 г., когда император не осмелился силой захватить папу, искавшего убежища в алтаре храма Святых Сергия и Вакха. При турках храм Святых Сергия и Вакха был преобразован в мечеть.
Храм Фортуны – триумфальная арка в Константинополе, установленная императором Константином I Великим (306 – 337 гг.). Была украшена статуей Фортуны с крестом на лбу и символикой своей отражала дух времени перехода от языческого мировоззрения к христианскому в Римской империи. Языческим историком второй половины V в. Зосимом эта арка ошибочно упоминается как «храм», отсюда и наименование.
Храм Хрисокефалос (Златоглавый) – христианское святилище в центре цитадели Трапезунда, возведенное на месте древнего языческого капища и посвященное Богородице. Хрисокефалос впервые упоминается в 914 г., когда он стал кафедральным храмом митрополита Халдии. В 1222 г. Хрисокефалос был перестроен и стал использоваться для проведения коронаций и для захоронения трапезундских императоров из династии Великих Комнинов; там же хоронили и особ, приближенных к императорам. В самом здании храма были погребены трапезундские императоры Иоанн II и Алексей IV, а также Феодора Кантакузина, жена императора Алексея III, некоторые митрополиты и высшие трапезундские сановники. В непосредственной близости к храму похоронены императоры Андроник I и Андроник IV. После захвата Трапезунда турками в 1461 г., Хрисокефалос был конфискован у Православной Церкви. В архитектурном отношении здание храма к тому времени было результатом нескольких перестроек. Первоначально оно представляло собой трехнефную базилику с апсидой в конце главного нефа и гинекеями вдоль всей длины боковых нефов. При реконструкции XII в. здание было увенчано куполом, к нему был пристроен притвор. В XIII – XIV вв. снаружи был добавлен северный портал, а внутри с южной стороны устроена небольшая апсида, и здание, таким образом, приобрело в плане форму креста. Внутри храм был отчасти покрыт штукатуркой, отчасти обшит деревянными панелями.
Хризма – монограмма Христа, состоявшая из соединения первых букв имени: «Х» и «Р».
Хрисаргир – государственный налог на торговцев, ремесленников и вообще все городское население ранневизантийских городов, получавшее доходы в денежной форме, в том числе даже на нищих и проституток. Собирался золотом и серебром раз в 4 – 5 лет. Введен, вероятно, в правление императора Константина Великого. Приносил казне около тысячи литр золота в год. Все плательщики хрисаргира были внесены в специальные списки (регистры), что затрудняло возможность уклонения от уплаты.
Хрисафий Этомма – влиятельный евнух в чине кувикулария при дворе императора Феодосия II. Дата рождения неизвестна, умер в 450 г. Отличался красивой внешностью и большим корыстолюбием, сохранились слухи о его интимных отношениях с императором. Занял властное положение после конфликта, закончившегося прекращением всяких отношений между императором и его супругой. Принял на себя звание патрона партии прасинов. Активно интриговал против своих соперников, добиваясь безраздельного влияния на слабовольного императора. Был замешан в организации убийства видного византийского военачальника Иоанна Вандала, погубил карьеру популярного в народе префекта столицы и претория Кира, на долгие годы отстранил от власти сестру императора августу Пульхерию. Пытался подкупить германца Эдекона, состоящего на службе у повелителя гуннов, на убийство Аттилы за 50 литр золота. Эдекон передал сведения о намерениях византийцев Аттиле, и тот потребовал выдачи Хрисафия. Но конфликт удалось уладить дипломатическими средствами и богатыми дарами, и Хрисафий остался у власти. Карьера Хрисафия закончилась за несколько месяцев до смерти Феодосия; бывший фаворит по неизвестным причинам был отправлен в ссылку. После смерти Феодосия II, Пульхерия выдала Хрисафия на расправу Иордану, сыну Иоанна Вандала.
Хрисовул – «золотая печать»; один из типов византийских императорских грамот, известный с конца IX в. Он имел определенную форму и скреплялся золотой печатью с изображением василевса. Хрисовул собственноручно подписывался императором красными чернилами и вручался в торжественной обстановке. Дарованное «через хрисовул» считалось неотъемлемым. Пренебрежение императора Исаака I хрисовулами предшествующих императоров при конфискации владений вызвало бурю негодования знати против него.
Хрисополь – небольшой город (совр. Ускюдар) на восточном берегу Босфора, лежащий напротив Константинополя. В византийскую эпоху Хрисополь был обычным местом переправы через пролив в столицу.
Хрисотелия – денежная подать, вид налога с землевладельцев в ранней Византии. Этот налог появился в правление императора Анастасия I (491 – 518 гг.), заменив собой аннону – натуральный налог на содержание армии.
Хрисотриклиний – «золотой зал»; здание, в котором находился один из двух основных (наряду с Магнаврой) тронных залов Большого дворца в Константинополе. Сооружен при Юстине II (565 – 578 гг.) в период между 567 и 572 гг. В плане сооружение представляло собой правильный восьмигранник, перекрытый куполом (возможно в виде правильной восьмигранной пирамиды). Центральный восьмиугольный зал имел по вершинам своих углов восемь колонн, на которые опирались восемь арок, открывающих пространство в семь смежных залов под сводчатыми полуцилиндрическими потолками. Восьмая арка с восточной стороны открывала пространство на престольное помещение в форме апсиды. На арках центрального зала находились хоры, опоясывающие помещение сверху. На них каждая грань здания была прорезана арочным оконным проемом. Всего было восемь окон. На внутренних углах хоров находились восемь меньших, по сравнению с первым ярусом, колонн, несших восемь арок. На них опиралось основание купола, каждая из граней которого также была прорезана арочным оконным проемом. Хрисотриклиний был покрыт золоченой бронзой, его шестнадцать окон имели цветные витражи. В интерьере использовались редкие цветные отделочные камни, мрамор различных видов, мозаики, золото и серебро. При императоре Константине VII (911 – 959 гг.) дополнительно была создана мозаика в виде растительного узора с цветами в изящной рамке из серебра. В годы латинской оккупации города Хрисотриклиний был полностью разграблен крестоносцами. После освобождения Константинополя в 1261 г. это здание, как и весь комплекс Большого дворца не восстанавливалось и фактически не использовалось. К падению империи в 1453 г. Хрисотриклиний превратился в руины.
Хрисофилакс – монастырский казначей.
Христианская эра – летосчисление от предполагаемой даты рождения Христа. Введено монахом Дионисием Малым в первой половине VI в., предложившим за точку отсчета новой эры считать 753 г. от основания Рима, как год земного воплощения Иисуса Христа. На латинском языке обозначается формулой «от года Господня» (Anno Domini), по-русски – от Р.Х. (от Рождества Христова). Ныне исследователи Нового Завета располагают эту дату между 7 и 4 гг. до христианской эры, поскольку по сообщению Матфея Рождество Христово произошло «во дни царя Ирода» (Мф. 2:1), который умер в 4 г. до христианской эры, а по Луке – во время первой переписи, когда Квириний был правителем Сирии (Лк. 2:2), то есть около 6 г. до христианской эры.
Христодор Коптийский – византийский поэт конца V – начала VI вв. Происходил из городка Копт в окрестностях египетских Фив. Известен как эпический поэт и эпиграммист. Перу Христодора принадлежат поэмы «Исаврика» о древнейшей истории малоазийских городов и «Лидиака», посвященная истории Лидии. Вторая поэма, вероятно, была одной из ранних форм придворного эпоса, ставшего популярным жанром в византийской литературе эпохи ее расцвета в IX – XI вв. Именно из Лидии происходил правивший во время жизни Христодора император Анастасий I (491 – 518 гг.). Однако обе поэмы были утеряны. Из работ Христодора сохранились только многочисленные эпиграммы, объединенные в три книги. Особенно примечательна экфраза «Описание изваяний в общественном гимнасии, именуемом Зевксипповым» из 416 гекзаметров. Здание, о котором идет речь у Христодора, было построено в древнем Византии еще императором Септимием Севером (193 – 211 гг.) и известно как бани Зевксиппа, сгоревшие в ходе восстания Ника в 532 г. Описания Христодора включали в себя более или менее пространные характеристики около восьми десятков изваянных персонажей, в которых автор широко использовал риторические штампы. Особое место в экфразе Христодора Коптийского занимает описание статуи «богоравного мужа» Гомера, которому посвящены около полусотни строк.
Христофор Лакапин – старший и любимый сын императора Романа І Лакапина и его соправитель в 921 – 931 гг. Родился в 894 г., умер в 931 г. Дочь Христофора Лакапина была супругой болгарского царя Петра І (927 – 970 гг.), его малолетние сыновья Роман и Михаил были коронованы как номинальные соправители своего деда, отца, дядей и законного византийского императора Константина VII Порфирородного.
Христофор Митиленский – византийский поэт XI в. Родился около 1000 г., умер около 1050 г. Происходил из знатной семьи, имел титул ипата, а затем стал патрикием; служил императорским секретарем, позже был судьей в Пафлагонии. Ему принадлежат стихотворные обработки библейских текстов и два стихотворных календаря («святцы»), эпитафии, поэтические обращения к царственным особам и к высокому духовенству. Большей части его стихов присущи печальные мотивы, отражавшие трагическое восприятие действительности автором. В эпиграммах Христофор Митиленский с живым интересом описывал повседневную жизнь, дал сатирические портреты современников, осмеивал выскочек из простонародья. Одним из первых в византийской литературе стремился к индивидуализации образа. Перу Христофора принадлежат также стихотворные загадки, выразительные описания природных явлений, предметов быта, статуй, картин, вышитых ковров. Часть стихов Христофора насыщена мифологическими образами и упоминаниями древнегреческих ваятелей, художников и ученых, что свидетельствует о его основательном знакомстве с классической наукой и литературой. При этом он, как истинный христианин, не забывал обличать языческую религию.
Хронография – жанр исторической литературы, сочинение по всемирной истории, факты которой излагаются по хронологии.
|
|