Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Х" Ч.1 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Хазары – тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия IV в. и кочевавший на западе Прикаспийской степи. Византийцы познакомились с хазарами в VII в. и заключили союз для ведения войны против персов с Западным тюркским каганатом, в котором к тому времени хазары стали играть ведущую роль. В ходе этой войны хазары взяли, разграбили и сожгли подвластный персидскому шаху Тифлис (совр. Тбилиси). К середине VII в. хазары утвердились на берегах Черного моря и образовали собственное государство – Хазарский каганат, в VIII в. овладели большей частью Крыма и Северного Причерноморья, а также степными и лесостепными территориями Восточной Европы до Днепра. Первоначально столицей каганата был город Семендер на территории современного Дагестана, с начала VIII в. центром стал город Итиль в дельте Волги. В первой половине VIII в. часть хазар приняла иудаизм. В 735 г. в земли Хазарского каганата через Каспийский проход и Дарьял вторглись арабы и разгромили армию кагана. Каган и его приближенные приняли мусульманство, которое, однако, получило распространение только среди части населения каганата. Основным видом хозяйственной деятельности населения Хазарского каганата оставалось кочевое скотоводство. В долине Нижней Волги развивалось земледелие и садоводство. Экономической основой существования Хазарского каганата была торговля с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья и Ближнего Востока. Столица каганата Итиль стала важным центром ремесла и международной транзитной торговли, крупнейшим рынком торговли рабами. В течение VIII в. хазары сохраняли прочные отношения с Византией, что способствовало распространению христианства на их землях. На территории Хазарского каганата была создана подчиненная Константинополю митрополия, в которую входило семь епархий. В тридцатых гг. IX в. византийскими инженерами была построена хазарская кирпичная крепость Саркел (Белая Вежа) в районе нынешнего Харькова, для контроля за одним из торговых путей поставки арабского серебра в Европу. Но постепенно отношения хазар с Византией перестали быть дружественными, и византийцы, заинтересованные в ослаблении каганата, начали натравливать на хазар окружавших их кочевников. Главной силой, противостоявшей Хазарскому каганату, в X в. стало Древнерусское государство. Еще в IX в. русские дружины проникали в Каспийское море, а в 913 – 914 гг. и 943 – 944 гг. русские войска проходили через Хазарию и опустошили Каспийское побережье. В шестидесятых гг. X в. киевский князь Святослав совершил поход на Волгу и разгромил Хазарский каганат. Были захвачены и разорены крупнейшие города хазар: Итиль, Семендер, Саркел. К концу X в. Хазарский каганат прекратил свое существование. Последние остатки хазар в Крыму были истреблены византийцами и русскими дружинами в 1016 г.

Халдия – приморская область на крайнем северо-востоке Малоазийского полуострова, примыкающая к Трапезунду. Первоначально в VIII – IX вв. была турмой фемы Армениак. При императоре Феофиле (821 – 842 гг.), в 837 г. (по другим предположениям, в 824 или 863 гг.) была преобразована в фему Халдия с центром в Трапезунде. В правление императора Василия II Болгаробойцы (960 – 1025 гг.) правители Халдии носили звание дуксов, но позже значение Халдии упало и она стала обычной фемой. Основным населением Халдии были греки, лазы, армяне.

Халка – парадный вестибюль Большого дворца в Константинополе. За внешними воротами, соединявшими территорию дворцового комплекса с площадью Августеон, створки которых были покрыты широкими металлическими полосами, начинался полукруглый двор, огороженный массивной, но, скорее всего, ажурной по своему исполнению, бронзовой решеткой. Двор переходил в собственно Халку – ротонду под сферическим куполом, покрытым медной, либо бронзовой, отсюда и название, позолоченной черепицей. Внутренние малые бронзовые ворота вели, через портик схолариев, на территорию Большого дворца. Строительство комплекса Халки было начато в 324 г. при императоре Константине I (306 – 337 гг.). В середине центрального зала, под куполом, лежала плита из порфира (рота) – место императора во время торжественных церемоний. В 941 г. на этой плите император Роман I (920 – 944 гг.) сжег все долговые расписки константинопольцев. Композиционно рисунок пола из разноцветных мраморов, соответствовал форме роты, то есть являлся концентрическим. Стены также были облицованы мрамором, а в верхней своей части были покрыты мозаиками, переходящими в грандиозную подкупольную картину. Мозаики Халки воспроизводили победы византийского оружия над королевствами вандалов и остготов, а также триумф Велизария, передающего трофеи и пленных императору Юстиниану и его супруге Феодоре, изображения которых, в окружении ликующих приближенных, являлись узлом композиции. Халка не однажды страдала во времена бунтов константинопольской черни, в том числе в 498 г. против императора Анастасия I (491 – 518 гг.) и в 532 г. против императора Юстиниана I (527 – 565 гг.). Юстиниан I в 538 г. восстановил это здание в еще большем блеске, украсив мозаиками его полы и потолки. Вероятно, к этому же периоду относится появление чудотворного надвратного образа Христа в Халке, уничтоженного императором-иконоборцем Львом V (813 – 820 гг.), но позже восстановленного монахом-иконописцем Лазарем в середине IX в. В правление императора Василия I (866 – 886 гг.) Халка вновь была отреставрирована и стала служить местом заседаний императорского суда. В июне 913 г. в Халке произошел бой между мятежниками во главе с полководцем Константином Дукой и дворцовой гвардией. В 959 г. триклиний использовали для прощания с почившим императором Константином VII (911 – 959 гг.). От площади Августеон Халку отделяли большие железные врата, также именовавшиеся Халкой, внутренние малые медные ворота вели на территорию Большого дворца. Над воротами Халки первоначально имелась надвратная часовня Христа Спасителя, сооруженная при императоре Романе I (920 – 944 гг.). В 971 г., при императоре Иоанне I Цимисхии (969 – 976 гг.), часовня была перестроена в храм, примыкающий к воротам. При постройке этого храма использовались материалы специально разобранного для этого Икономиона, крупнейшей бани Большого дворца, построенной еще императором Константином Великим. В храме Христа Спасителя на Халке хранились христианские реликвии, вывезенные Иоанном Цимисхием из походов на Восток; в 976 г. этот храм стал его усыпальницей. Кроме того, Халкой называлась одна из тюрем Большого дворца, расположенная рядом. Период власти крестоносцев в Константинополе в 1204 – 1261 гг. нанес дворцу непоправимый урон: мраморная облицовка и бронзовая крыша были сняты, выломаны мозаики пола. Халка, как и весь Большой дворец, после освобождения Константинополя от латинян была заброшена и к 1453 г. превратилась в руины. В настоящее время заканчиваются работы по созданию археологического музея под открытым небом после проведения раскопок пропилей и собственно ворот Халки.

Халкида – главный город греческого острова Эвбея, расположенный на его западном берегу, у пролива Эврип, отделяющего Эвбею от материковой Греции. С древнейших времен Халкида принадлежала к числу важных греческих торговых городов благодаря своему удобному положению на перекрестке морских торговых путей. После херонейской битвы в 338 г. до Р.Х. Xалкидой овладели македоняне. При римлянах город продолжал процветать и развиваться благодаря своему выгодному военно-стратегическому положению. На заре христианской эры этот город был известен под именем Эврип. До начала XIII в. Халкида находилась в составе Византийской империи. Затем Эвбея была занята венецианцами, а Халкида с 1209 г. стала столицей островного королевства Негропонт под властью Венеции. Венецианцы владели островом и городом до 1470 г., когда Эвбею оккупировали турки.

Халкидон – город (совр. Кадыкей в Турции) в провинции Вифиния при входе в Боспор напротив Константинополя.

Халкидонский собор – Четвертый Вселенский собор, созванный в 451 г. императором Маркианом по соглашению с папой Львом I Великим для рассмотрения дела монаха Евтихия. Последний был осужден в 448 г. Флавианом, патриархом Константинопольским, однако был оправдан в 449 г. «Разбойничьим» Эфесским собором, незаконно созванным Диоскором, патриархом Александрийским. На собор в малоазийском городе Халкидоне, продлившийся с 8 октября по 1 ноября 451 г., собралось от 500 до 600 епископов, в большинстве своем представлявших восточные Церкви. Они осудили как еретическое учение Евтихия о том, что Иисус Христос обладает лишь «одной природой после соединения» его божественности и его человечества. Собор торжественно провозгласил, что в Иисусе Христе две природы, божественная и человеческая, каждая – совершенная и особенная, соединены в одной ипостаси Слова, второго Лица Троицы; тем самым собор опровергал несторианскую ересь, признававшую два Лица в Иисусе Христе. Собор объявил учение об ипостасном единстве, изложенное в догматическом послании папы Льва Великого к Флавиану в 449 г., учением отцов Церкви, и постановил, что надлежит исповедовать Иисуса Христа, «Совершенным по Божеству и... Совершенным по человечеству... познаваемым в двух природах неслиянно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо». Собор не обеспечил духовного согласия на Востоке, однако его вероопределение на протяжении веков оставалось основой Православия.

Халкотубы (окридии) – поножи, часть доспехов, надевавшаяся на голень.

Халкопраты – медники.

Хамданиды – династия эмиров Мосула (929 – 991 гг.) и Халеба (945 – 1004 гг.), основной противник Византийской империи на Ближнем Востоке в период византийско-арабских войн X в. Основатель династии Абдаллах Абду-л-Хайджа бен Хамдан, происходящий из арабов-тагдибитов, был талантливым полководцем Аббасидского халифата и погиб в 929 г., защищая халифа Мухаммада ал-Кахира. Важнейшими представителями этой династии были Сейф ад-Даула (945 – 967 гг.) и Абу Таглиб (967 – 979 гг.).

Хандак (Кандия) – укрепленный город (совр. Ираклион) на острове Крит, основанный арабами, захватившими остров в первой половине IX в. и превратившими его в базу для своих пиратских набегов на прибрежные области Византийской империи. Хандак был завоеван византийским полководцем Никифором Фокой в 961 г. после восьмимесячной осады. 13 июля 960 г. византийское войско высадилось на Крите и начало осаду крепости. Ее укрепления оказались настолько мощными, что взять ее с ходу не удалось, в то же время в глубине острова мусульмане уничтожили один из отрядов византийской армии под командованием стратига фемы Фракисиев Никифора Пастилы. Никифор Фока был вынужден перейти к осаде города, блокировав Хандак на суше и на море. Эмир Крита обратился за помощью к мусульманским правителям Африки и Испании, но на его призыв никто не откликнулся, а критское ополчение, собранное на самом острове, вскоре было наголову разгромлено византийцами. Для устрашения противника Никифор Фока приказал камнеметами забрасывать в город не только тяжелые снаряды, но и отрубленные головы погибших арабских воинов. Обороняющимся удалось отразить первый приступ византийцев, но 7 марта 961 г. Никифор Фока снова двинул войска на штурм. Стенобитные машины византийцев разрушили один из участков стены, одновременно в результате подкопа были обрушены две оборонительные башни. Византийские воины ворвались в город через проломы и почти поголовно уничтожили всех измученных голодом арабов в Хандаке. После окончания боевых действий Никифор оставил на острове сильный гарнизон и отплыл в Константинополь, где его ожидал триумфальный прием, а Крит надолго вернулся под скипетр византийских императоров.

Характий – монетарий, работник государственного монетного двора.

Харерия – вид шелковой ткани персидского происхождения. Харерии доставлялись в Византию чаще всего из Сирии.

Харизма – благодать. Особая божественная сила, ниспосылаемая человеку свыше с целью преодоления внутренне присущей ему греховности и достижения спасения в загробной жизни.

Харисий Флавий Сосипатр – римский грамматик IV в., выходец из Северной Африки. Написал сохранившееся сочинение «Искусство грамматики» («Ars grammatica») в пяти книгах, представляющее особую ценность благодаря многочисленным цитатам из древней литературы.

Харистикарий (бенефициарий) – владетель в Византии, получивший право распоряжаться монастырским имуществом и доходами, с условием несения службы империи. Харистикарий получал все доходы монастыря и обязан был содержать братию, поддерживать здания, вести все хозяйство. Излишек доходов, шел в пользу харистикария.

Харистикий (бенефиций) – «щедрый»; пожалование монастыря светскому или духовному лицу, с правом распоряжаться монастырским имуществом и доходами. Харистикий передавался императором или патриархом харистикарию пожизненно или на несколько поколений. Особенность византийского харистикия, отличающая его от западного бенефиция, сложилась как последствие иконоборческой эпохи, когда светская власть в своей борьбе против монашества прибегала к секуляризации монастырских земель, что давало императору обильный источник для земельных пожалований. По причине этого обстоятельства первоначальный смысл харистикия, как пожалования земель вообще, а не только монастырских, был потерян, и харистикий стал пониматься исключительно в смысле пожалования монастырских земель. Пожалования монастырей светским и духовным владетелям известны с конца IX в., наибольшее распространение они получили в XI – XII вв., а с XIII в. стали редким явлением. Харистикий содействовал подчинению мелких монастырей, основанных сельскими общинами, власти динатов и созданию слоя бенефициариев, лично обязанных государю; причем пожалования делались не за счет казны, а из фонда церковных земель.

Харитон Евгениот – константинопольский патриарх в 1178 – 1179 гг. До патриаршества был игуменом Манганского монастыря в Константинополе. Правление его было ничем не примечательно.

Харпезикий – область на востоке Малой Азии, преобразованная в византийскую фему после 940 г.

Харсиан (Харсий) – византийская фема, названная по имени полководца Харсия, отличившегося в войне с персами в царствование Юстиниана I Великого. Эта фема примыкала к северо-восточным границам Каппадокии, на западе граничила с Вукелларием, на севере с Пафлагонией и Армениаком.

Хартия (харатья) – писчий материал и сама рукопись.

Хартофилакс (хартофилак) – 1) чиновник патриаршей или митрополичьей канцелярии, ведавший архивами; библиотекарь. Первые упоминания о хартофилаксах относятся к VI в. Великим хартофилаксом или хартофилаксом Великой Церкви именовался главный патриарший архивариус – член пресвитерского совета. В X – XV вв. хартофилакс стал правой рукой патриарха, надзирал за порядком в среде столичного духовенства и мирян, являлся «представителем закона» во всех разбираемых синодом судебных делах, при этом по-прежнему исполнял свои обязанности хранителя документации Константинопольской Патриархии, руководил также канцелярией, подготовкой официальных документов, которые, имел право подписывать в отсутствие патриарха, регистрировал акты Синода. Патриаршая канцелярия считалась образцовой по уровню организации делопроизводства. В подчинении хартофилакса находился большой штат писцов и нотариев. Во время патриаршества Филофея (1353 – 1354 и 1364 – 1376 гг.) в его канцелярии трудились 40 писцов; 2) монастырская должность хранителя книг и документов. Впрочем, часто обязанности хартофилакса исполнял скевофилакс.

Хартуларий (chartularius) – сравнительно высокий византийский титул и одновременно чин, в частности, офицера, в чьем ведении были списки воинов (стратиотов) фемы или тагмы. В фемном войске хартуларий был третьим по важности командиром после стратига и топотирита, и командовал половиной войсковых подразделений. Хартулариями также называли управляющих отдельными частями дукатов в византийской Италии. В отсутствие дуксов хартуларии могли исполнять их обязанности в столицах дукатов.

Хасе – араб-невольник, сделавшийся влиятельным вельможей с чином протоспафария при дворе императора Александра в IX – X вв.

Хеландия – тяжелый боевой корабль. В византийский период этот термин заменил собой триеру (античное судно с тремя рядами весел). По мнению некоторых специалистов, хеландия, вероятно, была тождественна дромону и являлась его просторечным названием.

Хербатикий (herbaticum) – «травное»; денежный или натуральный побор с зависимого сельскохозяйственного производителя за право выпаса скота на лугах землевладельца. Впервые появился в VIII в. в византийской Италии, как следствие формализации земельных отношений.

Хернивоксест – чаша для воды, предназначенная для умывания.

Херсонес Таврический – древний город в Крыму, основанный в 422 – 421 гг. до Р.Х. греками, переселившимися из Гераклеи (Ираклии) Понтийской. С IV в. до Р.Х. играл роль крупного торгового центра на Черном море. Основными партнерами Херсонеса были Афины, а несколько позднее, острова Делос и Родос, а также город Дельфы. Около 110 г. до Р.Х. херсонесцы обратились с просьбой о защите от скифских набегов к Боспорскому царству, и вскоре Херсонес вошел в его состав. Затем, с середины I в. до Р.Х., город находился в подчинении у Римской империи. В этот период Херсонес служил крупной базой по снабжению империи причерноморским зерном. В III – IV вв. от Р.Х. ему неоднократно приходилось выдерживать натиск кочевых племен, сильнейшими из которых были гунны. В это время Xерсонес сделался крупным христианским центром на границе цивилизованного мира, важным опорным пунктом Византийской империи в Причерноморье, главным городом фемы Таврика (Климаты). В Херсонесе был размещен небольшой византийский гарнизон. Город нередко служил местом ссылки неугодных сановников, среди которых были римские папы Климент I и Мартин I, а также свергнутый император Юстиниан II (685 – 695 гг. и 705 – 711 гг.). В 988 г. Херсонес был захвачен великим киевским князем Владимиром Святославичем, где, по некоторым известиям, он и крестился в том же году. В русских летописях Херсонес именовался Корсунью. С падением Константинополя в 1204 г. под натиском крестоносцев, Херсонес перешел под власть Трапезундской империи, а затем, в начале XIV в. отошел к генуэзцам. Город стал постепенно приходить в упадок, и век спустя, после разрушительного набега золотоордынских войск Едыгея, он совершенно опустел и превратился в развалины. Ныне остатки строений Херсонеса находятся в черте современного города Севастополя.

Хилиарх – «тысячник»; командир хилиархии, согласно «Стратегикону» Маврикия.

Хилиархия – воинское формирование, согласно «Стратегикону» Маврикия, то же, что и мира.

Химьяриты – оседлая арабская народность, занимавшая территорию Юго-Западной, так называемой, «Счастливой» Аравии (Йемен). Йемен играл важную роль в развитии торговых связей стран Средиземноморья с Востоком и был ареной длительной борьбы византийского и персидско¬го влияний. Стремясь укрепить позиции в Йемене и Эфиопии, важнейших опорных пунктах своей политики на Ближнем Востоке, Византия проводила там политику христианизации. Когда в начале VI в. в Йемене возникло движение против христианства и верх стали одерживать языческие и иудейские группировки, Византия выступила в качестве тайного инициатора нападения Эфиопии на Йемен. Государство химьяритов было подчинено эфиопам и некоторое время продолжало оставаться в сфере влияния Византии. Однако недовольство господством эфиопов привело к союзу значительной части химьяритской знати с Ираном. В 575 г. в результате военной экспедиции Ирана эфиопы были изгнаны из страны, и Йемен превратился в персидскую провинцию.

Хиос – 1) остров в Эгейском море у западного побережья Малой Азии, в древности заселенный ионийскими греками. Славился своим вином и керамическими изделиями. В начале V в. до Р.Х. находился под властью персов, в 479 г. до Р.Х. вернул себе независимость и присоединился к Делосскому союзу. Поддерживая хорошие отношения с Римской империей, Хиос оставался независимым от римлян до правления императора Веспасиана, когда он стал частью римской провинции Азия. В VI в. остров служил складом товаров государственной торговли Византийской империи. С конца VII до X вв. остров пребывал в упадке, как и большинство малоазийских и греческих областей Византийской империи. Экономическое возрождение Хиоса началось в XI в., в тоже время на острове была возведена крепость и другие оборонительные сооружения. В 1090 г. Хиос был захвачен сарацинскими пиратами, однако три года спустя они были изгнаны византийцами. В 1124 и в 1171 гг. остров пытались завоевать венецианцы, но оба раза потерпели неудачу. После образования Латинской империи в 1204 г. Хиос достался венецианцам, которые удерживали его за собой до 1225 г. Затем никейский император Иоанн III Дука Ватац (1221 – 1254 гг.) отвоевал остров и возвратил его империи. В 1261 г. возрожденная Византийская империя передала Хиос знаменитому генуэзскому роду Цаккариа; 2) небольшая морская византийская фема, созданная при разделении фемы Эгейское море в начале XI в. Охватывала остров Хиос и близлежащие мелкие острова.

Хиробаллиста – византийская боевая метательная машина.

Хироманган – один из видов катапульты, небольшой ручной камнемет.

Хироманикии – наручи; элемент защитного вооружения.

Хирономия – «рукоправление»; система особых дирижерских жестов, с помощью которых руководитель византийского церковного хора (протопсалт, доместик) общался со своими певчими. В ходе песнопения протопсалт вычерчивал руками в воздухе знаки музыкальной нотации, определявшими темп и высоту звучания звука, а певчие должны были мгновенно реагировать на эти знаки.

Хиротесия – «руковозложение»; обряд посвящения в низшие церковные должности (чтеца, певчего, иподиакона и прочие), который должен пройти также и всякий готовящийся к принятию сана священника.

Хиротония – «рукоположение»; обряд возведения в священный сан (диакона, священника, епископа), таинство передачи божественной благодати от вышестоящего чина посвящаемому.

Хитон – нижняя одежда из льняной или шерстяной ткани в виде рубахи до колен, как правило, без рукавов; на плечах скреплялся особыми застежками или завязками, на талии перетягивался поясом. Тоже что латинская туника.

Хламида (chlamys) – парадная одежда византийских царедворцев, плащ, на античный манер застегивающийся фибулой на правом плече.

Хлена – теплый верхний плащ.

Хлиара – город (совр. Гердюк-кале в Турции) в Малой Азии, недалеко от Пергама и Адрамиттия. В правление византийского императора Алексея III (1195 – 1205 гг.) Хлиара была столицей фемы Неокастра.

Хойник (хеник) – византийская мера объема равная 1,08 литра. Хойник считался нормой муки для выпечки хлебной булки, достаточной для однодневного пропитания взрослого мужчины. Хойник делился на две ксесты, четыре котилы или на двадцать четыре киафов.

Хонефтерион – небольшой резервуар в храмах для мытья рук клириков и священных сосудов.

Хонсарий – «разбойник, грабитель»; разведчик, соглядатай и диверсант в византийской армии.

Хоны – город (совр. Хуназ в Турции) во Фригии, юго-западнее Лаодикеи, в верхнем течении реки Инд. Родина историка Никиты Хониата и его брата Михаила, афинского митрополита и писателя.

Хора – сельская округа, тяготеющая к определенному городу.

Хорафий – надел, обычно пахотной земли.

Хорваты – южнославянские племена, в VII в. заселившие значительные пространства Далмации и Паннонии и частично смешавшиеся с местным романизированным иллирийским и фракийским населением. В X в. приняли христианство от византийцев, но в XI в. подчинились римскому папе, ввели латинскую литургию и обособились от православных сербов по религиозному признаку, при этом и по языку, и по обычаям остались родственны сербам. Тогда же Хорватия приобрела независимость, и князья ее стали именоваться королями. В 1102 г. хорваты признали своим королем венгерского короля Коломана. С тех пор хорваты разделяли историю Венгрии, пользуясь рядом вольностей под управлением венгерских наместников (банов).

Хорегия – обычай раздачи императором мелкой монеты простонародью столицы Византийской империи в дни больших торжеств: коронаций, бракосочетаний василевсов и тому подобных событий.

Хорепископ – «сельский архиерей»; иерарх Церкви в поздней Римской империи, избранный в отдаленном от городов большом селении для управления христианской общиной. Хорепископы известны в истории Церкви с III в., в середине которого они во множестве окормляли паству в сельской местности в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Малой Азии. На первых порах хорепископы были полноправными епископами, но в IV в. их иерархические полномочия были значительно урезаны. Им запрещено было рукополагать пресвитеров и диаконов, а разрешено поставлять клириков не выше иподиаконов. Штат хорепископов стал тогда очень малочисленным: один или несколько диаконов и несколько чтецов. Хорепископы были с самого начала слишком бедны материально, не блистали образованностью, и, в конце концов, попали в полную зависимость от архиереев ближайших городов. После IV в. хорепископы исчезают из истории, вместо них для служения в сельской местности стали поставлять простых пресвитеров, подчиненных городским епископам.

Хорики – крестьяне-земледельцы, населяющие сельскую округу какого-либо округа.

Хоропакт – взнос зависимого крестьянина (парика) за держание господской земли. Хоропакт и повинности париков в пользу господ не регулировались государством, их объем зависел от воли собственников земель.

Хоругвь – укрепленное на длинном древке полотнище с изображением Иисуса Христа, Богородицы или святых. Во время крестного хода хоругви несут впереди шествия.
Хоры – верхняя галерея или балкон, расположенные над западной частью христианского храма и боковыми нефами; обычное место расположения церковного хора.

Хосров II Парвиз (Победоносный) – шах Ирана в 590 г., а затем в 591 – 628 гг., последний великий правитель из династии Сасанидов. Начал борьбу за власть после смерти своего отца – шаха Хормизда IV, погибшего в 590 г. в результате заговора сторонников династии Аршакидов. Чудом избежав смерти, Хосров II сумел организовать сопротивление провозглашенному шахом вождю заговорщиков Бахраму Чобину, талантливому полководцу, происходившему из парфянского рода Михрам, младшей ветви Аршакидов. Благодаря поддержке византийского императора Маврикия (582 – 602 гг.), войскам Хосрова удалось нанести поражение силам узурпатора, и Бахрам был свергнут с престола. В 591 г. Хосров получил корону шахиншаха (царя царей). Оставаясь ревностным зороастрийцем, продолжал политику своего отца, покровительствовавшего христианам в Персидской державе (несторианам и монофизитам). На государственные средства сооружал храмы и монастыри, построил поражавший современников своим великолепием храм Богородицы в Ктесифоне, столице Ирана. Две жены Хосрова: Мария, дочь императора Маврикия, и Ширин – были христианками. После убийства императора Маврикия в 602 г. и узурпации власти в Византии императором Фокой (602 – 610 гг.), отношения между империей и Ираном резко ухудшились. В 603 г. Хосров II поддержал византийского претендента на престол Лже-Феодосия и даже короновал его по монофизитскому обряду. В результате в 604 г. вспыхнула война. В 605 г. шахские войска взяли приступом пограничную крепость Дару, в 606 г. вторглись в византийскую Армению, Месопотамию и Сирию. Полководец Хосрова Шахрбараз завоевал Эдессу, Антиохию, Дамаск и другие сирийские города. В 614 г. он осадил и взял Иерусалим при активной поддержке иерусалимской еврейской общины. Город был беспощадно разорен, а христианские жители перебиты или переселены на территорию Ирана. Святой Крест, на котором был распят Христос, был захвачен и отправлен в Ктесифон. В 619 г. Шахрбараз овладел Александрией и завоевал Египет. Другой полководец Хосрова, Шахин, вторгся в Киликию в 615 г., занял Кесарию и, продвигаясь на запад, взял Халкидон. Только к 623 г., сменивший Фоку на троне император Ираклий I (610 – 641 гг.), смог набрать новое войско и начать контрнаступление. В результате, трех победоносных походов византийцев, разгромивших ряд персидских провинций, Иран потерял способность к дальнейшему сопротивлению, и полководцы Хосрова в Ксесифоне составили заговор против своего шаха. В 628 г. Хосров II был свергнут и убит заговорщиками во главе с его сыном Кавадом II. В ходе переговоров, последовавших за гибелью Хосрова, Иран вернул Византии все завоеванные у нее земли, пленных и трофеи.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 30 Января, 2008 - 07:05:26
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Х" Ч.1 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0053 ]   [ Gzip выкл. ]