Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Ф" Ч.3 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Феофан Исповедник (Сигрианский) – преподобный, византийский хронист. Родился около 760 г. в Константинополе, умер в 817 г. на острове Самофракия, куда он был сослан в ссылку императором-иконоборцем Львом V. Происходил из высокопоставленной семьи и сам начал придворную карьеру в годы самостоятельного правления императора Льва IV, однако затем вместе с женой принял монашество и основал монастырь Мегас Агрос («Великое Поле») в Сигрианских горах на южном побережье Пропонтиды. Феофан известен главным образом своей «Хронографией», написанной в 810 – 814 гг., в которой в значительной мере на основе не дошедших до нас источников, представлено погодное описание событий за период с 284 по 813 гг. Этот труд Феофан создал как продолжение «Хронографии» своего умершего друга Георгия Синкелла. Для периода 769 – 813 гг. «Хронография» Феофана Исповедника является единственным последовательным изложением истории Византии и сопредельных стран. Кроме того, более поздние византийские историки приписывали Феофану сочинение ямбических стихов против еретиков. Феофан Исповедник, стоявший на позициях ортодоксального монашества, выражал резко враждебное отношение к иконоборчеству, его идеалом был император Константин I Великий. Родственником Феофану по материнской линии приходился император Константин VII Багрянородный (911 – 959 гг.). Одно из сохранившихся житий Феофана Исповедника принадлежит перу константинопольского патриарха Мефодия I (843 – 847 гг.), преподобный Феодор Студит написал «Похвалу» в его честь.

Феофан и Феодор Грапты (Начертанные) – святые исповедники, палестинские монахи родом из Иерусалима, известные церковные поэты-гимнографы, ученики Михаила Синкелла. Братья Грапты вместе со своим учителем прибыли в Константинополь в 813 гг., где за свою верность иконопочитанию подвергались преследованиям в царствования императоров-иконоборцев: Льва V (813 – 820 гг.) и Феофила (821 – 842 гг.). Их неоднократно ссылали из столицы, истязали и бросали в тюрьмы. Братья Грапты успешно защищали святые иконы в споре с Феофилом, за что по его повелению получили по двадцать ударов палками, а на их лбах каленым железом были выжжены оскорбительные «ямбы» собственного сочинения императора. Феодор Грапт умер в заключении в 841 или 842 гг. в возрасте около шестидесяти шести лет, а его брат Феофан, переживший императора Феофила, в 843 г. получил кафедру никейского митрополита. Родился Феофан в 778 г., а умер в 845 г. Сохранилось житие Феодора Грапта, составленное Симеоном Метафрастом.

Феофан Патрикий – выдающийся политический деятель и флотоводец, паракимомен. В 941 г. одержал победу над флотом киевского князя Игоря в Мраморном море. Множество русских кораблей Феофан сжег греческим огнем, остальные обратились в бегство. Затем он разгромил остатки русского флота, отступающего из Халдии. За эти победы патрикий Феофан получил от императора высокую придворную должность паракимомена. После свержения императора Романа I Лакапина (920 – 944 гг.) патрикий Феофан оказался замешанным вместе с константинопольским патриархом Феофилактом (933 – 956 гг.) в заговоре с целью вернуть Романа на престол. Намерения заговорщиков стали известны императору Константину VII в 947 г., в результате патрикий Феофан был снят со всех постов и отправлен в ссылку.

Феофан Хрисовалант – византийский медик X в. По заказу императора Константина VII Багрянородного составил учебник по медицине («Epitome de curatione morborum») в 297 главах на основе сведений из трудов прославленных врачей IV – VII вв.: Оривазия Пергамского, Александра Траллского, Аэция Амидского и Павла Эгинского. Кроме того, он написал трактат по фармацевтике («De remediis»), до сих пор не опубликованный, а также трактат о лечебной ценности различных видов питания («De alimentis»).

Феофаний – византийский монах начала VIII в. О жизни его ничего не известно. Около 710 г. написал небольшую «Хронику», где выделил семь возрастов человечества: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость и глубокую старость. На основании своего исторического анализа и хронологических расчетов Феофаний предсказал конец света в 880 г.

Феофания (Феофано) – святая, византийская императрица, супруга императора Льва VI. Происходила из Константинополя от богатых и знатных родителей, переселившихся с Востока. Отцом ее был патрикий Константин, из влиятельного рода Мартинакиев. Существует предположение, что по линии отца Феофания приходилась близкой родственницей Евдокии Ингерине, матери Льва VI. Впрочем, официально Феофания стала невестой Льва VI, будучи избранной императором Василием I и царицей-матерью Евдокией в Магнаврской палате Большого дворца из 12 самых прекрасных девиц, отобранных по всей империи. Свадьба была отпразднована зимой 881 – 882 гг. После смерти Евдокии Феофания была провозглашена августой и, видимо, имела большое влияние на императора Василия I. Умерла Феофания 10 ноября 895 г.

Феофано (Феофания) – августа, супруга двух императоров: Романа II (945 – 963 гг.) и Никифора II Фоки (963 – 969 гг.), мать императора Василия II Болгаробойцы (960 – 1025 гг.) и его брата Константина VIII (962 – 1028 гг.), мать Феофано, императрицы германской, и Анны, выданной замуж за киевского князя Владимира Святославича. Была дочерью константинопольского шинкаря, но сумела стать прекрасной, обольстительной и утонченной женщиной своего времени, одинаково выделявшейся своей красотой, способностями, честолюбием и порочностью. Она увлекла молодого наследника престола, Романа, лишившегося своей малолетней, номинальной супруги Берты, и, овладев его сердцем, достигла царского престола. По смерти отца Романа, императора Константина VII Багрянородного, Феофано заставила Романа изгнать из дворца его сестер, образованных царевен, и заключить их в монастырские стены. Мать Романа, императрица София, не смогла пережить это горе и вскоре умерла. Преданный удовольствиям Роман царствовал недолго; по-видимому, еще при его жизни Феофано завязала сношения с полководцем Никифором Фокой, и старый воин вполне поддался ее чарам. После смерти Романа Феофано была провозглашена регентшей своих малолетних сыновей, но скоро престол занял Никифор Фока, женившийся на Феофано. После шести лет царствования Никифора II, против него образовался заговор, во главе которого стала Феофано и ее любовник, блестящий сподвижник Никифора II, полководец Иоанн Цимисхий. Никифор был зверски убит в своих покоях и Цимисхий овладел престолом. Но Феофано просчиталась; Цимисхий немедленно изгнал ее из дворца, по требованию патриарха, возмущенного их преступлением. Феофано была отправлена в ссылку в отдаленный армянский монастырь и возвращена оттуда императором Василием II лишь после смерти императора Иоанна I Цимисхия, в 976 г. Однако никакой роли в политике она уже не играла.

Феофано (Феофания) – византийская принцесса, дочь императора Романа II (945 – 963 гг.) и августы Феофано, сестра императоров Василия II Болгаробойцы (960 – 1025 гг.) и Константина VIII (962 – 1028 гг.), и великой княжны киевской Анны. Родилась в 955 г., умерла в 991 г. Славилась своей красотой, умом и изяществом. В результате долгих переговоров Константинополя с Оттоном I (962 – 973 гг.), императором Священной Римской империи германской нации, Феофания была выдана замуж за наследника германского престола принца Оттона, будущего императора Оттона II (973 – 983 гг.). Бракосочетание совершилось в храме Святого Петра в Риме 14 апреля 972 г. Этот династический брак положил конец дипломатическим спорам об императорском титуле между Византией и немецким государством, прекратил посягательства саксонской династии на владения Византийской империи в Южной Италии и установил долговременные союзные отношения между двумя империями. Феофания принесла во двор немецких императоров византийские порядки и греческую образованность. Своего сына, будущего императора Оттона III (983 – 1002 гг.), она воспитала в византийском духе, привила ему любовь к высокой культуре. Греческим языком владели и дочери Феофании – немецкие принцессы. После смерти своего мужа, германская императрица Феофания в пору малолетства своего сына в течении семи лет правила немецким государством как регентша в 984 – 991 гг.

Феофил – александрийский патриарх в 385 – 412 гг. Начало своего патриаршества Феофил посвятил искоренению языческих культов в Египте. Используя полномочия, которыми его наделил император Феодосий I, Феофил решительно приступил к разрушению языческих храмов Александрии и ее пригорода Канопа; возникавшие при этом бунты идолопоклонников жестоко подавлялись. В результате этих мер язычество оказалось вытесненным на окраины страны. С 398 г. началось знаменитое противостояние Феофила и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, главной причиной которого явилось само назначение Иоанна Златоуста на пост патриарха вопреки желанию Феофила, имевшего собственною кандидатуру на эту кафедру. В 399 г. Феофил, придерживавшийся идей Оригена, распространил пасхальное послание, в котором развивал взгляды этого богослова. Однако это послание вызвало негодование массы египетского монашества. Толпы монахов, покинув пустыню, ворвались в Александрию, соединились со взбунтовавшимися горожанами, и с оружием в руках потребовали от Феофила осуждения оригенизма. Патриарх уступил и высказался против Оригена. В подтверждение своей новой позиции, Феофил в начале 400 г. созвал в Александрии синод, на котором оригенизм был также осужден. По инициативе Феофила начались преследования оригенистов по всему Египту. Наиболее авторитетными из них считались монахи Нитрийской пустыни, и именно на них патриарх Феофил направил свой главный удар. Летом 401 г. он лично возглавил вооруженный поход в Нитрийскую пустыню, силой изгнал оттуда инакомыслящих монахов и заселил их кельи благонадежными иноками. Такие жестокие меры против оригенистов не остались для Феофила без последствий, поскольку около 50 изгнанных нитрийских старцев, во главе с четырьмя так называемыми «Долгими братьями»: Диоскором, Аммонием, Евсевием и Евфимием, решили искать справедливости в Константинополе у патриарха Иоанна Златоуста. По их просьбе Иоанн призвал Феофила примириться с монахами, однако это лишь усилило неприязнь к нему Феофила и усугубило положение оригенистов. Тем временем «Долгие братья», видя тщетность усилий Иоанна Златоуста, обратились непосредственно к императору Аркадию. Аркадий внял их доводам и повелел Феофилу предстать перед константинопольским патриархом в роли ответчика по делу нитрийских монахов. Пока Феофил умышленно медлил со сборами в дорогу и неспешно путешествовал в Константинополь, ситуация в столице изменилась в его пользу, так как Иоанн своей пастырской суровостью и обличительными проповедями нажил себе массу врагов, в числе которых оказалась и императрица Евдоксия, супруга Аркадия. Поскольку Иоанн отказался быть судьей на процессе над Феофилом, последний, по прибытии в Константинополь в 403 г., соединил сопутствовавших ему египетских епископов с недовольным столичным духовенством воедино и составил собор в пригороде Халкидона, так называемый собор «при Дубе», на котором патриарх Иоанн Златоуст был низложен. Однако из-за мощной поддержки Иоанна константинопольским простонародьем Феофил не смог лично участвовать в церемонии назначения нового константинопольского патриарха и вынужден был отплыть в Александрию. Когда Иоанн Златоуст был окончательно низложен в 404 г., и на его место пришел бесхарактерный Арсакий, а позже – Аттик, единомышленник Феофила, александрийский патриарх сделался фактически первым духовным владыкой Востока и в полной мере стал пользоваться своим главенствующим положением. До своей смерти в 412 г. Феофил успел сочинить несколько посланий, в которых продолжил обличать оригеновскую ересь, однако к нитрийским монахам он стал относиться терпимее и даже позволил некоторым вернуться в пустыню.

Феофил – юрист, антецессор, профессор школы права в Константинополе в VI в. Феофил был назначен императором Юстинианом I (527 – 565 гг.) в комиссию по составлению первого издания «Кодекса Юстиниана» и «Дигест». Вместе с Дорофеем он занимался составлением «Институций». Схолии к «Василикам» приписывают Феофилу также как и резюме фрагментов первой книги «Дигест». Его изложение «Институций» сохранилось во всей полноте в нескольких рукописях. Эта работа, возможно, основывалась на заметках, сделанных студентом на лекциях, прочитанных Феофилом вскоре после завершения работы над «Институциями».

Феофил – византийский император в 821 – 842 гг. Сын императора Михаила II Травла (820 – 829 гг.). Родился в городе Аморий, столице фемы Анатолик, в 812 г. или в первой половине 813 г. Крестным отцом его был стратиг фемы Анатолик Лев Армянин, будущий император Лев V (813 – 820 гг.). Воспитывал и учил Феофила Иоанн Грамматик, крупный ученый своего времени, видный идеолог иконоборческого движения и будущий константинопольский патриарх в 837 – 843 гг. Под его руководством будущий император изучил до тонкостей греческий и латинский языки, астрономию, естественную историю, занимался рисованием и перепиской манускриптов. Феофил был последним императором-иконоборцем. В 830 г. император в возрасте восемнадцати лет женился на пятнадцатилетней Феодоре, девушке из знатной армянской семьи, проживавшей в Пафлагонии. Император Феофил пользовался репутацией приверженца правосудия и неусыпного стража гражданских законов, охотно выслушивал и разбирал жалобы обиженных подданных. Лично обходил рынки, интересуясь ценами на потребительские товары в столице, не позволял купцам неоправданно завышать цены. Любил церковное пение, сочинял гимны, клал на музыку стихиры, поправлял старинные оды и писал духовные стихи, по праздникам сам управлял хором в храме Святой Софии. Однако в вопросах веры он придерживался тех же взглядов, что и его отец, и потому жестоко преследовал почитателей икон. Тюрьмы при нем были переполнены иконописцами и монахами, многие монастыри закрыты. В войнах с арабами Феофил по большей части терпел поражения. Умер 20 января 842 г. в возрасте двадцати девяти лет. Августа Феодора, вдова Феофила, клятвенно заверила высших иерархов Византийской Церкви, что на смертном одре он раскаялся в иконоборческой ереси, и по инициативе нового константинопольского патриарха Мефодия I (843 – 847 гг.) покойный император был посмертно реабилитирован. Имя Феофила, после молитвенных обращений константинопольского клира и горожан, чудесным образом исчезло из списка еретиков, подлежащих анафеме.

Феофил Протоспафарий – византийский врач, автор известных медицинских трактатов. Биография и годы его жизни не известны даже приблизительно; условно считается, что Феофил жил в VII в., но возможны и другие датировки – вплоть до X в. Феофил Протоспафарий был автором трактата «О строении человеческого тела», в котором попытался с христианской точки зрения осмыслить содержание трактата Галена «Использование частей человеческого тела». Под именем Феофила сохранились греческие тексты на различные медицинские темы, включая небольшие трактаты: «О различных заболеваниях», «Экскременты», «Пульсы» и «Урины». Работа Феофила «Урины» стала образцом для многих более поздних трактатов на эту тему, таких как, например, «Урины» Иоанна Актуария. Феофил также написал несколько комментариев на работы Гиппократа, но эти тексты смешаны в поздних рукописях с подобными же работами Дамаския, Стефана Александрийского и Мелетия Монаха. Портрет Феофила в одеянии средневекового медика, занятого уроскопией, сохранился в копии его трактата «Урины», относящейся к XV в.

Феофил Эдесский – греческий переводчик и астролог. Родился в Эдессе около 695 г., умер в 785 г. Феофил служил астрологическим военным советником у аббасидского халифа аль-Манди (775 – 785 гг.) и написал насколько астрологических трактатов на греческом языке, частично сохранившихся также в арабских переводах. Его «Труды касательно начал войн» являются единственным средневековым греческим текстом, полностью посвященным предмету военной астрологии. Адресованный его сыну Девкалиону, трактат частично основан на индийских источниках. Главы с двадцать четвертой по сорок первую включают материалы, приписываемые Зороастру и Юлиану Лаодикейскому. Эта работа подвергалась редактированию около 1100 г., а затем в XIV в. в школе Иоанна Аврамия. «Труды» были также пересказаны учеником Иоанна, Елевферием Зебелином. Так называемые «Астрологические воздействия» Феофила в тридцати главах, также адресованные Девкалиону, содержат материал, на который оказали влияние индийские источники и который использовался теоретиками магии из Харрана в IX в. Кроме того Феофила был автором трактатов: «О различных началах» и «Собрание космических начал». Произведения Феофила – одни из наиболее оригинальных и влиятельных средневековых трактатов по различным аспектам астрологии. Выполненные Феофилом переводы «Илиады» и «Одиссеи» Гомера на сирийский язык не сохранились.

Феофилакт – старший сын византийского императора Михаила I Рангаве и его соправитель в 811 – 813 гг. Феофилакт был провозглашен императором в тот же год, что и его отец. После катастрофического поражения византийского войска от болгар при Адрианополе, Феофилакт, как и его отец, отрекся от престола и принял монашеский постриг.

Феофилакт – константинопольский патриарх с февраля 933 г. по 27 февраля 956 г. Евнух, сын императора Романа I Лакапина. До патриаршества был иподиаконом, а затем синкеллом патриарха Николая Мистика. Занял патриарший престол с нарушениями канонического права и своими деяниями на патриаршей кафедре вызвал общее осуждение.

Феофилакт Болгарский (Эфест, Охридский) – византийский богослов, писатель. Родился в первой половине XI в. на острове Эвбея, умер после 1126 г. В семидесятых гг. XI в. был учителем риторики в Константинополе, затем служил диаконом храма Святой Софии и воспитателем наследника престола Константина Дуки. В 1088 – 1089 гг. Феофилакт Болгарский занимал кафедру архиепископа Болгарского с резиденцией в Охриде. Его перу принадлежит ряд писем, являющихся важным источником по социально-экономической и политической истории Византии и Болгарии на рубеже XI – XII вв. Кроме того, Феофилакт был автором речей, в которых выражены представления аристократии о царской власти, житий, толкований на книги Нового Завета.

Феофилакт Симокатта – византийский историк первой половины VII в., секретарь императора Ираклия и эпарх Константинополя. Родился в Египте около 580 г., умер после 641 г. Происходил из знатной александрийской семьи, приходился родственником египетскому наместнику Петру. Вероятно, прибыл в Константинополь в составе экспедиции будущего императора Ираклия, свергнувшего узурпатора Фоку в 610 г. Оставался в столице империи до конца своей жизни. В качестве продолжения повествования Менандра, Феофилакт Симокатта создал «Вселенскую историю», в которой подробно и сочувственно описал правление императора Маврикия (582 – 602 гг.). В числе материалов его «Истории» уникальные сведения о древностях гуннов, аваров, алтайских племен и славян, агиографические очерки о святом Сергие, святой Евфимии и об аскете Иоанне. Образ Маврикия также выдержан в тонах характеристик житийного героя. Кроме этого, перу Симокатты принадлежат «Диалог о природных и физических проблемах» и сборник писем – реальных и аллегорических.

Феофоб – византийский полководец персидского происхождения, зять императора Феофила (821 – 842 гг.). Дата и место рождения неизвестны, умер в 842 г. в Константинополе. В ходе войны византийцев с арабами Феофоб с четырнадцатью тысячами своих воинов перешел на сторону империи. Был радушно встречен при дворе Феофила, сделал отличную военную карьеру и женился по одной версии на Елене, сестре императора, по другим сообщениям на сестре Феодоры, супруги Феофила. Феофоб отличался умом и образованностью, преданностью Православию, пользовался популярностью в столице и провинциях. Из опасений возможной попытки захвата власти Феофобом, император Феофил, уже находясь при смерти, повелел казнить своего полководца и забавлялся на смертном одре с его отрубленной головой.

Фермон (киминефермон) – «горячий»; византийский напиток из кипяченой горячей воды с добавлением тмина, перца и аниса.

Ферраро-Флорентийский собор – церковный собор, состоявшийся в 1438 – 1439 гг. в итальянских городах Ферраро и Флоренция с участием высшего православного и католического духовенства. Начавшись в Ферраре, заседания собора были перенесены во Флоренции из-за начавшейся эпидемии чумы. В составе византийской делегации участвовали: император Иоанн VIII и его брат деспот Димитрий, константинопольский патриарх Иосиф II, митрополит Никейский Виссарион, митрополит Всея Руси Исидор, митрополит Эфесский Марк, а также четыре философа-мирянина, среди которых был и будущий первый греческий патриарх Османской империи Георгий Схоларий (в монашестве Геннадий). Собор завершился 6 июля 1439 г. подписанием Флорентийской унии между православной и католической церквями. Марк Эфесский и еще несколько греческих епископов отказались поставить свои подписи под этим документом. Представители Византии согласились с главенством папы, в надежде на военную помощь Запада в борьбе против турок, но в самой империи уния не получила поддержки и оставалась только на бумаге до конца 1452 г. Официально отказались признать унию представители Грузинской и Русской Церквей, покинувшие собор, не дожидаясь его окончания. Митрополит Исидор, подписавший акт об унии, был схвачен и заключен в монастырь по приказу великого князя московского Василия II, откуда затем сбежал в Рим. Первая униатская служба в храме Святой Софии была проведена 12 декабря 1452 г., менее чем за полгода до падения Константинополя под натиском турок-османов.

Фесмограф – служащий из штата фесмофилакса, возможно его секретарь.

Фесмофилакс – судебный чиновник, игравший важную роль в деятельности Высшего правительственного трибунала, проводившего свои заседания на большом ипподроме в Константинополе.

Фессалийское государство – небольшое княжество с центром в городе Лариса, появившееся в результате освобождения в 1271 г. от власти латинских завоевателей плодородной Фессалийской равнины. Просуществовало около полувека, после чего было захвачено сербским королем Стефаном Душаном.

Фессалия – 1) историческая область на севере материковой Греции; 2) византийская провинция с центром в городе Лариса, в диоцезе Македония префектуры Иллирик.

Фессалоники (Фессалоника, Солунь) – город в Северной Греции (совр. Салоники), основанный на перекрестке важнейших торговых путей около 316 г. до Р.Х. Кассандром, одним из военачальников Александра Македонского и его преемником на македонском престоле. Город назван основателем в честь его жены, сводной сестры Александра. За шесть с половиной столетий до основания Константинополя Фессалоники уже были многолюдным и процветающим городом с развитым самоуправлением, затем стали центром римской провинции Первая Македония, а позже – одним из крупнейших торгово-ремесленных, военно-административных, культурных и религиозных центров в Византийской империи. После утраты Византией своих владений на Ближнем Востоке и в Африке в результате арабского нашествия в VII в., Фессалоники заняли второе место в империи по своему значению, величине и стратегической важности после Константинополя. Город был защищен мощной крепостью с хорошо защищенной удобной бухтой. Через Фессалоники проходила знаменитая Via Egnatia – стратегическая дорога, сооруженная римлянами, связывающая Константинополь с Адриатическим побережьем. Особенно развитыми отраслями экономики города на протяжении всей его истории были торговля, рыболовство и переработка продуктов рыбного промысла, а также солеварение. С первых вв. от Р.Х. в Фессалониках образовалась многочисленная и влиятельная еврейская община. С XI в. в городе существовали общины венецианцев и генуэзцев. В VI – VII вв. город не раз подвергался осадам славян, заселивших его окрестности, а затем его захватывали арабы в 904 г., болгары, норманны в 1185 г. В XI в. и позднее через Фессалоники проходил традиционный путь пилигримов с Запада в Святую Землю. В XII в. ежегодная фессалоникийская ярмарка в праздник святого Димитрия, покровителя города, привлекала купцов со всей Греции, болгар, итальянцев, испанцев, португальцев, французов, арабов, выходцев из городов Северного Причерноморья. Торговлей, ремеслами и ростовщичеством активно занимались даже местные монастыри. Город был центром одноименной византийской фемы-дуката, которая нередко управлялась родственниками византийских императоров, в виду стратегической важности этой территории. В начале XIII в. Фессалоники стали центром одного из латинских государств на оккупированной территории империи, затем столицей карликовой греческой Фессалоникийской империи, но позже снова вошли в состав возрожденной Византии. В 1430 г. Фессалоники были захвачены турками-османами.

Фессалоникийское королевство – государство в Греции, основанное крестоносцами Четвертого крестового похода, и существовавшее в 1204 – 1224 гг. Основано одним из предводителей крестоносцев – знатным вельможей из Ломбардии маркизом Бонифацием Монферратским. Не сумев из-за противодействия венецианцев получить корону Латинской империи, Бонифаций добился права занять Фессалоники, второй по величине город Византийской империи. Захватив этот город, Бонифаций Монферратский основал королевство, формально подчиненное латинскому императору. Видимо, поэтому Бонифаций королевский титул никогда официально не использовал. Береговая граница королевства проходила по Эгейскому побережью Фракии, Фессалии и Македонии, но устойчивых внутренних границ королевство не имело, вследствие постоянных войн с Болгарским царством и греческим Эпирским государством. В 1204 – 1205 гг. Фессалоникийское королевство подверглось нападению отрядов бежавшего из Константинополя императора Алексея III, но небольшое рыцарское войско победило их в скоротечных боях. После этой победы Бонифаций захватил остров Эвбею, содействовал основанию Афинского герцогства и Ахайского княжества, ставших вассальными государствами Фессалоник. После гибели Бонифация в войне с болгарами в сентябре 1207 г., королевство перешло по наследству к его малолетнему сыну Димитрию, но фактическую власть получили местные бароны. Вскоре рыцарская аристократия восстала против латинского императора, но в 1209 г. этот мятеж был подавлен латинским императором Генрихом Фландрским, а его брат Евстафий стал регентом при короле Димитрии. В 1210 г. Генрих Фландрский победил эпирского государя Михаила I Дуку (1204 – 1215 гг.) и болгарского царя, благодаря чему Фессалоникийское королевство продолжило свое существование. Однако после смерти императора Генриха в 1216 г., Латинская империя втянулась в вооруженную борьбу с Никейской империей и уже не могла оказать действенной военной помощи Фессалоникам. Эпирский государь Феодор Ангел Дука (1215 – 1224 гг.) упорно атаковал земли королевства и в 1224 г. захватил Фессалоники. Фактически Фессалоникийское королевство прекратило свое существование, но монферратские маркизы, а затем бургундские герцоги до 1284 г. продолжали заявлять свои права на Фессалоники и именовать себя фессалоникийскими королями.

Фиал – 1) драгоценная чаша для пира; 2) небольшой бассейн, чаще всего в виде красивой чаши; 3) великолепная баня Большого дворца в Константинополе; 4) одна из столичных тюрем.

Фибула (fibula) – металлическая застежка, заколка для одежды. Фибулы имели разные формы и конструкции, большинство их изготовлялось из бронзы. Особенно были распространены в первые вв. от Р.Х.

Фиваида – провинция в Египте, охватывающая юг страны, южнее города Фивы. Главным городом Фиваиды была Птолемаида.

Фивы – 1) крупный город в южной части Египта, центр провинции Верхняя Фиваида; 2) крупнейший и древнейший город греческой провинции Беотия, основанный царем Кадмом в 1400 г. до Р.Х., с богатой и славной историей. В 335 г. до Р.Х., после подавления антимакедонского восстания, город был почти до основания разрушен. В более позднее время на месте Фив оставалась только небольшая крепость. В средние века Фивы опять застроились и заселились. С X в. город известен производством тканей, торговля которыми обеспечивала городу экономическое процветание. С середины XI в. Фивы стали резиденцией митрополита. К середине XII в. Фивы стали крупнейшим производителем шелковых тканей во всей Византийской империи, но в 1147 г., во время нашествия норманнов, город был жестоко разграблен. После 1204 г. Фивы некоторое время находились во власти пелопоннесского архонта Льва Сгура, а затем входили в состав Афинского герцогства.

Фигомахия – способ ведения маневренной войны, предполагающий отказ от сражений в боевом строю, использование засад, стремительных налетов на противника и других военных хитростей.

Физиолог – вид жанрового сборника византийской литературы; подборка преданий о животных составленная с назидательной целью прославить божественную мудрость и человеколюбие.

Филагрий – влиятельный придворный в правление императоров: Ираклия I (610 – 641 гг.) и Константина III (612 – 641 гг.), комит священных щедрот. Исполняя предсмертную волю императора Ираклия I, Филагрий в тайне от сына Ираклия – Константина III, вручил крупную сумму денег константинопольскому патриарху Пирру, чтобы обеспечить благополучие августы Мартины, супруги Ираклия и ее детей. Но позже Филагрий выдал эту тайну Константину III, который изъял деньги у патриарха в государственную казну. Отношения между Константином III и его сводным братом и соправителем Ираклием II после этого случая резко испортились. Двор раскололся на две враждующие партии и Филаргий стал главой сторонников Константина III, главным противником Ираклия II и его матери Мартины. Ввиду близкой смерти тяжелобольного Константина, Филаргий принял решение обратиться за поддержкой к войску, и обеспечить военной силой жизнь и право на власть детей императора Константина III. Он передал подчиненному ему военачальнику Валентину Аршакуни 216 тыс. золотых монет для раздачи этих денег воинам на Востоке империи. После смерти Константина III, реальная власть перешла в руки властной Мартины. Много знатных людей были тогда подвергнуты опале и различным карам. Филагрий был принудительно пострижен в духовный сан и сослан в крепость Септем на Гибралтарском проливе. Но в ноябре 641 г. в столице случился новый переворот, Ираклий II и Мартина были отстранены от власти и отправлены в ссылку, а Филагрий возвратился ко двору. Дальнейшая судьба Филагрия неизвестна.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 30 Января, 2008 - 07:01:11
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Ф" Ч.3 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0083 ]   [ Gzip выкл. ]