Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Трикирий – «трехсвечник»; подсвечник для трех свечей – принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям три свечи соответствуют трем лицам Святой Троицы. Во время богослужения архиерей трикирием и дикирием благословляет народ.
Триклиний – парадный зал в императорском дворце, место проведения официальных приемов и пиров, а также зал в любом большом и богатом римском или византийском доме.
Триконх – одна из самых значительных и красивых построек императора Феофила (821 – 842 гг.) на территории Большого дворца в Константинополе. Это здание получило свое название от трех конх (апсид); оно было покрыто золоченной бронзовой крышей, имело порфировые колонны и три входные двери. Боковые двери были из полированной бронзы, а центральная – из серебра. К Триконху примыкали два храма, построенные еще в IV в.: Святой Агафии и Святых Апостолов.
Триодь – православная богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга (пасхального цикла). Названа так потому, что в нее включены неполные каноны, состоящие всего из трех песен: первой, восьмой и девятой. Различаются Триодь постная и Триодь цветная. Первая содержит песнопения и молитвословия на дни Великого поста и три подготовительные недели к нему. В Триодь цветную включены песнопения и молитвословия от дня Пасхи до Недели Всех Святых (следующее воскресение после праздника Святой Троицы).
Триполи (Триполис) – 1) древний финикийский портовый город в ранневизантийской провинции Приморская Финикия; 2) название трех североафриканских городов: Сабрата, Эа и Лептис Магна, располагавшихся на южном побережье Малого Сирта (залив Габес). В конце III в. территории этих трех городов составили римскую провинцию Триполитания. В V в. территория Триполитании была захвачена вандалами и вошла в состав вандальского королевства в Африке. В VI в. после похода Велизария, разгромившего вандальское королевство, «трехградье» было составной частью византийского Карфагенского экзархата, но в правление императора Маврикия эта провинция была включена в диоцез Египет. В VII в. Триполи завоевали арабы; 3) город-крепость (совр. Тиреболу в Турции) на левом берегу Меандра, в его среднем течении, в 50 км. на юго-восток от города Филадельфии.
Триптих – «тройной»; икона, состоящая из трех частей: средней доски с главным изображением, и двух боковых створок, привешенных к ней на петлях.
Триумф – торжественное шествие в столице империи одержавшего крупную победу полководца и его воинов, с добычей и пленными. Обычай проведения триумфов сохранился в Византии почти во всех подробностях со времен Римской империи, только языческие обряды были заменены христианскими. Триумф входил в число актов придворного церемониала, его порядок описан в «Книге церемоний» Константина Багрянородного. Обычным местом проведения триумфов был Большой ипподром в Константинополе.
Триумфальная арка Феодосия – мраморная, трехпролетная мемориальная архитектурная конструкция, возведенная в Константинополе в 393 г. в честь императора Феодосия I Великого (379 – 395 гг.) на форуме Феодосия, на стыке VII, VIII, IX и X регионов столицы. Арка Феодосия была подражанием знаменитой арке Константина Великого в Риме, и тем самым, кроме заслуг Феодосия I перед государством, утверждала преемственность его дел от основателя города. Арочные проходы были перекрыты полуцилиндрическими сводами. Центральный проем предназначался для колесниц и конников, а боковые проемы – для пешеходов. Верхняя, горизонтальная часть арки (антаблемент) покоилась на колоннах, стволы которых были украшены рельефами типа «павлиний глаз», подчеркивающими слоистость проконесского мрамора. По другой версии, этот рельеф должен был создавать колоннам вид стволов деревьев со срубленными сучьями. Арка была украшена барельефами, в том числе бронзовыми головами быков. Над центральным пролетом находилась статуя императора Феодосия Великого, а над каждым из малых - его сыновей: Гонория и Аркадия. Во время одного из многочисленных в истории Константинополя землетрясений арка оказалась разрушенной, ее элементы позднее были использованы в других постройках еще в византийский период, в частности для ремонта цистерны Базилики. Сохранились многочисленные элементы арки Феодосия, в числе которых две цокольные части.
Трифиодор – греческий эпический поэт V в. от Р.Х., родом из египетского города Панополь. Из его поэтических произведений сохранилась только поэма «Взятие Илиона», насчитывающая 691 гекзаметр, написанная по сюжетным линиям «Энеиды» Вергилия, произведений Квинта Смирнского и древних мифографов. Поэма отличается натуралистичностью в описаниях батальных сцен и насыщена моральными поучениями. В творческой манере Трифиодора отчетливо проявилось влияние его земляка, прославленного поэта Нона Панопольского. Художественные достоинства произведения считаются ничтожными. Другие литературные труды Трифиодора не сохранились.
Трифон – святой, константинопольский патриарх с декабря 928 г. по август 931 г. До патриаршества был монахом монастыря на горе Опсикии. Был благочестив и добродетелен, однако оказался неугоден императору Роману I Лакапину (920 – 944 гг.), желавшему поставить на его место своего сына Феофилакта. Не имея формальных поводов для отрешения патриарха Трифона от духовной власти, Роман I добился своего с помощью обмана и подлога.
Троада – древняя область на северо-западе Малой Азии напротив полуострова Херсонес Фракийский, получившая названия от города Трои. Император Константин Великий, задумав основать на Востоке новую столицу Римской империи, рассматривал Троаду в качестве возможного места основания Нового Рима, но затем сделал свой выбор в пользу Византия. В византийское время Троада была западной частью провинции Геллеспонт.
Троица – центральный догмат православного богословия, согласно которому единый Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах – Отца, Сына и Святого Духа.
Тропарь – жанр церковной гимнографии; молитвенные стихи и песнопения Православной Церкви в честь какого-либо праздника или святого. Тропари возникли в Византии как обработка библейских гимнов и других духовных текстов. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV – V вв. появились стихотворные тропари. Напевы тропарей имели речитативный склад, ряд слогов в них пелся на звук одной высоты. С развитием церковной гимнографии возникло несколько типов тропарей: ирмос и тропари канона, стихира, кондак и другие.
Трость Страстей Христовых – Трость, которую римские воины дали Христу во время Его осмеяния, которой позднее били Его по голове и на которой подносили губку к устам распятого Иисуса. В 1403 г. часть Трости видел в константинопольском храме Святого Иоанна Предтечи посол кастильского короля Руи Гонсалес де Клавихо. По описанию де Клавихо, этот кусок был длиною около полутора пядей и казался красного цвета. После турецкого завоевания Константинополя в 1453 г. дальнейшая судьба реликвии неизвестна.
Трубы византийские – сквозные полые цилиндрические или профильные изделия, имевшие большую по сравнению с сечением длину, использовавшиеся в хозяйственных и военных целях в Византийской империи. Деревянные, керамические и свинцовые трубы широко использовались в водопроводных и канализационных системах, нередко имели бронзовые запорные краны. Трубы и соединительные муфты из дерева представляли собой распиленные по продольной плоскости цилиндры с выдолбленной сердцевиной, соединенные бандажными проволочными кольцами; щели таких труб замазывались глиной. Керамические трубы имели форму усеченных конусов, вставлявшихся один в другой с глиняной гидроизоляцией мест составления. Свинцовые, медные и бронзовые трубы изготовлялись из прокованных листов (византийцы не знали проката, кроме волочения проволоки), оборачиваемых вокруг болванок из дерева. Стыки заворачивались в «замок», прочеканивались и пропаивались. Металлические трубы соединялись металлическими муфтами и зачеканивались свинцом. Свинцовые, медные и бронзовые трубы использовались в водонагревательных приборах и механизмах, например, клепсидрах. Бронзовые трубы применялись также в военном деле для выплескивания под давлением греческого огня из огнеметных установок.
Трулльский дворец – дворец в Константинополе, входивший в комплекс Большого императорского дворца. Эта базилика получила свое название от латинского слова «trullo» (чаша), за сходство ее сводов с перевернутыми чашами. Дворец имел два зала – Большой и Малый. Каждый представлял в плане правильную окружность с цилиндрическими стенами, перекрытыми полусферическим купольным потолком. В 680 – 681 гг., в правление императора Константина IV (654 – 685 гг.) Большая Трулла была местом проведения Шестого Вселенского собора, а затем в 691 – 692 гг. там же, при императоре Юстиниане II (685 – 695 и 705 – 711 гг.), состоялся так называемый Трулльский или Пято-Шестой собор, обобщивший итоги работы Пятого и Шестого Вселенских соборов и составивший за них постановления, поскольку в свое время эти Вселенские соборы никаких канонов не издали.
Трулльский собор – Церковный собор, состоявшийся в 691 – 692 гг. в Трулльском дворце в Константинополе, именуемый иначе Пято-Шестым Вселенским собором. Состоялся в правление императора Юстиниана II (685 – 695 и 705 – 711 гг.), желавшего развить и дополнить творчество Пятого и Шестого Вселенских соборов, никаких канонов не издавших. Поскольку Шестой Вселенский собор состоялся в 680 – 681 гг., в правление императора Константина IV (654 – 685 гг.) в Большом зале Трулльской базилики, то местом проведения задуманного «обобщающего» собора, по сути, также имевшего характер Вселенского, император решил сделать тот же самый Трулльский дворец. В работе собора участвовали византийские епископы, восточные патриархи и апокрисиарии (представители) папы Римского. 102 канона Трулльского собора откровенно рисуют широкую картинку церковных и нравственных непорядков в жизни Восточной Церкви того времени.
Трявненское ущелье – горный проход, ведущий из города Тырново в город Стара-Загора через главный Балканский хребет. В этом ущелье в 1190 г. произошло сражение между византийской армией императора Исаака II Ангела и болгарским войском царя Асеня I. Несмотря на официальное признание Византийской империей восстановленного в 1185 г. независимого болгарского государства, император Исаак II не оставлял надежд вновь покорить отпавшие территории. Летом 1190 г. его армия, преодолев балканские проходы, подошла к столице Болгарии Тырново. Однако, получив сведения о появлении вражеской армии у себя в тылу, император приказал отступать. На обратном пути через Трявненский перевал растянувшиеся византийские колонны были в нескольких местах атакованы из засад, устроенных болгарами на лесистых склонах. Пехоте императора удалось отразить первый натиск врагов, но когда болгары обрушили на обороняющихся огромные каменные глыбы, потери византийцев резко увеличились. Вскоре их ряды смешались, воинов охватила паника. Сам император сумел спастись только благодаря гвардейцам своего личного эскорта, которые мечами проложили ему дорогу прямо сквозь обезумевшую толпу. Избиения избежал войсковой авангард византийцев, успевший миновать опасное место, а также арьергард, отступивший в относительном порядке, но главные силы императора были разгромлены наголову. Болгарам достались огромные трофеи, включая личный обоз императора. Победа в Трявненском ущелье закрепила независимость Второго Болгарского царства и серьезно подорвала военный потенциал Византии, которая вскоре столкнулась с еще более грозным врагом – крестоносцами-латинянами.
Тубатор (tubator) – трубач в войске. Тубой назывался духовой инструмент, использовавшийся для подачи сигналов в бою.
Тулдофилак – начальник воинов, охраняющих обоз.
Тулды – общее наименование вьючных животных, использовавшихся в войсковых обозах.
Туника – См. Хитон.
Туника Спасителя (Нешвеный Хитон Господень) – нательная одежда Христа, вытканная без единого шва, в которой Он принял Крестные муки. Об этой тунике неоднократно упоминают Евангелия. Изготавливать подобные вещи могли немногие мастера и стоила такая одежда дорого. Именно поэтому охранявшие крест с распятым Христом римские стражники специально разыгрывали между собой Его одежду. Что было с Туникой после этого – неизвестно, но, по сообщению франкского историка Фредегара, эта реликвия была обнаружена в 591 г. в Яффе у некоего еврея по имени Симон. В конце VI в. от Р.Х. франкский хронист Григорий Турский сообщал, что беседовал с людьми, прикасавшимися к Тунике Христа. В то время святыня хранилась уже в Константинополе, куда власти Византии доставили реликвию из Палестины. В 803 г. Туника Спасителя была подарена византийским императором Никифором I императору франков Карлу Великому, в качестве компенсации за неудавшийся брак пятидесятисемилетнего франкского повелителя с низложенной Никифором I византийской императрицей Ириной (797 – 802 гг.). Свадебное посольство Карла вернулось в Рим из Константинополя без пятидесятилетней невесты, но с бесценной святыней. Карл Великий поместил тунику в женский монастырь под Парижем, где посвятила себя Богу его дочь Теодрада. Примерно в 850 г. монастырь подвергся разорению от норманнов, но монахини успели спрятать Тунику так надежно, что ее не могли затем обнаружить в течение почти трехсот лет. В 1123 г. во время ремонта монастыря драгоценность была, наконец, найдена. Во время религиозных войн французских католиков и гугенотов в XVI в., Туника вновь хранилась тайно, как и в годы Французской революции, когда настоятель собора, где она хранилась, разделил реликвию на несколько частей, но позже не смог отыскать все свои тайники. В годы правления во Франции императора Наполеона III для святыни в столичном пригороде Аржантее был возведен новый собор. В девяностые гг. XIX в. начались научные исследования Туники и тогда же истлевшую ткань прикрепили к белой шелковой подкладке. С тех пор к ней только раз прикасалась рука исследователей: в 1934 г. тунику просвечивали ультрафиолетовыми лучами. Ныне Туника Спасителя хранится в специальной золотой раке со стеклянным экраном в алтаре собора Святого Дионисия в Аржантее. Сделана она действительно без единого шва, выткана целиком из красноватой шерсти. Характер и цвет ткани соответствуют образцам, найденным в древних коптских могилах. Задняя часть туники сохранилась почти целиком, но передняя сильно пострадала, поскольку от реликвии, часто отделяли небольшие кусочки ткани, в качестве подарков для многих храмов мира. Там, где туника касалась плеч, спины и груди, имеются пятна крови той же группы, что обнаружена на Туринской Плащанице и Судариуме из Овьедо. Анализ показал, что кровь принадлежит редчайшей группе АВ, современные носители которой проживают в основном на территории Палестины, Сирии, Иордании и в некоторых районах Турции. Группа АВ настолько редкая, что сегодня, например, из всего многомиллиардного населения Земли, она течет в жилах менее полутора миллиона человек. Сзади пятна крови на Тунике крупнее и сильно расплющены, поскольку на кровоточащие раны, к которым прикасалась ткань, давила тяжесть Креста Господнего. Кроме того, на уровне плеч нити, из которых состоит ткань, заметно истерлись под грузом Крестного Древа.
Турецко-византийские войны – войны в XI – XV вв. между Византийской империей и тюркскими народами, стремившимися установить свое господство над Малой Азией, а затем и над Балканским полуостровом. Вооруженная борьба византийцев с турками проходила в два этапа, на первом из которых основным противником империи были турки-сельджуки (XI – XIII вв.), а на втором – турки-османы (XIII – XV вв.). После аннексии Армении в середине XI в., Византия вступила в непосредственный контакт в этом регионе с переселившимися из Средней Азии тюркскими племенами турок-сельджуков, которые стали осуществлять систематические грабительские вторжения на территорию империи. Попытка императора Романа IV Диогена положить конец этим нападениям привела к разгрому византийской армии при Манцикерте в 1071 г. и утрате византийцами почти всех малоазийских владений. Сельджуки основали на завоеванных землях собственное государство Иконийский (Румский) султанат, с которым на рубеже XI – XII вв. вел упорную борьбу император Алексей I Комнин. Первые крестовые походы западноевропейских рыцарей позволили Византии восстановить контроль над прибрежными районами Малой Азии, но сельджуки оставались хозяевами внутренних областей полуострова. В XII в. сельджуки продолжали систематические набеги на византийские земли, но в промежутках между боевыми столкновениями обе державы поддерживали между собой мирные отношения. Поход императора Мануила I против Иконийского султаната в 1176 г. закончился тяжелым поражением византийцев при Мириокефалоне, а последующие события, связанные с Четвертым крестовым походом, повлекли распад Византии в 1204 г. Правителям возникшей на ее развалинах Никейской империи приходилось одновременно вести борьбу с латинянами на западе и с сельджуками на востоке. Однако после поражения турок в сражении у Антиохии Писидийской в 1211 г., между Никейской империей и Иконийским султанатом установились союзнические отношения. Во второй половине XIII в. Иконийский султанат распался на ряд эмиратов. Один из них, расположенный на землях, прилегавших к границе с Никейской империей, послужил ядром для образования будущего государства турок-османов, с самого своего появления проводившего агрессивную внешнюю политику. К 1302 г. восстановленная Византийская империя потерпела ряд военных поражений от османов, и к концу тридцатых гг. XIV в. практически полностью лишилась своих владений в Малой Азии. В 1353 г. османы переправились на полуостров Галлиполи, создав плацдарм для дальнейших завоеваний в Европе. С захватом в 1362 г. Адрианополя, турки отрезали Константинополь от оставшихся владений империи на Балканах. Одержав решающие победы над славянскими государствами в битвах на Марице в 1371 г. и на Косовом поле в 1389 г., а также над западноевропейскими крестоносцами в сражении при Никополе в 1396 г., османы превратились в основную военно-политическую силу на Балканском полуострове. В этой ситуации императоры ослабленной внутренними усобицами Византии фактически стали вассалами турецкого султана. Не довольствуясь этим, в 1394 – 1402 гг. османы держали Константинополь в осаде, и столица империи только по морю поддерживала связь с внешним миром. Падение Византии было отсрочено только благодаря разгрому армии османского султана Баязида в битве при Анкире войском эмира Тимура (Тамерлана) в 1402 г. Оправившись от этого удара, турки в 1422 г. снова осадили Константинополь. В 1423 г. они вторглись в Южную Грецию и опустошили владения Византии на Пелопоннесе. Попытки византийских императоров заручиться помощью со стороны Западной Европы не принесли каких-либо реальных результатов. Более того, в 1444 г. войско крестоносцев было уничтожено турками под Варной. Наконец, в апреле 1453 г. огромная армия султана Мехмета II подошла к Константинополю и окружила его с моря и суши. С незначительными военными силами последний византийский император Константин XI более месяца оборонял город, но в итоге в результате штурма 29 мая столица Византийской империи была захвачена турками и подверглась трехдневному разграблению, сопровождавшемуся бесчинствами и убийствами. Позднее турки, сломив сопротивление греческих гарнизонов, овладели островами Эгейского моря и Морейским деспотатом на Пелопоннесе, а в 1461 г. уничтожили Трапезундскую империю, положив конец политической истории Византии.
Туринская плащаница (Пелена Христова) – льняное полотнище, длиной четыре метра и шириной один метр, которым для погребения было укрыто тело Иисуса Христа, после Его смерти на кресте. На полотнище довольно смутно проступает изображение спереди и со спины обнаженного, подвернувшегося истязаниям тела. О том, что Плащаница была сохранена христианами, известно из апокрифов II в. – «Евангелия от Евреев» и «Тайны деяний Спасителя», а также из повествования IV в. о святой равноапостольной Hине, просветительнице Грузии. По свидетельству евангелистов, плащаницу купил Иосиф из Аримафеи. Он вместе с Hикодимом и завернул в плащаницу тело распятого Иисуса Христа, положив его в свою новую гробницу. По преданию Плащаница какое-то время хранилась у святого апостола Петра, а затем передавалась от ученика к ученику. В сочинениях доконстантиновской эпохи она практически не упоминалась из опасений за сохранность святыни во время неоднократных языческих гонений на христиан, сопровождавшихся уничтожением священных книг и реликвий. В 436 г. святая августа Пульхерия, сестра императора Феодосия II (402 – 450 гг.), поместила Плащаницу Христову в константинопольский храм Пресвятой Богородицы Влахернской. О Святой Плащанице упоминал в то время в своем письме святитель Бравлин, епископ Сарагосский. В VII – IX вв. Плащаница пребывала в Иерусалиме, что не в последнюю очередь было связано, вероятно, с длительным периодом иконоборческой политики ряда византийских императоров. Уже в 640 г. епископ Арнульф из Галлии, в описании своего паломничества в Иерусалим упоминал Святую Плащаницу и дал ее довольно точное описание. С конца XI в. Святая Плащаница вновь пребывала в Константинополе. Император Алексей I Комнин (1081 – 1118 гг.) в письме к графу Роберту Фландрскому упоминал, что «среди наидрагоценнейших реликвий Спасителя» в столице Византийской империи хранятся «Похоронные Полотна, найденные в Гробу после Воскресения». Упоминается «окровавленная Плащаница Христова» и в «Каталоге Царьградских реликвий» настоятеля исландского монастыря Николая Сомундарсена, составленном в 1137 г. По свидетельству епископа Вильгельма Тирского, в 1171 г. византийский император Мануил I (1143 – 1180 гг.) показывал ему и иерусалимскому королю Амори I (1162 – 1174 гг.) Плащаницу Христову, находившуюся тогда во дворце Вуколеон в Константинополе. В XI – XII вв. Святая Плащаница выставлялась для поклонения на Страстной Hеделе в столичном храме Святой Софии. В 1201 г. «Похоронные Ризы Господни» спас от огня Николай Мазарит во время бунта императорской гвардии. Свидетельство об исчезновении Плащаницы из Константинополя во время разгрома города в 1204 г. крестоносцами в своих мемуарах оставил рыцарь Четвертого крестового похода Робер де Клари: «И среди этих прочих чудес был там еще один монастырь, который назывался именем святой Девы Марии Влахернской; в этом монастыре был саван, которым был обернут наш Господь; этот саван приоткрывали каждую пятницу, так что можно было хорошо видеть лик нашего Господа, и никто – ни грек, ни француз – никогда не узнал, что сталось с этим саваном, когда город был взят». По весьма вероятному предположению, в течении ста пятидесяти лет после этого Плащаница хранилась у рыцарей Ордена тамплиеров. В 1353 г. французский граф Жофруа де Шарни, потомок графа Жофруа де Шарни, главы ордена тамплиеров Hормандии, казненного королем Франции Филиппом Красивым в 1314 г. во время гонений на орден, публично объявил о нахождении у него Плащаницы. Он передал святыню в католический храм города Лира, во владениях де Шарни близ Парижа, и она впервые была выставлена для поклонения, что однако вызвало резкий протест местного епископа, поскольку граф Жофруа не пожелал объяснить происхождение Плащаницы. Через тридцать пять лет, в 1389 г., сын Жофруа де Шарни, заручившись поддержкой римского папы, сделал вторую попытку выставить Плащаницу в специально построенном для нее храме. Этому снова воспротивился местный епископ. В 1390 г. папа Климент VII вынес вердикт: плащаницу можно показывать в храме, но только в том случае, если при этом разъяснять, что это не настоящее полотно, в которое Иосиф Аримафейский завернул тело Христа, а его художественное воспроизведение – икона. В 1452 г. Маргарита де Шарни, внучка графа Жоффруа, продала Плащаницу герцогу Савойскому. После этого святыня хранилась в соборе французского города Шамбэри до ее перенесения в Турин в 1578 г. Там она пребывает и по сей день в специальном ковчеге в Туринском соборе Иоанна Крестителя (Джованни Батиста), и ее дальнейшая судьба известна буквально по месяцам. Подлинность Туринской плащаницы подтверждена многочисленными научными исследованиями. В 1997 г. точную копию Туринской плащаницы (всего таких копий в мире пять) известный американский ученый Джон Джексон передал в Московский центр по изучению Плащаницы, в котором трудятся православные физики, математики, биохимики, искусствоведы и ученые других специальностей. 7 октября 1997 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в московском Сретенском монастыре освятил изображение Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя.
Турки-османы – см. Османы.
Турки-сельджуки – См. Сельджуки.
Турма (мера) (turma) – подразделение фемного войска, состоящее из нескольких банд, а также несколько кораблей фемного флота.
Турмарх – начальник турмы, подразделения фемного войска или фемного флота. Турмарх занимал вторую ступень после стратига, на эту должность военачальник назначался указом императора; на более низкие посты офицеров назначал сам стратиг.
Турмарх федератов – начальник турмы иноплеменных воинов, состоящих на службе империи. По должности первый среди всех турмархов, в ранге спафарокандидата.
Туфака – переносное метательное орудие.
|
|