Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "С" Ч.5 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Статир – крупная медная византийская монета в XII – XIII вв., равная четырем фоллам.

Статуи Августеона – девять бронзовых коленопреклоненных фигур, втрое больших человеческого роста, воздвигнутые после 543 г. на девяти колоссальных колоннах на площади Августеон, во II регионе Константинополя. Эти двадцатиметровые колонны располагались напротив триумфальной колонны императора Юстиниана Великого, все изображенные персонажи были обращены лицом к конной статуе императора, и протягивали в ее сторону руки, держащие модели городов. Мастерство исполнения статуй и сила общей композиции вызывали восхищение. К двадцатым гг. XIV в. из девяти статуй сохранились лишь три, а к 1403 г. – ни одной. Барабан и капитель одной из этих колонн хранятся ныне в музее Топкапы в Стамбуле.

Cтатуи бань Аркадия – мраморные и бронзовые статуи, которыми были украшены бани, построенные при императоре Аркадии (383 – 408 гг.). На рисунке итальянского художника вторая половина XV в. Джентиле Беллини, скопировавшего изображение бань Аркадия с фрагмента барельефа колонны Феодосия, на фоне главного фасада бань изображены несколько изваяний. Среди них статуя неизвестной женщины; статуя крылатого Эрота с луком в правой руке и стрелами в левой, обращенного к зрителям левым боком; статуя Марса в доспехах времен героев, в военном плаще и с поднятым копьем; мраморная скульптурная группа, изображающая купидона, пытающегося сдернуть одежду с Афродиты; мраморная изображение Зевса с орлом. В согнутой правой руке громовержец держал скипетр в виде посоха, его левая рука была опущена вдоль тела и слегка согнута, а под ней сидел орел со сложенными крыльями и повернутой вправо головой. Кроме того, там стояли: мраморная скульптура Гермеса с крылатым жезлом (кадуцеем) в левой руке, опирающегося правой рукой на подпорную колонку; скульптура неизвестного мужчины в тунике, обхватившего и поднявшего руками колонну, к которой он прижимался щекой; скульптура Посейдона с обнаженным торсом, с трезубцем в левой руке и вертикально стоящим в низ головой дельфином в правой; мраморная скульптура Геракла в набедренной повязке, в плаще, с колчаном за спиной, опирающегося правой рукой на палицу, выполнявшую роль подпорной колонки.

Статуи бань Зевксиппа – около восьми десятков бронзовых и мраморных статуй, украшавших в IV – VI вв. помещения старейших терм Константинополя, построенных еще императором Септимием Севером (193 – 211 гг.). Эти статуи были свезены со всех концов империи в строящийся Константинополь при императоре Константине Великом (306 – 337 гг.). Их довольно подробное описание дал поэт Христодор Коптийский на рубеже V и VI вв. в своем сочинении «Описание изваяний в общественном гимнасии, именуемом Зевксипповым». В числе скульптур были изображения мифологических богов и героев: Аполлона, Гермеса, Афродиты, Ахилла, Аякса, Хриса, а также ряда античных поэтов, историков и философов. Описал Христодор и скульптурные группы: «Менелай и Елена», «Пирр и Поликсена», «Парис и Энона», «Эней и Креуса», «Одиссей и Гекуба». Исторические персонажи были представлены статуями Цезаря и Помпея, причем Цезарь был изображен с эгидой и скипетром. Почти все статуи погибли в ходе восстания Ника в 532 г., когда мятежники подожгли бани Зевксиппа. В 537 г., часть уцелевших статуй была установлена в храме Святой Софии.

Статуи быка и льва – мраморное изваяние льва и быка, стоявшее на террасе над берегом Пропонтиды у проездных ворот морского участка стен, на территории Большого дворца, в I регионе Константинополя. Лев, ухвативший быка за левый рог и пригнувший его голову к земле, вгрызался в шею своей жертвы. Реализм и динамичность изображения животных ставили эту скульптурную группу в один ряд с мировыми шедеврами искусства. Благодаря этому изваянию ворота получили имя Вуколеонских («Быколевских»). Между 419 и 450 гг. император Феодосий II (402 – 450 гг.) возвел в этом месте дворец, получивший название Вуколеон.

Статуи быка и тараска – бронзовая скульптурная группа на разделительном барьере константинопольского ипподрома, имевшая общую мраморную базу. Представляла полную динамики и трагизма борьбу двух животных: одного, похожего на быка, но хищного, терзающего другого – покрытого колючей чешуей и напоминающего хвостатую черепаху. Судя по всему, второе животное было ядовито, поскольку бык был изображен отравленным и при издыхании, но не разжимающим при этом своей пасти, в которой погибал его противник. Второе животное считалось мифическим существом, именуемом «тараск», якобы обитавшим в болотах Нарбоннской Галлии. Скульптуры были пущены на монеты крестоносцами в 1204 г.

Статуи возницы Порфирия – семь бронзовых статуй до начала XIII в. стоявших на константинопольском ипподроме, в том числе и на разделительном барьере. Одна из них была позолоченной. Воздвигнуты в честь выдающегося возницы Порфирия Александрийского на средства, собранные болельщиками, в правление императора Анастасия I Дикора (491 – 518 гг.). Надпись на базе одной из статуй Порфирия сообщала, что он дважды во второй половине дня ристаний одержал победу на четверках коней, на которых утром проиграли другие возницы. До наших дней сохранились тридцать две посвященных ему эпиграммы.

Статуи Вуколеона – бронзовые скульптуры животных и птиц (в том числе медведей и страусов), стоявшие на пристани Вуколеон одноименного дворца, в I регионе Константинополя. Установлены между 946 и 958 гг., после реставрации дворца Вуколеон при императоре Константине VII (911 – 959 гг.). Ранее, вероятно, украшали спину ипподрома. В начале XIII в. статуи были возвращены на ипподром, а в 1204 г. разбиты и переплавлены на монеты захватившими город крестоносцами.

Статуи вуколеонских львов – две мраморные скульптуры, изображавшие сидящих львов, стоявшие по краям мраморной лестницы, поднимавшейся от пристани у дворцовой скалы к дворцу Вуколеон в Константинополе. Созданы греческими мастерами в IV в. до Р.Х. Между 419 и 450 гг., в правление императора Феодосия II (402 – 450 гг.), статуи были привезены в столицу Восточной Римской империи и использованы для украшения возведенного дворца Вуколеон. Обе скульптуры сохранилась до наших дней, находятся в Стамбульском археологическом музее.

Статуи двенадцати апостолов – двенадцать литых статуй из серебра, выполненных в технике «сфирелатос», менее натуральной величины, каждая. По-видимому, являлись элементами храмового интерьера. Были украшены элементами из золота со вставленными драгоценными камнями. В конце XVIII в. эти статуи были найдены греками в Константинополе, тайно проданы князю Каролю Станиславу Радзивиллу (1734 – 1790 гг.) и вывезены на территорию Польши. До осени 1812 года, по свидетельству многочисленных очевидцев, находились в Несвежском замке на территории Белоруссии. Перед приходом русской армии статуи были куда-то увезены, либо спрятаны. Их настоящее местонахождение неизвестно.

Статуи двух женщин – два античных мраморных изваяния на колонне, стоявшей на спине Большого ипподрома в Константинополе, ближе к сфенде. Эти статуи являлись, по-видимому, единой скульптурной композицией и были повернуты на северо-запад к Анемодулину и обелиску Феодосия. Женщины были изображены в развевающихся одеждах с вытянутыми вперед и чуть опущенными руками, с полураскрытыми указующими кистями рук. По поверью константинопольцев, изображения могли обличать неверных жен. Этот памятник пережил латинскую оккупацию 1204 – 1261 гг. и падение империи в 1453 г., но был разрушен турками в первой трети XVI в. (до 1533 года).

Статуи Зодиака – бронзовая скульптурная группа на константинопольском ипподроме в виде аллегорического изображения 13 знаков Зодиака (включая тринадцатого – Змееносца). Знаменита тем, что по приказу императора Александра (879 – 913 гг.), страдавшего половым бессилием и попавшего под влияние магов и астрологов, были одеты в одежды, в их честь жгли фимиам, в ночное время они освещались паникадилами, что, однако, на здоровье императора положительно не повлияло. Статуи были разбиты крестоносцами после 1204 г., бронза пущена на монеты.

Статуи ипподрома Святого Маманта – медные скульптуры льва, медведя и дракона, украшавшие ипподром в константинопольском пригороде Святого Маманта, на южном берегу залива Золотой Рог. Летом 813 г. болгарский хан Крум (803 – 814 гг.), в ходе войны с Византией подступивший к Константинополю, разграбил и сжег императорский дворец Святого Маманта и близлежащие здания и сооружения, в том числе местный ипподром, отомстив императору Льву V Армянину (813 – 820 гг.) за коварную попытку взять в плен или убить болгарского хана в ходе переговоров у стен имперской столицы. Статуи льва, медведя и дракона с мраморными деталями декора ипподрома по приказанию Крума были погружены на телеги и вывезены в Болгарию в качестве трофеев. В 822 г. эти скульптуры были употреблены для украшения моста через реку Камчию, построенного преемником Крума – ханом Омуртагом.

Статуи Конолиона – группа небольших разномасштабных бронзовых фигур животных, земноводных и насекомых, украшавшая трибуны Большого ипподрома в Константинополе. Изображения были выполнены с необыкновенной точностью в деталях, и, вероятно, первоначально являлись наглядными пособиями афинской школы Аристотеля (Ликея). Среди константинопольцев бытовало стойкое суеверие о том, что скульптуры были заговорены знаменитым магом и прорицателем Апполонием Тианским, чтобы животные, их изображающие, не кусали людей. В связи с этим в среде городской черни развился культ поклонения этим изваяниям, конец которому положил император Василий I Македонянин (867 – 886 гг.), приказавший их разбить и отправить на переплавку.

Статуи Константина и Тихэ – скульптурная группа, установленная в 330 г. в мраморной беседке Милия на площади Августеон в Константинополе. Скульптура богини судьбы Тихэ (Фортуны), в головной накидке, охваченной лентой или диадемой, правой рукой возносящая лавровый венок над головой императора, а в левой руке держащая державу с богиней Никой на нем, изготовлена во II в. до Р.Х. и привезена в новую столицу империи из Рима. Скульптура Константина Великого была создана между 324 и 330 гг. Камея из сардоникса, изображающая Константина и Тихэ, датируемая тридцатыми гг. IV в. (частично переработанная в начале XIX в. итальянским ювелиром Бенедетто Пиструччи), хранящаяся ныне в музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге, вероятно, является репликой аналогичной скульптурной группы.

Статуи крылатых сфинксов – парные бронзовые скульптуры на разделительном барьере константинопольского ипподрома. Представляли собой наполовину женщин, а наполовину львов с орлиными крыльями. Переплавлены на монеты крестоносцами в 1204 г.

Статуи львов – четыре бронзовые скульптуры львов, находившиеся на Золотых воротах стены Феодосия в Константинополе. Вероятно, ранее являлись частью львиной квадриги богини Кибелы. Погибли во время сильнейшего землетрясения в 1206 г.

Статуи львов Большого дворца – два мраморных изваяния львов, каждое высотой около 0,7 метра. Найдены в ходе археологических раскопок в Константинополе, в слоях VI в. Статуи значительно пострадали во время случившегося в древности пожара. Возможно, эти львы стояли при входе в помещение, на лестницу или по сторонам императорского трона. В настоящее время остатки этих статуй размещены у входа в служебное помещение стамбульского Музея мозаик.

Статуи Посейдона и Амемноны – мраморная античная скульптурная группа, установленная в банях Зевксиппа либо при императоре Сепртимии Севере в 203 г., либо при перестройке бань в правление императора Константина Великого в 324 – 330 гг. Видимо, привезена из Рима, а первоначально находилась в святилище г. Навплия, недалеко от Коринфа. Посейдон и Амемнона были изображены сидящими. Последняя собирала волосы бога за спину, с благодарностью смотря снизу на своего спасителя. Обнаженный Посейдон протягивал ей резвящегося дельфина. Статуи были высечены из разных сортов мрамора и частично раскрашены. Розовый мрамор, из которого была высечена Амемнона, поразительно точно воспроизводил тонкую женскую кожу. Эта скульптурная группа погибла при пожаре во время восстания Ника в 532 г.

Статуи римлянки и гуннки – бронзовые скульптуры на одной из арок в западной части форума Константина в Константинополе. В 1143 г., собираясь в поход против венгров и узнав, что бронзовая статуя римлянки рухнула, император Мануил I (1143 – 1180 гг.), по совету своего астролога, приказал ее восстановить, а статую гуннки – уничтожить. Поход оказался удачным для византийцев.

Статуи слонов – две бронзовые скульптуры африканских слонов в натуральную величину, стоявшие в Константинополе на Элефантинских воротах Большого дворца, ведущих в триклиний Лавсиак, и давшие название этим воротам. Первоначально были частью слоновой квадриги императора Клавдия (41 – 54 гг.), возвышавшейся на триумфальной арке этого императора в Остии, главном римском порту. Слоны привезены в Константинополь в период между IV и VI вв. Уничтожены крестоносцами после 1204 г., разбившими статуи и пустившими бронзу на монеты. Сохранился римский барельеф с видом Остии, датированный рубежом II – III вв., изображающий, в том числе, и триумфальную арку Клавдия.

Статуи триумфальной арки Феодосия – датируемые 393 г. скульптурные украшения арки императора Феодосия Великого, находившейся на форуме Феодосия (Тавра) в Константинополе, на стыке VII, VIII, IX и X городских регионов. К числу этих скульптур принадлежали колоссальные, вероятно мраморные статуи трех императоров, высотой около 4,5 метров, каждая: Феодосия Великого, находившаяся над центральным пролетом; его старшего сына Аркадия, стоявшего по правую руку от скульптуры отца над правым пролетом; и Гонория – младшего сына, стоявшая над левым пролетом. Императоры были изображены в доспехах легатов в анатомических панцирях, без шлемов. Головы их были увенчаны лавровыми венками. Расположение скульптур соответствовало главному фасаду арки, направленному на северо-запад. На главном фасаде располагались бронзовые головы быков (отсюда и второе название форума) – священных животных, изображения которых были призваны производить очищающий эффект на проходящих под аркой. Эффектность скульптур усиливали высеченные на двух боковых колоннах главного прохода, ближе к капителям, руки Геракла, как бы удерживающие верхнюю часть сооружения. Скульптуры погибли при обрушении арки во время одного из сильнейших землетрясений.

Статуи храма Всех Святых – бронзовая скульптурная группа, изображавшая императора Михаила IV Пафлогонца (1034 – 1041 гг.), подносящего модель Константинополя Михаилу Архангелу. Находилась на куполе храма Всех Святых, расположенного в XI регионе столицы империи, западнее колонны Маркиана. Скульптуры погибли во время сильнейшего землетрясения 1206 г. в результате обрушения купола и большей части здания.

Статуя Арктура – бронзовая скульптура, находившаяся в портике главного фасада бань Евдоксии. Арктур был изображен мечущим дротик вверх, и стоял левым боком со щитом на левой руке к фасаду бань. Видимо, при установке статуи в портик, она не вписалась в его габариты и была развернута влево для предохранения от атмосферных осадков. Сохранился рисунок второй половины XV в. итальянца Джентиле Беллини, с изображением этой статуи на барельефе колонны Феодосия.

Статуя Архангела Михаила – бронзовая скульптура, венчавшая посвятительную колонну, установленную в 1261 – 1262 гг. императором Михаилом VIII Палеологом (1259 – 1282 гг.) перед храмом Святых Апостолов, в честь освобождения города от латинян. Колонна со статуей обрушилась во время землетрясения в 1296 г., но была в том же году восстановлена императором Андроником II (1272 – 1328 гг.). Внешний вид статуи не известен.

Статуя Асклепия – бронзовая скульптура работы Фидия (до 490 – 432 или 431 до Р.Х.), выполненная в технике сфирелатос, стоявшая в городе Вероя (Алеппо) в Северной Сирии. Изображала языческого бога врачевания Асклепия в образе юного Алквивиада, афинского политика и полководца, жившего в 450 – 402 гг. до Р.Х. В 384 г., после опубликования первого из антиязыческих указов императора Феодосия I Великого (379 – 395 гг.), статуя Асклепия была разбита фанатиками.

Статуя Афины Линдии – изваяние богини Афины из цельного кристалла изумруда высотой в 4 локтя (187,2 сантиметра), произведение Скиллида и Дипойна, скульпторов VI века до Р.Х. Первоначально была установлена в храме Афины в городе Линд на острове Родос в правление тирана Клеобула. В 43 г. до Р.Х. во время разграбления Родоса Гаем Кассием Лонгином, соратником Брута, изваяние попало к римским республиканцам, а после их поражения в гражданской войне, было доставлено в Рим в качестве трофея. В IV в. эта статуя была привезена в Константинополь и установлена в Большом дворце. Погибла во время мятежа константинопольской черни в XII в.

Статуя Афины Парфенос (Девы) – колоссальное произведение древнегреческого скульптора Фидия (до 490 – 432 или 431 до Р.Х.), высотой около двенадцати метров, выполненная в хрисоэлефантинной технике – основа изваяния из твердых пород дерева облицована слоновой костью и золотом. Первоначально находилась в храме Парфенон на афинском Акрополе. Скульптура стояла на мраморной базе высотой в полтора метра, длиной восемь метров и шириной четыре метра. На ладони правой вытянутой руки Афины стояло двухметровое хрисоэлефантинное изваяние богини Ники, венчающей Афину золотым лавровым венком. Левая рука Афины опиралась на стоящий у ноги щит. К ее левому плечу было прислонено копье острием вверх, возвышавшееся до уровня гребня на шлеме богини, изображавшего рождение сфинкса. Эгида Афины и обнаженные части тел статуй были покрыты пластинами слоновой кости. Одежда и украшения были выполнены из золота. Щит, покрытый слоновой костью, с внешней стороны был украшен золотой чеканкой, изображающей битву афинян с амазонками на подступах к Акрополю. В группе сражающихся Фидий изобразил себя в виде лысого скульптора Дедала поднявшего над головой обеими руками камень, а также Перикла в виде Тесея, лицо которого частично загораживает копье. В центре щита находилась голова Медузы Горгоны. На внутренней стороне щита была изображена гигантомахия (борьба богов и гигантов). Кромки подошв сандалий Афины несли изображение кентавромахии (борьбы лапифов – мифического населения Фессалии – с кентаврами). Фасад базы был украшен сценой рождения Пандоры с изображением двадцати богов. Высота этих персонажей составляла около 90 см. Между левой ногой богини и щитом находился Эрихтоний, сын Гефеста и Земли, в виде золотой змеи, поднимающей голову. После открытия скульптуры в 438 г. до Р.Х., афиняне обвинили Фидия в святотатстве, из-за помещения своего изображения на щите богини, а также в воровстве золота. Скульптор сумел доказать свою невиновность, сняв и взвесив золотое покрытие статуи. Вторично с этой скульптуры золото и слоновая кость были сняты в 296 – 295 гг. до Р.Х. тираном Афин Лохаром, ставленником македонского царя Кассандра, бежавшим с Акрополя во время его осады царем Сирии и Передней Азии Деметрием Полиоркетом. В V в. статую перевезли в Константинополь, где она вскоре сгорела во время одного из пожаров. Сохранилось множество античных копий произведения, а также изображения элементов одежды и вооружения Афины Парфенос. Самой точной копией считается римская мраморная Афина Варвакион, сделанная во II в. от Р.Х. Однако тяжесть камня потребовала от скульптора поставить колонну-подпорку под правую руку статуи.

Статуя Афродиты Книдской – величайшее произведение древнегреческого скульптора Праксителя (около 390 – 30-е гг. IV века до Р.Х.). Статуя создана между 364 и 361 гг. до Р.Х. Находилась в святилище Афродиты в городе Книд, среди книдцев считалась покровительницей счастливого плаванья. Моделью для скульптора послужила гетера Кратина. В IV в. Статуя Афродиты была привезена в Константинополь и там сгорела во время грандиозного пожара в 476 г. Сохранилось свыше пятидесяти античных копий, в том числе римская копия II в. от Р.Х., хранящаяся в одном из музеев Ватикана.

Статуя Ахилла – бронзовая скульптура, установленная в банях Зевксиппа либо при императоре Септимии Севере в 203 г., либо при их перестройке в правление императора Константина Великого в 324 – 330 гг. Древнегреческий герой был изображен обнаженным, бросающим копье. Левая рука находилась на уровне груди, а правая была отведена назад и приподнята. К рубежу V – VI вв. щит и копье статуи были уже утеряны, а сама она погибла при пожаре в банях Зевксиппа, подожженных участниками восстания Ника в Константинополе в 532 г.

Статуя борца со львом – бронзовая скульптурная группа, стоявшая на разделительном барьере константинопольского ипподрома. Являлась либо оригиналом, либо поздней копией произведения скульптора IV в. до Р.Х. Лисиппа, изображавшего первый подвиг Геракла – удушение Немейского льва. Уничтожена в 1204 г. крестоносцами, пустившими ее на монеты.

Статуя Великой матери (Реи) – медная скульптура богини Реи, стоявшая в бывшем языческом храме Великой матери (Magna mater) древнего Византия. В ходе строительства новой христианской столицы Римской империи, император Константин I Великий (306 – 337 гг.) оставил здание храма в качестве украшения города, не имевшего никакого религиозного значения. Статуя Реи, привезенная, вероятно, из города Кизик, по одним сведениям в правление самого Константина Великого, а по другим сообщениям во время правления императора Феодосия I Великого (379 – 395 гг.), была переделана в христианском духе. Рея лишилась львов, стоявших по сторонам от нее, руки Великой матери изменили свое положение. Вместо управления львиной упряжкой, Рея приняла позу молящейся женщины.

Статуя возничего – бронзовая скульптура на разделительном барьере в восточной части константинопольского ипподрома у поворотного столба, практически, напротив карцеров (стартовых стойл). Представляла собой скульптурное изображение одного из олимпиоников, победителя в конских ристаниях. Привезена в Константинополь в IV в. Возница был изображен в момент поворота колесницы влево, этим и объясняется место установки статуи. Разбита крестоносцами в 1204 г. и пущена на монеты.

Статуя возничего Константина – статуя, воздвигнутая на средства димов на разделительном барьере константинопольского ипподрома в конце правления императора Анастасия I Дикора (491 – 518 гг.) в честь сорока шести побед, одержанных прославленным возничим Константином в один день ристаний: двадцати пяти – в утренние заезды и двадцати одной – в вечерние, но на уже побежденных конях. Этот памятник, вероятно, был уничтожен в 1204 г. крестоносцами.

Статуя волчицы и гиены – бронзовая скульптурная группа, стоявшая на разделительном барьере константинопольского ипподрома около двух мраморных колонн. Искусно сделанные изображения животных стояли в угрожающих позах друг против друга. Эта скульптура была разбита в 1204 г. крестоносцами и пущена на монеты.

Статуя Гая Юлия Цезаря – бронзовая посвятительная скульптура, созданная в сороковых гг. I в. до Р.Х. Была установлена в банях Зевксиппа в 203 г. при императоре Септимии Севере, либо при перестройке бань в 324 – 330 гг. при императоре Константине Великом. Статуя Гая Юлия Цезаря совмещала элементы атрибутики Афины и Юпитера. На панцирь Цезаря, имитирующий грудную мускулатуру, была наброшена эгида с головой Медузы Горгоны, а в правой руке изваяния находился жезл громовержца в виде посоха. Статуя погибла при пожаре во время восстания Ника в 532 г.

Статуя Геракла Тригеспера – колоссальная бронзовая скульптура IV в. до Р.Х. работы Лисиппа, выполненная в технике сфирелатос (из кованых листов на каркасе) в примерном масштабе один к тринадцати. Первоначально находилась в городе Таренте, из которого после 201 г. до Р.Х. была вывезена римским полководцем Фабием Максимом и установлена на Капитолийском холме в Риме рядом с его конной статуей. В конце двадцатых гг. IV в. перевезена в Константинополь и установлена на Большом ипподроме. Скульптура была посвящена одному из подвигов Геракла – похищению им трех яблок из сада Гесперид, трех сестер, племянниц титана Атласа, живших на Гесперидских островах на крайнем западе античного мира. Геракл был изображен с задумчивым выражением лица, полулежа на разостланной в огромной корзине львиной шкуре с великолепно выполненной головой зверя. Правая нога и правая рука были вытянуты во всю длину. Левая нога была согнута в колене. Опираясь на локоть левой руки, голова героя покоилась на ее ладони. Эта скульптура была уничтожена крестоносцами, пустившими ее на монеты после 1204 г.

Статуя Гермафродита – мраморная статуя сыны Гермеса и Афродиты, находившаяся в банях Зевксиппа. Установлена либо в 203 г., в правление императора Септимия Севера, либо при перестройке бань императором Константином Великим в 324 – 330 гг. Гермафродит был изображен стоящим во весь рост, при этом гениталии и вторичные половые признаки не были закрыты элементами одежды. Скульптура погибла при пожаре во время восстания Ника в 532 г.

Статуя Гермеса – бронзовая скульптура, находившаяся в банях Зевксиппа. Установлена либо в 203 г., в правление императора Септимия Севера, либо при перестройке бань императором Константином Великим в 324 – 330 гг. Гермес был изображен устремившим свой взор в небо и поправляющим правой рукой шнуровку сандалии на левой ноге, при этом его правая нога была согнута в колене. В поднятой левой руке он держал золотой жезл. Скульптура погибла во время пожара, в ходе восстания Ника в 532 г.

Статуя Геспериды – бронзовая скульптура одной из дочерей Геспера, брата титана Атласа, ставшей супругой своего дяди. Находилась в портике главного фасада бань Евдоксии. Гесперида была изображена с диадемой на голове, несущей в сад возвращенные Гераклом яблоки. Блюдо с плодами находилось у нее в опущенных руках и было смещено чуть влево с наклоном на зрителя. Сохранился рисунок второй половины XV в. итальянца Джентиле Беллини, с изображением этой статуи на барельефе колонны Феодосия.

Статуя гоплита – бронзовая скульптура, находившаяся в банях Зевксиппа. Установлена либо в 203 г., в правление императора Септимия Севера, либо при перестройке бань императором Константином Великим в 324 – 330 гг. Воин в доспехах и шлеме, не полностью опущенном на лицо, присев и чуть откинувшись назад, прикрывал свое тело большим круглым щитом, сжимая меч в правой руке. Христодор Коптийский считал, что это изваяние изображает троянца Деифоба, сына царя Приама, защищающего свой дом от нападающих греков. Однако, судя по сохранившимся легендарным сведениям, Деифоб был пьян и был убит спящим. Статуя гоплита погибла во время пожара, в ходе восстания Ника в 532 г.

Статуя гуся – бронзовое скульптурное изображение гуся рубежа IV – V вв., найденное в ходе раскопок в Стамбуле на территории константинопольского ипподрома. Бронзовый гусь имел внутренний сифон и, судя по всему, был элементом какого-то фонтана, возможно того, что был устроен на обелиске Феодосия. Ныне статуя гуся хранится в лондонском Британском музее.

Статуя Дафны – скульптура эллинистического периода из одного из святилищ бога Аполлона, привезенная между 324 и 330 гг. в строящийся Константинополь, и установленная в главном зале триклиния Большого императорского дворца, располагавшегося параллельно внешней стене восточной трибуны ипподрома. Статуя, изображавшая нимфу Дафну, превращающуюся в благородный лавр, чтобы спастись от насилия бога Аполлона, являлась шедевром мирового искусства. По имени статуи здание, где она стояла, получило наименование Дворец Дафны.

Статуя Елены Прекрасной – бронзовая скульптура на разделительном барьере константинопольского ипподрома. Изображала красивую женщину, слегка распущенные волосы которой, спускающиеся косой до колен и стянутые сзади перевязью, раздувались ветром. Одежду ее составляли хитон и наброшенное на него покрывало. Статуя разбита крестоносцами в 1204 г., а металл пущен на монеты.

Статуя Зевса Олимпийского – колоссальное произведение древнегреческого скульптора Фидия (до 490 – 432 или 431 до Р.Х.). Эта скульптура в древности считалась одним из семи чудес света. Выполнена в хрисоэлефантинной технике – основа изваяния из твердых пород дерева облицована слоновой костью и золотом. Создана между 447 и 432 гг. до Р.Х. для храма Зевса в городе Олимпия в Элиде, исторической области Греции. Громовержец был изображен сидящим на троне с державой в правой руке, на которой находилась статуя богини Ники, также выполненная в хрисоэлефантинной технике. В левой руке Зевс держал скипетр с сидящим на нем орлом. Высота скульптуры составляла более двенадцати метров, фигура Ники была двухметровой. Все сооружение размещалось на мраморной базе высотой один метр. В храме перед скульптурой находился бассейн с оливковым маслом, предохраняющим ее деревянную основу от рассыхания и отражающий на статую свет факелов. Во II в. до Р.Х. статуя пострадала в результате сильнейшего землетрясения и была отреставрирована скульптором Дамофонтом Мессенским. В 40 г. от Р.Х. император Калигула собирался вывезти ее в Рим, но статуя оставалась в святилище еще более 250 лет. После 393 г., в правление римского императора Феодосия I Великого (379 – 395 гг.), статую Зевса перевезли в Константинополь, где она сгорела в 476 г. во время пожара, случившегося в ходе беспорядков в столице, направленных против императора Василиска (475 – 476 гг.).

Статуя императора Анастасия I – колоссальная бронзовая статуя императора Анастасия I Дикора (491 – 518 гг.), установленная в 505 – 506 гг. на колонне Феодосия Великого, взамен рухнувшей в 480 г. статуи императора Аркадия (383 – 408 гг.). Скульптура была выполнена в технике «сфирелатос» из бронзовых листов, закрепленных на железном каркасе, высота ее превышала шесть метров. Для ее изготовления было переплавлено множество бронзовых скульптур, привезенных и установленных в Константинополе еще в правление императора Константина Великого (306 – 337 гг.). Во время землетрясения, случившегося не позднее 1203 г., статуя Анастасия обрушилась и погибла.

Статуя императора Валентиниана II – мраморная статуя Валентиниана II (375 – 392 гг.), соправителя императора Феодосия Великого, в натуральную величину, установленная около 390 г. на цилиндрическом пьедестале с посвятительной надписью префекта претория Татиана в городе Афродисиасе, в провинции Кария. В настоящее время статуя находится в археологическом музее Стамбула.

Статуя императора Маврикия – памятник императору Маврикию (582 – 602 гг.), вероятно из серебра, установленный посреди построенной им же Магнаврской ротонды на территории Большого дворца в Константинополе. Статуя Маврикия была уничтожена в 602 г., после захвата власти узурпатором Фокой (602 – 610 гг.).

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 11:59:30
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "С" Ч.5 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0121 ]   [ Gzip выкл. ]