Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Скит – совокупность нескольких монашеских келий в отдалении от монастыря, в пустынном месте. Скит представляет особое товарищество в иноческом мире, где монахи пребывают в молитвах и трудах под руководством опытного подвижника. В церковно-административном отношении скит подчиняется настоятелю монастыря. Слово «скит» происходит от названия одного из пустынных мест в Египте, в котором в IV – V вв. были уединенные поселения монахов.
Скит – один из самых значительных анахоретских монастырей в Египте в IV в. Основан святым Макарием Великим (Египетским) в 330 г., и располагался к югу от Келлий, еще далее в глубь Египетской (Ливийской) пустыни, в 70 км. от Нитрии. Первое время Скит славился постничеством и усердными молитвами своих насельников, однако к концу IV в. приток в пустыню всякого рода отщепенцев и тунеядцев сильно понизил авторитет монастыря. Управление монастырем сосредоточивалось в собрании братии, происходившем обыкновенно в храме под председательством пресвитера. На этих собраниях решались и богословские вопросы. Более мелкие дела управления сосредоточивались непосредственно в руках пресвитера; он, например, заведовал хозяйственной частью монастыря, и вообще занимал почетное положение среди братии. Первым пресвитером Скита был святой Макарий Великий. В начале V в. монастырь был опустошен кочевниками. Скит продолжал, впрочем, существовать и после этого разорения, но заметной роли в духовной жизни Египта уже не играл.
Скитотомы – сапожники.
Скификон – часть войска Никейской империи, состоящая из воинов азиатских народов: турок, половцев и тому подобных.
Скифия – римская провинция на территории современной Румынии в исторической области Малая Скифия (Добруджа) между Дунаем и Черным морем с центром в Томах, в диоцезе Фракия префектуры Восток. С древних веков Малая Скифия была населена фракийскими племенами гетов. В VII – VI вв. до Р.Х. на ее побережье были основаны греческие колонии: Каллатис, Томы, Истрия, Парфенополис, Евмения, Гераклея и другие. В эллинистический период в эту область проникли значительные массы скифских переселенцев из Северного Причерноморья (Великой Скифии), которые постепенно смешались с фракийцами, и эта часть Фракии с тех пор именовалась греками Малой Скифией. В ходе установления римского владычества на Балканах во II – I вв. до Р.Х., Малая Скифия была покорена и впервые включена в состав Римского государства в 72 – 71 гг. от Р.Х. Однако в 61 г. местное население при поддержке царя даков Буревиста в битве при Истрии одержало верх над римскими войсками и добилось независимости от Рима. До смерти Буревиста в 44 г. до Р.Х. Малая Скифия находилась под властью даков. Затем в 29 – 28 гг. проконсул Рима в Македонии Луций Красс ввел свои войска в Малую Скифию и вышел к устью Дуная, захватив всю эту территорию. На долгие годы Малая Скифия стала римской провинцией Дакией Понтийской, позже переименованной в Скифию. Местное население подверглось постепенной латинизации. Уже в I в. от Р.Х. в Дакию Понтийскую проникла проповедь христианства, что по преданию связано с деятельностью святого апостола Андрея, ученика Христа. Со второй четверти VI в. в этот регион начали вторгаться славяне и, после падения оборонительной системы Византийской империи по Дунаю в 602 г., славянские племена быстро заселили всю территорию Малой Скифии. Империи удалось номинально восстановить свой суверенитет на этой территории в ходе военных действий против славян в VII в., но после 680 г. вся Малая Скифия оказалась захваченной вторгшимися в византийские пределы болгарами и вошла в состав Первого Болгарского царства.
Скифополь – главный город византийской провинции Вторая Палестина в диоцезе Восток.
Скифос – См. Котила.
Скифы – собирательное название кочевых и оседлых ираноязычных племен, живших в степях Северного Причерноморья. К IV в. скифы растворились среди множества племен, но византийцы продолжали называть их именем любых иноплеменников, живших к северу от империи, в том числе и славян.
Скодра – главный город (совр. Шкодер в Албании) провинции Превалитана, в диоцезе Дакия префектуры Иллирик.
Сколекотрофы – шелководы, разводившие шелковичных червей.
Скриб (scriba) – византийский чиновник невысокого ранга, писец в канцелярии. Скривон (скрибон) (scribonus) – 1) должность командира банды (комита) тагмы экскувитов в X в.; 2) невысокий византийский титул.
Скринии (scrinia) – «ларцы»; четыре императорские канцелярии, ведавшие оформлением официальных распоряжений государя (scinium memoriae), принимавшие запросы, просьбы населения и депутации городских общин (scrinium epistolarum), жалобы и апелляции (scrinium libellorum), а также ведущие учет и контроль распоряжений, касающихся личной жизни императора и архив (scrinium dispositionum). Подчинялись магистру оффиций. Кроме того, скринией именовалась частная казна императора (scrinia rerum privatorum).
Скринарии (scriniarii) – канцелярские чиновники.
Скрипторий (scriptorium) – мастерская по переписке книг, как правило, при монастыре.
Скулькаторы (спекуляторы) (scultatores, speculatores) – лазутчики, военные разведчики.
Скупы – главный город провинции Дардания, в диоцезе Дакия префектуры Иллирик.
Скутарии (scutarii) – отряд императорских телохранителей в позднеримское время.
Скутарион (скута) (scutum) – овальный щит тяжеловооруженного пехотинца, размером 90 на 120 см.
Скутаты (scutati) – «щитоносцы», тяжеловооруженная пехота.
Скутерий (scutarius) – императорский щитоносец; придворная должность, занимавшая сорок второе место в поздневизантийской иерархии чинов. Скутерий шествовал перед государем во время торжественных выходов, неся императорский щит и его личное знамя (дивеллий).
Скуфия – «скифская»; повседневный головной убор духовных лиц всех степеней и званий. Представляет собой небольшую круглую черную мягкую шапочку. Складки надетой скуфии образуют вокруг головы знамение креста.
Славинии – распространенное в византийских текстах название догосударственных племенных объединений славян, а также их земель. Вождей славиний византийцы назвали архонтами.
Славяне – одна из наиболее многочисленных национальных групп, проживавших на территории Византийской империи. Первоначальными областями расселения славян были обширные территории в Центральной и Восточной Европе, простиравшиеся от Эльбы и Одера на западе, до Среднего Поднепровья на востоке. Северными соседями славян были германцы и балты, составлявшие вместе со славянами северную группу индоевропейских племен. Восточными соседями славян были западноиранские племена скифов и сарматов, южными – фракийцы и иллирийцы, а западными – кельты. Вопрос о древнейшей прародине славян окончательно не решен, но большинство исследователей считает, что она находилась к востоку от Вислы. Во II – IV вв. от Р.Х., в результате движения на юг германских племен готов и гепидов, целостность территории славян была нарушена, и они разделились на западную и восточную ветви. В V в. земли славян входили в сферу влияния гуннов. В конце V в., после падения державы гуннов, началось продвижение славян на юг к Дунаю и в Северо-Западное Причерноморье, затем последовали их вторжения в балканские провинции Византийской империи. С середины VI в. славяне играли активную роль в истории Византии. Колонизация Балканского полуострова была результатом не переселения, а расселения славян, поэтому они удержали все свои старые земли в Центральной и Восточной Европе, но при этом образовалась новая ветвь южных славян. Славяне были воинственны и многочисленны, когда они появились на византийских землях. В отличие от многих других народов они не просили разрешения империи остаться на ее территориях, а силой захватывали понравившиеся им местности, прежде всего, в долинах рек и на равнинах, сильно потеснив местное греческое население. Однако в городах они не селились. Известны имена более двадцати славянских племен, участвовавших в колонизации Балкан, наиболее крупными среди них были: стримонцы, ринхины, драгувиты, сагудаты, берзиты, смоляне, велегезиты, вайюниты, милинги и езериты. К концу VI – началу VII вв. славяне поселились компактными массами в Северной Фракии, Македонии, Средней Греции и на Пелопоннесе. Они занялись морским разбоем, неоднократно нападали на византийские города, осаждали Фессалоники (Солунь), второй по величине город европейской части империи. Но в итоге почти двухсотлетней борьбы Византии удалось подчинить славян. С конца VII в. первые поселения славян стали появляться в Малой Азии и на островах, когда империя начала переселять славян большими группами с Балкан в провинцию Вифиния на южном берегу Черного моря. С этого же времени у славян за пределами Византии и в Северной Фракии начали появляться первые государственные образования: Первое Болгарское царство, государство Само, Великоморавская держава, Киевская Русь. Благодаря миссионерской деятельности Византии среди славян, ранее бывших язычниками, распространилось христианство. К X в. византийские славяне почти полностью растворились среди греков, за исключением славянского населения значительной части Македонии.
Служба приемов (officium admissionum) – дворцовая служба, ведавшая, под руководством магистра оффиций, публичной жизнью императора, международными сношениями, приемом посольств и дипломатической перепиской.
Служебник – православная богослужебная книга, содержащая тексты церковных служб каждого дня, святцы и наставления по ведению богослужения.
Смальта – стеклянные разноцветные кубики разных размеров, которыми выкладывали настенные мозаики в византийских храмах.
Смбат (Симватий) – логофет дрома армянского происхождения при дворе императора Михаила III Пьяницы (840 – 867 гг.). Смбат был зятем кесаря Варды и участвовал в его убийстве.
Смбат Багратуни – знаменитый армянский полководец конца VI – начала VII вв., выходец из аристократического рода. В 584 г. был главой восстания знати в армянских провинциях, переданных иранским шахом Хосровом II (590 – 628 гг.) Византии, в благодарность за оказанную ему военную помощь в борьбе против персидского узурпатора Бахрама Чобина. Хосров при этом тайно поддерживал армянских мятежников. Однако византийское войско под командованием военного магистра Коменциола справилось с восставшими армянами, а Смбат попал в плен. На суде в Константинополе он был приговорен к растерзанию дикими зверями на потеху толпе, и только в последний момент Смбат был помилован императором Маврикием (582 – 602 гг.), которого народ славил за милосердие. Армянский епископ Себеос в своей «Истории» сохранил легендарный рассказ о том, что до своего помилования осужденный успел голыми руками убить на арене медведя, быка и льва. Затем Смбат Багратуни был отослан в Африку на службу империи в войсках Карфагенского экзархата. Там он одержал ряд побед, отправил военную добычу императору Маврикию в Константинополь, но после этого сбежал к персам. Состоял на службе у иранского шаха Хосрова II, одержал ряд побед над восставшими против Хосрова II провинциями и нанес сокрушительное поражение эфталитам на восточной границе Ирана. Шах пожаловал ему должность марзпана (наместника) прикаспийской области Виркании, в каковой он оставался с 600 по 608 гг. За свои победы над врагами персов Смбат получил прозвище «Хосров Шум» («Радость Хосрова»). Около 606 – 607 гг. Смбат Багратуни по разрешению шаха посетил Персидскую Армению, где пользовался огромным влиянием в общественно-политической и религиозной жизни. В Двине, главном городе армянских земель, входящих в границы Ирана, Смбат заложил храм Святого Григория; после смерти армянского католикоса Мовсеса, назначил «блюстителем Армении» епископа Рштуника Абраама из села Албатанк. Умер Смбат Багратуни в 618 или 619 гг.
Смбат Багратуни – византийский правитель Армении с 691 г., армянин. Назначен на должность правителя императором Юстинианом II. В 695 г., после отказа Нерсеха Камсаракана от титула патрикия Армении, им стал Смбат. В 702 г., вместе с армянским католикосом Саком III, Смбат Багратуни был пленен арабским полководцем Абдаллой и отправлен в Дамаск, но затем сбежал и возвратился в Армению. При содействии византийских войск, в битве при Варданакерте Смбат нанес жестокое поражение Абдалле в 703 г., и император наградил его титулом куропалата Армении. Однако в условиях арабской военной угрозы Смбат со своим войском был вынужден перейти в пределы Византийской империи.
Смирна – крупный портовый город (совр. Измир в Турции) на западном побережье Малой Азии в византийской провинции Азия. Основан греками из племени эолийцев во II тыс. до Р.Х. В VI в. до Р.Х. разрушен царем Лидии Алиаттом, в IV в. до Р.Х. отстроен заново к юго-западу от места расположения старого города и ближе к морю, и вскоре стал одним из важнейших греческих городов Ионии. Первым епископом Смирны был святой Поликарп, ученик Иоанна Богослова. В период правления императора Льва VI (870 – 912 гг.) Смирна стала автокефальной митрополией, которой были подчинены шесть церковных диоцезов с городами Фокея, Магнезия, Клазомены и другими. До конца XI в. Смирна была одним из процветающих торговых городов Византийской империи и крупным морским портом. В 1085 г. Смирну и близлежащие области захватили турецкие пираты под предводительством Чакана (Чаки), который основал там собственный эмират. Помимо Смирны под властью Чакана некоторое время пребывали: города Фокея и Клазомены, а также острова Хиос, Самос и Лесбос. В 1097 г. византийский десант, высаженный в Ионии, при поддержке флота империи изгнал Чакана из Смирны. Чакан вскоре вновь захватил город, но был выдворен из него византийскими войсками повторно. После этого власть над Смирной и соседними территориями длительное время принадлежала Византии. Однако к началу XIII в. от Смирны сохранилась только крепость, а незащищенная часть города, бывшая ареной непрекращающихся боевых действий, лежала в развалинах. Никейский император Иоанн III Дука Ватац (1221 – 1254 гг.) включил город в состав своих владений. Город был заново отстроен, и Иоанн Ватац, страдавший от последствий апоплексического удара, молил Господа о своем выздоровлении в главном городском храме. В ходе завоеваний турецкого султана Османа в Малой Азии, в 1313 г. Смирна была отобрана у Византии и окончательно отошла к туркам.
Собачий рынок – См. Кинегий.
Собор – «собрание, съезд»; 1) Архиерейский собор – собрание всех правящих архиереев Поместной Церкви для решения каких-либо церковных вопросов; 2) Поместный собор – собрание всех правящих архиереев Поместной Церкви, представителей белого духовенства, монашества и мирян для решения важнейших церковных вопросов: избрания патриарха, канонизации новых святых и других; 3) Вселенский собор – собрание представителей Поместных Церквей для решения вероучительных и канонических вопросов. См. Вселенские соборы; 4) главный храм в городе или монастыре, рассчитанный на богослужение архиерея с большим числом духовенства; 5) название ряда православных праздников.
Созомен (Эрмий Созомен) – византийский адвокат и историк V в. Родился в палестинской Газе, но много лет прожил в Константинополе, где и написал свой главный труд – «Церковную историю», охватывающую период от правления Константина Великого до начала правления Феодосия II. История Созомена отражает основные политические идеи своего времени: представления о богоизбранности государства ромеев и об императорской миссии «подражателя Богу на земле». Основные темы сочинения Созомена: борьба богословских идеей, диспуты и письменная полемика религиозных мыслителей, возникновение ересей и противостояние им. Особое внимание Созомен уделил подвигам ближневосточных аскетов, впервые палестинские монахи стали героями исторического сочинения. Умер Созомен после 446 г.
Созуса – город в Северной Африке, центр византийской провинции Верхняя Ливия (Киренаика) в диоцезе Египет.
Сократ Схоластик – юрист и ритор в Константинополе, ученик и последователь Евсевия Кесарийского. Родился около 380 г., умер около 460 г. Получил прекрасное образование. Написал «Церковную историю», охватывающую период 306 – 439 гг., включающую в себя описания событий военно-политической и гражданской истории, и являющуюся непосредственным продолжением «Церковной истории» Евсевия Кесарийского.
Солемний – выдача продуктов и денег из казны (как правило, духовенству).
Соленарии – деревянные приспособления византийских лучников для стрельбы на дальние расстояния.
Солея – возвышение перед иконостасом в православном храме. В раннехристианское время на Востоке это возвышение именовалось бемой.
Солид (solidus) – См. номисма.
Солунь – См. Фессалоники.
Соматофилаксы – телохранители.
Сосандрский монастырь – монашеская обитель в честь Богородицы, построенная никейским императором Иоанном III Дукой Ватацем (1221 – 1254 гг.) вблизи Магнезии. Этот монастырь стал местом погребения своего основателя, а также его сына – никейского императора Феодора II Ласкаря (1236 – 1258 гг.). В храме Сосандрского монастыря в сентябре 1258 г., на девятый день по смерти императора Феодора II, в ходе поминальной службы, в алтаре был убит друг и ближайший соратник покойного – протовестиарий Георгий Музалон, опекун малолетнего императора Иоанна IV Ласкаря (1258 – 1261 гг.), сына Феодора II. Кроме того, в храме вместе с Музалоном были убиты его брат, зять и ряд лиц из его ближайшего окружения. Представители незнатного рода Музалонов пали от рук латинских наемников Никейской империи в результате аристократического заговора, во главе которого стоял великий коноставл Михаил Палеолог, будущий император Михаил VIII (1259 – 1261 гг.).
Сотер – «спаситель»; эпитет Иисуса Христа.
Сотирих Пантевген – византийский богослов, церковный деятель и еретик XII в. Стремился вскрыть логические противоречия в учении Церкви о Христе. Отрицал пресуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христову в таинстве евхаристии; по мнению Сотириха, евхаристия – лишь обряд, установленный в память о смерти и воскресении Христа.
Софиевы бани – См. Бани Тавра.
Софистика – «учение о мудрости»; духовно-воспитательное и философское течение, возникшее в V в. до Р.Х. в древней Греции. Софистика утверждала тесную связь между теоретическим знанием и практической жизнью, особое внимание уделяла разработке проблем совершенствования человеческой личности, общественных отношений, в том числе правовых и этических, а также изучению теории познания. Основным объектом исследования софистики была не природа (как в философии досократиков), а отношения между людьми. В рамках софистики получили первоначальное развитие риторика, грамматика и логика, были систематизированы основные понятия этих наук. Школа древнегреческой софистики продолжалась в Римской империи, в деятельности представителей, так называемой, Второй софистики. К началу V в. от Р.Х. софистика потеряла общественное значение и прекратила свое существование.
Софисты – «мудрецы»; представители практического направления в древней науке. Софисты (мудрецы), в отличие от большинства философов (любителей мудрости), обучали своих слушателей красноречию, этике и правоведению за деньги. При этом софисты утверждали, что о любой вещи или явлении можно судить со взаимоисключающих позиций, существование объективной истины они отрицали. К любым религиозным системам (первоначально к языческим, а затем и к христианству) они относились скептически. Оригинальные труды представителей первой софистики практически полностью утрачены, и основные сведения о софистах V в. до Р.Х. и их учении сохранились лишь в трудах Платона, их принципиального противника. Наиболее известны среди них: Протагор Абдерский, Горгий Леонтинский, Гиппий Элидский и Продик Кеосский. Продолжателями их традиций стали представители Второй софистики, получившей развитие в Римской империи во II – IV вв. от Р.Х., пережившей свой последний взлет в правление императора Юлиана Отступника (360 – 363 гг.). Софисты второй волны преимущественно занимались разработкой путей совершенствования формы речей, их риторической изысканности. Выдающимися софистами этого периода, прославленными своим ораторским искусством и мастерством писательского стиля, были: Фаворин, Элий Аристид, Лукиан, Афиней, Филострат и Либаний.
София – супруга византийского императора Юстина II (565 – 578 гг.), племянница императрицы Феодоры, августа. Родилась до 530 г., умерла после 600 г. Обладала честолюбивым и властным характером. Пыталась самостоятельно управлять государством в последние годы жизни своего психически неуравновешенного и физически больного мужа, однако синклит принудил ее разделить власть с усыновленным для этой цели наследником престола. По ее выбору и с согласия больного Юстина II приемником власти стал комит экскувитов Тиверий. Чувствуя приближение смерти Юстина II, София предлагала усыновленному Тиверию развестись со своей женой и женится на ней или ее дочери, но получила отказ от него отказ. Став вдовой, София сохранила свое почетное положение августы, но, недовольная утратой власти, в 580 г. пыталась организовать заговор против императора Тиверия II (578 – 582 гг.). За это она была арестована, ее имущество подверглось конфискации, а сама она провела последние годы жизни под домашним арестом в одном из царских дворцов в Константинополе. После ее смерти, память о Софии сохранял этот дворец, а также жилой квартал, где он находился, и близлежащая гавань, названные в ее честь Софианами.
Софроний Иерусалимский – иерусалимский патриарх в 634 – 638 гг., богослов и религиозный писатель. Родился в Дамаске около 550 г. В молодости был софистом, затем вошел в монашескую среду и в лавре Святого Феодосия стал ближайшим другом, а затем и спутником в путешествиях подвижника и писателя Иоанна Мосха. Вместе они посетили многие палестинские и сирийские обители, долгое время жили в Александрии, поскольку вернуться в Палестину им помешало нашествие персидского царя Хосрова. Затем с остановкой на Кипре Софроний со своим другом Иоанном отправились в Рим, где Мосх и скончался в 619 г. Софроний перенес его прах в лавру Святого Феодосия, а также закончил и издал «Луг Духовный», труд жизни своего покойного друга. В 630 г. Софроний снова был в Египте, выступил против вождя нарождавшегося монофелитского движения Кира. В 634 г. он был избран на Иерусалимскую кафедру. Ввел устав обители Святого Саввы в общее употребление в Палестине. Вскоре после взятия Иерусалима арабами, в 638 г. Софроний скончался. Из богословского наследия Софрония наиболее известно окружное послание, изданное при вступлении на кафедру, где Софроний предлагает подробное исповедание веры ввиду проявившегося монофелитского соблазна. Впоследствии, на Шестом Вселенском соборе, оно было принято, как точное изложение веры. Софронию принадлежит похвала и сказание о чудесах святых целителей Кира и Иоанна, поводом к составлению которых было его чудесное исцеление от глазной болезни. Гомилии Софрония интересны по тем историческим деталям, которые позволяют представить себе жизнь Церкви в завоеванном Иерусалиме. Сохранились также его «стихи» – гомилии, изложенные мерной речью.
Соции (симмахии) (socii) – союзники; варварские отряды под начальством собственных вождей, состоящие на службе Византийской империи.
Спалатум – портовый город (совр. Сплит в Хорватии) на побережье Адриатического моря. Основан в 620 г. беженцами из разрушенного объединенными отрядами авар и славян города Салона. Спалатум возник на основе заброшенного дворца императора Диоклетиана (284 – 305 гг.), построенного на рубеже III и IV вв. по образцу римского военного лагеря, и частично сохранившегося до наших дней. Мавзолей Диоклетиана и здание бывшего храма Юпитера в 553 г. были переоборудованы поселенцами соответственно в христианский храм и баптистерий. В 812 г. Спалатум вошел в составе Византии, затем был потерян империей в 998 г. и попеременно находился в составе Венецианской республики, Хорватского королевства, Венгрии и Австрии. Развалины Салоны находятся к северу от современного города Сплит.
Спафарий – «меченосец»; титул второго ранга (аналог подполковника), ниже спафарокандидата, но выше ипата и стратора.
Спафарокандидат – титул второго ранга; ниже протоспафария, но выше спафария. Во времена Комнинов этот титул вышел из употребления.
Спафарокувикуларии – «меченосные спальники»; евнухи при опочивальне императора, несшие вооруженную охрану.
Спафион – византийский обоюдоострый меч, длиной с рукоятью около 90 см.; носился на перевязи у левого бедра.
Спектабиль (vir spectabilis) – «муж почтеннейший»; второй ранг титулов в Византии.
Спекуляторы – См. Скулькаторы.
Специи (species) – пряности, вкусовые ароматические вещества растительного происхождения, применяемые при изготовлении различных кушаний, способствующие улучшению вкуса блюда и повышающие его усвояемость. Византийцы нередко добавляли пряности не только в еду, но и в вино. Специи поставлялись в Византию в основном из Индии. Среди наиболее популярных специй были: длинный белый перец, корица и кардамон.
Спина – разделительная стена ипподрома, рассекавшая его «U»-образное поле по продольной оси на две беговые дорожки, соединявшиеся поворотами. Спина Большого ипподрома Константинополя представляла сооружение из камня, длиной около 269 метров, четырех с половиной метров в высоту, от десяти метров в ширину у Сфенды до трех метров у стартовых стойл. Барьер был облицован мраморными плитами, украшен скульптурами и различными архитектурными формами. Скульптуры, имеющие относительно небольшие базы располагались в два ряда. Ближе к Сфенде и стартовым стойлам симметрично располагались два египетских обелиска, из которых до наших дней сохранился только один – так называемый «Обелиск Феодосия». Напротив кафизмы (императорской ложи на восточной трибуне) стояли четыре посвятительных императорских колонны, увенчанных скульптурами императоров. Одним из последних украшений Спины стал «Обелиск Константина» – монумент императору Константину VII Багрянородному (911 – 959 гг.). Скульптуры Спины не раз становились жертвами землетрясений, людского суеверия и вандализма. В 1185 г. на балке перекрытия двух колонн, украшавших барьер, был повешен восставшей чернью низложенный император Андроник I (1182 – 1185 гг.). Самый страшный урон скульптурам Большого ипподрома нанесли крестоносцы, после захвата Константинополя в 1204 г. переплавившие на монеты почти все бронзовые сооружения. Турецкие завоеватели первоначально также утилизировали последние произведения искусства на ипподроме и разбирали на строительный материал сам барьер, но после 1526 г. на одной из чудом сохранившихся колонн установили три бронзовые античные статуи, захваченные в Венгрии. Впрочем, около 1536 г. и эти статуи были перелиты на пушки. К настоящему времени от архитектурно-скульптурной композиции Спины сохранились лишь «Обелиск Феодосия» и «Обелиск Константина», а также обезглавленная Змеиная колонна.
Спифама – пядень; византийская мера длины, равная 23,4 см. Восемь спифам составляли одну оргию (сажень).
Сполии (spolia) – архитектурные элементы и строительные материалы более ранних построек, использованные в новых. Особо широкий размах использования сполий отмечается с конца VI – начала VII вв. в связи с началом глубокого кризиса Византийской империи, и фактическим прекращением работ в каменоломнях по вырубке крупных архитектурных элементов.
Спорады – «рассеянные»; острова, разбросанные по Эгейскому морю. Наиболее известны из них: Эгина, Саламин, Кос, Хиос, Лемнос и Самофракия.
Спортула (sportula) – судебная пошлина.
Средиземная Дакия – римская и ранневизантийская провинция с главным городом Сердика (совр. София), в диоцезе Дакия префектуры Иллирик.
Ставракий – сын и соправитель византийского императора Никифора I в 803 – 811 гг., номинально самостоятельный государь в течение двух с небольшим месяцев 811 г. Умер 11 января 812 г. Участвовал вместе со своим отцом в походе в Болгарию, где византийское войско попало в засаду в горах, и было разгромлено ханом Крумом. Никифор пал в той битве, а израненному Ставракию удалось спастись в Адрианополь, где он был едва живой провозглашен императором и на носилках доставлен в столицу. Однако ввиду его полной неспособности к управлению державой, вскоре Ставракий был низложен вельможами и войском. В ночь на 2 октября 811 г. заговорщики собрали легионы на ипподроме и уговорили их провозгласить императором куропалата Михаила Рангаве, женатого на сестре Ставракия. Утром нового императора поддержали сенат и патриарх. Ставракий, услышав о своем низложении, тотчас надел монашеское платье. Из жалости Михаил сохранил ему жизнь и позволил остаться в столице, где Ставракий и умер в начале следующего года.
Ставракий – византийский император в 812 г. Младший сын императора Михаила I Рангаве (811 – 813 гг.). Был провозглашен соправителем отца и старшего брата в 812 г., однако ко времени отречения своего отца от престола в 813 г. Ставракий уже умер.
Ставратон – тяжелая (около 8 гр.) серебряная монета последних Палеологов. Иногда ее называют «серебряным иперпиром».
Ставропигиа – прямая дисциплинарная и экономическая подчиненность монастыря или храма Патриархии, а не главе епархии, на территории которой он находится.
Ставротека – ларец для хранения реликвий, как правило, сделанный из золота или серебра и украшенный перегородчатой эмалью, жемчугом, драгоценными камнями и чеканными изображениями.
Стадия – мера расстояния, составлявшая у греков и римлян 176,6 метра.
Стакта — мыльный порошок.
Сталлент – «рассыльный»; мелкий чиновник в византийском приказе (секрете).
Стамнос – сосуд для хранения вина из обожженной глины или металла; округлая ваза с короткой горловиной, широким отверстием и двумя горизонтальными ручками.
Старый Эпир – провинция с центром в городе Никополь, в диоцезе Македония префектуры Иллирик, образованная при императоре Феодосии I (379 – 395 гг.) разделением Эпира на двое (Старый Эпир и Новый Эпир).
Стасиоты – «мятежники»; наиболее активные группировки цирковых партий, состоявшие из молодежи, выплескивавшей свою энергию в потасовках у ипподрома. Также они образовывали военно-спортивные общества молодежи, обучавшейся стрельбе из лука или метанию копья под руководством ветеранов.
Стась – «надел»; двор и земельный участок крестьянина в Византии.
|
|