Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "С" Ч.3 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Симеон Метафраст – византийский писатель второй половины X в., составитель менология – сводного корпуса греческих житий святых, упорядоченных по календарным дням памяти. Часть житий была переработана Симеоном Метафрастом, часть написана заново. Менологий Симеона Метафраста сделался господствующим в Византийской Церкви, способствуя унификации богослужения. Отождествление Симеона Метафраста с Симеоном Логофетом спорно. Симеону Метафрасту принадлежат также стихотворения и речи.

Симеон Новый Богослов – святой, византийский монах, богослов, философ-мистик. Родился в 949 г., умер в 1022 г. Был сыном придворного, родом из Пафлагонии. Учился в Константинополе, затем поступил на императорскую службу. Принял монашеский постриг в Студийском монастыре, перешел в обитель Святого Маманта, где был избран игуменом и принял священнический сан; впоследствии основал собственный монастырь. Выдвигал идеи самоуглубления и просветления личности. Нравоучительные «Слова» Симеона Нового Богослова раскрывают путь аскетического самоочищения и мистического созерцания, ведущий к познанию Бога и единению с Ним, и во многом предвосхищает учение Григория Паламы. Автор «Катехизисов», «Глав» и других сочинений. Особую часть его творческого наследия составляют гимны – духовные стихи, в которых запечатлен личный опыт мистического общения с Богом.

Симеон Сиф – византийский ученый и писатель. Жил во второй половине XI в., родился, возможно, в Антиохии. Его биография почти неизвестна. Согласно леммам его рукописей, Симеон Сиф был магистром и философом, он упоминал о своем путешествии в Египет около 1058 г. Симеон составил книгу о правильном питании, основывающуюся, в основном, на античной традиции. В меньшей степени он ссылался на повседневную практику византийского общества и арабские рецепты. Также Сиф написал книги по физике и медицине, включая опровержение медицинских разработок Галена. Симеон перевел с арабского языка и посвятил императору Алексею I Комнину (1081 – 1118 гг.) собрание басен и поучительных историй под заголовком «Стефанит и Ихнилат». Басни связаны вместе внешней рамкой бесед между царем Индии и его философом, а также между королем-львом и его придворными, среди которых основные – два шакала: Стефанит и Ихнилат. Персонажи басен – преимущественно животные, но встречаются и люди: торговцы, медики, охотники. Мораль басен во многих случаях существенно отличается от правил православной этики. Книга была популярна на средневековом Западе и в славянских странах.

Симеон Солунский – византийский богослов и церковный деятель, архиепископ Фессалоникийский (Солунский) с 1406 г. Дата рождения неизвестна, умер около 1429 г. Возглавлял оборону Фессалоник от турецкого нашествия; город пал только после его смерти. Известен, прежде всего, как автор ряда сочинений, в которых подробно раскрываются и символически истолковываются все стороны православного богослужения и церковной жизни, объясняется назначение и смысл различных обрядов и священных предметов. Среди них центральное место занимает фундаментальный труд – «Диалоги о вере, священнодействиях и таинствах церковных».

Симеон Столпник – святой, преподобный, знаменитый православный аскет V в. Родился в 356 г. в Киликии, умер в 459 г. Основоположник новой формы аскезы – столпничества. Сорок семь лет Симеон провел в молитвах на столпах, из них неполных 33 года – на холме Калат-Семан на пути из Алеппо в Антиохию. Прославился многочисленными чудесами. Пользовался огромным духовным авторитетом у современников, с ним советовались по различным вопросам и простые люди, и обличенные высшей властью. Когда в правление императора Феодосия II жители Антиохии по какому-то поводу сожгли в своем городе иудейские синагоги, император дал распоряжение об их восстановлении, но после резких возражений Симеона, Феодосий отказался от своего решения и не стал никого наказывать.

Симиома – судебное решение, изложенное в особом документе.

Симмах (Quintus Aurelius Symmachus) – латинский писатель и оратор. Родился около 345 г., умер в 405 г. В 384 – 385 гг. был префектом Рима, в 391 г. – консулом. Возглавлял кружок представителей сенаторской аристократии, боровшихся против наступления христианства, за возрождение языческих культов и сохранение римского культурного наследия, в первую очередь, литературы. Симмах выступал за восстановление алтаря языческой богини Виктории в зале заседаний римского сената, был автором «Посланий», из которых сохранились десять книг, и «Речей», куда он включил и тексты своих служебных писем императорам.

Симмахии – См. Соции.

Симодарий – ростовщик.

Симония – церковное преступление; торговля церковными должностями и имуществом.

Симпафия – 1) снятие всех налогов с переставшего приносить доход хозяйственного объекта. Симпафия закреплялась императорскими жалованными грамотами; 2) заброшенные земли сельскохозяйственного назначения, именовавшиеся так до истечения тридцатилетнего срока, но не ранее трех лет после последней обработки. По прошествии тридцати лет такие земли получали юридический статус класм и отходили в собственность государства. Казна могла условно продавать или сдавать симпафии в аренду, но в случае появления законного владельца или его наследников такие сделки теряли юридическую силу, а неудачливый новый владелец получал право требовать от казны компенсацию за попусту потраченные деньги.

Симпликий – один из последних философов-неоплатоников первой половины VI в. Родился около 490 г. в Киликии, умер в 560 г. в Афинах. Учился в Александрии у философа Аммония, затем приехал в Афины, где обучался у Дамаския, а затем стал преподавать в Академии. В 529 г. афинская Академия была закрыта по распоряжению императора Юстиниана I, и вместе с главой Академии Дамаскием и другими академиками Симпликий бежал в Иран ко двору шаха Хосрова. Однако уже в 533 г. Симпликий вернулся и поселился в Харране, на восточной окраине империи. Последние годы своей жизни провел в Афинах. Написал комментарии к «Беседам» Эпиктета, содержащие нападки на христианство и императора Юстиниана I, и ценные комментарии к трудам Аристотеля, в которых пытался определить различие философских систем Платона и Аристотеля. Как комментатор Симпликий придерживался принятой в поздней Академии традиции примирять Платона с Аристотелем, но часто он отдает при этом предпочтение Аристотелю. Тексты Симпликия – важный источник по истории греческой философии, в частности, благодаря комментарию к «Физике» Аристотеля до нас дошло большинство фрагментов из сочинений досократиков, в особенности Гераклита и Парменида. Наибольший интерес в учении самого Симпликия представляют его размышления о пространстве и времени, а также полемика с Иоанном Филопоном по поводу понятий субстанции, формы, общего и частного и характера человеческого познания в комментарии к «Физике».

Симпоны – главы крупнейших столичных торгово-ремесленных корпораций. При константинопольском эпархе существовал особый совет симпонов, помогавший ему в управлении сферами городского хозяйства.

Симпосий (симпозиум) – «пиршество»; совместная трапеза и распития вина в греческой традиции. Пирующие пили вино, под руководством симпосиарха пели застольные песни, вели интеллектуальные беседы, игры. В увеселениях нередко принимали участие гетеры, танцоры и мимы.

Симфония – 1) обоснованная патриархом Фотием византийская теория взаимодействия двух властей: светской и духовной, равноправных и взаимно дополняющих друг друга; 2) специальная книга, в которой в алфавитном порядке собраны все встречающиеся в Библии слова, выражения и целые фразы, с указанием мест, где они находятся в Священном Писании. Первая симфония на латинском языке появилась в начале XIII в., на греческом – в XVI в.

Синагога – «совещание», «собрание»; здание или помещение для собраний иудейской общины, где молятся, обучаются заповедям, читают священные тексты, оказывают гостеприимство. Синагоги существовали во многих крупных византийских городах.

Синай – 1) полуостров в Красном море на границе между Азией и Африкой, издревле являвшийся частью территории Египта. Представляет собой гористую пустыню с выжженной солнцем растительностью; 2) библейская гора на одноименном полуострове, на которой Бог передал заветы Моисею, представ перед ним в виде горящего куста – Неопалимой Купины. На горе Синай с VI в. существует православный монастырь, изначально построенный византийским императором Юстинианом I Великим во имя Неопалимой Купины, но в XI в. переименованный во имя святой Екатерины, поскольку стал хранилищем ее чудотворных мощей.

Синаксарь – 1) краткое житие святого, предназначенное для чтения во время богослужения; 2) сборник подобных текстов. Славянские Синаксари назывались Прологами.

Синекдем – спутник, ученик.

Синесий Киренский – византийский оратор, философ и поэт. Родился в Кирене, в провинции Верхняя Ливия, между 370 и 375 гг., умер около 413 г. Выходец из языческой семьи знатных землевладельцев. В юности изучал неоплатонизм у Ипатии в Александрии. В 403 г. он женился на христианке, которая родила ему трех сыновей и придала некоторую веру во Христа. В 410 г. граждане Птолемаиды, впечатленные его активной борьбой против варварских мародеров, пригласили его стать их епископом, хотя Синесий к тому времени не был крещен. Он принял предложение с условием, что ему позволят сохранить жену и философские сомнения. Архиепископ александрийский Феофил рукоположил Синесия в 411 г. Сохранилось несколько его речей, в том числе: «Египетские рассказы, или о промысле» – аллегория о событиях и политиках Константинополя, «Дион», в которой Синесий защищал классическую культуру от нападок монахов, а также «О царственности», где он упрекал императора Аркадия за его «моллюскообразное» существование и выдвигал политический идеал монарха-философа. Мотивы неоплатонизма смешивались с христианской тематикой в его гимнах. 156 сохранившихся писем Синесия, датируемых между 399 и 413 гг., представляют много интересной информации об особенностях церковной и мирской жизни в Киренаике.

Синисакты – См. Субинтродукты.

Синифия – «обычное»; пошлина в пользу сборщиков налога (1 милиарисий с каждой номисмы подати).

Синкелл – «сокельник»; высокий титул, следующий по важности после ректора. Чаще всего жаловался высшей духовной знати столицы и провинций, преимущественно монахам, приближенным к патриархам. Его обладатели входили в состав синклита, нередко становились приемниками патриархов. В ранневизантийский период синкеллы обычно жили вместе с патриархами и были их духовными отцами. К X в. предоставление титула синкелла стало зависеть в значительной мере от воли императора. В XI в., как дальнейшее развитие титула синкелла, был учрежден титул протосинкелла – старшего сокельника. После этого титул синкелла стал встречаться все реже. Протосинкелл в силу официального положения и личных отношений с императором играл значительную роль в клире храма Святой Софии и в императорском дворце.

Синклит – совет высшей знати, куда входили «синклитики» – должностные лица с рангом не ниже протоспафария. Всем синклитикам полагалось жить в Константинополе. На время отсутствия императора в столице его замещала Верховная коллегия в составе препозита, магистра и эпарха. Практиковались два вида заседаний: силенций (silentium), с участием сановников, занимающих высшие посты в данное время, и конвент (conventus), когда собирались все члены синклита. С середины X в. председательствовать в синклите стал проэдр, а позже – протопроэдр.

Синнада (Евкарпия) – главный город римской и ранневизантийской провинции Вторая Фригия. Близ Синнады с древних времен располагались знаменитые Синнадские мраморные каменоломни.

Синод – «собрание»; собрание духовных и светских лиц для разрешения церковных дел.

Синодик – 1) храмовая книжица для записи имен живущих или умерших лиц, которых священник должен упомянуть во время богослужения, а также частный список имен, за здравие или упокой которых келейно молится христианин. 2) специальность военного разведчика, занимающегося захватом и конвоированием пленных – «языков». Синодики действовали группами по 5 – 8 человек, отсюда и название.

Синона – государственная повинность крестьян в Византии, обязывающая их поставлять хлеб для армии по принудительной цене, определяемой казной.

Синоп (Синопа) – город на южном берегу Черного моря, на перешейке между полуостровом и материком, основанный в 631 г. до Р.Х. греческими колонистами из Милета. Благодаря удобному положению и двум гаваням Синоп скоро сделался богатым городом, преобладавшим в торговле Понтийского региона. Прилегающие приморские районы находились в зависимости от него. До IV в. до Р.Х. Синоп находился в номинальной зависимости от персидского государства Ахеменидов, с 183 г. до Р.Х. входил в Понтийское царство, первоначально играл роль царской резиденции, позже стал официальной столицей царства. В 70 г. до Р.Х. Синоп был захвачен и разграблен римским полководцем Лукуллом. С IV в. от Р.Х., когда главным городом римской провинции Понт стала Амасия, благосостояние Синопа начало падать. С 1204 г. он принадлежал Трапезундской империи, но уже в 1214 г. Синоп завоевал сельджукский султан. В 1461 г. городом завладели турки-османы.

Синопсис – обозрение, краткий очерк.

Синтагма – ранневизантийское войсковое подразделение, состоявшее из шестнадцати лохов и делившееся на два гемилоха.

Синтагма Властаря – самый полный в сравнении предшествующими номоканонический сборник правил и правовых актов, так или иначе касающихся Церкви. Составлен в 1335 г. византийским канонистом, фессалоникийским иеромонахом Матфеем Властарем с названием «Собрание в алфавитном порядке всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах». Вскоре после своего появления Синтагма Властаря была переведена на сербский язык, а с XVII в. стала известна в России в переводе на церковнославянский язык иеромонаха Епифания Славинецкого.

Синтекния – нарушение духовного родства при вступлении в брак.

Синтрон – ступенчатое возвышение, чаще всего округлой формы, в храмах или залах официальных приемов светских владык, в середине верхней ступени которого устанавливался престол государя или архиерея.

Синтроф – «сотрапезник»; участник симпосия.

Синхронизм Христа и Августа – историософская концепция исторической миссии Римской империи, вознесенной Творцом на вершину мирового господства для торжества христианства на земле. Впервые обозначена во II в. епископом Мелитоном Сардийским в его «Апологии», развита в III в. пресвитером Ипполитом Римским в «Толковании на книгу Даниила» и окончательно доработана испанским пресвитером Павлом Орозием в начале V в. в его «Истории против язычников». Единовременность образования Римской империи и рождения Сына Божиего этой концепцией объясняется как исполнение единого Божественного замысла, подчеркивается положительная роль империи в истории Спасения человечества, обеспечившей легкое и повсеместное распространение евангельской проповеди. Идея нераздельной связи Римской империи и христианства оставалась господствующей в трудах византийских историков; в частности, об этом еще в XI в. подробно рассуждала Анна Комнина в своей знаменитой «Алексиаде».

Синэргия – «взаимодействие»; богословское понятие, первоначально разработанное в аскетической письменности, где оно обозначало взаимодействие человека и Бога в деле спасения души. Как формула взаимодействия божественной и человеческой природ Христа впервые введено в христологическое богословие в 634 г. святым иерусалимским патриархом Софронием (634 – 638 гг.) в его «Соборном послании», направленном им сразу после своей интронизации константинопольскому патриарху Сергию I (610 – 638 гг.) и римскому папе Гонорию I (625 – 638 гг.). Опровергало еретическое учение «монэргизма», которое разделяли и папа, и патриарх.

Сирийцы – народ, семитского происхождения, говоривший на особом сирийском языке, относящемся к группе арамейских языков. Несколько римских императоров были сирийцами по происхождению: Гелиогабал, Александр Север и Филипп Араб, сирийцами были римские писатели: Мелеагр, Лукиан Самосатский, а также Татиан, писавшие преимущественно по-гречески. С I в. среди сирийцев распространилось христианство, окончательно утвердившееся к концу IV в. Известно, что уже Авгар IX (179 – 216 гг.), правитель восточно-сирийского царства Осроена, был крещен. Сильное царство с центром в Пальмире создали сирийцы в III в. от Р.Х., объединив к 270 г. в своем государстве Сирию, Египет и Малую Азию. Его царица Бат-Заббаи, которую греки именовали Зенобией (270 – 272 гг.), была сильнейшим противником Римской империи на Востоке. Хотя сама Зенобия оставалась язычницей, она позволяла христианскому епископу и еретику Павлу Самосатскому играть роль первого человека в Антиохии. В IV – V вв. появилась самобытная сирийская христианская литература, занявшая второе по значению место на христианском Востоке после духовной литературы на греческом языке. Самым значительным сирийским поэтом IV в. был прославленный святой Ефрем Сирин (Афрем), получивший прозвище «Арфа Святого Духа»; его литературная манера и художественные образы оказали огромное влияние на стиль духовной поэзии Византийской империи, а сам он считался «пророком сириян». Широко известны были на Востоке также произведения сирийцев Вардесана (Бар-Дайсана), Иакова Афраата (Афрахата), Куриллона и Филоксена Маббогского (Ксенайи). В целом сирийская христианская культура изначально играла важную посредническую роль: сначала между Римской и Византийской империями и Персией, а затем между Византией и арабским Востоком. До прихода арабов, Западная Сирия находилась в границах империи, а восточная Сирия принадлежала Сасанидскому Ирану. На рубеже IV – V вв. при римском императоре Феодосии I (379 – 395 гг.) и императоре Восточной Римской империи Аркадии (383 – 408 гг.), территория расселения сирийцев включала в себя полностью, либо частично, провинции диоцеза Восток: Первую и Вторую Сирии, Финикию Ливанскую, Осроену; Евфратисию, Аравию и Вторую Палестину. Крупные сирийские диаспоры существовали в Риме, Александрии и Константинополе. Сирийская Церковь в то время в Иране имела своих мучеников. Например, христианская дева Тарбо с подругами была обвинена в «наведении порчи» на шахиню; все они отказались отречься от своей веры и за это были заживо распилены пополам. В тоже время, христианские иерархи из Восточной Сирии нередко участвовали в дипломатических миссиях в Византию, исполняя поручения иранских шахов. Шахиншах Йездигерд I посылал главу Сирийской Церкви в Иране Ябалаху I с посольством к императору Феодосию II в 417 – 418 гг., сирийский епископ Варсума (Бар Саума) участвовал в переговорах по установлению византийско-иранской границы во второй половине V в., высшие сирийские иерархи составляли посольство шахини Буран к византийскому императору Ираклию I в 630 г. Сирийских переводчиков использовали и византийцы, и персы, сирийские купцы торговали по всему Средиземноморью. Торговые колонии сирийцев существовали в VII в. на протяжении всего Великого шелкового пути. Большие сирийские христианские общины имелись в Китае и на Малабарском побережье Индии. Множество лиц сирийского происхождения сыграли важные роли в истории Византии. Сирийцем был знаменитый хронист Иоанн Малала, уроженцем сирийского города Дамаск был великий византийский богослов Иоанн Дамаскин. С тридцатых гг. VI в. Сирийская Церковь, в которой в течение почти ста лет вызревала ересь монофизитства, окончательно откололась от Вселенского Православия. Сирийская церковь получила наименование яковитской по имени Якова Барадея, епископа Эдессы, от которого пошла иерархия сирийских монофизитов. С середины VI в. яковиты имеют свой патриархат. В 636 г., в результате арабского завоевания, византийцы потеряли большую часть территорий населенных сирийцами, а к концу XII в. – весь Ближний Восток. В результате проводимой мусульманскими завоевателями государственной политики насильственной исламизации, большая часть сирийцев приняла ислам и была ассимилирована арабами. Меньшей части сирийцев, сохранившей приверженность к христианству, удалось сохранить свой язык и культуру.

Сирмий – 1) крупный город (совр. Сремска-Митровица в Сербии) в Нижней Паннонии, на левом берегу реки Савы, правого притока Дуная, в римское и византийское время имевший важное стратегическое значение, как пограничная крепость. До гуннского нашествия Сирмий был центром префектуры Иллирик. После падения гуннской державы гепиды получили по договору с императором Восточной империи обе Паннонии, к ним же отошел и город Сирмий. Затем, когда лангобарды и гепиды начали друг против друга ожесточенную войну, король гепидов Кунимунд обещал императору Юстину II передать империи Сирмий и окрестные земли за помощь в борьбе с лангобардами. Помощь была оказана, и гепиды победили в битве, но своего обещания относительно Сирмия Кунимунд не исполнил. После того как союзные войска аваров и лангобардов разгромили в 567 г. гепидов и их король погиб в бою, византийцы, наконец, заняли Сирмий. Однако каган аваров Баян, обосновавшись в Паннонии, стал требовать передачи ему Сирмия, поскольку ранее город принадлежал гепидам, покоренным аварами. Император Юстин II отверг их посягательства, что привело к войне в 579 – 582 гг. После двухлетней осады Сирмий был взят аварами в 582 г. Позже империи удавалась периодически восстанавливать свою власть над этим городом, пока его окончательно не захватил сербский король Бодин; 2) Византийская фема, именовавшаяся по имени главных городов на своей территории первоначально Белградом, а затем Сирмием. Впервые фема Белград была образована еще при императоре Ираклии I (610 – 641 гг.), но вскоре была упразднена. Восстановлена в 1024 г. императором Василием II, после того как его полководец Константин Диоген вероломно погубил правившего в Сирмии славянского князя и захватил его княжество. Эта фема граничила на севере с землями венгров, и поэтому была полем постоянных военных столкновений империи с венгерскими войсками в XI в.

Сисиний I – константинопольский патриарх в 426 – 427 гг.

Сисиний II – константинопольский патриарх в 996 – 998 гг. До патриаршества был магистром, духовного звания не имел. Известен выдающейся образованностью и литературными трудами, был весьма сведущ во врачебном искусстве. В своем окружном послании изложил обвинения против латинян по поводу их отступления от древнего церковного учения и обрядов. Кроме того, его перу принадлежат «Похвала в честь мучеников Кирика и Иулитты», «Слово о чудесах святого Михаила в Хонах», а также ряд канонических трудов.

Систима – профессиональная византийская корпорация, коллегия. В отличие от западных ремесленных цехов, византийские систимы были не профессиональными объединениями мастеров, подмастерьев и учеников, а союзами владельцев ремесленных мастерских – «эргастириев», находящимися под жестким государственным контролем. В Византии грань между учениками и подмастерьями была неопределенной, и принципиальной необходимости их превращения когда-либо в самостоятельных ремесленников или торговцев не было. Поэтому внутрикорпоративные связи были непрочными, и уже в XII в. константинопольские систимы прекратили свое существование. Однако в провинциальных византийских городах систимы сохранялись до XIV в.

Сита (Ситта) – выдающийся полководец VI в., консул и патрикий, армянин по национальности. В молодые годы вместе с Велизарием исполнял обязанности оруженосца императора Юстиниана. По свидетельству Иоанна Малалы, Сита был человеком «воинственным и способным». Прокопий Кесарийский также наделяет Ситу качествами превосходного полководца, называя его при этом «красивым и храбрым воином». Юстиниан назначил его стратилатом в Армению (magister militum per Armeniam), где он проявил себя незаурядным дипломатом в отношениях с местным населением. Спустя некоторое время, в 531 г. Сита получил пост магистра армии (magister militum praesentalis). В 535 г. Сита отразил нападение болгар в Мезии, разбив их на реке Ятре. Ему была отдана в жены Комито, сестра императрицы Феодоры, что весьма приблизило его ко двору.

Ситаркий – хлебная подать.

Ситиресий (опсоний) – регулярная ежемесячная выплата из казны довольствия воинам, в виде продовольствия, одежды, оборудования и фуража. В IX – X вв. ситиресий получали и воины тагм, и воины фемного войска. Но в XI в. ситиресий стал выдаваться главным образом военнослужащим регулярных подразделений, а стратиотов обязали обеспечивать себя материально за счет своих земельных участков. Стратиоты стали получать только ругу. Однако, в том же столетии разница между ругой и ситиресием сошла на нет, поскольку натуральное довольствие для профессиональных воинов все чаще заменялось денежным эквивалентом.

Ситифенская Мавритания – римская провинция к востоку от Нумидии, к западу от Цезареи с центром в Ситифене (совр. Сетиф в Алжире), образованная в начале III в.

Ситодохия – зернохранилище.

Ситокапилии – хлеботорговцы.

Ситолог – сборщик хлебной подати.

Ситул (situlus) – мера жидких и сыпучих тел, равная 26,250 литра. Ситул делился на восемь секстариев, два ситула составляли один модий.

Сифон – «насос»; устройство для перекачивания жидкостей под действием искусственно созданного давления. Сифоны применялись в Византии в водоснабжении, пожаротушении и военном деле для выплескивания на значительное расстояние зажигательной смеси, так называемого «греческого огня». Подразделялись на ручные и стационарные.

Сицилия – крупный остров вблизи побережья Южной Италии, в центре Средиземноморья. В царствование императора Юстиниана I Сицилия была подчинена Византии, как особая административная единица под начальством претора. С середины VII в. этот остров стал подвергаться набегам африканских арабов. В 827 г. арабы начали систематическое завоевание Сицилии и в 831 г. захватили Палермо. К концу шестидесятых гг. IX в. Византии на Сицилии принадлежали лишь два города: Сиракузы и Тавромений. В то время с Сицилии арабы начали совершать набеги на Южную Италию, на восточное побережье Адриатики и Пелопоннес. В 878 г. пали Сиракузы, в августе 902 г. был захвачен последний оплот империи – Тавромений, и Сицилия оказалась в полной власти арабов на 75 лет. В конце царствования императора Василия II Болгаробойцы (960 – 1025 гг.) началась военная кампания по возвращению острова под власть империи. При Михаиле IV Пафлагонянине (1034 – 1041 гг.) талантливый полководец Георгий Маниак получил чин катепана Италии и, используя варяго-русский корпус, восстановил византийское господство над восточной частью острова с городами Мессиной и Сиракузами. Однако после отстранения Маниака от должности и смены руководства военными силами империи в Италии, ход войны с арабами изменился в худшую сторону, и византийцы в итоге потерпели на Сицилии полное поражение. Вскоре там утвердились норманны, которым удалось одолеть арабов.

Скамандр – 1) река на северо-западе Малой Азии, впадающая в Эгейское море, южнее Геллеспонтского пролива; 2) город, расположенный недалеко от реки Скамандр, входивший в состав Фракисийской фемы.

Скамары (scamarae) – члены шаек профессиональных грабителей, промышлявшие в имперских областях во Фракии, запустевших после регулярных грабительских набегов кочевых тюркских племен. Это наименование известно с конца V в. Особенный размах действия скамаров получили в правления императоров Тиверия и Маврикия в конце VI в., но известны упоминания о скамарах и в VIII в.

Скарамангий – 1) верхняя одежда воинов в ранней Византии, которую они использовали при плохой погоде; 2) будничная верхняя одежда царедворцев из лучших тканей; царский скарамангий был белым, златотканым или пурпурным. Этот костюм был известен византийцам уже в IV в., именно в нем был изображен император Констанций II (337 – 361 гг.) на серебряном блюде, найденном при раскопках в Керчи в 1891 г. и хранящемся в Эрмитаже.

Скараник – верхняя официальная одежда чиновников в поздней Византии, похожая по своему покрою на тунику, расшитая золотом.

Скарфия – главный город провинции Ахайя, в диоцезе Македония префектуры Иллирик.

Скевофилакий – ризница.

Скевофилакс (скевофилак) – ризничий; в храме или монастыре ведал драгоценными предметами, реликвиями, церковной утварью, часто также книгами и документами.

Скиадия – головной убор вельмож византийской империи (великого дукса, великого доместика и других сановников) в виде богато расшитой шапки с металлическим околышем.

Скила – главные ворота Большого дворца в Константинополе, ведущие к ипподрому. Также именовался зал Большого дворца, расположенный около этих ворот.

Скипетр – жезл самодержца, у византийских авторов нередко употребляется в значении «знамя», «штандарт».

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 11:58:05
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "С" Ч.3 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0094 ]   [ Gzip выкл. ]