Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Русь (Русская земля) – государственное образование восточных славян в IX – XIII вв. Летописная традиция связывает начало Руси с призванием Рюрика и его братьев в 862 г. Князь Рюрик стал править в славянском Новгороде (с Новгородом времен Рюрика связывется так называемое «Рюриково городище»), а его преемники взяли под свою власть «путь из варяг в греки» – речные торговые магистрали от Белого до Черного моря. Подавив сепаратизм местных славянских племен, русские князья в IX в. создали государство с центром в Киеве. Кроме столицы, первоначальными центрами нового обширного государства были Новгород и Чернигов, имелись и менее значительные города: Вышгород, Полоцк, Изборск, Любеч, Вятичев, Смоленск, Гнездов, Седнев. Более поздние русские летописные своды позволяют точнее наметить границы древней Русской земли. По данным XI – XII вв., в состав Русской земли, кроме названных городов, входили Переяславль, Белгород, Торческ, Треполь, Богуславль, Корсунь, Канев, Шумск, Тихомль, Выгошев, Гнойница, Бужск. Это были бывшие племенные территории полян, части территорий северян и радимичей, возможно, некоторые земли уличей и вятичей. В ходе объединения различных племен первоначально этническое понятие «русь» стало наименованием правящего дружинного слоя государства, во главе с князем, а затем распространилось на все земли, находившиеся под властью русского государя и стало наименованием страны (Киевской Руси). Принадлежность к русской земле дала имя древнерусской народности, стала основой понятия «русский». Первое достоверное известие о Руси сохранилось в так называемых «Бертинских анналах» епископа Труа Пруденция Галиндо, где сообщается о посольстве императора Феофила (821 – 842 гг.) к императору Людовику Благочестивому. Посольство было принято в Ингельгейме 18 мая 839 г. В составе посольства находились послы «народа Рос», прибывшие в Византию от своего повелителя – кагана. Посольская миссия в Константинополь, судя по всему, увенчалась успехом. Феофил просил Людовика помочь росам вернуться домой, так как путь был перекрыт варварским народом (венграми). В 860 г. состоялся первый набег русских на Константинополь. 18 июня 860 г. русы, приплыв на 360 кораблях, осадили город, что вызвало панику среди населения, которую удалось прекратить только усилиями патриарха Фотия (858 – 867 гг. и 877 – 886 гг.). 25 июня русские воины по неизвестной причине сняли осаду и отбыли на родину. В более поздних сочинениях сообщается о чуде Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которого установлен церковный праздник, отмечаемый только в Русской Православной Церкви. После 860 г. Фотий послал на Русь своего епископа, итогом миссии которого стало так называемое «Первое крещение Руси» к 867 г. Об отношениях Руси с Византийской империей в X в. свидетельствует император Константин Багрянородный (911 – 959 гг.) в своем сочинении «Об управлении империей» («De administrando imperio»), а также договоры Руси с Византией X в. и сообщения русских летописных сводов XI – XII вв. В 941 г. русский князь Игорь предпринял морской поход на Византию во главе десятитысячного войска. Армия и флот империи в то время воевали с арабами. Император приказал срочно отремонтировать имевшиеся в гавани Золотой Рог корабли и вооружить их «греческим огнем», с помощью которого русский флот был сожжен. Лишь нескольким ладьям во главе с Игорем удалось прорваться и уйти. В 944 г. Игорь повторил поход, но на этот раз до боя дело не дошло. Был заключен мирный договор, по которому Игорь получил от Византии дань, а взамен обязался не пускать хазар в Крым. В 967 г., как сообщает византийский историк Лев Диакон, по приглашению императора Никифора II Фоки, великий киевский князь Святослав воевал с Болгарией за Подунавье. Затем в союзе с венграми и печенегами Святослав вел войну в Болгарии против Византийской империи в 970 – 971 годах, закончившуюся подписанием мира. Император Василий II (960 – 1025 гг.) в критический момент восстания полководца Варды Фоки обратился за военной помощью к киевскому князю Владимиру Святославичу, и русский шеститысячный военный корпус сыграл решающую роль в разгроме войск мятежника. За этим последовало взятие русскими Херсонеса и женитьба Владимира на Анне, сестре императоров Василия II и Константина VIII (962 – 1028 гг.), а затем крещение Руси в 988 г. Вместе с христианской верой на Русь пришла богатейшая византийская культура, многообразное византийское искусство – храмовая архитектура, искусство мозаики и фрески, искусство церковного пения, христианские книги. Прочный мир, продолжавшийся более полувека, дал возможность империи с помощью русских войск осуществить успешные военные кампании в Малой Азии, Сицилии и Болгарии. Русь же избавилась от печенежских нашествий и расширила свои владения на северо-востоке. Объединенными русско-византийскими силами в 1016 г. были ликвидированы остатки хазарских владений в Таврике и Северное Причерноморье стало областью пограничных владений Руси и Византии. Установление родственных связей между правящими домами Киева и Константинополя значительно повысило международный авторитет киевских князей, а христианизация способствовала упрочению государственности на Руси. В результате временного ухудшения русско-византийских взаимоотношений в 1043 г. состоялся последний русский поход на Константинополь, закончившийся полной катастрофой. Флот, на котором перебрасывалась армия сына князя Ярослава Мудрого Владимира и воеводы Вышаты, был сожжен «греческим огнем». Восемьсот русских воинов были захвачены в плен и по приказу императора Константина IX Мономаха ослеплены. Затем до 1115 г. между Киевом и Константинополем сохранялись тесные дружественные связи, заключались династические браки, члены семьи киевского князя путешествовали в Константинополь, ширилось паломничество. Неожиданно в 1116 г. войска русского великого князя предприняли поход против Византии на Дунай. Киевский великий князь Владимир Мономах даже попытался удержать за собой несколько византийских городов на Дунае, но безуспешно. Мирные отношения были, вскоре восстановлены и сохранялись почти до середины XII в., когда в сороковых гг. этого столетия Русь оказалась втянутой в конфликт между Венгрией и Византией. В 1145 г. киевский князь Изяслав прогнал греческого митрополита, и только ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий, став великим князем, вернул Русскую Церковь под византийское верховенство. В шестидесятых гг. XII в. наметился союз между Византией и Киевской Русью. Галицкая Русь, напротив, разорвала при Ярославе Осмомысле дружественные связи с империей, вступила в союз с Венгрией и оказала поддержку знаменитому авантюристу Андронику Комнину (1182 – 1185 гг.). Постепенно в тесные отношения с империей втягивались, кроме Киева, и другие русские города: Новгород, Ростов, Суздаль, Владимир, Полоцк, Перемышль. В XI – XII вв. сложились и окрепли культурные русско-византийские связи, которые оставили глубокий след в духовном развитии Руси. Падение Константинополя в 1204 г. и завоевание европейских владений империи латинянами временно нарушило нормальное развитие русско-византийских отношений. К началу XII в., в результате объединительной политики русских великих князей, «Русской землей», наряду с исконной Русью, считались земли всех славянских племен, населявших Восточную Европу. В начале XIII в. русскими землями стали называться преимущественно северо-восточные территории Древнерусского государства: Ростово-Суздальского княжества и Новгородской республики. После монголо-татарского завоевания 1237 – 1241 гг. название «Русь» закрепилось за этой территорией, хотя в памятниках XIII – XIV вв. оно встречается и со значением более широким, для всех земель восточных славян. С XIII в. и позднее, когда связь между различными территориями бывшего Древнерусского государства сильно ослабла, появились новые названия: Белая Русь, Малая Русь, Черная Русь, Червонная Русь. Центр русской государственности из Киева был перенесен во Владимир, а затем в XIV в. – в Москву. В XV в. усиливающаяся Московская Русь стала продолжателем духовных и государственных традиций Византийской империи, сокрушенной турками, великий князь московский Иоанн III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI, и стал первым из русских государей именоваться царем.
Руфин – руководитель юного императора Восточной Римской империи Аркадия в 395 г., префект претория с 393 г. Родился в городе Элуза, в Южной Галлии. Был честолюбив и тщеславен, имел представительную наружность, отличался безмерным корыстолюбием и имел огромное состояние. Втянулся в конфликт с магистром армии Стилихоном, вандалом по происхождению и опекуном малолетнего императора Западной Римской империи Гонория. В результате, 27 ноября 395 г. у Золотых ворот Константинополя Руфин был зарублен воинами магистра армии восточного двора гота Гайны, исполнившего поручение Стилихона. Состояние Руфина было после этого конфисковано правительством, а его жена и дочь переселились в Иерусалим.
Руфин – византийский епископ в 284 – 293 гг.
Руфин Аквилейский – епископ Аквилеи, церковный писатель и историк. Родился около 345 г. в Конкордии на севере Италии, умер в 410 г. Получил риторическое образование в родном городе. С 359 по 368 гг. посещал грамматическую школу в Риме, где изучал греческий язык и познакомился Иеронимом, будущим отцом Западной Церкви. В 368 г. Руфин оказался в Аквилее, где спустя два года принял крещение. Достаточно долгое время он провел на Востоке Римской империи. В Египте, куда он приехал в 373 г., познакомился с жизнью египетских отцов, рассказы о которых впоследствии украсили его сочинения. Кроме Египта Руфин посетил Палестину и Сирию, в 380 г. основал монастырь в Иерусалиме. К тому времени он уже разошелся во мнениях с Иеронимом по вопросам об Оригене и воскрешении плоти. В 397 г. Руфин возвратился в Италию, где и прожил до своей смерти. Руфин прославился, прежде всего, как переводчик на латынь с греческого языка. Перевел «Церковную историю» Евсевия Кесарийского и догматический трактат Оригена «О началах». Также он переводил с греческого произведения Василия Великого, Григория Богослова и других авторов, в том числе и «Историю монахов» анонимного греческого составителя. Из сочинений его известны две книги «Апологий святого Иеронима», а также «Церковная история», написанная как непосредственное продолжение одноименного труда Евсевия Кесарийского. В «Церковной истории» Руфин осветил события истории христианской Церкви до 395 г. До первого церковного диспута об учении Оригена, состоявшегося около 400 г., Руфин был ближайшим другом Иеронима, но затем как убежденный оригенист стал его злейшим врагом и в 401 г. написал «Апологию от нападок Иеронима», в которой защищал свой латинский перевод Оригена и свое понимание ортодоксальности.
Руфинианский дворец – дворец византийских императоров в городе Халкидоне, на азиатском берегу пролива Боспор, в провинции Вифиния, напротив Константинополя.
Рясофор (рясофорный монах) – «носящий рясу»; монах низшей степени пострига, готовящийся к принятию малой схимы. Рясофорному монаху разрешалось носить рясу и камилавку.
|
|