Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Р" Ч.1 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Равдофоры – См. Манглавиты.

Равдухи – См. Манглавиты.

Равеннская архиепископия – церковный округ с кафедрой архиепископа в Равенне, центр духовного влияния Византийской Церкви в Италии в VI – VIII вв. С 664 г. Равеннская архиепископия стала автокефальной, благодаря стремлению императора Константа II ослабить папство в ходе попытки перенесения императорской резиденции из Константинополя в Италию. На протяжении всей византийской эпохи в Северо-Восточной и Центральной Италии Равеннская Церковь неизменно сохраняла лояльность Константинополю, хотя с 680 г., в результате усилий папства, Равеннская архиепископия вернулась под юрисдикцию Рима.

Равеннский экзархат (Итальянский экзархат) – особая византийская административная единица, образованная при императоре Маврикии в конце VI в. в Северо-Восточной и Центральной Италии, в условиях нашествия лангобардов на Апеннинский полуостров. Управлял ею наместник императора – экзарх, имевший высшие военные и гражданские полномочия. Под его властью в 584 – 751 гг. находились все византийские владения в Италии, кроме Сицилии и Сардинии: округ Равенны (собственно экзархат), Пентаполь Средиземный, Пентаполь Морской, Римский дукат в исторической области Лаций, Неаполитанский дукат в Кампании и округа города Венеция (Венето), а также близлежащие земли вокруг Адриатического моря: Истрия и Далмация. Обширными землями в экзархате владела Церковь, в том числе влиятельная и традиционная лояльная к Константинополю Равеннская архиепископия. Население Равеннского экзархата отличалось большой пестротой: там жили греки, латиняне и готы, сирийцы и армяне, авары, славяне, протоболгары. После разгрома византийцами в 555 г. остготского королевства в Италии со столицей в Равенне, этот город остался важным административным и культурным центром. В 751 г. Равенна была завоевана лангобардами, что стало концом истории Равеннского экзархата. В результате сложного синтеза византийских, римских и готских традиций на протяжении двух веков византийского господства в Равеннском экзархате сложилась самобытная культура, многие образцы которой сохранились до нашего времени. Современная Равенна исключительно богата памятниками раннехристианской и византийской архитектуры, монументально-декоративной живописи, отражающей античные традиции. Наиболее известны: мавзолей Галлы Плацидии построенный около 440 г., православные и арианские баптистерии, украшенные мозаиками в византийском духе, храм Святого Аполлинария (Сант-Аполлинаре Нуово) начала VI в. и храм Святого Виталия (Сан-Витале), построенный в 526 – 547 гг., а также так называемый дворец Теодориха начала VI в. Вне городских стен сохранились: мавзолей готского короля Теодориха, возведенный около 520 г. и базилика Сант-Аполлинаре ин Классе, освященная в 549 г., с мозаиками VI – VII вв.

Равноапостольный – святой, особо прославившийся благовествованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру.

Равула Эдесский (Раббула) – еписком Эдессы с 411 или 412 гг. по 435 г., сирийский богослов и гимнограф. Дата рождения неизвестна, умер в 435 г. Был обращен в христианство из язычества около 400 г. Преподавал в Эдесской богословской школе. Участвовал в работе Третьего Вселенского собора в Эфесе, в ходе которого покинул партию патриарха Иоанна Антиохийского и присоединился к сторонникам александрийского патриарха Кирилла; выступил против ереси Нестория. Равула был автором трех коротких трактатов для священников и монахов. Из его 46 его писем сохранились фрагменты, написанные на греческом языке. Возможно, что он был переводчиком книг Нового Завета на сирийский язык.

Рагуза (Дубровник) – город на Адриатическом побережье Балканского полуострова, основанный в начале VII в. жителями соседних городов, разрушенных славянами во время заселения ими Балкан. К XI в. в результате постоянного тесного общения с живущими поблизости славянами город ославянился, одновременно превратившись в один из крупнейших торгово-ремесленных центров Адриатики. В разное время Рагуза попадала в зависимость от Венеции, сербских княжеств и Византии, но при этом пользовалась значительными правами самоуправления, являясь своеобразной морской республикой. После завоевания Болгарии Византией и восстановления фемы Далмация византийское влияние в Рагузе упрочилось. Какое-то время в середине XI в. Рагуза была центром особой фемы и резиденцией византийского стратига, но уже к семидесятым гг. XI в. власть империи в этой области Адриатики стала чисто номинальной.

Радагайс – король остготов, язычник. В 405 г., выступив из Паннонии, совершил военный поход в Италию во главе большого войска. Достиг Флоренции, где был встречен магистром армии Западной империи Стилихоном, вынудившим остготов отступить в горы, где они погибли от голода, холода и жажды. Радагайс был схвачен и 23 августа 406 г. казнен.

Разбойничий собор (Второй Эфесский собор) – церковный собор, прошедший в 449 г. в городе Эфес под руководством александрийского патриарха Диоскора, ненавистника святителя Кирилла Александрийского, с многочисленными нарушениями регламента, подтасовками и даже прямым насилием над отцами собора. Этот собор был организован противниками константинопольского патриарха Флавиана, среди которых важную роль играл евнух Хрисафий, придворный советник императора Феодосия II. Никто из сторонников Флавиана на этот собор не был допущен. Собор получил свое название «разбойничий» в церковной истории благодаря папе римскому Льву I Великому, автору знаменитого «Томоса» – послания к патриарху Флавиану, в котором была изложена доктрина о двух природах Христа, ставшая основой Халкидонского символа веры. Почти все многочисленные епископы, низложенные на Разбойничьем соборе за верность Православию, были восстановлены на Халкидонском соборе.

Рай – колыбель человеческой цивилизации, прекрасный сад, созданный Богом в области истоков рек Тигра и Евфрата в местности именуемой Эдем на Армянском нагорье; земной образ Царства Христова. Хотя в богословском смысле рай не равнозначен Царствию Небесному, в массовом сознании византийцев эти понятия сливались.

Рака – большой ларец для хранения святых мощей.

Рациария – главный город провинции Побережная Дакия, в диоцезе Дакия префектуры Иллирик.

Регионы (regiones) – административные и судебные округа Константинополя. Вся территория города разделялась на 14 регионов, в том числе тринадцатым регионом считалось предместье «Сики» на северной стороне бухты Золотой Рог, где генуэзцы основали свою колонию Галату. Четырнадцатым регионом были Влахерны, первоначально также оказавшиеся вне городских стен, но позже обнесенные защитными сооружениями. Двенадцатый регион был в южной части города, внутри стен Константина. Его украшал форум Аркадия на Месе, центральной улице Константинополя. Севернее, в одиннадцатом регионе был построен знаменитый храм Святых Апостолов – место упокоения императоров Восточной Римской империи. К востоку находились десятый и девятый регионы, разделенные Месой и акведуком Валента. Холм восьмого региона украшал Капитолий, а вокруг до форума Константина простирался седьмой регион, где размещались форум Тавра и хлебный рынок Артополион. От форума Константина к северо-востоку до старых стен Византия лежал шестой регион, за стенами пятый регион, а еще восточнее – четвертый. Третий регион, с его храмом Сергия и Вакха, располагался южнее форума Константина до побережья Пропонтиды, где находился порт Юстиниана. Вторым регионом считался холм с древним Акрополем Византия. Первый регион был центром Константинополя; именно там были построены: храм Святой Софии, Большой императорский дворец, площадь Августеон, Сенат и Большой ипподром.

Редесто – город (совр. Текирдаг в Турции) в Юго-Восточной Фракии, на берегу Мраморного моря, юго-западнее Константинополя. Основан с именем Бисанфа, как греческая колония выходцами с острова Самос, на месте фракийского городища в VII в. до Р.Х. С конца VI в. по 342 г. до Р.Х. этот город входил в состав Персидского царства. С 342 г. до Р.Х. – в составе Македонии, а с 46 г. до Р.Х., после завоевания Македонии Римом, под властью Римской империи. В годы гонений на христиан при императоре Домициане (81 – 96 гг.) в Редесто спасалась святая Севастиана, ученица апостола Павла. В 378 г. город был захвачен и разграблен вестготами. В 395 г., в составе провинции Европа диоцеза Фракия, Редесто отошел к Восточной Римской империи, в результате раздела наследия императора Феодосия I Великого (379 – 395 гг.), и в том же году был вновь разграблен вестготами. В 441 г. город разрушили гунны. После 534 г., в правление императора Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.), разрушенные города Фракии были восстановлены и укреплены. Редесто с тех пор стал важным стратегическим пунктом, прикрывающим столицу с юго-запада, и продолжал играть эту роль вплоть до своего захвата турками в XIV в. Однако бедствия для горожан продолжались и позднее. В 577 – 578 гг. Редесто разорили славяне. Летом 617 г. окрестности города пострадали от набега аваров, а в 626 г. разграблению подвергся и сам город. Но византийцы его упорно восстанавливали. Между 670 – 678 гг. вся европейская прибрежная область Пропонтиды была опустошена арабским флотом, однако после 688 г., в первый период царствования императора Юстиниана II (685 – 695 гг. и 705 – 711 гг.), население этих районов было восполнено переселенцами с острова Кипр. В августе 717 г. арабы вновь разорили пропонтидское побережье Фракии. После 748 г., при императоре Константине V (741 – 743 гг.), вместе с армянами-переселенцами из восточных районов империи, в район Редесто проникла павликанская ересь, тогда же здесь осели славяне. 9 февраля 790 г. город пострадал от сильного землетрясения, в 812 г. подвергся разграблению болгарами, а в 821 г. был ненадолго занят войсками мятежника Фомы Славянина. В начале девяностых гг. X в. район Редесто подвергался опустошительным болгарским набегам. Осенью 1047 – зимой 1048 гг. полководец Лев Торник, поднявший мятеж против императора Константина IX (1042 – 1055 гг.), безуспешно пытался взять Редесто – единственный город во Фракии оставшийся верным императору. В 1077 г. Михаил Атталиат основал в городе монастырь, сохранившийся до наших дней, и утвердил его устав, который является ценнейшим свидетельством социально-экономической жизни Византии этого периода. В мае 1082 г. Редесто по указу императора Алексея I (1081 – 1118 гг.) вошел в зону привилегированной торговли венецианцев в империи, поскольку империи была нужна помощь флота Венеции в войне с норманнами. В начале девяностых гг. XI в. пригороды города подверглись набегам печенегов. В 1097 г., во время Первого крестового похода, передовые отряды войска Раймунда IV Тулузского разграбили Россу и Редесто и сражались с печенежскими наемниками византийского императора близ Редесто. В октябре 1147 и марте 1148 гг. император Мануил I (1118 – 1143 гг.) в целях привлечения венецианцев на свою сторону в борьбе с сицилийским королем Рожером III, подписал два хрисовула, расширяющие их права, в том числе и в Редесто. Позже город был вновь захвачен и разграблен болгарами и печенегами под предводительством болгарского царя Калояна (1196 – 1207 гг.). В 1204 г., после захвата Константинополя крестоносцами, город вошел в состав венецианских владений в Латинской Романии. В Редесто бежали остатки войск Латинской империи, разгромленные 15 апреля 1205 г. болгарами при Адрианополе, а затем были эвакуированы на нефах, присланных из Константинополя. В 1261 г. Редесто был освобожден от латинян. В XIV в. город стал крупным центром хлебной торговли, но уже в 1363 г. был впервые захвачен турками. В 1365 г. город освободили крестоносцы герцога Амадея IV Савойского и передали его империи. В 1379 г. турецкий султан Мурад I потребовал за помощь, оказанную императору Иоанну V (1341 – 1391 гг.), предоставить свергнутому сыну Иоанна, бывшему императору Андронику IV (1376 – 1379 гг.), в ленное владение фракийское побережье Пропонтиды, и в том числе город Редесто. Андроник смог получить свои новые владения только лишь незадолго до своей смерти от самого султана в 1385 г., после которой Редесто вошел в состав Османской империи.

Ректор (rector) – советник императора, почетный титул первого ранга, не связанный обычно с исполнением каких-то определенных функций. Ректор получал ежегодную ругу от императора в размере 48 литр золота (2880 номисм) и четырех праздничных одеяний. Этот титул впервые введен в конце IX – начале X вв., и по важности располагался сразу после василеопатра.

Реликварий (reliquarium) – хранилище святых мощей, деталей одежды, иных священных предметов.

Реликвии (reliquae) – «останки»; святыни связанные с земной жизнью Иисуса Христа, Богородицы и святых.

Референдарий (referendarius) – 1) секретарь, в обязанности которого входило представление императору частных прошений и доведение его от¬ветов на них до сведения должностных лиц. С VI в. эта должность получила новое наименование – секретис. 2) член пресвитерского совета Константинопольской Патриархии, референт, посредник между патриархом и государственной властью.

Рехимер (Рецимер, Рекимер) – могущественный полководец Западной Римской империи, военный магистр, патриций, консул 459 г. Дата рождения неизвестна, умер в 470 г. Происходил из варварской знати: отец его был вождем германского племен свевов, а мать была дочерью короля вестготов. Отличился в войне с вандалами в Сицилии. Вместе с Майорианом поднял мятеж против западного императора Авита и сверг его в 456 г. В пятидесятых – семидесятых гг. V в. от Р.Х. являлся фактическим хозяином Италии, неоднократно ставил и свергал императоров на Западе. Согласился на провозглашение императором Майориана в 457 г., однако в 461 г. казнил его и возвел на трон Ливия Севера (461 – 465 гг.), не признанного Константинополем. Рассчитывая на помощь византийского императора Льва I (457 – 474 гг.) в борьбе с вандалами, в 466 г. согласился признать императором на Западе ставленника Византии, Анфимия, и женился на его дочери. В 470 г. Рехимер восстал против своего тестя, убил его и провозгласил императором Аниция Оливрия, но в том же году умер, вероятно, от чумы.

Ридза – сумма налоговых сборов (канона) со всех земель сельской общины, подлежащих налогообложению (ипотаги).

Риза – просторная одежда клириков с очень широкими рукавами.

Риза Пресвятой Богородицы (Мафорий, Омофор) – верхняя одежда Девы Марии, одна из трех прославленных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Богородицы (Мафорий, Пояс и икона Одигитрии, написанная апостолом Лукой). Риза была найдена в царствование византийского императора Льва I (457 – 474 гг.) его приближенными – братьями Гальбием и Кандидом, впоследствии канонизированными. Во время паломничества братьев в Палестину, в небольшом селении вблизи Назарета они выкупили Ризу у иудейской старой девы, доставили в Константинополь и поместили первоначально в своем домовом храме. От святыни начали происходить многочисленные чудесные исцеления, и, по благословению константинопольского патриарха Геннадия I (458 – 471 гг.), 2 июля 458 г. Риза Пресвятой Богородицы была торжественно перенесена в храм Богородицы Влахернской. В честь этого события в Православной Церкви установлено ежегодное празднество. Позже в ковчег, где хранилась Риза, поместили и Пояс Пресвятой Богородицы. Риза прославилась не только исцелениями больных, но и спасением Константинополя от врагов. Всякий раз, когда Ризу с молитвой погружали в воды Боспора, поднималась буря, сокрушавшая флот противника. В 860 г. так были сокрушены корабли киевских князей Аскольда и Дира, принявших после этого крещение.

Ризница – отдельное помещение в храме или место в алтаре, где хранятся облачения и священные сосуды.

Рим (Roma) – город, основанный около 753 г. до Р.Х. Ромулом и Ремом на левом берегу Тибра, в 25 км. от Тирренского побережья, на семи холмах (Палатин, Капитолий, Авентин, Эсквилин, Целий, Виминал, Квиринал). Город возник на важном торговом пути из Этрурии в Кампанию, что довольно быстро превратило его в экономический и политический центр Италии. После победы над Карфагеном Рим стал центром обширной Римской республики, достигшей расцвета благодаря многочисленным завоеваниям в Европе, Азии и Африке. В правление императора Августа и в последующие годы Рим подвергся большой перестройке и стал крупнейшим городом мира, с многочисленными храмами, дворцами, мощенными камнем дорогами, знаменитыми римскими водопроводами, системой канализации, гигантскими цирками и роскошными дворцами. В период ранней империи население Рима достигало 1 миллиона человек. При императоре Траяне в городе находилось 423 храма, 78 театров, цирков и библиотек, 2000 особняков и 867 терм. В Риме была основана главная архиерейская кафедра христианского мира, он стал резиденцией римского папы. С перенесением столицы Римской империи в Константинополь в 330 г., а также в результате разрушительных набегов варварских племен готов в 410 г. и вандалов в 455 г., Рим утратил свое могущество и величие, однако продолжал играть важную роль в религиозной жизни Византии вплоть до разделения церквей в XI в. Столицей Западной Римской империи в середине V в. стала Равенна. Особенно пострадал Рим во время начавшихся в 535 г. войн между Византией и остготами, когда «вечный город», как издревле именовали Рим его граждане, много раз переходил из рук в руки. В результате численность населения Рима катастрофически уменьшилось, начался общий упадок городского хозяйства. С 552 г. Рим находился длительное время под властью Византии. В пятидесятых и шестидесятых гг. VI в. византийским правителем в Италии Нарсесом были проведены работы по очищению русла Тибра, восстановлению римского порта, ремонту общественных зданий и реставрации городских систем жизнеобеспечения, однако все эти меры не привели к экономическому возрождению Рима. В период господства на Италийском полуострове лангобардов (с 568 г. до середины VIII в.) Рим оставался под властью Византии, являлся центром особой административной единицы – Римского дуката, но византийский дукс был фигурой номинальной, а реальное управление городом вскоре перешло к римским папам, которые и назначали там должностных лиц. В VIII в. папы добились фактической независимости Рима от Византии. С 756 г. Рим стал столицей Папской области, приобрел значение церковно-политического центра Западной Европы. В 800 г. папа Лев III (795 – 816 гг.) короновал в Риме франкского короля Карла Великого императорской короной, однако затем на протяжении средних веков папству пришлось вести напряженную борьбу с императорами Священной Римской империи германской нации, считавшими себя преемниками римских императоров и претендовавшими на власть в Риме. В 1084 г. город был вновь сильно разрушен и разграблен норманнами Роберта Гвискара. В результате народного восстания в 1143 г. в Риме была установлена республика, просуществовавшая до восшествия на престол папы Иннокентия III (1198 – 1216 гг.), хотя номинально римская коммуна сохранялась в городе и позже. В городе жило многочисленное католическое духовенство, он был наполнен паломниками, в нем проходили торжественные церемонии коронаций императоров Священной Римской империи. В результате крупного восстания горожан Рим в 1347 г. был вновь провозглашен республикой. В 1354 г. власть в городе захватила знать и удерживала ее вплоть до середины XV в. Господство пап, вернувшихся в Рим в 1377 г. после «Авиньонского пленения», было полностью восстановлено лишь при Сиксте IV (1471 – 1484 гг.).

Римская империя – великое государство с центром в городе Рим, основанное императором Цезарем Октавианом Августом (31 г. до Р.Х. – 14 г. от Р.Х.) после кровопролитной гражданской войны в Римской республике. Объединяло в первые века христианской эры практически все цивилизованные страны и народы Средиземноморского бассейна в Европе, Азии и Африке. Максимального территориального расширения Римская империя достигла в начале II в. от Р.Х. в годы правления императора Траяна (98 – 117 гг.). После 313 г., в правление императора Константина Великого (306 – 337 гг.) господствующей религией в Римской империи сделалось христианство, ставшее государственной религией империи к концу IV в. В результате сложных политических и экономических процессов, в 395 г. Римская империя фактически разделилась на Восточную и Западную части, хотя юридически и идеологически два этих государства продолжали считаться частями единой мировой державы, управлявшейся из двух столиц. В следствие гибели Западной Римской империи в 476 г. под ударами варварских полчищ, Восточная Римская империя (Византия) стала единственной носительницей и продолжательницей имперской традиции. Византийцы называли себя по-гречески ромеями (римлянами), а свою империю «Романией», то есть Римской державой. Свое государство византийцы считали воплощением Царства Божия на земле, глава его (император) мыслился как неоспоримый повелитель всего христианского мира, а подданные представляли избранный народ, которому свыше предопределено управлять другими народами и племенами. В правление императора Юстиниана Великого (527 – 565 гг.) была предпринята относительно удачная попытка собрать земли бывшей Западной Римской империи в Италии, Испании и Африке под скипетром константинопольских императоров, но в течение VII – VIII вв. все эти приобретения были вновь безвозвратно утрачены. Однако малейшие попытки усомниться в праве византийцев именоваться римлянами всегда вызывали в них острую, болезненную реакцию. На этой почве не раз с конца VIII в. возникали дипломатические осложнения в отношениях между константинопольским двором с одной стороны и папством с Каролингской (затем – Германской) империей с другой. Именуя византийского императора «императором греков», а империю – «греческой», политики Запада стремились подчеркнуть отсутствие у «василевса греков» прав на титул «римского», на римский престиж и на римское наследство. При этом несомненно, что именно Византия бережно сохраняла те античные традиции, преемственность которых в Западной Европе на протяжении многих веков была нарушена. После крушения Византийской империи в результате турецкой агрессии в 1453 г., духовным, а отчасти идеологическим и политическим продолжением «римской» традиции стало Московское царство (концепция «Москва – Третий Рим»), превратившееся в начале XVIII в. в Российскую империю.

Римини – портовый город на Адриатическом море на севере Италии в исторической области Умбрия. В 268 г. до Р.Х. на месте старого умбро-этрусского поселения Ариминиум обосновались римляне и создали свою колонию, позднее ставшую важным морским торговым и военным портом. В 359 г. в Римини состоялся арианский церковный собор, неудачно пытавшийся примирить две ветви этого еретического учения. Позднее Римини перешел к Византии, затем – к готам, у которых он был снова ненадолго отвоеван византийским главнокомандующим Нарсесом. С VI в. городом владели лангобарды и франки.

Ринокорура – главный город провинции Августамника в Нижнем Египте.

Рипида – опахало с изображением серафима, принадлежность архиерейского богослужения. Рипиды возникли на Ближнем Востоке, где ими отгоняли во время литургии летающих насекомых.

Ристания – конские бега на ипподроме, любимое зрелище жителей Константинополя. О дате ристаний горожане оповещались за несколько дней, для чего по приказу императора вывешивался флаг на больших воротах ипподрома. Накануне бегов проводилась жеребьевка среди участников ристаний, определяющая кому, когда и с кем выезжать. День скачек торжественно открывался выходом императора на ипподром по установленному чину. Затем высшие чины империи приветствовали императора в императорской ложе – кафизме. Заезды проводились по четыре с утра и после полудня. В перерыве император давал обед в кафизме для приглашенных персон. Между заездами выступали мимы и музыканты, жонглеры и борцы, показывали редких животных. Изредка на ипподроме проводились и пешие бега.

Ритон – чаша для питья в виде рога, головы животного или фигуры человека.

Риторий Египетский – астролог начала VII в., живший, вероятно, в Александрии, до ее перехода под власть арабов в 642 г. Его биография неизвестна. Риторий был автором исключительно богатого собрания извлечений из ранних греческих астрологов, в том числе: Бальбила (I в.), Дорофея Сидонского (около 75 г.), Птолемея, Веттия Валента (II в.), Антиоха Афинского (III в.), Павла Александрийского, Юлиана Лаодикейского и Евтокия. Трактаты Ритория сохранились лишь в трех эпитомах (извлечениях). Две первые эпитомы датируются IX – началом XI вв., третья сохранилась только в латинском переводе XIII в. Собрание Ритория было основой для сборника астрологических данных Елевферия Зибелина (Илии), составленного в 1388 г.

Риторика – наука об ораторском искусстве. Возникла в Греции в V в. до Р.Х., сложилась в систему в III – II вв. до Р.Х., с I в. до Р.Х. получила широкое признание в Риме. Крупнейшими теоретиками античной риторики были: Аристотель, Цицерон и Квинтилиан. Классическая риторика делилась на пять частей: нахождение (систематизация содержания речей и используемых в них доказательств, определение темы), расположение (деление речи на вступление, изложение, разработку и заключение), словесное выражение (учение об отборе слов и их сочетаниях, о словесных образах и риторических фигурах, о стилистике), запоминание и произнесение. Античная риторика, ориентированная главным образом на судебные и парадные речи, была переработана в средние века в расчете преимущественно на сочинение писем и проповедей.

Риторы – до V в. так называли учителей красноречия и ораторов, позднее, начиная с VI в., понятие ритор стало в Византии равнозначно понятию адвокат.

Робер де Клари – французский рыцарь, участник и хронист Четвертого крестового похода. Родился около 1170 г., умер после 1216 г. Робер был выходцем из мелкопоместного дворянского семейства, проживавшего в Пикардии. В Четвертом крестовом походе находился в окружении графа Пьера Амьенского, своего сеньора. Робер де Клари – автор хроники «Завоевание Константинополя», которую писал на протяжении нескольких лет уже после возвращения на родину в 1206 г. Как рядовой участник похода, Робер де Клари не был посвящен в закулисные политические интриги его вождей, поэтому изложил ход событий с точки зрения простого рыцаря. При этом, насколько это было для него возможно, Робер в своем труде старался придерживаться канвы исторических событий и достаточно объективно отразил настроения, царившие в лагере крестоносцев. Хроника Робера де Клари – важный источник по истории захвата Константинополя крестоносцами в 1203 – 1204 гг., замечательный памятник исторической мысли средневекового Запада.

Роберт Гвискар – один из предводителей норманнов, в XI в. вторгшихся в Италию. Родился около 1015 г., умер 17 июля 1085 г. на острове Кефалиния. Был одним из двенадцати сыновей Танкреда Готвилльского, отличался высоким ростом, прекрасным сложением, силой и отвагой в сражениях, коварством и вспыльчивостью, обладал тираническими наклонностями, неукротимой энергией и воинственностью. Роберт покинул Нормандию в конце 1045 или начале 1046 гг. во главе дружины из пяти рыцарей и тридцати пехотинцев. Обосновавшись на юге Италии, разбоями и набегами захватывал коней, оружие, имущество и земли. В 1058 г. женился на Сигельгаите, сестре салернского князя Гизульфа II. Участвовал в войнах с византийцами за территории в Южной Италии, разбил войска папы Льва IX у Чивитате в 1053 г. В 1057 г. стал графом Апулии. Папа Николай II узаконил завоевания Роберта Гвискара как осуществленные, так и будущие, провозгласив его в 1059 г. герцогом Апулии, Калабрии и Сицилии. В свою очередь Гвискар принес папе вассальную присягу, однако в своих владениях – бывших византийских областях – старался привлечь на свою сторону греческое население и поэтому оказывал покровительство православному монашеству и даже основал новый греческий монастырь на Сицилии. К 1072 г. Роберт Гвискар овладел Южной Италией и Сицилией, отвоеванной им у арабов, заложив основы Сицилийского королевства. В 1073 г. Робертом был покорен Амальфи. Норманнский вождь неоднократно совершал набеги на папские области, и римский папа Григорий VII дважды предавал Роберта анафеме, но, рассчитывая на его помощь в борьбе с германским императором Генрихом IV, в 1080 г. вынужден был снять свое отлучение и признать власть Роберта Гвискара во всех завоеванных им землях, в том числе в Амальфи и Салерно. После захвата Бари норманнами в 1071 г., византийцы, осознав их военную мощь, стали стремиться к союзу с Робертом Гвискаром, рассчитывая получить от него помощь для борьбы с сельджуками. Правительство императора Михаила VII Дуки готово было скрепить союз династическим браком: Елена, одна из дочерей Роберта Гвискара (у него их было не менее шести), была привезена в Константинополь как невеста юного Константина Дуки, сына и номинального соправителя императора Михаила VII (1060 – 1078 гг.). После прихода к власти Никифора III Вотаниата (1077 – 1081 гг.) положение изменилось: аристократия, окружавшая этого императора, не одобряла норманнских симпатий Михаила VII. Низложенного императора даже обвиняли в том, что он собирался предать страну норманнам. Дочь «тирана» изолировали от ее жениха, остававшегося и при Вотаниате наследником престола, и бросили в византийской столице без средств к существованию. Эти обстоятельства были использованы Робертом как предлог для вмешательства в византийские дела. В начале мая 1081 г. норманнское войско отплыло из Отранто, 10 мая Роберт занял греческий остров Керкиру (Корфу), а затем вторгся на Балканский полуостров в июне 1081 г. Император Алексей I Комнин (1081 – 1118 гг.) запросил помощи у турок и венецианцев. Венецианский и византийские флоты одержали победы над морскими силами Роберта осенью 1081 и весной 1082 гг., однако Роберт Гвискар нанес поражение войскам Алексея I Комнина при Диррахии в 1081 г. С помощью дипломатии византийцы сумели побудить Германа, неродного сына Унфреда, старшего брата Роберта Гвискара, поднять восстание в Италии. Также по наущению византийцев император Генрих IV в 1082 г. вторгся в Италию, и Капуя покорилась ему без сопротивления. Вернувшись в Италию, Роберт в мае 1083 г. захватил и разрушил принадлежавшие Герману Канны, летом этого же года он осадил и взял Капую, предав город огню и мечу. В 1084 г. Гвискар пришел на помощь папе Григорию VII, осажденному в Риме императором Генрихом IV, вытеснил императора из Рима, но при этом разгромил и разграбил город. Умер в разгар возобновившейся войны с Византией. Боэмунд, старший сын Роберта от его первой жены Альберады, как и его отец был злейшим врагом Византийской империи.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 11:52:23
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Р" Ч.1 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0171 ]   [ Gzip выкл. ]