Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "П" Ч.7 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Протоспафарий фиалы – столичный судья моряков, проводивший разбирательство дел в здании напротив знаменитой фиалы – небольшого, но изящного бассейна в районе дворца Вуколеон в Константинополе.

Протостаты – воины, стоящие в первой шеренге боевого подразделения.

Протостратор – начальник царской конюшни, руководил штатом страторов. С конца XII в. в Византийской империи, а также в Никейской империи в XIII в., должность протостратора стала одной из главных в придворных и военных чинах и занимала восьмое место на иерархической лестнице в поздневизантийское время. В военных походах протостратор часто стоял во главе войска или командовал отдельной его частью. Фактически он был заместителем великого доместика, командующего всеми сухопутными силами империи.

Протосхол – старший ученик грамматической (средней) школы, помогавший учителю, проводивший занятия с младшими школьниками, отчасти участвовавший в управлении учебным процессом и надзоре за дисциплиной.

Прототронный митрополит (первопрестольный митрополит) – первый по чести среди митрополитов Поместной Церкви. Прототронным митрополитом Константинопольской Патриархии был митрополит Кесарии Каппадокийской, в Тырновской Патриархии – митрополит Преслава, в Охридской – митрополит Кастории.

Протоэкдик (протэкдик) – первозащитник; чин Константинопольской Церкви, занимавший шестое место между высшими сановниками константинопольского патриарха, называвшимися экзокатакилами. Протоэкдик руководил подчиненными ему экдиками, разбирал тяжбы, в том числе денежные, возникавшие между клириками, или клириками с одной стороны и мирянами с другой, заведовал делами лиц, искавших освобождения из рабства, защищал слабых, теснимых сильными, принимал под свою защиту вдов, сирот, девственниц, пленных, не находивших себе нигде, кроме Церкви, защиты от притеснителей. Кроме того, протоэкдик ходатайствовал в гражданских судах по делам самой Церкви, чаще всего по тяжбам ее с посторонними лицами относительно церковного имущества, и защищал клириков, если они должны были по каким-либо делам судиться в гражданских судах.

Протэлат – «первый гребец»; корабельный мастер, управлявший сифоном для метания греческого огня во вражеские суда. Его помощники назывались элатами.

Прохирон – «находящийся под рукой»; кодификация некоторых основных институтов византийского гражданского, уголовного и отчасти судебного и церковного права, осуществленная в 879 г. по приказу императора Василия I.

Прохор Кидонис – иеромонах, ученый и богослов латинской ориентации, противник исихазма, брат месадзона и писателя Димитрия Кидониса. За публичные выступления и сочинения против Григория Паламы на Афоне и в Константинополе, Прохор Кидонис был отлучен от Церкви в 1368 г.

Процветший крест – символ вечной жизни и всеобщего воскресения, которые дарует христианская вера, в изобразительном искусстве Византии. Представляет крест, поросший побегами.

Проэдр – «председатель»; 1) один из почетных титулов, введенный во второй половине X в., глава синклита. Впервые был пожалован паракимомену евнуху Василию императором Никифором II Фокой. До середины XI в. проэдром мог стать только евнух, однако позже титул стал даваться не евнухам и нескольким вельможам одновременно, в связи с этим был введен новый титул старшего проэдра – «протопроэдра», который и стал исполнять обязанности председателя синклита. Впервые титул протопроэдра упоминается в византийской литературе в шестидесятых гг. XI в. На иерархической лестнице он находился между куропалатом и проэдром. В то время проэдр стал преимущественно почетным титулом без определенных обязанностей. Последнее упоминание о проэдре относится к середине XII в.; 2) член комиссии должностных лиц самоуправления полиса, которые собирались в пританее и председательствовали в городском совете.

Проэдр синклита – председатель синклита; весьма почетная должность, введенная в середине Х в.

Проэлевсис (проэлевсин) – торжественное шествие по большим религиозным праздникам. В Византии проэлевсис совершался императором на пути от Большого дворца к храму Святой Софии. Большая часть участников шествия, а иногда и сам император, шли в храм босиком, с пением псалмов и славословием в честь государя.

Проэмий – См. Прооймион.

Проэресий (Паруйр Айказн) – известный греческий ритор и философ, выходец из восточных областей Армении. Родился в 276 г., умер в 367 г. Возглавлял в Афинах школу риторов, у него проходили учебу прославленные отцы Церкви Василий Великий и Григорий Богослов, а также будущий император Юлиан Отступник (361 – 363 гг.). Проэресий был христианином, причем весьма ревностным, и поэтому когда император Юлиан запретил христианам заниматься преподаванием философии, он закрыл свою школу. Вскоре он был приглашен в Рим императором Гонорием, где настолько прославился своим ораторским искусством, что ему еще при жизни был воздвигнут памятник с надписью: «Царица держав Рим – царю красноречия» («Rerum regina Roma – regi eloquentiae»).

Проэстот – глава корпорации аргиропратов в Константинополе. Следил за тем, чтобы в продаже не появлялись краденые драгоценные металлы и изделия из них, обязан был принимать меры к розыску похитителей золота и серебра. По свидетельству «Клиторология» Филофея, в IX в. проэстот числился в штате эпарха города, то есть был правительственным чиновником.

Пруденций (Aurelius Prudentius Clemens) – римский христианский поэт родом из Испании. Родился в 348 г., умер около 410 г. Занимался юридической деятельностью и некоторое время находился на службе при дворе, но затем оставил ее. Самые известные произведения Пруденция: «Катемеринон» («Ежедневник»), представляющий собой сборник из двенадцати гимнов для каждодневных молитв, и «Психомахия» («Сражение за душу») – аллегорическая поэма, представляющая в эпическом жанре сражение добродетели с пороками, весьма популярная в средние века. Также ему принадлежат: сочинение «О венцах», где в четырнадцати гимнах изображены судьбы христианских мучеников, полемическое сочинение «Против Симмаха» в двух книгах, в котором Пруденций защищал христианство и отвергал притязания язычников возродить древние культы. В книге «Апофеоз» («Обожествление») он изложил учение о Святой Троице, в «Гамартигении» («Происхождение грехов») – христианское учение о грехах. В поэзии Пруденция синтезировались античная культура и христианское мировоззрение.

Пруса (Бруса) – город (совр. Бурса в Турции) в Вифинии, у подножья горы Олимп. Основан вифинским царем Прусом, в ходе войны с царем Лидии Крезом (560 – 547 гг. до Р.Х.). С античных времен славились целебными свойствами бани Прусы на естественных горячих источниках. В 1204 – 1206 гг. этот город был опорной базой никейского императора Феодора I Ласкаря (1204 – 1222 гг.). В 1326 г. Пруса была захвачена турецкими войсками и стала первой столицей Османского государства.

Псалмы – молитвенные песнопения и покаянные гимны, торжественные стихи исторического содержания из ветхозаветной Псалтири, исполнявшиеся хором или солистом. Псалмы обязательны в составе каждой церковной службы, исполняются также и вне храма.

Псалтирь – сборник псалмов, входящий в Ветхий завет, получивший свое название от наименования музыкального инструмента, на котором осуществлялось традиционное музыкальное сопровождение пения псалмов.

Псевдо-Дионисий Ареопагит – См. Дионисий Ареопагит.

Псевдо-Мефодий Патарский – сирийский писатель середины VII в., живший в Северной Месопотамии, автор эсхатологического сочинения «Видение Мефодия Патарского» («Откровение Мефодия Патарского»), приписанного в средневековой рукописной традиции епископу малоазийского города Патары Мефодию (Олимпийскому), жившему в III – IV вв. На греческий язык этот апокалипсис был переведен не ранее 678 г. «Видение Мефодия Патарского» – это краткий рассказ об истории мира в стиле устных легенд от Адама до светопреставления, распределенный по тысячелетиям на семь периодов. Во второй половине «Откровения» повествуется о седьмом тысячелетии, о тех событиях, которые будут предшествовать кончине мира и происходить в последний период его существования (царство Антихриста, Второе Пришествие Христа, Страшный суд). Пророческая часть привлекала к себе наибольшее внимание средневековых читателей. В ней среди прочего имеется предсказание о завоевании Византии и Персии «измаильтянами». Согласно пророчеству они ворвутся в Константинополь, разрушив ворота Ксилокерка, рядом с Золотыми воротами. Однако затем император ромеев восстанет, разгромит врагов, установит мир и спокойствие на земле. После этого через «ворота Севера» вторгнутся могучие и жестокие племена, но стараниями пророков Еноха и Илии, посланными господом с небес, чтобы разоблачить обман «сына погибели», северные племена покинут лагерь зла и присоединятся к праведникам. В след за тем появится знак, предвещающий приход Сына Человеческого, побивающего «сына погибели» и ввергающего нечестивых в ад. На Руси славянский перевод апокалипсиса Псевдо-Мефодия Патарского стал известен очень рано – не позже начала XII в. В XV в. возникла оригинальная русская переработка «Видения», в основу которой лег старый славянский перевод, дополненный из других источников – библейского повествования о Гедеоне, апокрифа о потопе, «Сказания о царе Михаиле», сказаний об антихристе и сведений из «Жития святого Андрея Юродивого».

Псевдо-Симеон – анонимный византийский хронист, составивший компиляцию событий всемирной истории до 963 г., из различных, по большей части известных произведений: трудов Феофана исповедника, Георгия Монаха и других авторов. Предположительно отождествляется с Симеоном Логофетом.

Псиктер – сосуд на высокой цилиндрической ножке, которая позволяла ставить его в чашу, наполненную холодной водой или льдом. Использовался для охлаждения напитков.

Псилофрон – ароматическая смола растительного происхождения, использовавшаяся состоятельными римскими и византийскими женщинами как косметическое средство для удаления волос с промежности и устранения неприятного запаха.

Псилы – легковооруженные воины, не имеющие никакого защитного снаряжения, нередко вручную метали камни во врагов. Как правило, были вооружены луками, пращами и дротиками.

Псифий – доля ридзы, всей суммы налогового платежа (канона) крестьянской общины. Псифий уплачивался отдельными крестьянскими хозяйствами в размере, определяемом от количества и качества закрепленной за этим хозяйством земли.

Психикон – «подушное»; пожертвование движимого или недвижимого имущества храму или монастырю в память о душе умершего или живого человека, в расчете на молитвенное поминовение.

Психосостра – «душеспасительница»; эпитет многих византийских икон Богоматери, как правило, типа Одигитрии.

Псогос – памфлет, обличительный жанр византийской литературы, чья основная цель предать кого-нибудь или что-нибудь позору и осмеянию. Наиболее традиционные обвинения для этого жанра: невежественность, самонадеянность, нескромность, показуха, мнимая ученость, многословие. Нередко обыгрываются в псогосе и физические недостатки «героя». Обязательны обвинения в богохульстве. Часто используется контрастная лексика для чередования сомнительных похвал с прямыми обвинениями. Для выражения резко отрицательного отношения к объекту осмеяния широко используются сравнения: «подобно», «словно», «также как». В латинской литературе псогосу соответствовал жанр инвективы.

Псомодземия – вид ангарии; особая повинность населения византийских провинций и фем, связанная с обязанностью обеспечения питания государственных чиновников, находящихся при исполнении обязанностей.

Птеруги (птериги) – «перья»; вид доспехов воина, кожаные полосы, крепившиеся к панцирю, и прикрывавшие плечи.

Птохи – «убогие»; население византийских городов и деревень, стоящее на нижней ступени социальной иерархии и, как правило, занимающее низкое имущественное положение.

Птохотрофий (птохион) – приют для нищих.

Пульхерианы – квартал в северной части Константинополя, вблизи залива Золотой Рог, названный так по имени Пульхерии, старшей сестры императора Феодосия II.

Пульхерия – святая, влиятельная старшая сестра византийского императора Феодосия II. Родилась в 399 г., умерла в 453 г. С 414 г. носила титул августы и участвовала в управлении империей. Властная и энергичная, она отличалась пламенным благочестием, обращала все свои средства на постройку храмов, больниц, сиротских домов. Под воздействием Пульхерии двор Восточной империи стал походить в своем обиходе на монастырь. Пульхерия лично руководила воспитанием и обучением своего младшего брата Феодосия II, и даже подобрала ему супругу, хотя и была старше своего брата всего на два года. Не случайно именно под бдительную опеку Пульхерии выслали в 434 г. из Равенны уличенную в любовной связи с одним придворных красавцев сестру западного императора Валентиниана III, Юсту Грату Гонорию. Пульхерия провела ряд указов против язычников и еретиков. В результате интриг евнуха Хрисафия император отстранил свою сестру от управления империей в 439 г., но незадолго до своей кончины вернул ее ко двору. После смерти Феодосия II, Пульхерия вышла замуж за незнатного воина-вдовца Маркиана, сделав его императором. Перед смертью Пульхерия завещала большую часть своего имущества раздать бедным.

Пустынь – монастырь или скит, находящийся в отдаленном пустынном месте.

Пуццолан – пылевидный продукт вулканических извержений, использующийся с древнеримского периода по настоящее время в качестве гидравлической добавки к цементам и известковым растворам, которым он придает эффект схватывания в водной среде. Первым местом добычи пуццолана были холмы у города Путеолы в районе вулкана Везувий, отсюда произошло и название. Эта минеральная добавка широко применялась в римский и византийский периоды для строительства фундаментов, водонепроницаемых перекрытий и различных гидротехнических сооружений: водопроводов, акведуков, бань, цистерн, наполняемых водой рвов, пирсов и молов. Основным месторождением пуццолана в Византии был район города Кизика в Малой Азии.

Пьер де Куртене – император Латинской империи в 1217 г. Родился между 1165 и 1170 гг., умер в 1219 г. Был сыном Пьера де Куртене, младшего сына короля Франции Людовика VI Капетинга от Елизаветы де Куртене, умершего в 1181 г. Состоял в первом браке с Агнессой Неверской, во втором браке с Иолантой, сестрой латинских императоров Балдуина I и Генриха II. Пьер де Куртене сопровождал своего двоюродного брата короля Филиппа II Августа в Третьем крестовом походе в 1190 г., боролся против альбигойцев и в 1214 г. принимал участие в битве при Бувинах. Когда император Генрих II умер в 1216 г., не оставив наследников, Пьер был избран его преемником на троне Латинской империи. С маленькой армией он отправился из Франции, чтобы овладеть престолом. Был помазан на царство папой Гонорием III в храме за стенами Рима 9 апреля 1217 г. У венецианцев он нанял несколько кораблей, взамен пообещав по пути захватить для Венеции портовый город Диррахий, но исполнить свое обещание не смог. Остаток пути до Константинополя Пьер де Куртене решил проделать по суше. Во время этого путешествия он был схвачен Феодором Ангелом, деспотом Эпира, заключен в темницу, где умер после двухлетнего плена, возможно, из-за плохих условий содержания. Таким образом, император Пьер не управлял империей и дня, и его место на престоле заняла его жена Иоланта (1217 – 1219 гг.), которой удалось добраться до Константинополя. Двое сыновей Пьера де Куртене – Роберт (1219 – 1228 гг.) и Балдуин II (1228 – 1261 гг.) – последовательно занимали трон Латинской империи.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 11:50:54
Рамн


Ромей


"Проэдр – «председатель»; 1) один из почетных титулов, введенный во второй половине X в., глава синклита. Впервые был пожалован паракимомену евнуху Василию императором Никифором II Фокой. До середины XI в. проэдром мог стать только евнух, однако позже титул стал даваться не евнухам и нескольким вельможам одновременно, в связи с этим был введен новый титул старшего проэдра – «протопроэдра», который и стал исполнять обязанности председателя синклита. Впервые титул протопроэдра упоминается в византийской литературе в шестидесятых гг. XI в. На иерархической лестнице он находился между куропалатом и проэдром. В то время проэдр стал преимущественно почетным титулом без определенных обязанностей. Последнее упоминание о проэдре относится к середине XII в.; 2) член комиссии должностных лиц самоуправления полиса, которые собирались в пританее и председательствовали в городском совете."

Извинитие, а термин "предстоятель" и "проэдр" не одно и тоже.

Всего записей: 3 : Дата рег-ции: Апр. 2008 : Отправлено: 21 Июня, 2008 - 00:44:26
ald


Куропалат


Цитата:
Пустынь – монастырь или скит, находящийся в отдаленном пустынном месте.


Не лучше ли заменить пустынном с безлюдом месте? Так выглядить что он надо непременно находится в пустыни, скажам в Сахаром. А "пустыня" в серединовековие иногда оброзно надывали и горах, где из за большая растистителност жили мало людей.

-----
ALD

Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 21 Июня, 2008 - 20:09:20
христич


Севаст
Откуда: Москва


ald
Да нет же, все абсолютно верно: и Обнорский, и Шведова, и Ожегов так трактуют это слово - " Пустынь - [ в старину ] небольшой монастырь в малолюдной пустынной местности".


(Отредактировано автором: 22 Июня, 2008 - 23:20:29)

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 22 Июня, 2008 - 23:19:19
Вячеслав Николаевич


Анфипат
Откуда: Пермь, Россия
ICQ

Протэкдик (взято из Википедии, а там - из Большого энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А., Ефрона И.А. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/121/
(πρωτεκδικος - первозащитник) - чин патриаршей константинопольской церкви в средние века, занимал шестое место между высшими сановниками патриарха, называвшимися эксокатакилами (έζωκατάκοιλοι. П., с подчиненными ему экдиками, 1) разбирал тяжбы, особенно денежные, возникавшие между клириками, или клириками с одной стороны и мирянами с другой (если тяжущиеся обращались добровольно к суду П.); 2) заведовал делами лиц, искавших себе освобождения из рабства, защищал всех вообще слабых, теснимых сильными, принимал под свою защиту вдов, сирот, девственниц, пленных и др., не находивших себе нигде, кроме церкви, защиты от сильных притеснителей; 3) П. ходатайствовал перед судами гражданскими по делам самой церкви, чаще всего по тяжбам ее с посторонними лицами относительно церковных имуществ; защищал клириков, если они должны были по каким-либо делам судиться - отвечать или искать - в гражданских судах.

-----
Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum.

Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 13 Ноября, 2008 - 12:03:27
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Я встречал упоминание этой должности в форме "протоэкдик", так она и упомянута в статье об экзокатакилах. В словаре эсть статья "Экдик", но, конечно, и протоэкдик был бы не лишним. Однако уже поздно, в текст издаваемого словаря эту статью уже включить нельзя. А вот на форуме поставлю в таком виде.

Протоэкдик – первозащитник; чин Константинопольской Церкви, занимавший шестое место между высшими сановниками константинопольского патриарха, называвшимися экзокатакилами. Протоэкдик руководил подчиненными ему экдиками, разбирал тяжбы, в том числе денежные, возникавшие между клириками, или клириками с одной стороны и мирянами с другой, заведовал делами лиц, искавших освобождения из рабства, защищал слабых, теснимых сильными, принимал под свою защиту вдов, сирот, девственниц, пленных, не находивших себе нигде, кроме Церкви, защиты от притеснителей. Кроме того, протоэкдик ходатайствовал в гражданских судах по делам самой Церкви, чаще всего по тяжбам ее с посторонними лицами относительно церковного имущества, и защищал клириков, если они должны были по каким-либо делам судиться в гражданских судах.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 14 Ноября, 2008 - 08:04:44
Вячеслав Николаевич


Анфипат
Откуда: Пермь, Россия
ICQ

Проэстот — глава корпорации аргиропратов в Константинополе. Следил за тем, чтобы в продаже не появлялись краденые драгоценные металлы и изделия из них, обязан был принимать меры к розыску похитителей золота и серебра. Есть свидетельство ("Клиторологий" Филофея), что, по крайней мере, в IX в. П. числился в штате эпарха города, т. е. был правительственным чиновником.
***
В "Книге эпарха": "Если кто из приезжих продает золото или серебро – безразлично в изделиях или в слитках, то его нужно расспросить, откуда он имеет [эти вещи], и сообщить об этом проэстоту, чтобы обнаружить, не краденые ли они".

И еще более не встречавшееся мне употребление термина - из отчета Василия Михайловича Истрина о поездке на Афон в 1894 г.: "Я уже упомянул, что не был допущен в библиотеку Лавры св. Афанасия. Впоследствии оказалось, что месяцем после я, может быть, и получил бы туда доступ. Дело в том, что в то время, когда я туда приехал, в монастыре находился один тамошний калугер, главный воротила монастыря, а пожалуй, и всего Афона, часто занимающий должность проэстота в Протате, архим. Александр". http://www.portal-slovo.ru/philology/39870.php?PRINT=Y
Что здесь значит проэстот - не представляю.



-----
Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum.

Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 20 Января, 2009 - 12:20:23
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "П" Ч.7 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0137 ]   [ Gzip выкл. ]