Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "П" Ч.2 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Параволан – служитель при церковном благотворительном учреждении.

Парадиз – 1) рай; 2) охотничий заповедник.

Парадинаст – управитель, этим словом чаще всего именовался временщик, фаворит, а фактически главный распорядитель всеми делами государства, часто не носивший никакого титула.

Паракеларь – помощник келаря в крупных византийских монастырях.

Паракенот – «опустошитель»; налоговый доносчик в Византии.

Паракимомен – главный спальничий; высшая придворная должность, доступная евнухам, введенная на рубеже VI – VII вв. Паракимомен спал в императорских покоях и заботился об их безопасности ночью.

Параман (параманд) – деталь монашеского облачения; четырехугольный плат с изображением восьмиконечного креста на подножии орудий страстей и черепа Адама. Носится на теле под одеждой на четырех шнурах, пришитых по углам. Символизирует крест, который берет на себя инок, следуя за Спасителем.

Парамерион – меч, заточенный с одного конца, с рукоятью как у сабли; носился у бедра.

Парамонарий (просмонарий) – привратник, страж и хранитель храма, контролирующий входные ворота в храм или монастырь, запирающий и отпирающий двери, следящий за порядком, возжигающий свечи, выполняющий другие работы, а также исполняющий обязанности ночного сторожа.

Парамони – вид ангарии; особая повинность населения византийских провинций и фем, связанная с обязанностью предоставлять корм для лошадей государственных чиновников, находящихся при исполнении обязанностей во время их поездок по империи.

Парамонит – служитель, прислуга.

Паранзониум – оружие высших командиров в римской армии: очень короткий и широкий меч.

Парастас – «стояние возле»; заупокойная всенощная служба.

Паратаксис (паратаксия) – 1) состоявшая из нескольких таксисов крупная условная структурная единица войска в бою или на марше (авангард, арьергард, фланги, центр); 2) маршевая колонна или боевое построение армии.

Параталассит – чиновник, судья по делам, связанным с морской торговлей и перевозками.

Паратехион – терраса, неширокая площадка перед фронтальной линией крепостной стены, защищенная невысоким боевым парапетом.

Паратитла – особый вид вспомогательной юридической литературы в Византии; указатели к сборникам законодательных актов, используемые юристами для облегчения нахождения необходимого текста закона.

Паратоний – главный город провинции Нижняя Ливия диоцеза Египет в префектуре Восток.

Парафилакс – командир гарнизона крепости.

Парафраза Феофила – появившаяся около середины VI в. грекоязычная переработка Институций императора Юстиниана I (527 – 565 гг.).

Параэконом – помощник эконома в крупных византийских монастырях.

Пардус (pardus) – леопард, барс.

Парекклесия – вспомогательная часовня, которая иногда пристраивалась к византийскому храму, начиная с IV – V вв. Парекклесии отличались большим разнообразием форм и мест расположения. В послеиконоборческий период число таких пристроек увеличилось. В XIII – XV вв. пареккелесия обычно представляла собой небольшую комнату, пристроенную к фасаду уже существующего храма, и выполняла погребальные функции. Наиболее известна пареккелесия монастыря Хора в Константинополе, своей впечатляющей фреской «Воскресение Христово» в восточной апсиде.

Паремия – «притча»; избранное место из Ветхого или Нового завета, зачитываемое в ходе богослужения в храме диаконом или чтецом. Для этих целей собраны в Паремийнике, особой богослужебной книге. Также паремиями византийцы называли любые нравоучительные изречения.

Парерга – «дополнение»; небольшое произведение искусства, часть, являющаяся дополнением к основной композиции. Например, боковая створка триптиха.

Паригоритисса – «заступница, утешительница»; эпитет Богоматери.

Парик – «присельник»; зависимый от государства или частного лица крестьянин в Византии. Парики появились в IX – Х вв. и стали особенно многочисленными в поздней Византии. Как правило, не имели своей земли и жили во владениях динатов, землевладельческой знати, в монастырских и императорских имениях. За право обрабатывать землю они платили ренту. Эксплуатация париков была главным источником доходов от крупной земельной собственности в X – XV вв. Держание земли париками представляло собой юридически особый вид аренды, но при этом парик непременно поселялся на земле своего господина.

Паристрион – византийская фема-катепанат с центром в городе Силистрия (Доростол), образованная после 1000 г. на территориях Северо-Восточной, дунайской Болгарии, завоеванных империей в 972 г. На юге граничила с фемами Македония и Болгария.

Пароксизм – «припадок»; период повышенной торговой деятельности в Византийской империи. Таковых было два: весной, когда начинался сбор налогов, и в августе – сентябре, когда взималась их основная масса. К этому времени приурочивались основные, наиболее крупные ярмарки. На эти же периоды приходились наиболее благоприятные условия для мореходства и, соответственно, внешней торговли.

Парохия (парикия) (parochia) – церковно-административная единица в позднеримское время, христианская община из епископа, клира и паствы. Позднее соответствующие ранним парохиям церковно-административные округа получили название епископских округов или епархий, а термин парохия был оставлен только для сельских приходов, во главе с пресвитером, подчиненным городскому епископу.

Паррисия – «свобода»; право царедворца докладывать непосредственно императору и свободно высказывать свое мнение. Такое право давалось как высшая привилегия наиболее близким к императору и высокопоставленным вельможам.

Паруса – конструкция треугольных очертаний вогнутой формы, посредством которой осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному покрытию здания. В православных храмах крестово-купольного типа четыре паруса поддерживают барабан купола и передают давление на четыре колонны или пилона.

Парусия – одно из трех основных требований (наряду с филофронесисом и гомилией) греческого античного и византийского эпистолярного искусства, предполагавшее что каждое искусно написанное письмо должно создавать у адресата иллюзию присутствия автора.

Парфенофория – штрафная пошлина за растление девиц, взимавшаяся в пользу казны с общины в поздневизантийское время.

Парцеллы – земельные владения византийских крестьян, принадлежавшие им на правах полной собственности. За парцеллы крестьяне вносили поземельный налог в казну.

Паскесен – «перерезающая горло»; турецкая крепость, построенная на европейском берегу Боспора по приказу турецкого султана Мехмета II, ныне известная под названием Румели-Хиссар. Была возведена в 1452 г. напротив другой крепости, построенной на азиатском берегу Боспора во времена царствования султана Баязида I (1389 – 1402 гг.) и называемой ныне Анатоли-Хиссар. Две эти крепости, оснащенные пушками, полностью блокировали подвоз хлеба в Константинополь из причерноморских степей, что было важным шагом в подготовке нападения турок на византийскую столицу в 1453 г.

Пасхалия – определение времени празднования Пасхи, главного православного праздника. Согласно правилам Первого Вселенского собора, состоявшегося в 325 г. в городе Никея в Малой Азии, празднование Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование христианской Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи. Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля по юлианскому календарю или от 4 апреля до 8 мая по грегорианскому календарю.

Патена – «миска»; жертвенная чаша, серебряное блюдо с изображением креста в середине донца.

Патерик – «отечник»; сборник кратких жизнеописаний отцов Церкви и прославленных подвижников IV – VI вв., а также собрание их изречений. В патериковых рассказах изображается непрерывная борьба за души людей, которую ведут силы добра и зла, где праведники предельно благочестивы, а чудеса совершаются порой в самой будничной обстановке. Грешников же, как правило, настигает страшная и немедленная кара. Особой популярностью в Византии пользовались Египетский патерик и Синайский патерик («Лимонарь» Иоанна Мосха).

Патмос – один из восточных спорадских островов в Эгейском море. В античное время был известен как место ссылки у римлян. Наиболее знаменитым ссыльным был апостол Иоанн, который, по легенде, в одной из пещер получил Божественное откровение, составившее содержание библейского Апокалипсиса. Благодаря этому остров вскоре стал местом поклонения и паломничества христиан, получил название «Иерусалима Эгейского моря». В ранневизантийский период население Патмоса построило большую базилику в честь святого Иоанна, однако во время арабских набегов VI – IX вв. этот храм был разрушен. Император Алексей I Комнин (1081 – 1118 гг.) передал Патмос в управление игумену Христодулу (впоследствии канонизированному), под чьим руководством на месте базилики в 1088 г. было начато строительство монастыря Святого Иоанна Богослова. Этот монастырь позже стал одним из крупнейших и знаменитейших монастырей Греции, в том числе и благодаря значительной коллекции древних рукописей. В 1207 г. островом завладели венецианцы и передали управление им герцогам Наксоса. В XIII – XIV вв. Патмос сделался полунезависимой монашеской республикой, имевшей собственный торговый флот. В 1340 г. патмосские монахи признали власть рыцарей-иоаннитов над своим островом. После захвата Константинополя турками в 1453 г., Патмос был одним из центров византийской эмиграции.

Патриарх – «отценачальник»; высший титул главы самостоятельной (автокефальной) Православной Христианской Церкви в ряде стран, верховный распорядитель в делах церковного строя. Титул установлен Константинопольским Вселенским Церковным собором 381 г.; до разделения церквей римский папа считался первым среди пяти христианских патриархов (Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский). С конца V – начала VI вв. к константинопольскому патриарху стал применяться титул «Вселенский». После разделения Христианской Церкви на западную (католическую) и восточную (православную) в 1054 г., титул патриарха закрепился за иерархами Восточной Церкви. С возникновением самостоятельных славянских государств (Болгария, Сербия) во главе их Церквей также становились свои патриархи. Патриарх Константинополя в тактиконах IX – Х вв. стоял сразу после василевса. При этом власть Вселенских соборов византийцы считали выше власти патриархов, и поставление митрополитов было делом не патриарха, а совета высшего православного духовенства.

Патриаршая библиотека – библиотека Константинопольской Патриархии, известная с начала VII в. Содержала священные тексты и еретические писания, в качестве официальных образцов. Эта библиотека была расположена в Фомаитском триклинии, сооруженном в правление патриарха Фомы I (607 – 610 гг.), и поэтому нередко именовалась Библиотекой святого Фомы.

Патриарший дворец – комплекс зданий в Константинополе, включавший резиденцию патриарха и его канцелярию. Располагался недалеко от храма Святой Софии.

Патрии – константинопольские торговки, промышлявшие скупкой и перепродажей мелкой галантереи.

Патрикий (патриций) (patricius) – в Византии высший, а затем высокий титул первого ранга, дававший право присутствовать на заседаниях синклита и занимать самые ответственные, важнейшие посты. Введен императором Константином Великим (306 – 337 гг.). До 537 г. титул патрикия жаловался лишь консулам и префектам претория. В IX – X вв. занимал пятое место в числе титулов первого ранга, и жаловался полководцам и высшим чиновникам. К восьмидесятым гг. XI в. сместился на одинадцатую позицию. Патрикий ежегодно получал от императора 12 литр золота (864 номисмы). Последние упоминания о патрикиях относятся к началу XII в.

Патристика – совокупность богословских доктрин отцов Церкви – раннехристианских мыслителей II – VIII вв. Периоды: апологеты II – III вв., систематизаторы церковной доктрины (каппадокийцы) IV – V вв., богословы VI – VIII вв. В трудах отцов Церкви обосновывались и комментировались догматы христианской религии, велась полемика с еретиками, излагались в форме поучений и наставлений основы христианской морали или правила монашеского быта. Патристическая литература сыграла важную роль в формировании религиозных этических идеалов и в укреплении основ христианской догматики.

Патры (Патра) – древний город на северном берегу Пелопоннеса, называвшийся также Старыми Патрами (Палеопатра), в отличие от Новых Патр (Неопатра) в Южной Фессалии. Назван по имени Патрея, одного из ахейских вождей, был одним из двенадцати полисов Ахейской области, а после битве при Акциуме в 31 г. до Р.Х. превращен императором Августом в римскую колонию. Период процветания Патр под римским владычеством длился до III в. от Р.Х., но затем для него наступило время упадка. В VIII – IX вв. население Патр существенно увеличилось за счет беженцев, спасавшихся от славянских племен, вторгавшихся на Пелопоннес. По преданию именно в Патрах был распят святой Андрей, ставший в христианскую эпоху покровителем этого города. К нему обращались горожане с молитвами о помощи и защите от набегов славян и арабских пиратов в начале IX в. В 1205 г. Патры сделались столицей латинского Ахайского княжества и резиденцией католического архиепископа. В 1408 г. архиепископ Патр продал свой кафедральный город венецианцам.

Пафлагония – провинция с главным городом Гангра в Малой Азии на южном берегу Черного моря между Вифинией, Галатией и Понтом. В конце правления императора Феофила, в 837 – 842 гг. была создана одноименная фема, со столицей в Гангре, выделенная из состава фемы Вукеллариев. Позднее центром фемы Пафлагония стал город Синоп.

Певтенгеровы таблицы (Tabula Peutengeriana) – рукопись XII – XIII вв., сохранившая копию римской имперской карты II – III вв. с достаточно подробным перечнем городов, населенных пунктов, дорог и путей, по которым может идти дипломатическая почта и проводиться военные операции. Рукопись обнаружена в XVI в. Конрадом Певтенгером, библиотекарем австрийского императора. Найденная копия была, вероятно, выполнена в средние века с римского военного пособия, предназначавшегося для имперских дипломатов, шпионов и военачальников. Певтенгеровы таблицы отражают географические представления в поздней Римской империи и служат важным источником информации по истории ранней Византии.

Педагогия (paedagogia) – штат слуг императорского двора.

Педилы – обувь византийских катафрактов, имеющая защитные металлические накладки.

Педотрив – учитель гимнастики, руководивший гимнастическими упражнениями и следивший за физическим развитием учащихся в древнегреческих школах. В Византийское время слово педотрив стало синонимом грамматиста – учителя начальной школы.

Пектораль – украшение в виде воротника, чаще всего из драгоценного металла.

Пекулий (peculium) – собственность (обычно – земельный надел, жилье), дававшаяся рабу.

Пелагианство – еретическое учение Пелагия, распространившееся в Средиземноморье в IV – V вв., отрицавшее наследственную силу греха. Пелагий утверждал, что люди обладают свободой выбора, не зависящей от божественной Благодати, делал акцент на нравственно-аскетические усилия самого человека. Пелагианство осуждено на Третьем Вселенском соборе в Эфесе в 431 г.

Пелагий – христианский монах IV в., выходец из Британии, основоположник ереси пелагианства. Родился около 360 г., умер после 418 г.

Пелагий – кладбище для казненных в предместье Константинополя. Захоронения производились беспорядочным навалом останков в квадратные ямы.

Пелагония – 1) город (совр. Битола в Македонии) на реке Драгор в Юго-Западной Македонии, на восток от Охрида; 2) долина в Западной Македонии близ города Кастория, на территории современной Греции, где в 1259 г. произошло сражение между никейским войском Иоанна Палеолога и объединенными силами Ахайского княжества и Сицилийского королевства. В 1258 г., опасаясь усиления пришедшего к власти в Никее Михаила Палеолога, правитель Эпира Михаил Дука Ангел создал мощную антиникейскую коалицию, в состав которой, помимо Эпирского государства, вошли Ахайское княжество и Сицилийское королевство. Попытка Михаила Палеолога разрешить конфликт дипломатически путем закончилась безрезультатно, и он начал военные действия, направив в Македонию армию под командованием своего брата севастократора Иоанна Палеолога. Зимой и весной 1259 г. никейцы овладели рядом важных крепостей, а затем, скорее всего, в начале лета встретились с объединенными силами противника у Пелагонии. Иоанн Палеолог имел в своем распоряжении 13 тыс. воинов. Ему противостояли ахайские франки, эпирские греки, влахи и отряд из четырехсот рыцарей, прибывший из Сицилии. Не имея возможности одолеть в бою столь многочисленных врагов, командующий никейской армией довел до Михаила Эпирского сведения, что ахайский князь и сицилийский король якобы вступили с никейцами в переговоры. В результате, опасаясь предательства со стороны союзников, деспот Эпира ночью бежал из лагеря. Утром ушли и его войска. В этой ситуации командовавший влахами Иоанн Фессалийский сообщил Иоанну Палеологу, что в бою выступит на его стороне. Все это привело к тому, что в сражении при Пелагонии никейцам и фессалийским влахам противостояли только ахайско-сицилийские отряды. Первыми нанесли удар конные латники-франки барона Каритены, и смяли немецких наемников никейцев. Но севастократор Иоанн бросил в бой венгерских рыцарей и легкую половецкую конницу. Конные лучники с дальней дистанции расстреляли вражеских лошадей, сделав франков беспомощными. Затем Иоанн Фессалийский вышел в тыл сицилийцам, и положение рыцарей стало безнадежным. Ахайские бароны сложили оружие. Их предводитель князь Вильгельм II был захвачен в плен. Сицилийскому королю Манфреду, потерявшему большую часть своего отряда, удалось бежать. Дальнейшая война между Никейской империей и Эпиром шла с переменным успехом и закончилась заключением перемирия. Поражение Ахайи обрекло на гибель Латинскую империю, оставшуюся без реальных союзников; через два года никейцы заняли Константинополь и положили конец ее существованию. За свою свободу ахайский князь Вильгельм II Виллегардуэнский впоследствии передал возрожденной Византийской империи несколько важных крепостей на Пелопоннесе.

Пелика – керамический сосуд для хранения жидких и сыпучих тел, с двумя вертикальными ручками, округлым, яйцевидным туловом, плавно переходящим в шейку с широким раструбом и отогнутым наружу венчиком.

Пелопоннес – южная оконечность Греции. В 811 г. там была образована одноименная византийская фема.

Пелузий (Пелусий) – город в Египте, восточнее дельты Нила.

Пельтасты – средневооруженные пехотинцы с облегченным щитом. Впервые появились в афинском войске в начале IV в. до Р.Х. Этот род войск греки переняли у фракийцев. Главным отличием пельтастов в древности был кожаный щит – «пельта», в виде ущербной луны. Также пельтасты были вооружены длинными мечами, копьями и дротиками. В византийское время пельтасты как род войск продолжали существовать, но вместо пельт они стали использовать небольшие круглые щиты, облачались в толстые стеганные бомбакионы и железные шлемы без кольчужных накидок. Для ближнего боя вместо меча они имели парамерионы, а основным их вооружением оставались копья и дротики.

Пениты – бедные, малоимущие.

Пентакувикл – царские покои из пяти комнат в Большом дворце в Константинополе.

Пентаполис (Пентаполь) – «пятиградье»; область в Северной Африке с городами: Кирена, Береника, Аполлония, Птолемаида и Арсиноя. Окрестности этих городов составляли территорию римской провинции Верхняя Ливия, иначе именовавшейся Киренаикой.

Пентаполь Морской (Pentapolis Marittima) – историческая область в Средней Италии, располагавшаяся южнее Равеннского экзархата вдоль Адриатического побережья и включавшая в себя округу городов Римини, Пезаро, Фано, Синигилия, Анкона. В VI – VIII вв. Пентаполь Морской входил в состав византийского владения в Италии – Равеннского экзархата.

Пентаполь Средиземный (Pentapolis Mideterranea) – историческая область в Средней Италии, примыкавшая с запада к Пентаполю Морскому и включавшая в себя округу городов: Иези, Кальи, Губбио, Фоссомброне и Урбино, а позже Озимо. В VI – VIII вв. Пентаполь Морской входил в состав византийского владения в Италии – Равеннского экзархата.

Пентарх – командир 5 воинов.

Пентеконтарх – младший командир в войске, командующий 50 воинами.

Пера – нищенская сума, котомка бродяги.

Первая Галатия – византийская провинция в Малой Азии с центром в городе Анкира (совр. Анкара), занимавшая северную часть гористой, но плодородной местности, лежащей между Фригией, Вифинией, Понтом и Каппадокией, в диоцезе Понт. Название получила от галатов – воинственных племен кельтского происхождения. В XI в. завоевана сельджуками, с XIV в. под властью турок-османов.

Первая Каппадокия – византийская провинция в центральной части Малой Азии с главным городом Кесария Каппадокийская, в диоцезе Понт префектуры Восток.

Первая Киликия – византийская провинция в диоцезе Восток с главным городом Тарс. На востоке граничила с провинцией Вторая Киликия.

Первая Мавритания – См. Мавритания.

Первая Македония – византийская провинция с главным городом Фессалоники, в диоцезе Македония префектуры Иллирик.

Первая Мезия (Верхняя Мезия) – византийская провинция с главным городом Виминаций, в диоцезе Дакия префектуры Иллирик.

Первая Палестина – византийская провинция в диоцезе Восток с главным городом Кесария Палестинская. В этой провинции находился Иерусалим.

Первая Сирия – византийская провинция, охватывавшая территорию Северной Сирии и сирийское побережье от города Селевкия на севере до города Палт на юге. Главным городом этой провинции была Антиохия Великая.

Первая Фригия – византийская провинция на западе Малой Азии с главным городом Лаодикея, в диоцезе Азия префектуры Восток.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 11:46:53
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "П" Ч.2 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0155 ]   [ Gzip выкл. ]