Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "О" Ч.1 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Обелиск Феодосия – древнеегипетский обелиск установленный в 390 г. на разделительном барьере константинопольского ипподрома. Первоначально представлял собой четырехгранный монолит из ассуанского гранита, высотой 37,77 метра и весом около 542,94 тонны; был изготовлен по чертежам архитектора Пуемра в честь тридцатилетия правления фараона Тутмоса III (первая половина XV в. до Р.Х.) и воздвигнут в 1460 г. до Р.Х. в Великом храме Амона-Ра в городе Фивы. В годы правления римского императора Феодосия Великого (379 – 395 гг.) обелиск демонтировали и морем доставили в Константинополь. В результате монолит лопнул на две части и верхняя часть, высотой 19,59 метра и массой около 281,6 тонны, с помощью специального подъемного крана была установлена на столичном ипподроме на бронзовых опорах и сложном мраморном пьедестале. Все четыре стороны пьедестала покрыты рельефами и посвятительными надписями на латинском и греческом языках. На главном фасаде, в верхней части, изображен Феодосий Великий в кафизме с венком в руках для победителя заезда. Вокруг него члены семьи, сановники и стража. Выступление актеров в паузе между заездами изображено ниже, а еще ниже – посвятительная надпись на латыни. На правом фасаде, в верхней части, в кафизме и около нее те же персонажи, а ниже изображен процесс транспортировки обелиска. На заднем фасаде, в его верхней части все та же кафизма и персонажи, ниже показано изъявление покорности императору вождями варваров, а еще ниже текст надписи на греческом языке. На левом фасаде, в верхней части, опять кафизма. Императорская семья, сановники и стража наблюдают за бегом колесниц в нижней части барельефа. После 395 г. обелиск был переоборудован в фонтан: входную водопроводную трубу врезали в правый фасад пьедестала, а выводы вывели в четыре сосуда, крепившиеся на кронштейны на бронзовых опорах. Вода, переполняя их, стекала вниз. Верхняя часть пьедестала на стыке левого и заднего фасадов имеет следы реставрации. Обелиск Феодосия единственный сохранившийся до нашего времени из всех обелисков, привезенных в Константинополь непосредственно из Египта, а также из Рима.

Обитель Армян – православный, грекоязычный монастырь Святого Рената в Риме, в VII в. принадлежавший армянам-халкидонитам. Упоминания об этом монастыре сохранились в актах Латеранского собора 649 г.

Обожение (феосис) – богословская концепция, согласно которой человек может проникнуться благодатью Божией (Божественными энергиями) и соединиться с Богом. Такое соединение является состоянием святости. Концепция обожения зародилась в полемике с еретиками, прежде всего – арианами, в трудах святителя Афанасия Великого и так называемых «каппадокийских отцов»: святых Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Дальнейшее развитие это учение получило в писаниях преподобного Максима Исповедника. Концепция строится на принципиальной возможности соединения Божественной и человеческой природы, чему примером было принятие сыном Божиим плотской оболочки; именно это открыло путь к Богу для людей, следующих за Христом. Конечным моментом такого следования и является обожение, то есть растворение человека в Боге, посвящение себя Его воле и, в свою очередь, доступность Бога человеческой душе. Эта концепция легла в основу богословского течения исихазма и получила расцвет в учении Григория Паламы о Фаворском Свете.

Обол – См. Фолл.

Овощные игры – представления на Большом ипподроме столицы Византийской империи в ходе ежегодного празднования Дня основания Константинополя 11 мая. По традиции в этот день горожанам от имени императора бесплатно раздавали овощи и рыбу, причем рыба завозилась на ипподром на корабле, поставленном на огромную повозку.

Оглашенные (катехумены) – люди, готовящиеся к принятию церковного таинства крещения и прошедшие чин оглашения. Оглашенные, как не являющиеся еще членами Церкви, не допускались к присутствию при совершении таинств, на литургии им разрешалось присутствовать до начала литургии верных. В настоящее время утвердилась практика совершать оглашение непосредственно перед крещением, но в раннехристианское время оглашение готовящегося ко крещению могло продолжаться многие годы. Например, император Константин I Великий прожил в статусе оглашенного около 25 последних лет своей жизни и крестился только на смертном одре.

Одигитрия – «путеводительница»; чудотворная икона Богородицы, написанная по преданию апостолом Лукой. Эта икона считалась покровительницей Константинополя, одной из трех святынь Византийской империи, связанных с земной жизнью Девы Марии, наряду с Мафорием и Поясом. Икона Богородицы Одигитрии была прислана в столицу империи из Палестины августой Евдокией, супругой императора Феодосия II (402 – 450 гг.), и помещена в храме Богородицы, построенном августой Пульхерией, сестрой Феодосия II, на столичном Акрополе, в восточной части города. В X в. вокруг храма возник монастырь Одигон. После захвата города крестоносцами, икона была перенесена в монастырь Пантократора и замурована в нишу стены. В 1261 г. икона Одигитрии была оттуда извлечена и привезена императору Михаилу VIII Палеологу (1259 – 1282 гг.) для торжественного входа в освобожденный от латинян Константинополь. Затем икона была возвращена в монастырь Одигон.

Одисс (Варна) – город во Фракии (совр. Варна в Болгарии), на западном побережье Черного моря севернее Анхиала. Вблизи этого города 10 ноября 1444 г. произошло сражение между турецкими войсками под командованием султана Мурада II и войском крестоносцев: поляков, венгров, литовцев, валахов, чехов, хорватов и немцев под командованием короля Польши и Венгрии Владислава III Ягеллона и венгерского полководца Яноша Хуньяди. Крестоносцы потерпели страшное поражение, в результате которого антиосманский союз европейских государств оказался полностью деморализован. Вследствие этого, Афинское герцогство и Морейский деспотат признали свою вассальную зависимость от Порты, а положение Византийской империи стало критическим.

Одоакр – правитель Италии с августа 476 г. до марта 493 г. и Далмации с мая 480 г. до конца 488 г. По происхождению был сыном Эдекона, короля германского племени скиров, одного из сподвижников повелителя гуннов Аттилы. Родился в 433 г., умер 15 марта 493 г. С 470 г. служил в императорской гвардии. В 472 г., во время мятежа магистра армии Рехимера против западного императора Прокопия Анфимия, был одним из видных командиров мятежников. В августе 476 г. возглавил восстание федератов против императора Ромула Августула и его отца Ореста. 22 августа Одоакр низложил Ромула Августула в Равенне, казнил Ореста 28 августа 476 г. и сам захватил власть в Италии. Римский сенат вынужден был признать свершившийся переворот, но Одоакр не стал посягать на императорскую порфиру, удовлетворившись титулом верховного правителя государства. Императорские регалии Западной Римской империи и сокровища западного двора Одоакр отослал в Константинополь, за что получил от византийского императора Зенона титул патрикия и формальную должность наместника императора в Италии. Правил Италией более шестнадцати лет с титулом короля римлян, в 477 – 480 гг. формально признавал западным римским императором Юлия Непота (474 – 475 гг.). В 490 г. Одоакр в Риме провозгласил цезарем своего сына Телу. В феврале 493 г. в результате нашествия войск Теодориха, вождя остготов, и его союзников Одоакр вынужден был разделить власть с остготским предводителем. Через десять дней после заключения клятвенного договора о совместном правлении страной, Одокр был предательски убит в Равенне по приказу Теодориха, причем и сам Теодорих нанес Одоакру удар мечом. Сунихильду, жену Одоакра, заморили голодом в темнице, а его сын цезарь Тела бежал в вестготскую Галлию, но был там убит при попытке вернуться в Италию. Множество германцев, сохранявших верность Одоакру, было перебито в различных городах Италии.

Одостросия – повинность населения империи по мощению и ремонту дорог.

Ойкист – чиновник куратории.

Ойкиты – рабская челядь, домашняя прислуга богатого владетеля.

Ойкодом – архитектор, зодчий.

Ойкумена – обитаемый мир, совокупность областей земли, заселенных человеком.

Оклад – декоративное украшение иконы из различных металлов, в том числе из золота и серебра, часто богато отделанное драгоценными камнями или жемчугом. Оклад закрывает всю поверхность иконы, за исключением ликов и рук. Существовали и шитые оклады из различных дорогих тканей.

Окридии (ocrea) – См. Халкотубы.

Оксиграфия – См. Тахиграфия.

Оксиграфы (эксцепторы) – скорописцы, специально обученные стенографисты, составлявшие протоколы и записывавшие выступления, реплики и выкрики на Церковных соборах и заседаниях синклита, а также зачитывавшие императорские указы для сведениях собравшихся.

Октагон – здание в форме восьмиугольника, одна из красивейших построек Константинополя, в которой размещалась высшая школа.

Октоих – «осьмигласник»; богослужебная книга православных песнопений, состоящая из восьми гласов – собраний служб одной седмицы (недели). Восьминедельный гласовый цикл называется столпом и повторяется при богослужениях шесть раз в течение года. Октоихи появились в IX в., в виде сборников отдельных песен, молитв, канонов.

Оливрий (Олибрий) – член константинопольского и римского сенатов, император Западной Римской империи в 472 г. По происхождению принадлежал к римской знати. Был послан византийским императором Львом I в Рим с поручением разрешить конфликт между византийским ставленником на престоле Западной империи Прокопием Анфимием и Рехимером, всесильным главнокомандующим легионами Запада. Рехимер сумел привлечь Оливрия на свою сторону, после чего Рим был захвачен мятежниками, Анфимий убит племянником Рехимера, бургундским принцем Гундобадом, а Оливрий 11 мая 472 г. провозглашен императором. Его царствование было непродолжительным, спустя 3 месяца Оливрий умер в Риме от чумы 23 октября 472 г.

Олимп Вифинский – горный массив (совр. Кешиш-даг) и прилегающие к нему земли в Западной Вифинии поблизости от города Прусы (Брусы) и недалеко от южного побережья Мраморного моря; в византийскую эпоху являлся духовным центром региона благодаря сосредоточению множества монастырей. Несмотря на то, что первое упоминание о монастырях на Олимпе относится к V в., их активное строительство началось только в VIII в., что связано, прежде всего, с началом эпохи иконоборчества. Как такового централизованного объединения монастырей, подобного афонскому, на Олимпе никогда не существовало, хотя попытки создания монастырской конфедерации предпринимались неоднократно. Старейшими из известных монастырей были: Хинолакка, Агаврский и Символы. Хинолаккская обитель была основана святым Стефаном, который по прибытии из Палестины получил от константинопольского патриарха Германа I (715 – 730 гг.) земельный участок на Олимпе под строительство монастыря. В этой обители начинал свою церковную карьеру будущий константинопольский патриарх Мефодий. Агаврский монастырь был основан ранее 787 г. неким знатным евнухом, от чьего имени данная обитель и получила свое название; из всех олимпийских монастырей этот был единственным, который имел несколько метох за пределами горы Олимп. В Агаврской обители около 796 г. начал свою иноческую жизнь святой Иоанникий Великий. Обитель в Символах была создана в середине VIII в. монахом Феоктистом, и получила известность с 770 г., когда ее игуменом был назначен святой Платон Исповедник. Двенадцать лет спустя Платон оставил Символы, и стал настоятелем нового монастыря в Саккудионе. С этого времени именно монастырь в Саккудионе стал наиболее авторитетным среди всех олимпийских обителей, поскольку его настоятели традиционно активно и последовательно боролись с иконоборческой ересью в Византийской империи. В 794 г., вследствие болезни Платона, руководство Саккудионом перешло к его племяннику Феодору. В 795 г. у монахов произошел серьезный конфликт со светскими властями, вызванный нежеланием насельников монастыря признать законность брака императора Константина VI с придворной дамой Феодотой. Император применил карательные меры против непокорных монашествующих: Платон был заточен в тюрьму, а Феодор сослан в Фессалоники. После смерти Константина VI в 797 г. Платон был освобожден, а Феодор вернулся в Саккудион из ссылки. Однако, уже в 798 г. Феодор оставил монастырь на Олимпе и перебрался со своими учениками в Студийскую обитель в Константинополе. Со смертью Феодора Студита Саккудион перестал существовать как самостоятельная обитель и был организационно объединен со Студийским монастырем. Из других олимпийских обителей достоин упоминания и Мидикийский монастырь, созданный в начале XI в. святым Никифором Исповедником и прославившийся как своим основателем, так и следующим игуменом – святым Никитой Исповедником, которые оба были несгибаемыми поборниками иконопочитания. Кроме того, в разное время насельниками олимпийских монастырей были знаменитые святые братья Кирилл и Мефодий, а также историк и царедворец Михаил Пселл. Приблизительно с середины XI в. монашеская жизнь на Олимпе Вифинском стала постепенно угасать, что, в основном, было обусловлено отсутствием интереса харистикариев к непроизводственным монастырям и агрессивной экспансией турок-сельджуков. С XII в. упоминания об олимпийских монастырях практически исчезают из византийских письменных источников.

Олимпий – равеннский экзарх в середине VII в. В ходе подготовки к проведению Латеранского собора в Риме в 649 г., получил приказ от императора Константа II арестовать римского папу Мартина, непризнанного византийским императором, и добиться признания религиозной политики Константинополя от собравшихся на собор епископов. Но Олимпий решил воспользоваться религиозным возбуждением на Западе в свою пользу и отложиться от империи. Однако папа Мартин не поддержал его планы, и Олимпий переправился на Сицилию, возможно, чтобы заручиться поддержкой арабов. Бунт Олимпия закончился сам собой с его смертью в 652 г. от чумы, распространившейся в его войске.

Олимпиодор – диакон начала VI в., написавший ряд комментариев к Библии.

Олимпиодор Александрийский – философ-неоплатоник VI в., язычник. Родился около 500 г., умер после 565 г. Изучал философию в Александрии под руководством Аммония, затем сам стал преподавать и получил славу «Великого Философа». Комментарии Олимпиодора к диалогам Платона: «Алкивиад I», «Горгий» и «Федон» сохранились в форме записей его студентов, также как и комментарии на аристотелевские «Категории» и «Метеорологику». Кроме того, считается, что Олимпиодор был автором комментариев на «Исагогику» астролога Павла Александрийского. Менее вероятно, что он написал сохранившееся толкование алхимического текста Зосима.

Олимпиодор Фиванский – ранневизантийский историк и поэт V в., язычник по вероисповеданию, выходец из египетского города Фивы. Олимпиодор много странствовал по свету, был участником посольства к гуннам, свидетелем завоеваний Алариха в Европе. Написал «Исторические сочинения» в двадцати двух книгах, сохранившиеся частично, в цитатах у более поздних авторов. Основная тема его труда – судьбы римских (равеннских) императоров в период 407 – 425 гг.

Олосфиратос – техника создания статуй из меди, бронзы, серебра, золота или электра путем сплошного литья.

Ольга – святая равноапостольная княгиня, супруга великого киевского князя Игоря, мать великого киевского князя Святослава Игоревича и бабушка святого равноапостольного князя Владимира Святославича, принявшая христианство одной из первых на Руси. Родилась около 895 г., умерла в 969 г. С 945 г., после гибели своего мужа в древлянской земле, самостоятельно управляла киевским княжеством. Укрепила основы государственности на Руси, централизовала управление и ослабила влияние местных князей в политической жизни введением системы погостов – финансово-административных, судебных и торговых центров в племенных землях. Заботилась об усилении оборонной мощи своей страны, каменными и дубовыми стенами обнесла резиденцию киевских князей – Вышгород, сделав его мощным кремлем. Со времени правления княгини Ольги в Киеве началось каменное строительство. В 946 г. Ольга впервые посетила столицу Византийской империи и была с почетом принята в императорском дворце, однако в целом этот официальный визит был не слишком успешен и вызвал некоторое раздражение княгини, отраженное после в русских летописях. Около 954 – 955 гг. Ольга повторно с дипломатической миссией посетила Константинополь для развития торговых и политических связей Руси с Византийской империей. В ходе этого посольства она приняла христианство, была крещена патриархом константинопольским Феофилактом (933 – 956 гг.) и получила имя Елена. Крестным отцом ее стал император Константин VII Багрянородный (911 – 959 гг.), а княгиня Ольга получила право именоваться «дочерью императора». Тогда же был заключен новый договор между Русью и Византией, по условиям которого Константинополь получил значительную военную помощь из Киева для борьбы с арабами. На Русь Ольга привезла Святой Крест, вырезанный из цельного куска Животворящего Древа Господня, долгое время бывший важнейшей святыней русского православия. В XIV в. Святой Крест княгини Ольги был похищен польскими католиками, вывезен в Люблин и дальнейшая судьба его неизвестна. Кроме того, Ольга воздвигла несколько христианских храмов в Киеве, Витебске и Пскове, в том числе киевский первый храм Святой Софии, освященный 11 мая 960 г. (сгорел в 1017 г.). Христианке Ольге не удалось повлиять на своего сына, князя Святослава, который до самой смерти своей оставался язычником. Ольга удалилась от дел и умерла 11 июля 969 г., прожив после крещения около пятнадцати лет и завещав похоронить себя по православному обряду.

Омофор – «наплечник»; знак архиерейского сана, длинная широкая полоса материи, украшенная крестами и возлагаемая на плечи поверх всех других священнических одежд. Обязательный элемент облачения епископа, без которого, как и без епитрахили, он не может священнодействовать.

Онгл – историческая область на левом берегу Дуная у места впадения в него реки Прут. Наименование имеет, вероятно, славянское происхождение и означает «угол». Весной 680 г. Онгл был местом сражения между византийской армией императора Константина IV (654 – 685 гг.) и болгарским войском хана Аспаруха (679 – 701 гг.). Обосновавшись к концу семидесятых гг. VII в. на придунайских землях, болгары начали совершать набеги на территорию империи. Против них выступил с войском из фракийских фем и флотом император Константин IV Погонат. Не вступая в бой, болгары укрылись в лесисто-болотистой местности Онгла, а когда Константин отбыл для лечения обострившейся подагры в город Месемврию, Аспарух внезапно напал на византийские отряды. Кавалерия ромеев обратилась в бегство, а пехотинцев болгары прижали к речным плавням и перестреляли из луков. Отступление разбитой армии за Дунай проходило неорганизованно и сопровождалось большими потерями. Вскоре после одержанной победы орда Аспаруха перешла оставшуюся без прикрытия границу империи. Болгары расселились на обширных территориях между Дунаем и Балканами, уже занятых славянскими племенами, а Византия была вынуждена в 681 г. заключить с Аспарухом мирный договор, признав образование Первого Болгарского царства на своих бывших землях.

Онопод – один из залов комплекса Большого дворца в Константинополе. Находился при входе на его территорию со стороны дворца Дафны. Использовался, в частности, для проведения церемоний коронования, а также как место встречи возводимого на престол императора с патрикиями и распорядителем коронации.

Опистофилаки – воины арьергардных подразделений.

Описфотелия – компенсационные выплаты в казну за право использования заброшенной земли (симпафий и класм). Чаще всего описфотелия равнялась тройному канону – сумме обычных налогов на землю за три года. Описфотелия давала возможность состоятельным слоям византийской общины или динатам занимать наиболее плодородные земли из числа выпавших из сельхозоборота, поскольку только они могли заплатить необходимую сумму. Этот вид платежей давал им преимущественное право для закрепления за собой таких земельных участков. Описфотелия применялась в Византийской империи в IX – XIV вв.

Опорофилакс – главный огородник монастыря.

Опресноки – тонкие, сухие лепешки из пресного теста, используемые в иудаистских и католических ритуалах.

Опсикии (obsequium) – «преданные, послушные»; отборная часть комитата (дружины), служившая резервом в битве.

Опсикий – византийская фема на северо-западе Малой Азии с центром в городе Никея (совр. Изник). Создана около 680 г.

Оптиматы (optimus) – 1) особые подразделения федератов (как правило – готов) под началом византийских военачальников; 2) небольшая византийская фема на крайнем северо-западе Малой Азии, с центром в городе Никомедия, учрежденная в 740 или 775 гг. Напротив нее через пролив Босфор находился Константинополь.

Оптион (опцион) (optio) – 1) помощник, назначаемый начальником; нечто вроде адъютанта стратига фемного войска; 2) низший офицерский чин в тагмах в Х в.; младший архонт, командир мелкого подразделения в составе банды тагмы.

Опсоний – тоже, что и ситиресий.

Оранта – «молящаяся»; один из иконографических образов Богоматери в византийской иконописи IX – XIII вв. – изображение Богородицы с поднятыми вверх руками с ладонями обращенными к зрителям.

Орарь – знак диаконского сана, длинная широкая лента, вышитая или цветная. Орарь носится, как правило, на левом плече у диаконов или же опоясывается крестообразно, через плечи у иподиаконов.

Орган (organum) – большой музыкальный инструмент, составленный из большого числа разномерных труб, с поддувальным мехом и клавишами. Изобретен в I в. до Р.Х. в Александрии знаменитым механиком Ктесибием. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место между всеми инструментами и считается царем инструментов. В VI – VIII вв. Византия славилась своими органами, но они использовались только в сфере светской жизни, их было модно иметь в богатых домах, в то время как на Западе с VII в. органная музыка стала традиционной частью богослужения в христианских храмах.

Оргия – сажень; византийская мера длины, равная 187,4 сантиметра. Делилась на восемь спифам (пяденей).

Орест – видный военный и политический деятель в гуннской державе и Западной Римской империи, родом из Паннонии. В молодые годы служил нотарием у повелителя гуннов Аттилы, а после его смерти перешел на службу империи. При западном императоре Юлии Непоте занял пост военного магистра, но в августе 475 г. поднял бунт и сверг своего императора. Вместо него 31 октября 475 г. Орест провозгласил императором Западной Римской империи своего юного сына Ромула Августула. В августе 476 г., в результате мятежа федератов во главе с полководцем скирского происхождения Одоакром, Орест был взят в плен, его сын низложен, а сам он вскоре казнен в городе Плаценция 28 августа 476 г.

Оривазий Пергамский – выдающийся римский врач IV в., язычник. Родился в Пергаме около 325 г., умер после 395 г. Был учеником знаменитого врача Зенона Кипрского. В годы нахождения в ссылке в Малой Азии будущего императора Юлиана Отступника Оривазий стал его близким другом. В 355 г. Юлиан взял Оривазия с собой в Галлию как личного врача и библиотекаря. По приказу Юлиана Оривазий после 361 г. составил свод учения прославленного медика Галена, в котором много и дословно его цитировал, но до наших дней эта эпитома трудов Галена не сохранилась. Еще одно сочинение Оривазия по медицине сохранилось частично. Оривазий сопровождал Юлиана в персидском походе в 363 г. и находился при смертном одре императора. Позднее он описал события этой военной кампании в сочинении «Синопсис для Евнапия». В последующее десятилетие после смерти Юлиана Оривазий провел в изгнании, и возвратился в Константинополь лишь к середине семидесятых гг. IV в., где занимался врачебной практикой. Последователями Оривазия и продолжателями традиций Галена были известные врачи VI – VII вв.: Аэций Амидский и Павел Эгинский. Труды Оривазия уже в V в. стали известны на латыни, а позже были переведены на арабский язык. Благодаря Оривазию творческое наследие Галена оказало огромное влияние на византийскую, западноевропейскую и арабскую медицину.

Орисмос – вид письменного распоряжения императора чиновникам. В Никейской империи был наиболее употребительной формой распорядительного документа.

Орлец – круглый ковер с изображением орла, парящего над городом. Постилается под ноги архиерею при богослужении. Символически изображает епископа, надзирающего за епархией.

Орнат (ornatus) – полный комплект атрибутов парадного облачения. В императорский орнат входили: компагии, белый дивитисий с золотыми клавами, порфирная хламида с золотым тавлионом.

Орнитобор – «носитель птицы»; знаменосец, несущий знак легиона с изображением орла.

Орологий – 1) солнечные часы. В Константинополе было семь больших солнечных часов и множество малых, расположенных в общественных местах, но орологиями именовали преимущественно только большие сооружения; 2) площадка, примыкающая к столичному Милию, на беседке которого имелись солнечные часы. Орологий известен как традиционное место телесных наказаний, чаще всего плетьми; 3) греческое название богослужебной книги Часослов.

Оронт – река (совр. Нахр-эль-Асси) в Келесирии между горами Ливан и Антиливан, на которой находились города Эмеса, Епифания, Антиохия и Селевкия.

Орофилак – «страж межи»; выборное должностное лицо в крестьянской общине, следящее за сохранностью границ пастбищ и земельных владений (парцелл) членов общины.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 07:34:11
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "О" Ч.1 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0049 ]   [ Gzip выкл. ]