Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Н" Ч.1 [Страниц (4): [1] 2 3 4 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Нава (неф) – крупное и вместительное двухпалубное или трехпалубное судно для перевозки грузов, с большими парусами на тяжелых реях.

Наварх – 1) флотский начальник, «адмирал»; 2) капитан корабля. Согласно «Тактике» Льва, навархи или кентархи командовали дромонами.

Навикулярий (навклир) (navicularius, nauclerus) – судовладелец. Корпорация навикуляриев играла важную роль в доставке хлеба в столицу империи, в основном, из Египта. Поскольку государство стремилось всячески обеспечить бесперебойность доставки хлеба, оно издало ряд законов в интересах навикуляриев. К судовладельцам, перевозившим species annonarias (особое продовольствие), нельзя было применять никаких насилий, подвергать их вынужденному сбору денег или чинить им какие-либо препятствия. За нарушение закона полагался штраф в 10 литр золота. Преследовался и морской разбой. Пират, если он будет пойман и уличен, обязан был уплатить штраф, в четыре раза превышающий захваченное. За доставку хлеба в столицу навикулярии освобождались почти от всех повинностей. Кроме того, за транспортировку хлеба государство платило навикуляриям по одному солиду за тысячу модиев и отдавало им 4% привезенного хлеба.

Навкелия (navicella, navicula) – лодка, небольшое судно.

Навпакт – «корабельная верфь»; город в юге провинции Старый Эпир, важный торговый порт и центр митрополии. В XI в. стал центром одноименной византийской фемы.

Навплия (Навплий) – древний город у Арголидского залива полуострова Пелопоннес, основанный как финикийская колония в 625 г. до Р.Х. Попав под влияние Аргоса, Навплия сотни лет была незначительным поселением и не играла сколько-нибудь важной роли в античной истории. Но в средние века Навплия сделалась важной береговой крепостью и одним из главных пунктов византийского Пелопоннеса. После завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г., Навплия вместе с Аргосом попала под власть латинян. В 1383 г. Навплия была завоевана венецианцами.

Наксос – остров в Эгейском море, крупнейший в группе Киклад. В древности был заселен выходцами из греческого племени ионийцев. В 490 г. до Р.Х. его захватили и разорили персы. С 470 г. до Р.Х. остров находился под властью Афин. Позже Наксос принадлежал Македонии, потом Египту, затем родосцам, римлянам и, наконец, византийцам. При переходе к фемному устройству в Византийской империи, Наксос вошел в фему Эгейское море. В это время остров стал объектом беспрерывных нападений арабских пиратов, которые, в конце концов, его совершенно разорили и вынудили большую часть жителей покинуть Наксос. В 1207 г. венецианец Марко Санудо, племянник дожа Энрико Дандоло, захватил небольшую византийскую крепость на острове и провозгласил себя герцогом Наксоса и сюзереном всех Эгейских островов, захваченных латинянам. В 1210 г. Санудо сделался вассалом латинского константинопольского императора, который наделил его наследным титулом герцога Додеканеса. Центром нового герцогства сделался Наксос. Преемники Марко Санудо – герцоги Наксосские – владели большей частью Эгейских островов. В 1362 г. род Санудо пресекся и герцогство Наксоса унаследовал Иоанн далле Карчери, владетель Негропонта, муж дочери последнего наксосского герцога.

Налог писцовой книги – См. Додекатон.

Нарсес – византийский полководец и политический деятель, армянского происхождения, принадле¬жал к известному армянскому роду Камсаракан. Родился около 478 г., умер в 568 г. в Риме. Евнух, ростом чуть больше метра, смуглый и невзрачный, приближенный императора Юстиниана I, препозит священной кувуклии с 537 г., талантливый дипломат и полководец. Отличался острым, проницательным умом и преданностью империи. Способствовал подавлению восстания Ника в 532 году. В 538 г. был послан в Италию в помощь воевавшему с остготами византийскому полководцу Велизарию, в 539 г. отозван. Вновь направленный в Италию в 551 г. командующим византийской армией, разбил войска короля остготов Тотилы летом 552 г. в Апеннинах, у местечка Тагина (ныне Гуальдо-Тадино). Завоевал Среднюю Италию, взял Рим, в конце 552 г. разгромил остготов у реки Сарно. В 554 г. отразил нападение франков и аламаннов на Италию. В 555 г. назначен правителем завоеванной византийцами Италии, где проводил политику реставрации рабовладения и римской налоговой системы. Придворные интриги, с одной стороны, и растущее недовольство населения Италии – с другой, привели к отставке Нарсеса в 567 г. Нарсес собирался покинуть Италию, но в то время пришло известие о вторжении лангобардов. Нарсес по настоянию папы вернулся, чтобы готовить Рим к обороне, и среди этих забот скончался. Сокровища Нарсеса и его тело в свинцовом гробу были доставлены в Константинополь. После торжественной церемонии с участием императора, останки Нарсеса были захоронены в основанном им монастыре в Вифинии.

Нарсес – византийский военачальник, армянского происхождения, возможно младший родственник знаменитого евнуха Нарсеса, полководца Юстиниана I. Выдвинулся в годы правления императора Тиверия II, когда был назначен помощником начальника вновь сформированного из язычников и рабов пятнадцатитысячного отряда, возглавленного Маврикием, будущим императором. Этот отряд вел достаточно успешные боевые действия против персов в Армении. Затем Нарсес получил пост дукса Константины, а в 585 г. принял полномочия командующего военными силами в Армении от Ираклия, будущего экзарха и отца императора Ираклия I. После служил оруженосцем у магистра армии Востока Коменциола, и сменил его на этом посту после его отставки. Командовал войсками византийцев в войне против мятежного персидского полководца Бахрама, за восстановление на троне иранского шаха Хосрова II. Разбил армию Бахрама в 591 г. на реке Баларате, притоке Тигра, с помощью армянского войска Иоанна Мистакона и персидских отрядов Хосрова II. Однако вскоре поссорился с Хосровом II, подозревая его в попытке отравить византийское войско. Византийские хронисты сообщали, что именем Нарсеса персидские матери пугали своих детей. Нарсес был близок ко двору императора Маврикия, имел дружеские отношения и состоял в переписке с диаконом Григорием, нунцием папы римского в Константинополе и будущим папой римским Григорием I Великим. После свержения императора Маврикия в 602 г., Нарсес отказался признать Фоку императором и поднял восстание, опираясь на личную дружину и свой военный авторитет. Он захватил город Эдессу и приказал казнить местного епископа Севира, обвиненного горожанами в верности Фоке. На подавление бунта Нарсеса император Фока отправил полководца Леонтия. Не пожелав подвергать Эдессу ужасам осады, Нарсес с верным ему войском ушел в сирийский город Иераполь. Леонтий вскоре был разбит персами, но ему на смену Фока послал своего брата Доменциола, которому удалось склонить Нарсеса к миру с императором. Нарсес получил ручательства его личной безопасности, но когда он прибыл в столицу империи, был схвачен и по приказу императора Фоки принял смерть на костре около 604 г.

Нерсес I Великий Аршакуни – святой, архиепископ Великой Армении, прямой потомок просветителя армянского народа Григория Просветителя. Дата рождения неизвестна, умер в 383 или в 384 гг. Прославился как блестящий реформатор Армянской Церкви, знаменитый целитель и чудотворец. За верность Православию Нарсес был сослан на остров Принкип в Пропонтиде (Мраморное море) арианским императором Валентом (364 – 378 гг.). После возвращения из ссылки, участвовал в работе Второго Вселенского собора в Константинополе в 381 г. Святитель Нерсес и в церковном и в политическом отношении был союзником Римской империи, состоял в дружбе с императором Феодосием I Великим (379 – 395 гг.), который освободил его из ссылки. Нарсес Великий и ставленник Феодосия Пап Аршакуни, по воле императора отправились в Армению, сопровождаемые римским войском, для освобождения ее от персидских захватчиков. Однако затем армянский царь Пап Аршакуни (382 – 389 гг.), став союзником персов, впал в язычество, предал империю и приговорил Нарсеса к мучительной казни.

Нарсес III Строитель – армянский католикос-халкидонит (641 – 661 гг.), возможно, из княжеского рода Мамиконянов. Происходил из деревни Ишхан в княжестве Тайк (Тао). В молодости служил офицером в византийской армии, затем принял монашеский постриг и епископский сан в армяно-грузинской Тайкской области. Став позже католикосом Армении, заявил о себе как горячий сторонник союза с Византийской Церковью, чего и добился во время пребывания в Армении византийского императора Константа II (641 – 668 гг.). На Церковном соборе в Двине в 652 г., подобно своему предшественнику, католикосу-халкидониту Езре, Нарсес III во имя Православия и мира, официально заявил византийскому императору о совершенном тождестве веры между византийцами и армянами. В подтверждение достигнутого единения была отслужена совместная с греческими священниками Божественная литургия, на которой католикос Нарсес провозгласил верность догматам Халкидонского Вселенского собора. Император, католикос и все епископы совместно причастились, кто свободно и по искреннему убеждению, а кто – из других соображений.

Нарфик (нартекс) – притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов в Византии.

Наставник философов – «декан» философского факультета Константинопольского «университета».

Настоятель – старшее по административной власти духовное лицо в монастыре или храме. Настоятелем мужского монастыря является архиерей, в чьей епархии расположен монастырь, или патриарх, помимо епархиального архиерея. Настоятельницей женского монастыря является игуменья.

Неаполь – 1) город у одноименного залива Тирренского моря, в провинции Кампания на западном побережье Италии, основанный греческими колонистами. С 290 г. до Р.Х. находился под властью Рима, долгое время был излюбленным местом отдыха богатых римлян. После завоевания Италии остготами, Неаполь находился в составе королевства Теодориха. В 536 г. город был завоеван византийским полководцем Велизарием и подчинен империи. В 541 – 544 гг. остготский король Тотила удерживал Неаполь в своей власти, после чего государство остготов в Италии было полностью уничтожено. Византийцам удалось отстоять Неаполь и во время вторжения лангобардов на Италийский полуостров, и он стал центром византийского дуката, в который входили также и соседние греческие города. Постепенно, в IX – XII вв. Неаполь превратился в столицу практически суверенного герцогства, управляемого наследными герцогами (дуксами). В 1139 г. город был завоеван норманнами сицилийского короля Рожера II, сделался столицей королевства Обеих Сицилий и окончательно утерял всякую связь с Византийской империей; 2) город на острове Кипр (совр. Лимасол).

Небесная иерархия – чины и степени ангелов, служащих Богу, перечисленные и истолкованные в трактате «О небесной иерархии» Дионисия Ареопагита, ученика апостола Павла. Эта иерархия отражает разную степень причастности Богу небесных сил, и различную глубину познания ими Божественного откровения. Все ангелы разделяются на три лика, в каждом из которых находится по три чина; всего, таким образом, насчитывается девять ангельских чинов. Первый лик, наиболее близкий к Богу, включает в себя Серафимов, Херувимов и Престолов, причем Люцифер до падения был Херувимом. Ко второму лику относятся Господства, Силы и Власти, а к третьему – Начала, Архангелы и Ангелы. Чины первого лика научаются Божественным тайнам у самого Бога, от них получают откровение второй и третий лики. Ангелы третьего лика обращены непосредственно к человеку.

Негропонт – См. Эвбея.

Некрополь – «город мертвых»; кладбище, совокупность захоронений. В древнюю эпоху некрополи располагались на окраине города или поселения, обязательно за пределами жилой зоны. После победы христианства, с VI – VII вв. отдельные гробницы и кладбища стали устраивать внутри города, на площадях, около храмов, часовен и в них самих. В правление византийского императора Льва VI (870 – 912 гг.) эта практика получила окончательное законодательное закрепление.

Нектарий – константинопольский патриарх в 381 – 397 гг. Происходил из аристократического рода, до патриаршества был сенатором и занимал должность претора, но не был даже крещен. Император Феодосий I остановил на нем свой выбор, поскольку для нормализации ситуации в религиозной жизни столицы нужен был прежде всего опытный дипломат и политик. Церковная жизнь в Константинополе в эти годы была крайне неустойчивой и взрывоопасной из-за длительного периода преобладания ариан в столице до 380 г. Нектарий придерживался православных взглядов, но его правление Церковью было в целом слабым, он опасался открытых конфликтов с еретиками и предпочитал компромиссные решения. Нектарий был одним из сопредседателей Второго Вселенского собора в Константинополе в 381 г. и стал первым архиереем Константинополя получившим титул патриарха. Умер 26 сентября 397 г.

Немесий Эмесский – епископ Эмесы около 400 г., церковный писатель, автор книги «О природе человека», ставшей основным источником византийских антропологических представлений. В частности Немесий обосновал утверждение, что человек – это микрокосм, маленькая вселенная, совершенным образом сотворенная Богом из разумной души и плоти.

Неокастра – «новые крепости»; византийская фема с центром в городе Магнезия, созданная императором Мануилом I в 1162 – 1173 гг., и включавшая почти всю территорию Лидии с городами: Пергам, Хлиар и Сарды. В конце XII – начале XIII вв. центром этой фемы стал крупный портовый город Адрамиттий.

Неокесария – (совр. Никсар в Турции) главный город провинции Понт Полемона на реке Лик на севере Малой Азии. Известен по проходившему в нем Церковному собору 315 г.

Неопатры – См. Новые Патры.

Неофит – «новообращенный»; только что крещенный христианин, только что рукоположенный священник или только что принявший постриг монах.

Неофит – константинопольский патриарх в течение одного месяца 1153 или 1154 г. До патриаршества был монахом константинопольского монастыря Богородицы Эвергетиды. Не смотря на законность избрания, Неофит не был посвящен в патриархи по каноническим причинам, поскольку в молодые годы, будучи церковным чтецом (анагностом), добровольно отказался от этого звания и вернулся к мирскому состоянию.

Неофит Затворник – преподобный, церковный писатель и историк XII – XIII вв. Родился в 1134 г. на острове Кипр, и там же умер в 1220 г. В юности не получил никакого образования, поскольку происходил из многодетной, бедной семьи. В 17 лет покинул родительский дом и поступил на послушание в кипрский монастырь Святителя Иоанна Златоуста. Около пяти лет Неофит работал на винограднике обители в местечке Ступес, изучал грамоту и церковный устав. Видя способности послушника Неофита к учебе, настоятель монастыря назначил его помощником скевофилакса, и в этой должности Неофит состоял около двух лет, приняв монашеский постриг. Затем он совершил паломничество в Святую Землю, а, вернувшись на Кипр, в возрасте около 25 лет поселился в небольшой пещере в горах в 1159 г. Преподобный Неофит создал в скале, своими руками скит с пещерным храмом в честь Честного Креста Господня. В 1170 г., в возрасте 36 лет Неофит был рукоположен в священнический сан местным епископом. В скиту он написал более десятка сочинений, из которых наиболее известны два: «О бедствиях на земле Кипра» около 1196 г. и «Слово на шестоднев». В своем историческом трактате Неофит Затворник рассказал о бедствиях охвативших остров при правлении узурпатора Исаака Комнина, провозгласившего себя императором, и о насилии над православными со стороны латинян, захвативших остров в 1191 г. Кроме того, в 1176 г. Неофит написал «Завет» («Ритуал Таинства») – собрание правил жизни и поведения для монашеской братии в основанной им обители, и несколько гимнов. Скончавшись, Неофит был погребен в нише его пещерной кельи.

Неофит Продромен – византийский ученый начала XIV в., славянского происхождения, получивший образование в Фессалониках. В одном из крупнейших константинопольских монастырей составил ботанический словарь и написал ряд других сочинений.

Непоциан (Nepotianus) – неудачливый претендент на власть в Западной Римской империи, сын сводной сестры императора Константина Великого Евтропии, дочери Констанция Хлора от Феодоры. Послушавшись негодных советников, присвоил себе титул августа, но узурпатор Магненций 30 июня 350 г. уничтожил его на 28 день борьбы за власть в западной части империи.

Нерукотворный Спас – См. Эдесский Убрус.

Несс (Наисс) – город (совр. Ниш в Сербии) на реке Нишаве, возникший до 117 г. от Р.Х., как важный римский стратегический пункт на пути из Западной Европы в Восточную. В 269 г. при Нессе император Клавдий II Готский (268 – 270 гг.) разгромил трехсот двадцатитысячное войско готов. При императоре Диоклетиане (284 – 305 гг.) Несс входил в диоцез Дакия и был центром провинции Средиземная Дакия. Этот город был местом рождения императора Константина I Великого (306 – 337 гг.), там же он провел детство и юность. При выборе новой столицы империи Константин рассматривал Несс как один из возможных вариантов. С того времени в городе сохранились великолепные мозаики (около 450 кв. м.) императорской виллы, термы и система водоснабжения. Также в IV в. в городскую базилику были перенесены мощи святого Прокопия, пострадавшего в Кесарии Палестинской в ходе диоклетиановского гонения на христиан. В 441 – 443 гг. Несс захватил и разрушил Аттила, повелитель гуннской державы, но вскоре византийцы восстановили город. Несс затем много раз разрушался во время варварских набегов, и всякий раз восстанавливался вновь. В царствование императора Юстиниана I (527 – 565 гг.) оборонительная система города была значительно укреплена. Между VI и VII вв. городскую округу заселили славяне, и спустя некоторое время Несс попал в сферу болгарского влияния, но позже византийцы восстановили свой контроль над городом. В 1048 г. игемон Болгарии Василий Монах, разбив печенегов, расселил их, по указанию из Константинополя, в районе Несса. В 1072 г. Несс захватили венгры, но византийцы вновь вернули его себе. В течение следующих ста лет венгры с переменным успехом продолжали свои попытки овладеть городом. В 1185 г. Несс захватила Сербия, но в 1196 г. войско императора Исаака Ангела, разбив сербов, вновь утвердило господство византийцев в городе. Окончательно империя потеряла Несс в 1241 г., когда он отошел к Сербскому королевству. В 1375 г. город был захвачен турками. В 1443 г. в районе Ниша объединенные христианские войска под предводительством венгерского полководца Хуньяди во время так называемого «Долгого похода» нанесли поражение туркам и освободили город. Но уже в 1448 г. турки вновь заняли Ниш и владели им до 1878 г.

Несторианство – еретическое течение, основанное в V в. константинопольским патриархом Несторием, утверждавшее, что Христос был рожден человеком, и лишь потом стал Сыном Божиим (мессией). Осуждено на Эфесском Вселенском соборе в 431 г.

Несторий – константинопольский патриарх в 428 – 431 гг., основатель и вождь несторианства. Родился около 381 г. в военном поселении Германикия в Евфратской Сирии, умер в 451 г. Возможно, что по происхождению он был персом. Учился в Антиохии, вероятно, под руководством знаменитого богослова того времени Феодора Мопсуэстийского. Позже ушел в монастырь Эупрепиос за стенами Антиохии. Там он прославился своим аскетизмом и своим красноречием. Эти качества Нестория и сыграли основную роль в его избрании на константинопольскую кафедру. Император Феодосий II надеялся, что антиохийский праведник сможет повысить нравственность столичных жителей. Став патриархом, Несторий стал распространять собственное вероучение. Он отказывался называть Деву Марию богородицей, а предложил для нее новое имя – «христородица», говоря, что нельзя превращать мать Христа в богиню. Сына же Божьего Несторий и его последователи считали предвечно рожденным, а не тварным, «исправляя» концепцию Православия о богочеловеке с позиций формальной логики. Несторий был низложен на Третьем Вселенском соборе в Эфесе в 431 г., и его учение объявлено ересью.

Неф (navis) – «корабль»; структурная часть базилики и христианского храма, от передней стены до задней. В больших зданиях типа базилики, обычно к главному, центральному нефу прилегают два боковых слева и справа, отделяемые от главного арками на колоннах. Изредка строились и пятинефные храмы. Название возникло из уподобления христианской общины кораблю.

Нижняя Ливия – римская провинция в Северной Африке с центром в Паратонии в диоцезе Египет префектуры Восток. Располагалась южнее Киренаики, в исторической области Мармарика (Мармарида).

Нижняя Мезия – См. Вторая Мезия.

Нижняя Мидия – византийская фема-катепанат, лежавшая на восток от фемы Телух по течению Евфрата, иначе именовавшаяся «Поевфратские города». Первоначальным центром катепаната был город Самосата на западном берегу Евфрата, а затем резиденция катепана была перенесена в Эдессу, после ее отвоевания у сарацин в 1032 г. С того времени фема стала именоваться просто Эдессой. Прекратила существование после поражения византийского войска при Манцикерте в 1071 г. и последовавшего вскоре захвата Эдессы сельджуками.

Никейская империя – государство на Северо-Западе Малой Азии, возникшее в 1204 г. после захвата Константинополя крестоносцами, когда столица Византии и резиденция константинопольского патриарха были перенесены в Никею. Первым правителем Никейской империи был Феодор Ласкарь. Территория Никейской империи определилась в борьбе с турками-сельджуками (над ними была одержана победа при Антиохии на Меандре в начале 1211 г.), Латинской империей (поражение Никейской империи при Риндаке 15 октября 1211 г.) и Трапезундской империей. В 1214 г. Нимфейский договор установил границы с Латинской империей. Тогда же были присоединены Ираклия (Гераклея) и Амастрида. В Никейской империи значительного развития достигли города (Никея, Нимфей, Смирна, Эфес, Пруса), сельское хозяйство втягивалось в товарное производство. Крупные императорские хозяйства подчас приобретали предпринимательский характер. Никейская империя вывозила хлеб в Геную, торговала с Русью. В горных районах сохранилось свободное крестьянство, несшее пограничную службу. Вместе с тем упрочилась феодальная собственность: феодалы пользовались судебно-административными правами на своей земле, предпринимались попытки прикрепления к земле частновладельческих крестьян – париков. Никейская империя оказалась наиболее жизнеспособным из греческих государств, образовавшихся на территории Византии. Иоанн III Дука Ватац изгнал латинян из Малой Азии (по договору 1225 г. они удержали лишь Вифинский полуостров с городом Никомедией), занял острова Лесбос, Хиос, Родос и перенес военные действия во Фракию. Иоанн III в союзе с болгарским царем Иваном Асенем II в 1235 и 1236 гг. пытался взять Константинополь, находившийся в руках латинян. В 1246 г. Иоанн III, захватив значительную часть Фракии и Македонии, без боя вступил в Фессалоники. Император Михаил VIII Палеолог в 1259 г. разбил при Пелагонии войска антиникейской коалиции (Эпирское государство, Сицилийское королевство, Ахайское княжество, королевство Сербия). В марте 1261 г. Никейская империя подписала Нимфейский договор с Генуей, предоставив генуэзским купцам, торговые привилегии в обмен на военную помощь против венецианцев и Латинской империи. 25 июля 1261 г. полководец Михаила VIII Алексей Стратигопул, почти не встречая сопротивления, занял Константинополь, и Михаил VIII перенес туда свою столицу. Таким образом была восстановлена Византийская империя, а Никейская империя перестала существовать.

Никейский собор (Первый Никейский собор) – Первый Вселенский собор, состоявшийся по инициативе императора Константина Великого в городе Никее в 325 г., с участием триста восемнадцати христианских епископов. На соборе был составлен и утвержден Символ веры, в котором Бог Сын был провозглашен несотворенным, безначальным и единосущным Отцу, а также подверглось анафеме еретическое учение Ария.

Никейский собор (Второй Никейский собор) – Седьмой Вселенский собор, состоявшийся в 787 г., осудивший иконоборцев и утвердивший определение о почитании икон и креста.

Никея – основанный Антигоном Одноглазым в 316 г. до Р.Х. крупный город (совр. Изник в Турции) в провинции Вифиния на восточном берегу Асканского озера, в 70 км. на юго-восток от Константинополя. Место проведения Первого и Седьмого Вселенских соборов. С VII в. – центр византийской фемы Опсикий. В XIII в. этот город стал центром Никейской империи, продолжавшей византийскую государственную традицию «в изгнании». До наших дней сохранились городские стены Никеи, перестроенные в правление императора Иоанна III Дуки Ватаца, и здания некоторых храмов.

Никита – талантливый византийский полководец и государственный чиновник первой половины VII в., патрикий. Сын Григория, военного магистра Африки, племянник карфагенского экзарха Ираклия, двоюродный брат императора Ираклия I. Во время восстания против императора Фоки в Северной Африке, был назначен главнокомандующим сухопутными силами мятежных византийских провинций и нанятых отрядов мавров. Без боя взял Александрию при поддержке местного населения, а затем удачно защищал этот город от нападения верных Фоке военных сил под командованием столичного префекта претория Воноза и магистра армии Востока Коттоны. После победы в 610 г. стал правителем Египта. В 619 г. Никита вместе с александрийским патриархом Иоанном бежал морем из Египта, отчаявшись защитить Александрию от нашествия персов. Последние годы жизни провел в Карфагене, где и скончался на посту экзарха Африки. После смерти Никиты его дочь Григория в 629 г. вышла замуж за императора Константина III, старшего сына и соправителя императора Ираклия I.

Никита – старший сын императора-узурпатора Артавазда (741 – 743 гг.) от его первого брака. Во время восстания Артавазда в 741 г. Никита вместе с отцом и братом Никифором находился во фригийском городе Дорилее. В 742 г. Артавазд назначил его стратигом фемы Армениак. В августе 743 г., после поражения Артавазда у Сард в ходе гражданской войны, Никита атаковал императора Константина V Копронима (720 – 775 гг.) близ Модрины, но также потерпел неудачу и потерял много воинов. Позднее, когда Константин V осадил Константинополь, Никита вновь собрал свои рассеявшиеся военные силы и двинул их в бой. Возле Хрисополя он снова был разбит, пытался бежать, но попал в плен у Никомедии. Его привели в кандалах к осажденному Константинополю и показали его отцу. Вскоре сторонники императора Константина V захватили город. Артавазд, Никифор и Никита подверглись поруганию на ипподроме, а затем были брошены в тюрьму и там ослеплены. Позже они были казнены по приказу Константина V.

Никита – византийский флотоводец, протоспафарий, евнух. Был братом патрикия и веста Михаила, протовестиария и препозита императора Никифора II Фоки (963 – 969 гг.). В чине друнгария флота Никита возглавлял византийскую военную экспедицию на Сицилию для борьбы с арабами в 964 – 965 гг. В ожесточенном морском сражении в Мессинском проливе в конце 965 г. огненосный флот Никиты понес сокрушительное поражение от арабских кораблей. Сам флотоводец попал в плен и после долгого заключения был отпущен в империю за огромный выкуп.

Никита I – константинопольский патриарх в 766 – 780 гг.

Никита II Мунтан – константинопольский патриарх в 1186 – 1189 гг. До патриаршества был диаконом и великим сакелларием Великой Церкви. Стал патриархом в престарелом возрасте по воле императора Исаака II Ангела (1185 – 1195 гг.), но им же был и смещен под предлогом старости и бесполезности на патриаршей кафедре.

Никита Анкирский – митрополит Анкиры в XI в. Предполагаемый автор ряда трактатов: «Об избрании», «О синодах» и других, в которых отстаивал права высших провинциальных иерархов Церкви от посягательств и императора, и патриарха. По его словам, в частности, императору не пристало поучать митрополитов, напротив, он сам должен прислушиваться к их наставлениям. Кроме того, в трактатах обосновывался принцип невмешательства императора в выборы епископов и другие церковные дела.

Никита Византийский – патрикий, философ и дидаскал, видный полемист IX в. Был современником и единомышленником знаменитого патриарха Фотия (858 – 867 гг. и 877 – 886 гг.), дополнил и развил его доводы против латинских извращений веры. Опровергал латинское учение о филиокве путем рассудочных доказательств. Также Никита Византийский известен своими полемическими трудами против армян-монофизитов и мусульман. Написал по поручению императора Василия I Македонянина (866 – 886 гг.) от имени патриарха Игнатия (847 – 858 гг. и 867 – 877 гг.) «Обличение и опровержение письма армянского царя по поводу клеветы на православную нашу веру и на святой Четвертый Вселенский собор». Дал в нем обширные выдержки из несохранившегося письма царя Ашота, которые позволяют восстановить его почти полностью. «Обличение» отличается обилием и глубиной доводов, приведенных в опровержение нападок монофизитов на Православие. Также перу Никиты принадлежат полемический трактат в тридцати главах с критикой мусульманского учения и другие, меньшие по объему сочинения против клеветы магометан на Православие.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 07:30:30
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Н" Ч.1 [Страниц (4): [1] 2 3 4 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0154 ]   [ Gzip выкл. ]