Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "М" Ч.6 [Страниц (1)]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Михаил Анхиальский (Ритор) – византийский ритор XII в., близкий человек (возможно, племянник) митрополита Анхиала, автор сохранившейся речи к императору Мануилу Комнину.

Михаил Апокап – византийский наместник и дукс области Тайк (Тао) около 1036 г., представитель знатного рода армянского происхождения.

Михаил Атталиат – византийский историк и правовед. Родился около 1030 г. в Константинополе, умер около 1085 г. Видимо, предки Михаила происходили из города Атталия в Малой Азии. Служил в столице империи судьей ипподрома и воинским судьей, был близок ко двору. «История» Михаила Атталиата освещает события, происходившие в Византии в 1034 – 1079 гг.: политические смуты и катастрофическое положение на восточных границах из-за усиления натиска турок-сельджуков. Заключительная часть его книги – панегирик императору Никифору III Вотаниату, согласно Михаилу Атталиату, преодолевшему кризис империи. Михаил Атталиат прославляет рыцарские доблести Никифора – отвагу, щедрость. В 1077 г. Михаил Атталиат основал монастырь в Редесто и составил его устав, который является ценным источником по социально-экономической истории Византии XI в. Как юрист, Михаил Атталиат негативно относился к государственным земельным конфискациям и злоупотреблениям чиновников фиска, прочно стоял на позициях охраны частной собственности и личного имущества.

Михаил Великий Комнин – трапезундский император с 3 мая 1344 г. по 13 декабря 1349 г., младший сын трапезундского императора Иоанна II (1280 – 1297 гг.) от Евдокии Палеологини. Родился в 1285 г., умер после 1355 г. Около 1297 г. вместе со своей матерью Евдокией перебрался в Константинополь, и жил там до 1341 г. В этом году Михаил был направлен регентами императора Иоанна V Палеолога в Трапезунд, чтобы жениться на трапезундской императрице Ирине Палеологине и занять престол в Трапезундской империи. Однако по прибытии Михаил был взят под стражу сторонниками прогрузинской партии императрицы Анны Анахутлу, племянницы Михаила, и сослан в крепость Лимнию. Войска Анны разогнали сторонников Михаила и разграбили византийские корабли. Михаил продолжал томиться в плену и после воцарения в Трапезунде своего сына Иоанна III в сентябре 1342 г., не проявившего к судьбе отца ни малейшего интереса. Неумелое правление Иоанна разочаровало его сторонников, и, в следствие этого, провизантийская аристократическая партия Схолариев в Трапезунде сделала свой выбор в пользу его отца Михаила Великого Комнина. Михаил был освобожден войском под командованием Никиты Схолария, возвращен из Лимнии в Трапезунд и коронован императором 3 мая 1344 г. Его низложенный непутевый сын Иоанн был сначала заточен в монастыре, а затем сослан под охраной в Византию. Придворные из ближайшего окружения Иоанна были казнены. Никита получил звание Великого дукса, а его соратники заняли основные посты в государстве. Помимо этого Михаил был вынужден подписать грамоту, предоставлявшую Никите и его ставленникам почти неограниченную власть над Трапезундской империей. Но отсутствие реальной власти у императора вскоре вызвало возмущение трапезундцев. В 1345 г. случилось антиправительственное восстание в столице, и Михаил, воспользовавшись этим, арестовал Никиту. Смутами в империи воспользовались турки, захватившие в 1347 г. укрепленный портовый город Иней и разграбившие предместья Трапезунда. Вслед за этим нападением, в сентябре 1347 г. в Трапезунде началась эпидемия чумы, свирепствовавшая в течение семи месяцев. Следующее вторжение турок в 1348 г. было отражено. В 1348 г. генуэзцы захватили Керасунт, второй по важности город империи. В мае 1349 г. генуэзская флотилия, прибывшая из Каффы (Феодосии), атаковала Трапезунд с моря и маленький трапезундский флот под командованием Михаила Цанихита был уничтожен. В ответ на это нападение в Трапезунде прокатились кровавые генуэзские погромы. При заключении мирного договора с Генуей, империи пришлось обменять Керасунт на мощную крепость Леонтокастрон и уступить генуэзцам свои позиции в торговле с черноморскими портами. В следствие этих поражений, несчастий и смут безвольный император Михаил совершенно упустил бразды правления. В декабре 1349 г. он был свергнут Великим дуксом Никитой, которого сам незадолго до этого освободил из заключения. Никита и его сторонники посадили на престол Иоанна, сына трапезундского императора Василия, переименованного при коронации в Алексея III (1349 – 1390 гг.). Михаил принял монашеский постриг в монастыре святого Саввы, откуда он в 1351 г. под охраной был перевезен в Константинополь. В 1355 г. Михаил был освобожден византийским императором Иоанном V Палеологом, и предпринял неудачную попытку занять трон в Трапезунде. По возвращении в Константинополь он умер некоторое время спустя.

Михаил Вурца – крупный военный и политическим деятель X в., выходец из Малой Азии. Принимал участие в низвержении василевса Никифора II Фоки (963 – 969 гг.), сделал блестящую карьеру при императоре Иоанне Цимисхии (969 – 976 гг.). В царствование Василия II (960 – 1025 гг.) был назначен дуксом Антиохии, получил сан магистра. В гражданских войнах занимал колеблющуюся позицию. Впоследствии Вурца командовал византийской армией, действовавшей против арабов. В сентябре 994 г. потерпел поражение от войск фатимидского халифата; в 995 г. Василий II отправил Вурцу в изгнание. У города Оркистос в Западной Фригии найдена надгробная стела Михаила Вурци. Предположительно, там находилось его имение, в котором он и прожил остаток своих лет, находясь в опале. Михаил Вурца стал родоначальником известного еще в XII в. рода Вурц, давшего в XI в. пятерых полководцев.

Михаил Глава Тарханиот – византийский полководец XIII в. В 1279 г. занял столицу Второго Болгарского царства Тырново и посадил на болгарский престол ставленника империи Ивана Мицу под именем Ивана Асеня III.

Михаил Глика (Сикелиот) – византийский поэт, богослов, историк. Дата рождения неизвестна, умер до 1204 г. Служил императорским секретарем при дворе. За участие в заговоре Феодора Стиппиота и осмеяние в одном из своих посланий страсти императора Мануила I к астрологии, грамматик Михаил Глика был арестован, брошен в темницу, а впоследствие ослеплен и пострижен в монахи. Автор «Хроники» от сотворения мира до смерти Алексея I Комнина в 1118 г., а также несохранившегося еретического сочинения «О божественных тайнах», в котором отрицал возможность воскресения во плоти, считая, что после воскресения люди будут уподоблены бесплотным теням. Некоторые историки необоснованно отождествляют Михаила Глику с его современником, еретиком-монахом Михаилом Сикидитом.

Михаил Италик – митрополит Филиппополя с 1143 г., философ и ритор. Ученик литератора Феодора Продрома. Принадлежал к кругу севастократорисы Ирины Дукены. Автор речей, небольших исторических новелл, облеченных в форму энкомия, например описание войн севастократора Андроника Комнина с кочевниками в Подунавье. Современники называли Михаила Италика «вторым Платоном». Умер около 1157 г.

Михаил Критовул – поздневизантийский историк. Родился около 1410 г. на острове Имврос, умер не ранее 1468 г. Принадлежал к знатному роду, получил хорошее образование, обладал немалыми познаниями в медицине. Был противником сближения с латинским Западом. После падения Константинополя, в 1456 г. Михаил Критовул стал наместником султана на своем родном острове Имврос. Способствовал освобождению острова Лемнос от власти итальянцев и передаче его туркам. В 1466 г., когда острова Имврос, Фасос и Самофракия были захвачены венецианцами, Критовул покинул родину и поселился в Константинополе, где ему довелось пережить страшную эпидемию чумы 1467 г. По заказу султана Мехмета II написал «Историческое сочинение» в пяти книгах о деяниях османского завоевателя в 1451 – 1467 гг. О личности султана Критовул писал в панегирических выражениях. Туркофильское произведение Михаила Критовула стало памятником новой османской, исторической эпохи. Текст сохранился в единственной рукописи. Кроме того, Критовул был автором ряда теологических сочинений и философских трактатов.

Михаил Лакапин – византийский император, сын императора Христофора (921 – 931 гг.), внук императора Романа I Лакапина (919 – 944 гг.). Был коронован своим дедом в качестве номинального соправителя, вероятно, после смерти Христофора, отца Михаила, в 931 г. После переворота 945 г., в результате которого сторонники законного императора Константина VII Багрянородного отстранили от власти детей и внуков низложенного собственными сыновьями Романа Лакапина, Михаил также был лишен императорского достоинства и пострижен в монахи. При этом, однако, Михаил Лакапин сохранил свободу и пользовался высокими титулами магистра и ректора.

Михаил Панарет – византийский историк XIV в. Родился не ранее 1320 г., умер после 1390 г. Был придворным хронистом трапезундского императора Алексея III (1349 – 1390 гг.), с титулом протосеваста и в чине протонотария. Написал трапезундскую хронику «О василевсах Трапезунда – Великих Комнинах», повествующую о событиях с 1204 по 1426 гг. О событиях XV в. в этой хронике рассказал неизвестный продолжатель Панарета после его смерти.

Михаил Пселл – византийский политический деятель, историк, писатель и ученый. Родился в 1018 г. в Константинополе, умер около 1096 г. Выходец из семьи столичного чиновника, ученик знаменитого византийского ритора и педагога Иоанна Мавропода. До монашеского пострига носил имя Константин. Имел титулы ипертима и вестарха, занимал пост ипата философов. Современник четырнадцати императоров, видный чиновник, первый руководитель Высшей философской школы в Константинополе, Михаил Пселл входил в состав кружка образованной столичной знати, оказывавшей большое влияние на правительство Константина IX (1042 – 1055 гг.). Около 1050 г. попал в опалу, постригся в монахи, но затем был возвращен ко двору. При Константине Х (1059 – 1067 гг.) был воспитателем наследника – Михаила VII. Возможно, что в правление Михаила VII Пселл оставил столицу, жил в относительной нищете и умер забытый новым поколением. Пселл был просветителем, знатоком античной культуры и стремился к усвоению основных принципов античного миросозерцания (преимущественно в неоплатонической переработке), которое он хотел соединить с христианским учением. По Пселлу: Бог – творец «природы», но «природа» подчиняется внутренней закономерности, что делает невозможными противоестественные явления – отсюда вражда Михаила Пселла к вульгарному «чудотворству». «Хронография» Михаила Пселла, написанная как бы в продолжение «Истории» Льва Диакона, – не только важнейший источник по истории Византии 976 – 1075 гг, но и первый памятник предренессансной литературы: написанная в мемуарном жанре, она основана на новых эстетических принципах: сложный образ героев, предполагающий как противоречивость их поведения, так и развитие характера. Политическая идея «Хронографии» – осуждение деспотизма, который, по мнению автора, приводит и самого деспота к нравственному и физическому краху. Пселл стремился не столько излагать события, сколько создавать образы героев, раскрывать их характеры; история для автора была неотделима от литературы. Около 500 сохранившихся писем Михаила Пселла воссоздают атмосферу интеллектуальной жизни Византии. Кроме того, Михаилу Пселлу принадлежат речи (наиболее важны посвященные крупнейшим политическим и культурным деятелям XI в. Михаилу Кируларию, Константину Лихуду, Иоанну Ксифилину), теологические и философские сочинения (в том числе комментарии к трудам Платона и Аристотеля, «Всеобщая наука» – краткое систематическое изложение представлений о мироздании), житие святого Авксентия, трактаты по математике, медицине, филологии, праву, музыке и даже стратегии. Он искренне считал, что гораздо больше понимает в стратегии, чем, например, император Роман IV Диоген, всю жизнь проведший в походах. Многие сочинения Михаила Пселла компилятивны и не оригинальны, значительная часть его литературного наследия не издана. Рационализм Михаила Пселла получил развитие в творчестве его младшего современника Иоанна Итала.

Михаил Сикидит – константинопольский монах-еретик, проповедник лжеучения «тленности» Евхаристии, писатель. В молодости занимался магией, но затем раскаялся и принял монашеский постриг. В правление константинопольского патриарха Георгия II Ксифилина (1191 – 1198 гг.) начал, не встречая противодействия от духовного начальства, развивать в сочинениях и распространять свое лжеучение. Имел немало приверженцев. Предан анафеме константинопольским патриархом Иоанном X Каматиром (1198 – 1208 гг.). Некоторыми историками неправильно отождествляется с историком Михаилом Гликой.

Михаил Синкелл – преподобный, священник, синкелл (секретарь) иерусалимского патриарха Фомы с 811 г., синкелл константинопольского патриарха Мефодия I. Родился в 760 г. в Иерусалиме, умер в 846 г. в Константинополе. По происхождению был арабом. Принял монашеский постриг в лавре Саввы Освященного около 786 г., затем был рукоположен в священный сан. В качестве синкелла иерусалимского патриарха в 813 г. отправился в Рим, чтобы просить о финансовой поддержке и способствовать улаживанию богословских разногласий с западными монахами по поводу филиокве. По пути остановился в Константинополе, где подвергся репрессиям со стороны императора-иконоборца Льва V, начавшего борьбу против священных изображений. В правление императора Феофила Михаил Синкелл также пострадал за приверженность к иконопочитанию. После победы над иконоборчеством в империи, Михаил стал синкеллом патриарха Мефодия и игуменом столичного монастыря Хора. Сохранилось догматическое сочинение Михаила, получившее известность на Руси как «Написание о правой вере», вошедшее в изборник 1073 г.

Михаил Солунский (Ритор) – византийский ритор XII в., близкий человек (возможно, племянник) митрополита Фессалоник, автор сохранившейся речи к императору Мануилу Комнину.

Михаил Хониат – византийский писатель, митрополит Афин в 1182 – 1204 гг. Иногда неправильно именуется Акоминатом. Родился около 1138 г. в городе Хоны в Малой Азии, умер около 1222 г. в городе Водоница, близ Фермопил. Брат византийского сановника и историка Никиты Хониата. После захвата Афин крестоносцами в 1204 г. переехал на остров Кеос, около 1217 г. – в монастырь близ Фермопил. Ученик Евстафия Солунского, знаток античной культуры, автор речей и писем, а также богословских сочинений. Письма и речи Михаила Хониата – важный источник по экономической и политической истории Византии конца XII – начала XIII вв. Михаил Хониат осуждал монарший деспотизм, политику столичного чиновничества, отстаивал интересы провинциальных городов. Как писателя Михаила Хониата отличает редкая для средневековья наблюдательность, интерес к бытовым деталям; легкая ирония чередуется у него с обличительным пафосом. Михаил Хониат одним из первых поставил вопрос о назначении художника. Он отстаивал идею, что художник должен творить не для удовлетворения вкусов «толпы», а для выражения своего внутреннего состояния, для души, которым и должен руководствоваться в своем творчестве.

Михаил Эфесский – философ и комментатор трудов Аристотеля, живший в XI в. Даты рождения и смерти неизвестны. Возможно, Михаил Эфесский был членом кружка Анны Комнины, являлся одной из ключевых фигур в изучении наследия Аристотеля в Константинополе в XI и начале XII вв. Он с таким усердием читал Аристотеля и писал собственные труды, что, в конце концов, испортил зрение. Известны комментарии Михаила Эфесского на ряд аристотелевских сочинений: «Происхождение животных», «Никомахову этику», «Риторику», «Метафизику», «Софистические опровержения» и краткие психологические работы. Его комментарии содержат намеки на современную автору ситуацию, включая критику императора и обсуждение проблем системы образования в Константинополе, где, «не имея правил обучения молодежи, отцы учат их согласно своему собственному разумению».

Млех Ментц – византийский полководец конца IX – начала X вв., армянского происхождения. В конце правления императора Льва VI (870 – 912 гг.) Млех Ментц отвоевал у арабов обширные территории на Востоке, где им были построены крепости Ликанд и Цаманд, а в малолетство Константина VII (911 – 959 гг.) возникла фема Ликанд, стратигом которой и стал Млех Ментц.

Мовсес Хоренаци – святой, отец армянской историографии. Родился, вероятно, в 370 г. в провинции Тарон, в селе Хореанк, умер в 493 г. Был одним из лучших учеников святых Саака Партева и Месропа Маштоца. Обучался в лучших философских и богословских школах Александрии, Афин и Константинополя. Еще при жизни Мовсес прославился своими познаниями в философии, а также как благочестивый духовный наставник. Как талантливому писателю и ученому, князь Саак Багратуни поручил Мовсесу Хоренаци написать историю Армении. Плодом нескольких лет его трудов стала «История Великой Армении», первая часть которой рассказывает о событиях с IV тыс. по I в. до Р.Х., вторая часть посвящена истории дохристианской Армении I – III вв., а третья, последняя часть описывает период от принятия армянами христианства до создания армянской письменности. Позже Мовсес написал и ряд других важных трудов, среди которых исторические и агиографические произведения, в том числе житие святой Рипсимэ (Рипсимии), а также поэмы, гимны и молитвы. По преданию, святому Мовсесу принадлежит один из величайших литургических гимнов Армянской Церкви: «О глубокое таинство, непостижимое, безначальное, Господь облек Свое вышнее Царство в свет неприступный, подобно брачному чертогу, и украсил сияющей славой чины огненных духов». Мовсес Хоренаци прожил долгую жизнь и умер на вершине своей славы.

Модератор (moderator) – звание, введенное в 536 г. императором Юстинианом I для правителей провинций Понт и Аравия.

Модест – иерусалимский патриарх в 632 – 634 гг., церковный писатель. Много сделал для восстановления православных храмов в Палестине, разрушенных в годы персидской оккупации. Сохранилось «Похвальное слово Богоматери», принадлежащее перу Модеста; другие его творения известны только в выдержках, сделанных константинопольским патриархом Фотием в IX в.

Модий – 1) мера сыпучих тел, равная по объему 12,813 куб. дециметров (или 52,5 литра), делившаяся на три пинакия; однако для некоторых обмеров использовались и другие размеры модиев (модий анноны, модий монастырский, модий морской). Модий делился на шестнадцать секстариев; 2) мера земли при землемерных работах, равная 1279,78 кв. метров, но его размеры сильно варьировались для измерения площадей пашни, виноградников и лугов.

Мозаика (mosaica) – «посвящение музам»; искусство создания изображений из кусочков какого-либо материала, прикрепляемых к основе. Мозаичные картины из разноцветной морской гальки и кусочков мрамора создавались в античном мире с IV – III вв. до Р.Х. В Византии мозаичные картины делали из смальты – стеклянных кубиков непрозрачного, окрашенного в массе стекла. Византийцы выкладывали мозаики на золотом фоне из стеклянных кубиков с золотой фольгой.

Моливдовул – официальный документ, скрепленный свинцовой печатью, а также собственно свинцовая печать.

Монастырь – комплекс богослужебных, жилых, и хозяйственных построек, принадлежащих общине монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри называются ставропигиальными). Наиболее крупные монастыри называются лаврами. В Византии монастыри делились на мужские, женские и двойные, причем женских было значительно меньше, чем мужских. Византия славилась множеством монастырей – как крупных и богатых, так и совсем мелких, насчитывавших двух-трех монахов. Монастыри, построенные на средства частных лиц, назывались ктиторскими, царскими именовались те, что появлялись по инициативе царствующих особ. Некоторые монастыри жаловались императорами как доходные предприятия своим подданным; такие обители назывались харистикарными. Для Византии характерны два типа монастырей: сельский (в глухих районах Египта, Сирии и Палестины, Каппадокии, с IX – X вв. – монастыри на горе Афон) и городской (например, константинопольские монастыри, и в особенности Студийский). Монастыри ведали общественной благотворительностью – руководили больницами и странноприимными домами, помогали бедным, устраивали школы. Монастырские уставы (типики) регламентировали всю жизнь монахов, начиная с обязательного участия в богослужениях и заканчивая временем сна, принятия пищи и несения различных послушаний. Управление монастырем осуществляли наместники в чинах архимандрита или игумена, иногда прота или протосинкелла, которые назначались, как правило, по выбору братии, иногда жребием, а затем утверждались высшей духовной властью. Кроме того, в монастырях существовали должности эконома, заведовавшего хозяйством, казначея (дохиара), экклесиарха – блюстителя храма, а в крупных обителях и множество других должностей. Основоположником общежительного монашества в Восточной Римской империи был святой Пахомий Великий, умерший в 346 г. Около 340 г. в Табенне (Верхний Египет) возникло первое общежитие по древнейшему письменному уставу совместной монашеской жизни, составленному Пахомием. Эта обитель объединила для совместных молитвенных подвигов разрозненных отшельников. Вскоре вокруг Табенны появилось еще несколько монастырей, для которых Табеннская обитель была главной. По инициативе Пахомия, его сестрой был основан женский монастырь, организованный почти на тех же началах, как и мужские обители, и подчиненный наравне с ними игумену главной Табеннской обители. По известиям церковных историков IV – V вв., деятельность Пахомия был настолько успешной, что еще до его смерти в Табенне и ее окрестностях собралось около семи тыс. монахов. Монастырский устав Пахомия святой Аммон ввел и в Нитрийской пустыне, где скоро собралось также несколько тыс. монахов; святой Илларион утвердил его среди сирийских и палестинских отшельников, святой Евстафий Севастийский в Армении, а святой Афанасий Александрийский – в Италии, откуда этот устав распространился по всей Западной Европе. На Востоке, однако, Пахомиев монастырский устав и уставы местного происхождения вскоре были заменены уставом святого Василия Великого, который ввел его в употребление сначала в Каппадокии и Понте. Новый устав сохранял многие черты Пахомиева, но упрочил общежительные начала и несколько смягчил суровость египетского устава. Все последующие уставы восточных монастырей в существенной части повторяли уставы Пахомия и Василия. Первоначально у монастырей не было определенных отношений с церковной иерархией; монахи не получали чинов священнослужителей и для совершения богослужения приглашали посторонних священников. Затем епископы стали ставить из числа лучших монахов священников для богослужения исключительно в монастыре. И только по правилам Четвертого Вселенского собора монахи были причислены к клиру и подчинены ведению епархиальных архиереев. С конца V в. число монастырей в Византии стало быстро умножаться, особенно в Палестине, Сирии и на Синае, где монахи считались тысячами в лаврах Святого Саввы, Святого Феодосия, Синайском монастыре и других обителях; монастырские имущества увеличивались за счет щедрых пожертвований, а права и преимущества монашеского сословия обеспечивались особыми законами. Множество монастырей было создано и в столице империи, причем как в самом городе, так и в его предместьях по обеим сторонам Боспора. Из константинопольских монастырей особенно славились обитель Акимитов и Студийский монастырь, основанные в V в. Монашеские обители во множестве основывались и в других городах: Фессалониках, Амории и Трапезунде. Появление в VII в. мусульманства и последующие завоевания арабов оказали губительное воздействие на монашество в Египте, Палестине и Сирии. Множество монастырей было разграблено и уничтожено, а указ халифа Омара I запрещал постройку новых. Зато возрастало число монахов в пределах значительно сократившейся территории Византийской империи. Крупные центры монашества возникли на нагорьях Каппадокии, а также на горах святого Авксентия, Олимпе, Сигриане, Галезионе и Латре, расположенных в западных прибрежных областях Малой Азии. С VIII в. многие монахи в Византии подвергались преследованиям в связи с правительственной политикой иконоборчества, поскольку именно монашество выступало главным защитником иконопочитания в империи. Торжество Православия в 842 г. позволило тысячам изгнанных иноков вернуться в Константинополь. Тогда же были построены новые монастыри и восстановлены старые, как в столице, так и в прежних монашеских центрах: на Олимпе и Латре, в Афинах, в Фессалониках и других местах. Оживление монашеской жизни произошло и в Южной Италии, особенно Калаврии, где насчитывалось до двухсот православных монастырей. При первых императорах Македонской династии почти вся территория византийского государства оказалась усеянной монастырями; всякий вельможа в то время почитал своей важной обязанностью перед Богом отстроить монастырь на свои средства. Многие монастыри в то время имели огромные земельные наделы, освобожденные от налогов, строили роскошные здания и разводили громадные стада лошадей, рогатого скота и верблюдов. Большую известность приобрел монастырь Саккудион на горе Олимп в Вифинии, настоятелем которого некоторое время был знаменитый подвижник святой Феодор Студит, под чьим началом пика своего процветания достиг в тоже время и столичный Студийский монастырь. С конца X в. возрастает влияние на духовную жизнь империи монастырей горы Афон, как особого объединения монастырей, развившегося позже в прославленную монашескую «республику». Среди других обителей периода IX – XII вв. наиболее знамениты следующие: монастырь Полихронион в окрестностях горы Олимп, чьим игуменом был святой Мефодий; монастырь Пантократора в Константинополе, основанный императором Иоанном II Комнином; монастырь Космосотира, основанный севастократором Иоанном; монастырь Символон, основанный святым Мелетием на горе Киферон; монастырь Святого Маманта в окрестностях столицы, где игуменом был святой Симеон Новый Богослов. По свидетельству новгородского архиепископа Антония, число монастырей при императоре Мануиле I (1143 – 1180 гг.) достигало 14 тысяч. Начавшееся в XIII в. нашествие крестоносцев на Византию повлекло за собой гонения на православных монахов, разорение православных монастырей. Подобные же гонения ранее испытали православные монахи в трех восточных патриархатах: Антиохийском, Иерусалимском и Александрийском с началом эпохи крестовых походов. Восстановление Византийской империи в Константинополе в 1261 г. привело к некоторому возрождению сохранившихся монастырей, однако строительство новых было весьма затруднено в связи с недостатком средств. В основном проводилась реставрация уцелевших константинопольских обителей. Более активно монастыри строились на территориях, уже не принадлежавших Византийской империи, но все еще входивших в сферу ее культурного влияния: в Эпирском деспотате, Трапезундской империи, на островах Эгейского моря и на Афоне.

Монастырь Дафни (Девы Марии) – «лавровый»; православный монастырь, посвященный Богородице, расположенный в 10 км. от Афин у входа в небольшое ущелье. Там в античные времена начиналась Священная дорога на Элевсин, где проходили знаменитые языческие Элевсинские мистерии. В древности на месте монастыря находилось святилище Аполлона и лавровая роща, от которой и произошло название монастыря. Храм Аполлона Дафнийского был разрушен готами в 395 г. от Р.Х., и позже, в VI в. на его месте, из его же строительных материалов была воздвигнута базилика Девы Марии. От храма Аполлона на монастырской территории уцелела единственная колонна. После 1081 г. на месте приходской базилики был возведен новый крестово-купольный храм Успения Богородицы. Его интерьер по сей день оставляет впечатление равновесия, тонкой гармонии и устремленности к небу. Мозаичные композиции отражают семьдесят шесть сцен из жизни Иисуса Христа, Девы Марии, пророков и святых. К этому же времени, очевидно, относится и основание монастыря Дафни. Великолепие убранства храма и его выдающееся архитектурное решение, а также некоторые косвенные данные позволяют предполагать, что к основанию монастыря были причастны византийские императоры из династии Комнинов, либо члены императорской семьи Алексея I (1081 – 1118 гг.). Монастырь Дафни не играл заметной роли в истории Византии, и только с переходом Афин в руки франков в 1205 г., он приобрел некоторую известность. В 1207 г. по договоренности между афинским герцогом и папой Иннокентием III монастырь был передан ордену цистерцианцев и превратился в независимое и влиятельное аббатство. Монахи обвели его крепостной стеной с башнями, к главному храму пристроили дополнительные сооружения, в том числе сохранившиеся до нашего времени две готические арки перед западным входом. Аббатство Дафни процветало при власти афинских герцогов из семейства Ла-Рошей, но с приходом к власти каталонцев стало постепенно приходить в упадок. В 1458 г., после захвата турками Аттики, монастырь был передан грекам. Храм Успения Богородицы действует по сей день. Сохранилась также часовня Святого Николая, построенная в IX в.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 07:27:12
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "М" Ч.6 [Страниц (1)]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0084 ]   [ Gzip выкл. ]