Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "М" Ч.4 [Страниц (3): [1] 2 3 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Маруф (Маруфа, Марута) – святой, епископ Мартиропольский, церковный историк и поэт IV – V вв., сириец по происхождению. Дата рождения неизвестна, умер в 422 г. в Мартирополе (Тигранакерт). Участвовал в работе Второго Вселенского собора и Антиохийского собора 383 г. Много сделал для защиты христианского вероисповедания на территории Ирана, был посредником на переговорах между персидским шахом и императором Восточной Римской империи. Кроме того, Маруф был известен как выдающийся врачеватель; он успешно лечил иранского шаха Йездигерда (399 – 420 гг.) и его родственников. Наиболее известный труд Маруфа Мартиропольского – «История мучеников персидских» – отличается высокой достоверностью. В честь персидских мучеников Маруф создал также священные песнопения. Его перу принадлежат тексты ряда правил Церковных соборов и толкования на Евангелия.

Марцелл – полководец императора Юлиана Отступника, император-узурпатор в 366 г. После разгрома и казни императора-узурпатора Прокопия войсками императора Валента, Марцелл, родственник и сторонник Прокопия, находившийся в Никее с небольшим отрядом, провозгласил себя императором. На его сторону стали Халкидон и почти вся Фракия, куда он направился из Никеи, рассчитывая на поддержку готского и фракийского населения. Однако Марцелл был разбит во Фракии прежде, чем успел собрать значительные силы. Он был схвачен и казнен вместе со своими сторонниками.

Матфей I – константинопольский патриарх в 1397 – 1402 гг., а затем после перерыва в 1402 – 1403 гг., когда престол патриарха был вакантен, вновь был патриархом в 1403 – 1410 гг. До патриаршества был иеромонахом, учеником подвижника Марка и сподвижником патриарха Нила. С 1387 г. десять лет был митрополитом в Кизике, а затем возведен на патриарший престол. Сохранилось его «Наставление к монахам», содержащее упоминания об обстоятельствах жизни Матфея I, а также «Устав» для епископов и клира Великой Церкви Константинополя, составленный им в 1398 г.

Матфей Властарь – византийский канонист XIV в., фессалоникийский иеромонах. Дата рождения неизвестна, умер около 1360 г. В 1335 г. составил так называемую Синтагму Властаря – «Собрание в алфавитном порядке всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах». В этом номоканоническом сборнике, самом полном в сравнении с предшествующими, Матфей Властарь собрал все церковные и светские правовые акты, так или иначе касающиеся Церкви.

Матфей Кантакузин – византийский император в 1353 – 1357 гг., и в 1380 – 1383 гг. Родился около 1325 г., умер в 1383 г. Сын императора Иоанна VI Кантакузина от Ирины Асенины, правнучки болгарского царя Ивана III Асеня. В 1352 г. получил в удел Адрианополь. Годом позже отец короновал Матфея и стал упоминать его имя в официальных документах вместо имени своего политического противника – императора Иоанна V Палеолога. После отречения старшего Кантакузина в 1354 г., Матфею в течении трех лет удавалось отражать натиск Палеолога и его союзников – сербов, болгар и турок, которых василевс, правивший в Константинополе, посылал против василевса, правившего в Адрианополе. В 1357 г. сербскому полководцу Воихне удалось оттеснить Матфея в Родопы и взять его в плен. Иоанн V обошелся с соперником милостиво, удовольствовавшись его отречением от престола. В 1361 г. Матфей перебрался в Морею, где помогал в управлении своему брату – морейскому деспоту Мануилу Кантакузину. В 1380 г. Матфей вновь получил императорский титул, когда занял трон своего умершего брата Мануила. В последние годы жизни Матфей раздавал хрисовулы от своего имени и подписывался как василевс ромеев.

Мафорий (maforte) – 1) короткий мужской плащ с капюшоном; 2) длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Мафорий Богоматери (Риза Богородицы) – одна из важнейших христианских реликвий, с 474 года хранившаяся во Влахернском храме Богородицы в Константинополе. В иконописи мафорий Богоматери изображается, как правило, красным или малиновым.

Маюскул (majusculae) – См. Унциальное письмо.

Меандр – 1) (совр. Мендерес в Турции) самая протяженная река на северо-западе Малой Азии, берущая свое начало в горах Южной Фригии, протекающая по Лидии и впадающая в Латмийское озеро, рядом с берегом Эгейского моря, южнее острова Самос; 2) поздневизантийская фема, включающая в себя долину реки Меандр с находящимися там городами.

Мегадукс (мегадука, Великий дукс) – высший военный чин в поздней Византийской империи, адмирал военного флота.

Мегалополис – крупный византийский город, с населением в несколько сотен тысяч человек. Кроме столицы империи – Константинополя, в разряд мегалополисов входили: Антиохия, Александрия и Фессалоники.

Мегарикон – византийская мера веса для измерения жидких и сыпучих тел, равная 102,503 куб. дм. Мегарикон составляли 8 модиев или 24 пинакия для сыпучих тел, а также 15 метронов или 100 мин для воды или вина.

Мегистаны – См. Проксонты.

Медимн – первоначально мера веса в два таланта. Позже стал мерой измерения объема сыпучих тел – от 52,4 до 72 литров. В Византии в разное время вес медимна изменялся.

Мезия (Мисия) – римская провинция в районе Нижнего Дуная. При императоре Домициане около 85 г. от Р.Х. была разделена на две провинции: Верхняя Мезия (примерно территория современной Сербии) и Нижняя Мезия (земли между Дунаем и Балканами). После разделения Римской империи в 395 г., эти территории были включены в Восточную Римскую империю и находились под властью Византии вплоть до создания здесь ханом Аспарухом Первого Болгарского царства в 681 г.

Мелафрон – глинобитная лачуга, жилище городской бедноты.

Мелетий Антиохийский – святой, архиепископ Антиохийский, церковный деятель и богослов IV в., друг Василия Великого, уроженец армянского города Мелитины. Дата рождения неизвестна, умер в 381 г. До вступления на пост предстоятеля Антиохийской Церкви, Мелетий занимал кафедру епископа в Севастии. Был избран на антиохийскую кафедру с согласия ариан, и поэтому некоторая часть православной паствы отказала ему в доверии, что дало начало расколу в Антиохийской Церкви. Однако деятельность Мелетия и его сочинения носили строго православный характер, и при содействии Василия Великого антиохийский раскол удалось прекратить. В 381 г. Мелетий Антиохийский председательствовал на Вселенском соборе в Константинополе и умер во время одного из его заседаний.

Мелетий Монах – врач, автор сочинений по медицине. Даты жизни неизвестны. Мелетий жил не ранее VII в. и, возможно, не позднее XIII в.; обычно его относят к IX в. Был монахом монастыря Святой Троицы в Тивериаполе, в феме Опсикий. Написанный Мелетием трактат по анатомии и физиологии «Об устроении человека» почти полностью составлен на основе извлечений из сочинений ранних авторов, таких как Гален, Григорий Нисский и Немесий; наиболее поздний источник трактата – труды Максима Исповедника. Этот трактат важен во многом потому, что он сохранил фрагменты утерянных работ античных медиков, в числе которых, например, Соран Эфесский, живший во II в. от Р.Х. Трактат Мелетия сохранился в ряде рукописей и пользовался популярностью в поздний византийский период.

Мелитина (Мелитена) – 1) город в Восточной Каппадокии на одном из притоков Евфрата, центр византийской провинции Вторая Армения в диоцезе Понт. Этот город возник на месте стоянки для римских войск, представляющей собой небольшое укрепление на равнине. Мелитина стала городом во времена императора Траяна (98 – 117 гг.). Постепенно город разросся за преде¬лами укреплений. Император Юстиниан I (527 – 565 гг.) обнес стеной всю городскую территорию. В 1057 г. Мелитина была разрушена ордой турок-сельджуков, но позже восстановлена из развалин императором Константином X Дукой (1059 – 1067 гг.). 2) Византийская фема, созданная в царствование императора Василия II Болгаробойцы (960 – 1025 гг.) и названная по имени своего главного города. Лежала на восток от фемы Нижняя Мидия. Захвачена сельджуками вскоре после поражения византийцев у Манцикерта в 1071 г.

Мелкит – «имперский человек». Так с рубежа VI – VII вв. сирийские монофизиты именовали греков – приверженцев «халкидонской» (православной) веры.

Мелург (мелод, мелопий) – композитор, автор духовной музыки. Мелурги появились в Византии во второй половине XIII в., что было связано с утверждением нового калофонического стиля в церковных песнопениях. Мелурги, в отличие от гимнографов более ранних времен, перестали считать пение лишь второстепенным звуковым подспорьем для украшения текстов и придавали мелодии важное самостоятельное значение. В Палеологовский ренессанс творцы духовной музыки вышли из тени поэтов, а музыка стала играть в песнопениях главенствующую роль.

Мемориальная колонна – См. Памятная колонна.

Менавла – 1) метательное копье, с длиной древка 1,17 – 1,40 метров; 2) толстая пика, предназначенная для отражения конницы противника, с длиной древка приблизительно от 3 до 4 метров и более, увенчанная наконечником длиной 35 – 58 см.

Менавлаты – род тяжелой пехоты, вооруженной менавлами, для отражения атак вражеской конницы.

Менандр Протектор – византийский историк второй половины VI в. По образованию Менандр был юристом, но юридической практикой не занимался, а служил в императорской гвардии при императоре Маврикии, поэтому и был прозван «Протектором» («Гвардейцем»). Менандр написал «Историю», как непосредственное продолжение сочинения Агафия Миринейского, в центре которой оказались внешнеполитические отношения империи с аварами, тюрками, гуннами и славянами. В своей работе он широко и с большой точностью использовал тексты посланий, договоров, военных и дипломатических донесений. Тексты «Истории» Менандра сохранились отрывочно.

Мензоры (mensores) – См. Минсураторы.

Менологий – «месяцеслов»; сборник жизнеописаний святых, упорядоченных помесячно, в соответствии с днями памяти. Менологий был предназначен для домашнего и монастырского чтения и не использовался при богослужении. Первый менологий, содержащий 148 житий, составил византийский писатель X в. Симеон Метафраст, упорядочивший известные к тому времени житийные тексты, мартирологи и акты мучеников, стилизовав их в соответствии с правилами риторики.

Менора – «светильник», семисвечник или девятисвечник.

Меотида (Меотидское озеро, Меотидское болото) – греческое название Азовского моря.

Мера – 1) крупная структурная единица византийской армии, состоявшая из мир или непосредственно тагм, согласно «Стратегикону» Маврикия; 2) архаичный синоним термина «турма» в текстах VII – X вв.; 3) синоним термина «паратаксис» (1) в военных трактатах Х в.; 4) мера вместимости, приблизительно равная 13 метрическим литрам.

Мерарх (стратилат) – командир меры, согласно «Стратегикону» Маврикия. В более позднее время (VII – X вв.) – синоним термина «турмарх».

Меса – центральная улица Константинополя. Пересекала город от площади Августеон, через форум Константина, форум Феодосия, форумы Быка и Аркадия до Золотых ворот. В ранневизантийских городах главная улица обыкновенно была вымощена мрамором и украшена с обеих сторон колоннадами. В портиках колоннад улицы Месы, в той ее части, которая была расположена между Августеоном и форумом Константина, находились лавки наиболее зажиточной и влиятельной части торгово-ремесленного населения города – аргиропратов (ростовщиков и менял).

Месадзон – неофициальное наименование главы аппарата управления византийской империи в XII – XIV вв.; изредка упоминался уже в XI в. Исполнял функции премьер-министра, канцлера, министра иностранных дел и государственного казначея. Однако это не был определенный официальный пост. Фаворит императора, игравший первую роль в управлении, мог занимать любую придворную должность.

Месемврия – важный укрепленный город в Северной Фракии, на побережье Черного моря (совр. Несебр в Болгарии). Основан греками около 510 г. до Р.Х., с I в. до Р.Х. находился в составе Римской империи. В VII – IX вв. город играл роль крупной военно-морской базы Византийской империи. В ходе болгарско-византийских войн, в начале ноября 812 г., после месячной осады Месемврия была захвачена болгарским ханом Крумом. С помощью инженера-араба, византийского перебежчика, болгарам удалось создать стенобитные орудия и приступом взять город. Им досталось все содержимое военных складов в крепости, включая тридцать шесть медных сифонов для использования греческого огня и значительный запас этого секретного состава, а также военная казна и огромное количество продовольствия. Хан Крум умело воспользовался своей победой для подготовки наступления на Константинополь в 813 г. В ІХ – Х вв. Месемврия принадлежала Болгарии, а затем по условиям мирного договора 927 г. вновь отошла к Византии вместе с Анхиалом и Созополем. В X – XII вв. Месеврия была конечным пунктом для кораблей, гребцов и воинов русских торговых караванов, прибывающих в Византийскую империю. Из Месемврии русские товары и купцы доставлялись в Константинополь на византийских судах. В XII – XIV вв. Месемврия не раз переходила от империи к Болгарской державе, пока накануне падения Константинополя не была окончательно захвачена турками.

Месит – священнослужитель, исполняющий обязанности управляющего епархией, по каким-либо причинам оставшейся без своего архиерея, до назначения нового епископа.

Месокипий – «срединный сад»; сад, расположенный в центре комплекса Большого императорского дворца в Константинополе.

Месопат – часть Большого дворца в Константинополе, в которой проживали придворные евнухи.

Месопотамия – обширная область между Тигром и Евфратом. При Юстиниане I значительная часть Северной Месопотамии входила в пределы Византии, существовала византийская провинция Месопотамия с центром в городе Амида. В конце VI – начале VII вв. эта область была временно захвачена персами, в 628 г. возвращена в результате походов императора Ираклия, но уже в 639 – 640 гг. ею овладели арабы. Лишь в начале X в. здесь была образована особая фема-дукат Месопотамия. Эта фема граничила с севера с фемами Халдия и Колония, с юга с фемой Ликанд, с запада с Севастией. В конце двадцатых гг. X в. византийцы начали расширять свои владения в Северной Месопотамии: в 934 г. они взяли Мелитину, а в сороковых гг. – Мартирополь, Дару, Амиду и Нисибис, в пятидесятых гг. – Самосату. При Василии II в этом регионе была создана особая фема Мелитина. В 1032 г. у арабов была отвоевана также Эдесса. Однако к семидесятым гг. XI в. в результате наступления турок-сельджуков под властью византийцев остался лишь небольшой район Северо-Восточной Месопотамии, но и он был потерян вскоре после битвы при Манцикерте в 1071 г.

Месотейхион – «средняя стена»; участок сухопутных стен Феодосия длиной около 1250 метров, между воротами Святого Романа и Харисийскими. Эта стена прикрывала долину реки Ликос. За счет холмистой местности по обоим берегам реки перед фронтом и понижением уровня поверхности почвы к руслу, этот участок был наиболее уязвимым сектором обороны Константинополя. Именно здесь турки нанесли главный удар в ходе штурма города в 1453 г.

Месофиния – север провинции Вифиния, территория на север от Никеи до Халкидона, а, возможно, и до северной части Боспора. Вероятно, синоним фемы Оптиматы со столицей в Никомедии.

Месроп Маштоц – армянский просветитель, миссионер, переводчик Библии на армянский язык. Родился около 361 г., умер в 440 г. в Эчмиадзине. Происходил из благочестивой семьи. Образование получил в грекоязычных школах Армении, где изучил, кроме греческого, сирийский и персидский языки. Прослужив ряд лет при дворе царей Великой Армении, принял монашество и стал проповедником Евангелия среди язычников-армян. После 387 г., когда большая часть Армении оказалась под властью Ирана, греческие школы в стране были закрыты. Это побудило Месропа Маштоца начать работу по созданию армянского национального алфавита для перевода Библии и богослужебных книг. Его замысел встретил горячую поддержку со стороны католикоса Саака Партева. К 405 г. Месроп завершил труд по формированию тридцати шестибуквенного армянского алфавита. Используя его, он перевел весь Новый Завет, а Ветхий Завет был переведен его сподвижниками под руководством католикоса. Вокруг Месропа Маштоца объединилась целая плеяда писателей и переводчиков, которые деятельно способствовали утверждению христианства в Армении и ее просвещению. Для просветительской деятельности среди армян в византийской, западной части Армении, Месропу понадобилось добиться разрешение на это от императора Феодосия II, поскольку духовенство Кесарии Каппадокийской, окормлявшее эти земли и проводившее богослужения на греческом языке, заподозрило в деятельности Месропа попытку отторгнуть их канонические территории в пользу духовенства Восточной Армении. Однако Феодосий II, лично пообщавшийся с Месропом в Константинополе в 420 г., нашел его намерения богоугодными, велел властям Западной Армении помогать просветителю и приказал оплачивать все издержки по организации и деятельности христианских армянских школ из казны империи. Также Маштоц получил одобрение и со стороны константинопольского патриарха Аттика, который рукоположил Месропа Маштоца в особый сан экклесиастика, давший ему большие полномочия в церковно-просветительской сфере в Армении. Первые армянские школы в Западной Армении Месроп открыл между 420 – 422 гг., с помощью византийского полководца Анатолия. Второй его визит в Западную Армению состоялся в конце двадцатых гг. V в. Однако в это время византийско-иранские отношения обострились и начались гонения на христиан в Иране. В результате в 428 г. Армянское царство было упразднено, а католикос Саак Партев низложен. После этого активная миссионерская деятельность Месропа Маштоца в основном завершилась. Армянская церковь впоследствии причислила его к лику святых.

Мессалианство – еретическое христианское учение. Мессалианами первоначально называли членов различных нехристианских или еретических сект, возникших в Малой Азии в IV в. Первым проповедником мессалианства был некий Адель¬фий. Учение мессалиан носило гностический и дуалистический характер. Согласно их представлениям, человек рождается во власти злого духа и единственный способ его изгнать – это усердная и продолжительная молитва. Поэтому по-гречески их именовали евхитами («молящимися»). Мессалиане не признавали духовенства и его посредничества между Богом и людьми, проповедовали строго аскетическую мораль. Ересь мессалианства подвергалась гонениям, однако, начиная с V в., мессалианство распространилось по многим районам Византийской империи, в IX в. появилось и в Болгарии, где оказало влияние на учение богомилов.

Мессина – город, расположенный на северо-восточной оконечности острова Сицилия, основанный в VIII в. до Р.Х. греческими переселенцами из Халкиды. В V в. до Р.Х. принадлежала Афинам и развилась в значительный торговый город, но была разорена карфагенянами. Дионисий Сиракузский восстановил город. С Первой Пунической войны Мессина находилась под властью Рима. После падения Западной Римской империи, Мессиной последовательно владели вестготы, византийцы с 535 г. и арабы с 842 г. Неудачные попытки византийцев отвоевать город в XI в. привели к большим разрушениям в Мессине. Только норманнскому завоевателю Роберту Гвискару удалось освободить город от арабов в 1061 г. Под управлением норманнов город вернул себе славу крупного торгового и культурного центра Средиземноморья. В последующие века Мессина управлялась представителями нескольких правящих династий, поочередно владевших Сицилией.

Месы – «средние»; представители средних между знатью (динаты, аристы) и простонародьем (птохи) слоев городского населения Византии, зажиточная часть торгово-ремесленной прослойки. В поздней Византии сословие месов приближалось по своему положению к западноевропейскому бюргерству.

Мета (meta) – столб на ипподроме, вокруг которого поворачивали колесницы во время ристаний.

Метаксопраты – торговцы шелком.

Металлургия – «производство металла»; важнейшая (наряду с агрикультурой) отрасль экономики античных государств, Римской империи и Византии, основанная на добыче, выплавке рудных металлов и последующей обработки полученного сырья; показатель уровня технико-экономического развития цивилизации. В византийской металлургии продолжались традиции, накопленные в Римской империи, разрабатывались уже известные месторождения, производились чугун, железо, медь, мышьяк, олово (в незначительных количествах), свинец, ртуть, окись цинка, серебро и золото. Металлы, в том числе черные (чугун и железо), и их сплавы широко использовались в сельском хозяйстве, судостроении, ремесленном производстве, военном деле, цветные металлы применялись также при изготовлении бытовой утвари, предметов искусства и как средство денежного обращения. Максимальная высота византийских доменных печей не превышала шести метров. Процесс сыродутного производства железа сводился к прокаливанию слоев руды и древесного угля. Полученное губчатое железо проковывалось для удаления шлаков. Затем, в связи с малоуглеродистостью полученного продукта, прокованное железо также прокаливалось с древесным углем. C XIII в. стала применяться технология получения чугуна в домнах, работающих при более высоких температурах, а позже железо из чугуна научились производить путем интенсивного, как правило, ручного поддува. Процесс формового литья в целом не менялся со времен эллинизма. В последние два века существования Византии, в связи с потерей территорий месторождений металлов, металлургия свелась к переплавке импортного сырья для последующего производства изделий. В период «кризиса городов» в VII – VIII вв. высокий уровень металлообработки сохранялся только в Константинополе и Фессалониках, однако технологии холодной и горячей обработки металлов, унаследованные византийцами от римлян, позволяли этой отрасли византийской экономики оставаться на недосягаемой высоте для окружающих стран и народов, практически, до падения империи. К первой из этих групп технологий относились: холодная ковка, заточка, фрезерование, штамповка, волочение, полировка, шлифовка, чеканка, гравировка, растачивание, накатка и позолота; ко второй: литье, горячая ковка, купелирование, легирование, сварка и пайка. Практически все изделия из железа на первоначальной стадии производства изготовлялись посредством ковки. Для обработки цветных металлов, в основном, применялся метод литья. Византия не знала проката, кроме, волочения и, возможно, вальцевания, поэтому для получения листового материала все металлы проковывались. В металлообработке использовались разнообразные молотки, молоты и клещи, штихели, граверный инструмент (в том числе для получения стандартных орнаментов), напильники, скребки, сверла, паяльные лампы, токарные и фрезеровочные станки. В рабочих операциях по добыче металлов и их обработке были заняты, в основном, высококвалифицированные наемные кадры, за исключением чернорабочих, часть которых могла быть лично зависима от владельцев или арендаторов металлургического производства.

Метапраты – перекупщики; нарушители монополии константинопольских торговых корпораций.

Метономасии – специальные справочники, таблицы, включающие в себя античные наименования географических объектов и их византийские соответствия. Сохранилось пять метономасий, составленных в период с XII по XIV вв.

Метоха – сельский хутор (проастий).

Метрон анноны – византийская мера объема для измерения воды и вина, равная 6,833 куб. дм. 15 метронов анноны составляли один мегарикон. Использовались также и другие метроны (монастырский и морской), которые были значительно больше по объему. Например, 10 морских метронов составляли один мегарикон.

Мефодий I – святой, константинопольский патриарх в 843 – 847 гг. Родился вскоре после 788 г., умер в 847 г. Происходил из Сиракуз от знатных и богатых родителей, и получил хорошее образование. Юношей отправился в Константинополь, чтобы сделать карьеру в столице, но по дороге заехал к некоему аскету (по-видимому, это был святой Евфимий Сардский), и тот обратил его к монашеству. До патриаршества Мефодий был иноком, а затем игуменом монастыря Хинолакка близ горы Олимп в Вифинии. Отличался аскетизмом, знанием Священного Писания, красноречием и терпением в трудах, правильностью размышления, обходительностью и общительностью, любил переписывать священные книги. До 815 г. Мефодий занял пост архидиакона при константинопольском патриархе Никифоре I (806 – 815 гг.). В 815 г. патриарх послал Мефодия в Рим, где он и прожил несколько лет, а затем возвратился в Византию после смерти императора Льва V Армянина в 820 г. В императорский дворец Мефодий доставил письмо римского папы, обличавшее императора-иконоборца Михаила II Травла (820 – 829 гг.) как виновника беспорядка и соблазнов, водворившихся в империи, и содержащее требования восстановить иконопочитание и снятого Никифора на патриаршей кафедре. За эту дерзость, расцененную императором как политическое преступление, Мефодий был подвержен бичеванию и последующему девятилетнему заключению: сначала в тюрьме Преторий, потом на острове Антигона, а после появления памфлета с предсказанием смерти Михаила Травла – на острове Святого Андрея в Пропонтиде. Около 836 г., в царствование последнего императора-иконоборца Феофила (821 – 842 гг.), Мефодий был переведен в Константинополь, где жил под присмотром во дворце, но пользовался относительной свободой. Там он вновь пострадал за свои убеждения и обличения иконоборческой политики правительства. Тем не менее, ему удалось склонить к Православию всех ближайших родственников императора. После низвержения иконоборческого патриарха Иоанна VII Грамматика (837 – 843 гг.), Мефодий был избран на константинопольскую кафедру. Твердо проводил политику искоренения иконоборчества в Церкви, повально извергнул из сана всех приверженцев иконоборческой ереси. Написал сохранившееся житие священномученика Евфимия Сардского, пострадавшего от императоров-иконоборцев.

Мефодий II – константинопольский патриарх в 1240 г. До патриаршества был игуменом никейского монастыря Иакинфа. Слыл за человека многосведущего, но на самом деле он знал очень немногое. Правил Церковью только три месяца.

Мехмет I Челеби – турецкий султан в 1413 – 1421 гг., сын султана Баязида I. Тамерлан, после победы при Анкаре над Баязидом I, восстановил ранее захваченные османами тюркские эмираты и 1403 г. разделил оставшуюся территорию между тремя сыновьями Баязида I. Мехмет I Челеби получил небольшую территорию на северо-западе Анатолии с центром в Амасии, Иса – Бурсу, а Сулейман – Румелию (балканские владения османов). Мехмет победил Ису и захватил Бурсу, затем послал Мусу, своего брата, против Сулеймана. Муса одержал победу в 1410 г., однако затем объявил себя султаном в Адрианополе. При поддержке императора Мануила II Палеолога, Мехмет разбил войско Мусы при Камурлу в Сербии в 1413 г. и объявил себя султаном Анатолии и Румелии со столицей в Адрианополе. Во внешней политике Мехмет возобновил союз с Византией и Сербией, вернул Фессалоники византийцам. Он не вел активной завоевательной политики на Балканах, ограничившись подчинением валашского господаря Мирчи Старого в качестве данника османов в 1416 г., некоторыми территориальными приобретениями в Албании в 1417 г. и несколькими рейдами против Венгрии. В Анатолии он восстановил контроль над большинством западных провинций и подчинил себе Мухаммеда II, эмира Караманли (в Юго-Восточной Анатолии, столица Конья), который женился на Инджу, дочери Мехмета. Все заботы Мехмета I были направлены на то, чтобы укрепить государство, потрясенное нашествием Тимура, о дальнейшем распространении своих владений он не помышлял, и тем отсрочил гибель Византии и заслужил похвалы византийских историков. С византийским императором Мануилом II (1392 – 1425 гг.) Мехмет I жил в мире, перед смертью поручил его покровительству двух своих сыновей. К своим немусульманским подданным султан относился очень терпимо, покровительствовал торговле, много занимался строительством; возвел мечеть в Адрианополе, своей столице. В правление Мехмета I в Турции начался расцвет литературы, особенно поэзии, с которой ранее османы были совершенно незнакомы. Умер Мехмет I Челеби 26 мая 1421 г. в Адрианополе от апоплексического удара. От двух браков у него было 8 сыновей и 10 дочерей.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 07:25:10
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "М" Ч.4 [Страниц (3): [1] 2 3 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0054 ]   [ Gzip выкл. ]