Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "М" Ч.2 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Максим Исповедник – святой, византийский богослов, главный оппонент монофелитов. Родился около 580 г. в городке Хешвин в Палестине, умер в 662 г. в Грузии. Отцом его был ремесленник-самарянин, а матерью – рабыня-персиянка, принявшие крещение. При рождении будущий святой получил имя Мосхион. После смерти своих рано умерших родителей, мальчик в десятилетнем возрасте был передан в один из палестинских монастырей на воспитание. Настоятель Лавры авва Пантолеон нарек отрока Максимом и сделал его своим учеником. Нашествие персов на Палестину и захват ими Иерусалима в 614 г., вынудили Максима, как и многих других палестинских монахов, бежать из Святой Земли. Около 617 г. он оказался в столице империи, там познакомился и подружился с Анастасием, нотарием императрицы Евдокии, и по его рекомендации поступил на придворную службу секретарем императора Ираклия I (610 – 641 гг.). Спустя несколько лет Максим оставил службу и ушел в один из монастырей вблизи Константинополя, однако нашествие персов и аваров в 626 г. заставило его пуститься в новые странствия. Побывав на Крите и Кипре, около 628 г. он прибыл в Северную Африку. После 634 г. Максим некоторое время жил в Палестине и Сирии, а после смерти своего друга святого иерусалимского патриарха Софрония (634 – 638 гг.) около 639 г. покинул Восток. В 641 – 645 гг. Максим жил в Северной Африке, где выступал как ведущий оппонент монофелитов, которым покровительствовало византийское правительство. В 645 г. он победил на диспуте с монофелитами в Карфагене бывшего константинопольского патриарха Пирра. В том же году он отправился в Рим с продолжительной остановкой на Сицилии. В Риме, близко сойдясь с папой Мартином, Максим выступил главным инициатором проведения Латеранского собора в 649 г., на котором были провозглашены анафемы главным ересиархам монофелитов. За это в 653 г. он, как и римский папа, был арестован, осужден и сослан в город Визия во Фракии. Долгое время представители константинопольского двора убеждали Максима отказаться от своих взглядов, но святой исповедник был непреклонен. В итоге в 662 г. Максим был еще раз привезен в столицу, вновь осужден, подвергнут отсечению языка и правой руки и сослан в Лазику, где вскоре умер и был похоронен. Философские взгляды Максима Исповедника окрашены сильным влиянием Аристотеля, неоплатонизма и особенно Ареопагитик, в распространении которых Максим Исповедник сыграл решающую роль. В центре его философско-теологической концепции – проблема человека. Историю мира Максим разделял на период подготовки вочеловечения Бога, истекший с рождением Христа, и период подготовки обожествления человека. Если человек преодолеет обусловленное грехопадением самоотчуждение, расколотость на мужское и женское, духовное и животное, космос будет спасен и творение воссоединится с творцом. Основные события жизни Христа являются поэтому одновременно символами космических процессов. Этика Максима Исповедника основана на своеобразном учении о претворении энергии злых эмоций в благие и содержит тонкие психологические наблюдения. Идеи Максима Исповедника оказали сильное влияние на всю средневековую мистику.

Максим Плануд – византийский ученый и переводчик, монах. Родился в Никомедии около 1255 г., умер около 1305 г. До принятия монашеского пострига носил имя Мануил. В молодости, до 1283 г. Плануд был переписчиком рукописей и писцом в императорском дворце, некоторое время спустя стал монахом. Занимая должность игумена монастыря на холме Авксентия, жил в Константинополе и преподавал в столичном монастыре Хора. Затем до 1301 г. перебрался в монастырь Акаталепта. В 1296 г. Плануд побывал в Венеции в составе императорского посольства. Максим Плануд знаменит своими переводами трудов светских и церковных латинских авторов, среди которых были: Катон Старший, Цезарь, Овидий, Цицерон, Макробий, Августин, Боэций. В Западной Европе Плануд был широко известен своим изданием избранных греческих авторов, его переводы служили пособиями для обучения греческому языку на Западе. Известны также схолии Плануда к Нонну Панопольскому, Плутарху, Диофанту, Арефе Кесарийскому, его собрание народных поговорок и руководство по арифметике – так называемое «Великое вычисление согласно индийцам». «Антология Плануда» («Anthologia Planudea») представляет собрание из 388 эпиграмм различных авторов. Кроме того, Плануд составил панегирик к восшествию на трон Михаила IX, оставил более ста писем, детально описывающих деятельность церковных и светских чиновников, официальной интеллектуальной элиты.

Максимиан – святой, константинопольский патриарх в 431 – 434 гг. Ставленник александрийского патриарха Кирилла, рукоположенный 25 октября 431 г., через четыре месяца после низложения константинопольского патриарха Нестория (428 – 431 гг.). Служение Максимиана пришлось на время смуты, последовавшей за Эфесским собором 431 г. Восточные епископы вначале отказались признать старшинство Максимиана, и ему пришлось вести длительную дипломатическую борьбу, в итоге увенчавшуюся победой. Максимиан умер своей смертью в сане предстоятеля Константинопольской Церкви. Из его письменных трудов сохранилось единственное послание к святителю Кириллу Александрийскому.

Малакатарии – (смягчители кожи); специализированные кожевенники, в противоположность дубильщикам (вирсодепсам).

Малая Скифия – См. Скифия.

Малеины – знатный византийский род, имевший обширные земельные владения в Малой Азии. В X в. самый могущественный динат из рода Малеинов был в состоянии, при необходимости, выставить собственное войско, численностью в 3 тыс. человек. В годы правления императора Василия II (960 – 1025 гг.), боровшегося за укрепление центральной власти, Малеины, в числе наиболее сильных и богатых аристократических домов, подверглись репрессиям и конфискациям.

Малх Филадельфиец – ранневизантийский историк V в. Выходец из палестинской Филадельфии, был софистом в Константинополе. В своем историческом труде «О событиях или делах византийских» в семи книгах описал правление императоров от Константина Великого до Зенона, завоевания готов во главе с Теодорихом, придворные смуты и стихийные бедствия, в том числе большой пожар в Константинополе в 476 г., в огне которого сгорели 120 тыс. ценнейших книг императорской библиотеки. В IX в. византийский эрудит патриарх Фотий оценил работу Малха как образец исторического сочинения. Тексты Малха сохранились фрагментарно в «Мириобиблионе» патриарха Фотия.

Малый Сирт – (совр. залив Габес) залив Средиземного моря на востоке Туниса.

Малый театр — древнейшее сооружение Константинополя (Византия), предназначенное для проведения городских культурно-массовых мероприятий, расположенное на Акрополе (во II регионе), восточнее Готской колонны.

Манганоцагра – тяжелая пращевая катапульта для метания камней.

Манганский монастырь – монашеская обитель в центральной части Константинополя, на берегу Пропонтиды, северо-восточнее древнего акрополя Византия, основанная императором Константином IX Мономахом (1042 – 1055 гг.) до 1045 г. Монастырь был возведен около дома фаворитки императора Марии Склирены, вблизи Манганского дворца, на территории огромного столичного арсенала, и от него получил свое название. Непосредственной причиной строительства монастыря стало желание Константина IX регулярно посещать свою любовницу под благовидным предлогом. Размеры первоначально построенного храма не удовлетворили императора, и он приказал расширить постройку, однако вскоре, еще до завершения реконструкции, приказал снести возведенное и начать все заново. Строительство нового роскошного монастырского храма истощило все резервы казны, и в поисках новых средств в империи были введены новые налоги. Законченный крестово-купольный храм, освященный во имя Святого Георгия, окружала галерея; по отзывам современников, он был необычайно прекрасен снаружи и изнутри. Мозаика подкупольного пространства, украшенная золотыми звездами, переходила ниже в сплошной золотой фон, на котором были изображены библейские персонажи. Под куполом находилось изображение Бога Отца. Над входом – единственное в своем роде иконографическое изображение ангела, парящего в облаках и указывающего двенадцати апостолам на изображение Истинного креста, в то время, как на них нисходит, в виде огня, Дух Святой. Основными темами мозаик храма были сцены Воскресения и Вознесения Иисуса Христа. Алтарь храма, выполненный из золота и серебра, украшали драгоценные камни. Над ним находилась икона, изображающая беседу Сына Божьего с самаритянкой у колодца. Мозаичный пол был выполнен из итальянского порфира и яшмы. Между воротами ограды монастыря и Свято-Георгиевским храмом располагался баптистерий, в виде открытой ротонды с восьмью покрытыми барельефами беломраморными колоннами, изъятыми из постройки IV в. Колонны поддерживали золоченый купол над купелью. Вокруг храма был разбит парк с фонтанами и водоемами. Среди этого земного рая, обнесенного великолепной оградой, находились всевозможные монастырские постройки, в том числе приюты и благотворительные трапезные для малоимущих горожан. Пользуясь покровительством Константина IX Мономаха, монастырь в кратчайший срок превратился в одну из самых влиятельных и значимых обителей в империи. Его игумен стал носить, наряду с настоятелями монастырей Продрома и Студийского, звание архимандрита и протосинкелла. По повелению императора при монастыре открылась высшая школа во главе с номофилаксом Иоанном Ксифилином, обучение в которой было доступно выходцам изо всех сословий. Около 1046 г. в католиконе монастыря, в великолепном саркофаге из порфира была погребена скончавшаяся в результате скоротечной болезни Мария Склирена. В последние годы своего правления Мономах был вынужден сократить расходы опустошенной казны, многие храмы и монастыри были лишены государственной поддержки, однако благосостояние Манганского монастыря, пользовавшегося особой любовью императора, и в тот период не пострадало. На рубеже XI – XII вв. в этом монастыре жил и учился грузинский ученый-энциклопедист преподобный Арсений Икалтойский; до 1114 г. он вновь был насельником Манганского монастыря, после своего возвращения с Черной Горы. Около 1155 г. в монастырском приюте жил и творил один из самых замечательных византийских поэтов, чье настоящее имя неизвестно, оставшийся в истории с наименованием Манганский Продром. В 1204 г., во время захвата Константинополя крестоносцами, монастырь был разграблен и пришел в запустение. После освобождения города византийцами в 1261 г., обитель попала в немногочисленный перечень объектов, на восстановление которых из казны были выделены средства. Насколько можно судить по крайне скудным сведениям о существовании Манганского монастыря в XIII – XV вв., ему в какой-то степени удалось оправиться от последствий латинского погрома, он вновь стал местом упокоения представителей высших слоев империи. В 1342 г. на монастырском кладбище была похоронена Феодора, мать императора Иоанна VI Кантакузина. В 1355 г. император Иоанн VI (1347 – 1355 гг.), вынужденный отречься от престола, принял постриг в Манганском монастыре. Известно, что к концу XIV в. монастырю удалось собрать немногие христианские святыни Константинополя, уцелевшие после разграбления города латинянами. Последний период существования монастыря связан с подвижнической деятельностью непримиримого борца с унией, святителя Марка, митрополита Эфесского. При захвате Константинополя турками в 1453 г. обитель вновь подверглась жестокому разграблению и поруганию, ее территорию заняли мусульманские дервиши. Заброшенные здания со временем начали разрушаться, турки разбирали их на строительный материал для своих построек. В конце XIX в., во время строительных работ по возведению железнодорожной магистрали, проходящей вдоль морского побережья, последние остатки монастырских строений были окончательно уничтожены.

Манганский Продром – византийский поэт XII в., чье настоящее имя не известно; последователь и продолжатель творчества литератора Феодора Продрома. Начал писать стихи в интеллектуальном кружке севастократорисы Ирины и от ее имени, обращаясь к императору Мануилу I с просьбой о милости к своей покровительнице, попавшей в опалу. Сам поэт просил императора разрешить ему поселиться в Манганском монастыре, где он и провел, вероятно, остаток своей жизни вплоть до середины шестидесятых гг. XII в.

Манганы – один из самых пышных дворцов Константинополя, уступающий в размерах и роскоши только Большому дворцу. Находился в восточной части города, недалеко от берега Боспора, на территории огромного столичного арсенала, и от него получил свое название.

Манглавиты – «дубинщики»; воины, исполняющие полицейские функции при дворе императора. Кроме жезлов, носили за поясом плети с позолоченными рукоятями. Тоже, что равдухи и равдофоры.

Мандатор (mandatory) – «вестник»; одна из низших должностей военных или гражданских ведомств в раннесредневековой Византии. Особый мандатор озвучивал ответы императора на аккламации толпы на столичном ипподроме. Император сам не разговаривал с народом, чтобы не умалять своего достоинства. От его лица, как бы его устами, и говорил мандатор.

Мандилий – См. Эдесский Убрус.

Мандратикий – налог за право устраивать загоны для скота на пастбищах.

Мандрогеронты (mandrogerontes) – предсказатели судьбы, выдававшие себя за волшебников и звездочетов.

Маниакий – деталь парадного облачения византийского императора, оплечье, похожее на бармы русских царей.

Маникелы – поручи, воинские доспехи, прикрывавшие предплечья.

Манихейство – еретическое учение, появившееся в III в. от Р.Х. Его основателем был Мани, начавший проповедовать в 238 г., и казненный персидским царем Вахрамом I в 276 или 277 гг. Учение Мани получило широкое распространение в Иране, Месопотамии и Византии. В его основе – дуалистическая идея борьбы добра и зла, света и тьмы, как изначальных и равноправных принципов бытия. Манихейство широко распространилось от Рима до Китая и просуществовало до XII в.

Мануил – византийский полководец середины VII в. Происходил из знатного армянского рода Аршакидов. В 645 г. возглавил морской поход, с целью отвоевать захваченную арабами в сентябре 642 г. Александрию и вытеснить захватчиков из Египта. На 300 судах войско Мануила переправилось через море и, внезапно высадившись, овладела столицей Египта. Однако, вместо дальнейших решительных действий, Мануил держал войско вблизи Александрии, грабя ее окрестности и разоряя местное население. Арабы воспользовались заминкой в стане византийцев, собрали силы под командованием опытного военачальника Амра и вблизи города Никиуса разгромили войско империи. Мануил с остатками своих разбитых отрядов бежал в Александрию. Город имел мощные стены, но местное население не желало сражаться за интересы византийцев, поэтому арабы без особого труда снова захватили Александрию летом 646 г. Мануил бежал в Константинополь, где в течение некоторого времени занимал пост военного магистра. В 648 г. он оказался вовлечен в заговор против императора Константа II. Дело раскрылось, Мануил был арестован и казнен.

Мануил I Великий Комнин – четвертый император Трапезундской империи в 1238 – 1263 гг., второй сын основателя династии Великих Комнинов императора Алексея. После 1244 г. Мануил I стал вассалом монгольского великого хана Угедея, который в этом году разгромил войска Иконийского султана и его союзников, в том числе и трапезундцев. Этот император построил храм и монастырь Святой Софии вблизи Трапезунда, а также добился от Константинополя права на месте рукополагать епископов для Трапезундской митрополии.

Мануил I Комнин – византийский император с 5 апреля 1143 г., младший сын императора Иоанна II и венгерской принцессы. Родился около 1123 г. в Константинополе, умер 24 сентября 1180 г. там же. Опирался на род Комнинов, а также на провинциальных мелких и средних землевладельцев и провинциальные города. Содействовал укреплению феодального землевладения: согласно постановлениям 1158 и 1170 гг., землю могли приобретать лишь члены синклита и стратиоты. Привлекал на службу иноземных, в том числе турецких, воинов. В 1158 г. запретил храмам и монастырям расширять свои владения. Освободил империю от засилья венецианского купечества, проведя массовые аресты венецианских купцов в марте 1171 г.; вступил в союз, направленный против Венеции, с Генуей в 1169 г. и Пизой в 1170 г. Мануил I безуспешно пытался восстановить византийское господство в Италии и Египте. Поддерживал Юрия Долгорукого в борьбе за киевский престол. Вел успешные войны, приведшие к признанию Венгрией в 1164 г. и Сербией в 1172 г. суверенитета Византии. Потерпел 17 сентября 1176 г. поражение от сельджуков при Мириокефалоне в Малой Азии, после чего вынужден был уступить им крепости Дорилей и Сублей. Большой интерес испытывал этот император предсказаниям будущего и даже лично написал трактат в защиту астрологии, любил застолья и развлечения на западный манер. Любимыми развлечениями византийского двора в его время были рыцарские турниры, охота и игра в поло. В личной жизни Мануил был невоздержен в связях с женщинами, к своей первой супруге Ирине (Берте) был равнодушен и не удостоил ее никакими почестями и достоинствами. Вторым браком сочетался с Марией Ксенией Антиохийской. При этом он поддерживал интимные отношения со своей племянницей Феодорой, которая родила от него сына, имел множество романов и с другими красивейшими дамами своего двора.

Мануил I Харитопул Сарантин – константинопольский патриарх в 1217 – 1222 гг., философ. До патриаршества был диаконом Патриархии. Основываясь на церковных канонах выступал против брака дочери никейского императора Феодора I Ласкаря (1204 – 1222 гг.) с латинским императором Робертом де Куртене (1221 – 1228 гг.), на сестре которого был женат сам Феодор I Ласкарь. Резиденцией Мануила I был город Никея, поскольку Константинополь находился в латинской оккупации.

Мануил II – константинопольский патриарх с 1244 г. по август 1254 г. До патриаршества состоял в клире Большого императорского дворца, где был протопресвитером (протопапой), а затем служил митрополитом в Эфесе. До избрания Мануила II Церковь с 1240 г. не имела своего архипастыря, поскольку никейский император Иоанн III Дука Ватац (1222 – 1254 гг.) долгое время не мог подобрать достойного кандидата. Наконец свой выбор император остановил на Мануиле, известном благочестивой жизнью, хотя с науками тот был совершенно не знаком и, бывало, не мог понять то, что читал. Тем не менее, патриарх Мануил II впоследствии имел некоторое влияние на императора даже в чисто политических вопросах, в том числе участвовал в примирении Иоанна III с его полководцем Михаилом Палеологом, будущим императором.

Мануил II Великий Комнин – трапезундский император в течение восьми месяцев1332 г., незаконнорожденный сын трапезундского императора Андроника III (1330 – 1332 гг.). Родился около 1324 г., умер в 1333 г. Унаследовал престол в возрасте 8 лет, после смерти своего отца в январе 1332 г. Короткое правление Мануила II было отмечено вторжением на территорию империи эмира Халивии Байрам-бека, пожелавшего отнять Трапезунд у императора-ребенка. Хотя туркменским силам и удалось проникнуть вглубь Трапезундской империи, но затем они были отражены и понесли тяжелые потери. Несмотря на этот успех, положение малолетнего императора и его сторонников оставалось весьма шатким. Преступления Андроника III, отца Мануила, взбудоражили народ и разделили его на враждующие группировки. Столичная провизантийская партия, призвала Василия, дядю Мануила, вернуться в Трапезунд из Константинополя и взять управление государством в свои руки. В сентябре 1332 г. Мануил II был свергнут вернувшимся Василием, а его наиболее влиятельные сторонники казнены. Василий заключил своего племянника под стражу, и в феврале 1333 г. лишил жизни.

Мануил II Палеолог – император с 1391 г., второй сын императора Иоанна V. Родился 27 июня 1350 г., умер 21 августа 1425 г. в Константинополе. Вступил на престол в период, когда значительная часть Византии была захвачена турками; фактически был вассалом султана Баязида I. Призванные Мануилом II на помощь крестоносцы потерпели поражение у Никополя 25 сентября 1396 г. В 1399 – 1403 гг. Мануил II в поисках помощи объехал Италию, Францию и Англию. После разгрома турецких войск Тимуром в Анкарской битве в 1402 г., Мануил II укрепил свои позиции на Пелопоннесе, в 1403 г. вернул Византии Фессалоники, однако уже в 1424 г. вновь обязался платить дань туркам. В 1425 г. отрекся от престола и постригся в монахи под именем Матфея. Мануил II известен и как писатель.

Мануил III Великий Комнин – император Трапезундской империи в 1390 – 1417 гг. Годы его правления пришлись на время грандиозных военных столкновений: вторжение Тимура в Малую Азию, битва при Анкаре, поражение сербов на Косовом поле. Разгром сельджуков Тимуром обезопасил греческие империи от агрессии султана Баязида Молниеносного, но фактически поставил Трапезундскую империю в вассальные отношения с Самаркандом. Мануил III был дважды женат: на Евдокии Грузинской в 1377 г. и на Анне Филантропине из Константинополя. От Евдокии у него родился единственный сын, впоследствии севший на трон с именем Алексея IV. Имелись подозрения, что именно сын ускорил смерть своего отца-императора.

Мануил Вриенний – византийский ученый конца XIII – начала XIV вв. Жил в Константинополе, около 1300 г. обучал математике, астрономии и, вероятно, музыке будущего политического деятеля Феодора Метохита. При этом Мануил был далек от академических кругов. Математические и астрономические учения Вриенния отражены в его письме к Максиму Плануду, а также в схолиях к «Альмагесту» Птолемея. Единственное сохранившееся произведение – приписываемая Мануилу трехтомная «Гармоника» – основана на античной греческой традиции. Однако автор трактует материал достаточно независимо и делает выводы, выходящие за пределы своих источников. Наиболее важным источником для Вриенния является неопифагорейская нумерологическая теория музыки. В числе иных источников: труды Никомаха из Герасы, Аристида Квинтилиана, Теона Смирнского и, прежде всего, Птолемея с его теорией восьми тонов, «нюансов», тетрахорд и монохорд. Кроме того, Вриенний активно использовал труды эмпирической школы Аристоксена (IV век до Р.Х.). Первый раздел его труда по большей части основан на произведениях этой школы, в то время как второй – на сочинениях неопифагорейцев, а в заключении приводится сопоставление деления тетрахорд. В третьем разделе пифагорейская и аристоксеновская традиции объединяются, и сочинение заканчивается теорией сочинения мелодий. В одном из разделов речь идет о византийских церковных гласах; эта часть иллюстрируется примерами из музыкальной практики времени Вриенния. Трактат Вриенния – это наиболее полная из дошедших до нас кодификаций византийской музыкальной науки. Он свидетельствует о росте интереса к математике в ранний палеологовский период и вносит вклад в повторное открытие античной музыкальной теории в позднем средневековье. Этот труд высоко ценили как в поздней Византии, так и в Италии в период Возрождения.

Мануил Дука Ангел Комнин – деспот Фессалоник в 1230 – 1234 гг., император Фессалоникийской империи в 1234 – 1237 гг., правитель Фессалии в 1239 г. Родился около 1187 г., умер в 1239 г. Сын севастократора Иоанна Дуки, брат эпирских государей Михаила I Дуки Комнина и Феодора Дуки Комнина, двоюродный брат императоров Исаака II Ангела и Алексея III Ангела. В 1227 г. Мануилу и его брату Константину Дуке были пожалованы титулы деспотов их старшим братом Феодором, коронованным императором в Фессалониках. Приблизительно в то же самое время Мануил женился (возможно, вторым браком) на Марии, дочери болгарского царя Ивана II Асеня (1218 – 1241 гг.), для укрепления политического союза его брата императора Феодора с Болгарией. После поражения и пленения императора Феодора Ангела Дуки болгарами в битве при Клокотнице в 1230 г., от царя Ивана II Асеня Мануил получил разрешение на правах деспота управлять Фессалониками и окрестностями. Первое время Мануил пробовал установить контакт с римским престолом, но в 1232 г. его давние разногласия с константинопольским патриархом в Никее были урегулированы. Мануил в конце 1234 г. принял императорское звание и правил в Фессалоникийской империи до 1237 г., когда его овдовевший тесть Иван II Асень женился на Ирине, дочери своего пленника – императора Феодора. Сразу вслед за этим Феодор был выпущен из плена и решил возвратить себе императорский трон в Фессалониках. Мануил безуспешно искал поддержки у ахайского князя Готфрида II Виллегардуэнского, после чего был вынужден бежать в Малую Азию. В 1239 г. он возвратился в Грецию с отрядами никейцев и захватил несколько городов: Ларису, Димитриаду, Платамон и Фарсал у фессалоникийского императора Иоанна Дуки Ангела, сына бывшего императора Феодора. Овладев Фессалией, он провозгласил себя правителем этих земель, и Феодору с Иоанном пришлось согласиться с разделением земель их семейства. После смерти Мануила в 1239 г. Фессалия перешла во владение к его племяннику, государю Эпира Михаилу II Дуке Комнину.

Мануил Евгеник – выдающийся византийский изограф, живший в Константинополе в XIV в. В девяностых гг. XIV в. Мануил Евгеник расписал великолепными фресками храм Спасителя в грузинском городе Цаленджиха по заказу грузинского правителя Вамека Дадиани. Работы Мануила стали образцом для подражания последующих поколений грузинских иконописцев и художников.

Мануил Камица – двоюродный брат византийского императора Исаака II Ангела (1185 – 1195 гг. и 1203 – 1204 гг.), претендент на императорский трон в 1201 – 1202 гг. Родился в 1145 г., умер в 1202 г. В правление Исаака II получил чин протостратора. В годы царствования Алексея III (1195 – 1205 гг.) неоднократно посылался во главе войска против болгар. Зимой 1199 г. попал в плен к воеводе Иванко, двоюродному брату болгарского царя Калояна, и был заточен в крепости Баткун. Выйдя из плена, поднял мятеж против императора, за что все его обширные земельные владения были конфискованы государством. Однако его сын Иоанн Камица, после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г., сумел восстановить свои права на земли в Малой Азии, ранее принадлежавшие его отцу.

Мануил Кантакузин Асень – деспот Мореи (Пелопоннеса) с 25 октября 1349 г. по 10 апреля 1380 г., второй сын императора Иоанна VI Кантакузина от Ирины Асенины, правнучки Болгарского царя Ивана III Асеня. Родился около 1326 г., умер 10 апреля 1380 г. В середине сороковых гг. XIV в. был наместником Верии и эпархом Константинополя. В 1348 г. получил титул деспота Мореи от своего отца, а в следующем году прибыл в эту область и принял бразды правления. Стал первым из ряда долголетних правителей Мореи, которые носили титул деспота и были тесно связаны с императорами в Константинополе. Мануил подавил оппозицию местной знати и укрепил свою власть. После смещения с престола его отца в 1354 г., Мануил успешно противостоял попыткам Иоанна V Палеолога заменить его на своего ставленника, и, в конце концов, был признан Иоанном V законным правителем Мореи. Мануил наладил мирные отношения с католическими соседями и обеспечил длительный период процветания в своих владениях. Греко-латинское сотрудничество стало основой заключения военного союза для защиты Мореи от набегов турецкого султана Мурада I в шестидесятых гг. XIV в. Мануил Кантакузин поощрял переселение албанцев на малолюдные земли Мореи для расширения экономических и воинских ресурсов своего государства. Он был женат на Изабелле Лузиньянской, дочери короля киликийской Армении, но не оставил после себя наследников. Поэтому после смерти Мануила в 1380 г. титул Морейского деспота перешел к его старшему брату, бывшему византийскому императору Матфею Кантакузину.

Мануил Мосхопул – византийский писатель и филолог. Родился около 1265 г., был племянником известного книголюба Никифора Мосхопула. Учился у столичного ученого Максима Плануда. Около 1300 г. Мануил Мосхопул стал известен в образованных кругах Константинополя как комментатор и, возможно, издатель греческих поэтов. О жизни Мануила мало что известно, кроме того, что в 1305 – 1306 гг. он оказался вовлеченным в заговор, попал в опалу и был заключен в тюрьму. Мосхопул написал книгу по греческой грамматике и до сих пор неопубликованное сочинение «Рассуждение против латинян». По заказу ученого Николая Равды, Мануил Мосхопул сочинил трактат о магических квадратах. Наибольшую известность ему принесло издание «Олимпийских од» Пиндара, а также схолии на комедии Аристофана «Богатство» и «Лягушки», пересказ «Трудов и дней» Гесиода и первых двух книг «Илиады». Его комментарии – это грамматические заметки или пояснения к тексту, довольно незатейливые. Сохранилось восемь из его писем, адресованных современным ему писателям, таким как Феодор Метохит, Константин Акрополит и Иосиф Ракендит.

Мануил Оловол – императорский секретарь, ритор и профессор, оратор при дворе Михаила VIII Палеолога (1259 – 1282 гг.), автор религиозных стихотворений, схолий, античных поэм, комментариев на Аристотеля и Боэция, а также пространных бесед и энкомия императору Михаилу VIII.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 07:23:52
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "М" Ч.2 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.2157 ]   [ Gzip выкл. ]