Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Л" Ч.3 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Леонтий – византийский император в 484 – 488 гг. По происхождению исавр, Леонтий быстро сделал карьеру при императоре Зеноне, стал сенатором и патрикием. Он был послан Зеноном из столицы в Антиохию с поручением отговорить византийского полководца Илла от его намерений воевать против войск Зенона или арестовать его. Но Иллу удалось соблазнить Леонтия видами на победу над Зеноном и обещаниями дать ему высшую власть в империи. В итоге, Леонтий стал вместе с Илом во главе восстания. Провозглашение нового императора состоялось в Тарсе в храме святого Петра 19 июля 484 г. На свою сторону Иллу удалось привлечь и тещу императора Зенона, августу Верину, которая объявила Леонтия императором вместо низложенного Зенона и возложила на его голову царскую диадему. Из Тарса Леонтий переехал в Антиохию, где был сформирован новый императорский двор. От имени Верины было составлено воззвание, объявляющее Леонтия единственным законным императором, и разослано по всем городам Востока и Египта. Однако в Антиохии Леонтий процарствовал всего 61 день, после чего вынужден был бежать перед наступающими победоносными войсками императора Зенона. Леонтий, Илл со своей семьей и Верина укрылись в одной из мощных крепостей в Исаврии. После долгой осады крепость Папирий в 488 г. была захвачена в результате измены. Леонтий хотел лишить себя жизни, но его удержал Илл, надеявшийся на милость Зенона. Однако вскоре Леонтий и Илл были казнены под стенами Селевкии в Памфилии. Головы казненных были отправлены в Константинополь, где их носили на шестах по ипподрому как знак торжества императора Зенона.

Леонтий – византийский император в 695 – 698 гг. Происходил из Исаврийской области и был стратигом анатолийского войска. В 685 г. удачно воевал с арабами в Армении, но потом император Юстиниан II за какую-то провинность заключил Леонтия в темницу и в течение трех лет держал в заточении. В 695 г. император неожиданно освободил Леонтия и назначил его стратигом Эллады. Оказавшись на свободе, Леонтий поднял в столице мятеж против императора. Восставших поддержал патриарх Каллиник. После этого толпа провозгласила Леонтия императором на ипподроме, куда привели и связанного Юстиниана. Народ требовал казнить низложенного императора, но Леонтий велел отрезать ему нос и язык, а затем выслал в Крым. В 697 г. арабы взяли Карфаген и овладели всей Африкой. Леонтий отправил, против них римский флот под командой патрикия Иоанна. Сначала Иоанн имел успех и выбил арабов из Карфагена, но потом потерпел поражение и отступил к Криту. Здесь его войско подняло мятеж и провозгласило императором архонта Апсимара. Апсимар с флотом подступил к Константинополю и, подкупив стражу на стене Влахерн, захватил город. Леонтию он приказал отрезать нос и заточил его в Делматский монастырь, а сам взошел на престол под именем Тиберия III. Семь лет Леонтий пробыл в заключении. В 705 г. Юстиниан II вновь взошел на трон. Леонтия с позором влачили по городу вместе с низложенным Тиберием, а затем обоих обезглавили на Собачьем рынке.

Леонтий Византийский – византийский схоластик, религиозный писатель и полемист первой половины VI в. Родился около 485 г., умер после 541 г. В юности был несторианином, но, склонившись к монашеству, преодолел свои заблуждения. Настойчиво защищал постановления Халкидонского собора, горячо возражал монофизитам и несторианам. Обладал серьезной философской подготовкой и проявлял большую диалектическую находчивость в религиозных спорах. По каким-то причинам жизнь Леонтия осталась в тени; до нашего времени не сохранилось никаких упоминаний о нем в сочинениях его современников, хотя его произведения получили большую известность и распространение. Во многих рукописях сохранился ряд его догматико-полемических сочинений. В их числе: книга «Против несториан и евтихиан», «30 глав против Севира», «Эпилисис», книга «Против обманов аполлинаристов», «Против монофизитов» и другие.

Леонтий Неапольский – епископ города Неаполь (совр. Лимасол) на острове Кипр в середине VII в., церковный писатель, один из наиболее известных византийских агиографов. Перу его принадлежат наполненные множеством исторических подробностей жизнеописания святых Иоанна Милостивого, александрийского патриарха, и Симеона Юродивого, а также сочинения против иудеев.

Леонтий Феотокрит – константинопольский патриарх с февраля или марта по сентябрь или начало октября 1189 г. До патриаршества был игуменом монастыря Святых Апостолов на холме Авксентия. Поставлен в патриархи по воле императора Исаака II Ангела (1185 – 1195 гг. и 1203 – 1204 гг.), якобы по указанию на него Божией Матери, явившейся императору во сне. Однако не прошло и года, как Леонтий был с позором изгнан с кафедры тем же императором Исааком Ангелом.

Леонтокастрон – «крепость льва»; приморская крепость вблизи Трапезунда, построенная на выдающемся в море скалистом полуострове у залива Дафны. Леонтокастрон был предметом продолжительных споров и ожесточенных схваток между императорами Трапезунда и генуэзцами.

Лепрозорий Константинопольский – лечебница для прокаженных, основанная императором Констанцием II (337 – 361 гг.) и расширенная императором Иоанном I (969 – 976 гг.). Находилась на северном берегу бухты Золотой Рог, рядом с устьем реки Барбисс, недалеко от деревянного понтонного моста, соединявшего это место с Влахернами (XIV регионом столицы империи).

Лепта – См. нуммий.

Лесбос (Митилена) – третий по величине, после Крита и Эвбеи, остров Эгейского моря, в его в северо-восточной части. Около IX в. до Р.Х.. Лесбос был заселен эолийскими греками, их цивилизация достигла на нем своего расцвета в VI – V вв. до Р.Х. Присоединившись к Делосскому союзу, Лесбос восстал против власти Афин в 428 – 427 гг. до Р.Х., но потерпел неудачу. Позже остров перешел под власть Македонии, затем отошел к Риму и, наконец, к Византийской империи. В начале византийского периода Лесбос являлся одним из центров христианства на Средиземном море и часто именовался Митиленой по имени своего главного города. Остров процветал до середины VIII в., когда начались опустошительные набеги арабских пиратов и варварских племен. В 769 г. на Лесбос напали славяне, в 821, 881 и 1055 гг. его грабили и разоряли сарацины, в 1091 г. – турки-сельджуки, а в 1128 г. – венецианцы. В 1204 г. остров перешел во власть крестоносцев, у которых он был отвоеван императором Иоанном III Дукой Ватацем (1222 – 1254 гг.) в 1224 г. С этого времени Лесбос находился в составе Никейской, а затем Византийской империи. Однако благодаря полученным торговым льготам в Византии, все большее влияние на острове приобретали генуэзцы. В конце концов, в 1355 г. Иоанн V Палеолог (1341 – 1391 гг.) отдал Лесбос в качестве приданого своему шурину, генуэзскому магнату Франческо Гателуццо. Преемники Гателуццо с титулом герцогов удерживались на острове до его захвата османским султаном Мехметом II в 1462 г.

Либаний (Ливаний) – знаменитый софист и учитель красноречия, типичный представитель «второй софистики», убежденный язычник и противник христианства. Родился в 314 г. в Антиохии, умер в 393 г. там же. Происходил из богатой и знатной семьи, получил хорошее образование в родном городе. В пятнадцать лет увлекся риторикой, которая стала его подлинной страстью. В 334 г. Либаний пострадал от удара молнии, после чего всю жизнь мучился внезапными и тяжелыми головными болями и обмороками. В 336 г. он отправился в Афины для совершенствования своего риторского искусства. Выдвинулся там, и в двадцатипятилетнем возрасте был назначен членом коллегии, ведавшей преподаванием в афинских высших школах. При этом к философии Либаний никогда не испытывал никакого интереса. Вскоре он открыл собственную школу в Константинополе, но в 342 г. по не вполне ясной причине был выслан из восточной столицы Римской империи. Затем Либаний очутился в Никомедии, где его уроками пользовался живший там будущий император Юлиан Отступник (360 – 363 гг.). Юлиан получал лекции язычника Либаний через посредников, поскольку ему в то время пытались дать христианское воспитание. В 349 г. Либаний одержал победу на конкурсе панегириков в честь императоров Констанция и Константа, посетивших в то время Никомедию. В результате Либаний был приглашен в столицу на место придворного ритора с оплатой из императорской казны. В Константинополе он завел знакомство с представителями литературного мира империи, занимался преподавательской работой и получил широкую известность, однако его языческие взгляды вызывали неприязнь многих царедворцев и коллег-риторов. Среди его учеников были будущие отцы Церкви: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Низианзин, Григорий Нисский, известный богослов того времени Аполлинарий Лаодикейский. В 354 г. Либаний уехал в свой родной город Антиохию, где был назначен официальным софистом города. В правление императора Юлиана Отступника Либаний с восторгом поддерживал его политику языческой реставрации в империи. Юлиану он посвятил целый ряд своих речей. После смерти Юлиана в персидском походе, при императоре Иовиане (363 – 364 гг.) в империи наступила антиязыческая реакция и бывшие сторонники Юлиана подверглись гонениям. Либания несколько раз пытались обвинить в участии в заговорах, но он сумел оправдаться. С 365 по 378 гг. Либаний полностью прекратил всякую переписку, почти не выступал с речами, опасаясь дальнейших обвинений. Однако вступивший на престол в 378 г. новый император Феодосий I, закрепивший торжество христианства в империи, с симпатией относился к Либанию и почитал его талант. В 383 или 384 гг. император возвел Либания в должность почетного префекта претория, приравнявшую его к высшим сановникам империи. На время правления Феодосия I пришлось абсолютное большинство речей Либания, в которых он выступал с критикой антиохийских куриалов и представителей государственной администрации. Либаний возобновил переписку, ряд его речей был посвящен антиохийскому восстанию 387 г., одному из крупнейших мятежей в империи в конце IV в. Последняя из сохранившихся речей Либания относится к 392 г., через год он умер. Почти все его литературное наследство сохранилось, в том числе подробная автобиография и биография, написанная его учеником Евнапием, обширная переписка (1605 писем) и 64 речи Либания. Его справедливо причисляют к последним выдающимся риторам языческой античности. В трудах его раскрывается широкая картина жизни позднеантичного города на Востоке Римской империи.

Либелл (libellus) – императорская грамота. Либеллом оформлялся акт отчуждения земли у прежнего собственника и передачи ее новому владельцу.

Либерат Карфагенский – латинский церковный историк V в. Его перу принадлежит «Бревиарий» о несторианах и евтихианах в Северной Африке. В последних разделах своего сочинения Либерат описывал события как очевидец.

Либурна (liburna) – легкое остроносое парусное военное судно с одним или несколькими рядами гребцов.

Ливеллисий (ливелисий) (libellensis) – чиновник, ведавший составлением императорских грамот, рассматривавший апелляции на судебные решения и принимавший прошения.

Ливеллярий (libellarium) – грамота, содержащая текст обращения государя к народу. Ливеллярии зачитывались глашатаями населению столицы на ипподроме, в присутствии императора.

Ливий Север (Либий Север) (Libius Severus) – император Западной Римской империи в 461 – 465 гг., возведенный на трон влиятельным полководцем Рехимером после смерти западного императора Майориана. Византийский император Лев I отказался признать Ливия Севера равным себе, и 15 августа 465 г. Север внезапно умер, предположительно в результате отравления устроенного разочаровавшимся в своем ставленнике Рехимером.

Лигатура (ligatura) – особый драгоценный дар от императора, который получали в ходе церемонии венчания на царство лучшие его воины, по три человека от каждого полка.

Лидия – историческая область на западе Малой Азии, расположенная, главным образом, в долине рек Герм и Меандр. Столицей Лидии был город Сарды. Позднее Лидия стала римской, а позднее византийской провинцией. Помимо Сард, наиболее крупными городами этой области в византийское время были Триполис и Филадельфия.

Лик (Ликос) – «волк»; греческое название нескольких рек в Европе и Азии, в том числе: реки в провинции Понт Полемона, на севере Малой Азии, вытекающей с гор Армении; небольшой реки, протекавшей через Константинополь и впадавшей в Пропонтиду; реки, протекающей на Южном Урале и впадающей в Каспийское море (совр. Урал).

Ликанд – область на юго-западе Малой Азии с одноименным городом. Стала одной из византийских фем в 914 или в 915 гг. Прилегала к восточным границам Каппадокии, граничила с Нижней Мидией на востоке, с Харсианом на севере и с Киликией на юге.

Ликаония – византийская провинция в центральной части Малой Азии в диоцезе Азия с главным городом Иконий, образованная в правление в Восточной части Римской империи императора Валента (364 – 378 гг.).

Ликия – византийская провинция на южном побережье Малой Азии в диоцезе Азия с главным городом Миры Ликийские, образованная в правление императора Феодосия II (402 – 450 гг.).

Лимес (limes) – римский пограничный вал с дозорными башнями и гарнизонами, размещенными в системе опорных пунктов; полоса территории Римской империи, расположенная вдоль границы. В пределах лимеса (пограничной военной зоны) запрещалось производить без специального разрешения какие-либо работы, могущие иметь отрицательное влияние на оборону государства. Система лимесов начала формироваться в Римской империи с конца I в. от Р.Х. и сохранялась до V в.

Лимитаны (limitanei) – пограничные войсковые подразделения.

Линтеон – «льняной»; полотняной пояс Христа, хранившийся как одна из величайших реликвий в храме Богоматери Фаросской на территории Большого дворца в Константинополе до 1204 г., когда он был похищен крестоносцами.

Лионский собор – церковный собор, состоявшийся в 1274 г. во французском городе Лион с участием православного и католического духовенства, по инициативе византийского императора Михаила VIII Палеолога (1259 – 1282 гг.). Рассчитывая на получение военной помощи от западноевропейских католических государств, Михаил VIII пошел на заключение Лионской унии между православной и католической церквями. Но в действительности соглашение об унии осталось нереализованным.

Липс – юго-западный ветер.

Литоксы – каменотесы.

Литра (Либра, Фунт) – 1) византийская крупная денежная счетная единица, равная 72 номисмам. Содержала около 320 граммов золота; 2) мера веса, в разное время равная примерно от 283 до 327 граммов и делившаяся на 12 унций.

Литургика – наука о христианском богослужении, занимающаяся историко-богословским осмыслением церковной службы, изучающая правила и обычаи священнослужения.

Литургия – 1) специальная общественная обязанность, возложенная на знатного горожанина, город или провинцию, например, «великая хлебная литургия» Египта (обязанность поставлять хлеб в Константинополь); 2) богослужение (Божественная литургия), на котором совершается Таинство Евхаристии для причащения всех верующих христиан. В Византии было два чина полной Божественной литургии, в основе которых лежали анафоры святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста; эти чины имели довольно сложную историю развития и окончательно сформировались лишь к XV в. Согласно этим чинам, литургия состоит из трех частей: проскомидии, на которой совершается приготовление Святых Даров (квасного хлеба и вина) для Таинства Евхаристии; литургии оглашенных, центральным моментом которой является чтение из Священного Писания Нового Завета; литургии верных, во время которой совершается пресуществление Святых Даров в Тело и Кровь Христову и причащение верующих.

Лиутпранд Кремонский (Liudprando Cremonensis) – епископ Кремоны в Северной Италии, историк и дипломат императоров Священной Римской империи германской нации Оттона II и Оттона III. Родился в Павии около 920 г. в знатной лангобардской семье, умер в начале 972 г. Отец Лиутпранда был влиятельным лицом при дворе, в 927 г. исполнял дипломатическую миссию в Византии от имени короля, но вскоре по возвращению в Италию умер. Отчим Лиутпранда также был послом в Константинополе в 942 г. Сам Лиутпрнд получил прекрасное классическое образование в придворной школе итальянского короля Гуго, хорошо овладел греческим языком. В 931 г. юный Лиутпранд, обладавший прекрасным голосом, был приглашен в дворцовую капеллу, позднее получил сан диакона. С 945 г. Италией стал править маркграф Беренгарий (король Италии с 950 г.), и Лиутпранд служил у него личным секретарем, исполнял посольскую миссию в Константинополе в 949 г. Однако затем по неизвестным причинам, отношения Лиутпранда с Беренгарием испортились, и молодой диакон был вынужден бежать в Германию ко двору короля Оттона. Там Лиутпранд сделал успешную карьеру, и в июне 961 г. был поставлен на епископскую кафедру в Кремоне. В последующие годы он принимал участие во многих политических событиях, исполнял дипломатические поручения Оттона в Риме и Равенне, участвовал в императорской коронации Оттона на Рождество Христово в 967 г. В 969 г. Лиутпранд ездил в Константинополь сватать Феофано, дочь византийского императора Романа II, за сына императора Оттона. По некоторым сведениям он отправлялся в столицу Византии еще раз в 971 – 972 гг. в составе посольства кельнского архиепископа Геро, для сопровождения в Германию принцессы Феофано. Или по дороге в Грецию, или сразу по возвращению домой Лиутпранд умер. Перу Лиутпранда принадлежат три сочинения. «Антаподосис» («Воздаяние») в шести книгах, главный его труд, кратко и не всегда последовательно рассказывает об истории европейских государств в 887 – 962 гг. Второе сочинение Лиутпранда, «Деяния Оттона», содержит всего 22 главы и посвящено деятельности Оттона в 960 – 964 гг., его итальянскому походу и действиям против папства. Здесь есть весьма интересные сведения о жизни и нравах папского двора. Сочинение это вполне объективно, о себе Лиутпранд говорит в третьем лице, приводит документы, письма, речи. Особенно интересно третье сочинение кремонского епископа – «Отчет о посольстве в Константинополь». В нем он, чтобы отвлечь внимание императоров отца и сына Оттонов и императрицы Адельгейды от итогов своей миссии, закончившейся полным провалом, привел множество подробностей и второстепенных деталей, имеющих, однако, важное значение для истории. Тенденциозно, местами злобно, но при этом достаточно точно описал Лиутпранд жизнь Константинополя, внешность и привычки императора Никифора II Фоки и его ближайшее окружение. Сочинения Лиутпранда служат важным источником по истории Священной Римской империи, Италии, Византии и Древней Руси. Например, в «Антаподосисе» приводится подробный рассказ о неудачном походе киевского князя Игоря на Византию.

Лифаргерина – смесь свинца с серебром, использовавшаяся византийскими ремесленниками для изготовления небольших предметов бытового назначения: коробочек для мазей, чернильниц и тому подобного.

Логографы (logographi) – чиновники городских общин, работавшие под руководством декурионов.

Логофет – «исследователь причин»; 1) министр, должность управляющего ведомством (логофисием). С VII – VIII вв. и до XII в. в Византии существовали: логофет геникона – казны, куда стекались поступления от налогов и где хранились податные списки; логофет дрома – почты, внешних сношений, разведки и тайной сыскной службы, логофет идика – императорских поместий, логофет стратиотов – солдат или стратиотской казны – довольствия армии. Логофет претория управлял тюрьмой в Константинополе и входил в ведомство эпарха. Логофет секретов (великий логофет) – одно из высших должностных лиц в государстве, доверенное лицо императора, самое раннее упоминание которого относится к 1088 г. В Никейской империи и поздней Византии великий логофет являлся главой правительства. 2) счетовод и помощник протоэкдика и хартофилакса в пресвитерском совете константинопольской Патриархии.

Логофисий – министерство, приказ. В Византии канцелярии логофетов размещались в их собственных домах.

Локосерваторы (locoservatori) – коменданты небольших крепостей в византийской Италии.

Локоть – византийская мера длины, равная 46,8 см.

Локула (loculus) – горизонтальная ниша в стене погребальной камеры, куда клали покойного. Локула замуровывалась или завешивалась пологом.

Лонгивардия – византийская фема в Южной Италии, образованная в начале девяностых гг. IX в., когда византийцы с помощью франков отвоевали у арабов всю Южную Италию до границ Папского государства. В Лонгивардию входили области Апулии и Лукании, лангобардские герцогства и крупные приморские города: Неаполь, Амальфи и Гаэта. Центром Лонгивардии был Неаполь. Второй византийской фемой на юге Италии была Калаврия. Иногда власть над обеими фемами передавалась временно одному стратигу. В XI в. Южную Италию захватили норманны, положив конец власти Византийской империи в Лонгивардии и Калаврии.

Лонгин – брат византийского императора Зенона Исавра, магистр армии с резиденцией в Константинополе с 485 г., дважды назначался консулом (в 486 и 490 гг.). Во время переворота Василиска в 475 г. бежал из столицы в родную Исаврию. После восстановления Зенона на престоле в 477 г., был вынужден остаться в Исаврии в качестве заложника влиятельного магистра Илла. Бежал в столицу в 485 г. с началом восстания Илла против императора Зенона. Вскоре стал самым влиятельным человеком при императорском дворе, Зенон прочил его в свои преемники на троне. Однако после смерти Зенона в 491 г., мощная антиисаврийская партия в столице, и, прежде всего, сенаторы по соглашению с вдовой Зенона – августой Ариадной, сделали новым императором силенциария Анастасия. Лонгин пытался поднять восстание против императора Анастасия, но был обезврежен, сослан в Фиваиду и там рукоположен во священника. Вслед за Лонгином из столицы было изгнано множество исавров, за «совершенные ими великие беспорядки», как сообщает летопись. Умер Лонгин в 499 г.

Лонгин Кардальский – видный сановник исаврийского происхождения, в правление византийского императора Зенона занимавший пост магистра оффиций. Родом из города Кардалы в Исаврии. В 491 г., после смерти Зенона и провала попытки царского брата Лонгина взойти на византийский трон, в числе многочисленных исавров был выслан из столицы. Сосланный в Исаврию Лонгин Кардальский, оказавшись на родине, стал зачинщиком мятежа против императора Анастасия, продолжавшегося с 492 по 498 гг. К Лонгину присоединился со своими отрядами правитель Исаврии Линг, сводный брат магистра Илла, бунтовавшего еще против императора Зенона; еще одним руководителем восставших стал стратиг Афинодор Младший. В 492 г. в сражении у города Котиэй исавры были разбиты правительственными войсками под командованием столичного магистра армии Иоанна Горбуна. Линг погиб в той битве. После этого Лонгин продолжал сопротивление в течение пяти лет, укрывшись в крепости на вершине Тавра в Исаврии. Наконец, в 497 г. военный магистр Востока Иоанн Скиф окончательно разбил исавров, захватил Лонгина Кардальского и Афинодора Младшего в плен и казнил их. Головы Лонгина и Афинодора были отправлены к императору Анастасию в Константинополь, и, насаженные на копья, были выставлены на северном берегу Золотого Рога в предместье Константинополя.

Лопадий – город на реке Риндак в Малой Азии, к югу от Мраморного моря, близ которого 15 октября 1211 г. армия латинского императора Генриха Фландрского (1206 – 1216 гг.) разбила войско никейского императора Феодора I Ласкаря (1205 – 1221 гг.). После этой победы латиняне заняли большие территории, но дальнейшее их продвижение было сорвано героической обороной греческого гарнизона крепости Лентиана. В сложившейся ситуации Феодору I пришлось отказаться от схваток с крупными силами противника и перейти к уничтожению мелких вражеских отрядов. В итоге эта тактика оказалась успешной и привела к заключению в конце 1214 г. мирного договора между Латинской и Никейской империями. Тем самым латиняне официально признали право на существование греческого национального государства в Малой Азии.

Лор – деталь парадного императорского облачения, украшенная длинная полоса ткани. В ранней Византии лор (происходивший от трабеи римских консулов) надевался спереди на правое плечо и сложным образом обматывал тело, а свободный конец лора свешивался с левой руки. Позднее, когда лор стал очень тяжелым от золота и камней, его разъединили на несколько деталей: оплечья (маниакий, похожий на бармы русских царей) и нашивки - спереди по центру платья и на левом рукаве.

Лорикион (лорикий) (lorica) – кольчужный доспех воина, кольчуга.

Лоротом – ремесленник, изготавливавший сбруи и ремни.

Лох – ряд, небольшое войсковое подразделение из шестнадцати бойцов в ранней Византии. В боевом построении воины каждого лоха стояли друг за другом, отдельным рядом фаланги.

Лохаг – командир лоха. В фемном войске лохагами назначали особо отличившихся стратиотов.

Лука Нотара – мегадукс и командующий флотом при дворе императора Константина XI (1449 – 1453 гг.). Известен своим непримиримым отношением к латинянам; ему принадлежит авторство известного афоризма, что «лучше видеть в городе турецкий тюрбан, чем латинскую митру». Во время штурма Константинополя турками весной 1453 г., руководил обороной морских стен города. После захвата Константинополя, султан Мехмет II приговорил к смерти Луку Нотару и его детей.

Лука Хрисоверг – константинопольский патриарх с 1157 до 1169 или 1170 гг. До патриаршества был благочестивым монахом. Правление его было ознаменовано широкой церковно-законодательной деятельностью. В частности, тогда были запрещены мирские занятия для клириков, в том числе: управление домами и именьями, служба в магистратуре, сбор податей, адвокатская и медицинская практика, содержание бань, питейных заведений и публичных домов. Хрисоверг в шестидесятых гг. XII в. состоял в переписке с русским великим князем Андреем Боголюбским, отстаивал церковное подчинение Руси константинопольским патриархам, протестовал против создания самостоятельной и независимой от греков Церкви на северо-востоке Руси. Известен ряд стихотворений религиозного содержания, принадлежащих перу Луки Хрисоверга.

Лутрон – баня, ванна, купальня. Византийцы посещали баню еженедельно, а бани строили, как правило, в садах.

Львиная квадрига Кибелы (Реи) – бронзовая скульптурная группа, привезенная в Константинополь из малоазийского города Кизик в IV в. Представляла собой изображение богини Кибелы (Реи), управлявшей упряжкой из четырех львов. В новой столице империи изображение подверглось частичной переделке. Скульптура Кибелы была отделена от львиной квадриги, было изменено положение ее рук, и бывшая богиня приняла вид молящейся женщины. Эта статуя была установлена в бывшем языческом храме Великой матери (Magna mater), построенном еще в древнем Византии, но потерявшем религиозное значение в христианском Константинополе. При императоре Феодосии I Великом (379 – 395 гг.), в период между 388 и 391 гг., львиную квадригу, вероятно, установили на триумфальной арке Феодосия Великого, позже ставшей Золотыми воротами стен Феодосия.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 06:39:17
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Л" Ч.3 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0052 ]   [ Gzip выкл. ]