Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Л" Ч.1 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Лабарум (labarum) – священное знамя, учрежденное для своего войска римским императором Константином Великим в годы гражданских войн в империи. По внешнему виду это знамя повторяло обычные значки легионов («орлы»), но верхний конец древка лабарума, покрытого золотом, венчало не изображение орла, а монограмма имени Иисуса Христа в лавровом венке. На поперечной рее было укреплено квадратное шелковое полотнище белого цвета вышитое золотом. К верхней части полотнища было прикреплено сделанное из золота погрудные изображения императора и его сыновей.

Лаваторий (лавабо) (lavatorium) – большая чаша для омовения рук. В византийских храмах для священников и церковнослужителей имелся отдельный лаваторий, а общий, для прихожан, ставился в нарфике, при входе в храм.

Лавра – «многолюдное место»; название некоторых важнейших и крупных мужских монастырей. В V – VI вв. в Палестине так именовались монастыри, огражденные стенами от нападений.

Лавра Святого Саввы Освященного (Мар Саба) – греческая обитель, расположенная в долине пересыхающей реки Кедрон в пятнадцати км. к юго-востоку от Иерусалима. Основана святым Саввой Освященным в 483 г. и получила название Большой лавры в связи с тем, что имела мощные укрепления для защиты от регулярных набегов бедуинских племен. Однокупольный католикон лавры во имя Святого Николая был возведен около 492 г. В начале своего существования лавру населяли около полусотни монахов, позже число монахов-общинников увеличилось до ста пятидесяти, кроме того, появились семьдесят анахоретов. Устав, составленный святым Саввой для своей обители, получил название палестинского или иерусалимского. Еще при жизни Саввы Освященного Большая лавра стала одним из центров духовной жизни Палестины, продолжила развиваться, сохранив свой авторитет и после смерти ее первого настоятеля в 532 г. В VI в. ее посещали видные церковные деятели: Иоанн Мосх и Феодор Сикеот. Над могилой святого Саввы была возведена часовня Гроба Святого Саввы Освященного. Севернее часовни находится пещерная усыпальница, которая, по мере надобности, расширялась иноками. В 614 г., при вторжении в Палестину персидского шаха Хосрова II, лавра подверглась нападению арабских разбойников, которые разграбили монастырь и убили сорок монахов. Несмотря на это, в отличие от большинства палестинских монастырей, которые не смогли оправиться после персидского нашествия, лавра Святого Саввы вскоре не только возобновила свою деятельность, но и приобрела еще большее влияние в церковных кругах Византии. В VIII – IX вв. она стала убежищем для столичных иконопочитателей, спасавшихся от преследования иконоборческой власти. В числе самых знаменитых насельников лавры в эту эпоху был богослов Иоанн Дамаскин, который там написал много полемических работ против иконоборчества, а также его приемный брат Косьма Майумский и племянник Стефан Савваит, оба прославившиеся как сочинители церковных гимнов. После завоевания Палестины арабами условия существования монастырей в тех землях резко ухудшились. Власти халифата практически не контролировали действия отдельных бедуинских племен, промышлявших разбоем и грабежом, в первую очередь против христианского населения. В 786 г., во время династической междоусобицы среди мусульманских правителей и кризиса центральной власти, бедуины, после месячной осады, взяли лавру штурмом. Святыни были разграблены, монастырь осквернен, монахи поголовно вырезаны. Однако, очень скоро, за счет помощи из Константинополя, обитель вновь была восстановлена. В конце VIII или начале IX вв. Феодор Студит перенял песенный канон у обители Святого Саввы для своего столичного монастыря. В 1187 г., после завоевания Иерусалимского королевства сарацинами, лавра Святого Саввы опять серьезно пострадала от рук арабов: часть монастырских построек была разрушена, погибло множество монахов. Будучи не в силах противостоять постоянным набегам бедуинов, последние насельники лавры покинули ее до 1440 г., и около столетия лавра была необитаемой, пока власть в Палестине не перешла к туркам-османам. Охранные грамоты султана Сулеймана II позволили монахам возобновить деятельность лавры. В настоящее время лавра Святого Саввы Освященного является одним из центров православного паломничества в Святую землю.

Лавсиак – одна из богато украшенных палат Большого дворца в Константинополе. Вход в эту палату назывался Слоновыми воротами.

Лазарь – прославленный византийский изограф IX в., монах. Родился в Армении в 800 г., умер после 865 г. По происхождению, предположительно, был хазаром, но не исключена и его армяно-хазарская национальная принадлежность. Переехав в Константинополь, прославился там как непревзойденный иконописец своего времени. Во время правления последнего императора-иконоборца Феофила (821 – 842 гг.) открыто выступал с обличениями иконоборцев, за что подвергся избиению, изощренным пыткам и тюремному заключению. Чудом оставшись жив, продолжал создавать святые образы. Его кисти принадлежала чудотворная икона святого Иоанна Предтечи, он создал изображение Богоматери и двух ангелов в храме Святой Софии. После смерти Феофила, Лазарь восстановил образ Иисуса Христа в Халке, разрушенный по приказу императора-иконоборца Льва V (813 – 820 гг.). В последние годы жизни Лазарь был ревностным сторонником патриарха Игнатия (847 – 858 гг. и 867 – 877 гг.) в его противостоянии с патриархом Фотием (858 – 867 гг. и 877 – 886 гг.).

Лазарь Парбский (Лазар Парбеци) – армянский историк V в. Даты рождения и смерти неизвестны. Получил хорошее образование в лучших школах Византийской империи, был убежденным грекофилом. Его «История» в 3 книгах посвящена событиям в Армении, после ее раздела в 387 г. между Ираном и Византией, восстаниям армянского народа под руководством Вардана Мамиконяна (450 – 451 гг.), Ваана Мамиконяна (481 – 484 гг.) против персидского владычества; в своем сочинении Лазарь обосновывает единство политических интересов Армении, Грузии и Албании Кавказской в борьбе против Ирана. Сохранилось также послание Лазаря Парбского Ваану Мамиконяну.

Лазика – византийское наименование древней Колхиды. С IV в. Лазика находилась в сфере влияния Восточной Римской империи, но со времени правления императора Льва I (457 – 474 гг.) Лазика попала в зависимость от Персии. В 522 г., однако, когда умер царь лазов Дамназ, его сын Цафий, вместо того чтобы получить право на царствование от персидского шаха, явился в Константинополь в 523 г., принял там христианство и был удостоен знаков царского достоинства от византийского императора. Тогда же Цафий взял в жены Валериану, дочь константинопольского патрикия Нома. С тех пор Лазика стала полем борьбы между Византией и Персией, пока в 562 г. не была закреплена договором за Византией.

Лазы – древнее племя, родственное грузинам, занимавшее плодородную и богатую долину реки Фасис (совр. Риони), носившую название Мухириси. Древние греки называли эту страну Колхидой. В районе Мухириси было расположено большинство внутренних лазских городов – Родополис, Кутаиси, Вашнари, Апсар и другие. С Мухириси был связан также Фасис (совр. Поти), значительный торговый город на Черном море, у устья реки Риони. В IV в. владетельный князь лазов подчинил себе абазгов, апсилов и другие более мелкие племена, а к концу IV в. и сванов. Так возникло новое царство, которое римляне называли Лазикой. Столицей Лазики был город Цихе-Годжи на берегу реки Техури, который римляне называли Археополисом. Лазика была государством, давно связанным с Восточной Римской империей. Лазский царь по отношению к императору был обязан военной службой. В то же время лазы вели с римлянами выгодную для себя торговлю. В 523 г. царь Лазики Цафий (Цатэ) принял христианство в Константинополе, а в Колхиде еще раньше появились византийские гарнизоны. С 523 г. византийцы вели войны в Лазике с персами за господство в этой земле, закончившиеся победой империи. В 532 г. был заключен «вечный» мир между Персией и Византией. Император Юстиниан увеличил византийские гарнизоны в Лазике и построил укрепленный город Петру (Цихисдзири) между Кобулети и Батуми. Но торговая монополия, введенная византийским страгигом Цивом, и другие притеснения византийцев побудили царя лазов Губаза II изгнать их из Лазики при помощи персов. В 542 г. Хосров с многочисленной персидской армией появился в Лазике и взял крепость Петру. Но персы вели себя в Лазике не лучше византийцев, и Хосров приказал одному из своих полководцев убить Губаза. Уведомленный об этом, Губаз обратился к Юстиниану, обещал перейти на его сторону, если он поможет изгнать персов из Лазики. Юстиниан отправил в Лазику новые войска. От союзных войск византийцев и лазов персы потерпели жестокое поражение в 549 и 550 гг. В 550 г. Петра была взята византийцами. По договору 562 г. Лазика осталась в зависимости от Византии. После этого царская власть в Лазике была упразднена. В VIII в. Лазика вошла в состав Абхазского царства. В 1461 г. лазы подпали под власть турок, и перешли большей частью в ислам.

Лакапикон – мозаичная вставка в стене храма.

Лаконик – отделение кальдария (парилки) в термах, с большим, но мелким бассейном для омовения.

Лакония – историческая область юго-восточной части Пелопоннеса, расположенная между горными хребтами Парнон и Тайгет, со столицей в Спарте.

Лактанций Луций Цецилий Фирмиан (Lactantius) – знаменитый христианский апологет, богослов, основатель историографии на латинском Западе. Родился около 250 г. в языческой семье, вероятно, в Северной Африке, умер после 325 г. Получил прекрасное классическое образование, преподавал риторику при дворе императора Диоклетиана в Никомедии, а затем при дворе императора Констанция Хлора в Трире. В зрелом возрасте принял христианство и крестился в Никомедии. С 308 по 317 гг. был наставником и учителем Криспа, старшего сына императора Константина Великого. В 311 – 313 гг. пребывал в Вифинии и был очевидцем войны между восточными императорами Максимином Дазой и Лицинием. Описал в своих трудах пережитые им события: гонение на Церковь при Диоклетиане, гражданскую войну в империи и победу в ней императора Константина Великого, торжество христианства в Римской империи. Главный труд Лактанция из числа сохранившихся до нашего времени – апологетический трактат «Божественные установления» в семи книгах («Divinorum institutionum libri septem»), адресованный императору Константину Великому, опровергает принципы языческой философии и доказывает истинность христианского вероучения. Славу историка Лактанцию принесло его сочинение «О смертях преследователей» («De mortibus persecutorum»), охватывающее события истории Церкви и Римской империи от распятия Христа и до 314 г., с подробным освещением событий начала IV в.

Лалакон – река в Малой Азии, на берегу которой 3 сентября 863 г. южнее города Амис (совр. Самсун в Турции) состоялось сражения между византийскими войсками стратига Петроны и мусульманскими отрядами эмира Омара. Летом 863 г. эмир Мелитины Омар предпринял очередной набег в пределы Византии во главе корпуса, насчитывающего по разным оценкам от восьми до сорока тысяч воинов. На обратном пути движение арабов сдерживала захваченная добыча. Из Каппадокии большая их часть повернула назад, и лишь Омар с небольшими силами продолжил путь на север. Ему удалось овладеть городом Амис на побережье Черного моря, но здесь его перехватила многочисленная армия византийцев стратига Фракисийской фемы Петроны, в которой помимо столичных гвардейских тагм, имелись крупные отряды малоазийских и европейских фем. Умело координируя свои действия, византийские стратиги в начале сентября окружили лагерь противника в районе заливного луга Гирин в долине реки Лалакон, на стыке границ фем Армениак и Пафлагония. Четыре раза Омар бросался на прорыв, но повсюду был отброшен назад. Пятая попытка стоила ему жизни, как и многим его воинам. Лишь сыну эмира удалось ускользнуть с небольшим отрядом, но вскоре и он был настигнут и пленен в феме Харсиан. Сражение при Лалаконе – Гирине было одним из немногих примеров успешного противодействия арабским набегам византийских военных сил. Гораздо чаще такие нападения оставались безнаказанными.

Лампада – «светильник»; масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике.

Лампадарий (кандиларий) – наблюдатель за свечами, лампадами, подсвечниками и кадилами в монастырском храме, возжигавший и гасивший их по мере надобности.

Лампротат – См. Клариссим.

Лампсак – портовый город на азиатском берегу пролива Геллеспонта (Дарданеллы), напротив города Галлиполи. Издревле в Лампсаке находились важнейшие таможни, а жители активно занимались перевозом людей в Европу через пролив. Городские солеварни Лампсака производили соль на продажу, кроме того, горожане торговали соленой рыбой и гончарными изделиями. Часть жителей традиционно занималась сельским хозяйством в окрестностях города. В X в. Лампсак занимал седьмое место по важности среди городов фемы Опсикий. При этом он оставался немноголюдным и в 1218 г. насчитывал всего 173 домохозяйства: 60 городских и 113 крестьянских. В это время в городе проживало около тысячи жителей. Лампсак имел небольшой акрополь, в котором останавливался никейский император Иоанн III Дука Ватац (1221 – 1254 гг.), не раз посещавший этот город. С начала латинской оккупации Византии и до 1231 г. город находился под властью венецианцев. Жители Лампсака принимали активное участие в военных действиях никейцев против Латинской империи. В восьмидесятых гг. XIII в. Лампсак, как и другие города Геллеспонта, поразил серьезный кризис, в связи с турецким наступлением на земли возрожденной Византийской империи. В XIV в. город был захвачен османами.

Лангобарды – германское племя, получившее название или от длинных бород своих мужчин, или от топоров на длинных рукоятях, которые лангобардские воины использовали в бою. Вид их внушал страх: лица они татуировали и красили в зеленый цвет, носили длинные волосы, свисающие по щекам и сплетающиеся с бородой. В I в. от Р.Х. обитали по левому берегу нижнего течения Эльбы. В V в. проникли в область Дуная, где приняли арианское христианство и нередко выступали военными союзниками Византии. При императоре Юстиниане они занимали привилегированное положение как защитники границ империи, принимали деятельное участие в кампаниях, которые вела Византия против остготов в Италии. В 493 г. лангобарды разрушили государство герулов, а в 566 г. в союзе с аварами разгромили гепидов в Паннонии. В 568 г. лангобарды оставили свои земли аварам, а сами вместе с племенами свевов и саксов вторглись под предводительством лангобардского вождя Альбоина в византийскую Италию, и легко завоевали северную часть страны, впоследствии названную Ломбардией. Там было основано Лангобардское королевство с главным городом Павией. Позднее лангобарды заняли Сполето и Беневент, которые стали самостоятельными герцогствами. Во время завоевания лангобарды разрушали города, истребляли и изгоняли многих римских землевладельцев, конфискуя их имущество. Римское население должно было вносить в пользу завоевателей треть своих доходов. Завоевание и начало господства лангобардов сопровождались истреблением и изгнанием знатных римлян. При Клефе, втором короле лангобардов, пострадала не только знать, но и люди среднего достатка. Лангобарды селились отдельно от римлян, кровнородственными группами под предводительством герцогов, сохранявших в их королевстве значительную самостоятельность. В 573 г. зять императора Юстина Бадуарий был направлен с войском в поход против лангобардов, но в битве потерпел поражение, и, не вынеся позора, покончил жизнь самоубийством. Начавшаяся в это время война на восточной границе империи прекратила попытки византийского двора восстановить свое господство в Италии. В результате итальянские владения Византийской империи сократились до небольших, но имевших важное стратегическое значение приморских областей: Римский дукат и Равеннский экзархат с соединяющим их коридором, Калабрия и Бруттий. К середине VIII в. у лангобардов произошло ослабление королевской власти, стремление королей Лиутпранда и Айстульфа опереться на католическое духовенство не привело к ее укреплению. Завоевательная политика лангобардов в Италии окончилась неудачей, в том числе и из-за противодействия франков, союзных с папством. В 751 г. король лангобардов Айстульф взял Равенну и уничтожил византийский Равеннский экзархат. Через три года он начал угрожать и Римскому дукату, поэтому папа Стефан II вынужден был отправиться за помощью в Галлию к франкам. После этого король франков Пипин дважды вторгался в Италию и разгромил Айстульфа. Пипин отвоевал Равеннский экзархат, после чего передал его и Римский дукат папе, тем самым создав Папское государство. Лангобардское королевство сохранилось за Айстульфом, но его преемник Дезидерий потерпел поражение и был смещен сыном Пипина Карлом Великим, который в 773 г. был увенчан «Железной короной» лангобардов и включил их королевство в империю франков. На юге Италии лангобардские герцогства существовали еще довольно долго, пока последнее из них не было завоевано во второй половине XI в. норманнами, которые начали прибывать сюда с 1016 г.

Ланциарий (lancearius) – копейщик.

Лаодикея – древний город во Фригии на реке Лике, притоке Меандра, основанный царем Антиохом II (261 – 246 гг. до Р.Х.). В византийское время Лаодикея была важным торговым центром, местом проведения Поместного Церковного собора 360 г. Лаодикею (совр. Денизли в Турции) заняли турки в XII в., в середине XIII в. она была отвоевана Никейской империей, но вскоре вновь захвачена сельджуками. В 1402 г. разрушена Тимуром.

Лаодикея на Оронте – небольшой городок в Сирии в верхнем течении Оронта, лежавший на пути из Дамаска в Эмесу. Иногда именовался Лаодикеей Проказной (Laodicea scabiosa), поскольку в этом городе нередко случались эпидемии этой болезни.

Лаодикея Приморская – крупный торговый город на побережье Средиземного моря, вблизи от Антиохии, в провинции Первая Сирия диоцеза Восток. Основанная сирийским царем Селевком, Лаодикея получила свое имя в честь матери царя – Лаодики. Лаодикея Приморская была родиной и местом епископского служения Аполлинария Лаодикейского, известного богослова IV в.

Лаоник Халкокондил – поздневизантийский историк. Родился в 1430 г. в знатной семье в Афинах, умер в 1490 г. на острове Крит. После 1435 г. жил в Мистре, учился у Гемиста Георгия Плифона в его Платоновской академии. В своем «Историческом повествовании» в десяти книгах Халкокондил описал события 1298 – 1463 гг., подражая манере и языку античных историков Геродота и Фукидида. Особенно подробные сведения даны им по истории XV в., в том числе описано падение Византии и возвышение Османской империи. Халкокондил имел непосредственный доступ к документам из канцелярии турецкого султана и сумел собрать важную информацию о событиях ранней османской истории. Труд Лаоника Халкокондила содержит также ценные сведения о народах Южной и Восточной Европы, о поздней истории Трапезундской империи. Одним из основных недостатков его «Исторического повествования» является отсутствие ясной хронологии и датировки событий.

Лариса – 1) город в греческой провинции Фессалия, на южном берегу реки Пиней, основанный в глубокой древности народом пеласгов. В византийское время Лариса была одним из крупнейших городов и главной крепостью Северной Греции, центром провинции Фессалия, а позднее – фемы Эллада, учрежденной в конце VII в. После объединения фем Эллада и Пелопоннес в XI в. фемная столица была перенесена в город Фивы; 2) небольшой город в Малой Азии, в феме Армениак.

Ласкарис Канан – византийский мореплаватель, совершивший путешествие по странам Скандинавии и Балтии в период между 1418 и 1448 гг. и оставивший его детальное описание в жанре перипла. Это было самое дальнее путешествие, когда-либо предпринятое византийцами. Ласкарис Канан объехал весь западный берег Европы, прошел вдоль балтийских Бергов Норвегии и Швеции, Ливонии, Пруссии, Померании, Шлезвига, Дании и Британии. Затем он совершил поездку в Исландию и вновь возвратился в Британию. В своем описании этих походов Ласкарис Канан в лаконичной манере сообщает протяженность берегов и ширину Балтийского моря, описывает политическое устройство и экономическое положение и особенности быта стран, которые он посетил, дает некоторые сведения о портовых городах на своем пути.

Латеранский собор – Церковный собор организованный и проведенный святым римским папой Мартином (649 – 655 гг.) в храме Спасителя вблизи Латеранского дворца в Риме в октябре 649 г. Целью собора было сформировать суждение о монофелитском догмате, лежавшем тогда в основе религиозной политики Византийской империи. Собор имел характер Вселенского, для участия в нем в Рим прибыло 105 епископов, преимущественно из Италии, Сицилии, Сардинии и африканских провинций империи. Важную роль в подготовке документов Латеранского собора сыграли греческие монахи во главе со святым Максимом Исповедником. Собор анафематствовал «Эктесис» патриарха Сергия I (610 – 638 гг.) и «Типос» патриарха Павла II (641 – 654 гг.), еретиками были объявлены константинопольские патриархи: Сергий I, Пирр и Павел II, александрийский патриарх Кир и епископ Фарана Феодор. По окончании собора папа издал энциклику, в которой оповещал христианский мир о восстановлении истинного учения Церкви. Постановления Латеранского собора были восприняты в Константинополе как мятежный вызов. В 653 г. папа Мартин под покровом ночи был арестован, под охраной отправлен морем в Константинополь, там осужден как изменник, приговорен к лишению всех званий и сослан в Херсонес, где и умер в 655 г.

Латиникон – См. Италикон.

Латинофрон – «католически мыслящий»; православный сторонник унии с католичеством.

Латинская ересь (латинство) – См. Католицизм.

Латинская империя (Романия) – государство, созданное в 1204 г. в результате завоевания части Византии участниками Четвертого крестового похода. Латинская империя включала значительную часть Балканского полуострова, Северо-Запад Малой Азии, острова Эгейского и Ионического морей. Эти земли были поделены между предводителями крестоносцев, рядовыми рыцарями, республикой Венецией и венецианскими нобилями. Одну четвертую территории Латинской империи (включая четвертую часть Константинополя) получил император. Первым императором Латинской империи стал граф Балдуин IX Фландрский. Наиболее значительными феодальными владениями в Латинской империи были Фессалоникийское королевство, Ахайское княжество и Афинское герцогство. Латинская империя, хотя и унаследовала некоторые черты государственного устройства Византии, в основном представляла собой феодальную монархию французского типа. Императоры переняли пышность византийского двора, но власть их ограничивалась советом виднейших сеньоров и венецианским подеста с 6 советниками. Большая часть высших должностей соответствовала западноевропейским традициям, впрочем, некоторые должности имели греческое наименование. В Латинской империи сохранилась византийская податная система. Политическая структура Латинской империи была закреплена ассизами Романии. Организация немногочисленного господствующего класса строилась на принципах феодальной иерархии. Греческая феодальная знать, частично влившаяся в его ряды, занимала особое правовое положение и имела особые формы собственности. Греческое крестьянство, как правило, было прикреплено к земле, на него налагались новые повинности (баналитеты). Ведущие позиции в торговле и промышленности захватили венецианцы, что способствовало упадку греческого ремесла. Высшая церковная иерархия (преимущественно католические епископы) возглавлялась католическим патриархом, а рядовое духовенство было главным образом православным и сохраняло православную обрядность. Органического слияния греческой и латинской культур в Латинской империи не произошло. Внутренние противоречия среди латинских феодалов, враждебность местного населения к крестоносцам, обусловленная экономическим, политическим и религиозным неполноправием греков, сохранением тяжелых форм византийской налоговой системы, ослабляли Латинскую империю. 14 апреля 1205 г. под Адрианополем латинские рыцари потерпели поражение от болгарских войск. В Малой Азии Латинская империя, сначала закрепившая свои владения по Нимфейскому договору 1214 г. с Никейской империей, в 1225 г., после разгрома латинян никейским императором при Пиманионе, почти все их утратила, удержав лишь берег Босфора и район Никомедии. В 1224 г. эпирский деспот завладел Фессалониками. Фессалоникийское королевство пало. В 1235 – 1236 гг. войска никейского и болгарского государей, объединившихся в борьбе с Латинской империей, овладели большей частью Фракии, и только последующий разрыв между союзниками дал Латинской империи некоторую передышку. В битве при Пелагонии в 1259 г. никейскими войсками было разгромлено войско Ахайского княжества, князь ахайский попал в плен. 25 июля 1261 г. никейские войска, почти не встретив сопротивления, заняли Константинополь, что означало ликвидацию Латинской империи, однако отдельные феодальные владения в Средней и Южной Греции, ранее входившие в ее состав, продолжали оставаться в руках латинян вплоть до XV в.

Латинская Романия – совокупность владений итальянских торговых республик, независимых и полунезависимых западных рыцарей-крестоносцев и духовно-рыцарских орденов, наемников-каталонцев, правителей Сицилийского королевства и других католических государей на землях Византийской империи от Адриатики до Причерноморья и Приазовья. Начало латинской власти на византийском Востоке положили завоевания Ионических островов, Кефалинии, Закинфа и Итаки сицилийским королем Вильгельмом II в 1185 г. В 1191 г. английский король Ричард Львиное Сердце захватил Кипр у византийского узурпатора и затем продал его тамплиерам. Но планомерные захваты византийских земель начались после взятия крестоносцами Константинополя в 1204 г. Постепенно ослабевая, этот процесс продолжался до XV в. Крупнейшими из этих новых государств были: Латинская империя (1204 – 1261 гг.), Фессалоникийское королевство (1204 – 1224 гг.), Ахайское княжество на Пелопоннесе (1205 – 1432 гг.), Афинское герцогство (1205 – 1456 гг.), владения рыцарей-госпитальеров на Родосе и островах Додеканеса (1306 – 1522 гг.), Кипрское королевство (1192 – 1489 гг.). Обширны были владения Венеции в Византии: острова Крит (1206 – 1669 гг.) и Корфу (1207 – 1214 и 1386 – 1797 гг.), важнейшие порты Южного Пелопоннеса Корон и Модон (1207 – 1500 гг.), а также ряд островов и крепости в Греции и Малой Азии. Помимо этого существовало много небольших владений – графств и маркизатов, как правило, в той или иной степени зависимых от более крупных государств. На этих территориях происходили сложные процессы культурного взаимодействия, в сочетании с непримиримой борьбой. Натиск с Запада встречал сопротивление греческого Востока. В ходе византийского освободительного движения в 1261 г. Константинополь был отнят у латинян и Латинская империя прекратила свое существование. В последующие годы греки продолжали возвращать свои бывшие владения, но османская агрессия в XIV – XV вв. положила конец противостоянию власти и ромеев, и латинян в Византии. Латинская Романия была важнейшим каналом передачи византийского культурного наследия на Запад до падения Константинополя в 1453 г.

Латиняне – потомки римских граждан Западной Римской империи, в ближайшие века после ее падения проживавшие в Италии под властью византийцев и варварских королей. Позднее, после разделения церквей в 1054 г., латинянами на Востоке стали называть всех приверженцев католической церкви.

Латомия – каменоломня.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 06:37:53
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Л" Ч.1 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0161 ]   [ Gzip выкл. ]