Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "К" Ч.8 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Константинопольские осады – боевые действия, в ходе которых противники Византии неоднократно пытались овладеть столицей империи. Большинство таких попыток закончились неудачей, благодаря мощи стен Феодосия и силе столичного гарнизона. Наиболее известны: 1) Осада 626 г. В ходе ирано-византийской войны 602 – 629 гг. персы заключили союз с аварским каганом для совместных действий против Византии. Воспользовавшись отсутствием главных сил византийской армии, действовавших под командованием императора Ираклия в Юго-Восточном Причерноморье, войско персидского полководца Шахрбараза зимой 625 – 626 гг. вышло на азиатский берег Боспора. 29 июля 626 г. авары полностью блокировали Константинополь с суши. В состав их полчищ входили также болгары, гепиды и славяне. В городе царила тревога, но власти твердо решили защищать столицу. Обороной города руководил патрикий Вон. При этом господство византийского флота не позволяло аварам и персам действовать скоординировано. Стремясь ускорить развязку, в ночь на 7 августа каган предпринял общий штурм города, как с суши, так и с моря, но византийцы отразили его, нанеся огромный урон неприятелю. В лагере кагана началось разложение дисциплины, славяне дезертировали толпами. Кроме того, у авар подходили к концу запасы продовольствия. 9 августа, предав огню осадные машины, они сняли осаду. Позднее переброшенный из Армении отряд куропалата Феодора, брата василевса, вынудил персов очистить азиатский берег Боспора. 2) Осада 674 – 678 гг. В ходе арабо-византийской войны мусульманское войско вышло на восточный берег Боспора, а флот арабов прочно блокировал Константинополь с моря. Обустроив якорную стоянку в Кизике на Мраморном море, арабы на протяжении четырех лет совершали опустошительные набеги на окрестности столицы, неоднократно пытались штурмовать городские стены. Летом 678 г. эскадра императора Константина IV уничтожила основную часть кораблей противника незадолго до этого изобретенным греческим огнем. Это поражение заставило арабов снять осаду и отступить в Малую Азию. 3) Осада 717 – 718 гг. Летом 717 г. сто двадцатитысячная армия арабского полководца Масламы с помощью мощного флота (около 1800 кораблей) переправилась через Геллеспонт в Европу и осадила Константинополь. Оборону города возглавил император Лев III. Избрав тактику активных боевых действий, он неоднократно производил вылазки своими огненосными кораблями и нанес флоту противника серьезный урон. Большую помощь осажденным оказали союзники империи – болгары, наносившие чувствительные удары врагу с тыла. Зимой в лагере арабов начался голод, а затем вспыхнула эпидемия. Потеряв за время осады до ста тысяч человек, Маслама 15 августа 718 г. был вынужден отступить от города. 4) Осада 813 г. После разгрома византийской армии болгарами при Версиникии 22 июня 813 г. войско хана Крума вышло к Константинополю и осадило столицу империи. Понимая, что из-за отсутствия тяжелой осадной техники и флота, овладеть столь сильной крепостью не представляется возможным, Крум, в качестве условия заключения мирного договора потребовал огромный выкуп. В ходе мирных переговоров византийцы едва не убили хана, а Крум разграбил окрестности столицы и ушел с войском в Болгарию. 5) Осада 821 – 823 гг. В декабре 821 г. провозгласивший себя императором Фома Славянин во главе большого войска переправился из Малой Азии во Фракию и осадил Константинополь. Его кораблям, удалось разорвать цепь, преграждавшую вход в Золотой Рог, и проникнуть в воды залива. Тем не менее, город стойко оборонялся, а император Михаил II заключил союз с болгарским ханом Омуртагом, который нанес мощный удар в тыл мятежникам. За время осады моральный дух в стане Фомы неуклонно снижался. Массовый характер приобрело дезертирство. Наконец, поредевшие отряды узурпатора были отброшены от столицы. Фома бежал в Адрианополь, но после пятимесячной осады этого города попал в плен и был предан мучительной казни. 6) Осада 1203 г. 5 июля 1203 г. отряды крестоносцев Четвертого крестового похода под предлогом восстановления на престоле свергнутого императора Исаака II Ангела высадились на европейском берегу Боспора. На следующий день они овладели Галатской башней и ввели свои корабли в Золотой Рог. С 7 по 16 июля латиняне отразили несколько попыток византийцев уничтожить крестоносный флот. 17 июля французы с суши, а венецианцы дожа Энрико Дандоло со стороны Золотого рога предприняли штурм города, овладев рядом укреплений. Однако, из-за сопротивления гарнизона, этот успех не получил развития, и крестоносцы были вынуждены отступить. Вместе с тем, император Алексей III не решился вступить с противником в полевое сражение и ночью бежал из столицы. На престоле были восстановлены Исаак II и его сын Алексей IV, ставшие марионетками в руках вождей крестоносцев. 7) Осада 1204 г. В январе 1204 г. в Константинополе произошел дворцовый переворот. Соправители Исаак II и Алексей IV были свергнуты, а императором был провозглашен Алексей V Мурцуфл, отказавшийся соблюдать прежние обязательства перед крестоносцами. В свою очередь, латиняне считали его узурпатором. В марте между вождями рыцарских отрядов и дожем Энрико Дандоло был заключен договор, предусматривавший овладение Константинополем. 9 апреля около двадцати тысяч латинян предприняли штурм столицы, который его защитникам удалось отразить. 12 апреля крестоносцы повторили нападение, и на этот раз им удалось ворваться в город. Гарнизон был деморализован и в панике бежал. Алексей Мурцуфл также покинул Константинополь. Попытки организовать сопротивление на улицах оказались безуспешными. Захватчики подожгли и разграбили город. На пятьдесят восемь лет Константинополь стал столицей Латинской империи. 8) Осада 1394 – 1402 гг. К концу XIV в. турки-османы прочно обосновались на Балканском полуострове. Воинственный султан Баязид диктовал свою волю Византии, владения которой сводились к окрестностям Константинополя и отдельным городам Греции, связь с которыми осуществлялась только по морю. В 1394 г. император Мануил II отказался допустить в столицу турецкого судью для решения споров между христианами и мусульманами. В ответ султан блокировал Константинополь с суши, и лишь отсутствие у турок сильного флота позволяло грекам снабжать столицу продовольствием, привозя его на кораблях. Не имея сил для сопротивления, император уповал на военную помощь Западной Европы, но в 1396 г. османы уничтожили большое рыцарское войско в сражении при Никополе. Казалось, что участь Константинополя предрешена, но в 1402 г. эмир Тимур разгромил Баязида в сражении при Анкире и взял султана в плен. Константинополь освободился от вражеской блокады, а византийцы даже перестали платить туркам дань. 9) Осада 1422 г. Несмотря на отсутствие реальных военно-политических ресурсов, Византия вмешалась в междоусобную борьбу османских претендентов на трон султанов. Ставленник греков проиграл, а новый султан Мурад II с огромным войском в июне 1422 г. подошел к Константинополю и осадил его. Несмотря на применение турками тяжелой артиллерии, защитники столицы, в том числе и женщины, стойко оборонялись. 24 августа они отразили турецкий приступ, направленный на ворота Святого Романа. Ночью османы сожгли свои осадные сооружения и отступили. Константинополь спасли полученные султаном Мурадом сведения о мятеже, поднятом у него в тылу младшим братом. 10) Осада 1453 г. Взойдя на трон в 1451 г., султан Мехмет II решил захватить христианский Константинополь в глубине своих владений. 6 апреля 1453 г. турецкая армия численностью от ста пятидесяти до двухсот тысяч человек, имевшая мощную артиллерию, осадила город. Силы защитников Константинополя, возглавляемых императором Константином XI, не превышали семи тысяч человек, в числе которых были греческие, генуэзские и венецианские отряды. Превосходство османского флота на Боспоре и Мраморном море также было подавляющим. 420 турецким судам греки могли противопоставить не более 25 кораблей. 7 апреля турки начали систематический обстрел сухопутных стен Константинополя, но предпринятый 18 апреля первый штурм города был отражен с большим уроном для нападавших. Два дня спустя, одержав победу в морском бою над многочисленным противником, в Константинополь прорвались три генуэзских и один греческий корабль с грузом продовольствия и небольшим подкреплением. 7, 12 и 26 мая греки отбили еще три приступа. Однако все эти частные успехи не могли повлиять на общий ход осады. Туркам удалось перетащить свои суда в Золотой Рог и они начали обстрел морских стен столицы. 29 мая османы предприняли общий штурм укреплений и после двух отбитых атак ворвались в город у ворот Святого Романа. Подавив немногочисленных и измотанных непрерывной борьбой защитников столицы свежими войсками, турки устроили на улицах и в зданиях кровавую бойню. Среди погибших оказался и император Константин XI. Так закончилась история Византии, а Константинополь стал Стамбулом, столицей Османской империи.

Константинопольский собор (Первый Константинопольский собор) – Второй Вселенский собор, состоявшийся в 381 г. в столице Восточной Римской империи, в работе которого приняли участие сто пятьдесят христианских епископов. На соборе председательствовали Мелетий Антиохийский, Григорий Богослов и Нектарий Константинопольский. Собор утвердил патриарший титул за константинопольским архиепископом, осудил еретические учения евномиан и македониан, нанес решающий удар по арианству. Там же подверглось осуждению учение Аполлинария Младшего, епископа Лаодикеи, о единой божественной природе Христа, подготовившее возникновение монофизитства и ставшее отправной точкой для борьбы вокруг вопроса о природе Христа в V – VI вв. Второй Вселенский собор подтвердил Никейский символ веры на основе улучшенной формулы трех каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского – «одна единственная божественная субстанция в трех лицах». Там был утвержден догмат о происхождении Святого Духа от Бога Отца, к которому позже Западная церковь на Толедском соборе 589 г. произвольно прибавила «филиокве» (и от Сына).

Константинопольский собор (Второй Константинопольский собор) – Пятый Вселенский собор, состоявшийся в 553 г., осудивший учение трех богословов: Феодора Мопсуестийского, Феодорита Киррского и Ивы Эдесского, которые не считали Христа Богочеловеком, а Деву Марию – Богоматерью. Там же было осуждено учение Оригена.

Константинопольский собор (Третий Константинопольский собор) – Шестой Вселенский собор, состоявшийся в 680 – 681 гг., осудивший монофелитов, которые утверждали, что Иисусу Христу свойственна только одна воля и одна Богочеловеческая энергия, и принявший догмат о двух волях и действиях Христа. Собор лишил кафедры и сана убежденного монофелита антиохийского патриарха Макария, подавшего собору свой письменный доклад по рассматриваемому вопросу. Шестой Вселенский собор длился целый год и имел восемнадцать заседаний. Особое оживление его работе добавило заявление монофелитствующего монаха Полихрония, который заявил, что для доказательства истинности этого учения он может воскресить мертвого прямо на глазах отцов собора. При огромном стечении народа, священнослужителей и сановников на столичной площади, Полихроний возложил на труп грамоту с изложением учения монофелитов, и долгое время усердно молился над телом усопшего, но чудо не состоялось.

Констанций II (Flavius Julius Constantius) – римский император в 337 – 361 гг., второй сын Константина Великого и Фаусты. Родился 7 августа 317 г. в городе Сирмий, умер 3 ноября 361 г. в Киликии. С детства воспитывался в христианском духе. В 324 г. Констанций был провозглашен цезарем. С 335 г. управлял азиатскими провинциями империи, вел постоянные войны с персами. После смерти отца в 337 г. он принял титул августа и получил в управление Азию и Египет, а затем, в 339 г. Балканский полуостров. В течение многих лет он продолжал вести военные действия против персов, но без особых успехов. В 350 г. Констанций был отвлечен от внешней войны смутами в самой империи. Брат его Констант был убит заговорщиками и императором в Италии провозглашен Магненций, а власть в Верхней Мезии захватил военачальник Ветранион. Ветраниона Констанций победил без кровопролития, убедив солдат узурпатора перейти на свою сторону. Война с Магненцием оказалась, напротив, на редкость кровопролитной. В 351 г. Констанций разгромил его в тяжелом сражении у Мурсы на реке Драве. В этой битве погибло с обеих сторон более 50000 воинов. Магненций бежал в Италию и в 353 г. покончил жизнь самоубийством. После этого Констанций объединил Римскую империю под своей властью. Констанций был воздержан в отношении вина, пищи и сна, вынослив в трудах, искусен в стрельбе из лука, увлекался красноречием, но в риторике больших высот не достиг. В 357 г. по инициативе императора был создан большой императорский скрипторий, финансируемый государством, каллиграфы которого в последующие годы переписали в пергаментные кодексы не только творения великих греческих поэтов, философов, ораторов и историков, но и всех старые папирусные свитки, которые смогли найти в империи, бывшие в состоянии, близком к разрушению. Таким образом, в Константинополе, чья культура и цивилизация затем распространили свое влияние на средневековый мир, была создана огромная коллекция книг, где сокровища мысли Древней Греции были собраны как раз в тот момент, когда они стояли на грани исчезновения. С большим увлечением Констанций отдавался богословским спорам. Он закрыл языческие храмы, конфисковал их имущество, запретил жертвоприношения. При этом его правление стало эпохой господства арианской ереси и притеснений православного духовенства. В 355 г. Констанций назначил своим соправителем двоюродного брата Юлиана и поручил ему тяжелую войну в Галлии против германцев, а сам воевал на Востоке против сарматов, квадов и персов. В 360 г. он узнал, что германские легионы провозгласили цезаря Юлиана августом, но очередная война с персами помешала началу новой гражданской войны в империи. Во время похода он заболел лихорадкой, его охватил сильный жар. При последнем издыхании Констанций назначил Юлиана преемником своей власти и умер.

Констанций III (Flavius Constantius) – император Западной Римской империи в 421 г., отец западного императора Валентиниана III. В 411 г., будучи военачальником западного императора Гонория, победил узурпаторов Геронтия и Константина. После этого он стал фактическим правителем Запада. Стремясь получить в жены сестру императора Гонория Галлу Плацидию, Констанций соперничал с вестготским королем Атаульфом, и вскоре после брака Атаульфа с Галлой Плацидией, состоявшегося в 414 г., вынудил его отступить из Галлии в Испанию. В 416 г., после убийства Атаульфа, заключил союз с новым вестготским королем, Валлией, и в 417 г. женился на вдовствующей Галле Плацидии. В 419 г. Констанций разрешил вестготам поселиться на землях Аквитании. В 421 г. Галла Плацидия убедила императора Гонория сделать Констанция соправителем, но через несколько месяцев Констанций III умер, так и не признанный в качестве западного императора византийским двором.

Констанция – город на острове Кипр, центр византийской провинции Кипр в диоцезе Восток.

Консул (ипат) (consul) – одна из высших государственных должностей императорского Рима и ранней Византии, дававшаяся на срок в один год. Со времени единоличного правления императора Константина Великого в Римской империи назначались два консула: один в Константинополе, второй в Риме. Вступление в эту должность сопровождалось значительными расходами на общественные развлечения, которые новоизбранный консул должен был устроить для народа. Иногда сами императоры принимали консульскую должность или передавали ее наследникам императорского престола. В Византии должность консула была почетной, но не связанной с конкретными властными полномочиями. Византийский император Юстиниан I (527 – 565 гг.) прекратил назначение консулов. Последним консулом в Константинополе был Флавий Базилий Юниор в 541 г., а в Риме – Децим Теодор Паулин в 536 г. После этого консульское звание превратилось в пожизненный, не высокого ранга титул ипата.

Консуляр (consularis) – 1) бывший консул в Римской республике; 2) почетное звание в эпоху Римской империи, которое давалось в знак отличия и лицам, не исполнявшим консульские полномочия; 3) правители крупных провинций в Восточной Римской империи. Например, Африка после разгрома Вандальского королевства в 534 г. и воссоединения ее с империей, была разделена Юстинианом I на семь провинций, из которых четырьмя наиболее многолюдными и богатыми (Завгитана, Карфаген, Бизацена и Триполитана) управляли консуляры, а менее важными (Нумидия, Мавритания и Сардиния) президы.

Контарат (кондарат) – «копейщик». В X в. этот термин означал обычно копейщика-пехотинца, в отличие от пехотинца-лучника. Так, Кекавмен всюду употребляет термин «контарат» по отношению к стражникам у ворот крепости или города. Продолжатель Георгия Монаха отличает тяжеловооруженных конников от тяжеловооруженных пехотинцев. Однако, согласно «Стратегике» Никифора Фоки, контаратами назывались и такие тяжеловооруженные всадники (катафракты), которые были вооружены пиками.

Контарион – пика, длиной до 4 метров и более, с лезвием не менее 45 см.

Контрактура (contractura) – «сужение, стягивание»; прием сокращенного написания слов с помощью начальных и конечных букв. Широко использовался в византийской иконописи. Графическим знаком контрактуры было титло – волнистая линия выше букв.

Контрафорс (contrafors) – поперечная стенка или вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию наружной стены архитектурного сооружения.

Контуверний (контуберния) (contubernium) – в позднеримское и византийское время так называлось пехотное подразделение из десяти воинов, живших в одной палатке и составлявших одну шеренгу в боевом строю. Контуверний комплектовался, как правило, из земляков.

Конха – «раковина»; сводчатое помещение, в котором устанавливался трон императора.

Копье Судьбы (Копье сотника Лонгина, Святое копье) – легендарное копье, которым римский воин проткнул бок Христа, висящего на кресте. Первоначально эта святыня хранилась в Иерусалиме, а затем, после захвата города персами в 614 г., была вывезена оттуда в Константинополь и заняла место среди реликвий храма Святой Софии. С XI в. Копье Судьбы находилось в храме Богородицы Фаросской, в 1204 г. там его видел французский рыцарь Робер де Клари. В 1403 г. Святое Копье видел в константинопольском храме Святого Иоанна Предтечи посол кастильского короля Руи Гонсалес де Клавихо. По описанию де Клавихо, Копье хранилось в позолоченном серебряном ларце, закрывавшемся шестью парами опечатанных круглых застежек и особым замочком, открывавшимся серебряным ключом. Тусклый железный наконечник был вделан в покрытую золотом дощечку; он был тонким и острым как шип, имел в своей нижней части отверстие для крепления на древке. Длина наконечника составляла примерно одну пядь и два дюйма, ширина – около двух дюймов. На конце острия виднелись следы крови, причем кровь казалась свежей. Дальнейшая судьба реликвии достоверно не известна. Возможно, Копье было спрятано кем-то и бесследно пропало в Константинополе во время турецкого штурма города в 1453 г. На Западе со времени императора Карла I Великого известен также «двойник» Копья Судьбы – наконечник франкского копья VIII в., со вставленными в него двумя микроскопическими частицами одного из Гвоздей Креста Спасителя. Считается, что за счет частиц Святого Гвоздя этот предмет обладает чудодейственной силой. Долгое время франкское Копье Судьбы хранилось в Мюнхене, затем оно перешло с юридическими нарушениями во владение австрийских эрцгерцогов и было переправлено в Вену. После аншлюса Австрии в 1937 г. франкское Копье Судьбы возвратилось в Германию. Копьем владел германский фюрер Адольф Гитлер, рассчитывавший, что эта реликвия обеспечит победу Германии во Второй мировой войне. После смерти Гитлера по одной версии Копье Судьбы было передано в музей в Вене, по другой – вывезено в США, а в Вену отправилась его точная копия. В католической традиции известно и еще одно Святое Копье, обнаруженное участниками Первого крестового похода в 1098 г. в храме Святого Петра в Антиохии, освобожденной от турок. Находка воодушевила крестоносцев и помогла им одержать победу над превосходящими силами мусульман. Однако в XVIII в. католическая церковь официально признала антиохийское копье подложным.

Коринофоры – «булавоносцы»; один из отрядов византийской императорской гвардии, набиравшийся в основном из варягов.

Коринф – древний греческий город на Истмийском перешейке. Разрушен римлянами в 146 г. до Р.Х., восстановлен в 44 г. до Р.Х. в качестве римской колонии. С 27 г. до Р.Х. главный город провинции Ахайя.

Корректор (corrector) – 1) Наименование правителя маловажной провинции в ранневизантийское время, по рангу относившегося к третьей ступени светской иерархии «светлейших мужей» (viri clarissimi). 2) Чиновник, направленный императорским двором для контроля за деятельностью местной администрации.

Корсика – крупный остров в Средиземном море западнее Италии. В древности Корсика была финикийской колонией, а затем ее заселили выходцы из греческого города Фокея. Карфагеняне, овладевшие Корсикой в V в. до Р.Х., уступили остров римлянам в 238 г. до Р.Х. В период распада Западной Римской империи за обладание Корсикой некоторое время боролись вандалы и готские союзники западно-римских императоров, пока, наконец, в 469 г. вандальский король Гейзерих не сделался полновластным правителем острова. В течение 65 лет вандалы хозяйничали на Корсике, используя ее богатые лесные ресурсы для постройки своих кораблей, на которых они занимались пиратством в Средиземном море. После того, как Велизарий разгромил африканское королевство вандалов в 534 г., византийцы завоевали Корсику, и она вновь вернулась в состав империи, в рамках Африканского экзархата. Однако византийское господство на острове было непрочным и сводилось, в основном, к сбору податей с населения. Несколько раз Корсика подвергалась разорительным нашествиям готов и лангобардов, а с 713 г. на остров регулярно нападали мавры. Корсика принадлежала Византии до 774 г., а затем была завоевана франкским королем Карлом Великим, формально передавшим управление островом папе римскому. В начале XI в. Корсику захватили пизанцы, но с 1077 г. островитяне вновь признали своим верховным главой римского папу. Под управлением пизанцев Корсика находилась до 1300 г., а затем была уступлена ими Генуе, власть которой сами корсиканцы признали только в 1387 г.

Корфу – См. Керкира.

Коршун – щит норманнского типа, с круглым верхом и острым нижним концом. Широко распространились в византийском войске к концу XI в.

Космиторы – монастырские церковнослужители, убиравшие и украшавшие храм.

Косьма – глава восстания организованного турмархом Агаллианом в феме Эллада против императора Льва III Исавра (717 – 741 гг.) и его иконоборческой политики. В 726 г. восставшие греки провозгласили Косьму августом и он возглавил наступление на столицу. В походе принимали участие военные моряки с Кикладских островов или фемы Эгейского моря. В морском сражении около Константинополя 18 апреля 727 г. флот восставших был разгромлен императорскими кораблями, Косьма захвачен в плен и обезглавлен.

Косьма I Иерусалимит – святой чудотворец, константинопольский патриарх с августа 1075 г. до 8 мая 1081 г. До патриаршества был благочестивым иноком в Иерусалиме. Не отличался ни высоким происхождением, ни образованностью. По убеждению современников Косьма I обладал даром предвидения и к нему часто обращались желающие проникнуть в свою будущую судьбу. Многотрудные обязанности патриаршего служения тяготили этого аскета, и он добровольно отказался от престола, удалившись в монастырь Каллия.

Косьма II Аттик – константинопольский патриарх с апреля 1146 г. до 26 февраля 1147 г. До патриаршества был диаконом в Константинополе, обращал на себя внимание своим состраданием и милосердием к бедным, и за это у многих был в большом почтении. Но как оказалось, этим его достоинства и ограничивались. Он был необразован и далек от всяких наук. Не пробыв в патриаршем сане и года, за компрометирующую его связь с еретиком Нифонтом был низвержен с кафедры.

Косьма Индикоплов – александрийский купец, автор книги «Христианская топография», написанной около 547 г. Эта книга ознаменовала отход европейской космологии от достижений античной системы Птолемея и сыграла большую роль в распространении в средневековой астрономии и географии схоластических представлений, отвергавших идею шарообразности Земли. Косьма находился под влиянием воззрений несториан. Обитаемый мир он представлял в виде продолговатого прямоугольника, окруженного океаном и стенами с небесной твердью в форме двойной арки; выше располагал «царство небесное». Смену дня и ночи Косьма Индикоплов объяснял движением Солнца вокруг конусообразного возвышения в северной части земной плоскости. Сочинение Косьмы имеет значение также как единственный для этого времени европейский источник, содержащий сведения о портах и торговле стран, расположенных по берегам Аравийского моря (Цейлона, Индии, Ирана, Аравии, Восточной Африки), которые Косьма Индикоплов посетил сам около 530 г. или описал по расспросным данным. Кроме того, в книге Косьмы имеются сведения о христианстве в Иране, об экзотической флоре и фауне. Прозвище его означает – «плававший в Индию». Косьма также написал «Толкование на Песнь Песней» в четырех книгах. Окончил жизнь монахом на Синайском полуострове.

Косьма Майумский – епископ города Майумы, византийский поэт VII в., близкий друг и соратник Иоанна Дамаскина. Родился в Иерусалиме около 675 г., умер между 751 – 754 гг. Косьма и Иоанн Дамаскин были монахами монастыря Святого Саввы в Палестине, вместе боролись против иконоборчества. В 734 или 735 гг. Косьма был поставлен епископом Майумы. Получил признание как автор гимнов (канонов), известных уже в IX в. Поздние византийские авторы Григорий Коринфский и Феодор Продром составили комментарии к его сочинениям.

Котила (котула) – 1) применявшаяся византийцами мера объема равная 0,27 литра. Делилась на шесть киафов. Четыре котилы составляли один хойник; 2) керамический сосуд для питья в форме чаши с двумя горизонтальными ручками, иначе называемый «скифос».

Котрона (Кротон) – город в Южной Италии, один из центров греческого православного монашества.

Коттаб – известная еще в античности игра сицилийского происхождения. Суть ее заключалась в том, что участник должен был так выплеснуть остаток вина из кубка, чтобы он попал в стоящий на некотором удалении металлический сосуд. Этой игрой увлекался византийский император Александр (879 – 913 гг.).

Кравватины – прилавки, полки под открытым небом на византийских рынках.

Кратер – крупный сосуд яйцевидной формы на подставке, с широким, невысоким горлом, завершающимся плоским венчиком, с двух противоположных сторон которого имелись две или четыре ручки. Использовался для смешивания вина с теплой водой на пирах, поскольку византийцы, как и древние эллины, считали питье неразбавленного вина – признаком варварства. Поверхность керамических кратеров, за исключением расписных панно на его двух противоположных сторонах и венчика, обычно покрывалась густым черным лаком. Также известны золотые, серебряные и бронзовые кратеры. Мраморные кратеры, установленные на небольших колонных, использовались для украшения садов. Этот тип сосуда впервые разработан в гончарных мастерских Коринфа во второй половине VII в. до Р.Х. и широко был распространен в греческой культуре в античные времена, а также в обиходе византийской знати в средние века.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 06:35:06
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "К" Ч.8 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0112 ]   [ Gzip выкл. ]