Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "К" Ч.7 [Страниц (1)]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Константин Дука – византийский военачальник, представитель аристократического византийского рода Дук, сын Андроника Дуки, претендента на константинопольский престол, поднявшего восстание против императора Льва VI в 906 – 907 гг. После неудачи мятежа своего отца вместе с ним бежал к арабам, но позже вернулся на родину. В годы самодержавного правления императора Александра (912 – 913 гг.) занимал должность доместика схол. Летом 913 г., когда умер император Александр, Константин Дука был призван некоторыми константинопольскими вельможами для того, чтобы захватить власть. Ранним утром вооруженные сторонники Константина Дуки с факелами собрались у ворот столичного ипподрома и провозгласили его императором. Затем восставшие попытались прорваться в Большой дворец через железные ворота Халки, но столкнулись с ожесточенным сопротивлением дворцовой охраны. В завязавшемся сражении погиб Григорий, сын Константина Дуки, его брат Михаил, а также знатный армянин Куртикий. Сам Константин Дука пытался бежать, но его сбросили с коня и отрубили голову. Причастные к восстанию были подвергнуты различным наказаниям. В их числе: зять Дуки магистр Григора, патрикий Константин, монах Эладик, дипломат Лев Хиросфакт и другие. От Хрисополя до Левкаты на азиатском берету Боспора были установлены виселицы, на которых казнили рядовых участников восстания. Имя Константина Дуки долгое время оставалось популярным в народных массах империи; в начале тридцатых гг. Х в. это имя принял вождь восставшей бедноты в феме Опсикий – Василии по прозвищу «Медная Рука».

Константин Дука – младший сын Константина X Дуки и Евдокии Макремволитисы, византийский император в 1060 – 1078 гг. Именовался порфирородным, поскольку родился в 1060 г., после утверждения своего отца на императорском троне. Коронован сразу после своего рождения, но реально в управлении государством практически не участвовал. Был номинальным соправителем своего отца Константина X Дуки, своей матери Евдокии и ее второго мужа Романа IV Диогена, а также своего брата Михаила VII Парапинака. Потерял императорский титул после утверждения на престоле Никифора III Вотаниата (1078 – 1081 гг.). Уже в ранней юности проявил себя отважным воином. Погиб в 1081 г. в битве с норманнами у Диррахия.

Константин Дука – номинальный сопра¬витель византийских императоров Михаила VII (1060 – 1078 гг.), своего отца, и Алексея I Комнина (1081 – 1118 гг.) в 1074 – 1078 и в 1081 – 1091 гг. Родился около 1074 г. Матерью его была императрица Мария Аланская. В младенческом возрасте был помолвлен с Еленой, дочерью норманнского князя Роберта Гвискара, но этот династический брак не состоялся по причине ухудшения отношений Византии с итальянскими норманнами. Впоследствии Константин был женихом Анны Комнины, дочери императора Алексея I Комнина (1081 – 1118 гг.), но умер молодым до совершеннолетия своей невесты. Незадолго до своей смерти, в 1091 г. Константин Дука был низложен императором Алексеем Комнином, передавшим титул императора-соправителя своему малолетнему сыну Иоанну II (1091 – 1143 гг.).

Константин Дука – правитель Фессалии и части Центральной Греции в 1289 – 1303 гг., севастократор, второй сын севастократора Иоанна I Дуки. Дата рождения неизвестна, умер в 1303 г. Унаследовал владения своего отца в Фессалии и Центральной Греции, поскольку его старший брат Михаил Комнин с 1284 г. был заключен в темницу в Константинополе. В управлении Константину Дуке помогал его младший брат Феодор Ангел до своей смерти около 1300 г. При посредничестве своей матери Константин Дука уладил отношения Фессалийского государства с Византийской империей и взамен на признание формальной зависимости от Константинополя получил титул севастократора. Константин продолжил войну своего отца с эпирским деспотом Никифором I Дукой Комнином и его анжуйскими союзниками. Военная кампания 1295 г. закончилась занятием фессалийцами ряда эпирских крепостей, но большинство из них было передано анжуйцам в 1296 г. в соответствии с условиями заключенного перемирия. В 1301 г. военные действия возобновились, в результате чего севастократор Константин потерял ранее завоеванную крепость Ангелокастрон. Последние годы правления Константина Дуки совершенно не отражены в исторических свидетельствах.

Константин Лакапин – византийский император в 924 – 945 гг. Сын императора Романа I Лакапина, брат императоров Христофора и Стефана, дядя императоров Романа и Михаила. Родился в 900 г. По инициативе императора Романа I Лакапина, его дети и внуки были сопричислены к царской власти, отодвигая в тень законного императора Константина VII Багрянородного. При этом реальная власть оставалась в руках Романа I Лакапина. Не удовлетворяясь положением номинального императора, Константин Лакапин в 944 г. поддержал заговор, организованный его братом Стефаном против их отца Романа I Лакапина. Посланный Стефаном вооруженный отряд арестовал старика Романа, затем он был сослан на остров Проти. Однако братья-заговорщики не решились одновременно лишить власти и Константина VII Багрянородного, опасаясь народного возмущения. Это их и погубило. Спустя сорок дней после низложения Романа I Лакапина, Константин VII приказал преданным ему лицам схватить Константина и Стефана и отправить в ссылку на острова, где они были пострижены в монахи. Константина сначала вместе с братом сослали на остров Проти, затем уже одного заключили в Тенедосе, а потом перевели в Самофракию, где он был убит при попытке поднять восстание в начале шестидесятых гг. X в.

Константин Ласкарь – знатный византийский вельможа, старший брат Феодора Ласкаря, будущего императора Никейской империи. Был провозглашен императором в храме Святой Софии в горячке штурма Константинополя крестоносцами Четвертого крестового похода в 1204 году. Из столицы бежал на Восток, но, не сумев приобрести симпатий у греческого населения Малой Азии и не найдя общий язык с братом, Константин Ласкарь быстро утратил авторитет. Весной 1205 г. выступил в союзе с Феодором Манкафой против войск Генриха Фландрского и потерпел поражение от латинян, после чего укрылся в Филадельфии. Некоторое время спустя, город сдался Феодору Ласкарю, и, по-видимому, Константин Ласкарь отрекся тогда от императорского титула в пользу более даровитого брата. В 1211 или 1212 гг. Константин Ласкарь погиб при обороне крепости Лентиан. Скорее всего, он не был коронован и, безусловно, не царствовал, поэтому, как правило, не учитывается в списках византийских императоров.

Константин Лукит – протовестиарий и протонотарий Трапезундской империи, писатель и астролог XIV в. Наиболее значительными его литературными трудами являются: «Энкомий святому Евгению» и «Трапезундский гороскоп 1336 года». Сохранился также ряд других менее значительных текстов и мелких фрагментов, принадлежавших Константину Лукиту.

Константин Манасси – митрополит Навпакта, византийский поэт, оратор, историк. Родился около 1130 г. в Константинополе, умер в 1187 г. Автор стихотворной «Всемирной хроники» – исторического повествования от Адама до 1081 г., составленного по заказу Ирины, супруги севастократора Андроника Комнина (брата императора Мануила I Комнина). Эта хроника в свое время пользовалась большой популярностью; наряду с большим количеством рукописей оригинального текста сохранились разговорный парафраз, продолжение хроники и болгарский перевод XIV в. с богатыми иллюстрациями. Помимо хроники, Константин Манасси написал многочисленные риторические сочинения: речи, панегирики по различным поводам, монологи, экфразы, биографии, письма, сочинение по астрономии и даже роман в стихах «Об Аристандре и Каллифее», сохранившийся во фрагментах.

Константин Палеолог – деспот с 1292 г., правитель Фессалоник в должности эпитропа в 1320 – 1322 гг., сын императора Андроника II (1272 – 1328 гг.). Был дважды женат: на Феодоре, дочери протовестиария Феодора Музалона, и на Евдокии Неокесаритиссе, дочери протоасикрита. От Катары, служанки его второй жены, у него был незаконнорожденный сын Михаил Катар. Михаила его дед император Андроник II намечал в наследники престола в 1320 – 1321 гг., когда за организацию убийства собственного старшего брата Мануила будущий император Андроник III (1325 – 1341 гг.) был лишен прав наследования своим отцом-императором. В ходе гражданской войны в Византии будущий император Андроник III решил устранить своего дядю Константина Палеолога, опасаясь его возможных притязаний на трон. Константин был арестован и позднее пострижен в монахи с именем Каллист. Умер после 1329 г.

Константин Палеолог Комнин Дука Ангел – видный византийский сановник, полководец, сводный младший брат императора Михаила VIII Палеолога (1259 – 1282 гг.). Родился около 1230 г., умер до 1275 г. В конце 1259 г. получил титул севастократора, ранее имел звание кесаря. В 1262 г. участвовал в военной кампании на Пелопоннесе. В 1259 г. женился на Ирине Вранине Кантакузине Ласкарине и имел от нее пятерых детей. Умер монахом.

Константин Родосец (Родосский) – известный писатель начала X в., автор нескольких поэтических произведений. Служил личным секретарем у евнуха Самоны, главы правительства императора Льва VI (870 – 912 гг.), и участвовал в интригах своего начальника. Написал экфразу храма Святых Апостолов в Константинополе по заказу императора Константина VII Багрянородного, в которой описал также «семь чудес Константинополя» и добродетели императора Константина VII. Кроме того, Константин Родосец сочинил ряд сохранившихся эпиграмм и сатирическую, гротескную поэму против придворного евнуха Феодора Пафлагонца.

Константин Сицилиец (Сицилийский) – византийский поэт IX в., ученик Льва Математика (Философа). Наиболее известная его работа – «На Льва Философа стихи героические и элегические». В трех небольших стихотворениях Константин обвинял своего учителя в чрезмерных симпатиях к языческой культуре и угрожал ему загробными карами, на что его учитель был вынужден ответить своей поэтической «Апологией». После трагической гибели своих родителей и братьев в море, Константин написал посвященные этому событию «Анакреонтовские стихи, по алфавиту расположенные». Его перу принадлежат также «Стихи анакреонтовские без жалоб. К влюбленной деве».

Константин Склир – византийский полководец армянского происхождения, родной брат претендента на императорский престол Варды Склира. Был женат на Софии, дочери полководца, куропалата Льва Фоки, который был родным братом императора Никифора II Фоки (963 – 969 гг.). Во время мятежа Варды Склира, Константин Склир успешно командовал войском повстанцев в битве при Рагеа в 977 г. После подавления мятежа бежал в 979 г. вместе с братом в Багдад. Умер 11 марта 991 г.

Константин Стилв – византийский ритор XII в., автор сохранившейся до нашего времени речи к императору Исааку II Ангелу.

Константин Торник – государственный деятель высокого ранга в Никейской империи и восстановленной Византийской империи, сын никейского месадзона Димитрия Торника, родственник по матери императора Михаила VIII Палеолога (1259 – 1282 гг.). Родился около 1220 г., умер в 1274 г. При никейском императоре Иоанне III Дуке Ватаце (1222 – 1254 гг.) стал великим примикирием, но с приходом к власти императора Феодора II Ласкаря (1236 – 1258 гг.), который испытывал ненависть к семье Торников, Константин был отстранен от должности. При Михаиле VIII, брат которого – Иоанн женился на дочери Константина Торника, ему была возвращена должность великого примикирия. В 1259 г. он получил титул севастократора, вскоре стал прокатеменом Фессалоник, а в 1264 г. сделался эпархом Константинополя.

Константин Трипсих – влиятельный вельможа, этериарх при дворе императора Андроника I (1182 – 1185 гг.), его фаворит и исполнитель важнейших политических убийств. Лично участвовал в казни императрицы Ксении в 1182 г. и умерщвлении малолетнего императора Алексея II Комнина в 1183 г. Однако позже по неизвестной причине навлек на себя гнев своего государя, был лишен имущества, заключен в темницу и там ослеплен. Дальнейшая судьба Константина Трипсиха неизвестна.

Константин Хрисомал – византийский еретик XII в., придерживавшийся богомильских воззрений. Учил, что повиновение царской власти равносильно повиновению сатане, а истинное христианство приобретается не крещением, совершать которое бесполезно, а особыми мистическими актами просвещения, посвящения и преображения, освобождающими человека от власти сатаны. Различал две души в человеке, из которых одна совершенно не подвластна греху, отрицал необходимость посещать храмы, а также монашество и богослужения, не призвал церковных таинств. Свои воззрения раскрыл в трех сочинениях, резкую, осуждающую характеристику которым дал константинопольский патриарх Лев Стип (1134 – 1143 гг.) в церковном определении. В 1140 г. Церковный собор под председательством патриарха Льва Стипа, осудил учение Константина Хрисомала, постановил сжечь его сочинения, подверг епитимии его главных сторонников: монаха Петра, игумена обители Святого Афиногена, Геогия Памфила, игумена монастыря Святого Николая, и монахов этой обители.

Константина – старшая дочь императора Константина Великого (305 – 337 гг.) от августы Фаусты, августа. Родилась около 314 г., умерла в 354 г. В 335 г. вышла замуж за Аннибалиана Младшего, который был сыном Далмация Старшего, сводного брата ее отца-императора. Ее муж имел титул новелиссима и управлял провинцией Понт, а Константина получила титул августы и право носить корону. После смерти Константина Великого в 337 г., в результате сговора сыновей императора от Фаусты, Аннибалиан Младший был убит вместе со многими побочными родственниками покойного Константина Великого. Константина долгое время оставалась вдовой и жила в безвестности. В 350 г. она сделала своего ставленника Ветраниона императором в Иллирии, но тот «был прост до глупости» и не смог удержать власть. В 351 г. Константина вышла замуж за цезаря Галла, который был сыном Юлия Констанция, сводного брата Константина Великого. Ее муж был провозглашен цезарем 15 марта 351 г. и получил от императора Констанция II (337 – 361 гг.) власть на Востоке империи с резиденцией в Антиохии. Вместе с Галлом Константина отправилась на Восток. Дорвавшись до власти, Константина стала вести себя как взбесившийся зверь, и вдвоем с мужем, который был намного моложе ее, они сгубили множество невинных людей по ложным доносам и необоснованным подозрениям. Осенью 354 г. император Констанций II, заподозривший цезаря Галла в стремлении к узурпации власти, вызвал к себе озверевшую супружескую чету, намереваясь привлечь их к ответу за содеянные преступления. В пути Константина скончалась от малярии в возрасте около сорока лет, и была похоронена в Риме в роскошном мавзолее, сохранившимся до наших дней. Мавзолей представляет собой круглое купольное здание диаметром 29 метров с атриумом в виде щипцов и наружным портиком, охватывавшим здание по периметру. Барабан поддерживают колонны. Под куполом имеется небольшой алтарь, а центральная часть зала окружена 12 парами древнеримских колонн, образующих круговую сводчатую галерею. Стены изнутри облицованы мрамором. По преданию, первоначально это сооружение было языческой постройкой, а затем стало баптистерием, в котором Константина приняла крещение вместе со своей теткой Еленой, которая была похоронена там же. В XIII в. мавзолей Константины был превращен в храм Святой Констанции. Подлинная история Константины была к этому времени прочно забыта, и свирепая дочь Константина Великого стала католической святой под слегка измененным именем. В 1256 г. папа Александр IV перенес предполагаемые останки Константины из саркофага под центральный алтарь и освятил здание в честь святой Констанции. В ходе одной из реставраций здания в XVII в. была случайно уничтожена мозаика на куполе. До наших дней сохранилось менее четверти первоначальной площади мозаик. Из сохранившегося внутреннего убранства мавзолея наибольший интерес представляют мозаики IV в. на сводах круговой галереи, представляющие собой удивительное смешение христианского символизма с языческими образами. Эти мозаики располагаются попарно в определенном порядке, в направлении от входа к нише с саркофагом. Они изображают геометрические рисунки, фигуры животных и людей, сцены сбора винограда, венки, поясные человеческие фигуры и фигуры в полный рост, ветви, амфоры и павлинов. В двух больших боковых нишах имеются мозаики VII в., на которых изображен Иисус Христос, передающий ключи от Царства Небесного (власть над Церковью) святому Петру рядом с Иерусалимом, и передающий свиток Завета (власть над миром) святому Павлу рядом с Вифлеемом. В нише напротив входа в мавзолей ныне находится саркофаг пурпурного цвета – копия настоящего порфирового саркофага Елены, хранящегося в Ватиканском музее с XVIII в. Порфировый саркофаг Константины был вывезен из мавзолея или в 1606 или в 1620 гг. и ныне стоит в римском храме Святого Петра.

Константина – супруга императора Маврикия (582 – 602 гг.), дочь императора Тиверия II (578 – 582 гг.), августа. Имела младшую сестру по имени Харита, ставшую женой Германа, экзарха Африки. Бракосочетание Константины и Маврикия состоялось вскоре после смерти ее отца. В замужестве она родила шестерых сыновей и трех дочерей. Ее старший сын Феодосий успел стать соправителем своего отца в последние годы его царствования. После переворота 602 г. Маврикий и все его сыновья были казнены, а Константина с дочерьми заключены под домашний арест. До 605 г. они жили в монастыре, затем Константина была обвинена в заговоре против узурпатора Фоки, подвергнута пыткам и обезглавлена. Дочери Константины разделили судьбу своей матери.

Константина (Телла) – город на реке Абора (Хабур) в южной части провинции Месопотамия в диоцезе Восток. Основан римлянами в конце II или начале III вв. с названием Антинополь. При императоре Константине I город был укреплен и пе¬реименован по имени этого императора. В 640 г. захвачен арабами.

Константина (Цирта) – город в северо-африканской провинции Нумидия (совр. Ксантина).

Константинов дар (Donatio Constantini) – подложная грамота от лица римского императора Константина Великого (306 – 337 гг.) на имя римского папы Сильвестра I (314 – 335 гг.), сыгравшая большую роль в истории папства. Грамота сообщает о том, что император Константин якобы был избавлен от проказы, а затем крещен Сильвестром в Риме, и в благодарность за это, перенося столицу империи на Восток, передал во владение папе «Рим, а также все провинции, местности, города Италии и западных областей». Кроме того, император якобы этой грамотой предоставил кафедре наместников святого Петра «власть и почести императорские», права верховного судьи духовенства, а также первенство в отношении к четырем патриархам и вообще всем Церквям. Грамота объявляет храм Спасителя в Латеранском дворце главой всех храмов в мире, дает длинный перечень драгоценных облачений и украшений, передающихся от императора папе и перечисляет привилегии, даруемые римскому духовенству. В завершении своего указа Константин якобы изложил свои взгляды на принцип отношений между светской властью и властью духовной, и заявил, что «не подобает земному царю властвовать там, где небесным Царем учреждено было первенство священства и главенство религии христианской». О времени и поводе к созданию этой грамоты высказываются разные взгляды. По одной из версий, она была составлена в Риме в середине VIII в., когда при папах Павле I (757 – 767 гг.) и Стефане III (768 – 772 гг.) усилился культ Сильвестра I; по другой – в VIII – IX вв. в одном из франкских монастырей, для обоснования претензий папского престола на верховенство в христианском мире и законности созданного в 756 г. Папского государства. Впервые официально ссылались на «Констанинов дар» для обоснования своих территориальных претензий папы французы: Григорий V (996 – 999 гг.) и Сильвестр II (999 – 1003 гг.), но их попытка вызвала резкое противодействие и подозрения в подложности документа при дворе императора Священной Римской империи германской нации Оттона III (983 – 1002 гг.). После этого полвека о грамоте никто не вспоминал. Затем папа Лев IX (1049 – 1054 гг.), тоже француз, энергично использовал ее во время своего столкновения с Византией, приведшего к разделению церквей. С тех пор, и, особенно, в XII в. ссылка папства на «Константинов дар» стала постоянным аргументом в борьбе Рима со светской властью. Подложность этого документа была доказана в XV в. итальянским ученым Лоренцо Валлой, апостольским секретарем папы Николая V (1447 – 1455 гг.).

Константинополь – столица Византийской империи, основанная римским императором Константином Великим 8 ноября 324 г. на месте древнего греческого города Византий, на европейском берегу Мраморного моря, у залива Золотой Рог. Император лично наметил копьем на земле границы будущего города. Вновь построенный город был освящен 11 мая 330 г., и с тех пор до конца византийской истории эта дата праздновалась как День Города. Первоначально названный Новым Римом (Nova Roma), город был вскоре переименован в честь основателя, но константинопольцы называли его чаще всего просто Город (Polis). Для большего сходства с Римом на территории города было найдено семь холмов и она была разделена на четырнадцать частей (regiones). Двенадцать регионов располагались внутри городских стен, тринадцатым считались Сики, предместье на северной стороне бухты Золотой Рог, а четырнадцатым регионом были Влахерны на южной стороне Золотого рога, отделенные от стен Константина значительным пустым пространством. Константинополь стал символом и средоточием государственной власти Восточной Римской империи, крупнейшим экономическим, научным и культурным центром страны. В русских летописях именовался Царьградом. Захват Константинополя турками 29 мая 1453 г. ознаменовал конец византийской истории.

Константинопольская грамота 1561 года – соборное решение Константинопольской Церкви о признании за государями Московскими царского титула, присланное в Москву царю Иоанну IV Грозному (1533 – 1584 гг.), вместе с книгой царского венчания римских императоров. Соборная грамота была подписана константинопольским (Вселенским) патриархом Иоасафом и тридцатью шестью митрополитами и епископами. В грамоте, в частности, говорится: «Не только предания людей достоверных, но самые летописи свидетельствуют, что нынешний властитель московский происходит от незабвенной царицы Анны, сестры императора багрянородного, и что митрополит Эфесский, уполномоченный для того Собором духовенства византийского, венчал российского великого князя Владимира на царство». Значимость этого акта подтверждает безусловный авторитет русских царей у православного духовенства. Так в 1649 г. иерусалимский патриарх Паисий писал царю Алексею Михайловичу (1645 – 1676 гг.): «Пресвятая Троица да умножит Вас превыше всех царей, благополучно сподобит Вас восприяти Вам превысочайший престол великого царя Константина, прадеда Вашего, да освободит народы благочестивых и православных христиан от нечестивых рук, да будеши новый Моисей, да освободиши нас от пленения, якоже он освободил сынов израилевых от фараоновых рук». Константинопольская грамота 1561 г. является, по существу, последним государственным актом Византийской (Римской) империи. Хранится в Государственном Историческом музее в Москве.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 06:33:24
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "К" Ч.7 [Страниц (1)]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0076 ]   [ Gzip выкл. ]