Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "К" Ч.5 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Колонна Константина Великого – 1) памятная колонна, открытая на форуме Константина в Константинополе 11 мая 330 г., посвященная римскому императору Константину I Великому (306 – 337 гг.). Установлена на пятиметровом порфировом основании в виде усеченной правильной четырехступенчатой пирамиды, на которой находился квадратный стул колонны, украшенный барельефом. Ствол, высотой в двадцать пять метров, состоял из семи порфировых барабанов диаметром 2,9 метра, охваченных металлическими обручами, закрытыми бронзовыми позолоченными венками. Восьмой верхний барабан – мраморный. Сооружение венчала мраморная капитель, на абаке которой находилась золотая статуя императора в виде бога Аполлона в венце из семи лучей, с вплавленным в нее Святым Гвоздем от Креста Сына Божьего, поэтому константинопольцы первоначально именовали этот памятник «Колонной Гвоздя». В правой руке статуи была держава, а в левой, вероятно, лабарум с христианской символикой. Общая высота памятника составляла около 38 метров. Под основание колонны, во время церемонии освящения новой столицы империи, император в присутствии христианских церковных иерархов и высших представителей языческих жрецов, собственноручно замуровал топорище от топора Ноя, кресало Моисея, остатки хлебов Иисусовых и «палладиум» – деревянную статуэтку Афины Паллады из Иллиона, хранившуюся до этого в Риме. Памятник окружал сводчато-арочный тетрапилон с алтарем. Рядом с колонной позднее была построена часовня Святого Константина, составившая единый архитектурный ансамбль с тетрапилоном. В конце правления императора Маврикия, во время землетрясения 600 – 601 гг., статуя Константина Великого рухнула, сильно пострадала и сама колонна. Полностью восстановлена при императоре Ираклии (610 – 641 гг.). При императоре Алексее I (1081 – 1118 гг.) от попадания молнии статуя вновь рухнула на землю в 1106 г., придавив нескольких прохожих. Памятник был восстановлен лишь при императоре Мануиле I (1143 – 1180 гг.), однако вскоре произошло очередное обрушение статуи, и она была заменена крестом, после чего памятник получил новое просторечное название – «Колонна с Крестом». Святой Гвоздь был изъят из статуи императора и передан на хранение в храм Богородицы Фаросской на территории Большого дворца в Константинополе. После 1204 г. сооружение сильно пострадало от действий крестоносцев: фундамент был ослаблен штольней, прорытой с целью поиска реликвий, а барельеф снят и увезен в Западную Европу. В настоящее время часть его (так называемые «Тетрархи») вмурована в стену собора Святого Марка в Венеции. По одной версии эта скульптурная группа изображает четырех наследников Константина Великого: сыновей – Константина II, Констанция II и Константа, а также племянника – Далмация Младшего. Сторонники иной версии в четырех фигурах видят собственно тетрархов – императоров-предшественников Константина I: Диоклетиана, Максимиана, Галерия и Констанция Хлора. В связи с тем, что барельеф был поврежден (отсутствовала часть левой ноги у одной из фигур), венецианцы восстановили его из местного камня. Во время археологических раскопок в Константинополе во второй половине XX в. был обнаружен недостающий элемент барельефа, хранящийся в настоящее время в Стамбульском археологическом музее. В первых числах июня 1453 г., после падения Константинополя, турки сбросили крест с этой колонны. А в 1779 г., после сильнейшего пожара, почерневшая и растрескавшаяся колонна, по приказу султана Абдухамида I, была укреплена дополнительными железными обручами, а ее основание – бандажной кладкой. Нынешнее турецкое название памятника – «Чемберлиташ» («Скала с обручами»), у европейцев более распространено наименование. «Обожженная колонна». Сохранился рисунок этой колонны, датированный 1574 г. и хранящийся в библиотеке Колледжа Святой Троицы в английском городе Кембридж; 2) памятная колонна с конной позолоченной статуей императора Константина Великого (306 – 337 гг.), открытая в 330 г. на Военном поле вне стен Константина, около Мемориальной колонны, установленной в честь основания Нового Рима. На высоком пьедестале имелась надпись, выражающая императору благодарность сената и народа за деятельность на благо государства. В начале V в., после возведения стен Феодосия, оказалась на территории Влахерн – XIV региона столицы Византии. После 1204 г. судьба этого памятника неизвестна.

Колонна Константина и Гения – памятная мраморная колонна, установленная перед главным входом в храм Святых Апостолов между 324 и 337 гг. в XI регионе Константинополя. Колонну венчала скульптурная композиция из двух статуй: крылатого Гения, держащего в левой руке лабарум с монограммой Христа и принимающего правой рукой модель Нового Рима, которую обеими руками передавал ему император Константин Великий. Позже крылатый Гений стал ассоциироваться с Ангелом Небесным. Памятник пережил многочисленные землетрясения, пожары и латинский погром города в 1204 г., и был, вероятно, уничтожен захватившими Константинополь турками около 1469 г. когда на месте снесенного храма Святых Апостолов была возведена мечеть Мехмета II Фатиха.

Колонна Маркиана – памятник императору Маркиану (450 – 457 гг.), установленный на колонне коринфского ордера префектом Константинополя Татианом в 455 г. Эта колонна стоит западнее акведука Валента, ее монолитный гладкий ствол из красно-серого египетского гранита, увенчанный великолепной капителью с четырьмя имперскими орлами на архитраве, был установлен на пьедестале с посвятительной надписью. На вершине лицом на запад стояла скульптура императора в доспехах легата. Современная высота памятника составляет около десяти метров. Колонна Маркиана была прототипом так называемой Неизвестной колонны, являвшейся либо триумфальной, либо посвятительной. Ее принадлежность к какому-либо императору и первоначальное местонахождение до сих пор не установлены. От нее сохранилась капитель с орлами, хранящаяся в Стамбульском археологическом музее.

Колонна молодой женщины – не превышающая двух метров колонна, находившаяся на константинопольском ипподроме у поворотного столба напротив Сфенды. На колонне стояла бронзовая статуя молодой женщины, чьи волосы были зачесаны назад и связаны в пучок. С ее открытой ладони, словно вспархивающая птица, вверх и вперед устремлялся всадник в полном вооружении, и конь касался ладони лишь одним копытом. Статуя разбита крестоносцами в 1204 г. и пущена на монеты, колонна утеряна.

Колонна неизвестная – 1) посвятительная колонна, местонахождение и принадлежность которой точно не установлены. Является поздней репликой посвятительной колонны императора Маркиана (450 – 457 гг.). Сохранившаяся капитель, хранящаяся ныне в Стамбульском археологическом музее, несла на себе статую в натуральную величину на цилиндрической базе. Эта колонна, вероятно, являлась одной из четырех посвятительных колонн, стоявших на спине константинопольского ипподрома напротив кафизмы; 2) колоссальная императорская триумфальная колонна высотой около тридцати метров, принадлежность и местонахождение которой не ясно, изображенная на рисунке средневекового западноевропейского художника, посетившего Константинополь. Имела цилиндрическое основание, являлась репликой колонны Траяна в Риме. Не исключено, что на рисунке изображена так называемая «Пестрая колонна»; 3) триумфальная колонна, предположительно сооруженная во второй половине V в. в Константинополе. Сохранившийся рисунок XVI в. изображает ее основание, на котором запечатлен барельефный бюст какого-то императора в медальоне, в диадеме с «Готским камнем», в окружении нескольких фигур.

Колонна Феодоры – невысокая посвятительная порфировая колонна со скульптурным изображением императрицы Феодоры (ок.500 – 548 гг.), стоявшая в базилике бань Аркадия в Константинополе, на берегу Пропонтиды. Установлена между 532 и 547 гг. горожанами в знак благодарности императрице за ее курирование восстановительных работ в банях.

Колонна Феодосия – триумфальная колонна ионийского ордера, установленная между 381 и 387 гг. в честь императора Феодосия I Великого (379 – 395 гг.) на форуме Феодосия, на месте обветшавшего и полуразрушенного Великого Нимфея императора Валента (364 – 378 гг.). Являлась подражанием триумфальной колонне императора Траяна в Риме. Была сложена из колоссальных мраморных барабанов, имела внутреннюю винтовую лестницу, ведущую на вершину. Пьедестал и ствол украшали рельефы, отражающие триумф императора над варварами, которых он разбил во Фракии около 379 г. Рельеф по стволу, также как и на колонне Траяна, был расположен спирально. На вершине находилась скульптурная группа, над которой возвышалась статуя императора Феодосия I в доспехах, обращенная лицом на северо-запад. Общая высота памятника составляла около 40 метров. В правление императора Аркадия (383 – 408 гг.), сына Феодосия I, во время землетрясения произошло обрушение вершины колонны. Из обломков статуй была отлита скульптура Аркадия и в 401 – 403 гг. установлена на нее. Взамен Феодосию Великому была установлена другая триумфальная колонна. В 480 г., в результате очередного землетрясения, статуя Аркадия также рухнула. В 505 или в 506 гг. на колонну была установлена бронзовая скульптура императора Анастасия I Дикора (491 – 518 гг.), но к 1203 г. и эта статуя с постамента колонны исчезла, а выходную камеру на вершине занимал некий святой-столпник. Перед захватом Константинополя латинянами, городская чернь, уверенная, что многие древние статуи и барельефы пророчат захват города, изуродовала их. Сильно пострадала и нижняя часть колонны Феодосия. В конце 1204 г. с вершины этой колонны был сброшен бывший византийский император Алексей V Дука Мурцуфл (1204 г.), приговоренный к смерти латинянами. В XV в. венецианский художник Джентиле Беллини запечатлел барельефы колонны на рисунках. В 1719 г., по приказу султана Ахмеда III, колонну снесли. Обломки были использованы при возведении построек в районе нынешней стамбульской площади Баязида. Кроме рисунков Беллини сохранились обломки в турецких постройках, некоторые из которых ныне хранятся в Стамбульском археологическом музее, а также колоссальная заготовка мраморного барабана в карьере на острове Мармара.

Колонна Фоки – 1) посвятительная колонна коринфского ордера с позолоченной бронзовой статуей императора Фоки (602 – 610 гг.), установленная в 608 г. на Римском форуме экзархом Италии Смарагдом. На основании колонны имеется посвятительная надпись: «Лучшему милосерднейшему благочестивому правителю государю Фоке, императору вечному, Господом увенчанному триумфатору, навеки Августу, Смарагд, экспрепозит священных палат, а также патрикий и экзарх Италии преданный Его Милосердию за бесчисленные благочестия Его милости и спокойствие, данное Италии, и сохранение свободы ее, златосияющую статую Величества Его на сей высочайшей колонне, ради великой Его славы соорудил и Ему посвятил». В настоящее время высота колонны составляет 13,6 метра. Этот памятник был последним сооружением, воздвигнутым на Римском форуме. Инициатива оказания подобной чести исходила от римских пап: Бонифация III (607 г.) и Бонифация IV (608 – 615 гг.) высоко оценивших благоволение этого императора-узурпатора к римскому престолу. В числе благодеяний, оказанных Риму Фокой: назначение экзархом в Италию лояльно настроенного к папскому престолу Смарагда в 603 г., подтверждение главенства Рима в делах Вселенской Церкви, императорское запрещение константинопольскому патриарху именоваться «Вселенским», объявленное в 607 г., передача ряда зданий в Риме, в том числе Пантеона, под храмы. В конце 610 г., по повелению императора Ираклия I (610 – 641 гг.), статую свергли, а сама колонна сохранилась до наших дней; 2) посвятительная колонна, увенчанная золоченной бронзовой скульптурой императора Фоки, находившаяся на разделительном барьере константинопольского ипподрома напротив кафизмы. Соседствовала с еще тремя императорскими посвятительными колоннами. В 606 – 607 г., после бракосочетания полководца, патрикия Приска и Доменции, дочери императора Фоки, партии прасинов и венетов перед началом ристаний выставили статуи молодоженов среди этих колонн, что вызвало ярость императора. Статуя Приска была разбита, а димархи (начальники партий) Феофан и Памфил были немедленно обезглавлены там же на ипподроме. Это событие повлекло возникновение взаимной неприязни между императором и Приском, занимавшим в то время должность эпарха города, вовлекло Приска в лагерь противников Фоки. В 610 г., по приказу императора Ираклия (610 – 641 гг.), колонна со статуей Фоки была снесена.

Колонна Юлиана – памятник императору Юлиану Отступнику (360 – 363 гг.), воздвигнутый в Анкире (совр. Анкара) жителями этого города в 362 г., в честь приезда туда Юлиана и передачи его указом органам местного самоуправления права собирать налоги и использовать их на нужды города. На вершине колонны стояла позолоченная бронзовая скульптура императора, пьедестал обрамлял сохранившийся (в отличие от статуи) бронзовый венок. Сама колонна, имеющая рельеф в виде горизонтальных валиков по окружности, также сохранилась до наших дней.

Колонна Юстиниана Великого – 1) грандиозный памятник императору Юстиниану I (527 – 565 гг.), стоявший на площади Августеон в Константинополе, высотой около 50 метров. Основание его представляло собой семиступенчатую усеченную пирамиду около 5 метров высотой, на ней – постамент в виде прямоугольного параллелепипеда, нижняя и верхняя стороны которого были квадратными, а выше имелся карниз в виде трехступенчатой усеченной пирамиды. По боковым граням шел барельеф в виде арок с крестами, над которым размещалась посвятительная надпись. Ствол колонны состоял из мраморных барабанов, и был покрыт листовой бронзой с чеканными рельефами, изображающими сцены военных триумфов императора. Эта часть памятника повторяла колонну Константина Великого, но в более значительном масштабе. Ствол венчали колоссальная капитель толщиной почти два метра и абак, на котором находилась конная статуя императора Юстиниана I в четыре раза превышающая оригинал. В отличие от колонн императоров Аркадия и Феодосия, юстинианова колонна не имела внутренней лестницы. Конь был изображен в движении, с поднятыми правой передней и задней левой ногами, и зрителям казалось, что движение вперед неминуемо. Император, в доспехах героя троянской войны, восседал в седле без стремян. Его шлем венчал сутан, похожий на развернутый хвост павлина. Оружие, налокотники и поножи отсутствовали. В левой руке, предплечье которой было прикрыто военным плащом, он держал поводья и позолоченную державу с крестообразным навершием. Правая рука, с раскрытой ладонью, был поднята почти до уровня плеча и вытянута на юго-восток, сама же статуя обращена лицом к востоку. Этот грандиозный памятник был виден уже на подходе к Константинополю с моря, гармоничность силуэта и величие образа оказывали на зрителей неизгладимое впечатление. Колонна Юстиниана пережила Византийскую империю, но в 1492 г. обветшавший памятник был разрушен молнией, бронза была пущена на изготовление пушек, а остатки колонны позднее уничтожены турками. Сохранились многочисленные описания этого монумента, в том числе венецианский рисунок, датированный 1440 г. и хранящийся в библиотеке Сераля в Стамбуле, а также несколько элементов колонны, включая ее капитель и один из барабанов; 2) – посвятительная шестиметровая колонна из красного египетского гранита, первоначально стоявшая на форуме Константина в Константинополе и увенчанная статуей императора Феодосия Великого из серебра в натуральную величину. Вероятно, сама колонна была вывезена из Египта. В 532 г. в результате землетрясения статуя Феодосия обрушилась и погибла. В конце 532 либо в начале 533 гг. колонна была перенесена и установлена у дворца Юкунда в III регионе столицы в честь императора Юстиниана Великого и украшена его статуей. Во время сильнейшего землетрясения 6 октября 557 г. скульптура Юстиниана Великого также погибла в результате обрушения, а сама колонна, разломилась на несколько фрагментов, причем, верхняя часть колонны вошла в землю более чем на полтора метра. Позже, при восстановительных работах во дворце, фрагменты Колонны Юстиниана были использованы в кладке стен; 3) вероятно, посвятительная колонна императору Юстиниану I Великому, стоявшая в Иерусалиме на площади перед Столбовыми воротами. Разрушена арабами после VII в.

Колосс Барлеттский – бронзовая статуя императора, высотой более пяти метров, выполненная в технике полого литья, находящаяся ныне в небольшом приморском итальянском городе Барлетта. По существующим версиям, статуя представляет императора Маркиана (450 – 457 гг.) или императора Валентиниана I (364 – 375 гг.). Голову императора венчает диадема с так называемым «Готским камнем», принадлежавшим матери императора Феодосия II (402 – 450 гг.) Элии Евдоксии. Первоначально бронзовый император держал в правой руке лабарум, но позже он был заменен итальянцами на небольшой крест. Статуя была обнаружена во время раскопок в Равенне в 1231 – 1232 гг., производимых по приказу Фридриха II Штауфена, короля Сицилии с 1197 г., а затем императора Священной Римской империи (1212 – 1250 гг.), одного из самых образованных людей своего времени. Во время перевозки скульптуры морем в Неаполь, корабль, на котором она находилась, затонул в районе Барлетты и поэтому спасенный колосс оказался именно в этом городе. В 1309 г. доминиканские монахи использовали ноги и оружие колосса для отливки церковных колоколов, но в XV в. недостающие элементы были восстановлены. Во время одной из многочисленных итальянских междоусобиц статую захватили и вывезли из города, но спустя некоторое время барлеттийцам удалось ее вернуть.

Колосс Геры – громадная бронзовая статуя богини Геры, супруги Зевса, стоявшая на форуме Константина в Константинополе, сделанная из кованых листов бронзы на каркасе. Статуя (вероятно работы знаменитого скульптора Лисиппа) поражала не только своим масштабом, но и мастерством исполнения. В 1204 г. Колосс Геры был разбит крестоносцами, а бронза пущена на монеты. Бронзовые куски только от разбитой головы Геры с трудом поместились в четыре повозки.

Колосс Родосский – колоссальная бронзовая статуя бога Гелиоса, построенная в знак избавления укрепленного города острова Родос от войск царя Сирии и Передней Азии Деметрия Полиоркета в 304 г. до Р.Х. После неудачной осады города, Полиоркет покинул остров, бросив грандиозную осадную башню – гелеополиду, окованную железом. Дорогое в то время железо жители Родоса продали за триста талантов золота, а на вырученные средства решили возвести статую Гелиоса – покровителя острова. За двенадцать лет тридцатидвухметровую статую построил скульптор Харес Линдский, ученик знаменитого Лисиппа. Каркас ее был выполнен из железа, забутован камнем, а сверху облицован чеканными бронзовыми листами. На ее изготовление ушло около восьми тонн железа и тринадцать тонн бронзы. Конструкция имела три точки опоры: две ноги Гелиоса и его плащ, спадающий до земли. Кроме свисающего с левой руки плаща, никакой другой одежды на Гелиосе не было, зато его голова была украшена лучезарной короной. Из под приложенной ко лбу правой руки он, казалось, глядел далеко вдаль. Слава о грандиозной статуе, которая было видна за много километров от Родоса, распространилась по всему античному миру, но, простояв над гаванью на искусственном холме, облицованном мрамором, почти восемьдесят лет, колосс рухнул на землю в результате сильного землетрясения 225 г. до Р.Х. И в лежащем состоянии колосс столетиями оставался главной достопримечательностью Родоса, пока в 654 г. в правление византийского императора Константа II (641 – 668 гг.), в результате грабительского арабского набега, не закончил свое существование. Арабы продали статую на металлолом иудейскому купцу из Эдессы, который разбил статую и вывез бронзу на переплавку, нагрузив 900 верблюдов.

Колофон – «завершение»; приписка, как правило, в конце в рукописи, сообщающая о месте и дате ее составления, а иногда упоминающая имя писца. Греческие колофоны обычно были менее информативны, чем сирийские и армянские.

Колт – ювелирное украшение в форме округлой подвески.

Комбинограф – писец, который фиксировал имена возниц и масти коней, выступающих в состязаниях на ипподроме.

Коментарисий (commentariensis) – чиновник, организующий рассмотрение дел в суде.

Комизонт – См. Диакомист.

Комискии – официальные «подарки» налоговым чиновникам за работу от податного населения.

Комискорт (комит шатра) – помощник стратига в ранге спафария, наряду с протонотарием ведавший хозяйственным обеспечением фемного войска, а также заведовавший сторожевой службой. Вероятно, исполнял обязанности начальника штаба фемы.

Комит (comes) – должность войскового командира, начальника комитата (дружины) или банды в составе тагм, подразделения императорского флота, а также государственного чиновника высокого ранга. В фемах комиты командовали бандами-топотирисиями, поэтому фемный комит, по сути, равнозначен фемному топотириту.

Комит Востока (comes Orientis) – в ранней Византии титул наместника диоцеза Восток с военными и гражданскими полномочиями. Резиденция комита Востока располагалась в Антиохии.

Комит доместиков – в ранней Византии так именовался командир придворного гвардейского отряда. Комитов доместиков было два: один командовал гвардейской пехотой (comes domesticorum peditum), другой гвардейской конницей (comes domesticorum equitum).

Комит конюшни – См. Комит стойла.

Комит Опсикия – официальное название должности стратига фемы Опсикий.

Комит проливов – должностное лицо, ведавшее таможней. Должность учреждена Юстинианом I. До вступления на престол Юстиниана таможенных постов в Константинополе не было и ввозимые в столицу товары пошлиной не облагались.

Комит священных одежд (comes sacrae vestis) – чиновник, ведавший царским гардеробом.

Комит священных щедрот (comes sacrarum largitionum) – чиновник, ведавший денежными поступлениями в казну. Эта должность была учреждена в правление императора Константина Великого (306 – 337 гг.).

Комит стен – командир (доместик) тагмы стен, одного из пехотных гвардейских подразделений столицы Византийской империи.

Комит стойла (комит конюшни) – чиновник из штата протостратора, курировавший императорские конюшни в Константинополе и Вифинии. Во время войны контролировал запасы корма для лошадей и мулов, отвечал за обоз. С XIII в. должность получила наименование – комит императорских лошадей.

Комит трубачей – предположительно ведал царскими трубачами, сигнальщиками, во время экспедиций с участием василевса. Эта должность упоминается в трактате «De castrametatione».

Комит царских доменов (комит частных дел) (comes rerum privatarum) – чиновник, ведавший хозяйственными делами дворцов, имений, конских заводов императора.

Комит шатра (штаба) – См. Комискорт.

Комит Юстиниат (comes Justinianus) – особое звание, введенное императором Юстинианом I в рамках административной реформы в армянских областях 536 г. для правителя новообразованной имперской провинции Третья Армения. Комит Юстиниат соединял в своих руках высшие функции военной и гражданской администрации и имел резиденцию в городе Мелитина на Евфрате; он являлся апелляционной инстанцией для граничащей с востока Четвертой Армении по всем искам, превышавшим сумму в 500 номисм.

Комитаты (comitatus) – мобильные войсковые подразделения, которые базировались, в основном, в Константинополе и в соседних провинциях.

Комитодрунгарий – См. Друнгарокомит.

Комитопулы – «сыновья комита»; болгарская династия, основанная сыновьями комита Николая: Давидом, Моисеем, Аароном и Самуилом. Давид и Моисей погибли в сражениях, а Самуил казнил по обвинению в государственной измене своего брата Аарона вместе со всей его семьей, за исключением сына Ивана Владислава. После смерти болгарского царя Романа, Самуил (997 – 1014 гг.) венчался на царство и стал родоначальником новой правящей династии. После смерти Самуила правил его сын Гавриил Радомир, а затем – Иван Владислав, вскоре погибший при осаде Драча. Его вдова Мария и болгарский патриарх Дамиан, вынуждены были передать царство византийскому императору Василию ІІ Болгаробойце (960 – 1025 гг.) в 1018 году. Сын Ивана Владислава был ослеплен после неудачной попытки совершить переворот при поддержке дочери императора Константина VІІІ. Петр Делян, называвший себя сыном Гавриила Радомира, возглавил восстание в Болгарии и пытался восстановить Болгарское царство, но был вероломно ослеплен Алусианом, сыном Ивана Владислава, его войска потерпели поражение, а сам он попал в плен.

Коммагена – историческая область на северо-востоке Сирии. В позднеримское и ранневизантийское время составляла территорию провинции Евфратисия с центром в Иераполе.

Коммеркий (коммеркион) – налог на продажу товаров, таможенная пошлина.

Коммеркиарий (commerciarius) – чиновник византийского ведомства финансов, сборщик коммеркия и одновременно контролер торговли с иноземцами в VI до XII вв. С течением времени круг обязаннастей коммеркиариев несколько видоизменялся.

Коммеркия (commercium) – государственное бюро таможенной регистрации и сбора торговых пошлин.

Коммониторий (commonitorium) – письменный приказ императора.

Комнины – династия византийских императоров (1081 – 1185 гг.). Этот род ведет начало из Комны (Фракия). Комнины сумели укрепить государство, расширить его границы на Восток и Северо-Запад. Опирались на земледельческую и военную аристократию, сплоченную родством и свойством в единый «клан», имевший тенденцию превратиться в замкнутую социальную группу, и, отчасти, на провинциальные города. Особенностью внешней политики Комнинов была система союзов с рядом западноевропейских государств, обычно закреплявшихся брачными связями, и установление суверенитета над соседними государствами (Венгрия, Сербия, Антиохийское княжество). Комнины предоставили обширные привилегии на территории Византии итальянским республикам: Венеции и Генуе. Потомки Андроника I, принявшие имя «Великие Комнины», правили в Трапезундской империи в 1204 – 1461 гг.

Комограмматик – сельский писарь.

Комополис – особая форма поселения в Византии, средняя между городом и деревней. Вероятно, нечто вроде не имеющего стен поселка городского типа.

Компагии (compagia) – открытые мелкие башмаки из кожи. Царские компагии были красного цвета и расшиты жемчугом.

Компендиум (compendium) – краткое пособие со сжатым изложением основ какой-либо науки, адресованное читателям, которым надо быстро овладеть главным в этой научной отрасли.

Конвент (conventus) – совещание консистория (совета при императоре) в ранней Византии.

Кондак – «колышек, палочка, вокруг которой наматывался свиток»; жанр церковной византийской гимнографии, краткое церковно-богослужебное песнопение в честь Господних и Богородичных праздников, а также в честь святых и в память усопших, излагающее сущность праздников и составляющее как бы тему для всего богослужебного их чинопоследования, составная часть акафиста, чередующаяся с икосом. Основоположником жанра кондака был Роман Сладкопевец, знаменитый церковный поэт первой половины VI в., автор большинства известных кондаков. Древние кондаки были многострофными поэмами, насчитывали двадцать – тридцать строф. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением. Первая строфа являлась вступлением, последняя – обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. С VIII в. кондак как жанр постепенно вытеснялся каноном, при этом число строф кондака значительно сократилось.

Конная статуя Теодориха Великого – позолоченная бронзовая скульптура, стоявшая в Константинополе первоначально около главных ворот Большого дворца, а позже перенесенная на площадь Быка. Воздвигнута в 484 г. императором Зеноном (474 – 491 гг.) в знак благодарности остготскому вождю Теодориху Амалу, получившему в тот же год титул патрикия и консульское звание за его участие в борьбе против узурпатора Леонтия (484 – 488 гг.). Теодорих был изображен сидящим на коне с чешуйчатой уздой, со вскинутой вверх правой рукой и державой в левой руке. На мраморном пьедестале имелась посвятительная надпись на латыни. Статуя отличалась необыкновенно тщательной проработкой деталей и живостью образа. После 1204 г. она была разбита крестоносцами и пущена на монеты. Во время разрушения скульптуры в правом переднем копыте коня был обнаружен тайник, а в нем небольшая бронзовая статуэтка, одетая в хламиду из овечьей шерсти, проткнутая гвоздем и облитая свинцом, которая вероятно использовалась для наведения «порчи» на Теодориха.

Конные статуи братьев Диоскуров – бронзовая скульптурная группа, стоявшая на стилобате храма Диоскуров в древнем Византии. Всадники были изображены на конях в момент их прыжков, соприкасались с базами лишь задними копытами. При перестройке ипподрома при императоре Константине I Великом (306 – 337 гг.), между 324 и 330 гг., в ходе строительства новой столицы империи, храм был включен в архитектурный комплекс ипподрома и стал примыкать к его восточной трибуне. Скульптуры, проглядывающие через аркады ипподрома, являлись дополнительным украшением всего комплекса. После закрытия храма около 390 г., скульптуры были установлены на разделительном барьере ипподрома: одна у стартовых стойл (carceres), другая – у Сфенды, головами в сторону центральной части барьера. Дальнейшая судьба скульптур неизвестна.

Конон Бетюнский (Конон де Бетюн) – регент Латинской империи в 1216 – 1217 гг. и в 1219 – 1220 гг., участник Четвертого крестового похода, знатный рыцарь и прославленный трувер. В Латинской империи имел титул севастократора. После смерти латинского императора Генриха Фландрского в 1216 г. управлял как регент империей до прибытия в Константинополь императрицы Иоланты. После смерти императрицы Иоланты де Куртене в 1219 г., по решению баронов был вновь поставлен регентом до прибытия в Константинополь и коронации сына покойной императрицы. Конон Бетюнский организовал посольство во Францию к маркизу Филиппу де Куртене, старшему сыну Иоланты, с просьбой занять трон Латинской империи. Но Филипп отказался в пользу своего среднего брата Роберта де Куртене. Роберт прибыл в Константинополь только в 1221 г. и вскоре был коронован. Бразды правления империей ему передал другой регент – Иоанн Колона, сменивший на этом посту престарелого Конона Бетюнского.

Коноставл – главный конюший императора, один из высших военных чинов, аналог западноевропейского звания «коннетабль». Эта должность известна в Византии с XI в. Великим коноставлом именовался командующий иностранными наемными отрядами в Никейской империи и Византии при Палеологах.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 06:30:13
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "К" Ч.5 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0153 ]   [ Gzip выкл. ]