Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "К" Ч.4 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Кириак – константинопольский патриарх в 595 – 606 гг. До патриаршества состоял в добрых отношениях с будущим римским папой Григорием I Великим; Кириак познакомился с Григорием в годы его пребывания в Константинополе в качестве нунция папы Пелагия II. Папа Григорий расчитывал, что Кириак откажется от новшества своего предшественника на константинопольском патриаршем престоле Иоанна IV Постника, принявшего титул «Вселенского патриарха» по решению Поместного Церковного собора в 587 г. Поэтому Григорий приветствовал избрание Кириака, и прерванное церковное общение между Римом и Константинополем было восстановлено. Однако вскоре Кириак навлек на себя неудовольствие папы, поскольку не отказался от нового титула, и отношения между римским престолом и империей вновь обострились на фоне имевшихся политических противоречий в итальянской политике. Кириак скончался в конце 606 г.

Кирилл Александрийский – святитель, патриарх Александрии с 412 г., богослов, отец Церкви. Родился в 378 г., умер в 444 г. Отличался суровым нравом и непреклонностью характера. Став патриархом, осуществлял гонения на еретиков-новациан, которые были изгнаны из его епархии. Также, по инициативе Кирилла, были изгнаны иудеи, а их имущество конфисковано. Жесткие действия Кирилла вызвали неудовольствие византийского префекта Ореста, но египетские монахи – сторонники патриарха – отвечали византийскому наместнику оскорблениями, один из них даже ранил его брошенным камнем. Казненного за это преступление монаха Кирилл провозгласил страдальцем за Истину и похоронил с почетом. Кирилла подозревают в подстрекательстве к бесчинствам александрийских параволанов, убивших знаменитую ученую женщину Ипатию, дружившую с префектом Орестом. С 428 г. Кирилл боролся против ереси Нестория, тогдашнего константинопольского патриарха. В 431 г. Кирилл участвовал в Третьем Вселенском (Эфесском) соборе, осудившем ересь Нестория и утвердившем почитание Девы Марии Богородицей. Он был автором многочисленных полемических сочинений против Нестория, в которых утверждалось нераздельное соединение природ во Христе, начиная с момента Его рождения в мир; в этих сочинениях был впервые введен термин «ипостасное единство». Кириллу Александрийскому принадлежат также толкования на ряд ветхозаветных книг, собрание трактатов о Троице – «Тезаурус» и апологетическое сочинение, осуждавшее «Речи против христиан» императора Юлиана Отступника.

Кирилл Иерусалимский – святой, епископ Иерусалимский с 351 г., отец Церкви. Родился в 315 г., умер в 386 г. Рукоположен в сан епископа арианином Акакием, епископом Кесарийским, но затем, за свою приверженность Православию, трижды свергался арианами со своей кафедры. Был близок к знаменитому церковному историку Евсевию Кесарийскому, трудами которого пользовался в своих поучениях к пастве, дружил и с другими полуарианами. Не употреблял в своих сочинениях слова «единосущный», говоря об Иисусе Христе, однако при этом оставался сторонником Никейского символа веры. В 381 г. участвовал в работе Второго Вселенского собора в рядах православных епископов, выступал против ариан. Своими литературными трудами Кирилл Иерусалимский известен, прежде всего, как катехизатор. Сохранились двадцать четыре его проповеди и поучения, имеющие важное значение для истории христианских догматов, таинств и обрядов.

Кирилл Скифопольский – выдающийся византийский агиограф VI в. Родился в городе Скифополе в Палестине в 514 г., умер около 557 г. С молодых лет, почувствовав влечение к иноческой жизни, принял монашеский постриг в одном из монастырей родного города и проживал там до 543 г. Затем, по совету своей матери, отправился в Иерусалим и сделался там учеником Иоанна Молчальника, подвижника лавры Святого Евфимия в Иудейской пустыне близ города. В 555 г. Кирилл перешел в Великую лавру Саввы Освященного в Иудейской пустыне, где и оставался до своей смерти. Первым агиографическим трудом Кирилла Скифопольского было «Житие Евфимия Великого», затем он написал «Житие Саввы Освященного», входящие в «Палестинский патерик». Кроме того, Кирилл составил жития: Иоанна Молчальника, преподобного Кириака Отшельника, аввы Феодосия Киновиарха, епископа Феогиния и Аврамия, ученика святого Саввы и епископа Кратийского, имеющие большое значение для изучения истории палестинского монашества. Работы Кирилла Скифопольского содержат важные сведения об иерусалимских патриархах V – VI вв., об оригенистских волнениях и монофизитских спорах. Литературный стиль Кирилла характеризуется простотой и ясностью слога, отсутствием риторических украшений и безыскусностью изложения.

Кирилл и Мефодий – святые, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл родился около 827 г., умер 14 февраля 869 г. До принятия монашества в начале 869 г. носил имя Константин. Его старший брат Мефодий родился около 820 г., умер 6 апреля 885 г. Родом оба брата были из города Фессалоники (Солунь), отец их был военачальником. Кирилл получил образование при дворе византийского императора Михаила III в Константинополе, где одним из его учителей был будущий патриарх Фотий. Хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Отказавшись от предложенной ему императором адмиральской карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию, за что получил прозвище «Константин Философ». В сороковых гг. успешно участвовал в диспутах с иконоборцами; в пятидесятых гг. был в Сирии, где неизменно одерживал победы в богословских спорах с мусульманами. Около 860 г. совершил дипломатическую поездку к хазарам. Мефодий рано поступил на военную службу. Десять лет был управителем одной из населенных славянами областей. Затем удалился в монастырь на гору Олимп. В шестидесятых гг., отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. В 863 г. Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказанию помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких князей. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг: избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, псалтырь и другие. В науке нет единого мнения по вопросу о том, какую азбуку создал Кирилл – глаголицу или кириллицу, однако первое предположение более вероятно. Проповедь братьев на понятном моравскому населению славянском языке заложила основу национальной Церкви славян, но вызвала недовольство немецкого проримского духовенства. Кирилл и Мефодий были обвинены в ереси. В 866 или 867 гг. Кирилл и Мефодий по вызову римского папы Николая I направились в Рим, по дороге побывали в Блатенском княжестве в Паннонии, где также распространяли славянскую грамоту и славянский богослужебный обряд. Папа Адриан II в специальном послании разрешил им распространение славянских книг и славянского богослужения. После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. Мефодий был посвящен в сан архиепископа Моравии и Паннонии и в 870 г. возвратился из Рима в Паннонию. Немецкое духовенство, стремившееся расправиться с Мефодием, путем интриг добилось его заключения в темницу; после освобождения из тюрьмы Мефодий продолжал свою деятельность в Моравии. В 882 – 884 гг. жил в Византии. В середине 884 г. Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык. Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах их учениками, изгнанными из Моравии в 886 г.

Кирилл Филеот – святой Византийской Церкви. Происходил из деревни Филея во Фракии. Дата рождения неизвестна, умер около 1110 г. Написанное Николаем Катаскепином «Житие Кирилла Филеота» – характерный памятник поздней агиографии, наполненный риторической ученостью.

Кириллица – церковно-славянский алфавит, созданный на основе букв греческого алфавита. Эта азбука была графическим упрощением букв глаголицы, составленной святым Кириллом, старшим из братьев-учителей славянских, для богослужения на славянском языке. В кириллице название букв, их порядок и количество остались теми же, что и в глаголице. Создателем кириллицы, предположительно, считается епископ Климент Болгарский, ученик и продолжатель дела византийских монахов – святых «солунских братьев» Кирилла и Мефодия.

Кириния – город на северном побережье Крита.

Кириопасха – «Господня Пасха»; так в Церковном уставе называется день Пасхи, если он совпадает с праздником Благовещения.

Кириотисса – «всемогущая, владычица»; один из эпитетов Богоматери и иконографический тип, изображающий Богородицу, держащую младенца Христа обеими руками прямо перед собой или с образом Богомладенца на груди в круглом медальоне, похожем на щит. Другое название подобных икон – Богоматерь Никопея (победоносная). Иконы такого типа считались в Византии палладиями (защитницами) императорского дома. Сам образ младенца Христа в медальоне называется Эммануилом, а медальон – «Неодолимым щитом». В русской иконописи образ Богородицы с воздетыми руками и Христом-Эммануилом на груди называется «Знамение».

Кирры (Кир) – небольшой город недалеко от Антиохии, в провинции Сирия диоцеза Восток.

Кируларии – мастерские по изготовлению свечей.

Китон – «покои, опочивальня»; императорская спальня и дворцовая казна в поздневизантийский период.

Китонит – евнух-стражник императорских покоев.

Кифара (cithara) – струнный музыкальный инструмент.

Клавдиан (Claudius Claudianus) – латинский и греческий эпический поэт. Родился в Египте около 375 г., умер еще молодым после 404 г. Воспитывался в Александрии, где помимо родного греческого языка овладел латынью, что позднее в Риме позволило ему завести дружеские связи с римской аристократией и определило его дальнейшую поэтическую карьеру. В 395 г. он уже жил в Риме, затем в течение нескольких лет пребывал в Медиолане в качестве придворного поэта императора Гонория и его военачальника Стилихона, политическую деятельность которых он описывал и прославлял в своих поэмах. Клавдиан, продолжая классические традиции, писал по-гречески и по-латыни 395 – 404 гг., сам читал свои стихи на праздниках, по поводу которых они были написаны, и добился больших почестей; его статуя была поставлена на Форуме Траяна в Риме. Клавдиан сделал Стилихона героем большинства своих исторических эпосов и других политических произведений. Восхвалению действий Стилихона и поддержке его политики он посвятил весь свой большой поэтический талант. Клавдиан был исполнен веры в величие Рима и его историческое предназначение, которое для него символизировал Стилихон. Кроме того, перу его перу принадлежат панегирики, свадебные песни и шуточные стихотворения, посвященные молодому императору Гонорию, незаконченный мифологический эпос «Похищение Прозерпины» («De raptu Proserpinae») и несколько десятков эпиграмм. В тоже время, христианские ценности не нашли отражения в поэзии Клавдиана; вероятно, он даже не был христианином; его поэзия по сути своей – языческая. Творчество Клавдиана является важным источником по истории Западной Римской империи.

Клавдиан Мамерт – латинский философ, богослов и поэт. Дата рождения неизвестна, умер около 470 г. Был монахом и священником. Известен, прежде всего, как автор сочинения «О состоянии души», пользовавшегося популярностью на Западе вплоть до XIII в.

Клавдиополь – (совр. Болу) город в византийской провинции Гонория.

Клавы (clavus) – 1) у римлян так назывались пурпурные полосы на тоге сенатора или всадника; 2) должностные знаки отличия византийских сановников, в виде нашивок на одежде (чаще всего на рукавах) различной формы и цвета.

Клариссим (лампротат) (vir clarissimus) – «муж светлейший»; третий класс высших имперских титулов в ранней Византии. В частности в этом классе в IV в. находились по должности начальник императорской канцелярии (magister memoriae) и наместник провинции Киликия. Нередко давался аргиропратам Константинополя.

Класмы – заброшенные крестьянами и запустевшие участки земли, которые казна по истечении тридцати лет бесхозности отмежевывала от земель сельской общины, распродавала или сдавала в аренду. Класмы вносились в описи (практики) налогового ведомства (геникона) и могли в разных формах реализовываться частным или юридическим лицам и до истечения обусловленного законом срока, но в этом случае при появлении законного владельца в этот период, новый собственник утрачивал всякие права на купленную или взятую в аренду у казны землю и имел право требовать возмещения от государства понесенных в связи с этим убытков. До истечения тридцати лет заброшенности такие земельные участки официально именовались симпафиями.

Клейма – небольшие композиции в иконописи, как правило, располагавшиеся по периметру иконы, образуя нечто вроде рамы вокруг центрального изображения (средника). Обычно в клеймах изображались сцены из житий святых в хронологическом порядке по часовой стрелке.

Клефт – вор, разбойник, партизан.

Клибанион (кливаний) – византийский пластинчатый панцирь. Надевался через голову, скреплялся на боках кожаными ремнями с пряжками.

Клибанофор – панцирный воин.

Климаты – 1) административные районы, округа в Византии, отличающиеся особыми климатическими условиями; 2) одно из названий византийской фемы в Северном Причерноморье с центром в Херсонесе Таврическом.

Климент Болгарский (Охридский) – святой, ученик святых равноапостольных просветителей славян Кирилла и Мефодия, один из основоположников древней болгарской литературы. Родился около 840 г., умер в 916 г. После смерти епископа Мефодия в 885 г., Климент переселился из Моравии в Болгарию, и был рукоположен в епископа Дребницы и Велики, по предложению царя Симеона (888 – 927 гг.). Заботами Климента был построен архиепископский кафедральный собор в Охриде и еще два болгарских храма. Климент писал религиозные, поучительные сочинения с элементами гражданской и философской проблематики, переводил с греческого языка на болгарский. Создал «Житие святого Кирилла Философа». Вероятно, Клименту принадлежит заслуга создания «кириллицы»; предположительно именно он заменил графически сложные знаки «глаголицы», созданной его учителем Кириллом, знакомыми нам буквами, ведущими свое происхождение из греческого алфавита.

Климент Студит – церковный поэт IX в., монах константинопольского Студийского монастыря.

Клирик – «посвященный жребию, уделу»; общее название любого духовного лица, церковнослужителя, священнослужителя. Слово клирик происходит от идеи, что служение Богу есть особый жребий, удел. Совокупность клириков – клир. Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею.

Клирос – в храме правое и левое крыло амвона, возвышенной части перед алтарем; на клиросе размещаются певчие.

Клисура (clausura) – укрепленное ущелье; под клисурой могла также подразумеваться небольшая административная единица с клисурой – укреплением в качестве центра.

Клисурарх (клисурафилакс) – комендант клисуры.

Клиторология (клиторологий) – руководство, регламентирующее иерархию должностей и титулов в Византийской империи.

Ключарь – должностное лицо при кафедральных соборах, из числа состоящих при нем священников. Занимает первое место после настоятеля, ведет опись церковного имущества, хранит ключи от помещений, где оно находится, наблюдает за порядком при богослужениях в соборе.

Книд – портовый город на полуострове Херсонес Книдский в византийской провинции Кария на крайнем юго-западе Малой Азии.

Когорталины (cohortalini) – чиновники, составлявшие штат наместников провинций.

Кодекс (codex) – «дощечка для письма», «книга»; 1) одна из древних форм книги, появившаяся в Древнем Риме. Длинные и не очень удобные для письма и чтения свитки постепенно сменили кледексы – несколько деревянных дощечек, покрытых воском и скрепленных с одной стороны наподобие тетради. Позднее листы кодексов стали изготавливать из папируса, пергамента или бомбакиона (бумаги); 2) систематический сборник законов по одному из крупных отделов права, изданный законодательной властью в Римской империи и ранней Византии.

Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus) – первый официальный сборник распоряжений римских императоров с начала IV в., составленный в 435 г. комиссией из 16 юристов, назначенных восточно-римским императором Феодосием II. Опубликован 15 февраля 438 г. Его изданию предшествовали частные кодификации авторитетных юристов, не имевшие официального значения: Кодекс Грегориана, содержавший распоряжения римских императоров с 196 по 295 гг., и Кодекс Гермогениана, содержавший более поздние законодательные акты императоров. Оба эти кодекса известны только в отрывках. Кодекс Феодосия состоял из 16 книг, разделенных на главы (титулы), и включал все распоряжения, действовавшие в 313 – 437 гг. По мысли Феодосия, кодекс должен был составить единое целое с кодексами Грегориана и Гермогениана, которые были, таким образом, официально санкционированы. Кодекс Феодосия был признан и принят также современником Феодосия II – западно-римским императором Валентинианом III, имел обязательную силу и в западно-римской, и в восточно-римской империях.

Кодекс Юстиниана (Codex Justinianus) – корпус императорских указов правового характера в 12 книгах подготовленный и изданный в 529 г. по распоряжению императора Юстиниана I. Работу по обобщению и редактированию, исправлению противоречий и систематизации правовых норм предыдущего Феодосиева кодекса, включению в общий свод новых правовых норм провела специально образованная для этого комиссия в составе 10 сановников и юристов. В ходе напряженной и продуктивной работы из состава комиссии выделился особенной активностью магистр Трибониан, вскоре после окончании работ по кодификации получивший пост квестора священного двора. После первых лет применения кодекса были выявлены его некоторые недочеты; в связи с этим в 534 г. Кодекс Юстиниана был издан исправленным изданием и объявлен императором окончательным и совершенным.

Кодик – копии с ценных документов, используемые для повседневных нужд.

Коллектарии (collectarii) – особый разряд чиновников финансового ведомства Византийской империи.

Коллуф – греческий эпический поэт V в., уроженец египетского города Ликополиса. Известен как автор небольшой сохранившейся до нашего времени поэмы «Похищение Елены», близкой по манере к эллинистическим продолжениям гомеровского эпоса. Это сочинение Коллуфа считается эпигонским произведением, не имеющим большой художественной ценности. Поэмы «Колидониака» и «Персика» не сохранились.

Колокола (clocca) – куполообразные полые металлические приспособления, используемые для подачи звуковых сигналов. Маленькие колокольчики были известны с глубокой древности у многих народов. Римляне звоном легкого колокольчика возвещали начало публичных собраний. Христиане эпохи гонений избегали громко звучащих инструментов при своих богослужениях, и даже после торжества христианства в правление императора Константина Великого в храмах христиан созывали на службу ударами деревянного молотка в доску (било). Инициатива использования колоколов в церковной жизни принадлежит святому Павлину, епископу города Нола в IV в. В последствие этот город стал центром производства небольших колоколов. В VI – VII вв. колокола постепенно вошли в употребление в христианских храмах Западной Европы, и в эпоху императора Карла Великого (800 – 814 гг.) они получили широкое распространение в Западной Церкви. Византийская Церковь не знала колокольного звона до второй половины IX в., когда в правление императора Василия I Македонянина (866 – 886 гг.) в столицу империи были привезены из Венеции двенадцать медных с серебряной примесью колоколов. После взятия Константинополя турками в 1453 г. звон колоколов был запрещен, во избежание возможности призыва населения к мятежам.

Колокольня – часть христианского церковного здания или особая постройка вблизи него, где помещаются колокола, созывающие своим звоном на богослужение. Самые древние колокольни, сохранившиеся до наших дней, были построены у двух базилик Святого Аполлинария в Равенне в начале VII в. С IX – X вв. круглые или квадратные колокольни стали обычной принадлежностью христианских храмов на Западе. Обычно они стояли отдельно от церковных зданий и лишь в редких случаях соединялись с ними галереями. Ярким примером такой колокольни романского стиля служит знаменитая Пизанская башня. Во второй половине IX в. первая колокольня была построена в Византии: колокола, полученные из Венеции, были повешены в специально выстроенной для этого башне, около храма Святой Софии в Константинополе. Но и в XIII – XIV вв., хотя использование колокольных звонов стало устоявшейся традицией на Востоке, колокольни византийцы строили редко. Их заменяли звонницы – три колонны, перекрытые двумя арками, между которыми подвешивали колокола, или просто деревянная перекладина между двумя столбами у храма.

Колония – 1) город в Малой Азии, основанный в правление императора Феофила (821 – 842 гг.). В IX в. стал центром одноименной фемы, выделенной из состава фемы Армениак; 2) византийская фема с центром в укрепленном городе Колония, лежавшая к северо-востоку от Севастии. На западе она граничила с Армениаком, на севере с Халдией, на востоке с Феодосиополем, а на юго-востоке с Месопотамией. Первый стратиг фемы Колония упомянут в византийском тексте под 863 г. Колония иногда объединялась с фемой Халдия под властью одного стратига.

Колонна – архитектурный опорный элемент, как правило, в виде цилиндра либо статуи, из дерева, кирпича, камня, бетона или металла. Каменные колонны состоят из отдельных блоков, цилиндров (барабанов), либо являются монолитными. Ствол может быть гладким, с продольными желобками (каннелюрами), украшен рельефом или спиралевидными канавками, облицован декоративным материалом или быть композитным (смешанным по отделке). По внешнему виду колонны делятся на следующие основные ордера: дорический, римский дорический, ионический, тосканский, коринфский, аттический (четырехугольный), рельефный, кариатидный (в виде человеческой фигуры) или композитный. При отсутствии у колонн пьедесталов, ордер называется неполным. Элементы отдельных ордеров смешивались уже в эпоху эллинизма, но особенно широко – в поздний римский и ранневизантийский периоды. Колонны в Византии могли быть как частью здания или сооружения, так и играть роль памятных знаков (триумфальные, посвятительные) или дорожных указателей, но в любом случае они исполняли определенную несущую функцию. Опорные колонны поддерживали перекрытия, триумфальные и посвятительные колонны использовали как пьедесталы для статуй или памятных знаков. С рубежа VI – VII вв., на фоне общего упадка в экономике и культуре Византийской империи, практически прекратилось изготовление новых составных или монолитных стволов колонн, стали широко применяться архитектурные детали из более ранних построек.

Колонна Аркадия – памятник императору Аркадию (383 – 408 гг.) на колонне высотой около 45 метров высотой. Колонна установлена в 401 – 403 гг. на холме Ксиролоф (Сухой холм) в Константинополе, и была первоначально посвящена отцу императора Аркадия – императору Феодосию I Великому (379 – 395 гг.), статуя которого находилась на вершине. Изготовлена по образцу римской колонны Траяна, была украшена барельефом, обвивавшим спиралью ствол. В ее мраморных барабанах была вырублена винтовая лестница на вершину. В 421 г. в честь бракосочетания императора Феодосия II (402 – 450 гг.) колонна была увенчана серебряной статуей Аркадия, отца правящего государя, в воинских доспехах без шлема, с лабарумом в правой руке. Этот памятник считался одним из семи чудес столицы. К 435 г. вокруг колонны сформировался ансамбль одноименной площади (форум Аркадия). Во время землетрясения 541 – 542 гг. рухнула правая рука статуи с лабарумом, а в 548 или 549 гг. от попадания молнии разрушилась часть ствола и капители. Памятник был восстановлен при императоре Юстиниане I (527 – 565 гг.). В 740 г. во время очередного сильнейшего землетрясения произошло обрушение статуи. Позже вершина использовалась последователями Симеона Столпника. Краткое описание этой колонны дано в поэме Константина Родосца, современника Константина Багрянородного (911 – 959 гг.). После падения империи форум Аркадия был плотно застроен турецкими постройками и, в результате двух сильнейших пожаров в 1633 и 1660 гг., колонна очень сильно пострадала и частично обрушилась. До наших дней сохранилось только изуродованное основание колонны высотой около 5,5 метров с входной камерой и несколькими ступенями, а также рисунок XVIII в. с изображением ее несохранившегося барельефа.

Колонна Аркадия, Гонория и Феодосия II – триумфальная памятник, воздвигнутый трем императорам на римском форуме в 405 г. в честь победы полководца Стилихона (ок.358 - 408 гг.) над вестготами под Фезулами (Флоренцией). Колонну венчали три колоссальные бронзовые позолоченные скульптуры императоров, причем малолетний Феодосий был изображен в виде взрослого. Скульптура Стилихона на памятнике отсутствовала, хотя и ему и была установлена бронзовая посеребренная статуя с посвятительной благодарственной надписью от горожан. От колонны сохранился массивный гранитный пьедестал.

Колонна Афины – бронзовая скульптура Афины Паллады на колонне, установленная на форуме Константина в IV в. Статую богини украшали элементы одежды и вооружения, выполненные из бронзовых сплавов различных оттенков и цветов. Одежду охватывал пояс Ареса, на плечи была накинута эгида с изображением головы Медузы Горгоны. Древнегреческий шлем с конским хвостом, струящимся по ее плечам, был поднят, открывая лицо Афины, волосы мягкими волнами огибали ее лицо. Левая рука поддерживала складки платья, а правая рука открытой ладонью указывала на юг. В ту же сторону был обращен взор девы, слегка склонившей голову. Общая высота памятника составляла около девяти метров. Весной 1204 г. суеверная константинопольская чернь, решив, что статуя призывает в город латинян, разбила ее на куски.

Колонна Афродиты – колонна, увенчанная скульптурой богини Афродиты, находившаяся в Константинополе, северо-восточнее акведука Валента, у монастыря Святого Антония, недалеко от залива Золотой Рог. Была установлена в конце IV в. Среди константинопольцев стойко держалось поверье, что скульптура может обличать проходящих мимо нее тайных грешниц, задирая их одежды.

Колонна Евдоксии – памятник императрице Евдоксии, жене императора Аркадия (383 – 408 гг.), из серебра на порфировой колонне. Сооружен на месте, называемом Питтакия, около храма Святой Ирины в 406 г. Был местом суеверного поклонения столичной черни, которое как языческий пережиток обличал патриарх Иоанн Златоуст (398 – 404 гг.).

Колонна Елены – 1) монумент в виде порфировой колонны, увенчанный серебряной статуей Святой Елены (248 – 327 гг.), августы, матери императора Константина I Великого. Эта колонна стояла в Константинополе на площади Августеон, названной в честь августы Елены; 2) не столь высокая как на Августеоне, но также порфировая колонна с серебряной статуей августы Елены, стоявшая в базилике бань Зевксиппа.

Колонна Ирины – небольшая посвятительная колонна, увенчанная скульптурой императрицы Ирины (797 – 802 гг.). Установлена между 797 и 801 гг. на спине Большого ипподрома в Константинополе, посреди небольшого бассейна. В правой руке статуи находилась держава, в левой – удлиненный скипетр с крестом.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 06:27:52
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "К" Ч.4 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0096 ]   [ Gzip выкл. ]