Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "К" Ч.2 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Кастелий (castellum) – «крепостца»; водораспределительный колодец, составной элемент водопровода. В Византии, сохранявшей все предыдущие архитектурно-технические достижения римского периода, устройство кастелиев с античных времен существенных изменений не претерпело. Имелись два типа распределительных колодцев. Оба представляли собой квадратные, прямоугольные или круглые в плане сооружения с одним или несколькими выпусками. Первый тип имел три выпуска на разных уровнях: нижний – для общественных водоразборных бассейнов; средний – для воды, идущей на общественные нужды: бани, общественные туалеты и т.д.; верхний – для водоснабжения частных домовладений. Поэтому, при падении уровня воды в колодце во время засухи, в первую очередь, удовлетворялись общественные нужды в ее потреблении. Второй тип колодцев представлял собой распределительные устройство для снабжения водой относительно небольшой группы потребителей, например, домовладельцев какого-либо района. Могли иметь несколько выпускных отверстий разного диаметра. Плата за воду взималась с частных лиц в зависимости от площади сечения трубы, выходящей из данного выпуска. Труба была обернута проволокой с пломбой водного магистра (curatores aquarum) с целью предотвращения воровства воды.

Кастория – город на самом юге Македонии, юго-восточнее Девола, столица одноименной фемы в XIII в.

Кастренсий (castrensis sacri Palatii) – придворный сановник в ранге «высокородного мужа» (vir spectabilis), ведавший дворцовыми работами и различными службами в ранневизантийское время.

Кастроктисия – повинность крестьян по ремонту и строительству военных сооружений.

Кастрон – крепость или укрепленное поселение.

Кастрофилакс – помощник главы провинциального (фемного) города, отвечавший за организацию его обороны.

Касула (casula) – плащ с капюшоном.

Касулин – река (совр. Вольтурно) в Южной Италии, на берегу которой близ Капуи осенью 554 г. состоялось сражение восемнадцатитысячной византийской армии под командованием Нарсеса с тридцатью тысячами франков, возглавляемых их вождем Бутилином. После победы, одержанной над остготами при Тагине, Нарсесу пришлось отражать нашествие вторгшихся в Италию франков и аламаннов. Несмотря на большие потери от охватившей варварское войско эпидемии, германцы опустошили большую часть Апеннинского полуострова и имели значительное численное превосходство над византийцами. Следуя за уходящими франками и уничтожая отряды их фуражиров, византийцы вынудили противника вступить в сражение. Бутилин построил свое в основном пешее войско клином, чтобы первым же ударом добиться прорыва позиции византийцев и нанести им решающее поражение. Нарсес составил первую боевую линию из тяжеловооруженной пехоты. Во второй стояла кавалерия под прикрытием лучников. Два отряда всадников были укрыты в засадах на обоих флангах. Начавший сражение лобовой удар франков действительно прорвал первую линию ромеев. Затем варвары вклинились во вторую линию, где после вступления в бой союзных византийцам герулов завязалась упорная рукопашная схватка. В то же время части, стоявшие на флангах армии Нарсеса, совершили обход и глубоко охватили вражескую массу, после чего, не вступая в ближний бой, начали расстреливать франков из луков, нанося им тяжелые потери. Разгром варваров довершили конные отряды Нарсеса, ударившие из засад в тыл франков. Бутилин утратил управление войском, и в возникшей панике окруженные франки были истреблены почти поголовно. Победа при Касулине на четырнадцать лет закрепила господство Византии в Италии, но затем на Апеннинский полуостров вторглись полчища лангобардов.

Катавасия – «схождение»; песнопение, исполняющееся на утренней службе в праздничные и воскресные дни после песен канона (после каждой песни соответствующая катавасия). Катавасиями служат ирмосы некоторых канонов. Название происходит от византийской практики сходиться обоим хорам в центр храма для совместного пения.

Катагогия – См. Порнокапилий.

Катакалон Кекавмен – византийский полководец и, возможно, писатель. Родился около 1015 или 1020 гг., умер после 1078 г. Происходил из армянской семьи, переселившейся в Византию. Сделал успешную военную карьеру, к концу царствования Константина IX Мономаха стал магистром и дуксом Антиохии. В 1057 г. участвовал в мятеже провинциальной знати против безвольного императора Михаила Стратиотика. Сыграл решающую роль в кровопролитном сражении 20 августа 1057 г. недалеко от Никеи, где, командуя левым флангом войск мятежников, сумел переломить неудачный ход битвы и ворвался в лагерь правительственных войск. Он предполагаемый автор так называемых «Советов и рассказов» – важного источника по истории XI в., единственная рукопись которых хранится в Государственном историческом музее в Москве. Сочинения Кекавмена – новый жанр византийской светской литературы, объединяющий назидательные истории с житейскими поучениями. Отчетливое выражение атмосферы страха, в которой проходит жизнь византийской аристократии, придает сочинениям Кекавмена трагическую окраску.

Катакомбы (catacumba) – первоначально кладбища, в том числе подземные, в пуццолановых карьерах и штольнях. Впервые название зафиксировано в IV в. до Р.Х. применительно к кладбищу Святого Себастьяна «ad catacumba» на Аппиевой дороге в пригороде Рима. Катакомбы представляют собой сеть подземных помещения искусственного и естественного происхождений. Они использовались иудеями и первыми христианами для погребения, а христианами, кроме того, как места тайных собраний в периоды гонений. С IX в. под катакомбами стали понимать все подземные кладбища, а позже – весь комплекс подземных помещений. В пределах Византийской империи старейшие катакомбы располагались в Карфагене и Иерусалиме. Менее древние катакомбы, но одни из самых обширных, имеются в Александрии (совр. Ком-эль-Шугафа (Шуккафа или Шокайя); они начали создаваться в IV в. от Р.Х. Обширные катакомбы имелись и в других крупных городах империи, например в Антиохии Великой, Фессалониках, Смирне, Никее, а также в Константинополе. Колоссальные христианские катакомбы известны в Каппадокии. Наиболее изучены, несмотря на их частичное затопление, катакомбы Ком-эль-Шугафа, верхние ярусы каппадокийских катакомб, а также иерусалимские катакомбы. Константинопольские катакомбы сложились как система многоярусных подвальных этажей городских зданий, сооружений, подземных переходов различного назначения, подземных водоводов и цистерн, а также клоак для вывода нечистот за пределы столицы. Систематические научные исследования константинопольских катакомб не проводились.

Каталог – список населения.

Катапетасмы – См. Завесы.

Катаракта – подвесные, внешние крепостные ворота, окованные железом, открывавшиеся при помощи подъемных блоков.

Катаропотия – винный погребок; распивочная, где кроме вина подавали на закуску хлеб, лепешки и рыбу. Служили любимым местом времяпровождения простонародья. В Константинополе их чаще всего содержали неправославные.

Катарсис – 1) удаление вредных соков из тела в античной и византийской медицине; 2) освобождение души от скверны или гнетущих переживаний.

Катасесты (пропендулии) – жемчужные подвески, свисавшие по краям императорской короны.

Катаскопы – «соглядатаи»; люди, исполняющие разведывательные функции на вражеской территории и передающие сведения своему военному командованию.

Катафатическое богословие – вспомогательный метод в богословии, позволяющий описывать Бога посредством утвердительных определений. Этот метод вторичен по отношению к апофатическому богословию, предполагающему выражение сущности Бога путем последовательного отрицания всех возможных его определений как несоизмеримых. Однако утверждения катафатического богословия часто встречаются в Библии и основываются на проявлениях Бога в мире и на Его понятных свойствах. Например, «Бог есть Любовь» (1 Иоан. 4:8, 16) или «Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Иоан. 1:5).

Катафига – «заступница»; один из эпитетов Богоматери, иконографический тип деисусной композиции, изображающий Богородицу в молитвенном обращении к Сыну.

Катафракт – конный тяжеловооруженный воин, защищенный броней, вооруженный длинной пикой. В римской армии они назывались клибанариями и были заимствованы у персов во II – III вв. Отряды закованных в броню и кольчугу катафрактов стали довольно многочисленными в византийской армии со второй половины Х в. Они составлялись из разбогатевших стратиотов и фемной знати.

Катена (catena) – «цепь»; принцип составления сборников исторических произведений из отрывков, взятых из различных авторов и расположенных в хронологическом порядке так, чтобы рассказанное по одному историку не рассказывалось более по другому. Этот метод «исторической нити» был широко распространен в римской и византийской историографии.

Катепан – «тот, кто наверху», «верховный»; первоначально, в VIII – IX вв., предводитель воинского отряда в провинции (такой отряд мог быть сформирован и из иноземцев). В Х – XI вв., с созданием наряду с фемами новых административных единиц – катепанатов, катепаны (их иногда называли также дуксами) стали наместниками важных в стратегическом отношении пограничных округов, где они, подобно стратигам, обладали всей полнотой военной и гражданской власти. С конца XI в. этот чин постепенно исчез из употребления.

Катепан титулов (катепан аксиом) – одна из высших византийских придворных должностей в XII в.; чиновник, ведавший пожалованием титулов иностранцам.

Катерга – весельный военный корабль.

Катергоктисия – повинность по строительству военных судов.

Катехизис – «наставление, поучение»; изложение вероучения в форме вопросов и ответов.

Катехумен – См. Оглашенный.

Катихумении – галереи вдоль боковых стен церкви, а иногда и вдоль западной стены, напротив алтаря (катихумении притвора). Катихумении обычно находились на возвышении, и подниматься туда нужно было по лестнице. На катихумениях храма Святой Софии проводились Церковные соборы.

Католикон (кафоликон) – главный храм, собор в крупных византийских монастырях.

Католицизм (латинство) – западная традиция в христианстве, нововведениями исказившая вероучительные основы в догматическом богословии и богослужебной практике. Процесс обособления латинского христианства начался еще в III – IV вв., с возникновением и усугублением экономических, политических и культурных различий между восточной и западной частями Римской империи. Но непосредственной причиной отделения католицизма от Вселенского Православия было стремление римских пап к безусловному главенству в христианском мире, сопровождаемое отклонениями в сфере апостольского вероучения. Зачатки этих отклонений наглядно проявились уже в V в., в полной мере открылись в IX в., а после окончательного отложения римского престола от Святой, Соборной и Апостольской Церкви в 1054 г. – оформились окончательно. Кроме необоснованных изменений в порядке совершения церковных таинств, и в частности, использования опресноков вместо квасного хлеба для причащения, в числе нововведений католицизма, основными были: догмат об исхождении Святого духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (филиокве) и догмат о чистилище. В последствие к этому добавились догматы о непогрешимости римского папы (в 1870 г.), догматы о непорочном зачатии Девы Марии (в 1854 г.) и о ее телесном вознесении на небо (в 1950 г.). Католическая иерархия имеет большое сходство с православной, но западное христианство отличает экзальтированное почитание Божией Матери и традиции духовной экспансии. В византийское время и до середины XX в. церковные службы в католицизме проводились только на латинском языке. Многие святые отцы Православной Церкви почитали католицизм ересью.

Катуна – военный лагерь.

Кафедра – «сидение»; сидение для архиерея или священника, поставленное в алтаре на горнем месте, а также для архиерея в середине храма на архиерейском амвоне. В переносном значении кафедра – место служения архиерея, его епархия. Поэтому город, в котором постоянно пребывает архиерей, и главный храм, в котором он преимущественно служит, называют кафедральными.

Кафигумен – игумен византийского монастыря, имевший священный сан.

Кафизма (кафисма) – «сидение»; 1) императорская ложа, располагавшаяся на восточной трибуне Большого ипподрома в Константинополе. Сооружена в 203 г. при императоре Септимии Севере. В ходе капитальной перестройки ипподрома древнего Византия в 324 – 330 гг. в правление римского императора Константина Великого перестроена. Представляла собой часть комплекса Большого императорского дворца, нечто вроде балкона, примыкавшего к восточной стене ипподрома. Кафизма была прямоугольным в плане сооружением, кровля которого поддерживалась четырьмя колоннами. Кроме мраморного трона императора, здесь же находились сиденья для его ближайшего окружения и членов сената. За троном стояли четыре мраморные скульптуры. От мест восточной трибуны кафизму отделяли приподнятый уровень ложи и достаточно высокий барьер, поэтому при необходимости стража могла ее легко защищать от нападений толпы, до удаления императора и его сановников на территорию Большого дворца. Вход на кафизму из дворца закрывали две бронзовые двустворчатые двери: одна на проходе из триклиния, находившегося непосредственно за кафизмой, другая дверь на нижнем этаже кафизмы, куда с основной площадки вела лестница. Первый путь был основным, которым император обычно направлялся на ипподром. Второй, запасной путь вел из дворца через Слоновые ворота, над которыми стояли скульптуры слонов, (вероятно, из Остии), во двор Дафны к нижнему этажу кафизмы. От ристальной дорожки через арку, запиравшуюся металлической двустворчатой решеткой, к кафизме пролегала лестница, упиравшаяся в парапет. Этот путь предназначался для прохода победителей соревнований к императорской ложе, для получения заслуженной награды. После захвата Константинополя турками в 1453 г., ипподром был превращен ими в каменоломню, и кафизму разобрали на строительный материал; 2) составная единица богослужебного деления псалтири на двадцать частей (кафизм). Во время чтения кафизм на богослужении разрешается сидеть, откуда и происходит название.

Кафолическая – «вселенская»; определение христианской Церкви и христианской веры, единых для всего христианского мира. Иногда переводится с греческого на русский язык словом «соборная». После разделения церквей в 1054 г., определение кафолическая (вселенская) оставили за собой и Римская церковь на Западе, и Православная Церковь на Востоке.

Квадривиум (quadrivium) – курс продвинутого обучения в системе высшего образования в Византии. Включал в себя четыре дисциплины: арифметику и геометрию, музыку или гармонию, а также астрономию и физику. Обучение математическим наукам должно было способствовать развитию познавательных способностей и логического мышления, то есть содействовать усовершенствованию разума. Изучение предметов квадривиума было уделом единиц, в отличие от изучения базового курса – тривиума, и лишь немногие из византийцев овладевали ими. После усвоения квадривиума византийцы приступали к ознакомлению с метафизикой с целью исследования природы сущего и познания высшего бытия, высшего единства, высшего блага и тому подобного. Завершали полный курс обучения занятия богословием. Они были необходимы для воспитания истинного христианина, подготавливая его к восприятию догматов вероучения и усвоению Божественной Истины.

Квадрига ипподрома – скульптурное изображение IV в. до Р.Х. четырех бронзовых коней, вероятно, работы скульптора Лисиппа. Эта скульптура находилась на константинопольском ипподроме над воротами, через которые на арену выезжали колесницы. Возможно, первоначально эти четыре бронзовых коня были частью квадриги Аполлона, подаренной жителями острова Родос дельфийскому храму Аполлона и размещавшейся на его крыше. По другой версии, они были привезены в Рим из Александрии. В I в., при императоре Августе (43 г. до Р.Х. – 14 гг.), квадрига была установлена на его триумфальной арке. При императоре Нероне (54 – 68 гг.) перенесена на его триумфальную арку, а при императоре Траяне (98 – 117 гг.) – на арку Траяна. После поражения в 312 г. Максенция и возведения по этому поводу триумфальной арки императора Константина Великого в 315 г. установлена на ней. Затем снята, перевезена в Константинополь и установлена на ипподроме. В конце существования Латинской империи (1204 – 1261 гг.) квадрига ипподрома вывезена венецианцами и установлена на фасад собора Святого Марка в 1261 г. В XVIII в. серьезно решался вопрос о перемещении квадриги на площадь перед собором. Вдохновителем этой идеи был скульптор Антонио Каново. В 1743 г. живописец Каналетто (1697 – 1768 гг.) даже написал картину-проект, но в итоге было принято решение оставить квадригу на прежнем месте. В 1797 г. скульптурная группа была снята Наполеоном, привезена в Париж и установлена над главными воротами дворца Тюильри, а в 1808 г. переустановлена на вершину Триумфальной арки на площади Карусель. По решению Венского конгресса квадрига возвращена в Венецию на собор Святого Марка. Во время Второй Мировой войны снята с фасада и помещена в бомбоубежище, а после ее окончания возвращена на место. В 1982 г. окончательно перемещена в музей, а на фасаде собора установлена точная копия.

Квезитор (quaesitor) – чиновник в ранге спектабиля, обязанностью которого было следить за прибывающими в столицу людьми. Должность была учреждена императором Юстинианом после восстания Ника. Подчиненным квезитора надлежало наводить обо всех них точные справки и способствовать скорейшему разрешению их дел, с тем чтобы побыстрее выпроводить их из города. Прибывших из провинции и ничем не занятых лиц квезитор водворял на их прежнее место жительства. Не имеющих определенных занятий жителей города квезитор должен был направлять на общественные работы, в пекарни, к садовникам. Квезитору полагалось жалованье в 10 литр золота в год.

Квестор (quaestor) – «изыскатель»; один из высших судебных чиновников в византийское время, обладавший также нотариальными функциями. Квестор рассматривал дела «праздношатающихся» в столице, разбирал земельные тяжбы, заверял завещания константинопольских граждан.

Квестор священного дворца (quaestor sacri Palatii) – чиновник, ведавший законодательной функцией императорской власти, председатель консистория – совета при императоре; эту должность, учрежденную в правление императора Константина Великого (306 – 337 гг.), обычно исполнял образованный и авторитетный юрист. Принадлежал к высшему рангу придворных сановников «мужей сиятельных».

Квинт Смирнский – греческий эпический поэт IV в. от Р.Х., вероятно уроженец Малой Азии. Написал гекзаметром продолжение «Илиады» – поэму «Постгомерика» («Posthomerica») в 14 песнях, где описывается история Троянской войны от похорон Гектора до отплытия греков на родину. Это сочинение, скорее всего было стихотворным пересказом прозаического изложения утраченных послегомеровских, так называемы «киклических поэм», излагавших мифы троянского цикла. Такие изложения известны по трудам Аполлодора и Прокла. В поэме Квинта нет сюжетного единства и последовательности в описаниях, и все же она не лишена достоинств. В отдельных эпизодах и многих фразах она приближается по своим художественным достоинствам к шедевру Гомера. В стилистике Квинт подражал своему великому предшественнику, при этом метрика его поэмы следует законам александрийского стихосложения. В поэме Квинта Смирнского много отзвуков ранней греческой литературы, есть намеки на знакомство автора с наследием Вергилия и Овидия.

Кебра Нагаст – «Слава Царей»; священная книга Эфиопской христианской Церкви, представляющая собой собрание преданий и разнородных рассказов, основанных на книгах Ветхого и Нового Заветов, а также на языческих, иудейских, арабских и эфиопских источниках. Первоначальный текст «Кебра Нагаст» появился на эфиопском языке в VI в. от Р.Х. и автором его был, вероятно, неизвестный по имени священник-миссионер Александрийской Церкви. Позднее текст книги был переведен на арабский язык и в таком виде сохранился до XIV в., когда книга снова была переведена на эфиопский язык христианским монахом-эфиопом Исааком. «Кебра Нагаст» утверждает, что Христос посетил Эфиопию, а Ковчег Завета был с помощью ангелов похищен из храма Соломона Менеликом (Бейна-Лекхем), сыном иудейского царя от Македы, царицы Савской. Согласно книге, Менелик увез Ковчег Завета в Аксум, где эта древняя реликвия, предположительно, пребывает по сей день. От Менелика вела свое происхождение династия аксумских негусов (императоров) – традиционных союзников Византийской империи. Последним представителем Соломонидов был император Хайле Селассие I (1930 – 1974 гг.), убитый в 1975 г. в результате военного переворота.

Келарь (келларит, келлареон) – заведующий кладовой со съестными припасами в монастыре, начальник продовольственного склада. Подчинялся эконому.

Келаторы – особая категория влашского населения в Византии, исполнявшая государственную повинность по охране императорских стад и складов казны вдоль главных дорог империи, по перевозу казенных грузов на собственных тягловых животных, сопровождению посольств, конвоированию пленных, поставке проводников для войск, совершающих походы через горные местности.

Келевсис – одна из разновидностей распорядительных документов императорской канцелярии в Византии, подвид простагмы – упрощенного, без пышных титулов и риторических оборотов, письменного распоряжения, исполненного на обычной бумаге, обычным шрифтом, без вислой печати.

Келевст – начальник гребцов на греческих кораблях, задававший такт гребли ударами деревянного молотка.

Келесирия – «долинная Сирия»; долина между горами Ливан и Антиливан.

Келиот – спальничий при дворе императора в поздней Византии.

Келлии – пустынная местность на расстоянии 65 км. к юго-востоку от Александрии, куда в поисках уединения в 338 г. переселилась часть монахов из Нитрийской пустыни. Позднее в Келлиях был создан анахоретский монастырь, подобный Нитрийскому. К концу IV в. в Келлиях жили около шестисот иноков. Самыми знаменитыми из них были: святой Макарий Александрийский (умер в 394 г.), Евагрий Понтийский (умер в 399 г.) и Палладий Еленопольский, живший в Келлиях с 388 по 400 гг. В 399 г. у келлийских монахов, в большинстве своем поддерживавших учение Оригена, разразился конфликт с александрийским патриархом Феофилом, резко критиковавшим оригенизм. Феофилу не удалось в дискуссии убедить в своей правоте «долгих братьев» (ученых духовных лидеров келлийских иноков) и в 400 г. он направил в Келлии наемное войско, которое превратило мирную обитель в груду развалин. Монахи разбежались, а с трудом спасшиеся «долгие братья» отправились искать правосудия в Константинополе у патриарха Иоанна Златоуста. Через несколько лет противостояние монахов и патриарха Феофила сошло на нет, многие иноки вернулись в Келлии и восстановили монастырь. В V в. в келлийскую монашескую среду проникло монофизитство, поддержанное александрийским патриархом Диоскором. Вследствие этого среди монахов произошел раскол, часть их отделилась и построила собственный православный храм. С захватом Египта арабами-мусульманами, Келлии постепенно пришли запустение и к IX в. оказались совершенно покинутыми.

Келлиоты – монахи, живущие по двое-трое в кельях, отдельных жилых постройках, принадлежавших какому-либо монастырю, вне его территории, но по соседству с ним. Обыкновенно в келье жил опытный подвижник и один-два его ученика. Келлиоты находились на содержании монастыря и еженедельно посещали монастырский храм для участия в богослужениях, получали продовольствие на предстоящую седмицу. Иногда келлиоты жили не в строениях, а в пещерах, природных углублениях и тому подобных убежищах. Число келлиотов в византийских монастырях обычно было специально ограничено и оговорено в уставах обителей.

Келья (келия) (сеllа) – «комната»; отдельная жилая комната монаха в братском корпусе или отдельный дом монаха.

Кенотаф – «пустая могила»; символическое надгробье, саркофаг, монумент над несуществующим захоронением.

Кентарх – сотник, младший офицерский чин в византийской армии, то же, что «гекатонтарх». Кентархи (младшие архонты) подчинялись комитам в тагмах. В тагме экскувитов кентархи назывались драконариями, в тагмах нумеров и стен – викариями, в тагме схол – доместиками (не путать с доместиком схол). На флоте кентарх мог быть капитаном дромона и иначе именовался навархом.

Кентинарий (centinarium) – крупная весовая мера в Византии, примерно равная 32 кг. Кентинарий содержал 100 литр, при счете на деньги золотом содержал 7200 номисм.

Кентукла (centunculus) – броня для лошади из войлока или воловьей кожи.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 06:26:25
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "К" Ч.2 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0119 ]   [ Gzip выкл. ]