Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "И" Ч.5 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Иоанн Мосх – преподобный, палестинский монах и духовный писатель, живший в VI – VII вв. Монашество принял, вероятно, в лавре Святого Феодосия Великого. Стал насельником монастыря Святого Илии на берегу реки Иордан, позже оказался в лавре Святого Саввы Освященного. В конце семидесятых – начале восьмидесятых гг. VI в. посетил Египет. Еще в монастыре Святого Феодосия Иоанн Мосх познакомился с Софронием, будущим иерусалимским патриархом и известным борцом с монофелитской ересью. Вместе они много путешествовали по Египту, Сирии, Малой Азии, посетили острова Кипр и Самос. Последние годы жизни блаженный Иоанн Мосх провел в Риме, где и умер в 619 г. Софроний перевез тело покойного друга в лавру Святого Феодосия. Иоанн Мосх известен как автор сборника историй о египетском монашестве под названием «Луг духовный» или «Лимонарь», написанный простым и ясным языком. Сочинение составлено на основании духовного опыта автора и его бесед с пустынниками, а также включило в себя истории из различных сборников изречений египетских подвижников. Наряду с наставлениями в духовной жизни сборник содержит интересные описания монастырского быта, наименования монастырей и другие сведения, культурно-исторического характера.

Иоанн Музалон – придворный чиновник в Никейской империи, из незнатного рода Музалонов малоазийского происхождения, связанного с городом Адрамиттием в Мизии. До 1227 г. занимал должность мистика при императоре Иоанне III Дуке Ватаце (1222 – 1254 гг.). Затем был одним из воспитателей детей никейского императора Феодора II Ласкаря (1236 – 1258 гг.). Сын Иоанна – Георгий Музалон – был регентом при малолетнем императоре Иоанне IV (1258 – 1261 гг.).

Иоанн Орфанотроф – влиятельный старший брат и временщик византийского императора Михаила IV, родом из Пафлагонии. Был евнухом и монахом, занимал официальную должность управителя сиротскими учреждениями с титулом препозита, но реально сосредоточил в своих руках все бразды правления империей, оставив брату-императору только руководство войском, а позже забрал у него и армию. По отзывам современников, был умным, хитрым опытным интриганом, превосходно разбирался в людях. Приверженный к вину, Орфанотроф умел за чаркой вина вызвать на откровенность любого собеседника и, находясь явно в крайней степени опьянения, не забывал, однако, ни единого слова из разговора. Именно он устроил союз своего младшего брата с императрицей Зоей, и организовал убийство ее мужа Романа III Аргира. Ужесточил сбор налогов, добился резкого увеличения поступления денег в казну, но этим вызвал возмущение населения недавно покоренной Болгарии, вылившееся в вооруженное восстание. Пришедший к власти после смерти Михаила IV Михаил V отстранил Орфанотрофа от власти. После свержения Михаила V Орфанотроф был сослан, 2 мая 1043 г. был ослеплен и умер 13 мая того же года.

Иоанн Палеолог Комнин Дука Ангел – видный византийский сановник, полководец, младший брат императора Михаила VIII Палеолога (1259 – 1282 гг.). Родился после 1225 г. После прихода своего старшего брата к власти в Никейской империи, осенью 1258 г. был назначен великим доместиком. В 1259 г. женился на дочери севастократора Константина Торника, и вскоре сам получил титул севастократора. Вел успешные войны на западе на Балканском полуострове. В 1259 г. в решающей битве при Пелагонии разгромил войско латинских рыцарей Ахайского княжества и пленил их предводителя – князя Вильгельма II Виллегардуэнского (1246 – 1278 гг.).

Иоанн Педиасим (Пофос) – византийский писатель и учитель второй половины XIII в., диакон. Родился около 1250 г., умер в начале XIV в. Педиасим учился в Константинополе, вероятно сначала у Мануила Оловола, но затем определенно у Георгия Акрополита вместе с Георгием Кипрским, ставшим позднее патриархом Григорием II. Вскоре после окончания обучения Педиасим был назначен ипатом философов. В письме Георгия Кипрского указывается, что Педиасим также преподавал в Охриде, занимал там пост хартофилакса около 1280 г. Затем около 1284 г. стал великим сакелларием при митрополите Фессалоник. Перу Иоанна Педиасима принадлежат разнообразные произведения на темы мифологии, геометрии, музыки, астрономии и медицины. Его трактат о запрещенных степенях родства в браке, написанный, когда автор служил хартофилаксом в Охриде, основан на работе его предшественника на этом посту Димитрия Хоматиана.

Иоанн Петрици – грузинский философ, знаменитый переводчик греческих философских текстов на грузинский язык. Родился в середине XI в., умер после 1125 г. Получил образование в Константинополе, учился у философов и богословов Михаила Пселла и Иоанна Итала. После 1083 г. примерно двадцать лет жил в грузинском монастыре Петрицон в болгарском городке Бачково. Затем вернулся в Грузию, где провел остаток жизни, работая в академии Гелатского монастыря, основанной грузинским царем Давидом Строителем. Иоанн Петрици занимался переводами исторических произведений («Иудейские древности» Иосифа Флавия), богословских трактатов (Иоанна Лествичника) и многочисленных философских текстов Аристотеля, Немесия, Прокла, писал к ним комментарии. Переводы Петрици максимально точны. Иоанн ставил своей целью создание грузинской философской традиции и стремился примирить перипатетическую, платоническую и христианскую доктрины, однако у грузинских современников его труды не вызвали никакого интереса. Впрочем, влияние Иоанна Петрици сказалось на последующей философской традиции в Грузии. Его перевод Прокла и комментарии к этой работе в 1284 г. были переведены на армянский язык.

Иоанн Сиропул – ритор XII в., автор нескольких речей, сохранившихся до нашего времени, в том числе речи к императору Исааку II Ангелу.

Иоанн Скилица – высокопоставленный византийский чиновник и хронист XI – начала XII вв. Родился вскоре после 1040 г., умер, вероятно, в первом десятилетии XII в. Выходец из малоазийской семьи, Скилица был магистром, проэдром и куропалатом, занимал должности эпарха и друнгария виглы. Иоанн Скилица был автором «Обозрения истории», охватившего период с 811 по 1057 гг. и примыкавшего к «Хронографии» Феофана Исповедника. В отличие от своих современников: Михаила Пселла и Михаила Атталита, Скилица в своем историческом труде ничего не говорит о своем личном участии в событиях, зато подробно рассказывает о своих источниках, прежде всего о трудах Георгия Синкелла и Феофана Исповедника. Впрочем, перечисляя своих предшественников, Иоанн Скилица чаще всего упрекает их за необъективность и ограниченность. Многочисленность использованных источников, вызвала у Скилицы противоречивость в оценках действий тех или иных исторических персонажей. Хроника Иоанна Скилицы пользовалась популярностью у современников и последующих поколений византийских историков, она сохранилась во множестве списков сочинения и была использована в хрониках компиляторов XII в.: Георгия Кедрина, Иоанна Зонары, Константина Манасси, Михаила Глики.

Иоанн Скиф – византийский полководец конца V – начала VI вв., магистр армии Востока, консул 498 г. В годы правления императора Зенона подавил мятеж Илла в Сирии и Исаврии. В 492 – 497 гг. успешно подавил восстание исавров и послал головы казненных предводителей мятежников императору Анастасию.

Иоанн Скифопольский – православный мыслитель VI в., автор схолий к Ареопагитикам (сочинениям Дионисия Ареопагита). Родился около 475 г., умер в 550 г.

Иоанн Спиридонак – византийский правитель Родопской области в конце XII в. По происхождению киприот, выходец из низов. В ходе войны Византии с Болгарией поднял мятеж против Алексея III Ангела Комнина (1195 – 1205 гг.) и провозгласил себя независимым, но его восстание было вскоре подавлено, а Спиридонак бежал к болгарам.

Иоанн Ставракий – диакон и хартофилакс храма Святого Димитрия в Фессалониках. Жил в XII – XIII вв. Написал «Похвальное слово о святом Димитрии» и другие энкомии.

Иоанн Стобей – византийский философ и писатель, уроженец города Стобы в Македонии. Жил, вероятно, в первые десятилетия VI в. в своем родном городе, вел уединенный образ жизни и отличался преданностью языческой религии. Несомненно, что он писал свои труды после философов Фемистия и Иерокла, которые находятся в числе последних по времени из цитируемых им авторов. Плодом его занятий было объемистое собрание извлечений, составленное им для воспитания и образования своего сына Септимия. Иоанн Стобей был автором двух сборников: «Эклог» в двух книгах и «Антологии» в двух книгах исторического и нравственного содержания. Оба эти сборника, вероятно, составляли первоначально одно целое, но в едином первоначальном виде труд Стобея не сохранился ни в одной рукописи. Главное значение сборников заключается в точности цитат и, особенно, в обилии буквально приведенных мест из более чем пятисот древних поэтов, историков, ораторов и философов, расположенных в алфавитном порядке. В византийское время собрание Стобея было главным источником для сборников изречений, пословиц и других кратких выражений народной и книжной мудрости. Так, в середине VII в. по образцу и при помощи его сборников преподобный Максим Исповедник составил свое собрание выписок из Священного Писания и разных христианских и языческих писателей, преимущественно нравственного содержания.

Иоанн Талайя – александрийский патриарх в 482 г. До интронизации был сначала монастырским пресвитером в городке Каноп близ Александрии, а затем экономом при александрийском патриархе Тимофее III Салофакиоле. После смерти Тимофея III в 482 г., Иоанн был избран на его место православными христианами, в то время как монофизиты назвали патриархом Петра Монга, находившегося в то время в ссылке. Иоанн Талайя по каким-то причинам не оповестил официально константинопольского патриарха Акакия о своем избрании, чем Акакий был крайне оскорблен и потому присоединился к требованию александрийских монофизитов о смещении Иоанна, которое они адресовали императору Зенону. Император внял ходатайству Акакия и приказал александрийским властям изгнать Иоанна с кафедры. Иоанн уехал в Антиохию, а оттуда перебрался в Рим к папе Симпликию, поддержавшему Иоанна в конфликте с Акакием. После смерти Симпликия в 483 г., новый папа Феликс III, также симпатизировавший Иоанну Талайе, обратился с посланием к императору Зенону с просьбой о восстановлении Иоанна на патриаршем престоле Александрии. Однако Зенон сделать это отказался, и тогда папа Феликс III созвал в Риме Церковный собор, на котором отлучил патриарха Акакия и императора Зенона от Церкви за ряд прегрешений, в том числе и за поддержку монофизита Петра Монга. Иоанн Талайя не оставлял надежд вернуть себе александрийское патриаршество, однако и следующий византийский император Анастасий I, на поддержку которого он рассчитывал, оказался к нему столь же неблагосклонен, как и Зенон. Иоанну так и не удалось вернуться в Александрию, но в качестве компенсации он получил от папы римского епископскую кафедру в города Нолы в итальянской провинции Кампания.

Иоанн Троглита – военачальник, один из лучших воинов эпохи Юстиниана. Родом из города Троглита в Македонии. Участвовал в вандальской войне под предводительством Велизария, затем был назначен дуксом Месопотамии и воевал на восточной границе империи. После обострения ситуации в африканских провинциях, получил должность магистра армии Африки. Удачно воевал с маврами и был воспет поэтом Кориппом в большой поэме «Иоаннида». Его победы были настолько решительными и впечатляющими, а дипломатические усилия умелыми, что до смерти Иоанна Троглиты на своем посту около 560 г., по словам Прокопия Кесарийского, «мавры были покорны, как рабы».

Иоанн Филопон – греческий философ, представитель александрийской школы неоплатонизма, христианин. Родился около 490 г., умер в 570 г. Прозван «Филопоном» (трудолюбивым) за удивительное усердие в науках, о чем говорят его сохранившиеся произведения и названия множества несохранившихся. Учился философии у неоплатоника Аммония, сына Гермия. Издал комментарии Аммония к сочинениям Аристотеля: к «Аналитике I» и «Аналитике II», «О возникновении и уничтожении», «О душе», к «Категориям», «Физике», «Метеорологике»; переиздал комментарий на «Введение» Никомаха. В ряде своих сочинений выступил с ярко выраженных христианских позиций: «Против Прокла» по вопросу о вечности мира, «Против Аристотеля» (известно благодаря цитатам и критике Симпликия в комментарии к трактату «О небе»), «О творении мира». В сочинении «Против Прокла» Иоанн подверг критике неоплатоническую интерпретацию платоновского диалога «Тимей» (творение космоса как вневременной акт), и защищал тезис о начале творения мира согласно ветхозаветной «Книге Бытия», с которой, как он считал, Платон был знаком. В сочинении «Арбитр, или О единстве», известном по цитатам у византийских авторов и сирийскому переводу, Филопон выступил как представитель монофизитства. Богословские взгляды Филопона были осуждены на Константинопольском соборе 680 – 681 гг. Его сочинения оказали влияние на арабов, латинский Запад, мыслителей итальянского Ренессанса.

Иоанн Фока – византийский писатель XII в., армянского происхождения. В молодости был воином, участвовал в походах императора Мануила I Комнина (1143 – 1180 гг.). Затем стал священником на острове Крит, путешествовал по Святым местам. Описал свои впечатления от путешествий в конце семидесятых гг. XII в. в «Кратком сказании о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины». Творение Иоанна Фоки отличается логичной, продуманной композицией, чистотой изысканного литературного стиля и удивительной точностью в описаниях инженерно-строительных объектов: крепостей, каналов, гидротехнических сооружений. Это один из лучших византийских итинерариев.

Иоанн Хортасмен – византийский писатель, библиофил, знаменитый наставник и преподаватель. Родился около 1370 г., умер в 1439 г. В числе его учеников были: Виссарион Никейский, Марк Евгеник и Геннадий Схоларий.

Иоанн Цец – византийский поэт и писатель грузинского-абхазского происхождения по материнской линии. Родился в Константинополе в 1110 г., умер в 1185 г. Служил секретарем в Верое и столице, учительствовал, состоял в переписке со многими виднейшими современниками, в том числе с императором Мануилом I Комниным, снискал славу знатока литературы. Автор написанной гекзаметром поэмы на гомеровские сюжеты; небольшой драмы, в которой действуют мудрец (сам автор), жалующийся на печальное положение ученых, и крестьянин, а также музы и хор; трактатов по метрике и грамматике, комментариев к древнегреческим поэтам и философам. Основное сочинение Иоанна Цеца – «Книга историй» содержит ценные историко-литературные и мифологические сведения. Принадлежал к кругу литераторов, связанных с севастократорисой Ириной и Анной Комниной.

Иоанн Экзарх Болгарский – писатель X в., грек по национальности, архиепископ Болгарии, современник царя Симеона и участник его просветительской деятельности. О жизни его достоверно ничего не известно. Иоанн был автором «Шестоднева» – толкования на первые главы библейской книги Бытие, рассказывающие о сотворении мира Господом в течение шести дней. Шестоднев Иоанна Экзарха Болгарского – уникальный общеславянский памятник энциклопедического содержания и образец высокой по мастерству религиозной литературы, составленный на основе переводов «Бесед на Шестоднев» Василия Великого и Севериана Гавальского. По своему составу это обогащенный авторскими вставками компилятивный труд, в котором излагаются основополагающие принципы христианского мировоззрения и содержатся обширные сведения об античной философии и науке. По объему заключенных сведений о древнегреческой философии «Шестоднев» намного превосходит любой другой памятник раннеславянской литературы. Из Болгарии этот труд вместе с другими произведениями церковной литературы постепенно распространился в христианизированном славянском мире, и в XI в. стал известен на Руси.

Иоанн Эфесский (Асийский) – монофизитский епископ, проповедник и миссионер, церковный историк. Родился около 506 или 507 гг., умер около 586 г. Был дружен с императором Юстинианом и его женой – императрицей Феодорой. После смерти Юстиниана, Иоанн Эфесский подвергся антимонофизитским преследованиям при Юстине II, с 571 г. провел более шести лет в ссылках и тюрьмах. Написал «Церковную историю» монофизитской церкви, сохранившуюся частично, в изложении XII в. Михаила Сирийского, а последние разделы автобиографического содержания (571 – 585 гг.) – в авторском варианте.

Иоанникий Великий – преподобный, прославленный византийский отшельник VIII – IX вв. Родился около 753 г., умер в 846 г. В юности был свинопасом, затем поступил на военную службу, а покинув ее стал вести отшельнический образ жизни на Олимпе Вифинском. Прославился пророческим даром, находился в остром противостоянии с поборниками киновиального монашества, особенно со студитами, относившимися скептически к прорицаниям Иоанникия. Поддерживал своим авторитетом константинопольского патриарха Мефодия I (843 – 847 гг.) в его борьбе против иконоборческого клира. Сохранилось два жития Иоанникия: одно, написанное монахом Петром под покровительством патриарха Мефодия I, и другое, написанное известным агиографом, монахом Саввой.

Иов Мелес (Ясит, Амартол) – иеромонах Яситского монастыря в Константинополе, византийский полемист второй половины XIII в. Иов был учеником императорского духовника и будущего патриарха Иосифа I (1266 – 1275 гг.), а также другом Георгия Кипрского, что не помешало ему стать непримиримым противником религиозной политики императора Михаила VIII Палеолога. В июне 1273 г. Иов Мелес убедил патриарха Иосифа принести публичную клятву никогда не соединяться с Римом. В ходе переговоров по заключению унии, он вместе с группой единомышленников составил под видом синодального акта весьма пространную «Апологию», в которой Римскому престолу отказывалось в праве претендовать на признание византийцами его трех преимуществ: первенства во Вселенской Церкви, права апелляции и поминовения имен римских пап на Литургии. Узнав об этом, Михаил Палеолог повелел арестовать и предать суду Иова и его единомышленников. После Лионского собора 1274 г. и отречения патриарха Иосифа, Иов был вывезен из столицы и заключен в малоазийской крепости на реке Сангарий. Умер он, вероятно, после 1283 г. Перу Иова Мелеса принадлежит житие и богослужебное последование в честь святой Феодоры Артской, гимны на различные церковные праздники и догматическое сочинение «Изъяснительное учение о семи церковных таинствах», в котором автор подчеркивал центральное место Таинства священства и его значение для Церкви, а также ввел в число церковных таинств пострижение в монашество.

Иовиан (Flavius Claudius Iovianus) – римский император в 363 – 364 гг. Родился около 331 г., умер 17 февраля 364 г. Сын известного комита Варрониана. Был малообразован, доброжелателен по характеру, склонен к излишествам в еде, любил вино и любовные утехи. Участвовал в восточном походе императора Юлиана в должности командира доместиков. Когда Юлиан был смертельно ранен и скончался в своей палатке, командиры легионов провозгласили августом Иовиана. Новому императору пришлось в качестве выкупа за мир с персами уступить им пять римских областей за Тигром и увести войска в Сирию. Из Антиохии Иовиан отправился в Анкиру, и там вступил в консульство. Затем он продолжил путь к Константинополю, но по прибытии в Дадастану внезапно скончался по неизвестной причине. В церковных вопросах Иовиан был сторонником Никейского символа, но отличался веротерпимостью по отношению к язычникам и арианам.

Иовин (Iovinus) – император-узурпатор в Галлии в 411 – 413 гг. Происходил из знатной галльской семьи. Был префектом претория в Иллирике при императоре Гонории в 403 г., затем стал магистром оффиций при императоре Аттале, поставленном в Риме вождем готов Аларихом. После разгрома западного императора-узурпатора Констанина III в 411 г. и возвращения войск императора Гонория в Италию, Иовин захватил власть и был провозглашен императором в Могонциаке (совр. г. Майнц). Ему оказали помощь аланы под начальством Гоара и бургунды под командованием Гунтиария, также решительно поддержала нового императора галльская аристократия. В начале 412 г. Атаульф и его готы вошли в Галлию и начали вести переговоры об условиях оказания военной помощи Иовину. Но договорится с готами Иовину не удалось, и он провозгласил соправителем своего брата Себастиана в 412 г. Раздосадованный Атаульф, по соглашению с законным западно-римским императором Гонорием, разгромил войска Иовина и осадил его в Валенсии в 413 г. В августе 413 г. Иовин был захвачен Атаульфом в плен и отослан в Нарбонну к префекту претория Галлии Дардану. Там Иовин был казнен, а голова его отправлена в Равенну к Гонорию.

Иоил (Иоэл) – византийский историк, живший в конце XII – начале XIII вв., написавший краткую «Хронографию» о наиболее памятных событиях истории Византии. Повествование начинается от Адама, а заканчивается завоеванием Константинополя крестоносцами в 1204 г. и казнью Алексея V Дуки Мурцуфла.

Иоланта де Куртене (Иоланта Фландрская) – императрица Латинской империи в 1217 – 1219 гг. Дочь графа Балдуина и графини Маргариты Фландрской. Двое из ее братьев: Балдуин I, а затем Генрих были латинскими императорами. После смерти Генриха Фландрского в 1216 г. императором был избран Пьер де Куртене, муж Иоланты. Пока муж на пути из Франции к своему престолу воевал с деспотом Эпира, Иоланта прибыла в Константинополь. После пленения Пьера Куртене в Эпире в 1217 г., Иоланта правила империей в Константинополе самостоятельно. Она заключила союз с болгарами против греческих государств, женила никейского императора Феодора I Ласкаря на своей дочери, но вскоре после свадьбы скончалась в 1219 г.

Иония – так в узком смысле греки называли полосу малоазийского побережья от города Фокея на Севере до города Милет на юге, с островами Самос и Хиос; в широком смысле Ионией называлось все западное побережье Малой Азии с прилегающими островами.

Иосиф I – патриарх константинопольский с декабря 1266 г. по 1275 г., и позже с 31 декабря 1282 г. по март 1283 г. До патриаршества был игуменом Галисийского монастыря и духовником императора Михаила VIII Палеолога (1261 – 1282 гг.). Добился патриаршества для себя интригами против патриарха Германа III. По характеру был честолюбив и невежествен, в быту неприхотлив. Ловко выстраивал свои отношения со светской властью, не особенно заботясь о соблюдении принципов. В 1268 г. он торжественно принял в лоно Церкви императора Михаила VIII, отлученного в свое время патриархом Арсением Авторианом. При всем этом, Иосиф I оставался противником унии с католиками. После заключения унии на Лионском соборе, он покинул кафедру, не согласившись с волей императора. Краткое повторное патриаршество Иосифа I пришлось уже на время правления императора Андроника II (1282 – 1328 гг.). В 1283 г. он умер.

Иосиф II – константинопольский патриарх с 21 мая 1416 г. до 10 июня 1439 г. Родился в 1350 г., умер в Италии в 1439 г. Вероятно, был внебрачным сыном сбежавшего в Константинополь болгарского царя Михаила Шишмана. До патриаршества занимал кафедру митрополита в Эфесе. В 1437 г. Патриарх Иосиф отказался поставить на русскую митрополию рязанского епископа Иону, а поставил отрешенного потом Исидора. Иосиф II участвовал в Ферраро-Флорентийском соборе, был сторонником унии с католической церковью, но при этом выступал против уступок латинянам в области догматики. В ходе собора скончался, не дожив до подписания унии. Во Флоренции сохранились его надгробное изображение и образ на фреске рядом с византийским императором Иоанном VІІІ.

Иосиф Вринга – евнух, родом из Пафлагонии, фактический правитель Византийской империи в годы царствования бездарного императора Романа II (945 – 963 гг.). Благодаря недюжинному уму и организаторскому таланту сделал стремительную карьеру при дворе императора Константина VII Багрянородного (911 – 959 гг.). К 956 г. уже имел титул патрикия и занимал должность препозита, в апреле того же года был назначен сакелларием и друнгарием флота. В последние годы жизни Константина VII, по мере того как падало влияние на императора евнуха Василия Нофа, Иосиф приобретал все большую власть. После Василия Нофа он занял должность паракимомена и управлял дворцом и всем государством. Отстаивая интересы столичной бюрократии, вступил в конфликт с малоазийской провинциальной знатью и ее главным представителем в те годы – победоносным полководцем Никифором Фокой. В результате восстания в Константинополе сторонников Никифора Фоки, возглавляемых Василием Нофом, в августе 963 г. Иосиф Вринга был лишен власти, арестован и сослан на родину в Пафлагонию, где и умер через два года в монастыре Асикрит.

Иосиф Гинесий – византийский историк X в. армянского происхождения, сын патрикия Константина, пользовавшийся покровительством императора Константина VII Багрянородного. Описал царствование четырех императоров: Льва V, Михаила II, Феофила и Михаила III, под общим названием «Книги царств». Биографические очерки Иосифа Гинесия отличаются занимательностью, риторическим построением фраз и словесными украшениями в духе античных образов, при общей обыденной лексике повествования. Работы Гинесия в качестве источника использовал Псевдо-Симеон.

Иосиф Ракендит (Философ) – византийский ученый монах и врач. Родился на острове Итака около 1260 г. или около 1280 г., умер в Фессалониках около 1330 г. Происходил из незнатного рода, был монахом в Фессалониках и на Афоне до того, как около 1307 г. прибыл в Константинополь. Имел прозвище Ракендит («носящий рубище»). В 1320 г. Иосиф был послом от императора Андроника III к его деду Андронику II. Четырежды он выдвигался на пост константинопольского патриарха, однако все четыре раза его кандидатура была отклонена. Иосиф Ракендит принадлежал к кругу образованных людей Константинополя, в числе его друзей и корреспондентов были Никифор Хумн, Никифор Григора и Феодор Метохит, который посвятил ему посмертный энкомий. Иосиф интересовался философией, риторикой, физикой, математикой, астрономией и богословием. Как многие интеллектуалы его времени, занимался он и медициной, был учителем знаменитого врача Иоанна Актуария, лечил глазную болезнь Михаила Гавраса. Около 1324 г. Иосиф удалился на гору близ Фессалоник и провел там свои последние годы. Из его сочинений наибольшую известность получила «Энциклопедия», представляющая собой компендиум знаний в области риторики, математики, музыки и богословия. Опубликован только раздел посвященный риторике. Также Иосиф Ракендит писал гимны и молитвы.

Иосиф Сицилийский (Иосиф Песнописец) – святой, известный христианский монах-гимнограф. Родился на Сицилии в 812 г., умер в 886 г. Учился на Сицилии, затем был монахом в Фессалониках. Получив сан пресвитера, переселился в Константинополь. В царствование императора-иконоборца Льва V Армянина (813 – 820 гг.) попал в тюрьму как иконопочитатель. Получив свободу, Иосиф устроил монастырь при храме Иоанна Златоуста, но император-иконоборец Феофил (821 – 842 гг.) снова лишил его свободы и сослал в Херсонес. Императрицей Феодорой (842 – 856 гг.) Иосиф был возвращен из ссылки в столицу и назначен скевофилаксом Великой Церкви. Константинопольский патриарх Фотий (858 – 867 гг.) называл его «отцом отцов» и «ангелом Божиим», сделал Иосифа духовником всего столичного клира. Одаренный поэтическим талантом и проникнутый религиозным воодушевлением, Иосиф Сицилийский прославился сочинением богослужебных песнопений и, в частности, канонов.

Иосиф Студит – святой, архиепископ Фессалоникийский в первой четверти IX в., брат Феодора Студита. Дата рождения неизвестна, умер около 825 г. Писал ямбы против иконоборцев, но эти стихи не сохранились до наших дней. Кроме того, Иосиф вместе с братом Феодором написали песнопения на дни Великого поста и составили триодь.

Иосиф Хостованох – святой, армянский архиепископ в 439 – 454 гг., ученик святых Саака Партева и Месропа Маштоца, знаменитых просветителей армянского народа и учителей Армянской Церкви. Иосиф получил образование в византийских богословских и философских школах. По приезде в Армению, после смерти архиепископа Саака Партева, он был избран архиепископом Армении. Архиепископ Иосиф в 451 г. стал одним из вождей национального восстания армян против персов. В ходе наступления иранских войск, Иосиф Хостованох и многие армянские священнослужители были захвачены персами в плен и заточены в персидской крепости Нишапух. Там, они были преданы жестоким пыткам, и, после мучений, умерщвлены в 454 году. Архиепископ Иосиф канонизирован Армянской и Константинопольской Церквями.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 06:20:14
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "И" Ч.5 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0096 ]   [ Gzip выкл. ]