Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Иаков Афраат – сирийский богослов IV в., персидский епископ, один из учителей Восточной Церкви. Дата рождения неизвестна, умер после 345 г. Жил в Иране во времена шаха Шапура II (309 – 379 гг.) и был свидетелем гонения на персидских христиан. Афраат занимал епископскую кафедру, но неизвестно в каком городе. В 344 г. от имени Церковного собора он обращался к клиру Ктесифона. С именем Иакова Афраата связана книга «Слов», состоящая из 22 гомилий, по числу согласных букв сирийского алфавита. Это сочинение – систематическое изложение христианской веры, касающееся и философских вопросов. По образу мысли и стилю – это исповедь древнего сирийского христианства, еще не затронутого греческим влиянием. Первые десять гомилий были написаны Афраатом в 336 – 337 гг., остальные в 343 – 344 гг., а последняя создана около августа 345 г., поскольку в ней упомянуто начавшееся гонение на христиан Шапура II. В своей книге Афраат предвещал конец света через 6000 лет после его сотворения, раскрывал принципы грядущего Страшного Суда. Кроме того, Иаков Афраат был проповедником аскетической, девственной жизни для мирян, он отрицал возможность брака после крещения. Сочинения Афраата в последующие века нередко приписывались Иакову Нисибийскому.
Иаков Болгарский – ритор XIII в., автор сохранившейся речи к никейскому императору Иоанну III Дуке Ватацу (1222 – 1254 гг.).
Иаков Нисибийский – епископ города Нисибис, учитель Церкви. Родился в середине III в. в семье армянского удельного князя, умер около 338 г. Получил хорошее образование, с детства проникся тягой к христианству. В молодые годы оставил мир и стал вести жизнь подвижника в уединенных горных и лесных местах. Около 290 г. был избран епископом города Нисибис в Месопотамии. В царствование императора Миксимина Дазы был мучим за веру во Христа. Проповедовал христианство в Иране. Участвовал в работе Первого Вселенского собора в Никее в 325 г.
Иаков Серугский – сирийский проповедник, церковный писатель и поэт. Родился в 449 г., умер в 521 г. Среди его сохранившихся сочинений примечателен «Гимн Богоматери».
Иаков Эдесский – епископ города Эдесса в конце VII в., монофизитский писатель, богослов и церковный историк, переводчик с греческого на сирийский язык сочинений отцов Церкви. Родился около 635 г., умер в 708 г. Был одним из образованнейших людей своего времени, провел реформу сирийской письменности и написал несколько филологических трактатов. В последний период своей жизни покинул кафедру, а затем учительствовал во многих монофизитских монастырях.
Иатрософ – 1) теоретик медицинской науки; 2) сборник трактатов древних теоретиков медицины, дополненный наблюдениями практикующих врачей. Такие книги-иатрософы использовались поздневизантийскими лекарями для быстрого нахождения информации о симптомах и способах лечения различных болезней и травм.
Иберия – древнее название Испании.
Ива Эдесский – епископ города Эдесса в середине V в., церковный деятель, представитель Антиохийской школы богословия. Дата рождения неизвестна, умер в 457 г. Был заподозрен в несторианстве, обвинен в распространении сочинений Феодора Мопсуестийского и низложен на «Разбойничьем соборе» в 449 г. Через два года, на Халкидонском Вселенском соборе Ива был восстановлен на своей кафедре.
Иванко (Иоанн-Алексей) – болгарский болярин XII – начала XIII вв., родственник царей Ивана I Асеня, Петра IV и Калояна. В 1196 г. убил болгарского царя Ивана I Асеня и неудачно попытался захватить государственную власть, а затем сбежал к византийскому императору Алексею III Ангелу Комнину. Был помолвлен с внучкой императора Феодорой, а также получил пост стратига Филиппополя и царское имя Алексея. Как стратиг Филиппополя Иванко восстановил крепости и укрепил их гарнизоны. Однако вскоре, не позднее 1199 г., Алексей III, подозревая Иванко в измене, послал против него в поход войска под командованием протостратора Мануила Камицы. Иванко перешел на сторону болгарского царя Калояна и ушел за Балканские горы. Византийские войска напали на Кричим, взяли его и продолжили наступление, но затем попали в засаду и были разгромлены, протостратор попал в плен. Иванко подчинил территории от Мосинополя до Кснатия, и от Пангей до Авдира, а также Смоленскую область, но через некоторое время был с помощью обмана схвачен и убит византийцами.
Ивирия (Иверия) – грузинские области, входившие в пределы Византийской империи в виде особой фемы-катепаната. Ивирия была образована после военных походов императора Василия II в 1001 г. и в 1021 – 1022 гг. Однако в царствование Константина IX Мономаха пятидесятитысячное ивирийское войско было распущено, воинская повинность населения была отменена и вместо стратиотов империя с 1045 г. стала собирать в грузинских землях многочисленные налоги. В результате Ивирия оказалась беззащитной, подвергнувшись нашествию сельджуков, и была жестоко разграблена и разрушена в шестидесятых гг. XI в.
Ивиры (иверы) – 1) грузины; 2) уроженцы византийской фемы Ивирия, образованной в 1000 г., после аннексии империей земель Южного Тао; 3) жители Испании, которую византийцы именовали Западной Ивирией; 4) армяне-халкидониты, окормлявшиеся грузинской (ивирской) Церковью; 5) монахи византийского монастыря Ивирон, образованного в XI в.
Игемон – командующий всеми войсками, расквартированными в провинции.
Игнатиева дорога (via Egnatia) – важнейшая стратегическая дорога, связывающая Константинополь с западной границей Византийской империи. От Золотых ворот столицы эта магистраль вела в город Диррахий на побережье Адриатического моря. Именовалась также Большой государственной дорогой.
Игнатий – византийский церковный писатель первой половины IX в., диакон Великой Церкви Константинополя, а затем митрополит в Никее, автор жизнеописаний святых константинопольских патриархов Тарасия (784 – 806 гг.) и Никифора I (806 – 815 гг.), святых Григория Декаполита и Георгия Амастридского, а также драматического стихотворения о грехопадении. Игнатий писал в последний период иконоборчества в империи (815 – 842 гг.) и вынужден был в своих сочинениях старательно обходить тему икон с тем, чтобы с одной стороны не погрешить против них, а с другой – избежать обвинений в иконопочитании. Житие Георгия Амастридского имеет особенно важное значение, поскольку описывает первый в истории морской грабительский русско-славянский поход на Византию, в ходе которого было разграблено юго-восточное побережье Черного моря. Предположительно, после этого набега, в целях более эффективной обороны, византийским правительством были созданы новые византийские фемы, располагавшие небольшими флотами: Пафлагония с центром в Амастриде, Халдия с центром в Трапезунде и Климаты с центром в Херсонесе Таврическом.
Игнатий – святой, константинопольский патриарх в 847 – 858 и в 867 – 877 гг. Сын византийского императора Михаила I Рангаве (811 – 813 гг.). В детстве носил имя Никита и был оскоплен по приказу императора Льва V Армянина (813 – 820 гг.), свергнувшего с престола его отца. В четырнадцатилетнем возрасте принял монашеский постриг и тридцать три года ревностно предавался аскетическим подвигам в обителях на Принцевых островах: Плати, Гиатр и Теревинф и в монастыре Архистратига Михаила на берегу Пропонтиды, напротив Принцевых островов. В зрелом возрасте был рукоположен в священный сан и стал широко известным проповедником, наставником и просветителем. После смерти святого патриарха Мефодия I (843 – 847 гг.), Игнатий по воле императрицы Феодоры (842 – 856 гг.) собором архипастырей был избран константинопольским патриархом. Он ревностно водворял церковную дисциплину среди клириков, выступал с назидательными беседами к народу, принимал участие в устройстве начальных школ в империи. Также Игнатий известен как непримиримый оппонент патриарха Фотия, которому ему пришлось дважды уступать свою кафедру в 858 и 877 гг., по настоянию императоров Михаила III Пьяницы (840 – 867 гг.) и Василия I Македонянина (866 – 886 гг.). Умер Игнатий в 878 г.
Игнатий – диакон смоленского епископа Михаила, живший во второй половине XIV в., описавший путешествие в 1389 г. Пимена, митрополита Всея Руси, в Константинополь и последовавшее затем свое собственное паломничество в Иерусалим. В записках Игнатия с географическими подробностями рассказывается о пути по реке Дон, по Азовскому и Черному морям до столицы Византии, даны описания церемоний императорского двора и константинопольского патриарха, в том числе коронации императора Мануила II в 1391 г. Это описание сохранилось в Никоновской летописи, а также в «Российской истории» Татищева. Также Игнатию принадлежит написанный полууставом «Сокращенный Летописец», описывающий события с 1254 по 1423 гг.
Игнатий Ксанфопул – церковный писатель XIV в., исихаст, сподвижник константинопольского патриарха Каллиста I (1350 – 1353 гг. и 1355 – 1363 гг.) и соавтор его «Наставления для безмолвствующих».
Игорь Рюрикович Старый – великий киевский князь в 912 – 945 гг. В 941 и 944 гг. ходил войной на Византию, заключив в итоге мирный договор с империей. В 945 г. убит в земле древлян во время сбора дани.
Игумен – «ведущий», монашеский сан ниже архимандрита. В византийское время – название должности настоятеля православного монастыря.
Игуменья – название должности настоятельницы женского православного монастыря.
Идик – 1) начальник государственных мастерских; 2) императорская сокровищница Большого дворца.
Идиоритм – тип византийских монастырей, основанных на принципах свободы и раздельного проживания своих насельников, в отличие от общежительных монастырей (киновий). В идиоритме каждый монах жил в отдельной келье и заботился преимущественно о спасении собственной души, там не было единообразия в одежде, трапезе и бытовых условиях. Насельники идиоритмов вели собственное хозяйство, владели частной собственностью и распоряжались ею по своему усмотрению. Общим в идиоритмических монастырях были только богослужение и кладбище. Игуменов там избирали голосованием и только на один год; власть игуменов распространялась только на обустройство храмов и материальное обеспечение монахов, в остальном игумены считались равными любому иноку. Разногласия в идиоритмах разрешались на советах старейшин. Вообще уклад жизни в идиоритмических монастырях был менее строг, чем в киновиях и потому в них более процветали науки и искусства. К числу идиоритмов принадлежали богатейшие монастыри Афона, Патмоса и другие обители.
Идиостат (идиостатон) – частновладельческий участок, не включаемый в общую сумму земель сельской общины, подлежащих обычному налогообложению (канону). Идиостаты включались в общую налоговую базу только при начислении эпиболы.
Идрунт – См. Отранто.
Иеракарий – сокольничий, придворный титул невысокого ранга.
Иераполь – главный город ранневизантийской провинции Евфратисия диоцеза Восток.
Иерарх – «священновластный»; общее наименование для священнослужителей высшей степени: епископов, архиепископов, митрополитов, экзархов, патриархов. Тоже, что архипастырь и архиерей.
Иерархия – «священновластие, священноначалие»; упорядоченное расположение частей или элементов целого. Выделяется три вида православной иерархии: иерархия небесных сил (три триады, девять чинов ангельских), иерархия чинов священнослужителей (подобно небесной иерархии имеет три степени), иерархия священнослужителей внутри клира.
Иерей – священник, чин второй степени церковной иерархии.
Иеремия Армянин – преподобный, ученик Саввы Освященного, глава монашеской общины православных армян (халкидонитов) в лавре Преподобного Саввы Освященного во второй половине VI в.
Иеродиакон – диакон-монах.
Иеромнимон – член пресвитерского совета Константинопольской Патриархии, помощник протопресвитера в заведовании богослужебными делами.
Иеромонах – священник-монах.
Иерон (Иерий) – (совр. Фенербахчи) предместье Константинополя на Иеронском полуострове азиатского побережья Пропонтиды. Там имелись таможня, императорская гавань, а также поместье и летний дворец, возведеные при императоре Юстиниане I Великом (527 – 565 гг.) вблизи некрополя Халкидона. Центральная часть дворца представляла собой купольное четырехапсидное помещение, к углам которого примыкали помещения меньшие по размерам. Здание дворца восстанавливалось при императоре Ираклии I Великом (610 – 641 гг.), при этом была засыпана дворцовая цистерна, а на ее месте разбит сад. Повторно дворец восстанавливался после 945 г. при императоре Константине VII Багрянородном (911 – 959 гг.).
Иероним Евсевий Софроний (Блаженный Иероним, Иероним Стридонский) – богослов и переводчик, христианский писатель, один из учителей Западной Церкви. Родился в 331 г. в христианской семье в городе Стридон в Далмации, умер 30 сентября 420 г. в палестинском городе Вифлеем. Изучал риторику и философию в Риме, там же в 366 г. принял крещение от римского епископа Либерия. Около 374 г. уехал на Восток, где в Сирии и Палестине изучал богословие, еврейский язык и участвовал в спорах с еретиками. В 382 – 385 гг. пребывал в Риме, служил секретарем римского папы Дамаса, и занимался исправлением латинского перевода текстов Нового Завета. После смерти папы Дамаса, в 385 г. возвратился в Палестину и в 389 г. основал монастырь в Вифлееме, в котором протекли последние годы его жизни. В 405 г. Иероним завершил работу над Вульгатой – переводом на латинский язык большинства Библейских книг, включая канонические книги Ветхого Завета с еврейского оригинала. Огромное значение для развития богословия имели полемические сочинения Иеронима, а также его комментарии к Библейским книгам, жития и нравоучительные письма. «Хроника» Иеронима, написанная в 381 г., является переводом с греческого языка на латынь второй части «Хроники» Евсевия Кесарийского, так называемых «Канонов», которые Иероним продолжил, доведя событийный ряд до 378 г. Блаженный Иероним оказался одним из самых плодовитых писателей своего времени. Его перу принадлежали около двухсот сочинений, большая часть которых сохранилась до наших дней.
Иерусалим – древний священный город в Палестине, место распятия и воскресения Иисуса Христа. Кафедральный город иерусалимского патриарха. Относился к ранневизантийской провинции Первая Палестина с центром в Кесарии. В конце правления императора Константина Великого в Иерусалиме был возведен грандиозный Храм Гроба Господнего. В тоже время Иерусалим, который, по-видимому, и раньше был населен преимущественно христианами, официально получил статус христианского города. Пришедший к власти император Юлиан Отступник (360 – 363 гг.), боровшийся с христианством, пытаясь заручиться поддержкой евреев, решил восстановить иерусалимский храм Ирода, разрушенный императором Титом Флавием в 70 г. от Р.Х., однако вскоре после начала работ стройка была уничтожена сильнейшим пожаром и больше не возобновлялась. Следующие три столетия жизни Иерусалима целиком связаны с историей Иерусалимской Христианской Церкви, боровшейся с многочисленными ересями и разрешавшей свои внутренние конфликты и противоречия. Относительно мирная жизнь продолжалась в Иерусалиме до начала VII в., когда иранский шах Хосров II в ходе затяжной ирано-византийской войны предпринял наступление на Палестину. В 614 г. не готовый к обороне Иерусалим был с марша взят войсками шаха. В ходе разорения города, в котором активную роль сыграла еврейская община города, были разрушены христианские храмы, в том числе Храм Гроба Господнего и святилища, построенные святой августой Еленой на Масличной горе. Множество христиан было вырезано или угнано в неволю, среди пленников оказался и иерусалимский патриарх Захария. В 628 г. побежденный в войне Иран вернул Иерусалим Византийской империи. Император Ираклий I, видя неблагонадежность еврейского населения, возобновил действие указа римского императора Адриана, по которому евреям запрещалось приближаться к Иерусалиму ближе, чем на три мили. В 636 г., после поражения византийских войск от арабов на реке Ярмук, Иерусалим оказался лишенным военной защиты. В 637 г., во избежание бессмысленного кровопролития, Иерусалим после осады был сдан арабам иерусалимским патриархом Софронием.
Иерусалимский крест – колоссальный каменный крест на горе Голгофе в Иерусалиме, возведенный после 420 г. в правление императора Феодосия II (402 – 450 гг.). Поводом для его водружения послужило видение Креста в небе над священным городом и проявление его на одеждах всех наблюдавших это явление. Согласно замыслу архитекторов, горе была придана форма четырехступенчатой усеченной пирамиды, на вершине которой, на базе возвышался Крест, выше всех зданий и даже городских стен. Монумент напоминал о Распятии Христа и символизировал Божественную победу над смертью. Этот памятник был уничтожен персами при участии иудеев, после взятия Иерусалима в 614 г. войсками шаха Хосрова II. Сохранился обширный нумизматический материал в различных вариациях, отображающий Иерусалимский крест, а также следы террас на холме.
Иешуа Стилит – сирийский монах из Зукнина, автор «Хроники», охватывающей период с 494 по 506 гг, основное внимание в которой уделено событиям ирано-византийской войны 502 – 506 гг.
Изограф (зограф) – иконописец, художник. Зографом назывался афонский монастырь Святого Георгия, где хранилась нерукотворная икона этого святого.
Иканаты – воины одного из подразделений (тагм) дворцовой стражи, сформированного в начале IX в. императором Никифором I в качестве личной охраны.
Икеи – члены узкого круга особ приближенных к византийскому императору, «домашние» придворные чины.
Икона – «образ, изображение»; символическое изображение Господа, Богородицы, святых или церковно-исторического события. Догматически почитание икон было утверждено Седьмым Вселенским собором в 787 г. в Никее, хотя церковное искусство, в том числе и иконопись, существовали с первых веков христианства. Согласно соборному догмату «честь, воздаваемая образу переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней».
Икона святого Димитрия – чудотворная, источавшая мирро икона, хранившаяся в храме Святого Димитрия в Фессалониках до 1185 г. Во время оккупации города норманнами образ святого покровителя города, прославленного и почитаемого среди славян Македонии, был спасен болгарскими монахами и вывезен в город Тырново в Северной Болгарии. Там братья Петр и Асень вскоре, в день святого Димитрия, возглавили восстание против византийского владычества, закончившееся основанием Второго Болгарского царства. Вожди болгарского восстания объявили, что вместе с чудотворной иконой святой Димитрий покинул византийцев, перешел на сторону болгар и его поддержка обеспечит им победу. Они основали новый храм в Тырново в честь святого Димитрия и поместили туда византийскую икону, ставшую символом новой болгарской государственности и придавшую в глазах современников законный характер власти Петра и Асеня. Изображение святого Димитрия с тех пор неизменно присутствовало на монетах и печатях болгарских правителей вплоть до окончательного завоевания страны турками в 1393 г.
Икона Спасителя из Габаона – знаменитая чудотворная икона, прославленная на Ближнем Востоке. По преданию, в Берите (совр. Бейрут) или в Габаоне (совр. Габала-Забель) эту икону, изображавшую Спасителя на кресте, пробил копьем некий иудей, и из нее потекла кровь, смешанная с водой. Икона была спасена христианами города, поместившими ее в храм для поклонения. В 974 г. эта чудотворная икона стала трофеем византийского императора Иоанна I Цимисхия, захватившего Габаон в ходе одного из своих восточных военных походов. Святой образ был торжественно перенесен в основанный Иоанном Цимисхием храм Спасителя в Константинополе, где хранился до 1204 г., пока не был похищен латинянами, разграбившими столицу империи.
Иконий – главный город (совр. Конья в Турции) провинции Ликаония в диоцезе Азия, позднее – центр фемы Анатолик. В исторических источниках упоминается с XII – IX вв. до Р.Х. В результате походов Александра Македонского Иконий вошел в сферу эллинистической культуры, затем с 25 г. до Р.Х. был одним из городов римской провинции Галатия. В 130 г. от Р.Х. император Адриан сделал Иконий римской колонией, а около 372 г. он стал столицей провинции Ликаония. Затем Иконий принадлежал Византии, в VIII – X вв. подвергался нашествиям арабов. Захвачен турками-сельджуками в 1077 г. и стал столицей Иконийского (Румского) султаната. Под властью сельджукских султанов город достиг наибольшего благосостояния и прослыл одним из великолепнейших городов мира.
Иконоборчество – еретическое движение в Византии VIII – IX вв., направленное против почитания святых икон. В 730 г. император Лев III запретил почитание икон, сопровождая запрет конфискацией церковных имуществ, что дало значительные материальные средства государству и провинциальной знати, которая первоначально поддерживала иконоборчество. Против иконоборчества выступала столичная знать, нашедшая поддержку у папства, стремившегося воспользоваться борьбой с иконоборческими императорами Византии для освобождения Южной Италии от византийского политического и церковного верховенства. Наиболее решительным противником иконоборчества было монашество. На Церковном соборе 754 г. в Иероне (предместье Константинополя) были сформулированы основные принципы иконоборчества и почитание икон объявлено ересью. Обращение верующего к иконе иконоборцы рассматривали как идолопоклонство. В конце VIII в. иконоборчество пошло на спад, чему способствовало и укрепление столичной знати. На Никейском Церковном соборе 787 г. почитание икон было восстановлено. На втором этапе иконоборческого движения, начавшемся в правление Льва V (813 – 820 гг.), провинциальная знать, социальные требования которой к этому времени в значительной мере были удовлетворены, отошла от иконоборчества. Иконоборчество потерпело свое окончательно поражение после смерти последнего императора-иконоборца Феофила (821 – 842 гг.). В 843 г. иконопочитание в империи было восстановлено, было оглашено Торжество Православия в империи, канонизованы его ревностные защитники, а иконоборцы преданы анафеме.
Иконография – строго установленная система изображения персонажей, сюжетных сцен и символов религиозного и богословско-догматического содержания, сформировавшаяся в византийском церковном искусстве ко второй половине XIV в. Тогда же появилась методика исследования икон, устоявшаяся схема описания и систематизации христианских изображений.
Иконодул – «почитатель икон»; человек, почитающий иконы в отличие от иконоборцев.
Иконокласт – «разрушитель икон»; иконоборец.
Иконология – систематическое толкование устойчивых образов и деталей иконописных изображений, описание иконографических канонов и изложение их смыслового наполнения.
Икономия – принцип решение церковных вопросов не первостепенной важности с позиции снисхождения, практической пользы и удобства.
Иконостас – сплошная стена в храме, уставленная иконами и отделяющая алтарь с жертвенником и ризницей от места молящихся.
Икос – 1) господский дом в сельской местности, византийское поместье. Богатая господ¬ская усадьба XI в. в Малой Азии представляла собой дом с ку¬полом, опиравшимся на колонны, и с открытой верандой. Рядом с домом располагались баня с мраморными полами, амбар из двух отделений: в нижнем, включая подвал, хранились продукты, а в верхнем печеный хлеб. Имелись также особые склады для зерна, соломы и мякины, конюшни, хлева, помещения для работников и слуг. Крыши каменных зданий крыли черепицей. Центральная зала икоса, именовавшаяся «атриум», была главным жилым помещением, служившим гостиной, а в домах попроще – совмещала и функции столовой – «триклиния». В теплое время года византийцы есть любили на свежем воздухе, во внутреннем дворике дома – «перистиле», который мог быть замощен камнем. В перистиле иногда разбивали цветники или устраивали небольшой водоем. Во внутренний дворик выходили и двери хозяйственных помещений, где в землю были вкопаны большие керамические сосуды с зерном, маслом, вином, соленой рыбой. Комнаты часто разгораживались завесами, в качестве временных перегородок. В спальнях – «кувуклиях» – кровати нередко имели балдахины для сохранения тепла и защиты от насекомых. Спали на матрасах, набитых гусиным пухом или сеном, в зависимости от возможностей. Нередко вместо простыней на кроватях использовались звериные шкуры. Хозяин дома, если он был человеком образованным, мог иметь свой особый кабинет – «тавлинум». Почти вся домашняя утварь производилась на базе натурального хозяйства, поэтому мебель играла в то время сугубо прикладную роль. Самой универсальной и практичной мебелью средневековья был сундук. Он мог одновременно служить и кроватью, и скамьей, и дорожным чемоданом. Были и высокие сундуки с двускатной крышей, короткими ножками и дверками, по сути дела, предтечи шкафов – византийцы называли их «башенками». Наиболее тщательно изготавливалась мебель для сиденья, поскольку восседали на ней преимущественно знатные владельцы. Чем выше был стул и его спинка, тем более важным воспринимался его хозяин. Нередко такие кресла украшались резьбой по дереву. При этом удобству не придавалось особого значения, в то время считались испорченными люди, зависящие от удобства и роскоши; 2) песнопение, содержащее жизнеописание святого, составная часть акафиста, чередующаяся с кондаком.
Иларий (Hilarius) – римский папа в 461 – 468 гг. Участвовал в работе Эфесского Вселенского собора в качестве легата святого римского папы Льва I Великого, был автором посланий, имеющих важное догматическое значение в деле защиты постановлений Никейского, Эфесского и Халкидонского соборов.
Иларий Арелатский – епископ города Арелате (совр. Арль) в V в., известный проповедник Западной Церкви. Родился около 400 г., умер около 450 г. Сохранилось его «Слово о жизни святого Гонората, епископа Арелатского».
Иларий Пиктавийский (Hilarius Pictaviensis) – епископ Пиктавы (совр. Пуатье во Франции) с 353 г., учитель Западной Церкви. Родился около 320 г., умер в 367 г. Происходил из знатной языческой семьи. Активно боролся с арианами, в частности с епископом Арльским Сатурнином, что привело его к изгнанию во Фригию с 356 г. по 359 г. Там он написал трактат «О Троице», в котором утверждал божественность Сына и Его равносущность Отцу. Знал греческий язык, принимал участие в заседаниях нескольких Церковных соборов и неоднократно обращался в посланиях к императору Констанцию II (337 – 361 гг.). В конце концов, сами ариане сочли его пребывание в ссылке помехой для себя и добились его возвращения на Запад. Вернувшись в свою епархию, Иларий написал книгу «О поместных соборах, или о вере «восточных». Ему принадлежат и многие другие сочинения, в том числе «Книга против Констанция».
Иларион Исповедник (Иларион Новый) – святой, игумен Пелекитского монастыря, автор сочинений аскетической направленности. Пострадал в правление императора Константина V (720 – 775 гг.) за сопротивление иконоборчеству. Умер в 754 г.
Иларх – старший гекатонтарх (сотник) подразделения.
Илитон – «обертка, повязка»; особый плат из шелковой или льняной материи, в котором хранится антиминс в свернутом состоянии от литургии до литургии.
Илия Александрийский – философ-неоплатоник VI в., возможно, то же лицо, что и Илия, префект Иллирии в 541 г. Илия, вероятно, был преемником Олимпиодора Александрийского в качестве главы александрийской философской школы около 565 – 570 гг. и, в свою очередь, был сменен на этом посту Давидом Философом. Точных сведений о жизни Илии Александрийского не сохранилось. Принято считать, что к творениям Илии принадлежат комментарии на «Органон» Аристотеля, на «Исагогу» Порфирия и, возможно, «Пролегомены к платоновской философии», а также некоторые малые произведения. Официально считаясь христианином, Илия поддерживал античную идею вечности мира; следуя Олимпиодору, он отстаивал первичность общего в природе и в логике.
|
|