Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Е" Ч.1 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Евагрий – константинопольский архиепископ в 370 г.

Евагрий Понтийский – греческий подвижник, духовный писатель и экзегет. Родился около 345 г. в провинции Понт на Черноморском побережье Малой Азии, умер около 399 г. В молодые годы увлекался философией; был близок к святителю Василию Великому, который поставил его чтецом. Пользовался также расположением святителя Григория Нисского и святителя Григория Назианзина, рукоположившего его в дьяконы. После Второго Вселенского собора, участником которого был Евагрий Понтийский, он побывал в Египте, а затем вернулся в Константинополь к новому патриарху Нектарию. Однако вскоре, спасаясь от искушавшей его страсти к женщине, он покинул столицу и удалился в пустыню: сначала в Палестинскую, а в 383 г. в Египетскую. В Египте он сблизился с великими учителями монашества: Макарием Египетским и Макарием Александрийским. Два года Евагрий провел в Нитрии и четырнадцать лет в Келлиях. Феофил Александрийский хотел поставить его во епископы, но Евагрий, считая себя недостойным, тайно скрылся. Как и его учитель Василий Великий, Евагрий Понтийский был одним из первых аскетических писателей, вышедших из образованной среды. Ему принадлежит ряд книг, которые включают краткие поучения о подвижнической жизни: «Главы о деятельной жизни», «Зерцало для иноков», «Гностик», «О молитве» и другие. В «Зерцале» он подражал афористическому стилю «Книги притчей Соломоновых». Сохранились также фрагменты его экзегетических писаний. В их числе: «Толкования на Псалмы», комментарии на «Притчи Соломоновы», 25 пояснений к «Книге Иова». Все комментарии Евагрия несут на себе печать оригеновского влияния. Основной целью Евагрия было извлечь из Библии нравственные уроки для подвижнической жизни. С Евагрия начинается традиция писаний об умной молитве. Однако склонность Евагрия к учению Оригена привела к осуждению его взглядов на Пятом Вселенском соборе. Но и после этого сочинения Евагрия продолжали оставаться авторитетными и иногда переписывались под именем преподобного Нила Синайского.

Евагрий Схоластик – византийский историк и богослов VI в. Родился в 535 или 536 гг., умер в конце VI в. Выходец из семьи богатых сирийских христиан, жил, занимался юридической практикой и богословием в Антиохии. Автор «Церковной истории», охватывающей период с 431 по 595 гг.

Еварест – святой, игумен монастыря Куроковион возле Константинополя. Родился 17 апреля 819 г., умер 26 апреля 897 г.

Евбул – знатный римский сенатор, переселившийся в Константинополь в правление императора Юстина I (518 – 527 гг.). В столице империи основал известный странноприимный дом, получивший его имя.

Евгений (Eugenius) – западно-римский император в 392 – 394 гг. После смерти законного императора Валентиниана II, организовавший государственный переворот всемогущий франк Арбогаст отдал императорскую власть крупному римскому чиновнику и оратору Евгению. Чтобы удержаться у власти христианин Евгений дал полную свободу языческим культам и вернул языческим храмам имущество, отобранное в 383 г. императором Грацианом. Медиоланский епископ Амвросий официально объявил его отступником веры. Восточный император Феодосий I двинул против Арбогаста и Евгения свои войска и в битве при Аквилее одержал победу. Евгений был захвачен в плен и убит в 394 г.

Евгений I (Eugenius) – святой, римский папа в 654 – 657 гг. Избран на место сосланного византийским императором Константом II (641 – 668 гг.) в Херсонес папы Мартина I. Согласно ожиданиям императора, Евгений I вступил в общение с константинопольским патриархом Петром (655 – 666 гг.) и принял примирительную формулу в монофелитском споре, выработанную Петром. Но затем под давлением клира и народа принужден был отвергнуть «весьма темное» и, во всяком случае, неправославное синодальное послание патриарха Петра, за что, позднее, и был канонизирован.

Евгиппий (Eugippius) – церковный историк V – VI вв. С 454 по 481 гг. Евгиппий жил римской провинции Норик к северу от Дуная (совр. Австрия), а затем бежал в Италию, когда римляне были изгнаны из Норика германцами. В 533 г. был еще жив. От Евгиппия осталось извлечение («Thesaurus») из части творений блаженного Августина, несколько писем и жизнеописание святого Северина. Наиболее важно последнее произведение, написанное простым языком, чуждым риторических прикрас. Труды Евгиппия имеют важное значение для истории, поскольку в них единственных описываются события на северо-западной окраине римского государства того времени.

Евдокия – августа, супруга императора Феодосия II. Родилась в конце девяностых гг. IV в., умерла 20 октября 460 г. До крещения в зрелом возрасте, носила имя Афинаида, была язычницей и дочерью афинского философа Леонтия. Высокообразованная и очень красивая Афинаида, благодаря содействию Пульхерии, старшей сестры императора Феодосия II, в 421 г. вышла замуж за Феодосия II, но к реальной власти не была допущена. В 441 г. в результате недоразумения и ложной клятвы, Евдокия была заподозрена в любовной связи с Павлином, другом детства Феодосия II и попала в опалу. С 442 г. и до самой смерти Евдокия жила в Иерусалиме на положении частного лица, покровительствовала монофизитам. Похоронена она была в базилике Святого Стефана, которую при жизни построила на свои средства. Перед смертью она горько жаловалась духовнику, что в связи с Павлином невиновна и пала жертвой злой клеветы. Евдокия осталась в памяти потомков как талантливая поэтесса, сочинившая множество произведений как на героические (стихи о победах римлян над персами), так и на религиозные темы, в том числе стихотворные переложения некоторых книг Ветхого Завета, отрывков Евангелий, известную даже в позднем средневековье поэму о святом Киприане.

Евдокия – августа, первая жена императора Ираклия I (610 – 641 гг.). Была крещена с именем Фабия. С детских лет была помолвлена с сыном карфагенского экзарха Ираклием, но проживала в Константинополе. Вместе с матерью своего будущего мужа была заточена в столичный монастырь «Нового раскаяния» по приказу императора Фоки, державшего их в качестве заложниц. В начале октября, в обстановке всеобщего замешательства в Константинополе, когда Ираклий во главе карфагенского флота прибыл к столице, силами сторонников восстания из числа прасинов мать и невеста Ираклия были освобождены и переправлены в его лагерь. После свержения Фоки и коронации Ираклия I, в 610 г. Фабия получила царственное имя Евдокия и была обвенчана с новым императором. В этом браке в июне 611 г. родилась дочь Евдокия, а в мае 612 г. сын Константин; они были коронованы во младенчестве, причем Константин с пеленок считался соправителем своего отца. Императрица Евдокия была больна эпилепсией и после жестокого приступа умерла в августе 612 г., вскоре после рождения своего сына.

Евдокия Ангелина Комнина – младшая дочь византийского императора Алексея III (1195 – 1205 гг.), племянница императора Исаака II Ангела (1185 – 1195 гг. и 1203 – 1204 гг.), двоюродная сестра императора Алексея IV Ангела (1203 – 1204 гг.). Родилась около 1173 г., дата смерти неизвестна. В 1190 г., в то время как ее отец находился в изгнании в Палестине, была выдана своим дядей Исааком II за Стефана, сына сербского жупана Стефана I Немани (1167 – 1196 гг.). Ее мужу в честь бракосочетания с византийской принцессой был пожалован титул севастократора. В этом браке Евдокия родила шестерых детей, однако в конце 1199 г. была обвинена мужем Стефаном II Неманей (1196 – 1228 гг.) в неумеренном сладострастии и измене, и изгнана из дворца в одной сорочке. Брат жупана Вукан дал ей одежду и с подобающей честью отправил в Диррахий, откуда она прибыла в Константинополь в 1200 г. Причиной высылки был не только разлад семейной жизни, но и смена политической ориентации Сербии с Константинополя на Рим. В столице империи Евдокия близко сошлась с Алексеем Мурцуфлом, будущим императором Алексеем V (1204 г.). После захвата города крестоносцами в апреле 1204 г., Евдокия вместе с Алексеем V и своей матерью Евфросинией бежала к своему отцу-императору в Мосинополь. В Мосинополе Евдокия с одобрения своего отца официально сочеталась браком с Алексеем Мурцуфлом, но в начале лета 1204 г. по приказу Алексея III его новый зять был ослеплен в бане, несмотря на бурный протест Евдокии, поносившей отца отборной бранью. Затем по настоянию отца в начале 1205 г. в городе Лариса Евдокия вышла замуж за Льва Сгура, неродовитого сына архонта, боровшегося за власть в Средней Греции и Пелопоннесе. Ее дальнейшая судьба неизвестна.

Евдокия Макремволитиса – императрица-регентша в 1067 и 1071 гг. Дочь Макремволита, видного царедворца времен императора Михаила IV (1034 – 1041 гг.), по материнской линии племянница патриарха Михаила I Кирулария (1043 – 1058 гг.), супруга императоров Константина X Дуки (1059 – 1067 гг.) и Романа IV Диогена (1067 – 1071 гг.). Родилась около 1028 г., умерла около 1096 г. После смерти Константина X Дуки власть перешла к его малолетним сыновьям – Михаилу, Константину и Андронику, регентство при которых Дука поручил их матери Евдокии. Евдокия показала себя искушенной и опытной правительницей, ее боялись даже дети-василевсы. Впрочем, сама Евдокия не хотела «умирать на троне» и мечтала оставить двор, когда вырастут сыновья. Первое время властью вместе с императрицей распоряжались два талантливых интригана – Михаил Пселл и кесарь Иоанн Дука, брат покойного императора Константина X. Но 31 декабря 1067 г. Евдокия, при поддержке патриарха Иоанна VIII Ксифилина (1064 – 1975 гг.), отдала свою руку и престол полководцу Роману Диогену. После пленения турками Романа IV в августе 1071 г. в ходе войны с сельджуками, она вновь обрела номинальное регентство. В сентябре того же года Макремволитиса отказалась признать низложение Диогена и предпочла уйти в монастырь, где четверть века прожила, предаваясь ученым занятиям. Труды ее, к сожалению, не сохранились.

Евдоксий Антиохийский – константинопольский архиепископ в 360 – 370 гг., один из лидеров радикального арианства (аномеев). Считал, что Сын не подобен Отцу. Был епископом города Германикии, в 357 г. с помощью хитрости, интриг и протекции придворных евнухов занял место антиохийского архиерея. Император Констанций II (337 – 361 гг.), не разделявший взглядов аномеев, отрицательно отнесся к захвату Евдоксием антиохийской епархии. Тем не менее, тот оставался на епископском престоле Антиохии до 360 г., когда он занял более престижную кафедру в Константинополе. При императоре Иовиане (363 – 364 гг.) держался партии омиев (сторонников изъятия из Символа веры упоминаний о сущности Божией), а затем возглавил группировку крайних ариан (аномеев). Пользовался расположением императора Валента (364 – 378 гг.) и склонял его к преследованию инакомыслящих иерархов. Умер в начале 370 г.

Евдоксиополь – главный город провинции Европа, в диоцезе Фракия префектуры Восток.

Евдоксия – дочь византийского императора Феодосия II и его супруги августы Евдокии. Родилась в 422 г. в Константинополе. В октябре 437 г. была выдана замуж за императора Западной империи Валентиниана III (425 – 455 гг.), приплывшего за невестой из Рима. После смерти мужа Евдоксии пришлось против своей воли выйти замуж за префекта Рима и Италии Петрония Максима, провозглашенного императором на следующий день после гибели Валентиниана III. Оскорбленная Евдоксия направила послание к вандальскому королю Гейзериху, предложив ему воспользоваться смутой в Италии и напасть на Западную империю, и вандалы не пренебрегли этим советом. Во время приближения вандалов к Риму, пытавшийся сбежать из столицы Петроний был опознан, растерзан толпой и брошен в Тибр. Оставшаяся вдовой с двумя дочерями Евдоксия попала в плен к Гейзериху, взявшему и разграбившему Рим в 455 г., и была увезена в Карфаген. Там одна из дочерей Евдоксии – Евдокия стала женой вандальского принца (и в последствие короля) Гунариха (477 – 484 гг.). После этого в 462 г. Евдоксия со второй дочерью Плацидией были отпущены в Константинополь к императору Льву I. В столице Восточной империи Плацидия, вторая дочь Евдоксии, вышла замуж за беженца из Рима, знатного сенатора Аниция Оливрия, будущего императора Западной Римской империи.

Евдоксия Элия – византийская императрица, супруга императора Аркадия, дочь полководца римской армии Баутона, франка по происхождению. Была тайно сосватана для императора Аркадия препозитом царской опочивальни евнухом Евтропием, боровшимся за влияние на императора с префектом претория Руфином. В результате свадьбы Аркадия и Евдоксии были расстроены далеко идущие планы Руфина на брак его дочери Марии с молодым, безвольным императором. Евдоксия отличалась редкой красотой и с первого взгляда покорила сердце Аркадия. Свадьба состоялась 27 апреля 395 г. в Константинополе. Властная, своенравная и лукавая по характеру Евдоксия вскоре добилась отстранения от власти своего благодетеля евнуха Евтропия, с которым у нее случилась ссора на почве придворных интриг. Евдоксия не довольствовалась отношениями со своим слабоумным мужем и была также близка с его интимным другом – придворным комитом Иоанном, который по слухам и был настоящим отцом родившегося 23 марта 401 г. наследника престола Феодосия. Греховное поведение императрицы обличал с кафедры Святой Софии патриарх Иоанн Златоуст, чем вызвал ее гнев и навлек на себя интриги Евдоксии. Она дважды добивалась его смещения с патриаршей кафедры и ссылки в отдаленные провинции империи, и даже желала осудить его как еретика. 6 октября 404 г. Евдоксия скончалась в расцвете лет и была погребена в константинопольском храме Святых Апостолов. Общественное мнение объясняло ее преждевременную смерть последствиями порочного образа жизни и наказанием Божиим за преследования праведника – патриарха Иоанна.

Евдом – предместье на юго-западной окраине Константинополя, на европейском берегу Пропонтиды (Мраморного моря), примерно в пяти км. от Золотых ворот. В Евдоме устраивали парады, военные смотры, церемонии провозглашения новых императоров, там находился один из императорских дворцов, монастыри и храмы, в том числе знаменитый храм Иоанна Крестителя.

Евдомадий – «недельщик»; дежурный по монастырю, наблюдавший за порядком в течение недели. Евдомадии назначались обычно детерионом на время отсутствия игумена в монастыре.

Евдомарий – дворцовый чиновник из штата папия, «недельщик», дежурный во дворце.

Евзоий – арианский антиохийский архиепископ с 360 или 361 гг. по 376 г., в период раскола Антиохийской Церкви. Евзоий, армянин по происхождению, известен как соратник ересиарха Ария Александрийского; именно он крестил перед смертью императора Констанция II в 361 г.

Евлогий Александрийский – святой, александрийский патриарх в 583 – 607 гг. До вступления на Александрийскую кафедру был игуменом в Антиохии. Известен своей неутомимой и успешной борьбой с ересью евтихианства, распространенной в то время в египетских монастырях. Состоял в переписке с папой римским Григорием I Великим (590 – 604 гг.). Умер в 607 г. Много писал, но большинство его творений сохранились до наших дней только в «Мириобиблионе» в пересказе патриарха Фотия. Из сохранившихся отрывков особенно интересны выдержки из большой догматической книги «О Святой Троице и о воплощении». Святой Евлогий очень точно развивал учение о «естественной» человеческой воле во Христе, прямо говорил о «двух действиях» и о «двух хотениях», подтверждая свои размышления глубоким анализом основных евангельских текстов. В этом отношении он являлся прямым предшественником преподобного Максима Исповедника.

Евматий (Евстафий) Макремволит – византийский писатель и чиновник, предположительно второй половины XII в. Даты рождения и смерти неизвестны. Автор популярного романа «Исмина и Исминий», написанного в духе греческих романов II – III вв. от Р.Х., и дошедшего до наших дней во множестве рукописей. Первый его русский перевод появился в 1769 г.; в 1782 г. издан в переделке А.П. Сумарокова.

Евмений – святой, епископ Гортинский в VII в. Как ревностный противник монофелитской ереси был сослан в Фиваидскую пустынь, где и умер. Позже его святые мощи были перенесены и захоронены в городе Гортине на острове Крит.

Евнапий – ранневизантийский историк и софист. Родился около 347 г., умер около 420 г. Учился в родном лидийском городе Сарды у неоплатоника Хрисанфия, будущего воспитателя императора-язычника Юлиана Отступника. Позже продолжал обучение в Афинах у христианина Проэресия. Написал историческую хронику, прослеживающую события до начала V в. Центральное место в ней отведено правлению императора Юлиана, которому дана высокая оценка. В тоже время, Евнапий критиковал деяния Константина Великого, называя его «врагом и убийцей философов» в своих «Жизнеописаниях софистов».

Евномиане (аномеи) – последователи Евномия, епископа Кизика, ученика радикального арианского теолога Аэция. Аномеями их называли за неприятие Никейского символа веры. Они исповедовали еретическое учение, согласно которому сущность Бога Сына совершенно отлична от сущности Отца и Он есть творение Отца, первое и превосходящее все остальные. Вместе с тем евномиане отвергали и умеренно-арианскую концепцию подобия двух первых лиц Троицы по природе. Кроме антиохийского диакона Аэция, умершего в 366 г., одним из лидеров этого еретического течения также был Евдоксий Антиохийский, епископ Антиохии в 357 – 360 гг., а затем константинопольский епископ в 360 – 370 гг., умерший в 370 году.

Евномий – епископ города Кизик в последнее десятилетие IV в., ересиарх, представитель крайнего арианства. Родом из Каппадокии, обучался риторике в Константинополе, затем переселился в Антиохию и получил там известность как красноречивый проповедник. Евномий считал разум единственной связью между человеком и Богом, и что только с помощью разума можно выработать достоверное понятие о сущности Божией. Второе Лицо Троицы он не считал подобным Божественной сущности и даже в своих сочинениях избегал терминов «Отец» и «Сын», поскольку полагал, что они указывают на единосущность. Переоценка возможностей разума привела последователей Евномия к уклону в манихейство; при крещении они опускали в воду лишь верхнюю часть туловища, поскольку считали, что нижняя часть спасению не подлежит и предоставлена дьяволу. Опровержения учения Евномия написали Василий Великий и Григорий Богослов, после чего он был изгнан с кафедры и сослан в Каппадокию.

Евнух – скопец. В Византии в IV – XII вв. был широко распространен обычай «посвящения» одного или реже нескольких сыновей Богу, выражавшийся в оскоплении. Оскопляли нередко также пленных, внебрачных сыновей и лиц, провинившихся перед властями. Рабы-евнухи ценились дороже. Евнухи занимали духовные посты, немало их было среди епископов, митрополитов, достигали они и патриаршего престола. Особенно много было евнухов в императорском дворце, среди ближайших слуг императора и императрицы. Многие дворцовые должности в эти времена могли занимать только евнухи. В IX – XI вв. неоднократно фактическое управление империей попадало в руки влиятельных евнухов. Однако становиться императорами евнухи не могли по неписанному правилу, имевшему силу закона в империи. Императоры, не опасаясь со стороны евнухов попыток захватить трон, часто вверяли им наиболее доходные и высокие должности, в том числе военные. Поэтому отношение к евнухам со стороны военной знати и части столичного чиновничества было резко отрицательным. При этом, однако, византийское общество в целом видело в безбородых евнухах ангельские черты, принимало их за подобие ангелов, тем более, что придворные евнухи традиционно облачались в белые одежды.

Евпатриды – члены высшего класса городской общины, наиболее состоятельные и уважаемые горожане.

Евреи (иудеи) – заметное национальное и религиозное меньшинство Византийской империи. Евреи были объединены в общины с автономией в религиозных и социальных делах. Жили они в особых кварталах, расположенных большей частью у рынков, занимались ремеслом и торговлей. Легальный статус евреев и их религии был зафиксирован еще в своде законов императора Юстиниана I. Согласно положениям этих законов евреям запрещалось владеть рабами-христианами, заключать браки с христианами, свидетельствовать в суде против христиан, за распространение иудаизма в иноплеменной среде евреев ждали тяжелые наказания вплоть до смертной казни. Евреев, как и язычников и еретиков было запрещено принимать на государственную службу, но исключения в отдельных случаях допускались. При этом жизнь и имущество еврея были защищены законом империи, не было для евреев ограничений на владение имуществом или на профессиональную деятельность. Запрещалось наносить какой-либо ущерб синагогам, но и строительство новых синагог было под запретом, поскольку рассматривалось как распространение иудаизма. Имелись для евреев и некоторые ограничения на уровне местных традиций: например, в Константинополе им запрещалось ездить верхом на лошади. Евреи платили специальный налог, но налоговое бремя было для них не большим, чем для христиан; среди них было много состоятельных людей, а еврейский квартал в столице империи отличался красотой и богатством. При переходе еврея в христианство все ограничения с него снимались, его запрещалось попрекать прежней верой. Периодически между христианами и евреями вспыхивали конфликты, но «этнических чисток» Византия никогда не проводила, гонения за веру и насильственная христианизация в целом не были характерны для ее истории.

Европа – римская и византийская провинция с центром в Евдоксиополе, в диоцезе Фракия префектуры Восток.

Евсевий Кесарийский (Памфил) – римский церковный деятель и писатель, историк. Родился около 260 г., предположительно в Палестине, умер в 340 г. Получил образование в Иерусалиме и Антиохии. Ученик христианина Памфила, скончавшегося мученической смертью в 309 г.; в память о нем Евсевий в зрелые годы именовал себя Памфилом. В период диоклетиановских гонений подвергся тюремному заключению и изгнанию, значительную часть жизни провел в скитаниях и путешествиях по Сирии, Палестине, Финикии и Египту. В 311 г. стал епископом Кесарии Палестинской. Евсевий Кесарийский был высоко образованным человеком, знатоком раннехристианской традиции и античной культуры. В своих трудах он умело использовал достижения науки в интересах Христианской Церкви. Евсевию принадлежит огромное количество литературных трудов разнообразной тематики, но на русский язык до сих пор переведены только четыре из них: «Церковная история», «Похвальное слово Константину», «Жизнь Константина» и «О палестинских мучениках». «Церковная история» в десяти книгах Евсевия Кесарийского, важнейшая из его работ, рассказывает о событиях от возникновения христианства до 324 г., содержит ценные фактические сведения и множество поучительных преданий. Также широко известно знаменитое биографическое сочинение «Жизнь Константина» («Vita Constantini») – жизнеописание императора Константина I, основателя Византийской империи, с которым Евсевий Кесарийский был лично близко знаком. С приветственным словом к императору от имени отцов собора («Похвальное слово Константину») Евсевий выступал на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 г., активно участвовал в дискуссиях собора по Никейскому символу веры. Однако в догматических вопросах Евсевий не смог преодолеть недостатки богословской системы Оригена, почитателем которого он являлся, как и большинство богословов того времени. В спорах с арианами он был сторонником компромиссов, предпочитал придерживаться примирительной позиции. Поэтому при всех несомненных заслугах Евсевия Кесарийского, он не был канонизирован Церковью после смерти и не вошел в число признанных христианских учителей и отцов Церкви. При этом в Византии IV – VII вв. авторитет Евсевия был непререкаем. Все последующие ранневизантийские церковные историки, каждый по-своему, стремились продолжать его «Церковную историю». На Западе сочинения Евсевия, рано переведенные на латынь, также были известны всем образованным людям и пользовались большой популярностью.

Евсевий Никомедийский – константинопольский архиепископ в 339 – 341 гг. Был епископом Берита, затем Никомедии. Имел значительное влияние на Констанцию, жену императора Лициния, сестру императора Константина Великого. На Вселенском Никейском соборе в 325 г. выступал защитником друга своей юности Ария, а позже вместе с епископом Евсевием Кесарийским был главой примирительной партии, члены которой, по имени обоих, получили название евсевиан. По завершении собора Евсевий Никомедийский отказался отречься от своих еретических взглядов и был вместе с сообщниками отправлен императором в ссылку в Галлию. В 328 г. Евсевий, Арий и другие ариане были возвращены из ссылки Константином, исполнившим предсмертную просьбу своей сестры Констанции. Возглавлял борьбу ариан против защитника Православия александрийского архиепископа Афанасия Великого (326 – 335 гг.) и добился его низложения и ссылки. Евсевий Никомедийский вместе с другими епископами принимал участие в крещении императора Константина Великого, в 337 г. встретившего смерть на его канонической территории в предместье Никомедии. По приказу императора Констанция II (337 – 361 гг.) руководил Антиохийским Церковным собором 341 г. на котором на Востоке умеренное арианство было признано официальным учением Церкви. Вскоре после этого собора Евсевий скончался.

Евсевия – супруга римского императора Констанция II (337 – 361 гг.), августа. Была необыкновенно красивой и имела твердый характер. Вопреки мнению ближайших придворных советников императора, сумела убедить своего мужа в необходимости приблизить к власти его племянников Галла и Юлиана, детей Юлия Констанция, брата императора Константина I. Умерла в 360 г.

Евстафий – монах, малоизвестный православный полемист середины второй половины VI в. В своих сочинениях спорил с монофизитами, настаивая на различии божественного и человеческого действий во Христе.

Eвcтaфий – константинопольский патриарх с июля 1019 г. по ноябрь 1025 г. До патриаршества был протопресвитером (протопапой) Большого императорского дворца.

Евстафий Антиохийский – святой, отец Церкви, антиохийский архиепископ в 324 – 337 гг., родом из города Сид в Памфилии. Дата рождения неизвестна, умер в 337 г. Был высокообразованным не только в богословии, но также и в светских науках, особенно в философии. Искусством проповеди приводил слушателей в восторг и удивление. Пострадал за веру в царствование римского императора Диоклетиана. До 324 г. служил епископом города Верои (Алеппо) в Северной Сирии, затем занял кафедру в Антиохии. На Никейском Вселенском соборе был одним из главных защитников формулы «единосущия». И в последующие годы в Антиохии Евстафий активно боролся против арианства, написал множество полемических сочинений, большая часть которых утрачена. Ариане, подкупив некую женщину, обвинили Евстафия в любодеянии, но он сумел доказать ложность этого доноса. Тогда епископ Евсевий Никомедийский оклеветал Евстафия перед императором Константином Великим (305 – 337 гг.), заявив, что Евстафий, якобы, оскорбительно отзывался о матери императора, августе Елене. На Антиохийском соборе 330 г. Евстафий был низложен и сослан во Фракию, вместе с многочисленными антиохийскими клириками никейского вероисповедания, и умер в ссылке в год смерти императора Константина. Евстафий был плодовитым писателем, но из его творений полностью сохранился только трактат против Оригена «О чревовещательнице». От других его книг до нашего времени дошли только отрывки, о подлинности которых еще продолжаются споры.

Евстафий Макремволит – См. Евматий Макремволит.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 28 Января, 2008 - 07:53:09
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Е" Ч.1 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0077 ]   [ Gzip выкл. ]