Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » ПРЕДИСЛОВИЕ [Страниц (1)]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


ПРЕДИСЛОВИЕ

От Кавказских гор до Гибралтара, от Италии до Персидского залива некогда простиралась Византия – великая православная империя, соединившая античную цивилизацию с христианским обновлением мира и передавшая новому времени драгоценное наследие былых времен и народов для памяти и назидания.

Византийская империя была подлинно церковным государством, где Православие пронизывало всю систему личных и общественных отношений, служило основой единства и цельности державы. Православная вера была основной стихией народной жизни в Византии, ее важнейшим, жизненным нервом. И поэтому, несмотря на всю кровь, грязь и духовное оскудение на своем крестном пути сквозь века, она по праву может считаться отражением Царства Божия на земле, духовной прародиной всех православных христиан вплоть до нынешних поколений. Византия создала бессмертный культурно-исторический идеал Православной Империи, прочно установленной на основе теснейшего союза Церкви и государства, и давно прекратив свое земное существование, она остается незыблемым и величественным образом, мечтой небесной чистоты о гармонии власти и веры. Не столь важно, что реальное осуществление обретенного идеала в Империи было далеко от совершенства; непреходящую ценность для нас сохраняет найденное византийцами направление развития общества, накопленное ими богатство мысли и духа. Закончив свое историческое существование пять с половиной столетий назад, Византия нетленными письменами запечатлела себя на небесной хартии Божественного Домостроительства, создав одну из самых ярких страниц священной истории мира. Поэтому православные люди любят и помнят Византию, и верят, что память эта – воспоминание о будущем…

От освящения Константинополя 11 мая 330 г., одиннадцать веков несла свет миру христианская Византия, выдерживая многочисленные вражеские нашествия, внутренние смуты и духовные ереси, неся неизбежные потери. Оскудев верой, людьми и золотом, последние осколки былого византийского величия были растоптаны османскими завоевателями в XV в. от Рождества Христова, что ознаменовало конец исторического средневековья.

Однако византийское наследие и по сей день сохраняется в духовной и культурно-политической жизни многих народов Юго-Восточной Европы. Переплавив богатство античного мира в христианскую культуру, Византия оставила нам правила Вселенских соборов, состоявшихся в империи, писания отцов Церкви, величественные храмы, украшенные изумительными мозаиками и фресками, кодификацию римского права императора Юстиниана, ставшую основой для гражданских кодексов европейских стран.

И главной духовной наследницей увядшей империи стала Россия – зримое продолжение византийских идей и державных традиций. Наши языческие предки издавна стремились в Византию, то вступая с ней в мирные торговые отношения, то предпринимая на нее опустошительные набеги. В итоге, более тысячелетия назад они были покорены величием Православной религии и влились в византийское сообщество народов. Вместе с верой русские получили от византийцев письменность, богатейшую книжную культуру, основы права и государственного устройства, державные символы и родство русских князей и царей с константинопольскими императорами.

При этом, русский народ, сделавшись оплотом Православия, стяжав изобилие Божественной благодати, одновременно подвергся жесточайшему натиску греха, и в этой духовной брани со злом не всегда оказывался на высоте призвания своего. Ослабев духом в этой борьбе, русские в начале XX в. от Рождества Христова пали в темные и беспросветные глубины богоборчества и богооставленности, а затем потоками собственной крови смывали свой грех.

И все же Москва, ставшая со времени падения Константинополя – Третьим Римом, до сих пор продолжает нести бремя ответственности за византийское наследие и за веру православную, переданную нам в чистоте, величии и полноте византийской Православной Церковью и восточными отцами Церкви, ставшими и нашими кормчими в море житейском.

К сожалению, представления об историческом опыте Византийской империи даже у образованной и культурной части современного российского общества – крайне примитивны, в то время как значение этого опыта в формировании и развитии русской культуры и государственности – трудно преувеличить. Недаром крупнейший русский византинист Ф.И.Успенский считал историю Византии «наиболее важной после отечественной истории для национального сознания культурного русского обывателя».

Отчасти заполнить этот провал исторической памяти поможет эта книга, содержащая более 3800 словарных статей и приложения, краткая по форме, доступная по языку и манере изложения материала. Это научно-популярное издание, дающее читателю общее представление об истории Восточной Римской империи на протяжении одиннадцати веков: от основания Константинополя в 324 г. до его падения под натиском турок-османов в 1453 г.

Византийский толковый словарь адресован учащимся гимназий и лицеев, студентам гуманитарных (прежде всего, исторических) факультетов и широким слоям образованной российской публики – тем самым культурным русским обывателям, о которых писал Ф.И. Успенский. Его сверхзадача – вызвать интерес у читателя к дальнейшему изучению византийской истории.

Словарь предваряет биографический очерк об основателе христианской империи – императоре Константине Великом, кратко рассказывающий о событиях, непосредственно предшествовавших началу византийской истории.
Персональные статьи о деятелях протовизантийской и византийской истории выстроены в словаре в алфавитном порядке по именам, поскольку родовые прозвища многих из них нам неизвестны.

В приложении дан хронологический перечень важнейших событий византийской истории, который поможет читателю ознакомиться с ней в самой сжатой форме. Перечень светских и духовных правителей Византии даст представление о преемственности представителей власти в империи и сроках их правления, обо всех более или менее опасных претендентах на престол византийских василевсов. Необходимо заметить, что сроки начала царствования императоров указаны от момента их коронации, хотя многие византийские императоры венчались на царство в младенческом возрасте, как соправители своих отцов-автократоров. Завершает словарь список важнейших научных и научно-популярных книг по византинистике, изданных на русском языке с 1970 г., которые могут помочь заинтересованным читателям глубже понять византийскую историю.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 28 Января, 2008 - 07:36:11
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » ПРЕДИСЛОВИЕ [Страниц (1)]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0092 ]   [ Gzip выкл. ]