Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Д" Ч.2 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Деспот – «государь»; первоначально, со времен Юстиниана I, один из титулов византийского императора, затем, с шестидесятых гг. XII в., второй титул в империи между автократором (самодержцем) и севастократором. Титул деспота получали сыновья и зятья императоров Византии и Латинской империи, царей Болгарии, королей Венгрии и Сербии, веницианский дож Энрико Дандоло, автономные правители и наиболее влиятельные аристократы в пределах империи. Знаками власти деспота были изображения орлов на одежде и стемматогирон – корона особой формы: с четырьмя дужками, если он был сыном императора, в противном случае – с одной дужкой. Официальные документы деспот имел право подписывать фиолетовыми чернилами.

Деспина – «владычица, государыня»; в Византии бытовое именование императрицы и титул супруги деспота.

Детереон – главный помощник и заместитель игумена в византийском монастыре.

Дефензоры – 1) (defensores) – основная масса пехотных подразделений, служащая поддержкой для курсоров, если те при неудаче принуждены отступать; 2) (defensores civitatum) – созданный во второй половине IV в. институт гражданских защитников интересов рядовых горожан от произвола городских советов (курий) и имперских чиновников. Они назначались на пять лет императором или префектом претория, причем обязательно не из числа куриалов. Дефензоры постепенно сосредоточили в своих руках широкие административные и полицейские права. Они следили за выполнением законов, особенно в религиозных вопросах, получили контроль над муниципальной полицией и стали одним из главных ответственных за муниципальную жизнь.

Деценналий – денежный побор, регулярно взимавшийся в юбилейные годы правления императоров в ранней Византии. Точных размеров этого побора не существовало, каждый раз он определялся конкретными условиями момента и устанавливался императорской властью. Собранные средства шли, в основном, на организацию юбилейных торжеств и денежные раздачи воинам.

Деценций (Децентий) (Decentius) – император, правивший в Галлии до 353 г., брат римского императора-узурпатора Магненция (350 – 353 гг.), побежденного императором восточной части империи Констанцием II. Был удостоен звания августа в 352 г. Деценций потерпел поражение от аламаннского царя Хонодомария и покончил с собой, когда узнал о смерти брата.

Джованни Джустиниани Лонго – знаменитый итальянский кондотьер, выходец из знатной семьи города Генуи. Участник обороны Константинополя в 1453 г., командующий обороной сухопутных стен города. Прибыл в столицу Византии в конце января 1453 г. во главе 400 хорошо вооруженных воинов и 300 моряков на двух грузовых кораблях. В случае победы над турками император Константин XI обещал передать Джустиниани во владение остров Лемнос. Благодаря опыту и дипломатическим способностям Джустиниани смог заставить генуэзцев и венецианцев сотрудничать в подготовке города к обороне, разумно расставил на стенах малочисленные силы защитников города, организовал своевременное восстановление укреплений, разрушаемых артиллерией турок и лично участвовал в рукопашных схватках. Но 29 мая в ходе очередного приступа он был серьезно ранен стрелой. По некоторым свидетельствам, Джустиниани сам ушел со стены, проявив малодушие перед лицом смерти, и многие греки и венецианцы считали, что под конец он запятнал себя дезертирством. После этого его воинов оставил боевой дух и, несмотря на призывы императора продолжать сражение, они поспешно покинули линию обороны и, неся своего раненного предводителя, отступили к своим кораблям. Ослаблением сил защитников воспользовались турки и прорвались в город через ослабленный отступлением генуэзцев участок укреплений. Галере с раненым Джустиниани удалось вырваться из Золотого Рога, блокированного турецким флотом. Его доставили на остров Хиос, где он и умер два дня спустя.

Диагог – «носитель»; письмоносец в поздневизантийское время.

Диаграфа – экстраординарный налог.

Диадема – императорский венец в виде золотого обруча, украшенного жемчугом и драгоценными камнями, с полусферической дужкой, увенчанной крестом. По бокам венец имел особые наборные цепи – катасесты (подвески), также украшенные драгоценными камнями.

Диадох – преемник.

Диадох Фотикийский – святой, епископ города Фотикий в Эпире в V в., церковный писатель. Боролся с ересью мессалиан (евхаитов). Диадоху принадлежит авторство нескольких аскетических и полемических сочинений, среди которых «Слово аскетическое» было особенно почитаемо и ставилось средневековыми богословами в один ряд с «Лествицей» преподобного Иоанна Лествичника и наставлениями святого Марка Подвижника.

Диакомист (комизонт) – «доставщик»; служащий византийского почтового ведомства.

Диакон – «служитель»; лицо, помогающее священнослужителям при совершении церковных таинств, но само не совершающее их. Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме крещения в случаях смертельной опасности).

Диаконисса – в Восточной Церкви IV – VIII вв. особый разряд женщин, принявших посвящение от епископа и несших определенные церковные обязанности, но не участвовавших в совершении святых таинств. Диакониссы назначались для наблюдения за воцерковленными женщинами. На эту должность выбирали вдов и целомудренных дев не младше сорока лет, поэтому их нередко именовали «старицами». С распространением монашества чин диакониссы в Восточной Церкви постепенно исчез.

Диакониты – штат должностных лиц в крупных византийских монастырях, помогавших игумену в управлении хозяйством, следивших за организацией богослужений, надзиравших за дисциплиной среди монахов.

Диаллакт – «примиритель»; посредник в судебных тяжбах.

Диатаксис – «устав»; с X – XII вв. этим термином в Византии называли специальный текст, регламентировавший обрядовую сторону совершения Божественной литургии. Появление этих текстов было вызвано тем, что в рукописях богослужебных книг содержались лишь молитвословия, произносимые священником и диаконом, но практическое совершение богослужебных действий эти тексты не оговаривали. Самые известные из диатаксисов, в основе своей регламентирующие и современную пратику совершения богослужения – Диатаксисы Божественной литургии и Всенощного бдения, автором которых был константинопольский патриарх Филофей Коккин (1353 – 1354 гг.).

Диатрибы – «времяпрепровождение, обучение»; специфическая форма речей философско-нравственного содержания, разработанная в III в. до Р.Х. в философской школе киников. Диатрибы привлекали широкую публику доступным народным языком. Такие назидательные беседы должны были служить целям воспитания юношества. Диатрибы были первыми формами христианских проповедей.

Дивеллий – царский штандарт, личное знамя императора.

Дивитисий – часть торжественного наряда высших сановников Византии, включая императоров; длинная, широкая рубаха, надеваемая через голову. Парадный императорский дивитисий был белого цвета с золотыми клавами. Известны также дивитисии пурпурного, красного и зеленого цветов. Некоторые придворные чины носили подпоясанные дивитисии.

Дигенис Акрит – топарх одной из пограничных провинций в Малой Азии, послуживший прототипом анонимного византийского эпоса «Дигенис Акрит», написанного в XI в., но сохранившегося лишь в поздних переработках в духе «рыцарского романа».

Дигесты (Пандекты) (Digesta, Pandectae) – основная часть византийской кодификации права, известной под позднейшим названием Свод гражданского права (Corpus juris civilis). Дигесты изданы в 533 г., в правление императора Юстиниана; составлены комиссией юристов в составе 16 человек под руководством квестора священного двора Трибониана. Общий объем Дигест – около 120 печатных листов. Дигесты представляют собой систематическое собрание отрывков из сочинений римских «классических» юристов. Они разделяются на пятьдесят книг, каждая из которых делится на титулы, состоящие из фрагментов (или leges). Среди наиболее известных юристов, цитируемых в Дигестах: Квинт Муций Сцевола, Лабеон, Прокул, Приск, Цельс, Юлиан, Помпоний, Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин. Около 70% содержания Дигест – выдержки из сочинений крупнейших 5 юристов (Папиниан, Павел, Ульпиан, Гай и Модестин), сочинениям которых римским законом 426 г. придано обязательное значение. Основным содержанием Дигест является частное право, регулирующее имущественные, семейные, наследственные и обязательственные правоотношения, уголовное и процессуальное право содержится в так называемых «страшных книгах» (47-й, 48-й и частично 49-й). В Дигестах излагаются также некоторые общие вопросы истории и теории права, отдельные институты публичного права и другая правовая информация.

Дидаскал – «учитель»; школьный учитель, а также руководитель театрального хора в Древней Греции. В раннехристианское время дидаскалами называли религиозных наставников и преподавателей школ для оглашенных, а значительно позже, в Византии, это наименование получили некоторые преподаватели патриаршей школы при храме Святой Софии. Три особых дидаскала: Псалтыри, Евангелия и Апостола, состоявшие в клире Великой Церкви, курировали вопросы толкования текстов Священного Писания. Круг обязанностей византийских дидаскалов был достаточно широк, они занимались вероучительным наставлением монахов и мирян, надзирали за школьным образованием в Константинополе, произносили проповеди. В широком смысле слова дидаскалами в Византии называли профессиональных учителей.

Дидим Слепец (Дидим Александрийский) – христианский ученый и богослов IV в. Родился в 310 г., умер в 395 г. Ученик Афанасия Великого, вместе со своим учителем боролся с ересью арианства. При этом был усердным последователем Оригена. Несмотря на свою слепоту, слыл одним из самых образованных людей своего времени. Дидим написал несохранившиеся комментарии на все книги Святого Писания, которые, по отзывам современников, отличались глубокомыслием и красноречием и, в тоже время, были чужды крайностей аллегорических толкований Оригена. До нашего времени дошло лишь несколько сочинений Дидима Слепца: «Книга о Святом Духе» в латинском переводе его ученика Иеронима, а также трактаты о Троице и против манихеев. В 1941 году на вновь найденном папирусе были обнаружены записи беседы Дидима и его ответы на вопросы слушателей.

Дидимотика – город на правом берегу реки Марица во Фракии, южнее Адрианополя, современный греческий город Дидимотихон на границе с Турцией. Основан императором Траяном (98 – 117 гг.).

Диера – одномачтовое гребное судно, где на каждое весло приходилось по два гребца.

Дизевгараты – крестьяне, владеющие двумя упряжками волов и земельным участком, который с помощью этих волов можно было обработать.

Диканикий – посох епископа.

Дикаст (крит) – судья в Византии. Существовало несколько разрядов судей: провинциальные (фемные), войсковые и столичные. Последняя категория судей в свою очередь делилась на несколько видов: судьи Дворца, судьи Ипподрома и другие. Провинциальных судей в XI в. нередко именовали преторами. Преступлениями воинов занимались войсковые судьи, а столичные судьи имели право контроля за деятельностью провинциальных судей и разбирали апелляции на решения провинциальных судов.

Дикастирий – учреждение светского суда в Константинополе.

Дикеофилакс – младший судейский чин. С середины XI в. даровался императором мирянам и клирикам как в столице, так и в провинции. В ведении дикеофилаксов находились в основном церковные вопросы, но знать им полагалось как каноническое, так и светское право. Со времени Михаила VIII (1261 – 1282 гг.) значение этой должности увеличилось, но дикеофилаксы сохранились лишь в провинции.

Дикератион – дополнительный налог в 2 кератия к каждой номисме государственной подати. Взимался на ремонт городских стен.

Дикератон – См. Милиарисий.

Дикирий – «двухсвечник»; подсвечник для двух свечей – принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся.

Димарх – глава партии ипподрома.

Димитриада – древний город в Фессалии на берегу морского залива. Основан в 280 г. до Р.Х. царем Деметрием Полиоркетом (306 – 282 гг.) и назван в его честь. Был столицей Македонского царства. В византийское время Димитриада была сильной крепостью и важным торговым центром.

Димитрий Гемист – нотарий патриаршей канцелярии во время второго патриаршества Филофея Коккина (1364 – 1376 гг.) и, возможно, протонотарий при патриархе Ниле (1379 – 1388 гг.). Впервые его имя упоминается в 1368 г. в связи с деяниями Церковного собора, осудившего противников учения Григория Паламы. Димитрий дослужился до титула великого сакеллария и умер предположительно в 1397 г. Предположительно, он был отцом Георгия Гемиста Плифона или его родственником. Перу Димитрия Гемиста принадлежит такой важный памятник как «Диатаксис патриаршего служения», составленный в 1386 г.; в нем детально описывается церемониал служения патриарха и участия в этих богослужениях императора и различных чинов патриаршей канцелярии. Этот диатаксис был составлен на основе диатаксиса патриарха Филофея Коккина и богослужебной традиции храма Святой Софии, он имеет большое значение для изучения истории византийского богослужения палеологовской эпохи.

Димитрий Дука Ангел – правитель Фессалоникийской империи с титулом деспота в 1244 – 1246 гг. Родился около 1220 г., дата смерти неизвестна. Младший сын фессалоникийского императора Феодора Дуки Комнина (1224 – 1230 гг.) и Марии Петралифины. Вместе со своим отцом и старшим братом Иоанном в 1230 г. попал в плен к болгарам после поражения фессалоникийцев в войне с болгарским царем Иваном II Асенем. После брака его сестры Ирины с овдовевшим царем Иваном II в 1237 г., Димитрий был отпущен из плена вместе со своим братом и их ослепленным в заточении отцом Феодором. Им удалось поднять мятеж и захватить власть в Фессалониках, где с 1230 г. правил деспот Мануил Дука, брата Феодора, с 1234 г. пользовавшийся титулом императора. Слепой Феодор возвел на престол в Фессалониках своего старшего сына Иоанна, а сам удалился в Водену. Независимое правление Феодора и его сына Иоанна Дуки Ангела закончилось в 1242 г., когда им пришлось признать себя вассалами императора Иоанна III Дуки Ватаца. После смерти своего старшего брата в 1244 г., Димитрий унаследовал его власть и получил от никейского императора титул деспота. По характеру Димитрий не был способен к управлению государством, проводил время в забавах и любовных похождениях. Получил хромоту, сломав ногу после прыжка с большой высоты во время бегства от мужа соблазненной жены. В короткое время он восстановил против себя влиятельные семейства Фессалоник, и, когда император Иоанн III Дука Ватац в 1246 г. проводил свои войска мимо города походом на болгар, местные аристократы составили заговор против своего государя и открыли ворота никейским отрядам. Фессалоники перешли под власть Иоанна III Дуки Ватаца, а Димитрий Дука Ангел был арестован никейцами и отправлен в изгнание в крепость Лентиану, где, вероятно, и умер.

Димитрий Кантакузин – деспот Мореи (Пелопоннеса) в течение нескольких месяцев 1383 г., сын морейского деспота Матфея Кантакузина от Ирины Палеологини. Последний представитель рода Кантакузинов на морейском престоле, вынужденный передать власть Феодору I Палеологу, сыну византийского императора Иоанна V.

Димитрий Кидонис – крупный византийский политический деятель, ученый и переводчик. Родился около 1324 г. в Фессалониках, умер в 1397 г. на острове Крит. Выходец из знатной и богатой семьи, потерявшей свое состояние в ходе восстания фессалоникийских зилотов. Был близким другом и советником императора Иоанна VI Кантакузина (1341 – 1354 гг.). С 1347 г. и с некоторыми перерывами до середины восьмидесятых гг. XIV в. служил при императорском дворе в должности месадзона, но никаких успехов для Византии в политике не достиг. И в политике и в научной сфере был убежденным сторонником западной ориентации и латинофилом, ярым противником исихазма и паламитов. Около 1357 г. Кидонис перешел в католицизм. Димитрий Кидонис написал несколько антипаламитских трактатов, был автором четырех с половиной сотен писем. Перевел на греческий язык ряд сочинений древних и современных ему западноевропейских философов и богословов, в том числе работы Августина, Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского, «Опровержение Корана» Рикольдо да Монте Кроче. В число прочих его произведений входят несколько политических речей, апологии и проповеди.

Димитрий Монферратский – король Фессалоникийский в 1207 – 1224 гг., сын маркиза Бонифация Монферратского от Маргариты Венгерской, вдовы императора Исаака II Ангела. Родился в 1205 г., умер в 1230 г. После гибели своего отца в бою с болгарами в 1207 г., Димитрий стал наследником его власти в возрасте двух лет. Фессалоникийские бароны пытались заменить малолетнего Димитрия на его брата – маркиза Вильгельма Монферратского, но латинский император Генрих Фландрский предотвратил этот заговор с помощью вооруженной силы. Несмотря на сопротивление баронов, Генрих завладел городом, короновал Димитрия в январе 1209 г. и привел к вассальной присяге его подданных. Действия императора были подтверждены римским папой Иннокентием III. Затем император Генрих подчинил и другие города королевства, отразил нападение эпирцев на Фессалоники в 1210 г. и поставил своего младшего брата Евстафия регентом при Димитрии Монферратском. Димитрий спокойно царствовал до смерти в 1216 г. своего великодушного покровителя – Генриха Фландрского. Новый Латинский император Пьер де Куртене склонился на сторону политической оппозиции Фессалоникийского королевства и наделил Вильгельма Монферратского королевскими полномочиями. После этого решения королева-мать Маргарита бежала в Венгрию, но Димитрий, вероятно, остался в Фессалониках. Разногласиями среди фессалоникийских аристократов воспользовался правитель Эпира и начал постепенное завоевание укрепленных городов королевства. Вильгельм Монферратский снарядил в 1222 г. крестовый поход, чтобы освободить Фессалоникийское королевство от эпирских захватчиков, но прежде, чем главные силы крестоносцев достигли Фессалоник, Феодор Комнин в декабре 1224 г. овладел городом. Вместе с латинским архиепископом, король Димитрий бежал ко двору императора Священной Римской империи Фридриха II в Италию. Позже он участвовал в крестовом походе Фридриха и умер в 1230 г. под Амальфи, уступив свои права на Фессалоники Фридриху II.

Димитрий Палеолог – морейский деспот в 1449 – 1460 гг., брат последнего византийского императора Константина XI Драгаша (1449 – 1453 гг.). Управлял Мистрой, столицей Морейского деспотата, и юго-восточной частью Пелопоннесского полуострова. После падения Константинополя, Димитрий враждовал с братом Фомой и полностью подчинился туркам, но власть его была слабой, и дань султану он отсылал нерегулярно. Поэтому в мае 1460 г. турецкие войска заняли Пелопоннес, Димитрий был отстранен от власти и морейский деспотат прекратил свое существование. После этого Димитрий с женой Зоей и ее братом Матфеем Асеном в течение семи лет жил в городе Энос на деньги, выделяемые ему из султанской казны, предаваясь охоте и чревоугодию. Однако затем по точно неизвестной причине он был лишен доходов и сослан в город Дидимотику. Вскоре после этого Димитрий и его жена приняли монашество. Бывший морейский деспот умер в монастыре в Адрианополе в 1470 г., Зоя пережила своего бывшего мужа всего на несколько месяцев. Их единственная дочь Елена умерла на несколько лет раньше своих родителей.

Димитрий Торник – месадзон при дворе никейских императоров Феодора I Ласкаря (1204 – 1222 гг.) и Иоанна III Дуки Ватаца (1222 – 1254 гг.). Происходил из знаменитого византино-армянского рода, был сыном Константина Торника, эпарха Константинополя в царствование императора Алексей III Ангела, после 1204 г. перешедшего на службу к латинскому императору Балдуину I, попавшего в плен в битве при Адрианополе в 1205 г. и казненного болгарским царем Калояном. Родился Димитрий около 1200 г. и уже в 1217 г. стал месадзоном – главой имперского правительства в Никее. Эту должность он исполнял до самой своей смерти в конце 1246 г.

Димитрий Триклиний – выдающийся византийский литератор первой половины XIV в., филолог и комментатор древних текстов. Триклиний был прекрасным знатоком произведений древних авторов, например, Пиндара, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Феокрита.

Димитрий Халкокондил – греческий ученый XV – начала XVI вв., двоюродный брат историка Лаоника Халкокондила. Родился в 1432 г., умер в 1511 г. Преподавал во многих университетах Италии.

Димитрий Хоматиан (Хоматин) – видный византийский церковный деятель XIII в., архиепископ Охридский в независимом греческом государстве Эпир. Родился в середине XII в., умер около 1236 г. В конце XII в. Хоматиан служил в должности апокрисиария архиепископа Охрида при константинопольском патриархе. Затем занимал пост хартофилакса в Охриде, а в 1216 – 1217 гг. правитель Эпира Феодор Ангел Дука Комнин назначил его архиепископом автокефальной кафедры в Охриде. В 1227 г. Димитрий Хоматиан короновал Феодора в качестве императора в Фессалониках, вызвав осуждение патриарха Германа II в Никее. Около ста пятидесяти актов и писем из архива Хоматиана являются важнейшим источником по административной, социальной, правовой и церковной истории Эпира, Сербии и Болгарии первой половины XIII в. Эти документы дают представления об общем уровне правовых знаний, методах аргументации и типах дел, разбиравшихся в суде архиепископа. Сохранились высказывания Хоматиана о необходимости ограничения власти императора. Вероятно, между 1230 и 1234 гг. Димитрий Хоматиан написал краткое житие болгарского святого Климента Охридского.

Димитрий Хрисолор – византийский дипломат, писатель и ритор XIV – XV вв., противник унии с католиками, автор риторических, научных и религиозных сочинений.

Димосий – 1) государственная казна в Византийской империи; 2) регулярные налоговые выплаты в государственную казну (канон, телос).

Димосионты – бойцы полицейских отрядов провинциального подчинения, в числе задач которых было обеспечение порядка при сборе налогов.

Димоты – бойцы народного ополчения. Отряды димотов формировались из димов лишь в моменты критических ситуаций, прежде всего для обороны крупных городов. Основой подобных отрядов, являлись стасиоты.

Димы – цирковые партии в Константинополе, признанные государственной властью. Всего таких партий было четыре: две основных синие (veneti) и зеленые (prasini), две второстепенных: белые (albati) и красные (russati). В VI в. белые примыкали к зеленым, красные к синим. В X в. сложилась новая система группирования димов: левки стали примыкать к венетам, а русии к прасинам. Патронами партий – димархами – избирались знатные и богатые люди, с разрешения верховной власти.

Динаты (династы) – дословно «могущественные», «сильные», «обладатели власти». Так в Византии с Х в. стали называть богатых землевладельцев, собственников многих проастиев, обличенных при этом административной властью в своих областях. Кроме того, династом могли именовать высшее должностное лицо в византийском городе.

Диогмиты – воины военно-полицейских отрядов, размещавшихся в городах префектуры Восток для борьбы с шайками разбойников. Командиры таких отрядов именовались иринархами.

Диодор Тарсийский – епископ города Тарс в IV в., один из видных представителей антиохийской богословской школы. Родился около 330 г., умер в 392 г. Был учителем Феодора Мопсуестийского и Иоанна Златоуста. Не раз изгонялся из Антиохии арианами, но продолжал упорно и с успехом защищать Никейский символ веры. Император Юлиан Отступник (360 – 363 гг.) называл его «изощренным софистом религии деревенщины». В 378 г. получил епископскую кафедру в киликийском городе Тарс, в 381 г. участвовал во Втором Вселенском соборе. При жизни пользовался высочайшим духовным и богословским авторитетом, но после смерти Диодор был зачислен в еретики. Во время христологических споров патриарх Кирилл Александрийский (412 – 444 гг.) объявил Диодора Тарсийского предтечей Нестория. Это осуждение гибельно сказалось на судьбе сочинений Диодора: из его богатого литературного наследия сохранились только незначительные отрывки из комментариев на книги Ветхого и Нового Заветов, трудов против манихеев и аполлинаристов, а также против астрологического фатализма.

Диойкит – византийский финансовый чиновник геникона, сборщик податей, преимущественно поземельных. Диойкиты несли материальную ответственность за суммы, которые им предстояло взыскать; в случае недоимки они обязаны были погашать недостачу из собственных средств.

Диолк – существовавший в древности шестикилометровый путь волоком через Истм (совр. Коринфский перешеек) для сокращения морского пути вокруг Пелопоннеса.

Дионисий Ареопагит – святитель, ученик апостола Павла, первый епископ Афин. Дата рождения неизвестна, умер в период от около 95 г. до 120 г. Член афинского ареопага, уверовавший во Христа, услышав проповедь апостола около 50 г. Написал корпус разнообразных по жанру богословских сочинений, которые в VII в. снабдил толкованиями святой Максим Исповедник. В таком виде Корпус оказал громадное влияние на культуру всего христианского мира, как восточного, так и западного. Сочинения эти с VI в. до наших дней вызывают у критиков сомнения в их авторстве. Но до XV в. господствовала точка зрения на них, как на подлинные сочинения Дионисия. В современной науке принято именовать автора корпуса Ареопагитик Псевдо-Дионисием, однако, и ученые, утверждающие подлинность авторства Дионисия Ареопагита, никогда не переводились в науке.

Дионисий Малый (Dionysius Exiguus) – ученый исследователь в области хронологии в первой половине VI в., родом из Скифии. Дата и место рождения неизвестны, умер в Риме около 550 г. С 500 г. был монахом в Риме, хорошо владел греческим языком и занимался переводами с него на латынь. Впервые предложил считать 753 г. от основания города Рима годом земного воплощения Иисуса Христа и началом новой эры в истории человечества. До этого в церковных кругах господствовало летосчисление эры мучеников (Диаклетиановой эры), считавшейся от 284 г. – даты вступления на престол гонителя христиан императора Диоклетиана. Дионисий также собрал первое на Западе точное собрание документов по каноническому праву, включая латинские переводы греческих законов. Желание примирить Восточную и Западную Церкви побудило его к переводу некоторых важных греческих текстов на латинский язык, таких как: «О создании человека» святого Григория Нисского и «Книга к армянам» константинопольского патриарха Прокла.

Диоптра (dioptra) – инструмент для визирования, угломерный прибор вроде современного теодолита с неподвижной круговой шкалой снаружи и вращающимся визирным устройством. Поворот основной пластины на 90 градусов позволяет измерять углы возвышения. Диоптра служила грекам, римлянам и византийцам для вычисления высоты городских стен, горных вершин, применялась ими в астрономических наблюдениях.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 28 Января, 2008 - 07:07:37
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Д" Ч.2 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0124 ]   [ Gzip выкл. ]