Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Г" Ч.2 [Страниц (3): [1] 2 3 »
movedПродолжение темы (перемещена)]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Георгий Амартол (Монах) – византийский хронист IX в. О его личности ничего неизвестно. «Хроника» Георгия Амартола («грешника»), завершенная около 867 г., охватывает период от «сотворения мира» до 842 г. Интерес Георгия Амартола был сосредоточен на богословских и церковно-исторических вопросах, характеристика событий дана с ортодоксально-церковных позиций. К народным движениям, в частности к восстанию Фомы Славянина, Георгий Амартол относился враждебно. «Хроника» Георгия Амартола, написанная простым и ясным языком, была весьма популярна в Византии и сохранилась в большом числе рукописей. Она была переведена в X – XI вв. на древний славяно-русский язык, в XI – XII вв. – на грузинский язык; послужила основным первоисточником древнерусского летописания.

Георгий Амастридский – святой, епископ города Амастрида в Пафлагонии. Дата рождения неизвестна, умер в 802 г. Известен как церковный поэт.

Георгий Амируци – протосеваст, казначей Трапезундской империи, ученый и писатель. Сторонник Флорентийской унии, вел переговоры с турками, осадившими Трапезунд. Был одним из вельмож, склонивших императора Давида к сдаче города султану Мехмету II 26 октября 1461 г. Современники обвиняли его в измене и тайных сношениях с турками.

Георгий Вардан – митрополит острова Керкира в XIII в., армянин по происхождению. Родился, вероятно, в Афинах, был учеником, а позднее другом афинского митрополита и известного писателя Михаила Хониата, состоял с ним в переписке. Сохранились интересные письма Георгия, в которых Михаил Хониат отмечал изящество его стиля и стройность изложения; последнее, однако, не мешало Михаилу в письмах учить Георгия и исправлять различные погрешности в его языке. Некоторое время Георгий жил в Никее, при дворе никейского императора, а затем возвратился на Запад, и там получил епископский сан от митрополита Навпакта Иоанна. Эпирский деспот Феодор Ангел Дука Комнин благоволил к Георгию Вардану. Кроме писем, Георгий был автором полемических произведений против латинян и нескольких ямбических стихотворений. Для своего времени Георгий Вардан, наряду с Иоанном Апокавком, митрополитом Навпактским, и охридским архиепископом Димитрием Хоматианом, был наиболее выдающимся представителем культуры Эпирского государства и кратковременной Фессалоникийской империи.

Георгий Великий Комнин – император Трапезундской империи в 1266 – 1280 гг., старший сын императора Мануила I от Ирины Сирикены, трапезундской дворянки и его третьей жены. Родился около 1255 г., умер после 1284 г. Георгий унаследовал императорский трон после смерти своего старшего единокровного брата императора Андроника II в 1266 г. Проводил антиаристократическую политику, заключил союз с Карлом Анжуйским и противниками унии в Византии против византийского императора Михаила VIII Палеолога. Отказался предоставить военную помощь монгольскому наместнику в Иране Ильхану Абаге для борьбы против египетских мамелюков. За это в 1280 г. был лишен власти и брошен в темницу монголами, союзниками Византии, а престол в Трапезунде занял его младший брат Иоанн II. Бывший император получил свободу только после смерти Абаги в 1282 г. В 1284 г. Георгий с войском вторгся в Трапезунд, пытаясь вернуть себе трон, однако его отряды были разбиты. Сам Георгий сумел бежать и некоторое время скитался в горах, пока не был схвачен своими врагами. О его дальнейшей судьбе достоверно ничего неизвестно. В греческих летописях имел прозвище «Странник», отражающее его сложную судьбу.

Георгий Гемист Плифон – византийский философ-неоплатоник, ученый и политический деятель. Родился около 1360 г. в Константинополе, умер 26 июня 1452 г. в Мистре. О первых пятидесяти годах его жизни достоверно ничего не известно. В начале XV в. он преподавал в Константинополе, его учеником был Марк Евгеник. Около 1410 г. Плифон был сослан в Мистру императором Мануилом II по подозрению в ереси и язычестве. В Мистре он провел остаток своей жизни, преподавал философию, возглавлял круг интеллектуалов при дворе деспотов Мореи. Разработал проекты широких политических реформ, включавших централизацию управления, меры против засилья монастырей, создание регулярной национальной армии, запрет импорта иностранной одежды, контроль за расходами граждан и другие нововведения, призванные вывести Грецию из кризиса византийской государственности и вернуть ее к исконным, античным началам. Плифон придавал особое значение теме греческого патриотизма. В 1438 – 1439 гг. престарелый Плифон, участвуя в работе Ферраро-Флорентийского собора, сблизился с итальянскими гуманистами, активно пропагандировал греческую философию (платонизм) и науку. Его влияние породило замысел создания платонической Академии во Флоренции. Оставаясь по типу своего мышления на почве схоластической методологии, Плифон стремился сконструировать новую, универсальную религиозную систему, которая противостояла бы существующим монотеистическим вероисповеданиям (прежде всего христианству) и в своих важнейших чертах совпадала бы с греко-римским язычеством. В его религиозно-политической утопии «Законы» предусматривались богослужения Зевсу и другим божествам греческого пантеона. В 1460 г. это сочинение было сожжено патриархом Геннадием II Схоларием, как безбожное. Эта работа Плифона сохранилась лишь во фрагментах, некоторые из которых написаны им собственноручно. Христианской концепции благодати Плифон противопоставлял резко выраженный натурализм и детерминизм, доходящий до фатализма. Выступал с критикой Аристотеля, написал в 1440 г. трактат «О проблемах, по которым Аристотель расходится с Платоном». Вел активную полемику с защищавшим идеи Аристотеля философом и богословом Георгием Схоларием, будущим константинопольским патриархом. Плифон довел до предельного обострения вольнодумные тенденции византийского неоплатонизма, обновленного Михаилом Пселлом.

Георгий Каппадокийский – александрийский архиепископ с 24 февраля 357 г. по 2 октября 358 г., а затем повторно с 26 ноября 361 г. по 24 декабря 361 г. По происхождению был армянином, выдвинут на александрийскую кафедру партией ариан. Архиепископ Георгий проводил жестокие репрессии против православных в Египте, с помощью вооруженных отрядов, пытками и угрозами принуждал египетское население принимать арианский символ веры, но в итоге был сожжен обезумевшей толпой язычников.

Георгий Кедрин – византийский хронист XI в., вероятно, монах. Известен как автор единственного произведения – «Обозрения истории», компиляции, охватывающей исторический материал от сотворения мира до 1057 г. В своих начальных частях «Обозрение» Кедрина основывается на хрониках Псевдо-Симеона, Феофана Исповедника и Георгия Монаха, а, начиная с событий 811 г., Кедрин почти дословно воспроизводит текст Скилицы.

Георгий Кодин – византийский царедворец, имевший титул куропалата, историк и писатель первой половины XV в. Дата рождения неизвестна, умер в 1450 г.

Георгий Лапиф – византийский писатель XIV в., богатый кипрский землевладелец, заработавший состояние на выкупе христианских пленников из турецкого плена. Прозвище его происходит от реки Лапиф на Кипре. Знал латынь, участвовал в богословских дебатах при дворе кипрского короля Гвидо IV Лузиньянского, опровергал католическое учение. Георгий Лапиф был плодовитым автором, интересовавшимся астрономией, теологией, философией и этикой. Среди немногих его сохранившихся сочинений находится пространная поэма о долге человека перед государством, обществом и семьей. В паламитских спорах поддерживал Никифора Григору, Григория Акиндина и других противников Паламы своими сочинениями. Переписывался с Варлаамом Калабрийским, адресовал ему серию своих философских работ.

Георгий Маниак – талантливый византийский полководец огромного роста и физической силы, вероятно, турок по происхождению. Дата и место рождения неизвестны, умер в 1043 г. Начал служить империи и сделал военную карьеру в царствование императора Романа III. Сначала был стратигом фемы Евфратисия, затем катепаном Нижней Мидии, получил последовательно титулы протоспафария, патрикия и магистра. Удачно воевал на Востоке, в 1031 г. овладел городом Эдессой в Северной Месопотамии. В 1037 г. был назначен на пост стратига фемы Лонгивардия и там одержал ряд побед над врагами империи. В 1038 – 1040 гг. отвоевал восточную часть Сицилии у арабов. Направленный в 1042 г. в Южную Италию для отражения натиска норманнов на византийские владения, Георгий Маниак в момент наибольших успехов в борьбе с ними был в результате лживого доноса отозван императором Константином IX Мономахом с поста катепана Италии. В ответ Георгий Маниак поднял мятеж, в 1043 г. высадился близ Диррахия и двинулся к Константинополю. В битве с правительственными войсками близ Фессалоник войско Георгия Маниака одержало победу, но сам он был убит в сражении.

Георгий Музалон – влиятельный вельможа в Никейской империи при дворе императора Феодора II Ласкаря (1236 – 1258 гг.), сын мистика Иоанна Музалона. Имел титулы протовестиария, великого доместика, великого стратопедарха и протосеваста. Был женат на Феодоре Кантакузине, племяннице полководца Михаила Палеолога, будущего императора. Перед смертью императора Феодора II Георгий Музалон был назначен единственным регентом при малолетнем императоре Иоанне IV (1258 – 1261 гг.), но в 1259 г. погиб в Сосандрском монастыре вместе с двумя братьями: великим доместиком Андроником и протокинигом Феодором в результате заговора, организованного Михаилом Палеологом. После смерти Георгия остались два его сына – Феодор и Лев, впоследствии ставший этериархом в возрожденной Византийской империи.

Георгий Никомедийский – епископ Никомедии в IX в., друг и сподвижник константинопольского патриарха Фотия, церковный писатель и поэт. Георгий был рукоположен в архиерейский сан патриархом Фотием, который впоследствии неоднократно писал ему письма, видя в нем достойного собеседника по вопросам церковной и литературной жизни империи. Георгий Никомедийский оставил после себя довольно много сочинений, среди которых Слова на праздничные дни, тропари и каноны.

Георгий Пахимер – византийский историк, писатель и церковный деятель. Родился в 1242 г. в Никее, умер около 1310 г. в Константинополе. Георгий Пахимер получил образование в Никее, был одним из учеников Георгия Акрополита. Занимал ряд важных церковных и государственных судебных должностей. Дослужился до поста протоэкдика в патриаршем клире, был дикеофилаксом на государственной службе. Примыкал к группе византийского монашества, боровшегося против заключения унии с католической церковью, был ревнителем эллинского патриотизма и Православия. Георгий Пахимер – автор «Истории» Византии периода 1255 – 1308 гг., написанной в значительной мере на основе личных впечатлений, и сообщающей много ценных подробностей, в том числе о церковных спорах, разделявших в то время империю. Пахимер был проницательным наблюдателем, он ясно осознавал жалкое состояние Византии, находящейся в состоянии глубокого упадка, интересовался побудительными мотивами главных действующих лиц и причинностью событий. Сочинение Пахимера было создано как продолжение «Хроники» Георгия Акрополита. Сохранились также риторические, философские сочинения и письма Георгия Пахимера, его юридические работы.

Георгий Писида – византийский историк и поэт VII в. Родился, вероятно, в Антиохии Писидийской, умер между 631 и 634 гг. Служил диаконом и скевофилаксом в храме Святой Софии в Константинополе, был референдарием патриарха. Написал историческую поэму о воинских подвигах императора Ираклия, царствовавшего в 610 – 641 гг., а также стихотворную поэму «Аварская война», посвященную, в том числе, осаде Константинополя в 626 г. Кроме того, Георгий Писида был автором исторического повествования «Персидская война» и частично сохранившегося эпоса «Ираклея», о победе императора Ираклия над персами, написал энкомии патриарху Сергию I и патрикию Вону. Георгий Писида создал новую поэтическую форму исторической поэмы – «акроас», которую позже широко применяли византийские поэты, например, Феодосий Диакон в X в. Речь и тематика произведений Георгия сочетают в себе светское и духовное, а классические мотивы соседствуют с библейскими. Лучшими образцами религиозной поэзии Георгия считаются стихотворное описание шести дней творения («Шестоднев», впоследствии переведенный на церковнославянский язык) и сочинение «О тщете жизни», написанное гекзаметром. Примечательны также гимн на Воскресение Христово и полемическое сочинение против Севира Антиохийского. Краткие сочинения Георгия Писиды на светские и религиозные темы следовали традиции эллинистических эпиграмм, и внесли значительный вклад в развитие этого жанра в Византии.

Георгий Синкелл – византийский хронист второй половины VIII – начала IX вв., начинатель «Хронографии», описывающей события от Диоклетиана с 284 г. до конца царствования Михаила I в 813 г. Продолжателем этой «Хронографии» стал Феофан Исповедник, «когда настиг Георгия конец жизни, и он не смог довести до предела свою цель…».

Георгий Сиракузский (Сицилийский) – греческий церковный поэт VII в., мученически скончавшийся от рук мавров около 669 г. Автор тропарей на Рождество Христово и на Богоявление.

Георгий Сфрандзи – византийский историк и государственный деятель. Родился 30 августа 1401 г. в Константинополе, умер после 1478 г. на острове Корфу. Наместник Патр, Селимврии, Мистры, с 1451 г. – великий логофет (глава гражданской администрации), участник многочисленных дипломатических миссий. Во время осады Константинополя турками Сфрандзи постоянно находился рядом с императором Константином XI, вел списки мирян и монахов, пригодных к обороне города. В 1453 – 1454 гг. находился в турецком плену, затем служил пелопонесскому деспоту Фоме. В 1468 г. постригся в монахи под именем Григория. Хроника Георгия Сфрандзи «Мемуары» охватывает период 1413 – 1477 гг., основана на его дневнике, содержит достоверную информацию. Сам Георгий не являлся сторонником унии, но был готов поддержать политику своего государя, которому он был всегда предан. Богословские вопросы Сфрандзи старательно обходит вниманием, говоря, что не его дело рассуждать о догматах.

Георгий Схоларий – См. Геннадий Схоларий.

Георгий Торник – эфесский митрополит в XII в., писатель и поэт. Армянин по происхождению, близкий друг византийской принцессы и писательницы Анны Комнины.

Георгий Торник – византийский ритор XII в. с титулом магистра, автор сохранившейся речи и письма к митрополиту Михаилу Хониату.

Георгий Трапезундский – греческий философ, живший в Италии, последователь учения Аристотеля. Родился в 1395 г., умер в 1484 г. Автор трактата «Сравнение Аристотеля и Платона», переводчик на латинский язык некоторых греческих сочинений.

Георгий Хировоск – грамматик, диакон и хартофилакс храма Святой Софии в Константинополе. Жил в начале IX в., занимал высокий пост вселенского учителя – главы системы высшего образования в Византии. Основными его произведениями являются пространный комментарий на грамматический «Канон» о правилах склонения и спряжения Феодосия Александрийского (IV – V вв.), комментарии на грамматики Аполлония Дискола (II в.), Геродиана, Диония Фракийца, сохранившиеся только фрагментарно. Кроме того, ему принадлежат: трактат по орфографии, также сохранившийся во фрагментах, комментарии на трактат Гефестия Александрийского (II в.), трактат «Эпимеризмы или грамматический анализ Псалмов» и трактат о поэтических фигурах. Сухие и подробные трактаты Хировоска сыграли важнейшую роль в процессе распространения и приспособления античной грамматической системы в Византийском мире. Трактат о поэтических фигурах был переведен на старославянский, вероятно в Преславе около 900 г., и этот перевод вошел в знаменитый «Изборник» 1073 г., скопированный для киевского князя Святослава Ярославича. «Эпимеризмы на Псалмы» использовались в византийских школах еще в середине X в. Более поздние грамматики эпохи Ренессанса черпали в сочинениях Георгия Хировоска массу информации о литературном греческом языке.

Гепиды – восточногерманское племя, родственное готам. Придя из Скандинавии на материк, поселились у устья Вислы, в конце II в. вслед за готами пошли на юго-восток, разбили бургундов. В конце IV в. вошли в племенной союз гуннов и находились в рядах гуннов в Каталаунской битве в 451 г. После смерти повелителя гуннов Аттилы, основали государство в Паннонии и Дакии по берегам Тисы и Дуная, традиционно выступали в качестве военных союзников византийцев. Во второй половине VI в. были покорены соединенными силами лангобардов и аваров. Последний король гепидов Кунимунд пал в битве с лангобардами в 567 г., после чего гепиды исчезли с исторической арены. Из черепа Кунимунда вождь лангобардов Альбоин повелел сделать чашу для своих пиров, и заставлял пить из нее вино свою супругу, дочь погибшего короля гепидов.

Гептаскал – квартал Константинополя на берегу Пропонтиды (Мраморного моря).

Геран – «журавль»; стационарный кран с системой подъемных блоков. Появился около 750 г. до Р.Х. и к середине VI в. до Р.Х. приобрел законченные формы в своих разновидностях. Наиболее крупным из известных в древности был кран-полиспаст, созданный Архимедом в 225 г. до Р.Х. В Римской империи гераны широко применялись в портах, каменоломнях и на строительных площадках. Разновидностью конструкции герана был кран с поворотной стрелой; его использовали на судах и в театрах. Существовали поворотные краны, вращавшиеся на шарикоподшипниках. В Византии, унаследовавшей римские научно-технические традиции, механизмы и приспособления для поднятия тяжестей применялись в основном в тех же сферах жизни. При возведении масштабных сооружений, например, в ходе строительства храма Святой Софии в Константинополе в тридцатых годах VI в., гераны устанавливались на уже возведенные участки стен. Затем, после вывода на большую высоту соседних участков, переставлялись туда и использовались для возведения прежних участков. Для поднятия колоссальных архитектурных элементов, например барабанов, капителей, абаков и статуй триумфальных колонн Феодосия, Аркадия, Юстиниана Великого и других памятников, использовались козловые гераны с неподвижными рабочими стрелами.

Герасим – константинопольский патриарх с апреля 1320 г. до 19 апреля 1321 г. До патриаршества служил иеромонахом в Манганской обители. Был прост и неопытен в государственных и общественных делах, совершенно необразован и от старости своей почти лишился слуха, но при этом благочестив и кроток. В междоусобной борьбе двух Андроников – царствующего деда и домогавшегося престола внука – держал почему-то сторону внука, будущего императора Андроника III (1325 – 1341 гг.). Умер в звании патриарха.

Герасим Иорданский – святой, один из знаменитых палестинских подвижников V в. Прославился аскетическими подвигами в пустыне около Мертвого моря, где достиг высокого нравственного совершенства. Позднее основал общежительную лавру для анахоретов в Иорданской пустыне, вокруг которой построил и отшельнические кельи. Скончался в 475 г. В VI в. было написано его житие монахом Кириллом Скифопольским.

Герм – главная река Лидии.

Герман – византийский военачальник и влиятельный вельможа, племянник императора Юстина I, двоюродный брат императора Юстиниана І. Имел титул патрикия и считался прямым наследником бездетного Юстиниана. Родился в городе Видериана, переименованном позже в Первую Юстиниану, умер в Фессалониках. В возрасте 8 лет привезен в Константинополь, где получил хорошее образование. По достижении совершеннолетия, около 519 г. был назначен стратигом Фракии и вскоре нанес сокрушительное поражение кутригурам, вторгшимся на территорию империи. В 537 г. подавил мятеж в Африке, разбив войско, составленное из дезертиров и вандалов. Воевал на Востоке с персами. В 550 г. женился на Матасунте, вдове короля готов Витигеса и внучке короля Теодориха, и был назначен главнокомандующим экспедиционными силами византийцев в Италии для борьбы с готским королем Тотилой. В ходе подготовки к походу умер в конце 550 г. После его смерти Матасунта родила его сына, которого назвали Германом Постумом в честь покойного отца.

Герман – византийский полководец, дукс Финикии Ливанской в восьмидесятых гг. VI в. Во время мятежа византийской восточной армии в 588 г. против императора Маврикия и главнокомандующего Приска, Герман был против своей воли избран стратигом и провозглашен императором. Персы решили воспользоваться мятежом и вторглись в византийскую Месопотамию, однако Герман с тысячей воинов сумел отбить их нападение вблизи Константины. Затем, в ходе боевых действий против персов, Герман нанес им сокрушительное поражение у Мартирополя. Главнокомандующий персидского войска погиб, а другие полководцы и три тысячи воинов попали в плен к византийцам. Герман отослал императору Маврикию значительную часть добычи и персидские знамена. В 589 г. мятеж прекратился, воины приняли вновь назначенного императором Маврикием стратега, а Герман со своими помощниками был вызван в Константинополь на суд. Разобравшись в деле, Маврикий не только не наказал Германа за невольную узурпацию власти, но и наградил за верность империи.

Герман I – святой, константинопольский патриарх в 715 – 730 гг. Родился в первой половине VII в., умер около 740 г., дожив до глубокой старости. Сын столичного патрикия, сторонник иконопочитания. Отец его участвовал в политической борьбе и навлек месть на сына: Герман был оскоплен и насильно пострижен в монашество. Позже, как человек уже опытный в делах церковных и гражданских, Герман был избран на константинопольскую патриаршую кафедру. При нем началось иконоборческое движение в империи. В царствование Льва III Исавра (717 – 741 гг.) Герман первоначально шел на уступки иконоборческой политике императора, но затем выступил в защиту иконопочитания и был смещен с константинопольской кафедры. Последние десять лет жизни прожил в своем наследственном поместье. Оставил после себя богатое литературное наследие: трактаты и послания на догматические и философские темы, гомилии и стихи. На Седьмом Вселенском соборе в 788 г. был канонизирован.

Герман II – святой, константинопольский патриарх в 1222 – 1240 гг. Сын рыбака, родом из Навплии. До патриаршества служил диаконом в храме Святой Софии в Константинополе, после 1204 г. пребывал в обители Святого Георгия Паневморфа близ Ахираны. Был человеком умным и не лишенным познаний, решительным сторонником претензий Никейской империи на главенство среди греческих государств. Вел упорную борьбу с папским престолом, стремившимся подчинить себе Греческую Церковь. В 1235 г. он вместе с другими восточными патриархами признал патриаршеский титул Велико-Тырновского архиепископа Иоакима І. Сохранилось много проповедей патриарха Германа II, отличающихся ясностью мысли и простотой слога.

Герман ІІІ – константинопольский патриарх в 1265 – 1266 гг. До патриаршества был митрополитом Адрианопольским. Первый патриарх, избранный в Константинополе после изгнания оттуда латинян. До его избрания патриаршая кафедра более года была вакантной. Герман был превосходно образован и славился ученостью, хотя и испытывал недостаток красноречия; его отличали умеренность, бескорыстие, добродушие и простота в общении. Много усилий прилагал в подготовке образованных священников, для чего открыл специальную пастырскую школу в Константинополе и сам подбирал для нее лучших учителей. В этой школе учились не только дети духовенства, но и все желающие. Герман III неустанно ходатайствовал перед императором за обиженных. В результате происков императорского духовника Иосифа, добивавшегося для себя патриаршества, Герман III вынужден был оставить кафедру. Позже Герман был делегатом Восточной Церкви на Лионском соборе, где была провозглашена церковная уния.

Германикия – город в провинции Евфратисия (Евфратская Сирия), место рождения константинопольского патриарха Нестория (428 – 431 гг.), основателя еретического течения несторианства.

Герменевтика – искусство изъяснения, техника толкования древних текстов, высшая цель которой – способствовать пониманию древнего автора так, как его понимали современники. Герменевтика возникла в эллинистическую эпоху в связи с исследованием классических греческих текстов и широко использовалась в философской среде во времена поздней античности. Первый опыт христианской герменевтики принадлежит блаженному Августину, написавшему в этом жанре сочинение «Христианская доктрина» в четырех книгах («De doctrina christiana»).

Гермоген Магистр – видный византийский военачальник времени правления императора Юстиниана I (527 – 565 гг.). По происхождению, возможно, был готом или гунном. Занимая пост магистра оффиций, вместе с полководцем Велизарием принимал участие в руководстве византийским войском во время войны с персами, не раз вел переговоры. За свои успехи на военной и дипломатической службе Гермоген был удостоен звания консула и патрикия, поднявшись, таким образом, на самую высокую ступеньку в византийском обществе, не смотря на свое «варварское» происхождение.

Геронтикон – жанр византийской монашеской литературы; сборник изречений старцев, прославленных и почитаемых монахов-подвижников.

Герулы – восточно-германское племя, первоначально обитавшее на побережье Балтийского моря; затем герулы переселились на юг и участвовали в походах готского вождя Алариха и Аттилы, повелителя гуннской державы. Во второй половине V в. они создали свое государство на Дунае. Но в 494 г. королевство герулов было разгромлено лангобардами, а остатки герулов переправились через Дунай на земли Византии. Они были дружелюбно встречены в империи и стали ее союзниками. Король герулов Греп принял крещение в Константинополе 6 января 528 г., император Юстиниан I выступал в роли его крестного отца. Вместе с королем приняли крещение двенадцать членов королевской семьи и все знатные герулы. Герулы принимали участие во многих военных походах византийцев.

Гесперия – «западная земля»; архаичное греческое наименование Италии, употреблявшееся в сочинениях византийских историков.

Гетера – «подруга»; женщина, ведущая свободный и независимый образ жизни.

Гефестион Фиванский – известный византийский астролог начала V в. Родился в Фивах в Египте 26 ноября 380 г. Около 415 г. Гефестион завершил одно из самых важных изложений классической астрологии, из тех, что были доступны византийцам – «Апостелесматика или Астрологические действия» в трех книгах. Гефестион не был оригинальным мыслителем, он копировал или излагал древние астрологические тексты Птолемея, Дорофея Сидонского, Петосириса, Гиппарха, Критодима, Фрасилла, Антигона Никейского и других авторов, большая часть которых сегодня известна лишь по цитатам их них в византийской астрологической литературе.

Гидрия – «сосуд для воды»; керамический или, реже, металлический сосуд с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой между венчиком и пологими плечиками, которые плавно переводят тулово в горло. Гидрии с древнейших времен использовались для переноса и хранения воды. Керамические гидрии, как правило, расписывались художниками-вазописцами. Иногда роспись наносилась только на венчик и плечи гидрии, иногда украшалась вся ее внешняя поверхность.

Гийом I де Шамплит – См. Вильгельм I Шамплитский.

Гийом II де Виллардуэн – См. Вильгельм II Виллегардуэнcкий.

Гиматий – верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани. Надевался обычно поверх хитона и у шеи иногда застегивался фибулой.

Гимерий (Himerios) – греческий оратор, представитель второй софистики. Родился в 310 г. в городе Прусе в римской провинции Вифиния, умер в 386 г. Прославился как преподаватель риторики в Афинах, где его учениками были будущие отцы Церкви святые Василий Великий и Григорий Богослов. В 362 г. Гимерий был приглашен императором Юлианом Отступником (360 – 363 гг.) в Антиохию и служил в должности императорского секретаря. Из речей Гимерия целиком сохранились двадцать четыре, другие известны по выпискам святого патриарха Фотия в «Мириобиблионе». В этих речах, далеких от всего политически актуального, Гимерий рассуждал на темы прошлого, пытаясь возродить древнегреческий поэтический язык.

Гимн – торжественная песнь, музыкальный жанр, впервые появившийся в древней Греции. В то время гимны исполнялись хором или сольно с подхватыванием припева слушателями. Создатель христианских гимнов Амвросий Медиоланский в V в. ввел исполнение гимнов собственного сочинения в порядок церковных богослужений на Западе. Позже появились ритмические гимны в рифмованных стихах. В Византийской Церкви гимны считались отголоском небесного пения ангелов.

Гинекей – 1) женская половина дома, женская мастерская; 2) с начала IV в. от Р.Х. в Римской империи гинекеями назывались государственные мастерские по производству оружия и амуниции, в которых работали и свободные, и осужденные, и рабы; 3) место в храме для женщин, присутствующих при богослужении. Как правило, гинекей представлял собой балконы над боковыми нефами базилик и нарфиком. Особенно распространены были гинекеи в святилищах восточных регионов империи в IV – начале VI вв. Кроме прихожанок, для усиления звучания голосов на гинекеях располагались певческие хоры, давшие более позднее название этим сооружениям.

Гиперкерасты – воины подразделения, предназначенного для обхода неприятельского фланга.

Гипоболон – юридически оформленный предбрачный дар жениха невесте, который, согласно византийскому гражданскому праву, не должен был превышать размеров приданного будущей жены. В случае смерти мужа гипоболон вместе с приданным, оставался в безусловной собственности вдовы, а на остальную часть совместного имущества могли претендовать и иные наследники.

Гипокавст (гипокауст) – система обогрева богатых византийских бань, состоявшая из керамических труб центрального водяного отопления, уложенных под полом помывочного зала.

Гиппокласты – «волчьи ямы» с кольями.

Гиппон Регий (Гиппон) – город в Северной Африке к западу от Карфагена (совр. Анната в Алжире), место епископского служения Августина Блаженного.

Гирин – См. Лалакон.

Гирокомия – византийская богадельня, приют для одиноких стариков, увечных, калек.

Гиспрекс – стартовый механизм в стойлах (carceras) ипподромов. Представлял собой канат, натянутый между двумя штангами, основания которых были зажаты в перекрученных канатах, либо воловьих жилах, как в нижней части катапульт. Штанги приводились в вертикальное положение и фиксировались. После сигнала к началу забега, распорядитель освобождал фиксаторы, и штанги вместе с заградительным канатом падали во внешнюю сторону от стойл, освобождая проезд.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 28 Января, 2008 - 07:02:05
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Г" Ч.2 [Страниц (3): [1] 2 3 »
movedПродолжение темы (перемещена)]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0081 ]   [ Gzip выкл. ]